Драматизация сказки в старшей группе: цель, особенности и рекомендации. Театральные занятия

Методическая разработка по использованию игры-драматизации

Введение. Актуальность игры-драматизации в работе с дошкольниками.
Введите в мир театра малыша,
И он узнает, как сказка хороша
Проникнется и мудростью, и добротой,
И с чувством сказочным пойдет
он жизненной тропой.
Г.Попова

Педагоги дошкольного образования уделяют большое внимание творческому развитию дошкольников. Развитию творческой личности способствует считать знакомство с народными потешками, прибаутками стихотворениями, и, конечно сказками. По мнению В.А. Сухомлинского, «сказка-это активное эстетическое творчество, захватывающее все сферы духовной жизни ребенка, его ум, чувства, воображение, волю. Оно начинается уже в рассказывании, высший его этап - инсценирование».
Сказки являются ключом в волшебный яркий мир театра, где детям представляется широкое творческое поле деятельности. Некоторые старые, всем знакомые сказки дети проигрывают на новый лад, переживают приключения любимых героев, помогают им выйти из трудных ситуаций. Детей привлекает очарование вымысла, быстрая смена событий в сказке, необычность приключений и всегда победа добра над злом. Маленькие фантазеры порой сами сочиняют новые сказки и с интересом в них играют.
Если знакомство со сказкой происходит в раннем возрасте, стремление изобразить персонажей, яркое эмоциональное реагирование на представленные события, характерны для детей младшего возраста и часто возникает спонтанно. При систематически организованной работе, в процессе которой взрослый поддерживает интерес ребёнка, обращает его внимание на эмоциональную сторону выражения мимикой, голосом, происходит не только эмоциональное обогащение опыта ребёнка, но и оказывает влияние на психологическое развитие в целом, развивая концентрацию и объём внимания, память, мышление.
Инсценированные сказки (короткие сценки, этюды и целые спектакли), а также игры и загадки на основе сказок, способствуют сплочению, дружбе, дети приобретают новые знания и умения. Работа над ними не только объединяет детей, но и зарождает у них чувства партнерства, взаимовыручки, ускоряется процесс овладения навыками выступлений, поверить в себя. Зачастую, это настоящий праздник, как для детей, так и для взрослых, эмоциональный всплеск, восторг, от участия в общем деле.
Дети - прекрасные актеры, и такие непосредственные. А как светятся глаза от счастья и чувства собственного достоинства, когда их выступления происходят перед близкими им людьми! Такое возможно только в театрализованном действе, спектакле, представлении, потому что театр - всегда чудо, волшебство, бесконечный мир фантазии и радости. И сказки - это чудесное приглашение в этот загадочный мир.
Необходимые условия при организации работы с детьми
В ходе подготовки к драматизации необходимо соблюдать несколько основных правил:
1) не перегружать детей;
2) не навязывать своего мнения;
3) не позволять одним детям вмешиваться в действия других;
4) предоставлять всем детям возможность попробовать себя в разных ролях.
Всю работу с дошкольниками по драматизации сказки мы разделили на этапы:
1. Подготовительный,
2. Деятельный, в процессе которого осуществлялось:
- Чтение (рассказывание) сказки В. Г. Сутеева «Под грибом».
- Обсуждение сказки с детьми.
- Условное деление сказки на эпизоды и событийные изменения.
- Пересказ детьми сказки.
- Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом. Инсценировка сказки.
- Переход к тексту сказки, работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.
- Работа над выразительностью речи, пластики и подлинностью поведения в сценических условиях.
- Репетиции отдельных эпизодов в разных составах с деталями декораций и реквизита (можно условными), с музыкальным оформлением.
3. Результативный, на котором осуществлялся анализ проделанной работы, сделаны практические выводы по использованию данной сказки, эффективности приёмов и методов, игр и упражнений в достижении поставленных целей.
Планирование работы над сказкой «Под грибом» с воспитанниками среднего дошкольного возраста
Наименование работы «Драматизация сказки В. Г. Сутеева «Под грибом»
Вид работы организованная деятельность, творчество
Цель работы Формирование творческой отзывчивой личности ребенка средствами театрализации сказки.
Задачи работы 1. Обогащать духовный мир детей;
2. Воспитать чувство ответственности;
3. Развить речь, пластическую выразительность движений;
4. Развить основные психические процессы и качества: восприятие, память, внимание, наблюдательность, фантазию, коммуникабельность, чувство ритма, смелость публичного самовыражения;
5. Раскрыть индивидуальные способности ребенка, эмоционально – образное восприятие окружающего мира.
6. Снижать психо-эмоциональные напряжения через игру-драматизацию.
Описание работы Представлена системная технология развития творческих способностей дошкольников посредством погружения ребёнка в сказку через различные виды деятельности: театрально-игровую, речевую, продуктивно-творческую. При этом учитывается интерес детей к этому жанру, доступность детскому восприятию, а также общественное значение сказки для нравственного и эстетического воспитания детей.
Содержание работы включает в себя: анализ содержания произведения; обсуждение с детьми; деление на эпизоды; рассказывание с помощью иллюстраций и различных видов театра; распределение ролей; игровые упражнения, этюды, способствующие практическому и эмоциональному освоению действий по сюжету; постановочная работа над целостным действием сказки. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки малоактивных детей, помогает им преодолевать застенчивость и зажатость.
В процессе работы предполагается совместная деятельность детей с помощью педагога, дополнительно возможно участие родителей, разработка конспектов игровых занятий по сюжету сказки, беседы о театре с целью повышения интереса детей и родителей к предлагаемой деятельности, побуждению к активному участию, театрализованные, речевые, творческие практико-обучающие психологические игры и задания.
Представлена работа по вовлечению родителей в реализацию совместной деятельности:
- консультационный материал, советы, рекомендации.
Для эффективной реализации поставленных задач необходимы условия, которые представлены методическими рекомендациями, материально-техническим обеспечением.
Методическая разработка универсальна, может быть использована воспитателями, психологами, родителями, педагогами-организаторами детских театрализованных центров, работающих с дошкольниками. Представленная разработка может использоваться как в основной, так и кружковой работе при драматизации любой сказки.

