Soft Skills: "Мягкие навыки" твердого характера. Что такое скилл (skill)

В современной профориентации, на тренингах и в статьях по педагогике встречаются такие американские термины, как "hard skills" и "soft skills" . В этой статье расскажем об их значении, откуда они взялись и что с ними делать обычному человеку.

Что такое hard и soft skills?

Hard skills - (англ. "жесткие" навыки) профессиональные навыки, которым можно научить и которые можно измерить. Для обучения hard skills необходимо усвоить знания и инструкции, качество обучения можно проверить с помощью экзамена. Примеры hard skills : набор текста на компьютере, вождение автомобиля, чтение, математика, знание иностранного языка, использование компьютерных программ.
Soft skills - (англ. "мягкие" навыки) универсальные компетенции, которые не поддаются количественному измерению. Иногда их называют личными качествами, потому что они зависят от характера человека и приобретаются с личным опытом. Примеры soft skills : такие социальные, интеллектуальные и волевые компетенции, как коммуникабельность, умение работать в команде, креативность, пунктуальность, уравновешенность.

Краткая история

Термины hard и soft skills берут начало в военном деле. В 1959 году армия США начала разрабатывать научно обоснованный подход к подготовке военнослужащих. В ходе разработки исследователи выявили важность для военнослужащих не только профессиональных навыков (hard skills), но универсальных компетенций (soft skills), которые не поддаются планомерному обучению. Понимание различий между soft и hard skills было выражено в доктрине "Системы проектирования военной подготовки" 1968 года таким образом: hard skills являются навыками работы преимущественно с машинами, soft skills - навыками работы с людьми и бумагами. После того, как термины прижились в военной науке и психологии, они перешли в свободное употребление в сфере бизнеса. Сегодня в вакансиях, в том числе на русском языке, можно встретить вместо разделов «профессиональные навыки» и «личные качества» - hard skills и soft skills.

В чем отличия hard от soft?

  • Чтобы преуспевать в освоении hard skills необходим интеллект (левое полушарие мозга, IQ, логика), для развития soft skills требуется "эмоциональность" (правое полушарие мозга, EQ, эмпатия).
  • Требования к hard skills остаются неизменными вне зависимости от компании, в которой вы работаете, людей и корпоративной культуры. Soft skills , наоборот, изменчивы и ситуативны. Например, программирование относится к профессиональным навыкам (hard skills): правила создания хорошего программного кода будут одинаковы для любого программиста в любой компании. Коммуникативные навыки относятся к универсальным компетенциям (soft skills): правила построения эффектной речи будут зависеть от аудитории, к которой обращается говорящий, от речевой ситуации (разговор в метро или выступление на конференции).
  • Овладеть hard skills можно в различных учебных заведениях (школы, институт, дополнительные курсы). Обычно для них выделяются определенные уровни сложности, по которым можно постепенно подниматься, как по лестнице. Например, владение английским языком делится на уровни Elementary, Pre-Intermediate, Intermediate, Upper-Intermediate и т.д. Чтобы получить новый уровень, необходимо сдать экзамен. В отличие от hard skills, для освоения soft skills не существует легких пошаговых инструкций: человек или обладает каким-либо качеством от рождения (например, дружелюбность, спокойный характер), или приобретает его с опытом, путем проб и ошибок (например, умение работать в команде, лидерские качества). Soft skills осваиваются медленнее, чем hard skills .
  • Для hard skills существуют подтверждающие сертификаты и дипломы о том, что сотрудник имеет необходимые профессиональные навыки. Soft skills не имеют сертификации и доказать их наличие гораздо труднее.

Какие навыки все-таки важнее?

