Энциклопедия японии - аристократия. Кугэ 公家 - придворные

аристократия

придворная (кугэ) один из самых загадочных социальных слоев феодальной Японии. О нем известно значительно меньше, чем о военно-феодальном дворянстве . В ее истории можно выделить три периода. Первый период (VI–ХII вв.), когда с возникновением императорского двора возникла придворная аристократия. Ее золотой век пришелся на период (IХ–ХII вв.), когда блеск, величие и влияние этой элиты тогдашней Японии сыграли значительную роль в формировании японского общества и национальной культуры. Система придворных рангов была введена в Японии в 603 г. принцем Сётоку. В дальнейшем она несколько раз пересматривалась. В VIII в. кодексом "Тайхорё" был установлен долгое время остававшийся неизменным порядок получения рангов, действовавший до Реставрации . Ранги получали все придворные и мужчины, и . Один император не имел ранга. Для членов императорской фамилии существовала особая система, определявшая их положение в семье. Для них имелись 4 градации, принадлежность к которым зависела от степени родства с императорским родом. Сначала все сыновья и братья императора получали титул синно (ближайший родственник монарха) и один из высших рангов. Постоянное расширение императорской семьи было существенной материальной проблемой для императорской казны, поэтому начиная с IX в. многим сыновьям и внукам императоров стали давать фамилии и отдельные владения. Для придворных существовало восемь рангов с добавлением начального ранга и со множеством подразделений на ступени и степени, в сочетаниях дававших 30 градаций. За небольшим исключением, все обладатели первых трех рангов ("ки" "благородные") и многие обладатели четвертых и пятых рангов составляли придворную элиту. При японском дворе присвоение ранга обычно предшествовало занятию официальной придворной должности. Первые пять рангов даровались непосредственно императором, ранги с шестого по восьмой распределялись императорским правительством и утверждались императором. Начальные ранги находились в полном распоряжении правительства. Каждый год пятого или шестого января имена получивших ранги оглашались в присутствии императора на церемонии пожалования придворных рангов. Восьмого января раз в два года проводилась церемония пожалования рангов женщинам. За редким исключением, обладатели трех первых рангов занимали все высшие должности при дворе: регентов при малолетних императорах, канцлеров, главного министра правительства, левого министра и правого министра. Иногда в эту же группу включались средний министр и советники разного достоинства. Эта группа составляла верхушку придворной аристократии. Обладатели четвертых и пятых рангов служили чиновниками при министрах, начальниками и старшими офицерами охраны императора, руководителями различных отделов. Более мелкие должности заполнялись обладателями оставшихся низких рангов. Второй период (ХII–ХIХ вв.) время господства самурайского сословия, когда императорский двор жил в изолированно и обособленно, застыв в своем потускневшем, номинальном величии. К нему относились императора, небольшое число знатных аристократических домов , Сугавара, Киёвара, Абэ, Урабэ и др., которые имели право служить при императорском дворе, а также офицеры охраны императора. Процесс обеспечения многочисленных родственников императора всеми мыслимыми и немыслимыми благами заметно осложнился после того, как император утратил власть и попал в материальную зависимость от сёгунов. Поскольку число принцев постоянно возрастало, в начале XVII в. был издан декрет о том, что представители только трех семей будут иметь право носить титул синно и при чрезвычайных обстоятельствах наследовать престол: Фусими, Кацура и Арисугава. В XVIII в. к ним была добавлена семья Каннин. Они составили четыре главные ветви императорской фамилии, члены этих семей считались принцами крови. Поскольку и их число быстро возрастало, некоторых из них обязывали становиться бонзами. Было 13 буддийских храмов, где настоятелями являлись принцы крови, они лишались придворных рангов и снимались с придворного довольствия. Браки между знатными придворными и членами императорской фамилии привели к тому, что в конечном счете почти все семьи придворной аристократии находились в прямом или косвенном родстве с императорами. Иногда ранги присваивались и наиболее знатным самураям. Государственными делами двор обременен не был. Занятия придворных были чисто традиционными интриги с целью получения более высокого ранга и приближения к императору, церемониал и этикет, науки и искусства, тем более что в кодексе для придворной аристократии "Кугэ сёхатто" было четко зафиксировано: "Повышаются в чинах вне очереди лица, выказавшие ученость, способности по службе и таланты в стихосложении". Император продолжал выполнять религиозный ритуал поклонения главному божеству синтоистского пантеона богине солнца Аматэрасу, а также обряды и церемонии, имевшие многовековую традицию, например, связанные с посадкой риса и уборкой урожая. Так или иначе, функции хранителя и носителя традиционной культуры императорский двор выполнял исправно. Киото оставался центром традиционной культуры, даже не будучи резиденцией правителей. Третий период (ХIХ–ХХ вв.), от Реставрации Мэйдзи до принятия в 1946 г. Конституции Японии, когда система придворных рангов стала постепенно упрощаться. С 1869-го по 1887 г. число придворных рангов было сокращено с 30 до 16. Императорским указом от 1872 г. отменялись все феодальные титулы и звания и учреждались три сословия: аристократия (кадзоку), дворянство (сидзоку) и простонародье (хэймин). В 1884 г. правительство ввело пять аристократических титулов по европейскому образцу: князь, маркиз, граф, виконт и барон. Новые титулы были дарованы кугэ, и некоторым самураям. После 1889 г. члены императорской фамилии перестали получать ранги, а в 1946 г. решением кабинета министров присуждение придворных рангов было отменено.

