Сколько составов цирка дю солей. Юлия коростелева, воздушная гимнастка. Самый успешный проект

Задавать такие вопросы неприлично, но ответ узнать хочется! 8) В шоу «О», которое идет в Вегасе , есть номер: человек сидит в кресле на сцене и читает газету. Вдруг газета загорается, потом загорается шляпа, пальто, ботинки, и вот он уже весь объят пламенем.

Пять минут горящий человек невозмутимо читает горящую газету в горящем кресле, а на сцене продолжается спектакль, в бассейне плещутся девушки-рыбки. Потом человек встает, и уходит вдаль, оставляя за собой горящие следы. Говорят, что за этот номер он получает 400 долларов. А так как в сутки дается 2 представления, то это 800$ за день. И почему я до сих пор зарабатываю программированием, а не горением? 8)))

Начальная ставка для артиста - 100 долларов за выступление. Обычно дается 8-10 представлений в неделю. Чем дольше работает артист в Цирке Дю Солей, тем больше его гонорар. У новичков в год — 30 тысяч долларов, у ветеранов — около 250 тысяч.

Когда артист перестает выступать, из-за возраста или из-за травмы, его переучивают, и он остается дальше работать в цирке: тренером, консультантом, менеджером, гримером и тд. Это принципиальная позиция ЦДС. Считается, что артисты, проработавшие в шоу 5-10 лет, становятся потом лучшими сотрудниками, потому что на своей шкуре прочувствовали все трудности этой жизни и работы.

С артистами заключают контракт, в котором указана фиксированная зарплата на год и условия работы, что позволяет им работать спокойно и заниматься только творчеством. Оформление страховки обязательно. Вместе с труппой ездят врачи, массажисты, повара, учителя (потому что в цирке есть школа для цирковых детей, где обучение ведется на английском и французском языках). Цирк обеспечивает решение всех бытовых вопросов: расселение в лучших гостиницах в центре города с окнами во двор, питание, выстиранный и отутюженный костюм к представлению, культурная программа, медуслуги — все бесплатно. Рабочий день обычный — 8 часов.

Единственное, что должен делать артист — работать. Каждый, независимо от жанра, проходит вокальную и танцевальную подготовку, потому что надо выполнять не только цирковые трюки, но и петь, танцевать или играть на музыкальных инструментах. Все это делается вживую.

Есть жесткие требования к артистам: за пьянки, драки, попадание в милицию сразу увольняют. И совсем невыносимый первый пункт договора: «Босс всегда прав».
Для русскоязычной творческой души — это невыполнимое условие 8)!

А что у нас?

Директор РосЦирка Александр Калмыков говорит, что РосЦирк тоже стремится к 100 долларам за выступление, что многие зарабатывают гораздо больше, и что русские цирковые номера у заграничных импрессарио нарасхват. И что, артисты, услышав о гонораре в 80-100 долларов за выступление, отмахиваются, за такие гроши, дескать, никуда из России не поедем…

Правда, на сайте цирковых есть такие посты: «Как объяснить новому партнеру его зарплату? При поступлении на работу ему было обещано 20 тыс.руб в месяц (меньше 700 долларов). В понимании обывателя, это зарплата 5 и 25 числа КАЖДОГО из 12 месяцев. А фактически это не месячная зарплата в связи с переездами и привязки зарплаты к норме 20 представлений в месяц. Так не лучше ли сказать, что объявленная Вами зарплата для вновь принятого на работу артиста будет в лучшем случае за ПОЛТОРА месяца. Партнёр так и говорит: «В родном городе, без переездов, работая ОХРАННИКОМ получал КАЖДЫЙ месяц 18 000 руб.»

Ветер странствий врывается в Вашу комнату! Вперед, к новым странам, к новым встречам, к новым проектам!

