Анализ картины постоянство памяти. Сальвадор Дали Постоянство памяти (мягкие часы): описание, значение, история создания. Сальвадор Дали Постоянство памяти, анализ картины и значение образов

Художник: Сальвадор Дали

Картина написана: 1931 г.
Холст, гобелен ручной работы
Размер: 24 × 33 см

Описание картины «Постоянство памяти» С.Дали

Художник: Сальвадор Дали
Название картины: «Постоянство памяти»
Картина написана: 1931 г.
Холст, гобелен ручной работы
Размер: 24 × 33 см

О Сальвадоре Дали говорят и пишут всякое. Например, что он был параноиком, не имел связей с реальными женщинами до Галы, и что его картины непонятны. В принципе, все это правда, но каждый факт или вымысел из его биографии имеют прямое отношение к творчеству гения (просто художником Дали назвать довольно проблематично, да и не стоит).

Дали бредил во сне и все это переносил на холст. Прибавьте к этому его запутанные мысли, увлечение психоанализом и вы получите в сумме картины, поражающие сознание. Одна из них – «Постоянство памяти», которую еще называют «Мягкие часы», «Твердость памяти» и «Стойкость памяти».

История появления этого полотна напрямую связана с биографией художника. До 1929 года в его жизни не было увлечений женщинами, не считая нереальных рисунков или тех, что приходили к Дали во сне. А потом появилась русская эмигрантка Елена Дьяконова, больше известная как Гала.

Поначалу ее знали как жену писателя Поля Элюара и любовницу скульптора Макса Эрнста, причем одновременно. Жила вся троица под одной крышей (прямая параллель с Бриками и Маяковским), делила постель и секс на троих и, казалось, такое положение вполне устраивало и мужчин, и Галу. Да, эта женщина любила мистификации, а так же сексуальные эксперименты, но тем не менее к ней прислушивались художники и писатели-сюрреалисты, что было большой редкостью. Гала нуждалась в гениях, одним из которых и стал Сальвадор Дали. Пара прожила вместе 53 года, а художник заявлял, что любил ее больше матери, денег и Пикассо.

Так это или нет, мы не узнаем, а вот про картину «Пространство памяти», на которую Дьяконова вдохновила писателя известно следующее. Пейзаж с Порт Лигат был почти написан, но ему чего-то не хватало. Гала в тот вечер отправилась в кино, а Сальвадор засел за мольберт. В течении двух часов на свет появилась эта картина. Когда муза художника увидела полотно, то предрекла, что тот, кто ее хоть раз увидит, никогда не забудет.

На выставке в Нью-Йорке эпатажный художник объяснил задумку картины по-своему – природой плавленого сыра камамбер, соединившегося с учением Гераклита о измерении времени течением мысли.

Основная часть картины – это ярко-рыжий пейзаж Порт-Лигата, места где он жил. Берег пустынный и объясняет пустоту внутреннего мира художника. Вдалеке виднеется голубая вода, а на переднем плане – сухое дерево. Это, в принципе, и все, что понятно на первый взгляд. Остальные образы на творении Дали глубоко символичны и рассматривать их стоит лишь в таком контексте.

Трое мягких часов голубого цвета, спокойно висящих на ветках дерева, человеке и кубе являются символами времени, которое нелинейно и произвольно течет. Оно таким же способом заполняет субъективное пространство. Количество часов означает прошлое, настоящее и будущее, связанных с теорией относительности. Сам Дали говорил, что нарисовал мягкие часы, поскольку связь времени и пространства чем-то выдающимся не считал и «она была такой же, как любая другая».

Расплывшийся субъект с ресницами отсылает вас к страхам самого художника. Как известно, сюжеты для картин он брал во сне, который называл смертью объективного мира. По основам психоанализа и по убеждениям Дали, сон освобождает то, что люди прячут глубоко в себе. И посему моллюскообразный объект – это автопортрет Сальвадора Дали, который спит. Он сравнивал себя с устрицей-отшельником и говорил, что Гала сумела уберечь ее от всего мира.

