Спасский собор (XV в.). Спасский собор Спасский собор в

Датировка и возможные предшественники

Согласно преданию, в 1354 году Алексей ездил в Царьград (Константинополь) к Вселенскому православному патриарху для рукоположения в сан митрополита московского. По возвращении на родину его корабль попал на Черном море в сильный шторм. Митрополит истово молился иконе Нерукотворного образа Спасителя, но шторм не утихал. Тогда митрополит дал клятву всевышнему, что при благополучном исходе шторма он поставит в Москве храм во имя Нерукотворного образа Спасителя. Шторм утих и случилось так, что день возвращения на Родину совпал с днем церковного праздника Спаса-Нерукотворного.

Место для постройки храма выбрали примерно там, где сын великого владимиро-суздальского князя Георгия (Юрия II) Владимир Георгиевич в 1238 г. встретил войска Батыя во время его январского похода на Москву. На этом же месте митрополит Киприан позднее по преданию встретил Дмитрия Донского, возвращавшегося с Куликовской битвы. (по Бураков Ю.Н. Под сенью монастырей московских.)

О датировке собора есть несколько мнений. По всей видимости, первый храм был деревянным. Есть предположения о постройках первого каменного храма в 1360 или 1390 годах. (В частности А. Павлинов - автор первой систематической истории русской архитектуры - писал: "В Андрониевском монастыре встроен храм в 1360 г." цитирую по Буракову.) Вывод о существовании более раннего храма, позже перестроенного, основывается, в частности, на находках в позднейших перекладках стен собора белокаменных блоков вторичного использования с фрагментами зооморфных и растительных композиций, архаичных по своей стилистике и исполнению. Однако наиболее вероятно, что собор был выстроен между 1410 и 1427 годами при игумене Александре.

История сооружения

Существуют источники ("Книга степенная царского родословия", Пахомий Логофет), которые позволяют утверждать, что в росписи собора в начале XV века принимал участие Андрей Рублев. Житие преподобного Никона сообщает, что Андрей Рублев и Даниил Черный с их иконописной артелью отправились в Москву расписывать новый каменный собор Спас-Андроникова монастыря после того, как закончили в 1424 г. иконописные труды в соборе Троицкого монастыря. Можно считать, что в Андроников монастырь они отправились в 1425 г., а роспись закончили в 1427 г. (так по Буракову. По Вагнеру наоборот - из Спасо-Андроникова монастыря в 1425 г. они едут в Троицкий собор.) В 1427 г. Андрей Рублев скончался и был похоронен в Андрониевском монастыре. Так что участие в росписи Спасского собора было, по всей видимости, последней работой великого мастера. Росписи были уничтожены в конце XVIII века при реставрации, за исключением фрагментов растительного орнамента на откосах окон.

Во время реставрации 1763-1779 гг. к собору пристроили крытую паперть. В 1812 году от сильного пожара сгорел иконостас и обрушился барабан с главой. В 1846-1850 году собор был значительно переделан по проекту П.А. Герасимова: с юга к собору был пристроен придел Успения Божией Матери, с севера - святого Андроника. Закомары и кокошники убрали под четырехскатную крышу, а над ним подняли восьмигранный барабан с шатровой крышей.

После революции здания Андрониевского монастыря были переданы в ведение Чрезвычайной Комиссии. До 1922 года здесь содержались заключенные, в 1922-1928 гг. в монастыре располагалась колония для беспризорников. В 1928 году территория была передана в ведение рабочего коллектива завода "Серп и Молот", в монастырских зданиях, в том числе и в храмах, устроили 200 комнат для рабочих. В 1930-1940-х годах там также располагались учреждения Наркомата обороны.

С 1959 года в монастыре располагается Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева.

В 1950-1960 гг. собор был отреставрирован архитекторами-реставраторами Л.А. Давидом, Б.Л. Альтшуллером, С.С. Подъяпольским и М.Д. Циперовичем. Громадная заслуга в сохранении ветшавшего памятника и превращении его в музей принадлежит П.Д. Барановскому и Г.Ф. Сенатову, большую роль в выявлении первоначальных форм собора сыграли работы П.Н. Максимова и Б.А. Огнева.

Зимой 1989 года собор Образа Спаса Нерукотворного передали в ведение Московской патриархии.


Спасский собор

План собора на уровне порталов

По Памятники архитектуры Москвы. Юго-восточная и южная части территории между Садовым кольцом и границами города XVIII века. Стр. 45.