В последний раз выступит в Москве с шоу Kooza — одним из самых зрелищных цирковых шоу мира. Для нашего спецпроекта артисты сфотографировались без костюмов и грима и рассказали о своей жизни в цирке и за его пределами

БАРРИ ЛОУИН, АКРОБАТ

О работе: «По натуре я перфекционист. Если совершаю ошибку, очень переживаю и ругаю себя. Возможно, зритель этого не заметит, но я-то знаю, что мог бы сделать лучше. Поэтому уделяю много времени тренировкам и репетициям. Чтобы поддерживать хорошую физическую форму, занимаюсь пилатесом и йогой. Работа в Cirque du Soleil не самая легкая, зато лучшая для меня на сегодняшний момент».
О личном:
«Шоу Kooza исполнило сразу две мои заветные мечты: работать на сцене и путешествовать по миру. Мне нравится, что мы никогда не сидим на одном месте. Я люблю ездить по городам, изучать культуру разных стран. Конечно, иногда я скучаю по друзьям и близким. Но такова жизнь: тем, кто следует за мечтой, всегда приходится от чего-то отказываться. Я ни о чем не жалею и сейчас абсолютно счастлив.


БАРРИ ЛОУИН

Акробат (роль в шоу — Плут). Страна: США. До Cirque du Soleil : работал на американском телевидении и радио, играл в театре. В Cirque du Soleil : два года, полгода в шоу Kooza.


ВЛАДИМИР КУЗНЕЦОВ, АКРОБАТ

О работе: «Cirque du Soleil создает артистам прекрасные условия: медицинская страховка, путешествия по всему миру. Если ты с семьей, то цирк арендует апартаменты… И все же тяжело выступать в одном и том же образе, в одном и том же шоу на протяжении стольких лет. Мне кажется, пять лет достаточно, и нужно что-то менять».
О личном: «Год назад у меня родилась дочь. Сейчас жена периодически уезжает в Россию к бабушкам и дедушкам, летом вместе с дочкой отдыхала в Болгарии. До рождения ребенка жена все время находилась со мной в туре. Вторым половинкам «цирковых» тяжело. Мы работаем шесть дней в неделю, на семью остается мало времени. В выходные стараемся куда-то пойти: в музеи, театры, просто погулять по городу. Но обычно супруге приходится искать развлечения самостоятельно. Не думаю, что без ее поддержки я смог бы столько лет работать на одном месте».



ВЛАДИМИР КУЗНЕЦОВ

Акробат (номер в шоу «Подкидные доски»). Страна: Россия. До Cirque du Soleil : работал в Росгосцирке. В Cirque du Soleil : шесть лет в шоу Kooza.

ЮЛИЯ КОРОСТЕЛЕВА,
ВОЗДУШНАЯ ГИМНАСТКА

О работе: «Я долго воспринимала работу в Cirque du Soleil как временную. Пару раз уходила, пытаясь найти себя, например, в журналистике. Но поняла, что цирк моя жизнь. В ней тоже есть рутина, и иногда она становится невыносимой. За окном меняются города, а ты даже не успеваешь их разглядеть. Но открывается второе дыхание и все налаживается».
О личном: «Думаю, моя следующая роль — жена и мать. Но с нашей работой трудно найти хорошего папу для будущих детей. Я сильный человек: спорт и цирк закалили характер. Если встречу кого-то сильнее себя, все брошу. Мне не важно, где жить. Раньше не могла представить себя вне Москвы. Теперь знаю, что дом — место, где любят и ждут».



ЮЛИЯ КОРОСТЕЛЕВА

Воздушная гимнастка (номер «Трапеция»). Страна: Россия. До Cirque du Soleil : занималась спортивной гимнастикой. В Cirque du Soleil : 12 лет, из них 5 в Kooza.

РОН КЭМПБЕЛ, КЛОУН

О работе: «Главное отличие театра от цирка — аудитория. В цирк люди приходят отдохнуть, поэтому все должно быть предельно просто. Мы почти не говорим, мы доносим информацию до зрителя при помощи мимики и жестов. В Kooza клоуны не сентиментальные. Наши шутки на грани добра и зла. Нужно быть осторожным, чтобы никого не обидеть».
О личном:
«Благодаря Kooza я встретил свою девушку. Мы познакомились во время гастролей в Японии. У нее там свой магазин. Работа отлажена, поэтому она спокойно на 2-3 месяца уезжает со мной. Я занимаюсь японскими боевыми искусствами. И если на сцене я придуриваюсь, то в жизни могу дать отпор. Хотя и пошучу при этом. После окончания контракта с цирком вернусь в театр. Но пока мне нравится быть главой королевства Kooza ».

