Его любительница абсента украшает эрмитаж 7 букв. Пабло Пикассо Любительница абсента: Описание произведения. Что такое абсент


Французский импрессионист Эдгар Дега заработал себе прекрасную репутацию благодаря картинам, на которых были изображены танцовщицы. Но в 1876 году он ухватился за тему, которая в Европе была у всех «на слуху». И хотя, многие талантливые мастера, современники художника написали десятки картин об этом «биче» современности, у Дега получилось, как впрочем и всегда, нечто уникальное. Кажется, что в ней нет ни центра, ни края, ни начала ни конца – только искажённая абсентом реальность. Это один большой, подсмотренный и «вырванный» из случайного сюжета.

1. "Абсент" был известен под несколькими названиями


Когда картина Дега была впервые выставлена на третьей ежегодной зимней выставке в Брайтоне в 1876, она называлась "Эскиз французского кафе". Позже картина была переименована в "Люди в кафе", а в простонародье картину стали называть "Пьющие абсент" или "Стакан абсента". А в 1893 году была переименована в «Абсент».

2. Место, изображённое на картине, - реальное кафе в "Париже"



Заведение, в котором сидят люди на картине, - парижское кафе "Новые Афины". Оно было настоящим "рассадником интеллектуальной богемы", и в этом кафе зачастую можно было встретить таких художников-импрессионистов, как Дега, Камиль Писсарро и Жорж-Пьер Сёра.

3. Картина Дега стала своего рода пропагандой против абсента


В конце 19-го века абсент был очень популярен. Но постепенно этот алкогольный напиток начали запрещать из-за его галлюциногенного эффекта и "вызываемых им приступов агрессии". Абсент был запрещен в Франции, а затем в Соединенных Штатах, Нидерландах, Бельгии, Швейцарии и Австро-Венгрии. На картине Дега изображена угрюмая женщина в весьма неприглядном состоянии, а перед ней - легко узнаваемый напиток.

4. Женщина на картине - известная муза импрессионистов


Перед дамой на картине – наполненный бокал с абсентом, и, судя по всему, уже не первый. Да, дама пьяна и безразлична к происходящему, взгляд остановился, плечи опущены, носки изящных туфелек «расползлись» в стороны и оторваны от земли. Позировала Дега французская актриса и звезда кабаре "Фоли-Бержер" Эллен Андре, которая вошла в историю тем, что позировала таким знаменитым импрессионистам, как Эдгар Дега, Эдуард Мане и Пьер-Огюст Ренуар.

5. Мужчина на картине - художник



Сидящий справа мужчина никак не связан по сюжету с дамой справа от него. Мужчина напротив, выглядит трезвым и напряжённым, красные, налитые кровью глаза неумолимо твердят о «тяжёлой ночи». Перед ним кофейный напиток от похмелья - мазагран в стеклянном стакане.

Прототипом этого героя стал французский портретист, живописец и гравер Марселен Дебутен познакомился с Дега во Флоренции в конце 1850-х, когда Эдгар изучал картины в галерее Уффици. Годы спустя Дебутен появился на картине, которая стала намного более известной, чем любая из его собственных работ. Его портрет был также написан Мане в 1875 году.

6. Картина повредила репутации людей, изображенных на ней


Поскольку картина ассоциировалась у публики с пьянством и развратом, она значительно подмочила репутацию людей, которые были на ней изображены. После того, как «Абсент» выставили в Лондоне в 1893 году, начали ходить слухи, что Андре - женщина легкого поведения и непрочь выпить, а Дебутен – отпетый алкоголик.

7. Критики просто ненавидели картину

После дебюта "Абсента" в 1876 году критики просто воспылали ненавистью к этому полотну. Какие только отзывы не получала картина. Ее называли отвратительной, уродливой и демонстрирующей только негатив. Через 17 лет, в 1893 году, когда картина была повторно выставлена в Англии, вновь посыпался шквал критики, а "Абсент" сочли на этот раз излишне вульгарным.

8. Дега воспринимал критику с юмором


Когда Дега спросили, что он думает о критике его произведения, он переспросил: "Кто критикует? Искусствоведы? А что это за профессия?", также добавив, что "только глупые художники ждут комплимента от людей, которые сами ничего не умеют создавать".

9. Картину Дега стала вдохновением для литературного шедевра


В знаменитом романе "Западня" Эмиля Золя была освещена проблема алкоголизма среди бедного класса в Париже. Впервые книга Золя была опубликована в 1877 году, на следующий год после того, как писатель увидел картину на выставке.