В основном это зависит от профессии и должности, на которой работает человек. Можно назвать 3 группы профессий по соотношению soft и hard skills:
1. Профессии, в которой превалирует hard над soft : например, физик-ядерщик, который может быть замечательным специалистом и отлично выполнять свою работу, и при этом не уметь работать в команде и взаимодействовать с людьми.
2. Профессии, в которых необходимы в равной степени оба вида навыков : например, юристы , бухгалтеры , таможенники . Этим специалистам требуется набор профессиональных навыков, а также коммуникабельность, организованность, терпеливость, доброжелательность, так как они работают с людьми.
3. , в которых превалируют soft skills : например, сфера продаж, бизнес, политика или творческие профессии. Так, бывают умелые продавцы без образования маркетолога, которые своим обаянием завоевывают клиента. В эффективных продажах задействованы самые разные социальные компетенции: умение говорить красиво и грамотно, выступать публично, умение слушать, умение расположить к себе собеседника, уверенность в себе и др.

Стоит признать, что soft skills - это компетенции будущего . Из двух физиков-ядерщиков более успешным станет тот, кто будет развивать свои социальные компетенции. Вероятно, он сможет сделать более успешную научную карьеру, чем его необщительный коллега.

Как понять, нужно ли развивать soft skills?

Если вы хотите понять, насколько необходимы soft skills в вашей работе, то ответьте на несколько вопросов:
1. Насколько важно для моего карьерного продвижения то, как я взаимодействую с окружающими?
2. Есть ли люди в компании на подобной должности, которые двигаются по карьерной лестнице быстрее?
3. Влияет ли мой темперамент на продвижение в компании?

Если вы ответили "да" на эти вопросы, то работать над своими универсальными компетенциями просто необходимо. Для ориентира расскажем, какие универсальные компетенции наиболее перспективны (на основе исследования профессиональной сети LinkedIn):

  • Коммуникабельность
  • Организованность
  • Умение работать в команде
  • Пунктуальность
  • Критическое мышление
  • Креативность
  • Гибкость
  • Дружелюбность
  • Лидерские качества
  • Умение решать сложные задачи

Наш Центр разработал целый спектр тренингов для школьников , позволяющих развить социальные, интеллектуальные и волевые компетенции еще в подростковом возрасте. Это период, когда происходит адаптация человека в обществе. Общение приобретает исключительную значимость, необщительному подростку будет тяжело взаимодействовать с коллективом, он будет чувствовать себя чужим и эмоционально подавленным. Тренинги позволяют выявить проблемы в развитии soft skills и с помощью активизирующих методик превратить их в сильные стороны личности.
Будем рады видеть вас на наших программах !

Чтобы узнать, какая сфера деятельности вам подходит больше всего, вы можете

Сегодня вы узнаете, что такое soft skills, и какие навыки нужно тренировать, чтобы дорасти до начальника компании.

Сегодня я вам открою, что прячется за очередным новомодным словечком, которое прочно вошло в лексикон кадровиков, владельцев компаний, менеджеров по персоналу и просто тех, кто любит козырять всякими иностранными терминами.

Мы поговорим о том, что такое soft skills .

Не пугайтесь, все предельно просто (я была удивлена, когда узнала, что же это такое), но на сегодня – жизненно необходимо людям, которые хотят делать карьеру.

Почему я заинтересовалась, что такое soft skills?

Вот никто меня, да и моих родителей тоже, не упрекнет в ностальгии за Советским Союзом.

Во-первых, потому что мы вообще не привыкли оглядываться в прошлое, а во-вторых, потому что это действительно была страшная эпоха репрессий, лжи, пропаганды и тотального дефицита.

Короче, жалеть абсолютно не о чем.

Но, когда я наблюдаю, как трудно сегодня , а еще труднее сделать карьеру, то волей-неволей задумываюсь о том, насколько проще с этим делом было раньше.

Работали все, свободных вакансий было больше, чем жителей гигантской страны.

Чтобы дослужиться до начальника, нужно было быть спецом в своей сфере и безоговорочно верить заветам Ильича.

Сегодня же даже супер-пупер-профессионалы вынуждены крутиться, как белка в колесе, постоянно совершенствовать свои навыки, не вылезать из тренингов, учиться всю жизнь, чтобы быть востребованным специалистом.