РОН КЭМПБЕЛЛ

Клоун (роль в шоу — Король). Страна: США. До Cirque du Soleil : был уличным актером, работал в труппе Калифорнийского шекспировского театра. Организовал шоу в Лос-Анджелесе,
в котором исполнил 49 ролей. В Cirque du Soleil : 6 лет в Kooza.

ШОН КЕМПТОН, КЛОУН

О работе: «Я не устаю от работы: моя работа — это я. Существует два типа клоунов: одни с 30-летним стажем работы и при этом абсолютные дети, другие работают, кажется, лет триста — такие угрюмые старики. Я нахожусь где-то посередине».
О личном: «Моя жена воздушная гимнастка, но в шоу Kooza работала клоуном со мной. Сейчас она вернулась в Англию с нашей дочкой, чтобы отдать ее в школу. Дочь выросла за кулисами и обожает цирк. Думаю, она будет работать здесь. Хотя главное — ее счастье. Я вырос в семье военных медиков, но родители не настаивали, чтобы я пошел по их стопам. Так и я отнесусь к выбору дочки».

ШОН КЕМПТОН

Клоун (роль в шоу — Шут Короля, разнорабочий) Страна: Великобритания.
До
Cirque du Soleil : играл в театрах США и Великобритании, выступал в уличных шоу, работал директором Generating Company — крупнейшей в Великобритании компании
по организации гастролей цирковых шоу. В Cirque du Soleil Kooza .

ВЭДРА ЧАНДЛЕР, ПЕВИЦА

О работе: «В мюзиклах я пела, играла, танцевала, а здесь только пою, не отвлекая внимание от сцены. Конечно, я скучаю по танцам, но мне нравится новая работа. Она дает возможность путешествовать и общаться со всем миром».
О личном:
«Я окончила Гарвард по специальности «политика». Но всегда мечтала выступать на сцене. Родителям было трудно смириться с тем, что я с таким серьезным образованием работаю в мюзиклах. А узнав о цирке, они пришли в ужас. Но я пригласила их на выступление, и все вопросы отпали. Они увидели красивое шоу и поняли, что я счастлива здесь. Теперь всем с гордостью рассказывают о моей работе. Мне 32 года, а я ощущаю себя ребенком благодаря цирку. Не думаю о том, что будет завтра, но, что бы ни случилось, знаю: не пропаду. Если мне надоест петь, смогу заняться политикой. Как вам новый президент Америки из Cirque du Soleil



ВЭДРА ЧАНДЛЕР

Певица Страна: США. До Cirque du Soleil : выступала в мюзиклах на Бродвее. В Cirque du Soleil : четыре года, из них три в шоу Kooza.

ДЖИММИ ИБАРРА САПАТА (СЛЕВА)
И РОНАЛЬД СОЛИС, АКРОБАТЫ

Джимми о работе: «С детства я обожал адреналин. Когда в 12 лет увидел «Колесо смерти», дал себе слово, что выполню этот трюк. И вот уже 20 лет с ним выступаю».
О личном:
«Мама лишь однажды пришла на шоу, но на середине номера выбежала из зала. Думаю, окончив работу в Kooza, перестану выполнять этот трюк. У меня есть девушка, и я хочу думать о будущем: семье и детях».
Рональд о работе:
«Главное — отношения с партнером. Мы с Джимми знакомы давно. Бывают ссоры. Но, выходя на сцену, мы забываем о них. Потому что зависим друг от друга. Ошибется один — пострадают оба».
О личном: «Когда каждый день рискуешь, лучше не думать о будущем. Я стараюсь жить сегодняшним днем. Жена не одобряет мою работу, но она знает: для меня это жизнь».

ДЖИММИ ИБАРА САПАТА (СПРАВА)

Акробат (номер «Колесо смерти») Страна: Колумбия. До Cirque du Soleil : работал в акробатом в немецком Circus Flic Flac . В Cirque du Soleil : семь лет, из них шесть в шоу Kooza.

РОНАЛЬД СОЛИС

Акробат (номер в шоу «Колесо смерти»). Страна: Колумбия. До Cirque du Soleil : работал в швейцарском Nock . В Cirque du Soleil : год в шоу Kooza.

Цирк - это удивленные глаза детей и взрослых. Однако цирк – это не только счастье, не только радость, не только сила, ловкость и смех. Цирк – это тяжелый и настойчивый труд. А что говорить, если перед вами лучший цирк в мире – Cirque du Soleil.