Япония от А до Я. Энциклопедия

Нельзя не сказать о генеалогии - родословных аристократических семей, знати. Например, на Руси становление института фамилий заняло довольно продолжительное время - с 14 века, с появлением княжеских и боярских фамилий, до 19 века, когда в Указе Сената от 6 сентября 1883 г. появился Закон об обязательности фамилий в России. А вот в Японии появление института фамилий относят к 8-9 векам, что на шесть столетий раньше по сравнению с Россией.
Как и в России, в Японии фамилии были вначале достоянием самых влиятельных семей, правящих кругов: императорской семьи, сёгунов, властителей народа, то есть представителей аристократии. Как же формировалась японская аристократия? Существует несколько особенностей, о которых хотелось бы рассказать.

В Японии аристократия была сформирована в период династии Ямато, который берет начало в середине третьего века. Аристократами считались приближённые императорской династии. В VI веке в страну восходящего солнца пришла новая религия из Китая - буддизм, которая внесла изменение во многие сферы жизни, а также и в государственное устройство. Например, была перенята и система бюрократии. С этого времени императорам стало тяжело сохранять свою сферу влияния. Началось противостояние приверженцев коренной религии «синто» и пришедшего из Китая буддизма. Вместе с неустойчивым положением императорской династии усилилось влияние аристократии, тоже развившей клановость.

В начале периода Хэйан (первая половина 9 века) главным кланом, противопоставившим себя императору, был род Фудзивара. Интригами отдаляя императора от влияния на дела государства, представители клана Фудзивара все больше стали контролировать дела императорского двора. Даже для усиления и облегчения контроля ввели обычай отречения от престола императора в возрасте в пользу своих детей. Другие аристократические кланы сплачивались для противостояния Фудзивара и получения возможности по-своему влиять на представителей императорской династии. Это привело к возникновению ряда военных противостояний. В северных землях Японии в результате столкновений между родами Минамото, Фудзивара и Тайра сильнейшим аристократическим кланом становиться Тайра. Клан Минамото подвергается суровым преследованиям. Аристократия управляет государством.

Раннее средневековье (12-13 века) в период Камакура в сельской местности с укреплением позиции самураев появляется класс младших бояр, который и формирует аристократию, призванную служить при императорском дворе в Киото.

В период реформ Мэйдзи, в 1868 г. произошедшая антифеодальная революция изменила положение аристократии. Со ссылкой на аристократические системы западной Европы появилась новая аристократия. Правительство позволило простому народу иметь фамилии, которые будут от родителей передаваться детям и под которыми граждане будут записаны в официальные государственные списки. Интересный факт, что люди сами себе выбирали фамилии: кто-то записывался по названию места проживания, многие сочиняли фамилии на основе слов из мира флоры, фауны, профессий. Однако многие стремились, пользуясь моментом, «породниться» с влиятельными аристократичными семьями, такими как Фудзивара, Тайра, Минамото, Сога и часто брали иероглиф из влиятельного княжеского рода Токугава. Конечно, подобное творчество народа властями не поощрялось, и вскоре были созданы списки рекомендуемых «современных фамилий» для каждого района страны отдельно. Священники грозили божьей карой тому, кто возьмет имя принца. Но несмотря на эти меры, сейчас носитель «благородной» фамилии не может со стопроцентной уверенностью утверждать, что он является потомком древнего княжеского рода.