Этапы работы над сказкой I этап (подготовительный).
- Знакомство со сказкой «Под грибом» (чтение, просмотр по видео);
планирование деятельности с детьми и родителями (беседы, игры, направленные на развитие и демонстрацию эмоциональной выразительности в движениях, мимике, голоса, развитие наблюдательности, чувства эмпатии, навыков взаимодействия, поэтюдное разыгрывание эпизодов сказки, рассматривание иллюстраций, кукольный театр, моделирование сказки, проведение родительского собрания);разработка методического сопровождения.
II этап (деятельный)
- Работа над игрой-драматизацией;
- Создание декораций, атрибутов, моделей персонажей
III этап (результативный)
- Постановка театра по сказке «Под грибом».
- Драматизация сказки «Под грибом». Обсуждение со детьми.
- подготовка выставки рисунков детей по содержанию сказки «Под грибом».
Место проведения работы группа МДОУ
Участники воспитанники средней группы (количество детей - подгруппа)
Условия осуществления работы над игрой-драматизацией
интерес детей к произведению;
материально-техническое обеспечение;
использование разнообразных приёмов и методов работы над содержанием произведения;
использование музыкального сопровождения
Продукты детской деятельности:
Рисунки на тему «Под грибом», выставка детских рисунков по сюжету сказки, лепка из пластилина персонажей сказки.
Формы и методы работы
- Игровые занятия;
- Творческие беседы (введение детей в художественный образ путем специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога);
- Чтение и разыгрывание сказки;
- Театрализованные, творческие, речевые игры с детьми;
- Создание и обыгрывание вместе с детьми ситуаций–моделей, этюдов;
- Метод ассоциаций (дает возможность будить воображение и мышление ребенка путем ассоциативных сравнений и затем на основе возникающих ассоциаций создавать в создании новые образы);
- Музыкально-ритмические, подвижно-расковывающие игры и упражнения;
- Изготовление атрибутов к спектаклю;
- Рисование по сюжету спектакля-сказки;
- Лепка сказочных героев.
Ожидаемые результаты
- У воспитанников развит интерес к театрально-игровой деятельности, желание участвовать в игре-драматизации по сюжету сказки.
- Воспитанники умеют импровизировать образы сказочных героев, используя различные средства выразительности (мимику, жесты, движения, интонацию голоса).
- Дети выразительно исполняют монологи, диалоги, реплики.
- Пополнение атрибутами центра театрализованной деятельности, персонажами кукольного театра.
- Дети становятся дружнее, сплоченнее, зарождается чувство партнерства, взаимовыручки. Дошкольники овладевают навыками публичных выступлений.
Учёт возрастных и индивидуально – личностных особенностей воспитанников при организации игры-драматизации «Под грибом».
Для среднего дошкольного возраста характерно возникновение и совершенствование умения планировать свои действия, создавать и воплощать определённый замысел, который, в отличие от простого намерения, включает представление не только о цели действия, но также и способах её достижения. Особое значение приобретает совместная сюжетно-ролевая игра и игра-драматизация. В свою очередь, эмоционально окрашенная двигательная деятельность детей становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки детей, которых отличает довольно высокая возбудимость. Это ещё раз напоминает о возможности создания условий для такой разгрузки через игру и особенно игру-драматизацию. В этих играх у детей формируются познавательные процессы, развивается наблюдательность, умение подчиняться правилам, складываются навыки поведения, совершенствуются основные движения. Так, ознакомившись со сказкой и распределив роли, дети думают над тем, как изобразить с помощью мимики, пластики, голоса характер героя, его настроение и т.д. До начала игры дети могут определить тему, сюжет, распределить роли (в начале года с помощью воспитателя, затем самостоятельно); по ходу игры учатся согласовывать игровые действия в соответствии с принятой ролью. Педагог активно помогает в этом детям, не имеющим достаточного опыта в разыгрывании. Сказка В. Г. Сутеева «Под грибом» вполне соответствует этим требованиям. Во – первых, сюжет сказки доступен для понимания и осмысления, во-вторых, героев сказки не много и их образы хорошо знакомы детям, фразы немногословны и логичны. Между тем, в содержании сказки поднимается сразу две главных проблемы, нередко имеющих место в жизни: возможность договориться, принять другого, «потеснить своё пространство и интересы», иногда вопреки собственным удобствам и возможность заступиться, защитить кого-то, осознавая некоторые преимущества соперника.
Дети умеют использовать различные предметы-заместители, осуществлять игровые воображаемые действия и принимать воображаемые действия других играющих, заменять некоторые из действий словом В обстановке совместных игр своим примером воспитатель показывает детям, как лучше договориться, распределить роли, как с помощью развития сюжета удовлетворить запросы всех желающих принять участие в игре. Используя ролевые возможности участника игры, он побуждает детей к творчеству, к самостоятельному созданию игровой обстановки. Учитывая это, необходимо стимулировать проявление доброжелательности в отношениях между детьми, изучать общение детей со сверстниками, создавать условия для совместных игр, что наиболее целесообразно осуществить в небольших подгруппах (от 2 до 3–5 человек). Работа над сказкой «Под грибом» соответствует этим задачам. Взрослый знакомит детей с новыми играми, которые помогают сделать детскую деятельность насыщенной новыми образами, впечатлениями, эмоциями, действиями. В ходе таких игр осваивается умение действовать по правилам и по очереди, по простому алгоритму, схеме, модели. Игры, связанные с исходной инициативой взрослого, способствуют формированию элементарной организованности, действию в едином ритме и темпе, Дети учатся действовать соответственно сюжету и правилам (до трёх правил); сдерживать себя: начинать движение после определённых слов, останавливаться в указанном месте и пр.
Педагогическая позиция в отношении к ребёнку основана на уважении его права быть таким, какой он есть, признании его человеческих проблем, решить которые возможно в процессе межличностного взаимодействия.
Основной стиль общения педагога с детьми – личностно ориентированный (учёт интересов и потребностей детей, предоставление ребёнку права выбора деятельности, партнёров по совместной деятельности, безоценочное принятие каждого ребёнка, создание условий эмоционального комфорта и психологической защищённости).
Исследователями А. Г. Гогоберидзе и С. Г. Машевской была предложена классификация игровых позиций, исходя из индивидуальных способностей и возможностей дошкольников. Действительно, внимательно понаблюдав а воспитанниками в процессе работы, несложно заметить, что ребёнок охотнее выбирает ту позицию, в которой чувствует себя наиболее комфортно, что следует учитывать взрослому при организации игры драматизации:
- Ребенок - “режиссер” - имеет хорошо развитую память и воображение, это ребенок-эрудит, обладающий способностями быстро воспринимать литературный текст, переводить в игровой постановочный контекст. Он целеустремлен, обладает прогностическими, комбинаторными (включение в ход театрализованного действия стихов, песен и танцев, импровизированных миниатюр, комбинирование нескольких литературных сюжетов, героев) и организаторскими способностями (инициирует игру-драматизацию, распределяет роли, определяет “сцену” и сценографию в соответствии с литературным сюжетом, руководит игрой-драматизацией, ее развитием, регламентирует деятельность всех остальных участников спектакля, доводит игру до конца).
- Ребенок -“актер” - наделен коммуникативными способностями, легко включается в коллективную игру, процессы игрового взаимодействия, свободно владеет вербальными и невербальными средствами выразительности и передачи образа литературного героя, не испытывает трудности при исполнении роли, готов к импровизации, умеет быстро найти необходимые игровые атрибуты, помогающие точнее передать образ, эмоционален, чувствителен, имеет развитую способность самоконтроля (следует сюжетной линии, играет свою роль до конца).
- Ребенок -“зритель” - обладает хорошо развитыми рефлексивными способностями, ему легче “участвовать в игре” со стороны. Он наблюдателен, обладает устойчивым вниманием, творчески сопереживает игре-драматизации, любит анализировать спектакль, процесс исполнения ролей детьми и развертывание сюжетной линии, обсуждать его и свои впечатления, передает их через доступные ему средства выразительности (рисунок, слово, игру).
- Ребенок - “декоратор” - наделен способностями образной интерпретации литературной основы игры, которые проявляются в стремлении изобразить впечатления на бумаге. Он владеет художественно-изобразительными умениями, чувствует цвет, форму в передаче образа литературных героев, замысла произведения в целом, готов к художественному оформлению спектакля через создание соответствующих декораций, костюмов, игровых атрибутов и реквизита.
Это условное разделение не даёт право педагогу ограничить действия ребёнка наиболее комфортной для него ролью, необходимо предоставить возможность представить себя в различных ролях и ситуациях, не используя предложенную классификацию как некий штамп. Напротив, желательно показать ребёнку то многообразие, которое позволяет ощутить смена ролей и позиций участников.
Примерный план работы с воспитанниками средней группы над содержанием сказки «Под грибом».