Компания основана в 1984 году и находится в Канаде. Цирк Солнца насчитывает более 4.000 человек, работающих в разных группах, что позволяет компании давать представления в нескольких точках мира одновременно. Выступает со зрелищными спектаклями. Годовая выручка цирка превышает $600 млн.

Про "Цирк Солнца" говорят, что он вдохнул новую жизнь в цирковое искусство. Наряду с суперзвездами популярной музыки он развлекал публику во время 74-й церемонии вручения премии "Оскар" и 50-й юбилейной церемонии "Грэмми". Его достижения награждены ведущими премиями циркового мира, а запись одного из их шоу - еще и телепремией "Эмми".

На это легендарное шоу мечтают попасть миллионы юных зрителей. Ведь в составе труппы собрались самые знаменитые цирковые артисты. Здесь и бывшие олимпийц и самые лучшие актеры.

Как стать ловкими, сильными и при этом радовать публику с поделились артисты цирка: Збигнев Бахор, Катерина Кузенкова и Евгений Куркин.

1. Как вы попали в Cirque du Soleil?

2. Какие номера вы выполняете в Cirque du Soleil и какой для вас наиболее сложен?

3. Сколько часов в день вы репетируете? Как проходят репетиции?

4. Какой у вас режим дня?

5. Придерживаетесь ли вы диет или специального питания?

6. Вы получали травмы во время репетиций или выступлений?

7. Наверняка бывает, что вас охватывает страх перед тем или иным трюком. Как боретесь со страхом?

8. У вас есть семьи? Они поддерживают ваш выбор профессии?

9. Насколько сложно было адаптироваться в чужой стране?

10. Чем планируете заняться в будущем, после CdS?

Збигнев Бахор, Польша.

1. Я начал работать в Cirque du Soleil в 1995 году. Отправил в кастинг-отдел свою видеозапись, и буквально через пару месяцев мне позвонили и предложили работать в шоу "Saltimbanco". В туре я главный "старожил".

2. Я работаю в составе групповых номеров, так называемой "домашней труппе". Мы делаем "Китайские шесты" и "Русские качели". Раньше я еще выступал в номере "Банши". У меня есть собственный персонаж – один из бунтарей, это птица.

3. Репетируем мы где-то около двух часов в день. Я приезжаю на площадку, ем, наношу грим, разогреваюсь – наличие тренировок зависит от артистического расписания – и вперед, на сцену. Со мной и моими коллегами из "домашней труппы" работает главный тренер и группа артистического директора.

4. Иногда, перед работой я плаваю в бассейне или делаю пробежку по городу. Мне нравится изучать новые города, я с удовольствием иду гулять, а вот после выступления – сразу спать.

5. Я очень люблю морепродукты и суши. Стараюсь избегать сахара, употребляю его только в порядке исключения. Не курю, не пью и не тусуюсь до ночи – стараюсь беречь здоровье и как следует отдыхать.

6. Слава Богу, у меня никогда не было крупных травм, только по мелочи.

7. Я страха не испытываю. Я занимаюсь этим уже столько лет, что все мои страхи позади.

8. Да, есть. Моя семья – жена и двое детей – живут в Польше, на моей родине. Я приезжаю к ним в перерыве между гастролями, а вот когда шоу выступало под собственным куполом – они ездили со мной.

9. Мне это не сложно – я человек гибкий. Более того, мне нравится познавать новые города и страны, культуры, языки и красоту природы по всему миру.

10. Пока у меня таких планов нет.

Евгений Куркин, Россия.


1. Cirque du Soleil нашел меня сам. На гимнастических соревнованиях в России, где я выступал – и предложили мне пройти просмотр. Потом они мне перезвонили и попросили приехать в штаб-квартиру компании, в Монреаль, на общую подготовку. В 2010 мне предложили присоединиться к "домашней труппе" Saltimbanco.

2. Лично для меня самым сложным номером был "Банши" – до прихода сюда я никогда ничего подобного не делал. Теперь мне страшно нравится!

3. Наличие или отсутствие тренировок в течение недели определяется нашим расписанием. В тот день, когда у нас одно выступление, мы, конечно, репетируем больше. Я разогреваюсь, по меньшей мере, минут 30 до выхода на сцену.