С середины 20 века социальная система изменилась, после Второй Мировой Войны была принята конституция, согласно которой аристократическая система стала устаревшей, то есть аристократии в Японии не существует, а благородным является только один род - императорский.

А вот у императоров Японии нет фамилий, японские императоры носят тронные имена с благородным окончанием «хито». Например, императора Эпохи Сёва (1926-1989 гг.) звали Хирохито. Пока человек является наследником или не получил специальное тронное имя, к нему принято обращаться по титулу. Например, в детстве у действующего сейчас императора Акихито был титул Цугу-но-мия (принц Цугу). Когда член императорской семьи становится обычным человеком, то император дает ему фамилию. Например, в средние века очень распространенной фамилией была Минамото.

Члены императорской семьи становятся обычными людьми только в одном случае, а именно при вступлении в брак с людьми, не имеющими отношение к Императорской семье. Это правило касается только дам, кавалеры же пожизненно остаются членами императорской семьи, а их жены, не являющиеся таковыми, после замужества приобретают статус члена императорской династии. Например, третий ребенок и единственная дочь императора АКИХИТО и его супруги императрицы Мичико Её Императорское Высочество Принцесса Японии Нори (Саяко), вступив в брак с Ёсики Курода (городским дизайнером, работающим в плановом отделе городского управления Токио, к слову давним другом принца Акисино), была вынуждена оставить аристократический титул и покинуть императорскую семью в соответствии с требованиями японского законодательства. В день своего бракосочетания принцесса Нори покинула императорскую семью, взяв фамилию мужа, человека не аристократического происхождения, став Саяко Курода.

И наоборот, если сторонний человек вступает в императорскую семью, то у него теряется фамилия. Например, любимую всеми японцами императрицу Митико, до того как она вышла замуж за императора Акихито, звали Митико Сёда.

Материал предоставлен



Аристократия Японии

АРИСТОКРАТИЯ придворная (кугэ) — один из самых загадочных социальных слоев феодальной Японии. О нем известно значительно меньше, чем о военно-феодальном дворянстве — букэ.

В ее истории можно выделить три периода. Первый период (VI-ХII вв.), когда с возникновением императорского двора возникла придворная аристократия. Ее золотой век пришелся на период Хэйан (IХ-ХII вв.), когда блеск, величие и влияние этой элиты тогдашней Японии сыграли значительную роль в формировании японского общества и национальной культуры.

Система придворных рангов была введена в Японии в 603 г. принцем Сётоку. В дальнейшем она несколько раз пересматривалась. В VIII в. кодексом «Тайхорё» был установлен долгое время остававшийся неизменным порядок получения рангов, действовавший до Реставрации Мэйдзи. Ранги получали все придворные — и мужчины, и женщины.

Один император не имел ранга. Для членов императорской фамилии существовала особая система, определявшая их положение в семье. Для них имелись 4 градации, принадлежность к которым зависела от степени родства с императорским родом. Сначала все сыновья и братья императора получали титул синно (ближайший родственник монарха) и один из высших рангов.

Постоянное расширение императорской семьи было существенной материальной проблемой для императорской казны, поэтому начиная с IX в. многим сыновьям и внукам императоров стали давать фамилии и отдельные владения.

Для придворных существовало восемь рангов с добавлением начального ранга и со множеством подразделений на ступени и степени, в сочетаниях дававших 30 градаций. За небольшим исключением, все обладатели первых трех рангов («ки» — «благородные») и многие обладатели четвертых и пятых рангов составляли придворную элиту.

При японском дворе присвоение ранга обычно предшествовало занятию официальной придворной должности. Первые пять рангов даровались непосредственно императором, ранги с шестого по восьмой распределялись императорским правительством и утверждались императором. Начальные ранги находились в полном распоряжении правительства. Каждый год пятого или шестого января имена получивших ранги оглашались в присутствии императора на церемонии пожалования придворных рангов. Восьмого января раз в два года проводилась церемония пожалования рангов женщинам.

За редким исключением, обладатели трех первых рангов занимали все высшие должности при дворе: регентов при малолетних императорах, канцлеров, главного министра правительства, левого министра и правого министра. Иногда в эту же группу включались средний министр и советники разного достоинства. Эта группа составляла верхушку придворной аристократии.

Обладатели четвертых и пятых рангов служили чиновниками при министрах, начальниками и старшими офицерами охраны императора, руководителями различных отделов. Более мелкие должности заполнялись обладателями оставшихся низких рангов.

