Словарь жанров, стилей и направлений музыки. Сборники музыки по жанрам Современные музыкальные стили и направления

ACID HOUSE - второе поколение "хауса", порожденное атмосферой Чикаго. От других направлений данное отличается обилием триповых синтезаторных звуков а также более глубоким психоделическим саундом. Весьма важным фактором является практически полное отсутствие вокала

ACID JAZZ - стиль танцевальной музыки, получивший особое распространение с начала 90-ых. Его истоками можно назвать "фанк", "соул" и танцевальные традиции 70-ых, а прямым предком по части психоделичности - ACID ROCK. С точки зрения сугубо музыкальных характеристик "эйсид джаз" - понятие размытое. Определяющими являются чёткое риффовое мышление, сочетание рационально-танцевальных частей с импровизациями, насыщенное и в то же время мягкое звучание. Чёткие квадратные структуры в темпе где-то от 88 до 116 bpm, большое количество живых инструментов в соединении с электронными саундэффектами - вот что отличает эйсид джаз от собственно джаза, фанка и дэнс-музыки.

AMBIENT - музыкальный стиль, который появился в 70-ые годы. Термин, как и концепцию, ввёл Брайан Ино. Для стиля характерна неконкретность любых составляющих: неконкретные мелодии, неконкретное движение, часто полное отсутствие ритма. Фактически, это вообще не музыка в классическом её понимании, а набор шумов, размноженных дилеями и подчёркнутых реверберацией.

AVANTGARDE - Авангардный рок, это понятие, возникшее в середине 60-х годов, вобрало в себя все, что развивалось под влиянием джаза, рока, фолка. Ярчайшие представители этого течения - "Velvet Underground" и "Mothers Of Invention". Позже термином "Авангард" стали обозначать различные нетрадиционные формы музыки.

ART ROCK - под этим термином подразумевается такая форма рока, в которой совмещаются электронное звучание, ритм-энд-блюз, восточный и средневековый европейский фольклор, классика и джаз. Арт-роковые группы исполняют многоплановые композиции и целые сюиты. Своеобразными клише в этом стиле стали церковные оратории, средневековые мадригалы, готические хоралы и симфонические вставки. Характерные особенности - глубокий концептуализм, большая доля инструментальной импровизационной музыки, продолжительные пьесы, далеко выходящие за рамки поп-сингла. Не последнюю роль играет сценография, во время концертов могут разыгрываться мини-спектакли. Среди представителей этого стиля можно выделить такие коллективы, как "King Crimson", "Yes", "Emerson, Lake & Palmer" и "Genesis". В современной поп-музыке так же существуют термины "классик-рок", "симфо-рок", "интеллектуальный рок", все они обозначают почти одно и тоже, и четко разграничить их просто невозможно.

BALLAD (баллада) - вокальная композиция, в основном, повествовательного характера, из народно-бытовой культуры Англии XVI-XVII веков. Для баллад характерно одноголосие, куплетно-песенная форма, лаконичные ритмы. Время от времени интерес к этому жанру заметно увеличивался, вследствие чего музыкальному миру известны шотландские баллады, инструментальные баллады Шопена, джазовые баллады, рок-баллады и так далее.

BARD - (бард - слово кельтского происхождения) поэт и музыкант, исполнитель собственных песен.

BEAT - этот стиль появился в начале 60-х, когда в Америке волна увлечения рок-н-роллом пошла на убыль. В Англии, а точнее в Ливерпуле, начали зарождаться сотни групп, которые играли в школах, клубах и на танцах. Играли они тот же рок-н-ролл, но со свойственной англичанам сдержанностью. Ярчайшим представителем этого стиля являются ранние "The Beatles".

BIG BEAT - основной отличительной чертой "биг-бита" является специфическое звучание, создаваемое с помощью специальной студийной техники, а также сильное утяжеление (по сравнению с трип- или хип-хопом) основного грува и общей фактуры. "Биг-бит" комбинирует фанковые грувы из хип-хопа, мощь рока и свинговые методики хауса. Под "биг-бит" лучше танцевать, чем слушать его. Часто в музыкальных изданиях "биг-бит" еще называют "chemical beats". Среди отцов-основателей "биг-бита" называют "CHEMICAL BROTHERS". Если вы слышите "жирную" басовую линию, отличную и от "techno" и "jangle" с бас-бочкой на первую долю, если вы чувствуете сломанный пульсирующий ритм, не сомневайтесь - это "биг-бит". Наиболее заметными и известными представителями этого стиля можно назвать "EBOMAN", "PROPELLERHEADS", "RHYTHM ACE".

BLUES - этот стиль изначально представлял собой сольное исполнение афроамериканцами лирических композиций, преимущественно грустного характера. Умышленная монотонность и повторение тактов, характерное для блюза, стали основой для рок-н-ролла.

BREAK DANCE - танец, появившейся в самом начале 80-х годов в нью-йоркском квартале Бронкс. Его корни уходят в Африку, а музыкальным сопровождением служит "рэп" и прогрессивная электронная музыка. Основные движения: скользящие шаги, прыжки, вращение на полу, а также всевозможные акробатические номера. К середине 80-х мода на брейк почти полностью прошла, но в 90-х его опять вспомнили.

BREAKBEAT - ("сломанный" бит) стиль, а если быть точнее, целое направление, образовалось в начале 90-ых, стилистически окончательно сформировалось в 1994 году. Местом его рождения принято считать Великобританию, а основными городами, где этот стиль первоначально получил наибольшее распространение, являются Лондон и Бристоль. Название стиля вполне отражает его суть: никакой прямоты и нежности. Часто термином "брейкбит" называют совершенно конкретную агрессивную музыку в темпе около 130-140 bpm, с плотным гитарным звучанием, с чёткими барабанными акцентами на 2 и 4 долю и вознёй в районе 3-ей. Основным критерием для определения "брэйкбита" являются чистые, практически ничем не обработанные барабаны и перкуссия (за исключением разве что компрессии) и стандартный ритм 4/4. Целеустремлённость звучания подчёркивается ощутимыми басовыми партиями, с использованием аналоговых устройств типа "Roland TB-303". Иногда, для окончательного пафоса, используются духовые инструменты или симфонический оркестр.

BRISTOL SOUND - "трип-хоп" из Бристоля заслуживает в данном случае специального внимания. Наиболее известными и яркими представителями данного направления являются: "MASSIVE ATTACK", "PORTISHEAD" и Tricky. Этому стилю характерны медленный ритм, базирующийся на "хип-хопе" в сочетании с элементами "реггей-даба" и интересными электронными звуками.

CLUB MUSIC - (клубная музыка) понимается ряд новых направлений, которые стали модными в последнее время. Среди них - "acid jazz", "drum-and-bass", "jungle" и другие. Общая особенность - танцевальность, монотонность, использование технологии секвенсоров и "лупов", возросшая роль диджея в создании музыки.

COUNTRY - чисто американская музыка, которая олицетворяет собой традиции белого населения США. Корни ее - в фольклоре. Со времен "Дикого Запада" эти незатейливые песни о любви, верности, дружбе и родном доме исполняются на банджо, гитарах и маленьких скрипках "фидл". Такие знаменитые группы как "EAGLES" и "CREEDENCE" многие свои идеи черпали именно из музыки в стиле "кантри".

DANCE MUSIC (танцевальная музыка) - это прежде всего электронная и сопутствующая ей музыка. Хотя, конечно, редкое произведение сейчас создается без помощи компьютера или синтезатора. Если Вы хотите сориентироваться в стилях, то лучший способ узнать стиль той или иной танцевальной композиции - спросить у ее авторов или посмотреть надпись на пластинке или компакт-диске. Дело в том, что многие понятия настолько расплывчаты, что не подлежат четкой структуризации.

DISCO - музыкальный стиль, предназначенный в первую очередь для танцев. Он появился в начале 70-х годов. Мелодия и ритмический рисунок выстроен вокруг одинакового и частого такта ударных (120 - 140 ударов в минуту). Самые яркие представители того времени - "Boney"M", Donna Summer, "Bee Gees" и. т. д. В последствии стиль "диско" стал отправной точкой для современной танцевальной культуры и породил много модных стилей и направлений, основанных на применении современных новейших музыкальных технологий.