Твердые часы на картине символизируют объективное время, которое идет против нас, ведь они лежат вниз циферблатом.

Примечательно, что время, зафиксированное на каждых часах, различно – то есть каждый маятник соответствует событию, которое осталось в человеческой памяти. Однако часы текут – и изменяют голове, то есть память способна менять события.

Муравьи на картине – символ разложения, связанный с детством самого художника. Он увидел труп летучей мыши, кишащей этими насекомыми, и с тех пор присутствие их стало идеей-фикс всего творчества. Муравьи ползают по твердым часам, подобно часовым и минутным стрелкам, таким образом, время реальное убивает само себя.

Дали называл мух «средиземноморскими феями» и считал тем насекомым, которые вдохновляли греческих философов на их трактаты. Древняя Эллада напрямую связана с оливой, символом мудрости античности, которой уже не существует. По этой причине олива изображена сухой.

На картине изображен и мыс Креус, который находился неподалеку от родного города Дали. Его сам сюрреалист считал истоком своей философии параноидальных метаморфоз. На полотне он имеет форму голубой дымки неба вдали и коричневых скал.

Море, по мнению художника, это вечный символ бесконечности, идеальная плоскость для путешествий. Время там течет неспешно и объективно, подчиняясь своей внутренней жизни.

На заднем плане у самых скал находится яйцо. Это символ жизни, позаимствованный у древнегреческих представителей мистической школы. Они трактуют Мировое Яйцо как прародителя человечества. Из него появился двуполый Фанес, который создал людей, а половинки скорлупы дали им небо и землю.

Еще один образ на заднем плане картины – зеркало, лежащее горизонтально. Его называют символом переменчивости и непостоянства, который соединяет в себе субъективный и объективный миры.

Экстравагантность и неудержимость Дали в том, что истинными его шедеврами являются не картины, а скрытый в них смысл. Художник отстаивал право на творческую свободу, на связь искусства и философией, историей и другими науками.

… Современные физики все чаще заявляют, что время – это одно из измерений пространства, то есть мир, который нас окружает, состоит не из трех измерений, а из четырех. Где-то на уровне нашего подсознания у человека формируется интуитивное представление о чувстве времени, но представить его удается с трудом. Сальвадор Дали – один из немногих людей, которым это удалось, ведь он смог интерпретировать тот феномен, который до него не удавалось раскрыть и воссоздать никому.

Художник сюрреализма, испанец Сальвадор Дали стал одним самых загадочных живописцев двадцатого века. Известная своим диковинным и неоднозначным сюжетом, его картина «Постоянство памяти»(1931) , признана величайшим шедевром сюрреализма. Но какую суть завуалировал гений на этом холсте? Толкований у картины много и они совершенно разные.

Ссылка на эту картинку:

Ссылка на эту картинку для форумов:

Ссылка на эту картинку в формате HTML:



Смысл под мазками нелегко ухватить. На картине изображено четверо часов и пустынный пейзаж на фоне. Блюстители времени, вопреки всему, вытекают из своей привычной формы, что выглядит немного зловеще. И, судя по всему, плавиться они намерены «до конца». «Милый» сюжет заставляет подумать. Почему часы растекаются? Почему они в пустыне и где затерялись люди? Смысл этой картины кажется неадекватным и нелогичным, но почти фотографическое исполнение намекает нам на обратное.

Возможно, Дали изобразил состояние сна, столь часто обсуждаемое сюрреалистами. Ведь только во сне, несвязанные между собой люди, места и предметы способны собраться в единое целое, ведь только во сне, секунды с минутами обесцениваются. Если это так, то деформированные часы символизируют неопределенность течения времени ночью. В течение дня мы способны отслеживать и держать время под контролем, но когда мы спим, оно играет по другим правилам. Если взглянуть под таким углом, то выглядит правдоподобно. Во сне часы бессильны, мы не чувствуем времени, а значит, часам остается только растаять от собственной ненужности.

