Бакшеев в. н. ________________ baksheev vasiliy. Русские художники. Бакшеев Василий Николаевич Награды и премии

В.Н. Бакшеев (1862-1958 гг.) прожил долгую жизнь труженика. В.Н. Бакшеев стал художником в конце 80-х годов XIX века. Свои интересы и устремления Василий Николаевич Бакшеев связал с деятельностью

В.Н. Бакшеев «Пионы» 1957 г.

Его товарищами по учебе и художественной деятельности были такие живописцы, как , И.И. С.В. Иванов. Уже в начале творческого пути В.Н. Бакшеев работал над пейзажами, но известность ему принесли .

В.Н. Бакшеев «Житейская проза» 1892-1893 гг.

Эти картины отличают психологическая точность характеров, взаимоотношений, верность обстановки. Художник раскрывает драматическое содержание «будней жизни» мещанской среды, сочувственно рассказывает о тяжелой доле тружеников.

В.Н. Бакшеев «Дорога в лесу» 1925 г.

После революции В.Н. Бакшеев с его демократизмом и реалистическим строем живописи естественно стал активным участником Ассоциации художников революционной России, создал ряд картин, изображающих новую жизнь.

В.Н. Бакшеев «Колхозница» 1955 г.

Постепенно главным жанром в творчестве В.Н. Бакшеева стал , в котором он достиг замечательных успехов, продолжая традицию, идущую от , И. Левитана, М. Нестерова.

В.Н. Бакшеев «На террасе» 1892 г.

Наиболее известны произведения В.Н. Бакшеева: «Девушка, кормящая голубей» (1887 г.), «Житейская проза» (1892-1893 гг.), «Первое мая в Петрограде в 1917 году» (1927 г.), «Дорога в лесу» (1925 г.), «Последний снег» (1936 г.).

В.Н. Бакшеев «Голубая весна» 1930 г.

«Голубая весна» — один из лучших пейзажей В.Н. Бакшеева. Он пишет свое любимое время года – раннюю весну. К этой теме обращались многие художники, включая и Левитана, однако Бакшеев сумел по-своему раскрыть красоту весеннего пейзажа.

Художник описывал свои впечатления, вдохновившие его на создание этой картины, как впечатления от земли, освободившейся от снега и почти сухой. Душистый воздух наполняет всё; пахнет прелым листом, кое-где пробивается первая травка; вдоль дороги, где шел художник, цветут ивы, источая приторный запах меда. Слышно птичье пение. На голубом фоне неба вырисовываются ажурные, с нераспустившимися почками ветви берез желтовато-розового цвета; голубовато-лиловые тени от деревьев тянутся, переплетаясь друг с другом, по влажной земле. Весь наполняет теплый весенний свет. Художник написал этюд и по нему начал писать картину «Голубая весна».

В этой картине одной из главных живописных задач для художника была передача яркого солнечного освещения. Мы ощущаем, как солнце слепит своим блеском, вспыхивает и мерцает. Свет пронизывает весь , появляется какая-то размытость очертаний стволов, теней – всех форм. Бакшеев – мастер пленэра. Его колористическая гамма предельно точна и удивительно сложна. Оттенки цвета трудно определить словами (розоватые, лиловые, нежно-зеленые, желтоватые, серебристо-серые), но торжествует надо всем яркая бирюза весеннего неба. «Голубая весна» В.Н. Бакшеева – это поистине «весна света».

Старейший русский художник Василий Николаевич Бакшеев принадлежит к тем выдающимся мастерам советского искусства, которые связывают его с лучшими традициями русской национальной школы живописи.

Начав творческую деятельность в 1887 году, Бакшеев славно продолжал ее более семи десятилетий. В его внешне скромных, но всегда содержательных и тонких по исполнению произведениях, чувствуется глубокая правда реальной жизни, искренне пережитые «свои» мотивы, поэтическое отношение к природе и человеку. Искусство Бакшеева исполнено радостным ощущением жизни, ее свежим, трепетным живописным восприятием.

Непреклонный последователь реализма, В. Н. Бакшеев получил художественное образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Ему посчастливилось иметь в числе своих преподавателей таких замечательных художников и педагогов, как Е. Сорокин, И. Прянишников, Вл. Маковский, А. Саврасов, В. Поленов. Это были крупнейшие представители старшего поколения передвижников, стремившиеся к правде в искусстве и к народным темам. Особенно много дал Бакшееву Евграф Сорокин, изумительный мастер рисунка и В. Поленов, сумевший передать своему ученику законы живописных отношений, привить особое внимание к цветовым нюансам, к свету и воздуху.

В Училище живописи произошла и знаменательная для Бакшеева встреча с великим русским баталистом Верещагиным, отметившим работу начинающего художника и сказавшим что он стоит «на верном, правильном пути».