DOWNBEATS - музыкальный стиль, близкий к "хип-хоп", расслабляющий, довольно медленный ритмический рисунок с мягким, теплым басом. Данный термин появился в связи с публикациями в прессе рецензий на инструментальный "хип-хоп". В январе 1998 года французская команда "AIR" выпустила свой дебютный альбом "Moon Safari", который является отличным примером данной категории.

DREAM-POP - зародился в начале 80-х на основе британской электронной психоделики "PINK FLOYD", эмбиента Брайана Ино, "звуковых пейзажей" Роберта Фриппа, изысканий немецкого "краут-рока". "Дрим-поп" создавал атмосферу некой загадочности, манящей и приятной тайны, как бы идущей "из глубины времен". Представители этого направления большое внимание удаляли аранжировкам, широко применяя акустические, симфонические, "хоровые", а также абсолютно фантазийные синтезаторные тембры, использовали элементы художественного языка "классики" и фолка. Кроме того, не чуждались они "заходов" и в поп-музыку. Воздушная, льющаяся, "атмосферная" гитарно-электронная материя, объемный саунд с обилием разбросанных по стереопанораме перкуссий, почти оперный, с характерным вибрато женский вокал явились визитной карточкой лидеров "дрим-попа". Во второй половине 80-х на основе "дрим-попа" выросло такое направление, как "Shoegazing", характеризовавшееся более насыщенным гитарно-синтезаторным звучанием и мрачноватым духом. С другой стороны, изыскания "дрим-попа" оказались близки релаксационной музыке "нью-эйдж", а также некоторым направлениям "хауса" ("дрим-хаус", "трип-хоп" и др.).

DRUM"N"BASS - одно из воплощений концепции "брейкбита". Сформировался к началу 90-ых как стиль, где сочетается басовая линия в темпе 80 bpm и обилие различных барабанов в темпе 160 bpm. Больше ничего. Из-за темперамента барабанов этот стиль воспринимается как танцевальный, из-за более медленной (часто с реггийным характером) линии баса его можно принимать как расслабляющую музыку. Постепенно к этому стилю стали добавляться красивые, иногда меланхоличные мелодии. Короче говоря, к середине 90-ых "Drum"n"bass" медленно, но уверенно трансформировался в интеллиджент джангл.

DUB - этот музыкальный стиль чаще всего используют для оформления чил-аута. Его главной отличительной чертой является сочный, яркий, громкий бас, ведущий чёткую, хотя и аккомпанирующую линию. Ешё одна особенность - медленный ломаный ритм и большое количество ревербирации.

ELECTRONIC MUSIC - музыкальная школа ориентированная в первую очередь на изучение и применение возможностей звукосинтеза, создание абсолютно новых, ранее не слышанных, искусственных тембров. Исторически почва для возникновения электронной музыки была подготовлена развитием сонорной трактовки звука в произведениях композиторов первой половины ХХ века. Электронная музыка возникла в Германии и впервые заявила о себе в 1951 году, когда на Летних курсах современной музыки в Дармштадте В. Майер-Эпплером был продемонстрирован образец монтажа "электрозвуков". Крупнейшие представители электронной школы - немцы Херберт Аймерт, Карлхайнц Штокхаузен, Ханс Вернер Хенце, французы Анри Пуссёр, Пьер Булез, итальянцы Бруно Мадерна, Лучано Берио, японец Тосиро Маюдзуми и др. Представители электронной школы оперируют со звуком на уровне его праосновы - то есть обертонового ряда. Достижения электронной школы сильно повлияли на поп-, рок- и современную танцевальную музыку.

FUNK - направление, зародившееся в среде черных исполнителей как продолжение музыки "соул", но на иной, более жесткой ритмической основе. В конце 60-х стало заметным фактором в борьбе американских негров за свои права. Легло в основу музыки "фьюжн", "мотаун", "хип-хоп" а также некоторых форм современной "клубной музыки".

GABBER - наиболее быстрая и жесткая разновидность "хардкора" была изобретена в Голландии в 1989 году. Количество ударов в минуту для данной разновидности порой доходит до 400, однако в основном эта цифра находится в пределах 200 BPM. Часто используются ускоренные смешные сэмплы из детских радио-передач и другие забавные звуковые зарисовки, которые, как считают, придают музыке некоторую придурковатость.

GLAM-ROCK - то же, что и "глиттер-рок". Это музыкальное течение зародилось в начале 70-х годов в Великобритании. Для него характерны помпезность, блеск и упор на внешний вид артиста или музыканта. В текстах много эстетства и фантазии. Основными представителями этого стиля считаются "KISS", DAVID BOWIE, ALICE COOPER, "ROXY MUSIC" и др.

HAPPY HARDCORE - попсовая и наиболее танцевальная вариация на тему "хардкора". Детские голоски, слащавые мелодии, все тот же быстрый бит, который, однако, смягчен различными коммерчески рентабельными звуками и модными синтезаторами. Типичным представителем этого направления является группа "SCOOTER".

HARD ROCK - тяжелый рок. В середине 60-х, взяв за основу "блюз", многие группы, утяжелив это музыкальный стиль, вплотную подошли к идеям "хард-рока". Как самостоятельный музыкальный стиль "хард-рок" полностью сложился к концу 1966 года. В это время в Англии и США одновременно появилось огромное количество ансамблей высочайшего класса, среди которых - "LED ZEPPELIN", "DEEP PURPLE", "BLACK SABBATH", "URIAH HEEP" и другие. Каждый из них внес в эту музыку своё специфическое звучание. Несколько лет "хард-рок" развивался и расширял свои возможности, но к середине 70-х интерес к этой музыке начал пропадать. Тем не менее, многие современные исполнители достаточно часто обращаются к культурному наследию этого стиля.

Логическое продолжение "хард-рока". На смену старым авторитетам приходила амбициозная молодёжь, у которой энергии было хоть отбавляй - её то и выплеснули на слушателей в конце 70-х годов. Музыканты этого стиля играли еще тяжелее и быстрее. Со временем в "металле" появились свои течения, наиболее значимые - "THRASH" и "SPEED METAL". В этом стиле трудно найти оригинальные пути для развития и поэтому многие группы были похожи друг на друга. Но были и настоящие звёзды, например, "METALLICA", "BON JOVI", "DEF LEPPARD", "SCORPIONS", "AC/DC", "AEROSMITH", "IRON MAIDEN" и др.

HIP-HOP - вид городской негритянской субкультуры, вышедший на поверхность, за рамки гетто в начале 80-х годов. Став модным, вышел за пределы США и охватил на короткий период часть белой молодежи, способной воспринимать музыку "фанк". Главные составляющие - рэп, брейк-данс (электрик буги, брейкинг, фриз), граффити и уличные виды спортивных игр. В 90-е годы наблюдалась вторая волна интереса к хип-хопу, особенно к рэпу в его новых формах.

HOUSE MUSIC - это так называемая "домашняя музыка", потому что ее можно было сделать в домашних условиях и на дискотеках. Она появилась в середине 80-х в Чикаго и Нью-Йорке. Ди-джеи используя несколько проигрывателей, секвенсор и синтезатор при помощи микширования и наложения треков играли свою музыку, иногда объединявшую совершенно разных исполнителей. Структура классического "хауса" весьма проста: стандартный размер 4/4 и не очень быстрый темп (порядка 120 BPM). На вторую и четвертую четверть обычно попадает "сольник" или клэп, на каждую шестнадцатую долю звучит хэт (в промежутке между бас-бочкой). "Хаусовые" треки, как правило, наполнены яркими и красивыми пассажами, мажорными аккордами и простыми, но запоминающимися мелодиями. Корни стиля идут от такой музыки, как "диско" и "соул".