10."Абсент" получил признание в 20 веке


Невзирая на шквал критики, капитан Генри Хилл, коллекционер произведений Дега, приобрел "Абсент" в 1876 году. В течение следующих 35 лет картина переходила от одного коллекционера к другому, пока граф Исаак де Камондо не завещал ее Лувру в 1911 году. После того, как картина попала в коллекцию столь престижного музея, о былой критике забыли. В 1986 году полотно перевезли в парижский музей Орсэ, где она находится и поныне.

Ценителям изобразительного искусства интересно будет узнать и .

1881-1973

Любительница абсента

1901 г. Справа наверху: Picasso.

В 1901 году юный Пабло Пикассо переехал в Париж. Сцены из жизни парижских кафе неоднократно служила предметом изображения художников XIX столетия, начиная с Дега, но у Пикассо эта тема получила новое звучание. Трудно поверить, что

"Любительница абсента" была создана 20-летним художником. Драма одиночества здесь показана с удивительной силой.

Будучи превосходным рисовальщиком, Пикассо исказал пропорции, деформировал фигуры, удлиннял руки, пальцы, округлял плечи. Все это делалось не ради внешнего эффекта, а для точной передачи психологической характеристики образа.

Приближение к зрителю плоскости стены и стола, сам колорит картины, выраженной в сочетании синих, коричнево-красных, зеленоватых тонов, напоминает о живописи Гогена, напряженность - творчество Ван Гога.

Считается, что работа "Любительница абсента" открывает т.н. "голубой" период творчества Пикассо. В это время трудные обстоятельства его жизни нашли отражение в произведениях, в которых ярко выражены упаднические настроения, темы смерти, старости, нищеты, одиночества. Этот период художник отдает предпочтение голубовато-серым оттенкам. Хотя цветовое решение работы "Любительница абсента" еще приобрела холодного тона, однако она наполнена пронзительным ощущением личной трагедии.

Абсент - крепкий алкогольный напиток (свыше 72 градусов), который готовился на основе полыни с добавлением мяты и аниса. Этот дешевый спирт появился в восемнадцатом веке и был сначала популярен в среде простых рабочих из-за его дешевизны. Потом его стали широко употреблять и в богемных кругах. Но абсент - галлюциноген, он вызывал агрессию и привыкание, подобное наркомании, и тяжелые конвульсии. Его употребление запретили в 1915 году. Под маркой «Перно» его выпускают до нынешних дней.

Картина «Абсент»

Во Франции предполагают, что впервые работа была выставлена на второй выставке импрессионистов под названием «Абсент». В 1876 году часть импрессионистов отказались от посещения любимого кафе Курбе «Гербуа», где было слишком шумно. Они стали встречаться на пляс Пигаль в кафе «Нью-Афины». автор картины «Абсент», изобразил своих друзей - актрису Эллен Андре (которая в жизни была вполне ухоженной женщиной, служила моделью и Ренуару, и Жерве, танцевала в Фоли-Бержер) и художника Марселена Дебутена. Дебутен промотал свое значительное состояние, известности как художник не получил и постепенно опускался. Произведение иллюстрирует нравы парижской жизни, поднимает проблему алкоголизма, которую описывали и другие художники, в том числе и писатель Э. Золя. Показать жизнь «красиво» художник не стремился. Он предоставлял зрителю вглядеться в те реалии, которые его окружали.

Средством послужила картина «Абсент».

Анализ изображения

В богемном Париже двое страдают от одиночества, даже находясь рядом. Их лица угрюмы. Они имеет вид людей, отрешенных от действительности. Оба одеты неряшливо, в особенности мужчина. Он не смотрит на свою спутницу, его лицо одутловато от того, что он регулярно пьет. Около мужчины высокий бокал с мазарганом. Этот напиток применялся, чтобы снять похмелье. У женщины потухший отсутствующий взгляд, плечи опущены, лицо бледно из-за злоупотребления абсентом. вытянуты вперед. Она за ними не следит, и они расставлены враскорячку. Перед ней стоит, видимо, не первый бокал с мутновато-зеленоватым абсентом. Модель его разводит водой из бутылки, стоящей на соседнем столике. Их уединенность подчеркнута композиционным построением. Дега поместил пару на наклонную плоскость. Это дань моде. В Европе тогда все увлекались японской гравюрой с ее необычной перспективой и удивительно точным рисунком. Кроме того, пара занимает только правый угол картины, остальные две трети - это полупустые столы. На них газеты, спички, пустая бутылка. Даже при полном одиночестве вдвоем все же сохраняется внутренняя близость этих людей. Их объединяет одно - потеря надежды. Картина «Абсент» просто преисполнена безнадежностью, которую в немалой степени усиливает блеклый колорит.