Архитектурные особенности

Спасский собор представляет собой одноглавый четырехстолпный белокаменный храм на высоком подклете. Его фасады традиционно разделены на три части.С востока расположен троечастный алтарь, по центру других фасадов расположены перспективные порталы. Собор Спасо-Андроникова монастыря резко отличается от других собор своим усложненным построением: углы его четверика значительно понижены и крестообразный объем со сводами, скрытыми за килевидными центральными закомарами, четко выделен. Этот объем несет четырехгранный постамент с трехлопастным завершением каждой грани, на котором стоит восьмигранник, увенчанный главой на стройтном барабане. Переходы от "креста" к постаменту смягчены постановкой убывающих по величине снизу вверх килевидных кокошников. Изнутри эта композиция образована ступенчато-повышенными подпружными арками, следовательно она не декоративна, а конструктивна. Построение композиции здания таково, что все эти понижения и повышения объемов, полуокружности и четверть окружности кокошников-закомар находятся в полном подчинении центральной оси постройки. Именно эта пирамидально поднимающаяся уступами вертикаль и является главным элементом художественного облика собора.

Той же идее подчинен и интерьер храма. Его пространство не загромождено хорами. Оно логисно нарастает от более низких углов к ступенчато повышенным средним сводам, а от них к еще более повышенным подкупольным аркам и, наконец, устремляется в подкупольный световой барабан. Широко расставленные подкупольные столбы (они соответствуют наружным лопаткам) не мешают воспринимать это пространство целиком, где бы мы ни встали. Оно равномерно освещено, так как окна размещены в трех регистрах: в стенах основного четверика, в центральных закомарах и в барабане. Все это сообщает интерьеру дух рациональной организованности и ясности, а если учесть отсутствие княжеских хоров, то и "демократичности".

Перспективные порталы не сохранились и были восстановлены при реконструкции 1950-1960-х годов. Они сделаны по аналогии с порталами Звенигородского Успенского собора, причем габаритная ширина обрамления взята по археологическим данным, а остальные размеры - сооответственно пропорциональному отношению их к ширине портала. Лестницы ведущик к порталам также восстановлены при реставрации. Древние окна на всю высоту сохранились только в средней апсиде, где была утрачена лишь часть их наружных откосов при переоблицовке стены. В боковых делениях северного, западного и южного фасадов верхние части окон восстанавливаются по уцелевшим с внутренней стороны стен перемычкам.

Пропорции барабана восстанавливались из соотношения высоты барабана к его нижнему диаметру, свойственному раннемосковскому зодчеству (оно близко к единице). Барабан, прорезанный восемью окнами, завершается восемью окнами, завершается полусферическим сводом и шлемовидной главой, сделанной непосредственно по куполу.

В росписи собора принимал участие Андрей Рублев. К сожалению, от рублевской росписи сохранились очень небольшие фрагменты - на косяках алтарных окон. К тому же это не фигурная роспись, а чисто орнаментальная. По голубому (ныне почерневшему) фону идут один за другим крупные, светлые, четко нарисованные круги с самым разнообразным орнаментальным заполнением в виде "розеток", но не обычного растительно-цветочного типа, а скорее полугеометрического. То это пересекающиеся круги, то опирабщиеся на окружность маленькие полукруги или "лунницы", то замысловатые гребенчатые формы. В эти стилизованные мотивы введены и реальные, например трилистник, листья, напоминающие мать-и-мачеху, наконец, длинные тонкие усики. Но и они останавливают внимание не столько своей естественностью, сколько фантастичностью рисунка.

Список литературы

Г.К. Вагнер. Спасо-Андроников монастырь.// Спасо-Андроников монастырь. М., 1972. Стр. 9-32.

П.Н. Максимов. Собор Спасо-Андроникова монастыря в Москве. // Архитектурные памятники Москвы XV - XVII века. Новые исследования. М. 1947. Стр.8-32.

Б.А. Огнев. Вариант реконструкции Спасского собора Андроникова монастыря. // Памятники культуры. Исследования и реставрация. Вып. 1. М., 1959, стр. 72-82.

Памятники архитектуры Москвы. Юго-восточная и южная часть территории между садовым кольцом и границами города XVIII века (от Земляного до Камер-Коллежского вала) М., 2000. Стр. 43-45.

О московском соборе, получившем статус «древнего» только в 1930-е годы, рассказывает очередной выпуск рубрики «Российские древности».

Не так давно автору этих строк довелось поучаствовать в некоей интернет-баталии, посвященной тематике Средневековья. Один из ее участников напирал на то, что после монгольского нашествия культура Древней Руси пришла в дикий упадок, и потом, 250 лет спустя, Ивану III даже пришлось выписывать из Италии мастеров, которые выстроили Успенский собор в Кремле, поскольку строить на Руси разучились. Вместо ответа я пригласил оппонента сходить чуть поодаль от Кремля, в район станций метро Курская и Площадь Ильича, в Спасо-Андрониковский монастырь, где минимум за полвека (а то и за три четверти до строительства Успенского собора в Кремле) безвестные гениальные русские зодчие выстроили шедевр, а известные гениальные живописцы его расписали.