IDM (INTELLIGENT DANCE MUSIC) - основателем этого альтернативного направления электронной музыки считается английский техно-музыкант Richard James, известный как "Aphex Twin". Принято считать, что стиль зародился в 1989-ом году, а термин был придуман в глубинах компьютерных сетей в 1993-ем для того, чтобы обозначать им музыку, которая не укладывалась в рамки никакого из уже существовавших стилей, либо вообще ни на что не была похожа. С лёгкой руки английских компьютерщиков, которые этот термин ввели, всю непонятную экспериментальную techno-музыку (т.е. музыку с использованием технологий) стали называть тремя буквами IDM. В своё время под определение данного стиля попадали группы от "Cosmic Baby" до "Cabaret Voltaire", от "Banco De Gaia" до "Goldie", от "Portishead" до "Underworld". С тех пор данный стиль преобрёл весьма определённые рамки.

INTELLIGENT - музыка с такой характеристикой предназначается скорее для прослушивания и спокойного времяпрепровождения, чем для использования на вечеринках, особенно в качестве оформления танцпола. Существуют интеллиджент-варианты "джангла", "техно". По сравнению с чистыми стилями их разумные версии более мелодичные, атмосферные, там можно отследить тему, зачастую очень даже симпатичную.

JAZZ-ROCK - концептуальное направление, возникшее в конце 60-х годов на основе синтеза нескольких музыкальных культур - джаза, фанки-соул, рок-музыки, классики и этнической музыки. Сплав активности белых и черных музыкантов, древних восточных традиций и современных западных технологий.

JUNGLE - стиль родился в Англии в 1988-году. Это музыкальное направление, которое соединило в себе энергию ломанных африканских ритмов и возможности современных технологий. "Джангл" отличает агрессивное звучание, принятый темп: 180-190 bpm, ритмическое многоголосие, рваная басовая линия, свободное смещение ритмических рисунков, небольшое тембральное разнообразие. С 1992 года наблюдается прорыв стиля на большую сцену с синглом группы SL2 "On A Ragga Tip". Отныне "джангл" пользуется огромной популярностью, особенно у англичан и продвинутых джазменов. Свидетельство тому подстиль "джангл джаз".

MINIMAL TECHNO - это всего лишь предельно простой ритм и несколько специфичных, зачастую синтезированных, звуков с небольшим количеством различных шумов. С музыкальной точки зрения этот стиль весьма интересен и оригинален именно из-за максимальной простоты исполнения.

NEW AGE - разновидность музыки, по большей части - инструментальной, получившая развитие в связи с активностью нового класса - "молодых городских профессионалов" - "яппи". Успокаивающая, благородная, в основном - тихая музыка, базирующаяся на новой классике и древней медитативности. Не агрессивна, и по своей сути - не импровизационна. Использует наиболее совершенные электронные технологии наряду с чисто акустическими звучаниями.

POP-MUSIC - понятие, охватывающее разнообразные стили, направления и жанры современной музыки. Впервые термин "поп-музыка" появился в конце 1950-х гг. и первоначально применялся для обозначения коммерческой рок-музыки. Ныне к поп-музыке относят все явления коммерческой музыкально-развлекательной индустрии. Важнейшим средством распространения поп-музыки являются радио, телевидение и звукозаписывающие фирмы. Современным рынком сбыта поп-музыки совместно владеют несколько Европейских и Американских звукозаписывающих концернов, имеющих тесные связи с радио, прессой, магазинами и телевидением. Их деятельность обеспечивает постоянную коммерциализацию и стандартизацию творческих находок, а также продвижение к популярности артистов-"звезд", узаконивающих или умело копирующих комплекс модных стилистических признаков.

POST-PUNK - одна из разновидностей "новой волны", сменившая "панк-рок" второй половины 70-х. В отличие от "новой волны", "пост-панк" является понятием в большей мере стилевым, а не социокультурным, хотя здесь мы тоже имеем дело не с единым стилем, а с целым их конгломератом. "Пост-панк" появился в 1977-78 годах, когда британская панк-"истерия" стала потихоньку успокаиваться и коммерциализироваться. Пришедшим на смену панк-поколению музыкантам нравился независимый дух и сырое звучание панка, однако, они стремились выразить свое отношение к окружающему миру с помощью новых средств выразительности, новых технологий, тембров. К тому же, публика уже устала от агрессивности, нигилистичности, цинизма, "грязи", которые выливал на нее "панк". Поэтому в какой-то мере пост-панк стал не только продолжением, но и реакцией на творчество своих предшественников. Он вернул в музыку ноту романтичности, иногда даже печали, депрессии, сосредоточился на проблемах внутренних, личностных. Помимо "панка", на становление "пост-панка" также ощутимо повлиял танцевальный жанр "диско", электронный "эмбиент", а также множество других источников - от "арт-рока" до американского академического минимализма. Представители "пост-панка" в Британии ("THE CURE", "ECHO & THE BUNNYMEN", "BAUHAUS", "JOY DIVISION", "JAPAN" и др.) играли музыку мрачноватую, холодную, нервную. Настроение музыки американских пост-панкеров рубежа 70-80-х был более позитивным, энергичным, ироничным. Музыкальный стиль отличался эклектичностью: он сочетал отдельные черты "рок-н-ролла", "биг-бита", гаражного рока 60-х, "рокабилли", "кантри", "диско", и все это - на основе танцевального бита ("THE B-52"s", "BLONDIE", "THE CARS", "PRETENDERS" и др.).

PROGRESSIVE - слово, придуманное в среде музыкальных журналистов, исходно обозначало направление техно-музыки, в котором акцентировалось отнюдь не умелое сэмплирование и синтезаторные "петли". Предпочтение отдавалось точном копированию живых инструментов и поиску удачных коротких мелодий. Впрочем, отдельный стиль так и не сформировался, так что термин "прогрессив" имеет смысл только как характеристика (например, "прогрессив хаус" и т.д.)

PUNK - зародился в 1974 году в Нью-Йорке, а своего апогея он достиг в 1976 году в Англии. Считается, что это был протест против официальной рок-музыки, воплотившей отчаяние молодого поколения. Философия панков элементарна: всеобщий нигилизм и отрицание общественных ценностей. Основным музыкальным идеологом панк-движения была группа "SEX PISTOLS".

RAGTIME - это жанр фортепианной, позже, оркестровой музыки конца XIX - начала XX века. Получил широчайшее распространение как на эстраде, так и в быту. Несмотря на кажущуюся лёгкость, фортепианный стиль "рэгтайма" требует высокого уровня техники.

RAVE - "рэйв", в отличие от обычной танцевальной вечеринки, нечто вроде коллективной медитации, когда под воздействием жесткого ритма и электронных мелодий танцующие входят в полугипнотическое состояние. Сердцем рэйва является ди-джей (DJ). Так называемых стилей в этой музыке множество, отличаются они зачастую лишь барабанным рисунком, но делятся на две внушительных группы - "транс" и "хаус". "Транс" исполняется с применением аналоговых синтезаторов (а иногда и сэмплированных "живых" инструментов, например, этнических) и имеет сильное эмоциональное воздействие на слушателя, что отражено в названии. "Транс" появился в Европе, "хаус" же родился в Нью-Йорке. Музыка "техно" возникла в Германии в 1987 году, изобрел ее ди-джей по имени Вестбам (Westbam). Ди-джей, как правило, специализируются в каком-то одном или нескольких стилях, но есть и универсалы. R&B - (Rhythm and blues), блюзовый вокально-инструментальный стиль негритянской музыки 1930-х гг., возникший под влиянием свинга. Впоследствии коммерциализировался. Считается одной из ранних форм негритянской рок-музыки. К коммерческим его модификациям, созданным белыми музыкантами, относятся "рок-н-ролл" и "твист".

ROCK (сокращенное от rock"n"roll) - направление в американской и европейской популярной музыке (с 1950-х гг.), родившееся на волне социальных "нонконформистских" движений молодежи. Зародившись в США в форме рок-н-ролла, рок-музыка завоевывает широкую популярность с 60-х гг., благодаря главным образом рок-группам Великобритании - "THE BEATLES ", "ROLLING STONES " и др. (до 80-х гг. обе страны занимали ведущие позиции в мировой рок-музыке). Усвоение рок-музыкантами композиционных и ладогармонических особенностей блюза сыграло решающую роль в формировании стиля рок-музыки. Ее существенными чертами являются особая ритмическая пульсация в басу, использование преимущественно электромузыкального инструментария, обусловливающего повышенный динамичный тонус музыки, превалирование ритмического и гармонического начал над мелодическим. В дальнейшем, развиваясь во взаимодействии с поп-музыкой и в связи с расширением средств шоу-бизнеса, рок-музыка прошла значительную стилевую эволюцию. Ныне представляет собой разветвленную культуру, складывающуюся из множества музыкальных течений со своими особенностями в различных странах.