«Для меня это было очень важно,—вспоминает Бакшеев о встрече с Верещагиным,— появилась уверенность, что я делаю то, что нужно. Ведь в это время было много споров об искусстве и найти правильный путь было трудно».

Дебют Бакшеева на ученической выставке 1887 года привлек всеобщее внимание к молодому художнику. Его картину «Девушка, кормящая голубей» купил для своей галереи П. М. Третьяков. За картину «Возвращение с богомолья» Бакшеев получил в 1888 году звание художника и большую серебряную медаль.

«Девушка, кормящая голубей» для живописи того времени оказалась примечательной картиной. Жанровая тема решалась молодым художником в плане серьезных живописных исканий, была выполнена в пленере. Эта небольшая картинка, пронизанная светом, и до сих пор сохраняет всю свою поэтическую свежесть.

В следующие годы Бакшеев участвовал на конкурсе Московского общества любителей художеств и получил первую премию за картину "В родном гнезде" и вторую за пейзаж "Заштатный город".

В начальную пору творчества Бакшеев показывает себя, по преимуществу, как мастер бытового жанра. Прочно связав свою деятельность и общественную работу с Товариществом передвижных выставок, в члены которого он был избран в 1893 году, Бакшеев выставляет у передвижников все свои основные жанровые вещи. Здесь появляются его картины: «Отверженный», «Перед экзаменами», «Переселенцы», «В часы досуга», «Перед приездом господ», «Житейская проза» (Третьяковская галерея), «Возвращение домой», «За советом», «Неудачники» (Кировский художественный музей) и др.

Жанровые вещи Бакшеева типичны для многих передвижнических картин 90-х годов. «Герои Бакшеева,—как правильно намечает исследователь его творчества А. М. Скворцов-это в большинстве случаев люди из бедных интеллигентских или мещанских семей, забытые крестьяне, «униженные и оскорбленные». С большой чуткостью и тактом подходит художник к изображению их горя, их печалей, их забитой, неудавшейся жизни.

Из жанровых произведений Бакшеева наибольшей популярностью пользуется «Житейская проза» (1902 г.). Это- одна из прекрасных реалистических картин нашего искусства конца ХIХ века. Бытовой жанр здесь вырастает в тему большого социального содержания. Конфликт между отцом и дочерью воспринимается как конфликт противоречий старого и нового мировоззрения. Эта картина Бакшеева напоминала о накопившемся чувстве протеста против существовавшего общественного строя.

В «житейской прозе» живописный талант Бакшеева выразился с исключительной силой. Картина привлекает необыкновенной свежестью цвета, смелыми и сочными красочными отношениями, умением распоряжаться светом, придать «звучание» мельчайшим деталям.

Живописную сторону бакшеевских жанровых вещей высоко ценил Репин. «Что за прелесть Вы мне прислали!—писал Илья Ефимович Бакшееву, получив в 1905 году эскиз его картины «За советами» - Гляжу и не нагляжусь. Сколько света, как чудно! Какая симпатичная сцена! А уж писано как! Каждый мазок расцеловать хочется».

В 1913 году Василий Николаевич получил звание академика живописи.

В последние пять десятилетий темой творчества В. Н. Бакшеева является пейзаж. Еще на конкурсе в Обществе любителей художеств Бакшеев показал пейзаж «Плес на Волге» (Заштатный город). В это же время им был написан пейзаж «Перед грозой" а несколько позднее "Весенний вечер" и "Осенний лучи», приобретенные Академией художеств. Из ранних пейзажных работ художника волнующее впечатление производит также "Порубь».

В пейзажах Бакшеева жизнь родной природы выражается во внешне-спокойных, но внутренне глубоких и сложных состояниях. У Бакшеева — особая пейзажная мелодия и свои живописные средства для раскрытия образов русской природы. Он художник-поэт, лирик пейзажа, передающий нежность природы, ее теплое, легкое дыхание. Пейзажам Бакшеева чужды грустно-элегические, созерцательные настроения, типичные для послевитановского периода русской пейзажной живописи. Бакшеев до тонкости изучил жизнь природы, он знает самые сокровенные пейзажные тайны. Особенно много картин русской природы им было написано в тридцатые годы и начале сороковых. Среди них наибольшей своеобразностью и глубиной проникновенного чувства природы отличаются «Летний вечер», «Первая зелень», «Дорога в лес», «Летний вечер», «К вечеру», «Летний день», «Пасмурный день». В этих произведениях художник обобщает типические состояния нашей природы. Очень удаются Бакшееву лесные дорожки и полянки в лесу, березовые рощи, яркая зелень лесной травы. осеннний лес, освещенный ярким, но холодным солнцем. Розово- зеленоватая и серебристо-лиловая гамма цвета с тончайшими цветовыми нюансами—типичны для живописи художника. Мажорное, оптимистическое выражение Бакшеевым пейзажа нашло наиболее сильное и смелое претворение в его «Голубой весне» (1939 г., Третьяковская галерея).