Вид Спасо-Андроникова монастыря в 1883 году

Wikimedia Commons

Спасский монастырь в Москве основал в 1357 году митрополит Алексий, известный деятель русской церкви. Его первым игуменом стал преподобный Андроник Московский, ученик Сергия Радонежского. Первым собором монастыря стал деревянный Спасский собор, сгоревший в пожаре 1368 года.

На его месте был выстроен то ли еще один деревянный собор с полом из плинфы (плоского кирпича), то ли предыдущий белокаменный (при раскопках найдены белокаменные зооморфные рельефы), который то ли в 1399-1400, то ли в 1425-1427 годах сменило современное здание.

О его строительстве мы знаем только то, что оно построено при игумене Александре при участии Андрея Рублева. Был ли инок этого монастыря Рублев участником проектирования, неизвестно. Известно лишь, что вместе с другом Даниилом Черным они его расписали. Увы, от рублевских фресок остались только фрагменты растительного орнамента на откосах древних окон.

Спасский собор

Алексей Паевский

Что было со Спасским собором на протяжении более чем трех веков после постройки, нам неизвестно. Самый ранний источник датируется 1763 годом и свидетельствует о существовании у этого храма двусторонней каменной паперти с юга и запада, позже появилась и северная паперть. В 1812-м из-за пожара верх здания обрушился, но уже в следующем году под руководством архитектора Жукова проводилось его восстановление. В 1848-1850 годах собор подвергся значительной перестройке по проекту известного архитектора Петра Герасимова, тот хорошо известен как помощник Константина Тона по строительству Кремлевского дворца. Легко представить, во что превратился храм.

Переделки настолько исказили здание, что вплоть до 1930-х годов оно вообще не интересовало историков древнерусской архитектуры, которые считали собор поздней постройкой. И только натурное исследование 1933 года смогло показать: под нагромождениями поздних слоев находится раннемосковский храм, такой же древний, как и соборы Успения на Городке в Звенигороде, Саввино-Сторожевского монастыря и Троице-Сергиевой лавры (добавим в этот ряд и церковь Вознесения в Коломенском). Об этих памятниках мы тоже расскажем в свое время.

Л.М.Евсеева, В.Н.Сергеев. Музей древнерусского искусства им. А. Рублёва

Спасский собор - древнейшее из сохранившихся до наших дней зданий Москвы. Его строительство закончилось в 1427 году. Это прекрасный памятник раннемосковской архитектуры. Сложенный из белого камня, небольшой и стройный, он возвьппастся посреди монастырского двора. Здание приподнято на сравнительно невысоком белокаменном цоколе. Фасады делятся на три части. Боковые части их значительно уже и ниже средних. Такое же соотношение имеют три алтарных выступа - абсиды: средняя возвышается над более узкими боковыми. Это придает зданию пирамидальный характер и создает башенный силуэт, ступенчато устремленный вверх. Общую устремленность ввысь подчеркивают также килевидные завершения порталов и узких окон фасадов.

фото 1970 г.

При большой динамичности форм строители достигли цельности, спокойствия и гармонической уравновешенности всех частей собора. В своих размерах и пропорциях здание соизмеримо с человеком. В XV веке белый собор на зеленом холме за рекой, окруженный небольшими деревянными постройками, был хорошо виден из города. Об этом свидетельствует московский летописец, рассказывая о солнечном затмении, происшедшем в Москве 11 апреля 1476 года: «Видихом его (солнце) яко же бе взошло ровно с верхом храма Нерукотворного образа, иже в монастыре Андроникове».

Интерьер собора просторен и светел. Внутреннее пространство ступенчато вздымается вверх. К сожалению, время не пощадило фресок Рублева. Лишь в проемах окон центральной абсиды сохранились два фрагмента растительных орнаментов. Здесь на черном фоне изображены белые круги, в которые вписаны листья и цветы, легкие, нежные, чуть подцвеченные светлой празеленью и охрой. Растения в кругах разнообразны. Они напоминают то свернувшиеся дубовые листья, то цветы, то трилистия земляники или клевера. Между кругами - легкие вьющиеся светлые стебли. Эти драгоценные фрагменты, свободные и ритмичные, помогают представить прошлое великолепие навсегда утраченной живописи.


Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря. Алтарная часть
фото 1970 г.