№ п/п Содержание Цель Пояснения, оборудование
1 Беседа «Волшебство театра». Вызвать интерес к театрально-игровой деятельности. Раскрыть основные понятия, связанные с театром.
2 Игра «Волшебные превращения» в героев сказки «Под грибом» Развивать внимание, зрительную память, координацию движений, умение с помощью мимики и жестов передавать образ сказочных героев. Мультфильм, ободки с изображением персонажей
3 Д/игра «Узнай по силуэту». Отгадывание загадок про персонажей сказки. Закрепить знания о героях сказки. Учить по силуэту, характерной форме узнавать сказочных героев, описывать их внешний вид, характерные признаки по которым их определили. Учить угадывать персонажей по описанию. Силуэты персонажей.
4 Рассматривание иллюстраций Учить рассказывать о сюжетах сказки по иллюстрациям. Слайды или иллюстрации эпизодов сказки
5 Музыкальная минутка.
Игра «Прячем зайчика».
Игра «Животные весёлые и грустные». Учить воспринимать музыку веселого и грустного характера, слышать её выразительные средства, соотносить музыку со сценками и эпизодами сказки, определять при помощи музыки настроение персонажей.. Развивать творческую самостоятельность в передаче сказочного образа, используя песенную и танцевальную импровизацию. Музыкальное сопровождение
6 Игра-драматизация сказки «Под грибом» Побуждать детей принимать участие в театрализованной игре-драматизации по мотивам хорошо знакомой сказки, использовать костюмы, маски и атрибуты. костюмы, маски и атрибуты
7 Лепка «Одну простую сказку» Учить создавать настольный пластилиновый театр сказки, проявляя творческую самостоятельность в создании пластилиновых героев сказки обыгрывании их. пластилин
8 Речевая игра «Слова-родственники» на основе сказки Учить подбирать родственные слова. Иллюстрации или театральные фигурки персонажей
9 Театрализованная игра «Под грибом» Поддерживать желание активно участвовать в театрализованной игре. Развивать творческие способности в передаче художественного образа. Кукольный театр «Под грибом»
10 Игровое занятие «Мы веселые ребята», игра «Доскажи словечко» Побуждать использовать жесты в игровой импровизации для создания художественного образа. Формировать умение оценивать характер персонажа, его настроение, передавать их с помощью мимики, жестов, выразительной интонации. Обогащать словарь детей.
11 Разыгрывание сказки (стендовый и пальчиковый театр) Учить разыгрывать отрывки сказки используя пальчиковый и стендовый театр. Фигурки для театра
12 Речевая игра «Слова наоборот». Игра: «Если да - похлопайте». Упражнять в подборе антонимов, развивать внимание, скорость мышления.
13 Двигательное упражнение «Лесные жители», «Покажи и угадай» Развивать общую моторику, снижать телесные напряжения, развивать наблюдательность, мышление.
14 Сказка по кругу Учить рассказывать сказку, передавая мяч друг другу. мяч
15 Игровое задание «Представьте себе» Развивать творческое мышление детей. Иллюстрации, сказочная мелодия
16 Игровое занятие «Мы любим сказку» Продолжать работу над эпизодами сказки «Под грибом». Развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа. Объединить в единое целое картины третью и четвертую часть театрализованной игры с использованием декораций костюмов. Костюмы, маски, ободки
17 Занятие по изодеятельности «Рисуем сказку» Учить выражать своё отношение к героям, отображать свои эмоции в рисунках, формировать и развивать творческий замысел и фантазию. Цветные карандаши, краски, листы бумаги
18. Изготовление коллективной работы «Создаём сказку» Учить последовательно рассказывать и изображать эпизоды сказки, располагать персонажей на пространстве листа, дополнять необходимыми деталями и декорациями Листы бумаги формата А3, рисунки детей или подготовленные изображения персонажей сказки «Под грибом», клей-карандаш, краски, кисти