ROCKABILLY - один из самых спорных стилей популярной музыки с точки зрения его этимологии. Мало кто в Европе знает, что уже давно в США "рокабилли" рассматривают как один из подстилей "кантри". "Рокабилли" сочетает в себе элементы "хиллбилли" и "ритм-н-блюза". Этот стиль появился на юге США среди белых подростков, смешавших элементы кантри, энергию "рок-н-ролла" и ритмы негритянской музыки.

ROCK-N-ROLL - этот термин появился в начале 50-х годов. Так стали называть чуть видоизмененный черный "ритм-н-блюз". Белому населению США нужна была своя танцевальная музыка, в основе которой лежал бы четкий басовый ритм и экспрессивные мелодии. В апреле 1954 года появился сингл "ROCK AROUND THE CLOCK" в исполнении Билла Хейли - он-то и послужил толчком к резкому возрастанию интереса к этому стилю. В 50-х годах было много первоклассных исполнителей и композиторов: Чак Берри, Бадди Холли, Литл Ричард, Джерри Ли Льюис, Элвис Пресли - все они стояли у истоков "рок-н-ролла". Со временем этот стиль видоизменялся, вбирая в себя различные музыкальные направления, тексты песен из развлекательных стали философскими и остросоциальными. Сейчас это понятие включает в себя всю современную гитарную музыку, за исключением массовой танцевальной культуры.

SPEED-GARAGE - стиль клубной танцевальной музыки появился в 1996 году, а 1997 год стал временем активного разрастания его в музыкальном мире. Сначала Соединенные Штаты, затем Англия, и вскоре весь мир стал двигаться под ритмы "speed-garage". Это стало началом специфического экспериментального "хауса", который из экспериментального быстро перерос в мощное танцевальное движение, по праву названное модным словом "speed-garage". Характеризующая черта - басс-линия, буквально оккупирующая передний план музыкальной картинки и задающая энергичную подкачку ритма и атмосферы на танцполе, и именно благодаря этой черте "speed-garage" стремительно популязируется по всему миру. Кстати, наверное, поэтому некоторые называют "speed-garage" танцевальной смесью "хауса" и "джангла". Еще одна черта музыки "speed-garage" - это многочисленные и продолжительные участки на которых отсутствует бит и которые иногда служат прелюдией ко второй части композиции, заставляя танцующих взбодриться нарастающей волной перебивки и накалением атмосферы на танцполе. Hастало время перейти к непосредственным примерам - их очень много, но приведу самые ярко-выраженные: Goldie feat. KRS one "Da Digital" (Armand"s Speed Garage Mix), Double 69 "Ripgroove", Ultra Nate "Free" (R.I.P. Up North Mix), Mousse T , Armand van Helden , Todd Terry , Double 99 , Ultra Nate , 187 Lockdown , Serious Danger. "Speed Garage" является отличным клубным танцевальным гибридом старого и нового в современной танцевальной культуре.

SPEED-METAL - одна из ранних разновидностей "металла", появившаяся в первой половине - середине 80-х. Она определялась более быстрым, чем в "классическом" хэви-метал, темпом, большей агрессивностью, воинственностью, энергетичностью звучания, тяготением к виртуозному гитарному солированию и скоростному "чесу" в аккомпанементе (отсюда и название: от англ. speed - скорость), более частой ритмической сетке (две бочки), более экспрессивной вокальной манере (очень высокий тенор или "рычащий" (growling) вокал). "Спид-метал" не вылился в мощное, массовое направление, став, скорее, переходным этапом к трэш- металу: последние взяли за основу такие его качества, как высокая скорость исполнения, техничность, напористость, по-своему интерпретировав их в сторону еще большей агрессии в "трэше". Тем не менее, влияние "спида" продолжает прослеживаться до сих пор, пусть даже на уровне отдельных произведений. В числе собственно "спидовых" работ можно назвать следующие: дебют американской группы "METALLICA", ранние альбомы канадской группы "EXCITER", немецких "HELLOWEEN", "RAGE", "BLIND GUARDIAN". Иногда к "спид-металу" относят и творчество таких мастеров гитарного искусства, как Ингви Малмстин и Джо Сатриани, что не верно, даже учитывая свойственную этим исполнителям чрезвычайную техничность, виртуозность и вдохновенность.

SURF - чисто американский музыкальный стиль, возникший в начале 60-х годов. Его ярчайшим представителем была группа "BEACH BOYS", исполнявшая сладкие песенки с простым мотивом.

SWING - стиль оркестрового джаза, сложившийся на рубеже 1920-30-х гг. в результате синтеза негритянских и европейских стилевых форм джазовой музыки. Характерный тип пульсации, основанной на постоянных отклонениях ритма (опережающих или запаздывающих) от опорных долей. Благодаря этому создается впечатление большой внутренней энергии, находящейся в состоянии неустойчивого равновесия.

SYNTY-POP - стиль, который стал одним из заметных явлений в русле ранней "новой волны" (наряду с пост-панком, с которым у синтез-попа много пересечений). На рубеже 70-80-х недолговременный, но очень яркий период "панка" завершился. Но некоторым британским музыкантам идеи "панка" были настолько милы, что расставаться с ними они не собирались. Такие новаторы, как Гэри Ньюмен (Gary Numan) и "HUMAN LEAGUE" перешли на синтезаторы и драм-машины, скрещивая неистовую энергетику "панк-рока" с диско-ритмами и возможностями электроники, уже проверенными "компьютерными гениями" вроде "KRAFTWERK", "CAN" и Брайана Ино (Brian Eno). Безупречный баланс между темной, мрачновато-меланхолической энергетикой и танцевальностью нашли "DEPECHE MODE". Повернули к синтез-попу "JOY DIVISION" и "NEW ORDER". Нередко к синтез-попу относят "BRONSKI BEAT", "PET SHOP BOYS", Ховарда Джонса (Howard Jones) и некоторых других артистов, появившихся на сцене ближе к середине 80-х. Поначалу весьма некоммерческое, ориентированное на жесткий, холодноватый синтезаторный звук и минималистские "хуки", движение "синтез-попа" быстро смодулировало в более развлекательную, романтичную плоскость, обрело более приглаженный саунд (с формульными мелодиями и типами аккомпанемента), мажорный настрой. На основе "пост-панка" и "синтез-попа" в 1981-82 годах стартовало движение "нового романтизма", позже - электро-попа и "готики".

TECHNO - этот термин появился в конце 70-ых - начале 80-ых, когда музыкальные композиции преобрели футуристическое звучание, минималистичность мелодий и механистичный вокал стали нормой, кто-то решился всё это назвать техно-попом. Ясно, что определяющими атрибутами "техно" являются всяческие технологии, от драм-машины до сэмплера. Кроме, так сказать, общего значения, "техно" имеет ещё одно: это танцевальный стиль с прямым битом и чёткими мелодиями на три-четыре аккорда. После шквальной волны "детройского техно" конца 80-ых - начала 90-ых этот термин прочно и надёжно закрепился за жёсткой минималистичной музыкой в темповом диапазоне 130-150 bpm.

TECHNO HARDCORE - тяжелая, менее абстрактная и более агрессивная версия "техно". Очень быстрый и прямой бит, обилие индустриальных звуков, криков, воплей, скрежещущих и воющих синтезаторных тем. В "хардкоровых" треках очень любят использовать "крэши", а также эффекты типа "дисторшн". Отличительной чертой этого стиля является быстрый темр (от 170 до 400BPM) и жесткая бас-бочка, пропущенная через дисторшн. Стоит сказать, что именно в "хардкоре" в былые времена стали впервые использовать сломанную ритмику, характерную для "джангловых" треков. Наряду с прямым битом там можно услышать и достаточно синкопированные сбивки.

