Сколько лет было базарову. Характеристика Базарова в романе “Отцы и дети” Тургенева в цитатах: описание личности и характера Евгения Базарова. Философия Евгения Базарова

Кинофильм «Гордость и предубеждение» вышел в прокат в 2005-м году. Возможно, этот фильм Вас заинтересует. Прочтите краткое описание сюжета:

Сюжет разворачивается в деревне Лонгборн, в графстве Хартфордшир. Мистер и миссис Беннет обсуждают нового соседа - юного, обаятельного и довольно богатого мистера Чарльза Бингли. Он арендовал поместье неподалёку, в Незерфилде. Миссис Беннет очень надеялась, что молодой человек женится на одной из её пяти дочерей.

Она уговаривает своего супруга нанести визит новоиспечённому соседу, но мистер Беннет сообщает, что уже имел честь познакомиться и пообщаться с новым соседом. Через пару дней всё семейство отправляется в Незерфилд на бал, где знакомятся с мистером Бингли, его сёстрами и его приятелем, мистером Дарси, из графства Дербершир.

Незерфилдский юноша сразу обращает особое внимание на взрослую дочь Беннетов Джейн. Девушка также прониклась симпатией к молодому джентльмену, но не показывала этого. А мистеру Дарси понравилась Элизабет - следующая дочь Беннетов, хоть сам мужчина это понял далеко не сразу. Однако Элизабет сразу не понравился гость из Дербершира, она сочла его через чур гордым и высокомерным.

Через некоторое время девушки знакомятся с мистером Уикхемом, который рассказывает Элизабет о том, как некрасиво поступил мистер Дарси, не выполнив последнее желание своего отца, который обещал Уикхему церковный приход. Это ещё больше усилило антипатию Элизабет к Дарси. Вскоре, сёстры узнали, что Бингли со своими друзьями уехали и все надежды матушки на скорое замужетсво Джейн рухнули, как карточный домик.

Спустя несколько дней подруга Элизабет, Шарлотта Лукас сообщила, что скоро станет женой кузина Беннтов мистера Коллинза и переедет в Розингс. Весной Лизи наносит визит Коллинзам. Они предлагают ей навестить леди Кэтрин де Бёр - тётушку мистера Дарси. Во время службы в церкви Элизабет узнаёт от друга Дарси, полковника Фицуильяма, что тот разлучил Бингли и Джейн. Через несколько часов Дарси признаётся в любви и делает Элизабет предложение руки и сердца. Та отказывается, аргументировав тем, что не может стать женой человека, который разрушил счастье её любимой сестры.

Позже Лизи становится известно, что её младшая сестра Лидия сбежала с мистером Уикхемом. Затем, Уикхемы приезжают в Лонгборн, где юная девушка случайно говорит Элизабет, что именно мистер Дарси организовал их свадьбу. Лизи понимает, что все расходы он взял на себя и в ней просыпается некое чувство…

В этот же день друзья мистер Дарси и мистер Бингли приезжают в дом Беннетов. Бингли делает предложение Джейн и та соглашается. Ночью приезжает леди Кэтрин и в довольно грубой форме упрекает Элизабет в том, что та согласилась выйти замуж за её племянника и требует доказать, что это всего лишь глупые сплетни. Однако Элизабет отказывается опровергнуть данный слух.

На рассвете к Элизабет приходит Дарси. Он вновь объясняется ей в любви и повторно делает предложение. На сей раз девушка соглашается.

Фильм английского кинорежиссёра Джо Райта, по мотивам одноимённого романа Джейн Остин, изданного в 1813 году. Производство фильма стоило около 28 млн. долларов. Мировые кассовые сборы картины составили примерно 121,1 миллиона долларов США. Главную роль в фильме исполняет Кира Найтли.

Фильм весь пропитан этим волшебным духов той чудесной Англии 18 века, когда мужчины делали первые шаги, когда танцевали на балах, писали письма и с трепетом ждали ответов, когда джентльмены протягивали дамам руки, когда ходили в длинных платьях и радовались дождю…

Образ Элизабет Беннет является образцом поведения для девушки, которая стремиться показать свою независимость, стать воистину свободной от всего. Она не боится говорить то, о чём думает, ей почти безразлично, что о ней скажут другие. Для девушки 21 года это довольно-таки сильно и дерзко.