И все равно, ежедневно появляются какие-то новые веянья, вот как, например, soft skills, о котором в нашей стране заговорили не так давно.

Что же такое, этот загадочный soft skills?


Я думаю, что те, кто хорошо знает английский, уже после прочтения словосочетания поняли, о чем идет речь, потому что soft skills переводится, как «мягкие навыки».

То есть, это навыки, которые нельзя продемонстрировать моментально, как, к примеру, красный диплом о высшем образовании, способность за минуту разобрать и собрать автомат Калашникова или рассказать стишок на японском языке.

Soft skills еще называют социальными навыками, потому что речь идет, в основном, о взаимодействии между людьми.

Если вы устраиваетесь на работу автослесарем или кладовщиком, то вряд ли вашего будущего работодателя заинтересует, обладаете вы этими самыми soft skills или же нет, а вот если вы претендуете на руководящую должность или хотите работать в сфере обслуживания, то придется повышать свои социальные навыки.

Сегодня все больше и больше работодателей требуют от своих подчиненных (особенно тех, что занимают руководящие должности) и соискателей работы, которые только желают устроиться в компанию, наличия soft skills.

И это не удивительно, ведь, если верить последним исследованиям ученых умов из Гарварда, то успешность человека в профессиональной сфере на 85% зависит от мягких навыков и лишь на 15% от жестких.

Поэтому не удивляйтесь, если на вас попросят пройти тесты или будут задавать интересные вопросы, которые, на первый взгляд, не имеют ничего общего с профессиональными навыками.

Обладание какими навыками подразумевает soft skills?


Итак, мы разобрались с расшифровкой термина soft skills, что это такое, думаю, понятно, но вот на том, какие именно навыки и умения нужно приобрести, чтобы выгодно выделиться среди других соискателей работы или претендентов на руководящую должность, нужно остановиться детальнее.

Можете с уверенностью утверждать, что обладаете soft skills, если вы:

    Проявляете гибкость.

    К примеру, не кривитесь как от зубной боли, если начальник попросил вас задержаться на часик после окончания трудового дня или порекомендовал поработать над отчетом на выходные.

    Не боитесь брать на себя ответственность.

    Руководители, которые в трудную минуту пытаются бросить на амбразуру своих подчиненных, а сами пересидеть в бункере, должны исчезнуть, как класс.

    Хорошо ладите с людьми.

    Увы и ах, мизантропы, вас по-прежнему никто не любит.

  1. Умеете работать в команде, не выпячиваете на каждом шагу свое «Я», а понимаете, что успешный проект сдали «Мы».
  2. Можете обучать других.

    Без ора, психов, воплей, матов, без самолюбования и уничижения новичка.

  3. Дискуссируете, как воспитанный человек, а не дикая обезьяна.
  4. Способны быстро и точно ставить задачи перед людьми, при этом, их на качественную работу.
  5. Даже человека без автомобиля и водительских прав можете убедить приобрести вот эти классные шины.
  6. Сглаживаете конфликты, а не провоцируете их.
  7. Всегда готовы предложить интересную идею для того, чтобы компания работала еще лучше.

Есть soft skills, а что же такое hard skills?


По логике, если есть soft skills, то должны существовать и hard skills.

Конечно, они существуют и переводятся, дословно так же глупо, как и soft skills: «твердые (жесткие) навыки».

То есть, это те навыки, которые, собственно, и делают вас профессионалом в своей отрасли, которые вы можете с легкостью продемонстрировать руководству или будущему работодателю.

К hard skills относятся:

  • владение ;
  • умение печатать со скоростью звука;
  • способность за 5 минут сменить 4 колеса в автомобиле;
  • возможность нарисовать портрет будущего начальника прямо на собеседовании;
  • знание устройства двигателя внутреннего сгорания и т.д.

Думаю, вы поняли, что именно я хотела сказать.