В XVIII - XIX веках Спасский собор до неузнаваемости исказили переделками. Тогда погибли и древние фрески. Кроме того, во время пожара 1812 года рухнули вместе с барабаном его своды. В своем первоначальном виде здание предстало к 1960 году после реставрации, осуществленной по проекту группы архитекторов во главе с Л. А. Давидом.

В процессе реставрации собора в кладке, относящейся к XVII веку, найдены рельефы, выполненные по белому камню. Очень интересна фигура воина, поражающего копьем дракона. Этот редчайший образец скульптуры на московской почве еще ждет своих исследователей. Время его создания и происхождение точно не установлены.


фото 1970 г.

В древности собор был местом погребения известных людей. Здесь покоились тела первых двух игуменов монастыря - Андроника и Саввы. Еще в XVIII веке, как было установлено архитектором П. Д. Барановским, в монастыре сохранялась надгробная плита над могилой Рублева. Позднее она была утеряна. Недавно обнаружена рукопись, свидетельствующая о местонахождении могилы А. Рублева. Он был погребен вместе с Даниилом Черным под старой соборной колоколов й, просуществовавшей до конца XVIII века и находившейся неделю ко от Спасского собора. Среди дошедших до нас надгробий XVI века - плиты с могил видных московских дипломатов - Дмитрия Давыдовича Загряжского (ум. в 1518 г.) и Федора Дмитриевича Загряжского (ум. в 1562 г.)



Спасо-Андроников монастырь

Спасо-Андроников монастырь на картине Виктора Евгеньевича Лукьянова


История Спасо-Андроникова монастыря

Предоставлено настоятелем собора Спаса Нерукотворного

протоиереем Вячеславом (Савиных)

Спасо-Андроников монастырь - один из древнейших в Москве. Обитель, основанная около 1360 года великим русским святителем митрополитом Алексием при участии и по благословению преподобного Сергия Радонежского, уже к концу XIV-началу XV века стала одним из духовных и культурных центров Московского государства, сыграв исключительную роль в возвышении Москвы и превращении ее в «Третий Рим» и «второй Иерусалим».


Спасо-Андроников фотограф andreanto

Согласно преданию, во время возвращения из Константинополя в 1356 году святитель Алексий попал в сильный шторм на Черном море. Предстоятель Русской Церкви дал обет: в случае своего спасения основать в Москве монастырь, посвятив его тому святому, память которого придется на этот день. Божией милостью путники пристали к берегу 16 августа по старому стилю (29 августа по новому) - в день празднования Нерукотворному Образу Спасителя, тому самому, которым благословил владыку Алексия Константинопольский Патриарх, перед ним же святитель возносил молитвы во время бури. Вот почему, исполняя свой обет, митрополит Алексий посвятил монастырь образу Спаса Нерукотворного.

Место основания обители могло быть присмотрено святителем во время одного из его путешествий в Орду с ходатайствами за московских князей: на высоком холме, у крутого поворота Яузы перед впадением ее в Москву-реку. Ручей, впадающий в Яузу (заключен в трубу в 1935 году) в память о константинопольской бухте Золотой Рог был назван Золотым Рожком (память о нем сохраняется в названии вала, набережной и переулков). Здесь же сходились два пути: один шел через Таганскую площадь на юг, в Коломну, Рязань и татарские улусы (Болванская дорога); другой путь уходил на восток - Владимир, Нижний Новгород. Это «святое» перепутье, как его называли в старину, отличалось и ландшафтными красотами, увенчанием которых и стал Спасский монастырь.


Именно по Владимирской дороге пришел из своей Троицкой обители игумен Сергий Радонежский благословить как сам Спасский монастырь, так и его настоятеля - своего любимого ученика Андроника. Богомудрый старец не раз посещал обитель своего ученика. По сей день в версте от Спасо-Андроникова монастыря стоит часовня-проща, построенная на месте прощания преподобных Сергия и Андроника. В 1995 году она передана Православной Церкви и в настоящее время является действующей.

В 1371 году великий князь Димитрий Иоаннович, провожаемый митрополитом Алексием в Орду, останавливался здесь помолиться. В 1380 году мимо Андроникова монастыря шли русские полки на Куликово поле и здесь же останавливались перед торжественным въездом в Москву. В монастыре был отслужен благодарственный молебен и панихида об упокоении благоверных русских воинов, положивших «души своя за други своя». Сейчас на месте погребения воинов - героев Куликовской битвы - идет строительство поминального храма-часовни во имя святого благоверного князя Димитрия Донского. Эта часовня создана для сугубой молитвы об упокоении русских воинов, убиенных на поле брани.