Как жанрист, Бакшеев в советскую эпоху сумел вложить новое содержание в свои картины. В начале революции им были написаны «9 января» и «Ленин в Разливе». От тридцатых годов остались его этюды и эскизы: «Красноармейцы в колхозе», «Жницы», «Вызваны в сельсовет», «Бивуак на берегу реки», «Возвращение с работы». В 1940 году художник написал картину «Ленин и Крупская в селе Кашино».

Значение Бакшеева для нашего искусства не ограничивается одной художественной деятельностью. Василий Николаевич является прекрасным и самоотверженным педагогом. Еще в 1894 году он был приглашен преподавателем в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где работал до 1918 года. Особенно много Бакшеев потрудился, как воспитатель молодых поколений художников, в советское время. Он был профессором Высших государственных художественных мастерских, Института повышения квалификации, преподавал в различных студиях и долгие годы работает в Училище памяти 1905 года. В последние годы Василий Николаевич преподавал в Художественно-промышленном Институте им. М. И. Калинина. Среди учеников Бакшеева—немалое количество видных молодых советских художников, четко овладевших методами реалистической живописи. Большой и плодотворный труд Василия Николаевича Бакшеева получил высокую оценку и народное признание. В 1937 году ему было присвоено звание Заслуженного деятеля искусства.

В 1943 году Бакшееву присуждается Сталинская премия. За свою многолетнюю творческую деятельность выдающиеся заслуги в развитии русского изобразительного искусства он награжден в 1943 году орденом Трудовом Красного Знамени. С 1947 года Бакшеев—Народный художник РСФСР и действительный член Академии художеств СССР. Василий Николаевич Бакшеев сумел сохранить в себе огромный запас молодости и душевной бодрости до самых последних дней. Еще не успеет растаять снег, а уже Бакшеев—на этюдах, и каждый год он обогащал себя новыми восприятиями пейзажа, непрерывно проверял в себе «чувство природы», вбирал ее новые черты, не успокаивался в творческих исканиях; сложившийся мастер, он ставил все новые и новые задачи. Осмысленный и красивый труд Бакшеева, цельность его творческой натуры, беспредельная‚ ясная любовь к живописи дают яркий пример для молодых талантов.

Из статьи М. Сокольникова

    12(24).12.1862, Москва, ‒ 28.9.1958, там же], советский живописец, народный художник СССР (1956), действительный член АХ СССР (1947). Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1877‒88) у В. Е. Маковского, А. К. Саврасова, В. Д.… … Большая советская энциклопедия

    - (1862 1958), советский живописец. Народный художник СССР (1956), действительный член АХ СССР (1947). Учился в МУЖВЗ (1877 88) у В. Е. Маковского, А. К. Саврасова, В. Д. Поленова и др.; преподавал там же (1894 1918). Передвижник (с 1896),… … Художественная энциклопедия

    - (1862 1958) российский живописец, народный художник СССР (1956), действительный член АХ СССР (1947). Передвижник. Жанровые картины (Житейская проза, 1892 93). В советское время продолжал традиции русского пленэрного лирического пейзажа (… … Большой Энциклопедический словарь

    - (1862 1958), живописец, народный художник СССР (1956), действительный член АХ СССР (1947). Член Товарищества передвижных художественных выставок. Писал жанровые картины («Житейская проза», 1892 93), продолжал традиции русского пленэрного… … Энциклопедический словарь

    Род. 1862, ум. 1958. Художник передвижник, создатель жанровых полотен. В советское время пейзажист. Действительный член АХ СССР (1947), народный художник СССР (1956). Лауреат Государственной премии СССР (1943) … Большая биографическая энциклопедия

    - … Википедия

    Бакшеев, Василий Николаевич [[Файл: | 200px| Фотография]] Дата рождения: 12 (24) декабря 1862 Место рождения: Москва Дата смерти: 28 сентября 1958 Место смерти … Википедия


(1862-1958)

Русский художник, мастер живописных пейзажей и жанров в духе «Союза русских художников» («союзников»).

Родился в Москве 12 (24) декабря 1862 в семье чиновника. Занимался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ; 1877-1888), в частности у А.К.Саврасова и В.Д.Поленова . Жил в Москве. Был членом «Товарищества передвижников», а также одним из организаторов и самых характерных мастеров «Союза русских художников» (с 1903). С 1922 состоял в АХРР. Жил преимущественно в Москве.