Hard skills – знания и умения, которые непосредственно нужны вам для работы в компании и напрямую соответствуют ее деятельности.

А чтобы стать хорошим руководителем для своих подчиненных,

смотрите следующий видеосюжет:

Почему карьеру бывшего преподавателя загубило незнание, что такое soft skills?

Вот сейчас многие послушали, что я тут вещала о soft skills, да и подумали: «Больно надо! И без них проживу».

Конечно, проживете: на низкооплачиваемой бесперспективной должности!

А чтобы подтвердить свои слова, я расскажу вам грустную историю о несостоявшейся карьере своего бывшего преподавателя.

Умнейший человек, блестящий ученый, толковый преподаватель просто бредил карьерой, причем – не научной.

Он мечтал стать большим начальником с множеством подчиненных.

Во времена нашего позорного экс-президента Януковича ему удалось сделать стремительную карьеру и буквально за два года дослужиться до высокой должности в областной администрации.

Продержался он на ней ровно год и, несмотря на то, что со своими прямыми обязанностями справлялся безупречно, его подвело неимение soft skills.

Даже в те смутные времена, когда в кабинетах власти процветало хамство, авторитарный режим, когда дрожать от страха перед начальником и выполнять его глупые задания было нормой, моего преподавателя уволили, объясняя: «Вы совсем не умеете ладить с людьми, не обладаете даже минимальной гибкостью и абсолютно не командный игрок».

И вы все еще думаете, что без soft skills сможете построить крутую карьеру?

Вот вы и узнали, что такое soft skills , и какие навыки нужно тренировать в первую очередь, чтобы дорасти до большого начальника в крупной компании.

Полезная статья? Не пропустите новые!
Введите e-mail и получайте новые статьи на почту

«Большинство сделок на 50% состоит из эмоций и на 50% из экономических соображений». Инвестиционный банкир — Феликс Рохатин.

Исследования показали, что основную роль в успехе на различных местах работы играют не столько профессиональные специальные знания и навыки (hard skills), сколько мягкие навыки (soft skills).

Soft skills — навыки, проявление которых сложно отследить, проверить и наглядно продемонстрировать. К обучению софт скиллз относятся темы по мотивации, лидерству, менеджменту, работе в команде, управлению временем, проведению презентаций, продажам, личному развитию и т. д. Именно эти навыки человек может использовать большую часть своей карьеры.

Hard skills — технические навыки или навыки, которые можно наглядно продемонстрировать. К этой категории относятся метод слепой печати, шитье по лекалам, компьютерная грамотность, управление автомобилем и т. д.

В свою книгу The Millionaire Mind («Ум миллионера») Томас Стэнли включил данные опроса 733 мультимиллионеров США. После просьбы расположить в порядке убывания факторы (всего 30), наиболее благоприятствовавшие успеху, в первой пятерке оказались следующие: ƒ
честность в отношениях со всеми; ƒ
высокая дисциплина; ƒ
умение ладить с людьми; ƒ
поддержка супруга(-и); ƒ
высокая трудоспособность.

Все факторы относятся к soft skills.

А вот наиболее часто упоминаемые навыки эффективных менеджеров:

1. Вербальная коммуникация (включая умение слушать).
2. Умение управлять временем и стрессом.
3. Способность принимать решения.
4. Выявление, определение и решение проблем.
5. Стимулирование и мотивация других лиц.
6. Делегирование полномочий.
7. Постановка целей и формулирование видения будущего организации.
8. Самоанализ.
9. Создание команды.
10. Управление конфликтами.

Итак, давайте разбираться.

Я не раз сталкивалась с ситуацией: нанимают хорошего кандидата, который был успешен на предыдущем месте работы, выполнял KPI, имеет хорошие рекомендации бывших руководителей. Выходит на работу в новую компанию и не даёт ожидаемого результата. Он не понимает, руководство не понимает, что же случилось.

Очень часто профессиональные результаты зависят не только от человека, но и от окружения, я его называю — инфраструктурой.