Грандиозная перестройка Москвы на рубеже XV и XVI веков в соответствии с ее возросшим статусом отразилась и на монастыре: в 1504 году духовник Иоанна IIIСпасский архимандрит Митрофаний строит кирпичную трапезу (сегодня - самая древняя на территории Москвы). К XVI веку относится и возведение надвратной церкви во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Победа на Куликовом поле, совпавшая с этим праздником, стала очередным наглядным убеждением в заступничестве Богородицы, а посвящение Ей надвратных церквей - выражением представления о Матери Божией как Благой Вратарнице, «двери райские верным отверзающей», Покровительнице Святой Руси.


Трапезная, построена в начале 16 века.

XVI и XVII века проходят под знаком участия Спасо-Андрониковских архимандритов во всех крупнейших государственных делах.

В августе-сентябре 1653 года в монастыре четыре недели содержался знаменитый раскольник Аввакум Петров.

В конце XVII века обитель избирают в качестве фамильной усыпальницы Лопухины, породнившиеся с царствующим родом. Евдокия Лопухина - первая супруга Петра I.

Храм во имя Михаила Архангела, примкнувший к древней трапезной, в основном воздвигнут в 1694 году, но закончен лишь в 1739 году. Он стал новой архитектурной доминантой монастырского ансамбля. Это объясняется многообразными функциями храма. Он должен был служить усыпальницей рода Лопухиных (1-й ярус постройки), славить Архангела Михаила - покровителя русских государей (церковь во 2-м ярусе), а также отмечать память соименных сыну и мужу царицы Евдокии митрополита Алексия (церковь в 3-м ярусе) и апостола Петра (придел святых апостолов Петра и Павла, примыкающий к северной стене трапезной). Таким образом, постройка Лопухиных объединялась с постройкой Иоанна III в одну царственную линию. Получая готовую трапезную, Архангельская церковь выводилась на центральное место в ансамбле и одновременно связывала всю архитектуру монастыря с правобережьем Яузы - отсюда открывался вид на весь Андроников монастырь.

Спасо-Андроников Храм Михаила Архангела фотограф andreanto

Среди захороненных в Архангельской церкви - Устинья и Феодор, родители царицы Евдокии Лопухиной, племянник царицы генерал-аншеф В.А.Лопухин, убитый в сражении при Гросс-Егерсдорфе (1757), графиня Е.И.Головкина (урожденная кн. Ромодановская, 1702-1791) - двоюродная сестра императрицы Анны Иоанновны и другие.

Спасский собор Андроникова монастыря - шедевр не только русской, но и мировой архитектуры. Как убедительно показали доктор исторических наук, профессор Н.Н.Воронин и доктор архитектуры, профессор С.В.Заграевский, он возведен в 1425-1427 годах. Это старейший из сохранившихся храмов Москвы.


Для творческого мышления создателей собора характерен смелый отказ от кубичности, превращение архитектурной композиции в своеобразную шатровую «сень». Ширина собора составляет примерно половину его высоты. Высота цоколя три раза укладывается в портале, пять раз в четверике (по центральной части) и двенадцать раз в общей высоте собора. Более дробные членения, в свою очередь, также подчиняются определенным взаимоотношениям. Искусство русских зодчих и заключалось в умении воплотить в камне гармонию тварного мира.

Размер Спасского собора был использован в качестве модуля для определения размеров позднейших построек. Например, внутренний размер трапезной палаты равен ширине Спасского собора по наружным стенам, ширина Святых ворот равна размеру подкупольного звена собора, протяженность южной монастырской стены соответствует шести длинам собора и т.д.

Собор был расписан преподобными Андреем Рублевым и Даниилом Черным, но в XVIII веке росписи были утрачены. Сохранились лишь фрагменты растительных орнаментов в откосах алтарных окон.

В 19 веке собор был перестроен и стал выглядеть так:

В 20 веке (1960 г.) он был реставрирован и реконструирован.

После реконструкции собор Спаса Нерукотворного приобрел привычный для нас вид.

Спасо-Андроников фотограф andreanto

Уже в XVI веке почитались в лике святых первые четыре настоятеля Спасо-Андроникова монастыря, преподобные Андроник, Савва, Александр и Ефрем, а также святые иконописцы Андрей Рублев и Даниил Черный. Все они своими мощами почивают на территории монастыря. Преподобные Андроник и Савва Московские, Андрей Рублев входят в сонм общероссийских святых.

В XVIII веке монастырь приобретает большую известность благодаря некрополю. С давних времен этот монастырь был традиционным местом погребения московской аристократической знати - и не только живших в районе Рогожской и Таганки купцов, промышленников, но и всей Москвы. Здесь были похоронены родители и родственники царицы Евдокии Лопухиной, (которая устроила в монастыре церковь св. Михаила Архангела с трапезной), Барятинские, Трубецкие, Над могилой последних надгробие выполнил известнейший московский скульптор И.Витали, автор московских фонтанов и храмовых скульптур.