4. В зависимости от графика тренировок. Во-первых, я люблю выспаться. Потом стараюсь погулять по городу, а уже после отправляюсь на работу. Ем я на площадке, там же мы тренируемся, потом наношу грим, разогреваюсь и выхожу на сцену.

5. Иногда можно себе позволить есть все подряд – я обожаю десерты – но чаще приходится брать себя в руки и есть поменьше.

6. Слава Богу, у меня травм никогда не было.

7. Волнение – это нормально. Новые номера, элементы могут, конечно, нагонять страху, но главное сконцентрироваться и не давать страху себя парализовать.

8. Моя мама живет в Орле, в России. Скучает по мне, но она очень рада тому, что я стал частью Cirque du Soleil.

9. Мне сложно привыкать – каждый раз все новое: время, еда, культура. Все другое!

10. Пока я хочу как можно дольше оставаться в Cirque du Soleil и работать в шоу вместе с этой компанией.

Катерина Кузенкова, Беларусь.


1. Я много лет занималась акробатическими прыжками на дорожке. Выступала в составе национальной сборной, а в какой-то момент отправила свой DVD в Cirque du Soleil, и они предложили мне войти в состав шоу.

2. Я выступаю в составе "домашней труппы", поэтому исполняю "Русские качели" и "Китайские шесты". Сложнее всего для меня было соединить свои акробатические навыки и артистизм. Особенно сложно было в начале, но тем было и интереснее.

3. Расписание тренировок у всех разное. Все занимаются своими вещами на индивидуальном уровне. Для номеров, которые мы исполняем вместе на сцене, в течение недели назначается определенное время тренировок, и наша задача вовремя быть на месте. У нас есть тренеры в каждом крупном акробатическом номере, и, конечно, мы репетируем все вместе, всей труппой.

4. Я стараюсь высыпаться. Хотя мой график несколько отличается от графика остальных артистов, так как я еще выполняю роль тренера по силовым нагрузкам, в дополнение к своим обязанностям артиста.

5. Никаких диет!

6. Риск – это часть нашей профессии. Но очень важно, что в составе тура работает физиотерапевт, который отвечает за наше самочувствие и следит за тем, чтобы мы были в форме перед каждым представлением.

7. Честно говоря, нет. Я могу иногда беспокоиться и переживать, но я стараюсь собраться и выложиться на все 100.

8. Моя семья и друзья меня очень поддерживают. Я им страшно благодарна! Мама обожает Cirque du Soleil, и когда у нее есть время, с удовольствием мотается со мной по всему свету.

9. У меня есть свои правила и свой график, поэтому мне легко адаптироваться к очередной стране.

10. Я буду тренером. Надеюсь, что хорошим тренером!

Какие только легенды не ходят о самом успешном цирке мира: попасть туда практически невозможно, а те, кому удалось, работают круглыми сутками и терпят адские мучения. На самом деле все не совсем так. В труппе Cirque du Soleil работают артисты примерно из 40 стран. Чтобы стать частью известной цирковой семьи, им пришлось потратить год или даже два. Сначала они оставили заявку на

официальном сайте компании и прошли собеседования, (есть и те, кто был отобран скаутам — они ездят по всему миру, отсматривают выступления талантливых артистов), затем прошли стажировку в штаб-квартире компании, расположенной в Монреале. Там их учили актерскому мастерству, искусству нанесения грима, некоторым пришлось пройти курсы изучения английского языка. Стажировка длится от одного до двух лет. И, нужно отметить, в это время артисты живут сладкой жизнью: не переезжают с места на место, не тренируются нон-стопом. Как только они становятся в шоу, жизнь их кардинально меняется. Получить работу в цирке проще, чем удержаться в нем.


Новичок попадает в интернациональную команду примерно из ста человек. Вместе с ними ему предстоит проводить 24 часа в сутки: завтракать, тренироваться, выступать, путешествовать. В случае конфликтных ситуаций можно обратиться к артистическому директору Майклу Смиту. Он в проекте уже много лет и может найти подход к каждому артисту. Иногда он сам выведывает у команды, где назревает скандал и успевает предупредить его.