Взаимодействие с родителями
№ п/п Форма работы Тема
1 Консультация – рекомендация на информационном стенде «Чудо по имени Театр»
«Давайте поиграем в сказку – поиграем в театр»
4 Информация в уголке для родителей «В помощь родителям» «Играем в сказку». Сборник игр, заданий, вопросов, игровых ситуаций по сюжетам сказок.
5 Выставка детских рисунков «Любимый персонаж сказки»

Заключение.
Развитие творчества дошкольников через игру-драматизацию – дело сложное, но чрезвычайно важное и нужное, творчество детей в их театрально-игровой деятельности проявляется в трех основных направлениях:
1. Как творчество продуктивное (сочинение собственных сюжетов или творческая интерпретация заданного сюжета).
2. Исполнительское (речевое, двигательное).
3. Оформительское (декорации, костюмы, атрибутика и др).
Ожидаемые результаты.
В процессе осуществления работы предполагаются следующие результаты:
- У дошкольников развит устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности, желание участвовать в игре по сюжету сказки.
- Воспитанники умеют импровизировать образы сказочных героев, используя различные средства выразительности (мимику, жесты, движения, интонацию).
- Дети выразительно исполняют ролевые действия, реплики, песни.
- У дошкольников развиты творческие способности в различных видах деятельности (изобразительной, художественной, речевой, музыкальной и игровой).
- В группе пополнена предметно–развивающая среда костюмами, декорациями, атрибутами к спектаклю, видами театра, персонажами кукольного театра.
- Дети становятся дружнее, сплочение, зарождается чувство партнерства, взаимовыручки. Дошкольники овладевают навыками публичных выступлений.
Перспективы распространения методической разработки.
Все мероприятия данной разработки направлены на развитие творческой личности ребёнка, обогащение эмоционального опыта ребёнка, социально-коммуникативных навыков, развитие психических функций, раскрепощение, но в то же время развитие навыков саморегуляции, внимательного отношения к окружающим.
Разработку можно использовать как в дошкольном учреждении, при организации кружковой работы, а так же семейном воспитании. Указанные игры и упражнения можно использовать также при работе с любым другим литературным материалом при соответствующей корректировке содержания. Помимо этого, разработка может быть полезна при организации работы с детьми различных возрастных категорий и уровня развития как базовая схема построения ряда занятий. Рекомендуется при этом соблюдать последовательность этапов работы над произведением, тогда как игры и упражнения, входящие в содержание, можно менять местами, дополнять, усложнять или упрощать в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей воспитанников.

Тема игры : «Заюшкина избушка».

Возраст: старшая группа

Цель : развивать творческую самостоятельность, эстетический вкус в передаче образа, отчетливость произношения: учить использовать средства выразительности драматизации (поза, жесты, мимика, голос, движения).

Материалы : лубяная и ледяная избушки, маски.

Предварительная работа : чтение русских народных сказок, подвижная игра « кто как кричит», « кто как передвигается».

Индивидуальная работа: проговаривание слов отдельных персонажей.