Второй период (ХII-ХIХ вв.) — время господства самурайского сословия, когда императорский двор жил в Киото изолированно и обособленно, застыв в своем потускневшем, номинальном величии. К нему относились семья императора, небольшое число знатных аристократических домов — Фудзивара, Сугавара, Тайра, Минамото, Киёвара, Абэ, Урабэ и др., которые имели право служить при императорском дворе, а также офицеры охраны императора.

Процесс обеспечения многочисленных родственников императора всеми мыслимыми и немыслимыми благами заметно осложнился после того, как император утратил власть и попал в материальную зависимость от сёгунов.

Поскольку число принцев постоянно возрастало, в начале XVII в. был издан декрет о том, что представители только трех семей будут иметь право носить титул синно и при чрезвычайных обстоятельствах наследовать престол: Фусими, Кацура и Арисугава. В XVIII в. к ним была добавлена семья Каннин. Они составили четыре главные ветви императорской фамилии, члены этих семей считались принцами крови. Поскольку и их число быстро возрастало, некоторых из них обязывали становиться бонзами. Было 13 буддийских храмов, где настоятелями являлись принцы крови, они лишались придворных рангов и снимались с придворного довольствия.

Браки между знатными придворными и членами императорской фамилии привели к тому, что в конечном счете почти все семьи придворной аристократии находились в прямом или косвенном родстве с императорами.

Иногда ранги присваивались и наиболее знатным самураям.

Государственными делами двор обременен не был. Занятия придворных были чисто традиционными — интриги с целью получения более высокого ранга и приближения к императору, церемониал и этикет, поэзия, науки и искусства, тем более что в кодексе для придворной аристократии «Кугэ сёхатто» было четко зафиксировано: «Повышаются в чинах вне очереди лица, выказавшие ученость, способности по службе и таланты в стихосложении».

Император продолжал выполнять религиозный ритуал поклонения главному божеству синтоистского пантеона — богине солнца Аматэрасу, а также обряды и церемонии, имевшие многовековую традицию, например, связанные с посадкой риса и уборкой урожая.

Так или иначе, но функции хранителя и носителя традиционной культуры императорский двор выполнял исправно.

Киото оставался центром традиционной культуры, даже не будучи резиденцией правителей.

Третий период (ХIХ-ХХ вв.), от Реставрации Мэйдзи до принятия в 1946 г. Конституции Японии, когда система придворных рангов стала постепенно упрощаться. С 1869-го по 1887 г. число придворных рангов было сокращено с 30 до 16. Императорским указом от 1872 г. отменялись все феодальные титулы и звания и учреждались три сословия: аристократия (кадзоку), дворянство (сидзоку) и простонародье (хэймин).

В 1884 г. правительство ввело пять аристократических титулов по европейскому образцу: князь, маркиз, граф, виконт и барон. Новые титулы были дарованы кугэ, даймё и некоторым самураям. После 1889 г. члены императорской фамилии перестали получать ранги, а в 1946 г. решением кабинета министров присуждение придворных рангов было отменено.

Китайская аристократия

У китайской аристократии есть одна очень важная особенность - ни происхождение, ни личное богатство не давало никаких прав и привелегий. Другими словами, будь ты хоть первым богачем в городе, . В средневековом Китае аристократия фактически была привязана к бюрократии и имела довольно значимую зависимость от нее. Влияние аристократии на политику во многом зависело от того, какой ранг и должность занимали представители того или иного аристократического клана.
Кроме того, аристократия в Китае фактически не была оформившимся сословием, не существовало у нее и юридического оформления своих прав и обязанностей.
Принимать такое положение аристократы могли только потому, что тесная связь и подчинение государству гарантировало сохранение основы аристокркатии - родовитости.
И здесь на первый план выходит так называемый «институт тени». «Дать тень» в средневековом Китае означало «возможность в соответствии со значимостью ранга оказывать протекцию и защиту своим сыновьям, а также внукам и правнукам»

Интересна система рангов, которая применялась в отношении родственников имератора женского пола. Тетки императора «да чжан гунчжу», сестры «чжан гунчжу» и его дочери «гун-чжу» имели ранг первого разряда. Жены и матери чиновников зависели от рангов своих мужчин - мужей и сыновей. Именовались они «го фужэнь».

Принадлежность к аристократическому классу проявлялась и в одежде. Носили халаты, подпоясанные широким поясом с длинными, свисающими до пола рукавами. Выходной халат украшали вышивками дракона.
Халаты у каждого сословия были свои. Халат, принадлежавший аристократической особе отличался количеством и качеством ткани, цветом и присутствием на них вышивки и других украшений.