Фото: Пресс-служба Cirque du Soleil Rus


На репетции артистам нельзя опаздывать. Нарушение трудовой дисциплины может привести к увольнению. А этого не хочет ни один артист Cirque du Soleil. Несмотря на то что им приходится идти на серьезные жертвы, все-таки жизнь в цирковой семье их устраивает.

Фото: Пресс-служба Cirque du Soleil Rus

Всем артистам, исполняющим акробатические трюки, необходимо держать определенный вес — не больше 45 кг. Чтобы всегда быть в форме, им приходится не есть сладкое, мучное и жареное и, конечно, много тренироваться. Мы заметили, что артисты, отыграв свой номер, возвращаются закулисы на маты и приступают опять к тренировкам: кто-то крутит педали велосипеда, кто-то растягивается и т. д.

Фото: Пресс-служба Cirque du Soleil Rus

Следить за питанием — самая малая жертва, на которую приходится идти артистам. Сложнее — не видиться с близкими месяцами. Так, например, исполнитель роли Бум-Бум Жан Филипп рассказал, что за последние три недели он успел побывать в пяти странах, но к себе домой так заехать и не

успел. Неудивительно, что многие артисты выбрают себе в пару цирковых, с которыми и путешествуют по всему миру. Так, например, один из самых зрелищных номеров "Скульптура" в шоу Quidam исполняет русская пара Александр и Наталья Пестовы. Они вместе чуть больше 20 лет, у супругов есть дети — 10-летняя дочь и 21-летний сын, который тоже выступает в цирке.

Фото: Пресс-служба Cirque du Soleil Rus

Все артисты в шоу выступают без страховки. И хотя они отмечают, что Cirque Du Soleil уделяет много внимание технической оснощенности площадки, каждый понимает, что работает на свой страх и риск. К сожалению, несчастные случаи во время высуплений случаются. Артисты стараются о них не думать, но тем не менее у каждого перед выходом на сцену есть свои ритуалы. Так, например, одна из акробаток рассказала, что не появляется на площадке без кулона, который ей подарила мама, другая — обязательно наносит грим в определенном порядке. Шоу — это, конечно, набор отточенных элементов. Тем не менее ни один из артистов не может сказать заранее, каким именно оно получится. Каждый выход на сцену — как в первый раз.

Посетители рядового представления прославленного «Цирка дю Солей», проходившего в Лас-Вегасе, стали свидетелями .

Смерть в «Цирке Солнца»

В разгар представления 31-летняя акробатка Сара Гийяр-Гийо выполняла свою часть программы на большой высоте. Номер девушки подходил к концу. По свидетельствам очевидцев, акробатка находилась на краю высокой сцены и сняла страховочные тросы.

В следующий момент по не до конца понятным причинам, артистка сорвалась вниз с 15 метров. Вполне возможно, что она просто оступилась.

Все произошло настолько неожиданно и быстро, что часть публики посчитала это падение одним из номеров программы.

Как часто бывает в таких экстремальных ситуациях, присутствовавшие по разному описывают дальнейшее. Одни утверждают, что раздался жуткий крик, после чего коллега сорвавшейся артистки стала плакать прямо на сцене, после чего стало понятно, что произошло что-то чрезвычайно серьезное. Другие рассказывает, что на упавшую в яму за сценой акробатку не сразу обратили внимание ее партнеры, поэтому программа продолжалась еще несколько минут.

Девушка находилась в сознании, однако прибывшие на место врачи констатировали у нее тяжелейшие травмы. Пострадавшую отправили в госпиталь, а представление было прекращено.

Несмотря на все усилия врачей, акробатка скончалась от полученных травм. За почти 30-летнюю историю «Цирка дю Солей» это первый подобный трагический случай.

В связи с происшедшим руководство цирка заявило об отмене всех запланированных представлений в Лас-Вегасе.

31-летняя Сара Гийяр-Гийо была опытнейшим профессионалом, чей стаж превышал 20 лет, так что версия о недостаточной подготовке артистки не имеет под собой ни малейших оснований.

Самый успешный проект

Созданный в 1984 году в Канаде Ги Лалиберте и Даниэлем Готье «Цирк дю Солей» («Цирк Солнца») считается самым успешным цирковым проектом последних десятилетий. Общее количество участников труппы цирка достигает 4000 человек. Разбитые на отдельные артистические группы, они дают одновременно представления в нескольких странах мира.