Кроме этого в монастыре были захоронены Голицыны, Головины, Юсуповы, Толстые, Салтыковы, Нарышкины - цвет российского дворянства. Еще в 1714 году Петр I после битвы при Гангуте отпустил средства на строительство в монастыре именно потому, что на его погосте погребались воины, погибшие в Северной войне. Век спустя здесь найдут последнее пристанище герои Отечественной войны 1812 года. На территории некрополя были похоронены дед «чудо-богатыря» М.А.Милорадовича, П. Демидов - основатель Ярославского лицея, С. Васильев - крупнейший благотворитель Москвы, вложивший в строительство монастыря более 500000 рублей, В.П.Зубов - известный русский ученый-энциклопедист, археолог и нумизмат.

В Спасском соборе были захоронены родители Анны Алексеевны Орловой-Чесменской (в тайном постриге монахини Агнии) - выдающейся благотворительницы XIX века.

Преподобный Андрей Рублев принял постриг в этом монастыре и долгое время был его монахом. Здесь же иконописцы были похоронены, по старым сведениям - в соборе на том месте, где стояла его колокольня. В настоящее время их могилы утеряны и существует миф о том, что это произошло после революции. Однако это не так.

Одним из последних плиту на могиле преподобного Андрея Рублева видел историк Миллер в конце XVIII века. А уже в начале XIX века появились записи о том, что великие иконописцы были погребены под старой колокольней, которая разобрана и место сровнено с землей. Есть версия, что тогда и были утрачены их могилы. Вероятно, что это произошло тогда, когда стали возводить традиционную положенную в то время огромную надвратную колокольню и сломали старую, на территории монастыря.

В 30-х годах архитектору П.Д. Барановскому удалось отыскать старинную надгробную плиту с надписью XV века. Это произошло поздним вечером, и ученый не смог разглядеть ее как следует. Он отложил изучение находки до утра, сняв только отпечаток с надписи, и просидел над ним всю ночь. Это оказалось единственным, что осталось в руках архитектора. В ту же ночь рабочие раскрошили плиту и посыпали дорожки монастыря, чтобы уберечь их от осенней слякоти. Так была потеряна единственная ниточка, которая, возможно, вела в далекую древность к могиле Андрея Рублева.

С 1910 года и до закрытия монастыря его настоятелем был епископ (с 1921 года - архиепископ) Владимир (Соколовский, 1851-1931) - выдающийся иерарх Русской Православной Церкви, ученый-миссионер, храмоздатель, патриот, сподвижник святителей Николая Японского и Тихона Московского.


Надвратная колокольня была одной из красивейших в Москве, построена по проекту московского архитектора Родиона Казакова, много строившего в том районе однофамильца и ученика Матвея Казакова. По его замыслу колокольня должна была быть выше Ивана Великого, но Павел I приказал уменьшить ее и не строить выше главной кремлевской колокольни по строгой старомосковской традиции. Тип такой надвратной колокольни, возводимых в московских монастырях в конце XVIII столетия можно увидеть в ближайшем Новоспасском монастыре.

После революции монастырь сильно пострадал. В 1919 году в нем были устроены пролетарские квартиры для рабочих Рогожско-Симоновского района. Весной 1922 года изъяли ценности и разместили здесь колонию для беспризорных детей. Для них на территории бывшего монастырского кладбища была устроена футбольная площадка. В 1930 году была взорвана колокольня.


Памятник великому русскому иконописцу Андрею Рублёву работы известного скульптора Олега Константиновича Комова (1932-1994 гг.) был установлен в 1985 году в сквере перед главными воротами Спасо-Андроникова монастыря. А в самом монастыре роаботает музей Музей древнерусскойживописи имени Андрея Рублева. Он был открыт в Спасо-Андрониковом монастыре деятелей культуры во главе с академиком И.Грабарем. В 1949 году разрешение было получено, и руководитель реставрационных работ Д.И.Арсенишвили ночевал в притворе собора и круглосуточно жил в монастыре, не покидая его ни на минуту, чтобы здание обманом не отобрали другие претенденты. Музей был открыт. В 1980-х годах был преобразован в Центральный Государственный Музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. В его коллекцию входит огромное иконописное собрание, более 5 тысяч икон, церковная утварь, старопечатные и рукописные книги.

Одна из экспозиций музея.

Сам Андрей Рублёв был причислен Русской Православной церковью к лику святых в 1988 году.