Хан - это суверенный (от суверен, независимый правитель) и военный титул, для обозначения правителя в алтайских языках. Первоначально титул происходил из турецкого языка, означая племенных вождей Монголов и Турков. У этого титула теперь есть много эквивалентных значений, таких как командующий, лидер, или правитель. Теперь Ханы существуют главным образом в Южной Азии, Средней Азии и Иране. Женская альтернатива титулу - Хатун, Хатан и Ханум.

Хан управляет ханством (иногда записывался, как ханат). Хан возглавляет правящую династию, и является правителем в монархическом государстве, Хан также иногда воспринимается в европейском понимании, как король или принц, но это неправильно. Первоначально ханы только возглавляли относительно незначительные племенные владения, в обширной евразийской степи, где племена в основном вели кочевой образ жизни.

Некоторым ханам удалось основать небольшие княжества, поскольку их вооруженные силы могли и, неоднократно, доказывали, что представляют серьезную угрозу таким империям как Китай, Рим и Византия.

Одним из самых ранних известных примеров таких княжеств в Европе была Дунайская Болгария, управляемая ханом или каном, по крайней мере, с 7-ого до 9-ого столетия нашей эры. Нужно отметить, что использование правителями этого государства титула "хан" не засвидетельствовано непосредственно в надписях и текстах, единственное подобное название - Канасубиди, было найдено исключительно в надписях трех последовательных болгарских правителей, а именно, Крума, Омуртага и Маламира.

Титул Хан стал использоваться, когда племенной вождь монгол, Темуйджин доказал себя, как военного гения, создавая империю Монголов, самую большую империю на земле когда-либо существовавшую. Он носил титул хагана "Хан Ханов" (как персидский Shahanshah в значении Король Королей). После смерти последнего монгольского императора, в империи начался процесс постепенного распада, и его преемники, первоначально сохраняли титул "хан".

Хан также было названием правителей различных отколовшихся государств, позже воссоединенных в Иран, например 1747 - 1808 гг. Ханство Ардабил (на северо-западном востоке Ирана и к западу от юго-западной части Каспийского моря), 1747 - 1813 гг. Ханство Хой (северо-западный Иран, к северу от Озера Урмия), 1747 - 1829 гг. Ханство Маку (в северо-западном Иране, к северо-западу от Хой, и в 60 милях к югу от Еревана, Армения), 1747 - 1790 гг. Ханство Сараб (северо-западный восток Ирана), 1747 - 1800 гг. Ханство Тебриза (столица иранского Азербайджану).

Были различные маленькие ханства на Кавказе и около него. В современной Армении было ханство Ереван. Разнообразные ханства существовали в Азербайджане, включая Баку (современная столица государства), Гянджа, Джавад, Куба, Сальян, Шакки и Ширван, Талиш (1747-1814 гг.); Нахичевань и Карабах.

Титул Хан Ханов был среди многочисленных титулов, используемых Султанами Османской империи, а также правителями Золотой Орды и ее государствами - потомками. Титул Хан также использовался в турецких династиях Сельджуков на Ближнем Востоке, чтобы обозначить главу множества племен, кланов или наций.

Падишах

падишах, (Padshah, Padeshah, Badishah или Badshah) является очень престижным титулом, который составлен из персидских слов Pati "владелец" и знаменитый титул Shah "Король", который был принят несколькими Исламскими монархиями, будучи самым высоким титулом правителя, примерно эквивалентного христианскому Императору или Древнему понятию Великого Короля.

Правители следующих главных мусульманских империй, носили титул Падишаха:

* Шаханшах Ирана (Король Королей Персии), также признанный некоторыми Мусульманами-шиитами как законный Калиф (требование универсального правления Ариев, поскольку их Зороастрийские предшественники и Сасаниды часто выражали свое государство как "Иран" .
* Великий Султан Османской империи, также носил титул Калифа (самый высокий религиозный титул, означающий преемника Пророка Мохаммеда), был признан большинством Мусульман-суннитов; его персидский главный соперник был шиитом)).
* По большей части индийского субконтинента, Султан Мунгаль в Дели в качестве главы обширной Империя Монгаль. Этот титул также использовался мусульманскими правителями по меньшим частям этого субконтинента.
* В Афганистане Ахмед Шах Дуранни основал Империю Дуранни в 1747 году, приняв титул Падишаха. После свержения Садозаи в 1823 году, было кратковременное восстановление титула Шахом Шоджа в 1839 году. Титулом никто не пользовался после его убийства в 1842 году, до 1926 года, когда Хан Амануллах возродил титул Падишаха с 1937 года, но в 1973 году афганская монархия использовала титул Эмира или Малика.
* Последний Баша бей Туниса, Мухаммад (VIII) Аль-амин (управлял с 15 мая 1943 года), принял верховный титул падшаха 20 марта 1956 года, и носил его до 25 июля 1957 года.