На выставке в Лондоне

В 1872-1873 годах картина была выставлена за Ла-Маншем и вызвала возмущение благонамеренной викторианской публики. Дега анализировал сцену без всякого благодушия, ясным и критическим взглядом. Более всего при рассмотрении его работы вспоминается натурализм возможно, и Тулуз-Лотрека. Картина «Абсент» находится в в Париже.

Работа Пикассо

Тема одиночества, изоляции и пустоты в кафе не нова. Во второй половине XIX века ее можно найти в работах Дега и Тулуз-Лотрека. Но в картинах молодого еще пока не было чувства драмы. Пикассо пока не переехал в Париж. Он бывает здесь наездами из Барселоны. В 22 года его привлекает популярный сюжет, связанный с всеобщим увлечением абсентом. Ему придавались особые свойства, позволяющие пробудить воображение, подтолкнуть к новому восприятию мира и творчеству. Картина «Любительница абсента» Пабло Пикассо имеет очень сильное эмоциональное воздействие.

Во-первых, сюжет полностью обнажает психологию женщины. На лице написано слабое подобие улыбки, сарказм, обреченность и усталость. Сразу видно, что мыслями женщина находится где-то далеко. Здесь она отсутствует. Она никому не нужна, только абсент ее друг и утешитель. Во-вторых, колорит. Он построен на мрачном контрасте тусклого красного и синего и сопоставим с мрачными жизненными коллизиями, из которых нет выхода. Голубоватый мраморный стол продолжает эту тему пустоты, которая окружает женщину в ее отчаянном одиночестве. Застывшее тело женщины только усиливает это впечатление. Она вся съежилась. Правая рука намеренно изменена в пропорциях, полностью завершая овал и выключая женщину из этого мира. Картина написана осенью 1901 года в Париже и находится в Эрмитаже.

Ван Гог

В 1887 году появляется картина Ван Гога «Натюрморт с абсентом». Он лаконичен.

На столе стоит бутылка с водой и бокал с абсентом. Через окно виден уходящий человек. Возможно, именно он сидел за этим столом. Но интереснее другое. Проблема алкоголизма, которая встала перед самим художником. Он сам охотно употреблял этот напиток, который вызывает в том числе и нарушения зрения. Это приводит к тому, что весь мир предстает в желтых тонах. Возможно, поэтому существовал период, когда у живописца на картинах преобладал желтый цвет, особенно во время его жизни на юге Франции. Увлечение абсентом привело и к в 1888 году, когда он отрезал себе ухо. Картина находится в в Амстердаме, Нидерланды.

А вывод самый простой.

К алкоголизму приходят очень просто, а результат ужасен.

Эрмитаж - Пикассо, Пабло - Любительница абсента

У Пикассо далеко не одна картина посвящена абсенту. В июне 1901 года гений продемонстрировал на суд ценителям прекрасного свою “Любительницу абсента”. В отличие от холстов других художников, знавших толк в абсенте, у Пикассо дама пьет полынный напиток с сахаром, а не просто разбавляя его водой. Осенью 1901 года Пабло Пикассо продолжает абсентную тему и создает другую “Любительницу абсента” (второе название картины “Аперитив”). Эта картина хранится в Эрмитаже.

Описание картины Пабло Пикассо «Любительница абсента»

Потрясающая картина «Любительница абсента» была нарисована Пабло Пикассо в 1901 году. Этот алкогольный напиток был достаточно популярен в обществе того времени, и художники достаточно часто его изображали на своих полотнах. Пикассо любил рисовать то, что волновало людей: женщины, войны, или как здесь - абсент.

По центру изображена женщина, немолодых лет, коротающая вечер в горьком одиночестве, попивая алкоголь. Пикассо любил погружать своих героев в воображаемый мир, так как и сам находился в нем всю свою сознательную жизнь. Есть предположение, что изображенная на картине женщина имеет непосредственное отношение к искусству, так как этот напиток имел высокую популярность среди работников творчества, в том числе.

От картины веет грустью и тоской. Женщина задумчива, ее взгляд устремлен вниз, она глубоко погружена в свои мысли. На столе изображены только два предмета: бутылка и рюмка. Ничего из сервировочных элементов нет, так же отсутствует какая-либо еда. Сама поза женщины кричит о своем драматизме. Ее правая рука, которой она обнимает саму себя, неестественно длинна в своем размере, как будто ей еще больше хочется себя обнять, и защитить от всех бед и несчастий.