Дарси, который на первый взгляд кажется очень гордым и высокомерным после знакомства с Элизабет становится внимательным к мелочам, начинает аккуратнее выражаться и становится весьма приятным и обходительным мужчиной.

«Запомните, если горести наши проистекают из Гордости и Предубеждения, то и избавлением от них мы бываем обязаны также Гордости и Предубеждению, ибо так чудесно уравновешены добро и зло в мире».

Слова эти и в самом деле вполне раскрывают замысел романа Джейн Остин.

Провинциальное семейство, что называется, «средней руки»: отец семейства, мистер Беннет, - вполне благородных кровей, флегматичен, склонен к стоически-обреченному восприятию и окружающей жизни, и самого себя; с особой иронией относится он к собственной супруге: миссис Беннет и в самом деле не может похвастаться ни происхождением, ни умом, ни воспитанием. Она откровенно глупа, вопиюще бестактна, крайне ограниченна и, соответственно, весьма высокого мнения о собственной персоне. У супругов Беннет пятеро дочерей: старшие, Джейн и Элизабет, станут центральными героинями романа.

Действие происходит в типичной английской провинции. В маленький городок Меритон, что в графстве Хартфордшир, приходит сенсационное известие: одно из богатейших поместий в округе Незерфилд-парк более не будет пустовать: его арендовал богатый молодой человек, «столичная штучка» и аристократ мистер Бингли. Ко всем вышеизложенным его достоинствам прибавлялось еще одно, наиболее существенное, поистине бесценное: мистер Бингли был холост. И умы окрестных маменек были помрачены и смущены от этого известия надолго; ум (точнее, инстинкт!) миссис Беннет в особенности. Шутка сказать - пятеро дочерей! Однако мистер Бингли приезжает не один, его сопровождают сестры, а также неразлучный друг мистер Дарси. Бингли простодушен, доверчив, наивен, раскрыт для общения, лишен какого-либо снобизма и готов любить всех и каждого. Дарси - полная ему противоположность: горд, высокомерен, замкнут, преисполнен сознания собственной исключительности, принадлежности к избранному кругу.

Отношения, складывающиеся между Бингли - Джейн и Дарси - Элизабет вполне соответствуют их характерам. У первых они пронизаны ясностью и непосредственностью, оба и простодушны, и доверчивы (что поначалу станет почвой, на которой возникнет взаимное чувство, потом причиной их разлуки, потом вновь сведет их вместе). У Элизабет и Дарси все окажется совсем иначе: притяжение-отталкивание, взаимная симпатия и столь же очевидная взаимная неприязнь; одним словом, те самые «гордость и предубеждение» (обоих!), что принесут им массу страданий и душевных мук, через которые они будут мучительно, при этом никогда «не отступаясь от лица» (то есть от себя), пробиваться друг к Другу. Их первая встреча сразу же обозначит взаимный интерес, точнее, взаимное любопытство. Оба в равной степени незаурядны: как Элизабет резко отличается от местных барышень - остротой ума, независимостью суждений и оценок, так и Дарси - воспитанием, манерами, сдержанным высокомерием выделяется среди толпы офицеров расквартированного в Меритоне полка, тех самых, что своими мундирами и эполетами свели с ума младших мисс Беннет, Лидию и Китти. Однако поначалу именно высокомерие Дарси, его подчеркнутый снобизм, когда всем своим поведением, в котором холодная учтивость для чуткого уха может не без оснований прозвучать чуть ли не оскорбительной, - именно эти его свойства вызывают у Элизабет и неприязнь, и даже возмущение. Ибо если присущая обоим гордость их сразу (внутренне) сближает, то предубеждения Дарси, его сословная спесь способны лишь оттолкнуть Элизабет. Их диалоги - при редких и случайных встречах на балах и в гостиных - это всегда словесная дуэль. Дуэль равных противников - неизменно учтивая, никогда не выходящая за рамки приличий и светских условностей.

Сестры мистера Бингли, быстро разглядев возникшее между их братом и Джейн Беннет взаимное чувство, делают все, чтобы отдалить их друг от друга. Когда же опасность начинает казаться им совсем уж неотвратимой, они просто-напросто «увозят» его в Лондон. Впоследствии мы узнаем, что весьма существенную роль в этом неожиданном бегстве сыграл Дарси.