Некоторые искусствоведы считают, что деформированные часы могут символизировать теорию относительности Эйнштейна, бывшую в 30-е годы новой и революционной. С её помощью, Эйнштейн предложил новую идею о времени, как о категории более сложной, неподвластной исчислению на циферблате. Сквозь такую призму начинает казаться, что искаженные часы символизируют некомпетентность своих карманных и настенных собратьев в постэйнштейновском мире.

Шутки, юмор, сарказм и игра словом были неотъемлемой частью творчества сюрреалистов. Неисключено, что этот самый сарказм дотронулся и до «Постоянства памяти». Ведь растекающиеся часы могут обозначать всё, что угодно, но только не постоянство. Муравьи, поедающие циферблат красных часов, возможно, олицетворяют людскую привычку тратить время бездумно и бессистемно.

Опустошенный, бесплодный ландшафт… Многие знатоки искусства полагают, что Дали изобразил береговую линию пляжа в своем родном городе. Предполагаемое, автобиографическое значение, отсылает нас к воспоминаниям из детской памяти Сальвадора. Необитаемый, всеми покинутый берег, мертвый с тех пор, как Дали покинул его. Искаженными часами Дали, вероятно, намекнул, что его детство – дело давно минувших дней

«Постоянство памяти» – настоящая икона сюрреализма двадцатого века. Ее подлинный смысл остаётся для нас загадкой по сей день, и вряд ли это изменится. Есть мнение, что здесь Дали собрал целую амальгаму идей и оттенков исторического, автобиографического, художественного и политического характера.

Живопись - это искусство выражения невидимого через видимое.

Эжен Фромантен.

Живопись, а в частности её «подкаст» сюрреализм – не всеми понимаемый жанр. Те, кто не понимают, бросаются громкими словами критики, а те, кто понимают – готовы отдавать миллионы за картины этого жанра. Вот и картина , первого и самого известного из сюрреалистов, «Утекающее время» имеет «два лагеря» мнений. Одни кричат, что картина недостойна всей славы, что имеет, другие же готовы часами смотреть на картину и получать эстетическое наслаждение…

Картина сюрреалиста несёт в себе очень глубокий смысл. И смысл этот перерастает в проблему – бесцельно утекающее время.

В 20 веке, в котором жил Дали, эта проблема уже существовала, уже поедала людей. Многие не занимались абсолютно ничем полезным для них и для общества. Прожигали жизни. А в 21 веке обретает ещё большую силу и трагедию. Подростки не читают, сидят за компьютерами и различными гаджетами бесцельно и без пользы для себя. Напротив: во вред себе. И даже если Дали не предполагал о значимости его картины в 21 веке, она произвела фурор и это факт.

Ныне «утекающее время» стало объектом споров и конфликтов. Многие отрицают всю значимость, отрицают сам смысл и отрицают сюрреализм как само искусство. Спорят, догадывался ли Дали о проблемах 21 века, когда писал картину в 20?

Но тем не менее, «утекающее время» считается одной из самых дорогих и известных картин художника Сальвадора Дали.

Мне кажется, что в и в 20 веке были проблемы, которые гнётом легли на плечи живописца. И открывая новый жанр живописи, он с криком, отображённым на холсте, пытался донести до людей: «не упускайте драгоценное время!». И зов его был принят не как поучительную «историю», а как шедевр жанра сюрреализма. Смысл затерялся в деньгах, которые кружатся вокруг утекающего времени. И этот круг замкнут. Картина, которая по предположению автора должна была научить людей не тратить время попусту, стала парадоксом: сама стала тратить время и деньги людей попусту. Зачем человеку картина в его доме, бесцельно висящая? Зачем тратить на неё кучу денег? Не думаю, что Сальвадор рисовал шедевр ради денег, ибо когда целью ставят деньги ничего не выходит.

«Утекающее время» учит уже несколько поколений не упускать, не тратить просто так драгоценные секунды жизни. Многие ценят именно картину, именно престиж: интересоваться сюрреализмом Сальвадора дали, но не замечают крика и смысла, вложенного в холст.