THRASH-METAL - одна из разновидностей "металла", возникшая в первой половине 80-х. Первоочередная заслуга в формировании ("трэша" принадлежит американским музыкантам (большинство из них - уроженцы Калифорнии), которым пришелся по душе британский "хэви-метал". Восторженные отзывы о "новой волне британского хэви-метал" просачивались в Америку через прессу, а сама музыка достигала Нового света на пластинках. В числе групп первого "трэш-эшелона", помимо "METALLICA", следует назвать "MEGADETH", "EXODUS", "ANTHRAX", "SLAYER", "OVERKILL", "TESTAMENT", "ANNIHILATOR", "SEPULTURA", "KREATOR" и др. Для "трэша" характерны жесткие, лапидарные риффы баса и гитары, "инфернальные" тритоновые обороты (идущие от "BLACK SABBATH"). Темп в "трэше", как и в "спид-метале", колеблется от умеренно-быстрого до очень быстрого. Типичным признаком "трэша" является интенсивное басово-гитарное тремоло и ритмический унисон с очередями двух бочек (отсюда, собственно и название стиля: от англ. to thrash - молотить, барабанить). Линии вокала нередко диссонируют с инструментальной фактурой, хотя в целом вокальную манеру, пусть и достаточно форсированную никак нельзя назвать антимузыкальной. Роль "трэш-метала" для дальнейшего развития интернациональной "ортодоксальной" и "альтернативной" тяжелой музыки трудно переоценить. Разновидностями "трэша" являются "техно-трэш" и "трэшкор".

TRIP-HOP - родиной этого стиля считается Англия, откуда происходят и большинство музыкантов этого направления. Название "трип-хопу" было присвоено в 1994-ом году, хотя похожую музыку играли намного раньше. В основе стиля медленное (не более 110 bpm) ломаное рэп-движение. Чаще всего, это инструментальная музыка, нередко в нём содержатся элементы джаза. Живые инструменты здесь успешно сочетаются с электронными.

Какие бывают стили музыки? Музыкальный стиль – понятие ёмкое и многогранное. Его можно определить как образное единство, совокупность средств выражения художественного и идейного содержания с помощью языка музыки.

Понятие стиля музыки настолько широко, что сама самой напрашивается его конкретизация: этот термин относят как к различным эпохам, жанрам, направлениям и школам, так и к отдельным композиторам и даже исполнителям. Попробуем разобраться в том, какие бывают стили музыки.

Стиль эпохи

Понятие стиля эпохи акцентирует внимание на историческом аспекте. Существует много классификаций, одни из которых выделяют наиболее крупные исторические эпохи в развитии музыки (Возрождение, барокко, классицизм, современность и т. д.), а другие, наоборот, дробят историю музыки на относительно небольшие периоды, выделенные ранее другими искусствоведческими дисциплинами (романтизм, импрессионизм, модернизм и др.).

Классическим примером стиля эпохи является музыка барокко, характерные черты которой – интерес к внутреннему миру личности, драматизм, контрастное изображение сил природы, развитие оперы и инструментальной музыки (К. Монтеверди, А. Вивальди, Г.Ф. Гендель).

Жанровый стиль

Стиль отражает специфику содержания, музыкальных приёмов и особенностей тех или иных музыкальных жанров, которые, в свою очередь, могут классифицироваться по разным основаниям.

Поэтому понятие стиля наиболее приемлемо для тех , в которых ярко выражены наиболее общие черты. Сюда можно отнести жанры, в основе которых лежит народная музыка (различные обрядовые песни, народные танцы), церковные песнопения, романсы.

Если же брать произведения крупных (опера, оратория, симфония и т. п.), то и здесь стиль жанра всегда явно прочитывается, несмотря на то, что на него накладываются стили эпохи, направления и авторский стиль.

А вот если композитор придумывает какой-нибудь новый жанр, то в этом случае черты жанрового стиля сразу установить сложно – для этого должно пройти время, в течение которого появятся и другие произведения в таком же жанре. Так было, к примеру, с «песнями без слов» Мендельсона. Согласитесь, странная песня без слов, однако после его 48 образцов пьес в этом жанре и другие композиторы стали смело называть свои пьесы таким же именем.

Стиль музыкального направления

Стиль музыкального направления во многом перекликается со стилем эпохи: ведь некоторые направления рассматриваются музыковедами как целые эпохи в музыке.

Но есть и такие направления, для которых можно выделить свойственные только им стилистические нюансы. К таким относится венская классическая школа (Л. ван Бетховен, Й. Гайдн, В.А. Моцарт). Классическое направление характеризуется простотой, выразительностью, богатым гармоническим языком, детальным развитием темы.

Говоря о том, какими бывают стили музыки, нельзя пройти мимо национальных особенностей.

Национальный стиль

Основой национального музыкального стиля является фольклорное начало. Многие великие композиторы вдохновлялись народными мелодиями, вплетая их в свои творения. Некоторые произведения даже имеют соответствующие названия (например, венгерские рапсодии Ф. Листа, «Венгерские танцы» И. Брамса, «Норвежские народные песни и танцы для фортепиано» Э. Грига, «Арагонская хота» М.И. Глинки). В других народные мотивы становятся ведущими темами (например, «Во поле берёза стояла» в финале Четвертой симфонии П. И. Чайковского).

Если подойти к вопросу о том, какие бывают стили музыки, с точки зрения композиторских школ, отдельных композиторов и музыкантов, то можно выделить ещё несколько музыкальных стилей.

Стиль объединения композиторов

Если композиторской школе свойственна высокая степень общности художественных приёмов, то логично выделить и стиль, присущий этой школе.

Можно говорить о стилях полифонических школ эпохи Ренессанса, о стилях различных итальянских оперных школ XVII века или стилях инструментальных школ XVII–XVIII веков.

В русской музыке XIX века тоже существовало творческое объединение композиторов – знаменитая «Могучая кучка». Стилевая общность у входящих в эту группу композиторов проявлялась в единой линии развития, выборе сюжетов, опоре на русский музыкальный фольклор.

Стиль отдельного композитора

Композиторский стиль – понятие, которое гораздо проще конкретизировать, ведь творчество любого композитора ограничено сравнительно небольшим временным периодом и определёнными тенденциями музыкальной эпохи. Так, буквально по первым тактам можно узнать, например, музыку Моцарта или Россини.

Естественно, что композитор, как и любой человек, в течение жизни меняется, и это накладывает отпечаток на стиль его творчества. Но какие-то стилевые черты всё равно остаются неизменными, присущими только ему, являются своеобразной «визитной карточкой» автора.

Исполнительский стиль

Исполнительское искусство основано на индивидуальной манере исполнения музыканта, который по-своему интерпретирует замысел композитора. Исполнительский стиль проявляется в эмоциональной окрашенности исполнения произведений того или иного автора.

Яркими примерами здесь являются те композиторы, которые были вдобавок и музыкантами-виртуозами. Это и Никколо Паганини, который изумлял слушателей безупречной техникой и необычными приёмами игры на скрипке, и блестящий пианист Сергей Рахманинов, истинный рыцарь музыки, который подчинял мелодическую канву строгому ритмическому рисунку.

Вот какие бывают стили музыки. Этот список, конечно, можно дополнить классификацией и по другим основаниям, так как мировое музыкальное наследие велико и разнообразно.

Музыкальные жанры.

Му́зыка (греч. μουσική, прилагательное от греч. Μούσα - муза) - искусство, средством воплощения художественных образов для которого являются звук и тишина, особым образом организованные во времени.

Музыка́льный жанр - род музыки, музыкальных произведений, отличающийся особыми, только ему свойственными стилистическими признаками. Понятие жанра в музыке стоит на границе категорий содержания и формы и позволяет судить об объективном содержании произведения, исходя из комплекса использованных выразительных средств. Характеризует, как правило, исторически сложившиеся роды и виды музыкальных произведений. В музыковедении сложились различные системы классификации музыкального жанра, которые зависят от того, какой из обусловливающих жанр факторов рассматривается в качестве основного. Нередко одно и то же произведение может быть охарактеризовано c разных точек зрения или один и тот же жанр можно отнести к нескольким жанровым группам. Можно выделить и «жанры внутри жанров», например, входящие в оперу различные жанры вокальной и инструментальной музыки. Опера же является по существу синтетическим жанром, в котором объединяются различные виды искусства. Поэтому при классификации необходимо иметь в виду, какой именно фактор или сочетание нескольких факторов является решающим. Жанровые черты могут переплетаться: например, песенно-танцевальные жанры. Состав исполнителей и способ исполнения определяют наиболее распространенную классификацию жанров. Это, прежде всего, разделение на вокальные и инструментальные жанры. Некоторые жанры имеют сложную историю, затрудняющую их классификацию. Tак, кантата может представлять собой и камерное сольное произведение, и крупное сочинение для смешанного состава (xop, солисты, оркестр).