Например, важно понимать — это вы достигли результата или вы просто удачно встроились в работающую систему (инфраструктура) и очень чётко в неё встроились?
А вы сможете сами построить такую же инфраструктуру вокруг себя, если её не будет? Если нет, то вам стоит искать новое место работы похожее на предыдущее.

Для того, чтобы адекватно оценить свои возможности и компетенции от которых зависит ваш будущий успех, я рекомендую оценить — как у вас развиты мягкие навыки.

Если вы смелый человек — предложите оценить вас ваши друзьям и коллегам. Усредненный результат будет более объективный, чем ваша собственная оценка.

Упражнение, которое я рекомендую проделать дальше, важно делать не только, когда вы уже приняли решение и вам надо понять, что именно вы продаёте будущему работодателю и чего сами хотите, но и тогда, когда вы успешны и вам нужно создать собственную модель успеха. Чтобы иметь возможность закрепить эту модель и повторять её важные элементы в будущем.

Итак, нарисуйте колесо компетенций.

Представьте, что каждая область (компетенция), имеет с двух сторон границы — шкалы от 1 до 10.

Умение работать в команде.

Человек, способный работать в команде, должен обладать такими навыками:
1. Быстро «вживаться» в новый коллектив.
2. Работать на своем профессиональном участке в общем ритме.
3. Управлять эмоциями, не проявлять личных симпатий и антипатий.
4. Принимать чужую точку зрения и признавать собственные ошибки.
5. Делегировать полномочия.
6. Уметь как руководить, так и подчиняться в зависимости от целей, поставленных перед командой.
7. Смирять личные амбиции и оказывать помощь своим коллегам.

Проактивность.

Согласно представлению о проактивности психики человека, между воздействующими на человека раздражителями и его реакцией на эти раздражители лежит свободная независимая воля. То есть мы сами выбираем свою реакцию на те или иные воздействия. Альтернативой проактивности является реактивность, когда выбор определяется внешними обстоятельствами, стимуляцией.

Быть проактивным человеком означает, что человек осознал свои глубинные ценности и цели и действует в соответствии со своими жизненными принципами, независимо от условий и обстоятельств.

Гибкость.

Умение находить компромиссы, варианты решений, принимать изменяющиеся условия и быстро адаптироваться к ним. Гибкий человек легко адаптируется к любым изменениям, иногда даже сам провоцирует их. Таким людям легче начинать поиск работы и уходить с предыдущего места, их не пугает новое.

Коммуникабельность.

В психологии общения - умение налаживать контакты, способность к конструктивному и взаимообогащающему общению с другими людьми. Коммуникабельность является одним из определяющих навыков успешного социального взаимодействия, затрагивающим как профессиональные, так и личные отношения. Коммуникабельность является одним из важнейших личных качеств в профессиях, предусматривающих активное общение с другими людьми, такими как, например, менеджер по продажам, менеджер по связям с общественностью, менеджер по персоналу.

Одна из черт успешного взаимодействия - это непредубежденность в отношении чужих взглядов.

Целеустремленность.

Сознательная и активная направленность личности на определенный результат деятельности. Такой человек точно знает чего хочет, куда идет и за что борется. Целеустремленный — направленный к определенной цели, добивающийся чего-нибудь определенного.

Концентрация внимания.

Умение фокусироваться на достижении цели, держать в голове результат, помнить о нём и направлять все свои усилия на его достижение.
Ещё некоторое время назад в работниках было востребовано качество — многозадачность. Однако, последние исследования говорят о том, что чем чаще человек переключается между разными задачами и типами деятельности, тем менее эффективным он становится.
Концентрация внимания, фокусировка — это умение отделять важное от второстепенного и удерживать внимание на цели на протяжении времени.

Внутренняя референция.

В данном контексте я имела ввиду навык, который позволяет доверять своему внутреннему голосу, ориентироваться на интуицию. Ведь весь ваш опыт и знания становятся частью механизма под названием интуиция. И то, насколько вы научились ей пользоваться говорит о том, насколько вы доверяете себе и не не подвержены внешнему влиянию, насколько вы подвержены манипуляциям.