И сейчас, когда так важно показать людям, что время – ценней бриллиантов, картина как никогда актуальна и поучительна. Но вокруг неё крутятся лишь деньги. Это прискорбно.

На мой взгляд, в школах должны быть уроки живописи. Не просто рисования, а именно живописи и смысла живописи. Показывать детям известные картины известных художников и раскрывать им смысл их творений. Ибо не должен труд художников, которые рисуют также, как пишут свои произведения поэт и писатель, стать целью престижа и денег. Думаю, не для этого рисуются ТАКИЕ картины. Минимализм – да, дурость, за которую платят большие деньги. И сюрреализм в некоторых экспонатах. Но такие картины, как «утекающее время», «квадрат Малевича» и др. не должны пылиться н чьи-то стенах, а быть в музеях центром всеобщего внимания и размышлений. Вот о Чёрном Квадрате Казимира Малевича можно спорить сутками, что же он имел в виду, и в картине Сальвадора Дали из года в год находит всё новые осмысливания. Вот для чего нужна живопись и искусство в целом. Имхо, как сказали бы японцы.

Сюрреализм – полная свобода человеческого существа и право его грезить. Я не сюрреалист, я – сюрреализм, – С. Дали.

Формирование художественного мастерства Дали проходило в эпоху раннего модерна, когда его современники в значительной степени представляли такие новые художественные течения, как экспрессионизм и кубизм.

В 1929 году молодой художник примкнул к сюрреалистам. Этот год отмечен важным поворотом в его жизни, поскольку Сальвадор Дали встретил Галу. Она стала его любовницей, женой, музой, моделью и главным вдохновением.

Так как он был блестящим чертёжником и колористом, Дали почерпнул много вдохновения от старых мастеров. Но он использовал экстравагантные формы и изобретательные способы, чтобы составить совершенно новый, современный и инновационный стиль искусства. Его картины отличаются использованием двойных образов, ироничных сцен, оптических иллюзий, сновидческих пейзажей и глубокого символизма.

На протяжении всей своей творческой жизни Дали никогда не ограничивался одним направлением. Он работал с масляными красками и акварелью, создавал рисунки и скульптуры, фильмы и фотографии. Даже разнообразие формы исполнения не было чуждо художнику, в том числе создание ювелирных изделий и других произведений прикладного искусства. В качестве сценариста Дали сотрудничал с известным режиссёром Луисом Бунюэлем, который снял фильмы «Золотой век» и «Андалузский пёс». В них отобразились нереальные сцены, напоминающие ожившие картины сюрреалиста.

Плодовитый и чрезвычайно одарённый мастер оставил огромное наследие для будущих поколений художников и любителей искусства. Фонд «Гала-Сальвадор Дали» запустил онлайн-проект Catalogue Raisonné of Salvador Dalí для полной научной каталогизации картин, созданных Сальвадором Дали в период с 1910 по 1983 год. Каталог состоит из пяти разделов, разбитых по временной шкале. Его задумали не только для предоставления исчерпывающей информации о творчестве художника, но и для определения авторства произведений, поскольку Сальвадор Дали – один из самых подделываемых живописцев.

О фантастическом таланте, воображении и мастерстве эксцентричного Сальвадора Дали свидетельствуют эти 17 примеров его сюрреалистических картин.

1. «Призрак Вермера Делфтского, который можно использовать как стол», 1934 год

Эта небольшая картина с довольно длинным оригинальным названием воплощает восхищение Дали великим фламандским мастером 17-го века, Яном Вермеером. Автопортрет Вермеера исполнен с учётом сюрреалистического видения Дали.

2. «Великий мастурбатор», 1929 год

На картине изображена внутренняя борьба чувств, вызванных отношением к половому акту. Это восприятие художника возникло как пробудившееся детское воспоминание, когда он увидел оставленную отцом книгу, открытую на странице с изображёнными гениталиями, поражёнными венерическими заболеваниями.