Главный престиж этого титула в Исламском мире, и даже вне его, ясно очевиден из деловых отношений Османской империи с (преобладающе христианскими) европейскими государствами. Поскольку европейцы и русские постепенно изгнали турок из Балкан, Средней Азии, и Кавказа, они даже настаивали на использовании титула "Падишах" для себя в турецких версиях соглашений с Высокой Оттоманской Портой, как подтверждение того, что их христианские императоры были во всех дипломатических и протокольных традициях равны турецкому правителю.

Составной титул Падшах-и-Гхази (Padshah-i-Ghazi) или "Победный Император" использовался только двумя индивидуальными правителями:

* H.M. Шах Ахмад, носил титул Падишах-и-Гхази, Дур-и-Дурран Падшах Хорасана (современный Афганистан) (Padshah-i-Ghazi, Dur-i-Durran ("жемчуг жемчуга)) 1747 - 1772 гг.
* H.H. Рустам-и-Дауран Аристу-и-Заман, Асаф Ян IV, Музаффар уль-Мамалюк, Низам уль-Малк, Низам уд-Даула, Наваб Мир Фаркхунда Властитель Али Хан, Сипах Салар, Фаз Янг, Айн ваффадар Фидви-и-Сенлина, Иктидар-и-Кишварситан Мухаммад Акбар Шах Падшах-и-Гхази, Низам Хайдарабада 1829 - 1857 гг.

Мурза

Мурза — аристократический титул в татарских государствах, таких как Казанское, Астраханское и Крымское ханство. После захвата Казани русским войском в 1552 году, некоторые мурзы перешли на русскую службу, а некоторые были казнены. Некоторые мурзы утратили свои земельные владения и стали купцами. В эпоху правления Екатерины Великой мурзы были уравнены в правах с русским дворянством. После Октябрьской революции большинство мурз эмигрировало. Мурза — это высший слой тюркского дворянства. В России это были князья. Известно, что многие крупнейшие дворянские роды России, в том числе княжеские, гордились тем, что происходят от знатных татарских родов Золотой Орды и её наследников — различных татарских ханств и княжеств. Такие дворяне, происходившие от татарских князей и царевичей, назывались как князьями, так и мурзами.
Если говорить о Казанском ханстве, то можно сказать следующее, что князья в Казанском ханстве составляли 4 группы - эмиры, бики, мурзы и инородческие владетельные князья. Эмиры, число которых ограничивалось немногими лицами - по одному члену знатнейших родов, занимали наследственные должности карачи. Особенность знати у казанских татар, как и у других турецких народов, составляло то, что титул отца передавался по наследству лишь к старшему сыну, младшие же сыновья не наследовали ни титула, ни привилегий отца. После эмиров по степени знатности следовали бики: младшие сыновья бика имели титул "мурза" или "мирза" - слово, составленное из персидских "эмир" (князь) и "задэ" (сын), т.е. сын князя. Состав титулованной аристократии в Казанском ханстве был довольно разнообразным. Сюда вошли прежде всего местные болгарские князья, представители старой туземной аристократии, к числу которой принадлежали известные бики Алтун, Галим и Али. Затем влился ряд княжеских крымских родов, пришедших из Крыма вместе с Улу Мухаммедом, например, род эмиров Ширин. Впоследствии состав князей постоянно пополнялся и обновлялся - сюда вливались князья сибирские (Раст с сыновьями, Кебек и др.), ногайские (Зенкет), касимовские (мурза Hyp-Али Городецкий), крымские (мурза Бегадур, кн. Челбак и др.) и т.д.
Такой титул мурза был полностью изжит в скором времени, потому что его предназначение не отвечало ничему в данном обществе.