Противоположность внутренней референции — внешняя референция — необходимость стороннего мнения для принятия решения, зависимость от того, что скажут и подумают другие.

Принятие решений.

Под принятием решений понимается процесс рационального или иррационального выбора альтернатив, имеющий целью достижение осознаваемого результата. В данном контексте, так же имеется ввиду способность брать на себя ответственность за последствия принятых решений.

Управление временем.

Управление временем - это действие или процесс тренировки сознательного контроля над количеством времени, потраченного на конкретные виды деятельности, при котором специально увеличиваются эффективность и продуктивность. Управление временем может помочь рядом навыков, инструментов и методов, используемых при выполнении конкретных задач, проектов и целей. Этот набор включает в себя широкий спектр деятельности, а именно: планирование, распределение, постановку целей, делегирование, анализ временных затрат, мониторинг, организация, составление списков и расстановка приоритетов. Изначально управление приписывалось только бизнесу или трудовой деятельности, но со временем термин расширился, включив личную деятельность с таким же основанием.

В более мягкой формулировке можно сказать, что это навык планирования времени и соблюдения внешних временных обязательств.

Социальная чуткость.

Социально-психологическая черта личности, выражающаяся в уважительном отношении и заботе о людях, внимании к их нуждам и запросам. Чуткость вместе с тем - это и тактичное отношение к самолюбию, гордости и достоинству других людей. Чуткость несовместима с высокомерием, чванством, грубостью, нетерпимостью, недоверием к людям.

Управление отношениями.

Составляющая часть Эмоционального интеллекта. Здесь имеется ввиду как способность чувствовать переживания и эмоции других людей, адекватная реакция на них, управление собственными эмоциями и уместное их проявление.

Пожалуй, самый характерный признак человека с высоким эмоциональным интеллектом - доброжелательность. Он умеет контролировать негативные эмоции, что позволяет избегать конфликтов, обзаводиться полезными контактами и производить приятное впечатление на окружающих.

Личное развитие.

Личностное развитие, рост и развитие личности — самое общее понятие, описывающее все позитивные изменения в личности как результат внутренних процессов и внешних воздействий. Это все то, что в личности разворачивается с возрастом само, что формируется под влиянием извне, что развивается в совместной деятельности с окружающими и развивается в себе самим человеком.

Не всегда понятно, что с человеком происходило — был ли это собственно рост, было это развитие, трансформация или формирование, но в некоторых случаях можно сказать: личностное развитие произошло. Имеется в виду, что произошло укрепление стержня и увеличение потенциала личности, способности человека жить внутренне богаче и лучше управлять своей жизнью.

В данном контексте имеется ввиду стремление и способность человека к личному развитию.

Мотивация себя и других.

Высокий уровень самомотивации, у такого челвоека есть самостоятельно выработанная система ценностей, установки, которые он осознает и которым следует. Он прекрасно знает, почему ведет себя так или иначе в различных ситуациях, четко понимает мотивы других людей, что делает его практически неуязвимым для манипуляторов. На окружающих такие люди оказывают магнетическое воздействие, поскольку излучают оптимизм и способны погасить любой конфликт.

Посмотрите на получившийся портрет. На основании полученных данных вы можете:
— составить карту развития,
— оценить на какую работу вы можете претендовать сейчас, где ваши сильные стороны, а что стоит развивать.
Что делать с этой информацией дальше?

Попробуйте так же выделить компетенции, которые необходимы работодателю на той позиции, которая вас интересует. Сопоставьте две картины, подумайте, как вы можете себя преподнести наилучшим образом на ту позицию, которая вам интересна.

В статье использованы материалы статьи Ирины Марецкой «Навыки эффективных менеджеров», материал статей википедии, сайта психологос.