Как и положено в «классическом» романе, основная сюжетная линия обрастает многочисленными ответвлениями. Так, в какой-то момент в доме мистера Беннета возникает его кузен мистер Коллинз, который, согласно английским законам о майорате, после кончины мистера Беннета, не имеющего наследников мужского пола, должен войти во владение их поместьем Лонгборн, вследствие чего миссис Беннет с дочерьми могут оказаться без крыши над головой. Письмо, полученное от Коллинза, а затем и его собственное появление свидетельствуют о том, сколь ограничен, глуп и самоуверен этот господин - именно вследствие этих достоинств, а также еще одного, весьма немаловажного: умения льстить и угождать, - сумевший получить приход в имении знатной дамы леди де Бёр, Позже выяснится, что она является родной тетушкой Дарси - только в её высокомерии, в отличие от племянника, не окажется ни проблеска живого человеческого чувства, ни малейшей способности на душевный порыв. Мистер Коллинз приезжает в Лонгборн не случайно: решив, как того требует его сан (и леди де Бёр тоже), вступить в законный брак, он остановил свой выбор на семействе кузена Беннета, уверенный, что не встретит отказа: ведь его женитьба на одной из мисс Беннет автоматически сделает счастливую избранницу законной хозяйкой Лонгборна. Выбор его падает, разумеется, на Элизабет. Ее отказ повергает его в глубочайшее изумление: ведь, не говоря уже о своих личных достоинствах, этим браком он собирался облагодетельствовать всю семью. Впрочем, мистер Коллинз утешился очень скоро: ближайшая подруга Элизабет, Шарлотта Лукас, оказывается во всех отношениях более практичной и, рассудив все преимущества этого брака, дает мистеру Коллинзу свое согласие. Между тем в Меритоне возникает еще один человек, молодой офицер расквартированного в городе полка Уикхем. Появившись на одном из балов, он производит на Элизабет достаточно сильное впечатление: обаятельный, предупредительный, при этом неглупый, умеющий понравиться даже такой незаурядной молодой даме, как мисс Беннет. Особым доверием Элизабет проникается к нему после того, как понимает, что тот знаком с Дарси - высокомерным, невыносимым Дарси! - и не просто знаком, но, по рассказам самого Уикхема, является жертвой его бесчестности. Ореол мученика, пострадавшего по вине человека, вызывающего у нее такую неприязнь, делает Уикхема в её глазах еще более привлекательным.