Жанр – своего рода модель, с которой соотносится конкретная музыка. У него есть определённые условия исполнения, предназначение, форма и характер содержания. Так, у колыбельной цель – успокоить малыша, поэтому для неё типичны «покачивающиеся» интонации и характерный ритм; в марше – все выразительные средства музыки приспособлены к чёткому шагу.

Самая простая классификация жанров – по способу исполнения . Это две большие группы:

инструментальные (марш, вальс, этюд, соната, фуга, симфония);

вокальные жанры (ария, песня, романс, кантата, опера, мюзикл).

Другая типология жанров связана с обстановкой исполнения . Она принадлежит А. Сохору – учёному, который утверждает, что жанры музыки бывают:

1.Обрядовые и культовые (псалмы, месса, реквием) – для них характерны обобщённые образы, господство хорового начала и одинаковые настроения у большинства слушателей.

Псало́м (греч. «хвалебная песнь») - гимны иудейской и христианской религиозной поэзии и молитвы из Ветхого Завета.

Ме́сса - основная литургическая служба в латинском обряде Католической Церкви. Состоит из начальных обрядов, Литургии Слова, Евхаристической Литургии и заключительных обрядов

Ре́квием (лат. «упокой») - заупокойная служба (месса) в католической и лютеранской церквях, соответствует заупокойной литургии в Православной церкви.

2. Массово-бытовые жанры (разновидности песни, марша и танца: полька, вальс, регтайм, баллада, гимн) – отличаются простой формой и привычными интонациями;

3. Концертные жанры (оратория, соната, квартет, симфония) – характерно исполнение в концертном зале, лирический тон как самовысказывание автора;

Орато́рия - крупное музыкальное произведение для хора, солистов и оркестра. Отличается от оперы отсутствием сценического действия, а от кантаты - бо́льшими размерами и разветвлённостью сюжета.

Сона́та (итал. звучать) - жанр инструментальной музыки, а также музыкальная форма, называемая сонатной формой. Сочиняется для камерного состава инструментов и фортепиано. Как правило, соло или дуэта.

Кварте́т - музыкальный ансамбль из 4 музыкантов, вокалистов или инструменталистов.

Симфо́ния (греч. «созвучие», «благозвучие») - музыкальное произведение для оркестра. Как правило, симфонии пишутся для большого оркестра смешанного состава (симфонического), но существуют и симфонии для струнного, камерного, духового и других оркестров; в симфонию могут вводиться хор и сольные вокальные голоса.

Наро́дная му́зыка , музыка́льный фолькло́р, или фолк-му́зыка (англ. folk music) - музыкально-поэтическое творчество народа, неотъемлемая часть народного творчества (фольклора), существующего, как правило, в устной (бесписьменной) форме, передаваемого из поколения в поколение.

Духо́вная му́зыка - музыкальные произведения, связанные с текстами религиозного характера, предназначенные для исполнения во время церковной службы или в быту.

Классическая музыка (от лат. сlassicus – образцовый) - образцовые музыкальные произведения выдающихся композиторов прошлых лет, выдержавшие испытание временем. Музыкальные произведения, написанные по определенным правилам и канонам с соблюдением необходимых пропорций и предназначенные для исполнения симфоническим оркестром, ансамблем или солистами.

Латиноамерика́нская му́зыка (исп. música latinoamericana) - обобщённое название музыкальных стилей и жанров стран Латинской Америки, а также музыка выходцев из этих стран, компактно проживающих на территории других государств и образующих большие латиноамериканские сообщества (например, в США).

Блюз - это музыкальный стиль, который создали чернокожие музыканты проживающие в Соединенных Штатах Америки. Впервые блюз начали играть в конце девятнадцатого века в южных штатах, в окрестностях дельты реки Миссисипи. Музыка этого стиля очень разнообразна, многие музыканты создали свою собственную манеру исполнения.

Джаз (англ. jazz) - форма музыкального искусства, возникшая в конце XIX - начале XX века в США в результате синтеза африканской и европейской культур и получившая впоследствии повсеместное распространение. Характерными чертами музыкального языка джаза изначально стали импровизация, полиритмия, основанная на синкопированных ритмах, и уникальный комплекс приёмов исполнения ритмической фактуры - свинг. Дальнейшее развитие джаза происходило за счёт освоения джазовыми музыкантами и композиторами новых ритмических и гармонических моделей.

Ка́нтри (англ. сountry от country music - сельская музыка) - наиболее распространённая разновидность североамериканской народной музыки, по популярности в США не уступающая поп-музыке.

Романс в музыке - вокальное сочинение, написанное на небольшое стихотворение лирического содержания, преимущественно любовного.

Электро́нная му́зыка (нем. Elektronische Musik, англ. Electronic music, в просторечии также «электроника») - широкий музыкальный жанр, обозначающий музыку, созданную с использованием электронных музыкальных инструментов и технологий (чаще всего при помощи специальных компьютерных программ).

Рок-му́зыка (англ. Rock music) - обобщающее название ряда направлений популярной музыки. Слово «rock» - (в переводе с английского «качать, укачивать, качаться») - в данном случае указывает на характерные для этих направлений ритмические ощущения, связанные с определённой формой движения, по аналогии с «roll», «twist», «swing», «shake» и так далее. Некоторые отличительные особенности рок-музыки, например, использование электромузыкальных инструментов либо творческая самодостаточность (для рок-музыкантов характерно исполнение композиций собственного сочинения) являются вторичными и часто вводят в заблуждение.

Ре́гги (англ. reggae; другой вариант написания - «реггей») - ямайская популярная музыка, появившаяся в 1960-е годы и ставшая популярной с 1970х.

Поп-му́зыка (англ. pop-music от popular music) - направление современной музыки, вид современной массовой культуры. Является отдельным жанром популярной музыки, а именно, легко запоминающаяся песня.

Песня - один из распространённых жанров вокальной музыки, она объединяет в себе стихотворный текст с несложной для запоминания мелодией. Песни могут исполняться одним исполнителем, а также группой или хором, с инструментальным сопровождением и а капелла.

Самым популярным является песня. Основные и композиторская. Главное их отличие в том, что композиторская имеет хотя бы одного автора, а народная автора не имеет, её создатель - народ.

Народные песни передаются от старшего поколения к младшему. Распространились они по стране благодаря бродячим музыкантам, которые пополняли ими репертуар и переезжали из города в город, донося их до разных слушателей. Простой народ не был обучен грамоте, не умел записывать музыку и тексты, поэтому песни заучивались наизусть. Естественно, что в разных городах могли петь одно и тоже произведение с разными словами или мелодией. К тому же каждый исполнитель мог менять текст или мотив по своему желанию, поэтому в наше время можно встретить несколько разных вариантов одной песни. Сначала народ пел на свадьбах, похоронах, по случаю рождения ребёнка, во время обрядов. Потом люди стали петь, когда работали, и отдыхали, когда им было грустно, или радостно.

Композиторские песни появились приблизительно в 16-17 веках, с развитием светской культуры. Это сочинения, у которых есть, как минимум, один конкретный автор и которые должны исполняться так, как задумано создателем. Песенное творчество композиторов доходит до слушателя в своём первозданном виде, даже если с момента его создания прошло несколько веков.

Виды песен

Существуют следующие жанры песен:

  • авторские (или бардовские);
  • неаполитанские;
  • гимны;
  • народные;
  • исторические;
  • рок-баллады;
  • эстрадные;
  • кантри;
  • романсы;
  • шансон;
  • частушки;
  • колыбельные;
  • детские;
  • строевые.