Если Вы хотите более подробно исследовать свои компетенции — обратите внимание на

В поддержку ваших возможностей,
карьерный советник

Что важнее — знать всё о продаваемом продукте или уметь его продать? Какие навыки полезнее —  технические или коммуникативные? Всё, что человек умеет, можно условно разделить на 2 группы — твердые навыки (hard skills) или мягкие (soft skills). Обе группы важны, но в одинаковой ли пропорции?

Твердые и мягкие навыки

Hard Skills — это технические, профессиональные навыки. Человек может наглядно показать то, что умеет. Примеры:

    • вождение автомобиля;
    • создание логотипа в фотошопе;
    • печать на клавиатуре вслепую;
    • владение иностранным языком;
    • программирование и т. д.

Именно твердые навыки прописывают в вакансии на должность, в должностных инструкциях, указывают в резюме. Примечательно, что они применимы только в конкретных профессиональных областях. Иными словами, компетенции кондитера вряд ли будут пользоваться спросом в сфере IT.

Hard Skills хорошо видны в обыденной жизни. Действия проходят на автомате или по шаблону: кассир пробивает товар с кассовым аппаратом, водитель начинает маневр на дороге, маляр красит стены.

В этом же состоит главное отличие мягких навыков от твердых. Уровень владения Soft Skills сложно отследить. Но владение этой категорией навыков приносит пользу в любой сфере деятельности: они применимы везде, даже во внерабочих отношениях. Примеры:

    • установление благоприятных взаимоотношений;
    • работа в команде;
    • навыки убеждения;
    • лидерство;
    • мотивирование;
    • критическое мышление;
    • ораторское искусство;
    • общая эрудиция;
    • гибкое мышление;
    • рабочая этика;
    • эффективное решение проблем и конфликтных ситуаций;
    • самоорганизация и т. д.

На развитие мягких навыков направлено большинство современных тренингов — по мотивации, лидерству, ораторскому искусству, тайм-менеджменту и т. д.

Стоит также отметить, что мягкие навыки предполагают хорошую ориентацию в ситуации — с учетом всех её нюансов.

Что важнее?

Не вызывает сомнений тот факт, что без твердых навыков крайне сложно устроиться на работу 🙂 Поэтому, несомненно, для трудоустройства нужно что-то уметь руками/ногами в совокупности с головой. Однако мягкие навыки необходимы для того, чтобы взбираться выше по карьерной лестнице, и следовательно, обеспечивать себе все более комфортные условия существования. Чем выше занимаемая человеком позиция в компании, тем выше его уровень владения мягкими навыками.

О важности Soft Skills говорят еще с прошлого столетия. Посмотрите сами: разгар американской Великой депрессии, население с трудом выживало на надежде и выдаваемое пособие. И вдруг в отеле «Пенсильвания» со всей страны собирается более двух тысяч человек — прослушать лекцию Карнеги Дейла об умениии «завоевывать друзей и оказывать влияние на людей». Четыре часа посетители, стоя или сидя, впитывали слова Карнеги, постепенно понимая, каких навыков им не хватало все эти годы.

Исследования дают следующую статистику: работоспособность и высокая эффективность сотрудника складывается из всего лишь 15% владения Hard Skills и на 85% (!) владения Soft Skills. Очевидно, без последних развитие карьеры будет затруднено.

Почему есть такой существенны перевес в сторону мягких навыков? Практически любая работа, связанная с получением прибыли, связана также со взаимоотношениями между людьми. Поэтому установление благоприятных контактов, разговор на равных позициях, умение поставить себя на место оппонента — все это фактически полезно для любого человека.

К тому же, навыки Soft Skills применимы и в семейно-бытовой сфере, например, при воспитании детей или разговорах с супругом. Иными словами, владея ими, гораздо проще добиться чистоты в комнате ребенка или договориться о том, какие обои будут в гостиной 🙂

На тренингах мне часто задают вопрос, что такое и в чем между ними разница. «Порывшись» в интернете, я с удивлением обнаружил, что никто особенно не разграничил и не объяснил эти два понятия. Восполняю пробел.