Методические приемы: художественное слово, распределение ролей, показ, объяснение.

Ход игры.

Как от нашей деревушки

Тропка мерзнет вдоль опушки,

Вьюгою взъерошена,

Снегом запорошена.

Целый день метель метет,

Сказки добрые плетет.

Заплелась метель в косу –

Сказка будет про Лису.

Ребята, сегодня мы с вами будем играть в сказку « Заюшкина избушка». Мы с вами много раз уже читали эту сказку. содержание вы все знаете. Скажите пожалуйста, какие главные герои в этой сказке? Правильно, лиса, заяц и петух. А какие персонажи еще есть в этой сказке? Правильно, собаки, волк, медведь, бык.

Лисой у нас будет Эльвина, заяц – Аделина, петух – Раиль, собаки – Егор и Айрат, медведь – Амир, бык – Марсель, а волк – Алёша. Возьмите свои маски. Я буду автором и билетером, а остальные дети – зрители, возьмите деньги.

Так, зрители покупайте билеты! Один билет стоит 100 рублей! И не забываем о правилах поведения в театре! Кто мне напомнит? Лера, скажи пожалуйста! Правильно, не разговаривать, сидеть красиво!

Присаживайтесь на свои места, итак, сказка начинается!

У меня избушка светлая, а у тебя темная! У меня светлая, а у тебя темная!

Пусти меня заюшка, хоть на дворик к себе!

Заяц: - Нет, лиска, не пущу: зачем дразнилась?

На другой день лиса опять просится:

Лиса: - Пусти меня, заюшка, на крылечко.

Заяц:

Лиса: - Пусти меня, заюшка, в избушку.

Заяц: - Нет, не пущу: зачем дразнилась?

Прошел день, другой - стала лиса зайца из избушки гнать:

Лиса: - Ступай вон, косой! Не хочу с тобой жить!

Собаки: - Тяф, тяф, тяф! О чем, заинька, плачешь?

Заяц:

Не плачь, зайчик, - говорят собаки . - мы ее выгоним.

Заяц: - Нет, не выгоните!

Нет, выгоним!

Пошли к избушке.

Собаки: - Тяф, тяф, тяф! Пойди, лиса, вон!

А она им с печи:

Испугались собаки и убежали. Опять сидит зайчик и плачет. Идет мимо волк:

О чем, заинька, плачешь?

Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна. избушка у лисы растаяла. Попросилась она ко мне, да меня же и выгнала.

волк , - я ее выгоню.

Нет, не выгонишь! Собаки гнали - не выгнали, и ты не выгонишь.

Нет, выгоню!

Уыыы... Уыыы... Ступай, лиса, вон!

А она с печи:

Как выскочу, как выпрыгну - пойдут клочки по закоулочкам!

Испугался волк и убежал.

Вот заинька опять сидит и плачет. Идет старый медведь :

О чем ты, заинька, плачешь?

Как же мне, медведушко, не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна. избушка у лисы растаяла. Попросилась она ко мне, да меня же и выгнала.

Не плачь, зайчик, - говорит медведь, - я ее выгоню.

Нет, не выгонишь! Собаки гнали, гнали - не выгнали, серый волк гнал, гнал - не выгнал. И ты не выгонишь.

Нет, выгоню!

Пошел медведь к избушке и зарычал:

Рррр... ррр... Ступай, лиса, вон!

А она с печи:

Как выскочу, как выпрыгну - пойдут клочки по закоулочкам!

Испугался медведь и ушел.

Опять сидит заяц и плачет. Идет петух , несет косу.

Ку-ка-ре-ку! Заинька, о чем ты плачешь?

Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна. избушка у лисы растаяла. Попросилась она ко мне, да меня же и выгнала.

Не горюй, заинька, я тебе лису выгоню.

Нет, не выгонишь! Собаки гнали - не выгнали, серый волк гнал, гнал - не выгнал, старый медведь гнал, гнал - не выгнал. И ты не выгонишь.

Пошел петух к избушке: - Ку-ка-ре-ку! Иду на ногах, в красных сапогах, несу косуна плечах: хочу лису посечи, пошла лиса с печи!

Услыхала лиса, испугалась и говорит: - Одеваюсь...

Петух опять: - Ку-ка-ре-ку! Иду на ногах, в красных сапогах, несу косуна плечах: хочу лису посечи, пошла лиса с печи!

А лиса говорит: - Шубу надеваю...

Петух в третий раз: - Ку-ка-ре-ку! Иду на ногах, в красных сапогах, несу косуна плечах: хочу лису посечи, пошла лиса с печи!

Испугалась лиса, соскочила с печи - да бежать. А заюшка с петухом стали жить да поживать.

Вот и конец сказки! Актеры, выйдите все вместе и поклонитесь! Зрители что должны делать? Правильно, хлопать! Давайте поаплодируем нашим « артистам».

Зрители, вам понравилось? А чья игра вам больше всех понравилась? Почему? А кто думает по другому?

Молодцы, ребята, мне все ребятки понравились, все вошли в свою роль, как настоящие актеры! Всем Спасибо!

Драматизация - инсценирование, разыгрывание по ролям литературных произведений, с сохранением последовательности эпизодов. Игра-драматизация - игра, которая строится с опорой на сюжетную схему литературного произведения или сказки.

На страницах этого тематического раздела собраны готовые планы-конспекты и сценарии таких мероприятий, полезные советы по их организации, иллюстрированные фотографиями отчёты об их проведении. Инсценирование сказок с детьми имеет смысл проводить регулярно. Чтобы эта игровая деятельность была разнообразной, обращайтесь к позитивному опыту коллег в области драматизации.