Лицо женщине имеет угловатую форму. У нее достаточно тонкие брови и губы, за которыми если присмотреться скрывается некое подобие саркастической улыбки. Пикассо нарисовал фигуру полностью обездвиженной, женщина застыла в своей позе задумчивости и явно находится так уже долгое время. Об этом свидетельствует и отставленная в сторону рюмка.

У картины интересная цветовая гамма: преобладает коричневый и темно синий цвета. Такие краски выбраны художником не случайно. Автор хотел подчеркнуть разницу между ожидаемым и действительным, между человеческой жизнью и обстоятельствами.

Немного об абсенте.
Абсент, несомненно, можно назвать профессиональным напитком интеллектуалов, художников и поэтов. В XIX веке считалось, что абсент — гений для бездарностей, но смерть для истинного гения. В 80-е годы XIX века одно слово «абсент» наводило панику на многих добропорядочных европейцев, ведь этот напиток в их сознании прочно ассоциировался с безумием. Во Франции абсент называли «безумием в бутылке», а фраза «Абсент сводит с ума» стала самым популярным слоганом антиалкогольных кампаний.

Пабло Пикассо "Любительница абсента" (1901).
Холст, масло. 73 x 54 см
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Во французском искусстве начала XX в. интерес к «порочным» персонажам был велик, у Пикассо много предшественников, особенно надо отметить влияние Тулуз-Лотрека. Во многих произведениях живописи звучит тема абсента, напитка, ставшего своего рода фетишем Парижа рубежа веков. Этой крепкой полынной настойке, «зеленой фее», приписывались особые качества: якобы приохотившиеся к ней люди страдают не от простого алкоголизма, а от особой «возвышенной» его формы, и погружаются в мир галлюцинаций и фантазий.

Так что тематически Пикассо пока движется в рамках «мейнстрима» эпохи. Однако в образах, созданных молодым художником, есть обостренный драматизм. Так, в этом полотне особенно бросается в глаза гипертрофированная кисть правой руки, которой погруженная в свои мысли женщина словно пытается обхватить и защитить себя.

«Любительница абсента», хранящаяся в Эрмитаже, написана позже, осенью 1901 г. Картина имеет и другое название - «Аперитив». Источником нынешнего ее наименования стала запись в архиве Канвейлера, где полотно обозначено как «Женщина с бокалом абсента» (La femme au verre d`abssinthe). Именно у Канвейлера купил эту работу наш соотечественник - Сергей Иванович Щукин. Он познакомился с Пикассо еще в 1905 или 1906 г., но принял его творчество не сразу. Впервые он купил картину художника в 1909 г., а уже к 1914 г. в его коллекции было 51 произведение мастера. Собрать столько работ ни удалось, пожалуй, больше ни одному частному коллекционеру. После революции С. И. Щукин эмигрировал, а его собрание, национализированное в 1918 г., разделили между собой Эрмитаж и ГМИИ.

Название, англ. : The absinthe drinker.
Оригинальное название : La buveuse d"absinthe.
Год окончания : 1901.
Размеры : 73 × 54 см.
Техника: Холст, масло.
Местонахождение : Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж

Картина написана в 1901 году, это период (1900—1904), когда мастер много ездит по маршруту Барселона-Париж, прежде чем окончательно перебраться во Францию. Он много работает, посещает выставки, знакомится с новыми людьми, в том числе и с артдиллерами.

Поддаваясь всеобщему настроению, художник, в своих работах, использует популярный в то время сюжет — одинокий посетитель кафе, к которому обращаются, также, импрессионисты.

Стоит отметить, что в этот период Пикассо не считает нужным изображать веселье, всеобщую радость, счастье, легкомыслие. Заброшенность человека в этом мире — вот основной мотив, который волнует молодого Пикассо.

«Любительница абсента» — это одинокая посетительница кафе, пьющая напиток, который погружает человека в мир своеобразных фантазий и галлюцинаций, ведь на рубеже веков абсент стал своеобразным фетишем Парижа. Ему приписывались даже некоторые мистические и магические свойства, побуждающие к творчеству и новому восприятию мира.

Впечатление, которое производит картина на зрителя — невероятное по своей эмоциональной нагрузке. Тут нет, как такового, повествования, присутствует лишь своеобразный сюжет — обнаженный психологический образ, а внешне — это угловатое, утомленное лицо, сумрачный, опустошенный взгляд, нервные руки, которыми героиня пытается защитить себя от окружающей действительности. Ее лицо сосредоточенно, ее взгляд как будто что-то изучает внутри себя. Но если долго смотреть на картину — кажется, что женщина смотрит в душу зрителю, внимательно изучая и о чем-то думая.