Что такое Soft skills?

Soft skills («софтскилз», англ. soft skills – «мягкие навыки» или «гибкие навыки») позволяют быть успешным независимо от специфики деятельности и направления, в котором работает человек. Традиционно в психологии их относят к числу социальных навыков: умение убеждать, находить подход к людям, лидировать, межличностное общение, ведение переговорных процессов, работа в команде, личностное развитие, управление временем, эрудированность, креативность и т.п. Заметим, что ни одно из множества перечисленных выше умений не относится только к конкретной специальности. и только к ней.

Soft skills важны как в работе, так и в жизни. Большая часть навыков, используемых для достижения целей, – это Soft skills. При этом чем выше вы взбираетесь по карьерной лестнице, тем большую роль играют социальные навыки в вашей жизни, в то время как профессиональные отходят на второй план. Ведь чем выше занимаемый пост, тем большее количество подчиненных и сотрудников могут проконсультировать вас по всевозможным вопросам. Поэтому 70% тренинговых программ и курсов ориентированы на освоение навыков из ряда Soft skills.

Где используются «твердые навыки» - hard skills?

Hard skills («хардскилз», англ. Hard skills - «твердые навыки») - технические навыки, связанные с выполняемой деятельностью в области формализованных технологий: делопроизводство, логистика, метод слепой печати, управление автомобилем, программирование и т.п.

Так как данные навыки устойчивы, хорошо обозримы, измеримы и отождествляемы с конкретными конструкциями, они входят в перечень требований, изложенных в должностных инструкциях, легко подвергаются раскладыванию на ряд простых и конечных операций.

Навыки из категории Hard skills просты для наблюдения в повседневной жизни. Например: пилот самолета, не задумываясь, расскажет последовательность действий по взлету и посадке. Его инструкции будут схематичны, конкретны и последовательны. При наличии практических занятий, человек, обучающийся навыку категории Hard skills, способен довести приобретенное умение до автоматизма и в дальнейшем применять его в повседневной практике, следуя четко установленной последовательности действий или «по шаблону».

В целом, программные курсы, направленные на выработку и «жестких», и «мягких» навыков, предполагают обязательное закрепление модели поведения в условиях ежедневного применения. Однако программы по формированию навыков Soft skills в обязательном порядке строятся по принципу последовательной отработки навыков при помощи упражнений и практических симуляций, заставляющих принимать самостоятельные решения. Только в этом случае они дают стабильный результат. А иначе малейшее отклонение от схемы, любой не рассмотренный в предложенной (готовой) модели вопрос мгновенно приводит обучающегося в замешательство.

Степень освоения навыков из категории Soft skills сложно отследить, проверить и наглядно продемонстрировать. Поэтому стоит отметить, что применение Soft skills возможно только при условии умения использовать различные модели поведения, целостно понимать собственные и общие интересы, расставлять приоритеты и делать выбор. Результативное освоение навыков из данной категории всегда направлено на выработку способности видеть и различать множественность полутонов и вариантов ситуации.Итак, если подытожить вышесказанное и провести сравнительный анализ между навыками, то получится следующее:

HARD SKILLS: SOFT SKILLS:
◊ Компетентность
◊ Экспертиза
◊ Технические знания/квалификация
◊ Критичны в краткосрочной перспективе
◊ Развитие происходит быстрее
◊ С меньшим усилием и гарантированным результатом (при соблюдении базовых критериев: мотивация, обучаемость и др.)
◊ Практически не подвержены обратному развитию
◊ Компетенции
◊ Ценности
◊ Релевантный действиям поведенческий паттерн
◊ Критичны в долгосрочной перспективе
◊ Развитие происходит медленнее
◊ С большим усилием, достижение требуемого уровня не гарантировано («предел» компетенций, глубокая интеграция в структуре личности)
◊ В специфических условиях – подвержены обратному развитию