Здесь - всё для успешной работы «детского театра драмы».

Содержится в разделах:

Показаны публикации 1-10 из 876 .
Все разделы | Драматизация. Конспекты проведения игр с элементами драматизации

Автономная некоммерческая организация Дошкольная образовательная организация «Акварель» «ДВА КОЗЛИКА» Игра-драматизация по произведению К .Ушинского для детей старшей группы Разработала : воспитатель Балашова Ю.С. г.Котельники 2018г. Конспект игры- драматизация по произведению «Два...


Драматизация сказки «Муха-Цокотуха» в средней группе. Цель : формирование интереса к театральной деятельности; развитие у детей выразительности речи, диалогической речи; формирование желания творчески передавать образы героев сказки через художественное слово, музыку,...

Драматизация. Конспекты проведения игр с элементами драматизации - Драматизация сказки с применением платковых кукол для детей дошкольного возраста «Теремок на новый лад»

Публикация «Драматизация сказки с применением платковых кукол для детей...» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа – детский сад №1 компенсирующего вида» Драматизация сказки с применением платковых кукол для детей дошкольного возраста Теремок на новый лад Музыкальный...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»


«Путешествие в музыкальную сказку» конспект ООД с элементами драматизации по художественно-эстетическому развитию (раздел музыка) в подготовительной к школе группе Цель: Развитие творческого воображения и творческой активности у старших дошкольников. Продолжать знакомить...


Танцевальные эскизы. Дорогие, мои коллеги! Сегодня, как и всегда, я опять возвращаюсь к своему любимому направлению в творческой деятельности - эскизы в танце. Чем, казалось бы, для меня они особенно интересны? Своими маленькими надуманными фантазийными сюжетными историями, где...

Игра-драматизация по сказке «Репка» Тема: Игра драматизация по сказке «Репка» Цель: 1. Совершенствовать диалогическую речь детей: развивать умение участвовать в беседе, понятно отвечать на вопросы. 2. Закрепить правильное произношение согласных звуков «Ж», «З», «Ш». 3. Развивать умение детей имитировать...

Драматизация. Конспекты проведения игр с элементами драматизации - Драматизация сказки «Волк и семеро козлят»

Ход деятельности: Воспитатель: Ребята вот загадка интересная Что за сказочка известная? Жили-были семь ребят – Белых маленьких. (козлят. Мама их любила, Молочком. (поила. Тут зубами щёлк да щёлк, Появился серый. (волк. Шкуру белую надел, Нежным голосом. (запел. Как коза...


«Использование игры – драматизации для личностного развития ребенка 4-5 лет» Слайд: Добрый день, я работаю воспитателем средней группы. И так дети наши выросли на год. Какой стал малыш в 4 года? Уважаемые коллеги, у вас на столах лежать лучики, я попрошу вас написать качества...

Лунякина Светлана Николаевна
Воспитатель ГБОУ детский сад №2680 г.Москва

В сказке всегда побеждает добро,
От сказки всегда веет теплом.
Дорогой слушатель, ты будешь рад.
«Красная Шапочка» на новый лад.

Звучит сказочная музыка заходит сказочница
Лес дремучий сладко спит
На холмах подушки,
Домик маленький стоит

На его опушке.
В доме девочка живет,
И поверьте,
Что прелестнее ее,
Нет на целом свете.
И добра, и весела,
И собой пригожа,
И, хотя еще мала,
Всем всегда поможет.
Матушка гордится ей,
И души не чает.
Ну а бабушка по ней
Что ни день – скучает.
Хоть живет недалеко,
На другой опушке,
Но ходить-то нелегко
Через лес старушке. (Уходит за сцену)

Звучит музыка заходят мама и красная шапочка

(Дочка с куколкой мама прибирает)

Красная Шапочка: Баб, баю, баюшок
Ляжет дочка на пушок
На пуховую кровать
Будет дочка крепко спать

Мама (глядя на дочку): Моя доченька в саду
Что оладушек в меду
Что оладущек в меду
Красно яблочко в саду
Доченька иди сюда моя родная
Садись чайку попьем

(сели за стол играет тихая музыка)

Мама: Доченька наша бабушка старая стала
Очень по тебе заскучала
Надо к бабушке пойти
Пирожков ей отнести
Кр. Шапочка: Хорошо мамочка к бабушке схожу
И гостинцев отнесу

(Красная шапочка идет к куколке, мама собирает корзинку)

Кр. Шапочка обращается к куколке: Вот тут тихонько посиди
И меня подожди
Мне надо к бабушке сходить
Дорогую навестить
Она как свечка тает
Она по мне скучает

(сажает куклу и подходит к маме
Мама дает ей корзинку с пирожками)

Мама: Вот доченька возьми и бабушке отнеси
Будь в дороге аккуратна
Крю шапочка: Хорошо мамочка не волнуйся

(Обнимаются, мама махает кр шапочке, кр шапочка уходит в дверь)

(Из за шторы выглядывает волк потирает руки) Убрать куклу и кроватку
(Волк выходит из за шторы и ходит по залу)
Волк: Ха ха ха ха ха ха
До чего она глупа
Сейчас ее поймаю
До смерти напугаю
Ох, зачесались руки
Я весь чешусь от скуки!

(Уходит за дверь)

(Выходит красна шапочка под музыку)

(Выбегают белочки) Слова «…И веселый попугай»

Красная Шапочка: Ой мои хорошие, здравствуйте
Ну как у вас тут дела?