3. «Жираф в огне», 1937 год

Это произведение художник завершил до переезда в США в 1940 году. Хотя мастер утверждал, что картина аполитична, она, как и многие другие, отображает глубокие и тревожные ощущения беспокойства и ужаса, которые, должно быть, переживал Дали в бурный период между двумя мировыми войнами. Определённая часть отражает его внутреннюю борьбу в отношении гражданской войны в Испании, а также ссылается на метод психологического анализа Фрейда.

4. «Лицо войны», 1940 год

Агония войны также отразилась в творчестве Дали. Он считал, что его живопись должна содержать предзнаменования войны, что мы и видим в смертоносной голове, начинённой черепами.

5. «Сон», 1937 год

Здесь изображено одно из сюрреалистических явлений – сон. Это хрупкая, неустойчивая реальность в мире подсознания.

6. «Явление лица и вазы с фруктами на берегу моря», 1938 год

Эта фантастическая живопись особенно интересна, так как в ней автор использует двойные образы, наделяющие само изображение многоуровневым смыслом. Метаморфозы, удивительные сопоставления объектов и скрытые элементы характеризуют сюрреалистические картины Дали.

7. «Постоянство памяти», 1931 год

Это, пожалуй, самая узнаваемая сюрреалистическая картина Сальвадора Дали, которая воплощает в себе мягкость и твёрдость, символизирует относительность пространства и времени. В значительной степени она опирается на теорию относительности Эйнштейна, хотя Дали говорил, что идея картины родилась при виде расплавленного на солнце сыра Камамбер.

8. «Три Сфинкса острова Бикини», 1947 год

В этом сюрреалистическом изображении атолла Бикини воскрешается память о войне. Три символических сфинкса занимают разные планы: человеческая голова, расколотое дерево и гриб ядерного взрыва, говорящий об ужасах войны. Картина исследует отношения между тремя субъектами.

9. «Галатея со сферами», 1952 год

Портрет жены Дали представлен через массив шарообразных форм. Гала похожа на портрет Мадонны. Художник, вдохновлённый наукой, возвысил Галатею над осязаемым миром в верхние эфирные слои.

10. «Расплавленные часы», 1954 год

Ещё одно изображение предмета, отмеряющего время, получило эфирную мягкость, что не характерно для жёстких карманных часов.

11. «Моя обнаженная жена, созерцающая собственную плоть, превратившуюся в лестницу, в три позвонка колонны, в небо и в архитектуру», 1945 год

Гала со спины. Это замечательное изображение стало одним из самых эклектичных произведений Дали, где объединились классика и сюрреализм, спокойствие и странность.

12. «Мягкая конструкция с вареными бобами» , 1936 год

Второе название картины – «Предчувствие гражданской войны». Здесь изображены предполагаемые ужасы гражданской войны в Испании, так как художник написал её за шесть месяцев до начала конфликта. Это было одно из предчувствий Сальвадора Дали.

13. «Рождение жидких желаний», 1931-32гг

Мы видим один из примеров параноидально-критического подхода к искусству. Изображения отца и, возможно, матери смешаны с гротескным, нереальным образом гермафродита в середине. Картина наполнена символизмом.

14. «Загадка желания: Мою мать, мою мать, мою мать», 1929 год

Это произведение, созданное на фрейдистских принципах, стало примером отношения Дали с его матерью, чьё искажённое тело появляется в далинианской пустыне.

15. Без названия - Дизайн живописи фрески для Элены Рубинштейн, 1942 год

Изображения создано для внутренней отделки помещения по заказу Элены Рубинштейн. Это откровенно сюрреалистическая картина из мира фантазии и снов. Художник вдохновился классической мифологией.

16. «Содомское самоудовлетворение невинной девы», 1954 год

В картине изображена женская фигура и абстрактный фон. Художник изучает вопрос о подавленной сексуальности, что следует из названия произведения и фаллических форм, которые часто появляются в творчестве Дали.

17. «Геополитическое дитя, наблюдающее рождение Нового человека», 1943 год

Художник выразил свои скептические взгляды, написав эту картину во время пребывания в Соединённых Штатах. Форма шара, кажется, символическим инкубатором «нового» человека, человека «нового мира».