Махараджа

Слово Махараджа (Maharaja) происходит из Санскрита, и означает "великого короля" или "высокого короля" (karmadharaya от mahant "великого" и rajan "короля" . Из-за сильного влияния Санскрита на большинство языков в Индии, термин "махараджа" распространен во многих новых языках, таких как бенгальский, хинди, гуджрати, и т.д. Его использование, прежде всего, характеризует индусских властелинов (правителей или суверенов). Женский эквивалентный этого титула - Махарани (Maharani) обозначает или жену Махараджи или, в государствах, где было общепринятым управление женщиной в государстве, главу государства. Термин Махарадж также обозначает отдельные благородные и религиозные титулы.

Накануне независимости в 1947 году, Индия (включая современный Пакистан) включала больше чем 600 королевств, каждое со своим собственным правителем, часто называемым Раджой или Такуром (если правитель был индусом) или Навабом (если он был мусульманином). Британцы непосредственно управляли 2/3 из королевств Индии, остальные были под косвенным правлением вышеупомянутыми принцами под значительным влиянием британских представителей.

Титул Махараджа не был распространен перед британской колонизацией Индии, после которой много Раджей и других индусских правителей, были подняты к титулу Махараджи, независимо от того факта, что множество этих новых Махарадж управляло маленькими государствами. Два Раджи, которые стали Махараджами в двадцатом столетии, были Махараджей Кохинхинки и легендарный Махараджа Джагатджит Сингх Капуртала.

* Изменения этого титула включают: Maha-", большой" с альтернативной формой Раджи "король", таким образом все последующие титулы подразумевают "Великий Король": Махарана (как в Удайпуре), Махаравал (как в Дангарпуре/Джайсалмере), Махарават (Пратапгарх), Махарао (как в Коте, Бунди) и Махараол (как в Барии).
* Титул "Магараджа" был изменен в написании из-за изменений времени. Этот титул был даже сокращен к "Махарадж" и "Марадж".
* Дхарма-махараджа была церковным титулом правителей династии Ганга.

В империи Мугхаль было очень распространено награждать различных принцев (наследственных или нет) рядом высоких титулов. Многие из них основывались на титуле Махараджа:

* Господин Махараджадхираджа
* Махараджадхираджа: Великий принц над принцами.
* Саваи Махараджа
* Господин Махараджа

Как и Раджа, и различные другие титулы, Махараджа служил титулом, которым неоднократно награждали знаменитостей, не происходящих из правящих династий.

Кугэ 公家 - древняя японская несамурайская придворная аристократия. В советской литературе часто назывались родо-племенной аристократией, в противовес самураям (侍 или 士) , называемым служилой аристократией. Согласно традициям, жена императора микадо должна была быть непременно из рода Фудзивара 藤原, относящимся к кугэ, а не к самураям. После прихода к власти самураев, ранее считавшихся простолюдинами, придворная аристократия утратила своё влияние и превратилась в украшение императорского двора.

В отличие от самураев кугэ были известны своим пацифизмом, в эпоху Хэйан 平安時代 предпочитали жить исключительно в Киото 京都 и проводить своё время в занятиях поэзией. В итоге придворные отдали всё управление на местах в руки наместников, которые позже, собрав самурайские армии, взяли власть в свои руки, превратившись в даймё 大名 (буквально - «большое имя») - крупных военных феодалов .

История

Японская аристократия происходит от местной знати древней Японии, которая входила в политико-административную систему государства Ямато на протяжении IV-IX веков. Эта аристократия была сплочена вокруг императорского двора, который с IX века назывался кугэ, то есть «государственным домом». Во второй половине IX века термином «кугэ» стали обозначать всех людей двора, как родовитых бюрократов, так и простых чиновников столицы Киото 京都 .

Период Хэйан 平安時代 (794-1185 годы) считается «золотым веком» придворных. В стране царила аристократическая диктатура рода Фудзивара 藤原 . Многие шедевры литературы и искусства были созданы выходцами из состоятельных семей кугэ. Увлечение куртуазной культурой и пренебрежение насущными потребностями государства было главной причиной упадка политического веса аристократии. Как следствие, в Японии созрели предпосылки для захвата ведущей роли в стране региональными лидерами, прежде всего, предводителями самураев.

С развалом правовой системы рицурё 律令 и образованием Камакурского сёгуната 鎌倉時代 кугэ начали противопоставлять себя «военным домам», так называемым букэ 武家 - самураям. В отличие от военных, которые подчинялись сёгунату, кугэ были составной частью императорского двора. В связи с постепенной утратой последними реальных рычагов власти, роль аристократов в государственной жизни уменьшилась. Последней попыткой политического реванша стали события Реставрации Кэмму 建武新政 (Кэмму но синсэй - «Новое правление лет Кэмму» 1333-1336 годы) , однако и она закончилась победой самураев.