17 июля 1989 года, в первую годовщину причисления Андрея Рублева к лику святых, в соборе прошла литургия. Во вновь открытом храме на северной стене установили мраморную плиту в память о том, что здесь были похоронены преподобные Андрей Рублев и Даниил Черный. Потом она была убрана. В настоящее время монастырь действует как приходской храм, и богослужения проводятся регулярно.

Спасский собор был закрыт вместе с упразднением монастыря в 1920-х годах. Он бездействовал до 1990 года, когда по согласованию с находящимся на территории монастыря Центральным музеем древнерусской культуры и искусства имени преподобного Андрея Рублева здесь были возобновлены богослужения. В 1991 году при храме был зарегистрирован приход, который возглавил и по сей день возглавляет протоиерей Вячеслав (Савиных).


Датировка и возможные предшественники

Согласно преданию, в 1354 году Алексей ездил в Царьград (Константинополь) к Вселенскому православному патриарху для рукоположения в сан митрополита московского. По возвращении на родину его корабль попал на Черном море в сильный шторм. Митрополит истово молился иконе Нерукотворного образа Спасителя, но шторм не утихал. Тогда митрополит дал клятву всевышнему, что при благополучном исходе шторма он поставит в Москве храм во имя Нерукотворного образа Спасителя. Шторм утих и случилось так, что день возвращения на Родину совпал с днем церковного праздника Спаса-Нерукотворного.

Место для постройки храма выбрали примерно там, где сын великого владимиро-суздальского князя Георгия (Юрия II) Владимир Георгиевич в 1238 г. встретил войска Батыя во время его январского похода на Москву. На этом же месте митрополит Киприан позднее по преданию встретил Дмитрия Донского, возвращавшегося с Куликовской битвы. (по Бураков Ю.Н. Под сенью монастырей московских.)

О датировке собора есть несколько мнений. По всей видимости, первый храм был деревянным. Есть предположения о постройках первого каменного храма в 1360 или 1390 годах. (В частности А. Павлинов - автор первой систематической истории русской архитектуры - писал: "В Андрониевском монастыре встроен храм в 1360 г." цитирую по Буракову.) Вывод о существовании более раннего храма, позже перестроенного, основывается, в частности, на находках в позднейших перекладках стен собора белокаменных блоков вторичного использования с фрагментами зооморфных и растительных композиций, архаичных по своей стилистике и исполнению. Однако наиболее вероятно, что собор был выстроен между 1410 и 1427 годами при игумене Александре.

История сооружения

Существуют источники ("Книга степенная царского родословия", Пахомий Логофет), которые позволяют утверждать, что в росписи собора в начале XV века принимал участие Андрей Рублев. Житие преподобного Никона сообщает, что Андрей Рублев и Даниил Черный с их иконописной артелью отправились в Москву расписывать новый каменный собор Спас-Андроникова монастыря после того, как закончили в 1424 г. иконописные труды в соборе Троицкого монастыря. Можно считать, что в Андроников монастырь они отправились в 1425 г., а роспись закончили в 1427 г. (так по Буракову. По Вагнеру наоборот - из Спасо-Андроникова монастыря в 1425 г. они едут в Троицкий собор.) В 1427 г. Андрей Рублев скончался и был похоронен в Андрониевском монастыре. Так что участие в росписи Спасского собора было, по всей видимости, последней работой великого мастера. Росписи были уничтожены в конце XVIII века при реставрации, за исключением фрагментов растительного орнамента на откосах окон.

Во время реставрации 1763-1779 гг. к собору пристроили крытую паперть. В 1812 году от сильного пожара сгорел иконостас и обрушился барабан с главой. В 1846-1850 году собор был значительно переделан по проекту П.А. Герасимова: с юга к собору был пристроен придел Успения Божией Матери, с севера - святого Андроника. Закомары и кокошники убрали под четырехскатную крышу, а над ним подняли восьмигранный барабан с шатровой крышей.

После революции здания Андрониевского монастыря были переданы в ведение Чрезвычайной Комиссии. До 1922 года здесь содержались заключенные, в 1922-1928 гг. в монастыре располагалась колония для беспризорников. В 1928 году территория была передана в ведение рабочего коллектива завода "Серп и Молот", в монастырских зданиях, в том числе и в храмах, устроили 200 комнат для рабочих. В 1930-1940-х годах там также располагались учреждения Наркомата обороны.

С 1959 года в монастыре располагается Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева.

В 1950-1960 гг. собор был отреставрирован архитекторами-реставраторами Л.А. Давидом, Б.Л. Альтшуллером, С.С. Подъяпольским и М.Д. Циперовичем. Громадная заслуга в сохранении ветшавшего памятника и превращении его в музей принадлежит П.Д. Барановскому и Г.Ф. Сенатову, большую роль в выявлении первоначальных форм собора сыграли работы П.Н. Максимова и Б.А. Огнева.