Даже если вы не знаете, кто написал картину «Постоянство памяти», вы точно ее видели. Мягкие часы, сухое дерево, песочная коричневая цветовая гамма - узнаваемые атрибуты полотна сюрреалиста Сальвадора Дали. Дата создания - 1931 год, написана маслом на холсте ручной работы. Размер небольшой - 24х33 см. Место хранения - Музей современного искусства, Нью-Йорк.

Творчество Дали пропитано вызовом привычной логике, естественному природному порядку вещей. Художник страдал нарушением психики пограничного характера, приступами параноидального бреда, что отражалось на всех его работах. «Постоянство памяти» - не исключение. Картина стала символом переменчивости, зыбкости времени, содержит себе скрытый смысл, трактовать который помогают письма, записки, автобиография сюрреалиста .

Дали относился к полотну с особым трепетом, вкладывал личное значение. Такое отношение к миниатюрной работе, завершенной буквально за два часа - важный фактор, способствовавший ее по пулярности. Немногословный Дали после создания своих «Мягких часов» достаточно часто говорил о них, вспоминал историю создания в автобиографии, пояснял значение элементов в переписках, записях. Искусствоведы, собиравшие упоминания, благодаря этому полотну смогли проводить более глубокий анализ остальных работ известного сюрреалиста.

Описание картины

Образ плавящихся циферблатов знаком каждому, но детальное описание картины Сальвадора Дали «Постоянство памяти» вспомнят не все, а к некоторым важным элементам даже не станут присматриваться. В этой композиции имеют значение каждый элемент, цветовая гамма, общая атмосфера.

Написана картина коричневыми красками с добавлением голубых. Переносит на жаркое побережье - твердый скалистый мыс расположен на заднем плане, у моря. Около мыса можно рассмотреть яйцо. Ближе к среднему плану находится зеркало, перевернутое гладкой поверхностью вверх.


На среднем плане иссушенное дерево оливы, с обломанной ветки которого свисает гибкий циферблат часов. Рядом запечатлен образ автора - расплывшееся, словно моллюск, создание с закрытым глазом и ресницами. Поверх элемента расположились еще одни гибкие часы.

Третий мягкий циферблат свисает с угла поверхности, на которой произрастает сухое дерево. Перед ним - единственные твердые часы всей композиции. Они перевернуты циферблатом вниз, на поверхности задней части - многочисленные муравьи, образующие форму хронометра. Картина оставляет много пустых пространств, не требующих заполнения дополнительными художественными деталями.

То же изображение было взято за основу картины «Распад постоянства памяти», написанной в 1952-54 годах. Сюрреалист дополнил его другими элементами - еще одним гибким циферблатом, рыбой, ветками, большим количеством воды. Эта картина и продолжает, и дополняет, и противопоставляется первой.

История создания

История создания картины Сальвадора Дали «Постоянство памяти» такая же нетривиальная, как вся биография сюрреалиста. Летом 1931 года Дали находился в Париже, готовился открыть персональную выставку работ. Дожидаясь возвращения из кино Галы, своей гражданской жены, оказавшей огромное влияние на его творчество, художник за столом раздумывал о тающем сыре. Тем вечером частью их ужина стал сыр-камамбер, плавившийся под влиянием жары. Сюрреалист, мучаясь головной болью, посетил перед сном мастерскую, где работал над пляжным пейзажем, залитым закатным светом. На переднем плане полотна уже был изображен остов сухого оливкового дерева.

Атмосфера картины в сознании Дали оказалась созвучна другим важным образам. Тем вечером он представил, что с обломанной ветки дерева свисают мягкие часы. Работа над картиной была продолжена сразу же, несмотря на вечернюю мигрень. Заняла два часа. Когда Гала вернулась, самая знаменитая работа испанского художника была полностью завершена.