Белочки Вероника: Хорошо мы живем и орешки все грызем!
Алина: С ветки на ветку прыгаем, за порядком в лесу смотрим!
Маргарита: Грибочки и ягодки собираем, на зиму сушим!

Кр. шапочка: Молодцы мои подружки белочки, вы настоящие лесные хозяюшки

Белочки все: Красная шапочка не уходи, станцуй с нами.

Кр. Шапочка: Хорошо вставайте все за мной, станцуем танец заводной!

(Танец Ламбада)
(Во время танца кр шапочка уходит волк за ней крадется)
(Белочки переграждают ему дорогу)

ВСЕ БЕЛОЧКИ: Ах проказник вон ступай
Красную шапочку не пугай
Мы тебя злодея знаем
Шишками закидаем!
Поставить пенек
(Кидают в волка шишки он от них бегает)
(Волк потирает бока белочки убегают)

Волк: ОЙ ОЙ ОЙ как больно мне
Попало шишкой по спине
Лучше сяду на пенек
Посижу денек (садится на пенек)
Шишки, раны подлечу
И девчонку проглачу

(волк садится на пенек
Под музыку вбегают лягушки) танцуют

Лягушка Никита: Волка будем мы лечить микстурой горькою поить
Даша: Мухомором смажем шишки, злому серому Волчишке.
Вова: Лучше ты не болей заведи себе друзей
Вика: Посмотри в лесу дремучем, какое множество зверей!

Волк: Уходите кА от сюда какбы небыло вам худо (РРРРРРычит)

(Лягушки убегают)

Волк: Потерял я сон покой
Я все же волк и очень злой
Девчонку я поймаю
Хоть не съем, но напугаю!

(Садится на пенек влетают бабочки)

Волк: Откуда эта красота
Ой, закружилась голова
Щекочет уши нос
Чешусь я весь как пес! (Убегает)

ОТКРЫТЬ ЗАНАВЕС ТАМ СИДИТ БАБУШКА
(Звучит музыка заходит бабушка в очках садится и вяжет)
(Вбегает красная шапочка из двери скачет змейкой за ней крадется волк)

Бабушка: Внучка, милая моя
Рада видеть я тебя! (Обнимает внучку)

Я вижу здесь ты не одна
С собою друга привела! (Кр шапочка оглядывается пугается прячется за бабушку)
Проходите за ограду видеть вас я очень рада
Да за стол присядьте с нами (садятся все)
Ешьте пироги с грибами

Волк: Ну спасибо, накормили (потирает брюхо)

(Выходит на середину сцены)

Волк: Вот обида да какая старушка добрая такая
К себе в гости пригласила, пирогами угостила
На меня нашло наваждение
Мне стыдно за свое поведение
К старушке в домик я зашел
Друзей новых здесь нашел!

(ПЕСНЯ ПРО ДРУЖБУ)
Геля: Пришло время расставаться
И с героями прощаться.
Но не будем унывать,
Сказку будем в гости звать.
Все артистами сегодня побывали
Сказку мы вам показали
Все старались, были молодцы,
Похлопаем друг другу от души!

Цель: побуждать детей к диалогу со взрослыми и сверстниками, к игровому, к речевому взаимодействию с ними; составлять короткие описания, используя образные слова и выражения. В процессе игры-драматизации передавать содержание сказки. Рассуждать. Развивать речевое внимание, артикуляционный аппарат детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИГРЫ-ДРАМАТИЗАЦИИ

«Прыг-скок…» /игра-драматизация/

Прыг-скок, прыг-скок,

Длинноушка – белый бок…

Цель: побуждать детей к диалогу со взрослыми и сверстниками, к игровому, к речевому взаимодействию с ними; составлять короткие описания, используя образные слова и выражения. В процессе игры-драматизации передавать содержание сказки. Рассуждать. Развивать речевое внимание, артикуляционный аппарат детей.

Материал: русская народная сказка «У страха глаза велики» (в обработке М.Серовой), которая неоднократно читается за несколько дней до занятия. Мячик. Заяц.

1. Воспитатель вносит в группу корзину с зайцем, накрытую платком. Дети заинтересовываются и окружают ее.

Как вы думаете, кто спрятался в корзине? (Дети отвечают хором. Затем воспитатель обращается к 2-3 ребятам с вопросами: «Как ты думаешь? А ты?»)

Попробуйте угадать на ощупь. Что вы нащупали? (Лапы, длинные уши, короткий хвост, глазки-пуговки, пуговку-нос и т.п.).

Да, это… Прыг-скок,

Прыг-скок,

Длинноушка –

Белый бок. (Заяц)

Воспитатель снимает платок.

Мех у зайки пушистый или гладкий? (пушистый). Хвостик длинный или короткий? (короткий, как комочек пуха). А уши у зайки…длинные. Не просто длинные, а длинные-…(предлинные), …(длиннющие). Глазки-пуговки…(блестящие), нос-пуговка-…(маленький). Зайка живет…(в лесу).Зайка боится…(волка и лисы). Он…(трусишка). (Интонацией педагог вовлекает детей в общий разговор.

Послушайте, как по-разному называют зайца в стихотворениях и сказках.

Из какой это сказки: «Не ешь меня, косой, а лучше послушай, какую я тебе песенку спою»? (Ответы детей). Да, это в сказке «Колобок» зайца называют косым.