Для участия в зрелищных спектаклях «Цирка дю Солей» приглашаются лучшие представители циркового искусства из разных стран мира.

Отличительной чертой «Цирка дю Солей» является то, что в его представлениях отсутствуют , за что цирк пользуется особым уважением у зоозащитников.

Несмотря на чрезвычайную успешность «Цирка Солнца», в январе 2013 года в нем прошло сокращение штатов — было уволено сразу 400 человек. Представители цирка отметили, что наблюдается некоторое снижение прибыли, связанное с тем, что расходы на постановку новых спектаклей постоянно растут.

Осенью 2012 года стало известно о гибели в Мексике российского участника труппы «Цирка дю Солей» 35-летнего российского акробата Антона Алферова . Впрочем, трагедия, происшедшая с ним, не имеет прямого отношения ни к «Цирку Солнца», ни к цирковому искусству вообще.

Постоянно проживавший в Мексике россиянин был задержан на пляже в Акапулько за некое административное правонарушение и помещен в камеру в отделении полиции. Далее, по версии мексиканских полицейских, артист «обезумел» и стал биться головой и другими частями тела об унитаз, стены, прутья решетки, в результате чего нанес себе тяжелейшие травмы. Доставленный в госпиталь, Алферов скончался от большой кровопотери. Власти Мексики настаивали, что происшедшее является самоубийством.

Жизнь на краю бездны

Зрители, привыкшие наблюдать в цирке сложнейшие акробатические трюки, порой не до конца осознают, сколь серьезному риску подвергают себя артисты.

Между тем случаи, когда в цирке участники представлений получают тяжелые травмы, не являются редкостью.

Осенью 2012 года в столичном Центре циркового искусства опытнейшая 26-летняя гимнастка , выполняя сальто, неудачно приземлилась на голову и получила тяжелейшие травмы. Девушка было доставлена в больницу с переломами шейных позвонков, и врачи боролись за ее жизнь. Благодаря усилиям медиков, девушке спасли не только жизнь, но и ее профессиональную карьеру — после курса реабилитации она сможет вернуться на манеж.

Весной 2013 года во время представления в Большом московском цирке на проспекте Вернадского серьезно пострадал кенийский воздушный гимнаст . Из под купола цирка он упал на специальную страховочную сетку, однако она не выдержала нагрузки и лопнула, в результате чего артист получил травмы от удара о манеж. Как считают специалисты, подобное происшествие со страховочной сеткой абсолютно уникальное как в российской, так и в мировой практике.

К счастью, медики и здесь оказались на высоте — гимнаст не только сохранил жизнь, но и сможет вернуться к своей работе.

Однако далеко не все подобные случаи заканчиваются хотя бы относительно благополучно. В декабре 2008 года российский воздушный гимнаст Равшан Алимов разбился в цирке Blackpool Tower в британском Ланкашире. Во время исполнения опасного трюка 24-летний Алимов упал с 6-метровой высоты, и удар пришелся на голову. Гимнаст был доставлен в реанимацию, где умер на следующий день.

Гибель Ириски

Те, кто постарше, хорошо помнят звезду советской детской телепередачи «АБВГДейка» клоунессу Ириску. Под этим образом скрывалась цирковая артистка Ирина Асмус .

Ирина Асмус была человеком крайне разносторонним. Окончив цирковое училище, она начинала карьеру в качестве эквилибристки, однако после серьезной травмы вынуждена была прервать выступления на арене. После этого Асмус поступила в театр, где блестяще зарекомендовала себя как драматическая актриса.

Но цирк все-таки пересилил, и Ирина Асмус вновь вернулась на манеж, теперь уже в качестве клоуна. Именно в этом образе она оказалась и на телевидении, где снималась в «АБВГДейке» в течение семи лет. В этот момент популярность Ириски можно было сравнить с популярностью эстрадных поп-звезд.

После окончания съемок в телепередаче Ириска продолжала выступления в цирке. Трагедия произошла 15 марта 1986 года в Гомеле. Во время исполнения своего номера Ириску на так называемой «шейной петле» поднимали под купол цирка. Однако во время подъема вышел из строя механизм вращения, в результате чего артистка рухнула вниз с 8-метровой высоты.

44-летняя Ирина Асмус от полученных травм умерла прямо на манеже, на глазах потрясенных зрителей.