Продолжил традицию поэтического бытописания «передвижников» в своих жанрах - идиллических (Девушка, кормящая голубей, 1887, Третьяковская галерея) или, напротив, гнетуще-тревожных (Житейская проза, 1892-1893, там же). Много работал как пейзажист, соединяя сдержанно-импрессионистичную манеру с мягкой символической обобщенностью образов (Осенние лучи, 1916, Русский музей). После революции пейзаж стал ведущим руслом его творчества (популярная Голубая весна, 1930; Весенний день, 1940; обе работы - в Третьяковской галерее). Порой придавал своим образам мемориально-политическое значение (цикл На родине М.И.Калинина, 1947), в целом же демонстрировал тенденцию к «уединению в пейзаже», характерную для многих российских художников тех лет, в особенности бывших «союзников».

Бакшеев Василий Николаевич (12(24).12.1862-28.09.1958) 2В

Живописец, жанрист и пейзажист. Продолжал традиции русского пленэрного лирического пейзажа, автор работ на историко-революционные темы и жанрово-тематических работ. Соединял сдержанно-импрессионистичную манеру с мягкой символической обобщенностью образов. Народный художник СССР (1956) и РСФСР (1932). Академик живописи ИАХ (1913), действительный член Академии художеств СССР (1947). Лауреат Ста-линской премии (1943). Награждён двумя орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями.

Родился, жил и умер в Москве. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества на архитектурном отделении, затем на живописном (1878-1888) у Е.С.Сорокина, В.Д.Поленова, В.Е.Маковского, А.К.Саврасова. Получил две малые (1885, 1886) и большую (1887) серебряные медали. Его работа «Девушка, кормящая голубей» (1887) была приобретена с ученической выставки П.М.Третьяковым. С 1884 участник выставок. Экспонент (1891) и член (1896) Товарищества художественных передвижных выставок, участник выставок ТПХВ (1891-1923). Его картины «За советом», «Утешитель» (1892) удостоены 1-й премии на выставке Товарищества передвижных художественных выставок. Один из организаторов «Союза русских художни-ков» (с 1903). После Октябрьской революции работал в Комиссии по охране памятников ис-кусства и старины (1917-1919), участвовал в организации музеев в Москве. Член Ассоциации художников революционной России (АХРР, 1922), в 1928 участвовал в создании ОХР. Преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1894-1918), с 1933 - в Институте повышения квалификации художников, в Московском областном художественном училище «Памяти 1905 года» (1940-1958) и Московском художественно-промышленном училище им. М.И.Калинина (1946-1952), профессор (с 1940).

Работы экспонировались на выстав-ках в США (1922), Индии (1951) и Китае (1954).

Персональные выставки: в Москве (1937, 1944, 1947, 1953) и Кирове (1962).

Основные произведения: «Житейская проза» (1892-1893, Третьяковская галерея), «Первая зелень» (1900), «Осень. Прощальные лучи» (1915) - обе в Русском музее, «Дорога в лес» (1935), «Пасмурное утро» (1945) - оба в Третьяковской галерее.

Один из старейших мастеров советской живописи. В предреволюционный период создал ряд жанровых полотен, одновременно разрабатывая индивидуальные принципы лирического пейзажа. Верный передвижническим традициям, он утверждает красоту и типические черты родной природы в ее обыденном состоянии. В тональной разработке колорита, в эмоциональном настроении ранних пейзажей сказывается воздействие современника И.И.Левитана. Эти особенности искусства мастера находят свое дальнейшее развитие в послереволюционный период творчества, когда пейзаж становится определяющим в художественной практике Бакшеева. Удивительная ясность образа природы сообщает особое обаяние произведениям живописца.

Произведения находятся в ГТГ (Москва), ГРМ (Санкт-Петербург), Государственном музее изобразительных искусств Киргизии (Бишкек), Саратовском областном художественном музее им. А.Н.Радищева, Нижне-Тагильском музее изобразительных искусств, Курской картинной галерее, Нижегородском художественном музее, Пермской художественной галерее, Самарском художественном музее.

Сочинения: Воспоминания. М., 1961; книги и статьи по искусству.

Библиография: Matthew С.В. Russian and soviet painters. 1900-1980-s. London, 1998, p.23; Живопись 20-30-х годов. СПб., 1991. С.166; Москва в русской и советской живописи. Каталог выставки. ГТГ. Москва, 1980; Абрамова Л., В.П.Бакшеев. М.,1967; Г.Г.Шейн. В.Н.Бакшеев. Жизнь и творчество. М., 1952; В.Полевой. Избранные произведения В.Н.Бакшеева. М., 1952; Тихомиров А. В.Н.Бакшеев - народный художник РСФСР. М., 1950; Каталог выставки произведений народного художника РСФСР В.Н.Бакшеева. М., 1947; В.Н.Бакшеев, В.К.Бялыницкий-Бирюля, Н.Э.Грабарь, Е.Е.Лансере и др. Каталог выставки. М., ГТГ, 1944; Каталог выставки произведений художника В.Н.Бакшеева к 50-летию его творчества. М., 1937.