А это из какой сказки: «Бежит мимо зайчик-побегайчик. Остановился и спрашивает…? (Теремок). Как здесь называют зайку? (Побегайчик).

- «Длинноухий озорник в огород ходить привык». Какими словами в этом стихотворении называют зайку? (Длинноухий озорник)

А вот загадка про зайку:

Комочек пуха,

Длинное ухо,

Прыгает ловко,

Любит морковку.

2. - Расскажите зайке, какой он красивый. Опишите его так, чтобы ему захотелось снова прийти к нам в гости. Высказываются 2-3 ребенка. В случае затруднения воспитатель подсказывает начало фразы.

3. - Мы с вами знаем еще одну сказку про зайца: «У страха глаза велики». Давайте поиграем. Кто будет бабушкой-старушкой? Кто внучкой-хохотушкой? Кто курочкой-клокотушкой? Кто мышкой-норушкой? Кто зайкой?

Зайка под яблонькой лежит (около стула). А бабушка, внучка, курочка да мышка по воду идут. Набрали воды (дети выполняют выразительные движения).

У бабушки большие ведра. Вода в них: «Тре-е-х! Пле-е-х!»

Скажем все вместе: «Тре-е-х! Пле-е-х!»

У внучки ведра: «Трех! Плех!» (дети повторяют звукоподражания)

А это мышка несет ведра: «Трех-трех-трех! Плех-плех-плех!» (Все вместе)

Яблоко с яблони упало: «Хлоп!» - зайке прямо в лоб! (бросает в ребенка-зайку мячик). Зайка прыгнул водоносам под ноги: «Ах-ох! Ах-ох!» (все вместе)

Убежали водоносы домой, побросали свои ведра, попрятались кто куда: бабушка на лавку, внучка за бабку, курочка за печку, мышка под печку. (Дети прячутся). Лежат и охают.

Бабка: «Ох! Медвидище меня чуть не задавил!»

Внучка: «Волк-то какой страшный на меня наскочил!».

Курочка: «Ко-ко-ко! Лиса ко мне подкралась, чуть не сцапала!»

Мышка: «Котище-то какой усатый! Вот страху я натерпелась!»

(Дети-актеры произносят свои роли самостоятельно; в случае затруднений воспитатель им подсказывает)

А зайка побежал в лес и что подумал? (высказывания детей). Он подумал: Четыре охотника за мной гнались, и все с собаками; как только меня ноги унесли!»

Ребята, а какими словами заканчивается эта сказка? (ответы детей)

У страха глаза велики – почему так говорят? (ответы детей)

Давайте еще раз вспомним, как несла воду бабушка? (Тре-е-х! Пле-е-х!) Внучка? (Трех! Плех!) Курочка? (Трех! Плех! Трех! Плех!) Мышка? (Трех-трех-трех! Плех-плех-плех!) Как вскрикнул от страха заяц? (Ах-ох!)

А дети над трусишками посмеются. Мальчики смеются: «Ха-ха-ха!», девочки: «Хи-хи-хи!». Мальчики и девочки повернулись лицом друг к другу и вместе смеются: «Ха-ха-ха! Хи-хи-хи!»

«Кыш» /игра-драматизация/

Цель: побуждать детей передавать содержание произведения через игру-драматизацию; вступать в диалогическое общение со сверстниками; произвольно оперировать словами в игре «Съедобное-несъедобное»; развивать речевое внимание, голосовой аппарат детей.

Материал: картинка на тему «Девочка кормит кур».

1. Воспитатель вывешивает картинку «Девочка кормит кур». Дети окружают воспитателя, тихо переговариваются.

Садитесь на стулья. Сейчас мы будем играть в игру «Куры» (Игра-драматизация по мотивам рассказа Я.Тайц «Кыш»)

Вы будите курами. Куры кудахчут: «Ко-ко-ко». А Надя зовет их: «Куры, куры, сюда» (вместе с ребенком). Куры не идут.

Бабушка научила Надю звать кур: «Цып-цып-цып» (выразительное движение руками). Надя зовет: «Цып-цып-цып» (вместе с ребенком). И куры прибежали. Клюют зернышки. Куры, бегите к Наде, клюйте зернышки.

Надя покормила кур и говорит: «Все! Больше нет!» А куры не понимают и не уходят. Бабушка подсказала: - Надя, скажи курам «Кыш-кыш!» (выразительное движение руками. Надя сказала: - Кыш-кыш-кыш! Куры все поняли и разошлись. (Педагог жестами и мимикой побуждает детей разыграть сюжет).

А теперь давайте покормим кур. Как вы их позовете? (Цып-цып-цып). Куры кудахчут: «Ко-ко-ко». Прогоните кур: «Кыш-кыш-кыш!» (Звукоподражания сопровождаются условными игровыми действиями)

Куры побежали по сухим листьям. Листья шуршат: «Шух-шух-шух». Как шуршат листья?

Подул ветер, зашумели деревья: «Ши-ши-ши». (вместе с детьми) А трава колышется: «Ш-ш-ш». Как шумят деревья? Как колышется травка? (Игра повторяется 2 раза).

2.- Кто из вас помнит, что едят куры? (зерно, траву, червяков, мошек) А что едят дети? (высказывания детей)

Давайте поиграем в игру «Съедобное-несъедобное». Встаньте в круг. Кто бросает мяч – называет слово. Если это съедобное – ловите мяч со словами: «Да, да, да». Если несъедобное – «Нет, нет, нет».

Воспитатель организует игру таким образом, чтобы дети сами перекидывали мяч друг другу.