Супруга художника утверждала, что стоит один раз увидеть полотно, как забыть изображение не получится. Его созданию поспособствовали изменчивая форма сыра и теория создания параноидальных символов, ассоциирующаяся у Дали с видом на мыс Креус. Этот мыс кочевал от одного произведения сюрреалиста к другому, символизируя незыблемость личной теории.

Позднее художник переработал идею в новое полотно, получившее название «Дезинтеграция постоянства памяти». На ветке здесь висит вода, а элементы распадаются. Даже постоянные в своей гибкости циферблаты медленно плавятся, а окружающий мир делится на математически четкие точные блоки.

Тайный смысл

Для понимания тайного смысла полотна «Постоянство памяти», потребуется присмотреться к каждому атрибуту изображения по отдельности.

Символизируют нелинейное время, заполняющее пространство противоречивым течением. Для Дали была очевидной связь времени с пространством, он не считал эту идею революционной. Мягкие циферблаты связаны также с идеями философа античности Гераклита об измерении времени течением мысли. О греческом мыслителе и его идеях Дали думал, создавая картину, в чем признавался в письме физику Илье Пригожину.

Текучих циферблатов изображено три штуки. Это символ прошлого, настоящего и будущего, смешанных в единое пространство, говорящих об очевидной взаимосвязи.

Твердые часы

Символ постоянства течения времени, противопоставляемый мягким часам. Покрыты муравьями, ассоциирующимися у художника с тленом, смертью, разложением. Муравьи создают форму хронометра, повинуются структуре, не переставая символизировать тлен. Художника муравьи преследовали с детских воспоминаний и бредовых фантазий, навязчиво присутствовали повсюду. Дали утверждал, что линейное время пожирает себя самостоятельно, без муравьев в этой концепции обойтись он не мог.

Расплывшееся лицо с ресницами

Сюрреалистический автопортрет автора, погруженного в вязкий мир сновидений и человеческого бессознательного. Расплывающийся глаз с ресницами закрыт - художник спит. Он беззащитен, в бессознательном его ничто не сковывает. Формой напоминает моллюска, лишенного твердого скелета. Сальвадор говорил, что беззащитен, словно устрица без раковины, сам. Его защитной раковиной была Гала, умершая раньше. Сон назывался художником смертью реальности, поэтому мир картины становится от этого более пессимистичным.

Дерево оливы

Сухое дерево с обломанной веткой - оливковое. Символ античности, также снова напоминающий об идеях Гераклита. Сухость дерева, отсутствие листвы и оливок, говорит о том, что век античной мудрости прошел и забылся, канул в Лету.

Другие элементы

На картине также присутствует Мировое яйцо, символизирующее жизнь. Образ заимствован у древнегреческих мистиков, орфической мифологии. Море - бессмертие, вечность, лучшее пространство для любых путешествий в реальном и воображаемом мирах. Мыс Креус на каталонском побережье, неподалеку от родного дома автора - воплощение теории Дали о перетекании бредовых образов в другие бредовые образы. Муха на ближайшем циферблате - средиземноморская фея, вдохновлявшая античных философов. Горизонтальное зеркало позади - непостоянство субъективного и объективного миров.

Цветовая гамма

Превалируют коричневые песочные тона, создающие жаркую атмосферу. Им противопоставлены холодные голубые оттенки, смягчающие пессимистическое настроение композиции. Цветовая гамма настраивает на меланхоличный лад, становится основой ощущения печали, остающегося после просмотра картины.

Общая композиция

Анализ картины «Постоянство памяти» стоит закончить, рассмотрев общую композицию. Дали точен в деталях, оставляет достаточное количество пустого пространства, не заполненного объектами. Это позволяет концентрироваться на настроении полотна, находить собственный смысл, трактовать персонально, не «препарируя» каждый мельчайший элемент.

Размер холста небольшой, что говорит о личном значении композиции для художника. Вся композиция позволяет погрузиться во внутренний мир автора, лучше понять его переживания. «Постоянство памяти», также известное как «Мягкие часы» не требует логического разбора. Анализируя этот шедевр мирового искусства в жанре сюрреализма, требуется включать ассоциативное мышление, поток сознания.

Категория