Через некоторое время после внезапного отъезда мистера Бингли с сестрами и Дарси старшие мисс Беннет сами попадают в Лондон - погостить в доме своего дядюшки мистера Гардинера и его жены, дамы, к которой обе племянницы испытывают искреннюю душевную привязанность. А из Лондона Элизабет, уже без сестры, отправляется к своей подруге Шарлотте, той самой, что стала женой мистера Коллинза. В доме леди де Бёр Элизабет вновь сталкивается с Дарси. Их разговоры за столом, на людях, вновь напоминают словесную дуэль - и вновь Элизабет оказывается достойной соперницей. А если учесть, что действие происходит все же на рубеже XVIII - XIX вв., то подобные дерзости из уст молодой особы - с одной стороны леди, с другой - бесприданницы могут показаться настоящим вольнодумством: «Вы хотели меня смутить, мистер Дарси… но я вас нисколько не боюсь… Упрямство не позволяет мне проявлять малодушие, когда того хотят окружающие. При попытке меня устрашить я становлюсь еще более дерзкой». Но в один прекрасный день, когда Элизабет в одиночестве сидит в гостиной, на пороге неожиданно возникает Дарси; «Вся моя борьба была тщетной! Ничего не выходит. Я не в силах справиться со своим чувством. Знайте же, что я вами бесконечно очарован и что я вас люблю!» Но Элизабет отвергает его любовь с той же решительностью, с какой некогда отвергла притязания мистера Коллинза. На просьбу Дарси объяснить и её отказ, и неприязнь к нему, столь ею нескрываемую, Элизабет говорит о разрушенном из-за него счастьи Джейн, об оскорбленном им Уикхеме. Вновь - дуэль, вновь - коса на камень. Ибо, даже делая предложение, Дарси не может (и не хочет!) скрыть, что, делая его, он все равно всегда помнит, что, вступив в брак с Элизабет, он тем самым неизбежно «вступит в родство с теми, кто находится столь ниже его на общественной лестнице». И именно эти слова (хотя Элизабет не менее его понимает, сколь ограниченна её мать, сколь невежественны младшие сестры, и много более, нежели он, от этого страдает) ранят её нестерпимо больно. В сцене их объяснения схлестываются равные темпераменты, равные «гордость и предубеждения». На следующий день Дарси вручает Элизабет объемистое письмо - письмо, в котором он объясняет ей свое поведение в отношении Бингли (желанием спасти друга от того самого мезальянса, на который он готов сейчас сам!), - объясняет, не ища себе оправданий, не скрывая своей активной роли в этом деле; но второе - это подробности «дела Уикхема», которые представляют обоих его участников (Дарси и Уикхема) в совершенно ином свете. В рассказе Дарси именно Уикхем оказывается и обманщиком, и низким, распущенным, непорядочным человеком. Письмо Дарси ошеломляет Элизабет - не только раскрывшейся в нем истиной, но, в не меньшей степени, и осознанием ею собственной слепоты, испытанным стыдом за то невольное оскорбление, которое нанесла она Дарси: «Как позорно я поступила!.. Я, так гордившаяся своей проницательностью и так полагавшаяся на собственный здравый смысл!» С этими мыслями Элизабет возвращается домой, в Лонгборн. А оттуда, вместе с тетушкой Гардинер и её супругом, отправляется в небольшое путешествие по Дербиширу. Среди лежащих на их пути достопримечательностей оказывается и Пемберли; красивейшее старинное поместье, владельцем которого является… Дарси. И хотя Элизабет доподлинно известно, что в эти дни дом должен быть пуст, именно в тот момент, когда домоправительница Дарси с гордостью показывает им внутреннее убранство, Дарси вновь возникает на пороге. На протяжении нескольких дней, что они постоянно встречаются - то в Пемберли, то в доме, где остановилась Элизабет и её спутники, - он неизменно изумляет всех своей предупредительностью, и приветливостью, и простотой в обращении. Неужели это тот самый гордец Дарси? Однако и отношение самой Элизабет к нему также изменилось, и там, где ранее она была готова видеть одни недостатки, теперь она вполне склонна находить множество достоинств. Но тут происходит событие: из полученного от Джейн письма Элизабет узнает, что их младшая сестра, непутевая и легкомысленная Лидия, сбежала с молодым офицером - не кем иным, как Уикхемом. Такой - в слезах, в растерянности, в отчаянии - застает её Дарси в доме, одну. Не помня себя от горя, Элизабет рассказывает об обрушившемся на их семью несчастьи (бесчестье - хуже смерти!), и только потом, когда, сухо откланявшись, он неожиданно резко уходит, она осознает, что произошло. Не с Лидией - с нею самой. Ведь теперь она никогда не сможет стать женой Дарси - она, чья родная сестра навсегда опозорила себя, наложив тем самым несмываемое клеймо на всю семью. В особенности - на своих незамужних сестер. Она спешно возвращается домой, где находит всех в отчаянии и смятении. Дядюшка Гардинер спешно выезжает на поиски беглецов в Лондон, где неожиданно быстро их находит. Затем еще более неожиданно уговаривает Уикхема обвенчаться с Лидией. И лишь позже, из случайного разговора, Элизабет узнает, что это именно Дарси отыскал Уикхема, именно он принудил его (с помощью немалой суммы денег) к браку с соблазненной им девицей. После этого открытия действие стремительно приближается к счастливой развязке. Бингли с сестрами и Дарси вновь приезжает в Незерфилд-парк. Бингли делает предложение Джейн. Между Дарси и Элизабет происходит еще одно объяснение, на этот раз последнее. Став женой Дарси, наша героиня становится и полноправной хозяйкой Пемберли - того самого, где они впервые поняли Друг друга. А юная сестра Дарси Джорджиана, с которой у Элизабет «установилась та близость, на которую рассчитывал Дарси на её опыте поняла, что женщина может позволить себе обращаться с мужем так, как не может обращаться с братом младшая сестра».

В романе «Гордость и предубеждение», который написала Джейн Остин, описаны нравы английского общества на рубеже XVIII - XIX веков.

В центре повествования находится небогатая семья Беннетов. Мать и отец воспитывают пять дочерей: красивую Джейн, умную Элизабет и глупышек Лидию, Китти и Мэри. В те времена отсутствие сына в семье было трагедией. По закону после смерти отца владельцем дома и земель Беннетов станет дальний родственник, потому что в семье нет наследника.