Здесь перечислены как давно возникшие, так и современные жанры песен. Примеры некоторых из них: «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались» О. Митяева (бардовская); «Ой, мороз, мороз» (народная); «Я помню чудное мгновенье» М. Глинки на слова А. Пушкина (романс); «Вернись в Сорренто» Э. де Куртис и Дж. де Куртис (неаполитанская); «Солдатушки, бравы ребятушки» (строевая) и так далее.

Русские народные песни

Народные песни делятся на обрядовые и необрядовые. Обрядовые сопровождают какой-либо ритуал: свадьбу, похороны, рождение ребёнка, сбор урожая и т.п. Необрядовые - исполняются не по какому-то определённому случаю, а на посиделках, во время бесед и вечёрок, они поются для настроения, выражают эмоции и переживания людей. Темы народных песен могут быть любыми: любовь, тяжёлая крестьянская или рекрутская доля, исторические события или реальные исторические личности…

Жанры русских песен:

  • свадебные;
  • рекрутские;
  • колыбельные;
  • потешки;
  • пестушки;
  • календарные обрядовые;
  • плачи;
  • ямщицкие;
  • частушки;
  • погребальные;
  • разбойничьи;
  • бурлацкие;
  • лирические;
  • хороводные;
  • плясовые;
  • заклички.

Частушки, кстати, не слишком древний жанр, появились они чуть более ста лет назад и пелось в них о любви. Изначально их исполняли только парни.

Песни народной включает в себя произведения, которые выражают чувства и настроения тех, кто их поёт. Такие песни делятся на семейные и любовные. Они могут быть различными по характеру, даже бесшабашными и безудержно весёлыми. Но по большей части русская народная лирика выражает грусть и тоску. Часто в лирике настроение человека сравнивают с природными явлениями.

Песни народные могут быть исполнены солистом, группой или хором, в сопровождении инструментов и а капелла.

Романсы

Существуют такие жанры песен, где не менее, чем слова и мелодия, важен аккомпанемент. К такому виду относится романс. Зародился этот жанр в Испании в средние века. Словом «романс» называли произведения, исполнявшиеся в испанском стиле. Позже так стали называться все светские песни. Русские композиторы писали романсы на стихи Александра Пушкина, Афонасия Фета, Михаила Лермонтова и других поэтов. У нас в стране этот жанр был на пике популярности в 19 веке. Многие сочиняли романсы, наиболее известные произведения этого вида песенного творчества принадлежат М. И. Глинке, П.И. Чайковскому, Н.А. Римскому-Корсакову, С.С. Прокофьеву, С.В. Рахманинову,

Бардовская песня

Жанры песен, которые появились в 20 веке - это эстрада, шансон, бардовская песня и другие. В нашей стране этот вид музыкального творчества возник во второй половине 20 столетия. Бардовская песня отличается тем, что, чаще всего, автор текста, композитор и исполнитель - один и тот же человек. То есть сам автор под собственный гитарный аккомпанемент исполняет своё произведение. В этом жанре главенствующая роль принадлежит тексту. Изначально эти песни подразделялись на студенческие и туристские, позже тематика расширилась. Яркие представители этого жанра: В. Высоцкий, Ю. Визбор, Б. Окуджава, С. Никитин, О. Митяев, В. Долина. Исполнителей таких песен часто называли «поющими поэтами». В 50-60 годы 20 века этот жанр назывался «самодеятельная песня», так как зачастую барды - это не профессиональные композиторы, поэты и певцы.


Му́зыка (от др.-греч. μουσική — искусство муз) — искусство интонации; музыкальное произведение. Художественная деятельность в музыке направлена на звуковой материал (звук музыкальный) — отдельные звуки или звуковые комплексы (гармонические последовательности, ритмические фигуры, мелодические интервалы, лады, тональности, сонорные эффекты и т. п.), организуемый в высотном, временно́м, тембровом, громкостном и др. отношениях с целью воплощения особой образной мысли, ассоциирующей состояния и процессы внешнего мира, внутренние переживания человека со слуховыми впечатлениями (художественный образ).
Для нашей жизни музыка часто придает своего рода дополнение нас самих! Мы выбираем свои стили музыки и находим песня, что нам по душе! Есть много стилей музыка, таких как
: рок, реп, поп, шансон, метал, народная музыка, духовная музыка, джаз, индийская классическая музыка, арабская классическая музыка, европейская классическая музыка, латиноамериканская музыка, блюз, кантри, электронная музыка, ска; рокстеди; реггей.
1. Рок-му́зыка (англ.
Rock music ) — обобщающее название ряда направлений популярной музыки. Слово « rock » — качать — в данном случае указывает на характерные для этих направлений ритмические ощущения, связанные с определённой формой движения, по аналогии с « roll », « twist », « swing », « shake » и т. п. Такие признаки рок-музыки, как использование электромузыкальных инструментов, творческая самодостаточность (для рок-музыкантов характерно исполнение композиций собственного сочинения) являются вторичными и часто вводят в заблуждение. По этой причине принадлежность некоторых стилей музыки к року оспаривается. Также рок является особым субкультурным явлением; такие субкультуры, как моды, хиппи, панки, металлисты, готы, эмо неразрывно связаны с определёнными жанрами рок-музыки.

стили:
- оригинальные стили (панк-рок, метал, рок-н-ролл);
- смешанный стиль (джаз-рок, реп-рок, дарк-рок);
- перекрёстный стиль (акустик рок, альтернативный рок, христианский рок);
2. Рэп (англ.
rap , rapping ) — ритмичный речитатив, обычно читающийся под музыку с тяжёлым битом. Исполнитель рэпа называется рэпером (не путать с репером), или более общим термином MC .Рэп — один из основных элементов стиля хип-хоп-музыки; часто используется как синоним понятия Хип-хоп. Однако рэп используется не только в хип-хоп музыке, но и в других жанрах. Многие исполнители драм-н-бэйс используют рэп. В рок-музыке он встречается в таких жанрах, как рэпкор, ню-метал, альтернативный рок, альтернативный рэп и некоторые другие, например, новые направления хардкор[неоднозначная ссылка]-музыки. Поп-музыканты и исполнители современного RnB также нередко используют рэп в своих композициях.

Стили:
- Old School Rap;
- Southern Rap;
- Underground Rap;
- Pop-Rap;
- Political Rap;
- Party Rap;
- Jazz-Rap;
- Hardcore rap;
- Gangsta Rap;
- Foreign Rap;
- Dirty Rap;
- British Rap;
- Hip-Hop;
- Break Beat;
- Hip-Hop/Urban;
- Alternative Rap;
- Comedy Rap;
- DownBeats;
- East Coast Rap;
- Ragga.
3. Поп-му́зыка (англ. Pop - music от Popular music ) — направление современной музыки, вид современной массовой культуры.
Термин «поп-музыка» имеет двоякое значение. В широком значении, это любая массовая музыка (включая рок, электронику, джаз, блюз). В узком значении — отдельный жанр популярной музыки, непосредственно поп-музыка с определенными характеристиками.
Основные черты поп-музыки как жанра — простота, мелодичность, опора на вокал и ритм с меньшим вниманием к инструментальной части. Основная и практически единственная форма композиции в поп-музыке — песня. Тексты поп-музыки обычно посвящены личным чувствам.

Стили:

- Эстрадный поп;
- диско;
- лёгкая музыка;
- электро-поп;
- данс-поп;
- евродэнс.
4. Шансо́н (фр.
chanson — «песня») — жанр вокальной музыки; слово употребимо в двух значениях:

2) французская эстрадная песня в стилистике кабаре (по-русски склоняется).

Стили:

- авторская песня;
- романс;
- блатная песня;
- русский шансон.
5. Ме́тал, или мета́лл (от англ.
metal ) — жанр рок-музыки, появившийся из хард-рока в начале и середине 1970-х гг. Metal - возник как продолжение Rock , отличается использованием в большем количестве трудных звуковых эффектов.