Во времена существования сёгуната Муромати 室町時代 (1338-1573 годы) кугэ превратились в лиц, которые имели громкие титулы членов императорского правительства, но практически не влияли на развитие ситуации в стране. Сферой их деятельности стала культура, литература и поэзия. В конце XVI века, аристократы были лишены даже титулов - они были предоставлены важным соратникам «объединителя Японии» Тоётоми Хидэёси 豊臣秀吉 .

Ситуация несколько улучшилась в период сёгуната Токугава (1603-1867 годы). Согласно «Законам об Императорском дворе и кугэ», изданным самурайским правительством в 1615 году, аристократии было возвращено право на получение титулов при условии тотального подчинения новой власти. Однако в целом, кугэ оставались безвольной «прислугой императора». Главным поприщем для них была лишь культура. Из среды аристократов вышло немало выдающихся литераторов, поэтов и ученых.

После Реставрации Мэйдзи 明治維新 (Мэйдзи Исин) 1869 года, кугэ вместе с представителями родов провинциальных властителей даймё, были объединены в 1884 году в так называемую новую «японскую знать» кадзоку 华族 . Её появление ознаменовалось исчезновением самураев как класса и ликвидацией института аристократов кугэ.

Классификация

  • Сэккэ 摂家 - высший класс кугэ. Все пять фамилий, принадлежавших к этому классу, являлись потомками Фудзивара-но Митинага 藤原道長. Могли назначаться сэссё 摂政 и кампаку 関白. Сэссё 摂政 («берущий управление») - императорский регент в Японии. Назначался в случае несовершеннолетия правящего императора или занятия престола императрицей. Традиционно избирался из членов императорской семьи, но с IX века стал назначаться из членов аристократического рода Фудзивара. Кампаку 関白 - титул и должность высшего советника взрослого императора в древней и средневековой Японии. Аналог турецкого визиря или европейского канцлера .
  • Сэйгакэ 清華家 - могли назначаться дайдзин 大臣 (главными министрами), включая дайдзёдайдзин 太政大臣 . Дайдзёдайдзин («министр высшей политики») - должность главы императорского правительства Японии в VII-XIX веках, наивысшая должность главного государственного ведомства - Высшего Государственного Совета (дайдзёкана). В западной историографии часто переводится как «Министр высшей политики», «Главный министр», «Премьер-министр». Сайгакэ 清華家 принадлежали к кланам Фудзивара 藤原 и Минамото 源 . Дайдзёдайдзинами становились в основном аристократы из рода Фудзивара, однако иногда эту должность отдавали и могущественным самураям, таким как Тайра-но Киёмори 平清盛 (1118 - 1181 годы) , Тоётоми Хидэёси 豊臣秀吉 (1537 - 1598 годы) или Токугава Иэясу 徳川家康 (1543-1616 годы) , в знак признания их заслуг.
  • Дайдзинкэ 大臣家 - могли назначаться найдайдзин 中大臣 (内大臣 ) и дайнагон 大納言 . Найдайдзин 内大臣 - средний министр - государственная должность в Японии до 1945 года. До Реставрации Мэйдзи средний министр по существу являлся министром двора. В эпоху Мэйдзи помимо этого исполнял функции министра-хранителя Малой государственной печати. Непосредственно занимался делами императорского семейства и замещал левого и правого министров в их отсутствие. Согласно ко­дексу Тайхо 702 года, должность найдадзина являлась третьей по старшинству должностью при императорском дворе. Дайнагон 大納言 - старший императорский советник в Японии.
  • Уринкэ 羽林家 - военный класс, могли назначаться дайнагон 大納言 , иногда - найдайдзин 中大臣 .
  • Мэйка 名家 - гражданский класс, могли назначаться дайнагон 大納言 .
  • Ханка 半家 - могли назначаться санги 参議 и тюнагон 中納言 . Санги - императорский советник, должность в Высшем Государственном Совете, Императорском правительстве Японской империи. Младше Старшего советника (дайнагон 大納言 ) и Среднего советника (тюнагон 中納言 ). Предоставлялась чиновникам 3-4 ранга. Упразднена в 1868 году. Тюнагон 中納言 - средний государственный советник Японии - должность и титул в Японии в VII-XIX веках. Чиновник 3-го младшего ранга. Младше по званию старшего государственного советника и старше младшего государственного советника. Один из помощников в составе Палаты большого государственного совета.