Зимой 1989 года собор Образа Спаса Нерукотворного передали в ведение Московской патриархии.

Спасский собор

План собора на уровне порталов

По Памятники архитектуры Москвы. Юго-восточная и южная части территории между Садовым кольцом и границами города XVIII века. Стр. 45.

Архитектурные особенности

Спасский собор представляет собой одноглавый четырехстолпный белокаменный храм на высоком подклете. Его фасады традиционно разделены на три части.С востока расположен троечастный алтарь, по центру других фасадов расположены перспективные порталы. Собор Спасо-Андроникова монастыря резко отличается от других собор своим усложненным построением: углы его четверика значительно понижены и крестообразный объем со сводами, скрытыми за килевидными центральными закомарами, четко выделен. Этот объем несет четырехгранный постамент с трехлопастным завершением каждой грани, на котором стоит восьмигранник, увенчанный главой на стройтном барабане. Переходы от "креста" к постаменту смягчены постановкой убывающих по величине снизу вверх килевидных кокошников. Изнутри эта композиция образована ступенчато-повышенными подпружными арками, следовательно она не декоративна, а конструктивна. Построение композиции здания таково, что все эти понижения и повышения объемов, полуокружности и четверть окружности кокошников-закомар находятся в полном подчинении центральной оси постройки. Именно эта пирамидально поднимающаяся уступами вертикаль и является главным элементом художественного облика собора.

Той же идее подчинен и интерьер храма. Его пространство не загромождено хорами. Оно логисно нарастает от более низких углов к ступенчато повышенным средним сводам, а от них к еще более повышенным подкупольным аркам и, наконец, устремляется в подкупольный световой барабан. Широко расставленные подкупольные столбы (они соответствуют наружным лопаткам) не мешают воспринимать это пространство целиком, где бы мы ни встали. Оно равномерно освещено, так как окна размещены в трех регистрах: в стенах основного четверика, в центральных закомарах и в барабане. Все это сообщает интерьеру дух рациональной организованности и ясности, а если учесть отсутствие княжеских хоров, то и "демократичности".

Перспективные порталы не сохранились и были восстановлены при реконструкции 1950-1960-х годов. Они сделаны по аналогии с порталами Звенигородского Успенского собора, причем габаритная ширина обрамления взята по археологическим данным, а остальные размеры - сооответственно пропорциональному отношению их к ширине портала. Лестницы ведущик к порталам также восстановлены при реставрации. Древние окна на всю высоту сохранились только в средней апсиде, где была утрачена лишь часть их наружных откосов при переоблицовке стены. В боковых делениях северного, западного и южного фасадов верхние части окон восстанавливаются по уцелевшим с внутренней стороны стен перемычкам.

Пропорции барабана восстанавливались из соотношения высоты барабана к его нижнему диаметру, свойственному раннемосковскому зодчеству (оно близко к единице). Барабан, прорезанный восемью окнами, завершается восемью окнами, завершается полусферическим сводом и шлемовидной главой, сделанной непосредственно по куполу.

В росписи собора принимал участие Андрей Рублев. К сожалению, от рублевской росписи сохранились очень небольшие фрагменты - на косяках алтарных окон. К тому же это не фигурная роспись, а чисто орнаментальная. По голубому (ныне почерневшему) фону идут один за другим крупные, светлые, четко нарисованные круги с самым разнообразным орнаментальным заполнением в виде "розеток", но не обычного растительно-цветочного типа, а скорее полугеометрического. То это пересекающиеся круги, то опирабщиеся на окружность маленькие полукруги или "лунницы", то замысловатые гребенчатые формы. В эти стилизованные мотивы введены и реальные, например трилистник, листья, напоминающие мать-и-мачеху, наконец, длинные тонкие усики. Но и они останавливают внимание не столько своей естественностью, сколько фантастичностью рисунка.

Список литературы

Г.К. Вагнер. Спасо-Андроников монастырь.// Спасо-Андроников монастырь. М., 1972. Стр. 9-32.

П.Н. Максимов. Собор Спасо-Андроникова монастыря в Москве. // Архитектурные памятники Москвы XV - XVII века. Новые исследования. М. 1947. Стр.8-32.

Б.А. Огнев. Вариант реконструкции Спасского собора Андроникова монастыря. // Памятники культуры. Исследования и реставрация. Вып. 1. М., 1959, стр. 72-82.

Памятники архитектуры Москвы. Юго-восточная и южная часть территории между садовым кольцом и границами города XVIII века (от Земляного до Камер-Коллежского вала) М., 2000. Стр. 43-45.