Мать и ее дочери могут оказаться бездомными. И выход из этой ситуации только один - дочерям жизненно необходимо выйти замуж за обеспеченного мужчину. А это тоже достаточно проблематично, потому что у девушек нет ни достойного наследства, ни связей в обществе. К счастью, мистер Беннет пребывает в здравии.

Мать семейства день и ночь обеспокоена поисками женихов для своих дочерей. Судьбу улыбнулась семейству: в соседнее поместье переезжает богатый холостой мужчина - мистер Бингли. Чтобы познакомиться с ним, мистер Беннет навещает нового соседа. Затем мистер Бингли приезжает на званый вечер вместе с сестрами и другом - мистером Дарси.

Провинциальное общество поражено, насколько друзья отличаются друг от друга: Бингли - доверчивый и простодушный, а Дарси - гордый, высокомерный и порой замкнутый. С первой встречи между Бингли и Джейн Беннет возникает симпатия, Чувства молодых людей крепнут с каждым днем. Но две родственницы мистера Бингли, которые хотят видеть брата в брачных отношения с совсем другой молодой особой, делают все возможное, чтобы разлучить влюбленных. Сестры совместно с Дарси убеждают Бингли уехать из поместья.

Элизабет Беннет уже при первом знакомстве вызвала интерес у мистера Дарси. Но его тщеславие и нелицеприятные высказывания о провинциальном обществе отталкивают девушку от него. Вскоре Элизабет знакомится с Уикхемом, который вызывает симпатию у всех девушек в провинциальном обществе. Мужчина рассказывает, как жестоко с ним поступил мистер Дарси, что еще больше унизило Дарси в глазах молодой девушки.

В семье Беннет появляется надежда, что Уикхем и Элизабет вскоре объявят о помолвке. Но этим планам не суждено сбыться. Молодой человек направляет свое внимание на обеспеченную девушку.

Неожиданно семью Беннетов навещает Коллинз - глуповатый, но самоуверенный молодой человек, который станет хозяином дома после кончины мистера Беннета. Коллинз делает предложение Элизабет, но получает решительный отказ. Чтобы обидеть Элизабет, мужчина просит руки и сердца у подруги семьи - Шарлотты Лукас, которая соглашается стать его женой.

Весной Элизабет приезжает погостить в дом Коллинзов, где знакомится с богатой дамой леди де Бер - родной тетушкой Дарси. Дочь де Бер и мистер Дарси считаются женихом и невестой. Вскоре и Дарси приезжает в дом тёти. Элизабет узнает, что он настоял на расставании Бингли и Джейн. Когда Дарси говорит Элизабет о своей любви и просит ее стать его женой, девушка отказывает ему в резкой форме. Она обвиняет Дарси в том, что он чванливый и высокомерный человек, который разрушил счастье Джейн и несправедливо поступил с Уикхемом. Мистер Дарси частично оправдывается перед девушкой, написав ей письмо.

Летом Элизабет путешествует с родственниками. Они заезжают в Пемберли - поместье, принадлежащее Дарси. Неожиданно девушка встречается с самим хозяином. Но мужчина ведёт себя гораздо лучше прежнего. Он учтив и почтителен. Молодая девушка осознает, что мистер Дарси нравится ей. Но начавшиеся отношения прерываются страшной новостью: младшая дочь Лидия сбежала с мистером Уикхемом, даже не поженившись. Это нанесло непоправимый ущерб репутации всей семьи. Элизабет приезжает домой.

Некоторое время спустя до семьи Беннетов доходит новость, что Уикхем женился на Лидии, не попросив огромного приданого. Элизабет становится известно, что мистер Дарси помог найти беглецов и устроить их венчание, оплатив многочисленные долги Уикхема. В это же время мистер Бингли с сестрами и другом возвращается в поместье и предлагает Джейн выйти за него замуж. На что получает согласие девушки и ее отца.

Леди де Бер наносит визит Элизабет и сообщает сенсационные новости. Ее племянник расторг помолвку с ее дочерью и собирается просить Элизабет стать его женой. Через некоторое время и сам Дарси приезжает с надеждой на то, что Элизабет изменила своё мнение о нем. Девушка дает согласие на брак.

Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» стоит в одном ряду с лучшими русскими и мировыми произведениями литературы. Главный герой произведения, Евгений Базаров, - личность выдающаяся и, в то же время, трагическая. Его можно причислить к «лишним» людям, не сумевшим реализовать свои возможности и свой богатый потенциал.
Евгений Базаров – представитель нового, молодого, поколения в романе. Он – олицетворение тех изменений, что происходили в обществе 60-ых годов 19 века. Базаров – разночинец. Таким, «неблагородным», происхождением своего героя писатель показывает, что на первое место в обществе выдвигаются разночинцы и другие люди недворянского рода. Аристократы отходят на второй план во всех отношениях: социальных, философских, культурных, бытовых.
Базаров небогат, он сам зарабатывает на свое образование. Герой изучает естественные науки и вскоре станет талантливым доктором. Мы видим, что эта профессия увлекает Базарова. Он готов трудиться, чтобы добиваться результатов, то есть помогать людям, улучшать их жизнь.
Уже сама внешность Базарова, его манера держаться говорят о большом уме героя, его уверенности в себе: «оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум».
Попав в «благородное семейство» Кирсановых, Евгений Базаров шокирует «отцов» своими взглядами. Оказывается, друг их Аркаши - нигилист. Что же это значит? «Нигилист - это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип». И действительно, Базаров отрицает все, что было накоплено до него предшествующими поколениями. Особенно его сердце «бунтует» против всего нематериального: искусства, любви, дружбы, души, наконец. Все это Базаров считает выдумками неприспособленных к делу аристократов, фантазиями слабых людей. Герой так говорит Павлу Петровичу: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта».
Целью своей жизни Евгений Базаров видит лишь одно разрушение. Он считает, что цель его поколения – расчистить место. Герой стремится освободить жизнь от всего, накопленного аристократией. Евгений Базаров думает, что все это совершенно не нужно главному участнику истории – народу. Ради него герой и совершает все свои деяния.
Базаров уверен, что его поколение должно разрушать. Строить же что-то новое будут другие, поколения детей и внуков.
На все этот герой смотрит с рациональной и материальной точки зрения. В его жизни нет места ни малейшему чувству. Даже любовь Базаров считает лишь простой физиологией, влечением тел и не более того. От взглядов этого героя так и веет холодом и смертью.
Тургенев ни в коем случае не был согласен с философией своего героя. Чтобы развенчать мировоззрение Базарова, автор проводит его через испытания. Постепенно становится ясно, что их герой не выдерживает. Таким образом, взгляды Базарова, его основа, жизненный стержень, рушатся. В финале романа герой погибает, доказывая еще раз неправильность своей теории.
Самым большим и самым важным испытанием в жизни Базарова стала любовь. Он, отрицавший это чувство и презиравший людей, которые его испытывали, влюбился сам. Влюбился сильно, страстно, со всей мощью, на которую была способна его натура. Любовь к Одинцовой заставила Евгения Васильевича пересмотреть свои взгляды, прежде всего, на самого себя. Так значит, любовь существует? Больше того, ей подвержены все люди и даже такие выдающиеся, как Базаров?
Герой причислял себя к способным и сильным людям, в чем-то даже необыкновенным. Он думал, что он-то уж сможет контролировать ситуацию и все подчинять доводам разума. Но не тут-то было. Встреча с Анной Сергеевной Одинцовой вмиг все перевернула.
Герой испытывает к ней смешанное чувство. С одной стороны, это сильная любовь, а с другой – злоба и даже ненависть: «Базаров уперся лбом в стекло окна. Он задыхался; все тело его видимо трепетало. Но это было не трепетание юношеской робости, не сладкий ужас первого признания овладел им: это страсть в нем билась, сильная и тяжелая - страсть, похожая на злобу и, быть может, сродни ей...»
С этого момента нигилистические теории в жизни героя отошли на второй план. Он стал заниматься медициной и естественными опытами. Вскоре, поранив палец, Базаров заражается тифом и умирает. Последней, кого он захотел видеть, была Одинцова. Только ей Евгений Базаров открывается полностью и только ее просит: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет...»
Герой умирает. Таким образом Тургенев развенчивает его нигилистическую теорию, доказывает ему самому и читателям, что с такими взглядами на жизнь, как у Базарова, не только невозможно принести благо другим, но и невозможно быть счастливым самому. «Бунтующее сердце» героя было направлено не в то русло, поэтому его могучий потенциал исчез, не оставив и следа. Базаров не смог бы жить, изменив свои взгляды. Все его существование было основано на нигилизме. Поняв, что он не способен быть нигилистом, герой погибает сначала духовно, а потом и физически. Его «бунтующее сердце» просто перестает биться.