На губах — подобие улыбки, странный сарказм, выражающий обреченность и усталость. Мысли женщины далеко от этого столика, от этого кафе — пристанища таких же, как она — бесприютных. Да они никому и не нужны в этом мире. Она закрылась в себе, уединилась с собой, и только абсент разделяет ее существование.

Колористика полотна впечатляет. Контраст красок — как контраст жизненных ситуаций. Сочетание насыщенно-голубых и густо-бордовых цветов придают полотну атмосферу спокойствия, но, в то же время, внутренней борьбы. Черная полоса разделяет угол кафе, в котором оказалась героиня, а может это угол-тупик?

Картине присущ обостренный драматизм, который выражается в изображении гипертрофированной кисти правой руки. Женщина как будто пытается защитить себя от всего в этом неуютном мире. Пикассо специально искажает руки и пальцы, делая их чрезмерно длинными, плечи — более округлыми. Это не внешние, а скорее внутренние психологические характеристики образа, который выражает удивительную по силе драму одиночества. Пластика тела скованная, застывшая, словно окаменевшая.

Колорит полотна — это соединение зеленых, коричнево-красных, синих тонов, приближение плоскости стола и стены к зрителю, напоминает манеру Гогена, напряженностью полотно схоже с творчеством Ван Гога.

«Любительниц абсента» относится к «голубому периоду» творчества Пикассо. Его картины выполнены в холодных тонах, доминируют голубовато-серые, синие оттенки. Основные сюжеты — это тема одиночества, нищеты, старости, смерти, упаднические настроения.

Пикассо написал не одну картину на тему абсента. В июне 1901 года мир увидел «Любительницу абсента» с кусочком сахара в руках. Осенью того же года было создано полотно под названием «Аперитив», или (по данным архива Канвейлера), «Женщина с бокалом абсента». Именно эту работу купил Сергей Иванович Щукин, а позже собрал в своей коллекции 51 произведение всемирно известного мастера. После революции его собрание было национализировано и разошлось по фондам Эрмитажа и ГМИИ.

Масло/Холст (1859)

Описание


И вот всю зиму с 1858 года по 1859 они почти каждый день встречались на улице Лавуазье. Мане в то время бы полон энтузиазма. Он считал, что создает...

Однажды гуляя в Лувре, Эдуард Мане обратил свой взгляд на человека прогуливающегося там. Он сразу привлёк внимание своим видом. Этого человека звали господин Колларде. Он был одет в длинный замызганный плащ, на голове его находился затасканный и сальный цилиндр. Он торговал всяким хламом, преимущественно из железа. В общем, он выглядел очень бедно. Мане предложил ему работу, а именно, позирование ему для новой картины и этот человек согласился. Так началась работа над картиной, которую назовут – «Любитель абсента».
И вот всю зиму с 1858 года по 1859 они почти каждый день встречались на улице Лавуазье. Мане в то время бы полон энтузиазма. Он считал, что создает полотно, которое было бы достойно работ Веласкеса. На картине Мане изображает этого падшего человека в виде «любителя абсента».
Эта картина показывает намерение Эдуарда Мане не иметь ни чего общего с исторической живописью. В «Любителе абсента» чувствуется влияние на Мане таких художников как – Рибер, Сурбаран и Веласкес. Не прошло стороной и влияние учителя Эдуарда – Кутюра. Многие тонкости построены так, как желал учитель, особенно это заметно в игре теней.
После того как «Любитель абсента» был закончен, Эдуард Мане пригласил Кутюра оценить его. Учитель понимал, что это, что-то вроде окончания обучения, и он не должен подставить своего ученика. Но когда картина предстала перед ним, он был сильно удивлён и работа ему не понравилась. В глаза бросалась вульгарность. Вот что он сказал перед уходом от Мане: «Друг мой, – резко бросает он, – я вижу только пьяницу – и создал эту гнусность художник». После этого случая они больше ни когда не виделись.
Но Мане не огорчился на такую рецензию Кутюра и всячески надеялся, что Салон примет картину. Но его метам не суждено было сбыться. Все члены салона проголосовали против выставления в Салоне «любителя абсента», кроме одного человека, а именно – Делакруа.
Мане был в ярости, он был уверен, что это Кутюр подговорил членов жури, против него.