Стили:
- Heavy Metal;
- Trash (thrash) metal;
- Death Metal;
- Black Metal;
- Power Metal;
- Folk Metal;
- Viking Metal;
- Gore Metal;
- Doom Metal;
- Progressive Metal;
- Gothic Metal;
- Industrial Metal;
- Nu Metal;
- Grindcore;
- Glam Metal.
6. Народная музыка (или фольклорная, англ. folklore ) — музыкально-поэтическое творчество народа. Она — неотъемлемая часть фольклора и вместе с тем включается в исторический процесс формирования и развития культовой и светской, профессиональной и массовой музыкальной культуры. На конференции международного совета народной музыки (начало 1950-х годов) народная музыка была определена как продукт музыкальной традиции, формируемой в процессе устной передачи тремя факторами — непрерывностью (преемственностью), вариантностью (изменчивостью) и избирательностью (отбором среды).

Стили: нет.

7. Духо́вная му́зыка — музыка религиозного характера, предназначенная для исполнения во время молитв, богослужений и в быту. Духовная музыка, как правило, пишется на основе или под влиянием текстов религиозного содержания (напр.: Библии).

Стили:
- Иудейская;
- Христианская;
- Исламская.
8. Джаз (англ. Jazz) — форма музыкального искусства, возникшая в конце XIX — начале XX века в США в результате синтеза африканской и европейской культур и получившая впоследствии повсеместное распространение. Характерными чертами музыкального языка джаза изначально стали импровизация, полиритмия, основанная на синкопированных ритмах, и уникальный комплекс приёмов исполнения ритмической фактуры — свинг. Дальнейшее развитие джаза происходило за счёт освоения джазовыми музыкантами и композиторами новых ритмических и гармонических моделей.

Стили:
- World Jazz;
- Jazz-Rap;
- Jazz-rock;
- Latin Jazz;
- Electro-jazz;
- Electro-jazz;
- Jazz;
- Cool Jazz.
9. Индийская классическая музыка — одна из древнейших комплексных музыкальных традиций мира. Её истоки традиционно связывают с Ведами, в первую очередь с «Сама-ведой» (2 тыс. до н. э.), останавливающейся на музыке подробнее других Вед (объясняя, как исполнять гимны «Риг-веды») и прочно связывающей истоки музыки с религиозно-магической практикой индуизма.

Стили:
- Музыка хиндустани;
- Дхрупад (XIV—XVI вв.);
- Кхаиял (XVII—XVIII вв.);
- Дадра;
- Таппа;
- Газал;
- Тарана;
- Карнатака.
10. Арабская классическая музыка - тоже одна из древнейших комплексных музыкальных традиций мира. Её истоки традиционно связывают с Кораном.

Стили:
- Нуба;
- Каул;
- Газал;
- Тарана;
- Фурудашт;
- Мустазад.
11. Европейская классическая музыка - музыка прошлого, выдержавшая испытание временем и имеющая аудиторию в современном обществе. Уже сегодня в качестве классических воспринимаются не только вершины высокого музыкального искусства, но и лучшие образцы развлекательных жанров прошлого: например, вершины французской, венской и венгерской оперетты XIX — начала XX вв., вальсы Иоганна Штрауса и т.п. Музыка второй половины XVIII века — начала XIX века. (этот период традиционно соотносят с классицизмом). Понятие классицизма не слишком широко применимо к музыке, так что в устойчивой характеристике Гайдна, Моцарта и Бетховена как венских классиков присутствует и немалая доля качественной оценки их творчества как фундамента для дальнейшего развития музыкальной композиции.

Стили:
- Средневековья;
- Возрождения;
- Барокко;
- Романтизм;
- Классицизм;
- Модерн;
- Электронная европейская классическая музыка.
12. Зажигательное латино, или, латиноамериканская музыка. Традиционно под этим определением понимается музыкальный стиль, который до того, как стать всемирно известным представлял собой некую смесь испанских, африканских и индейских мотивов. Родом эта музыкальная традиция конечно же из Латинской Америки. Именно переселенцы из этой части континента и сделали это музыкальное направление всемирно известным.

Стили:
- Румба;
- Меренге;
- Самба;
- Танго;
- Сон;
- Мамбо;
- Ча-ча-ча;
- Пачанга;
- Босса-нова;
- Сальса;
- Зук;
- Бачата;
- Ламбада.
13. Блюз (англ. blues от blue devils) — жанр музыки, получивший широкое распространение в 20-х годах XX века. Является одним из достижений афроамериканской культуры. Сложился из таких этнических музыкальных направлений афроамериканского общества как «рабочая песня» (англ. work song), «спиричуэлс» (англ. spirituals) и холер (англ. Holler).

Стили:
- Сельский блюз;
- Харп-блюз;
- Техасский блюз;
- Электро-блюз;
- Вест Сайд блюз;
- Вест Кост блюз;
- Дельта-блюз;
- Чикагский блюз;
- Британский блюз;
- Ритм-энд-блюз.
14. Кантри (англ. Country от country music — сельская музыка) — наиболее распространённая разновидность североамериканской народной музыки, по популярности в США не уступающая поп-музыке.

Стили:
- Вестерн-свинг;
- Блюграсс;
- Хиллбилли;
- Кантри-н-вестерн;
- Каджун;
- Техана;
- Хонки-тонк;
- Альт-кантри.
15. Электро́нная му́зыка (от англ. Electronic music, в просторечии также «электроника») — широкий музыкальный жанр, обозначающий музыку, созданную с использованием электронных музыкальных инструментов. Хотя первые электронные инструменты появились ещё в начале XX века, электронная музыка как жанр развилась во второй половине XX века и на начало XXI века включает десятки разновидностей.

Стили:
- House;
- Techno;
- Jungle.
16. Ска (англ. Ska) — музыкальный стиль, появившийся на Ямайке в конце 1950-х гг. Возникновение стиля связано[источник не указан 75 дней] с появлением звуковых установок (англ. «sound systems»), позволявших танцевать прямо на улице.

Стили:
- Ска-джаз;
- Ска-панк;
- Ска-кор;
- Менто;
-Калипсо;
- Регги;
- Рокстеди;
- 2 Tone.
Итак, для многих людей музыка довольно важна! Мы часто слушаем музыку, чтобы прибавить эмоций или поменять их. Или же просто для удовольствия) Вот для меня, как усилитель моих эмоций, потому, что я как будто не чувствую толком без музыки. Но часто бывает, что музыка меняет самых нас... например жесткий рок или метал делает нас более жестокими, если очень часто слушать! Или другие джаз или подобную легкую музыку, если очень часто слушать, то можно разленится или быть равнодушным к многим вещам. Естественно, что есть и позитивные моменты, которые влияют на наше мировоззрение и сам характер.Например, что в роке ты больше начинаешь понимать, жестокость этого мира, а под блюз или джаз - отдохнуть и просто расслабится от всего. Каждый любитель своего стиля, конечно же будет защищать свой стиль и говорить, что он самый лучший и т.д. Сейчас много споров из-за таких вещей!... Например я обожая рок и метал, но я совсем не осуждаю другие жанры музыки, потому, что они тоже достойны на свое сосуществования и тоже по своему хороши. Понятно дело, что все мы разные и у нас разные вкусы!... Но когда мы начинаем открыто и нагло проявлять свое недовольство на счет других жанров и позорить их - это уже безумие... У каждого есть свои любимые группы, например одни из моих любимых групп, это - Ария и Люмен... Ария мне нравиться, за своего рода стиль, из-за прекрасные медляки и отличную музыку, как и у каждой группы есть и песни, которые бы мне не понравились. А в Люмене мне понравилось ихняя открытость, то, что они так открыто борются с несправедливостью, как и в государстве, так и в личной жизни каждого!... У них отличная музыка, и почти все песни с отличным смыслом... У них много песен, над которыми стоит задуматься каждому!!!... По этому, я так люблю свою музыка, которую слушаю... И часто я заметил, что люди любят слушать иностранные группы, хотя совсем не знаю перевода!!! И они их начинают подпевать постоянно, даже не догадываясь, о том, что возможно они говорят молитву сатане или какое то проклятие, таких довольно много групп есть! так, что постарайтесь узнать хоть о чем поет вашу любимая группа и будьте осторожны с выбором) Любите свою музыку и не оскорбляйте другую, даже если она вам искренне не нравится!...