Эссе на тему граффити. Тема: Граффити: это искусство или вандализм. Процесс создания граффити


Термин "граффити" применяется для классификации, как правило, запрещенного законом вида искусств. Сегодня граффити ассоциируется в первую очередь с альтернативной формой городской культуры. К граффити можно отнести любой вид уличного раскрашивания стен, на которых можно найти все: от простых написанных слов до изысканных рисунков. В настоящее время широкое распространение получил спрей-арт, то есть рисование граффити с помощью аэрозольной краски. спрей-артаэрозольной


Первые Граффити Первые "граффити" - надписи и рисунки, в первоначальном значении сатирического и карикатурного характера, были обнаружены на античных памятниках и древних сосудах. Древнее Римляни наносили граффити на стены и статуи, примеры которых также сохранились в Египте. Граффити в классическом мире имели совершенно иное значение и содержание, чем в современном обществе. Древние граффити представляли собой любовные признания, политическую риторику и просто мысли, которые можно было бы сравнить с сегодняшними популярными посланиями о социальных и политических идеалах.Как проявление "низового" творчества, "граффити" заинтересовало многих художников, стремившихся освободиться от условностей и стереотипов. Работы Джоана Миро и Пауля Клее близки по стилю "картинам" уличного творчества. Граффити ценилось Пикасо и Гюго. Нечто, подобное граффити, встречается и в пещерах древних людей, а также в Древних Египте и Греции.


Назначение Граффити Граффити могут представлять собой простейшие рисунки или надписи, но обычно это довольно сложные монохромные либо мультицветные композиции. Авторов граффити называют райтерами - "писателями". Существует версия, что поддержали развитие уличных изображений предприимчивые торговцы наркотиков, которые с помощью рисунков и зашифрованных надписей, ни о чем не говорящих ни полиции, ни случайным прохожим, сообщали подросткам место продажи наркотиков, цены и прочее. Со временем, из секретного вида связи "граффити" превратилось в обычное средство общения подростков. Обычно это объемная, преимущественно красно-черно-синяя "сочная" графика.


Инструменты граффити Идеальным орудием самовыражения является обычный баллончик с краской, действующий по принципу дезодоранта. Он транспортабелен, полностью удовлетворяет потребностям в скорости и удобстве рисования, визуальной эффективности, краска из него отлично ложится на большинство из существующих поверхностей. Различные по размеру насадки и выпускные отверстия баллончиков способствуют достижению всевозможных спецэффектов, созданию мощных графических элементов и иллюзии подвижности изображения. Сочетающий в себе технику кубизма и абстрактного графического искусства, зачастую трудночитаемый, стиль граффити придает композициям некоторую загадочность.




Стилевые Войны Революция в стиле произошла, когда Pistol 1 - бруклинский мастер - впервые нарисовал 3D. Работа состояла из собственно самого имени в красно-белом с голубой окантовкой, что давало трёхмерное настроение. Писатели со всего Нью-Йорка стекались, чтобы оценить его творение. Время спустя каждый делал 3D со своими штрихами. Начались "стилевые войны". Как только культура заявила о себе в полный голос, был снят документальный фильм "Style Wars "(1984), написаны книги.


Проблемы с властями Еще один больной вопрос - взаимоотношения с городскими властями. Сколько существует граффити, столько оно подвергается гонениям. Стоящие на страже закона и порядка твердят, что роспись муниципального имущества, представляет серьезную угрозу обществу. Немало американских райдеров поплатились за свое творчество внушительными штрафами, кое-кто угодил за решетку. Во многих мегаполисах граффитистам в свое время отвели так называемые законные стены и дворы. Но официально разрешенных площадей на всех желающих не хватает.


Стиль и техника граффити как особого вида городского «андеграундового» искусства постоянно развиваются и совершенствуются. Каждая страна вносила нечто новое и свежее в это искусство. Граффити невозможно контролировать или искоренить путем наложения на него запретов. Поэтому как форма искусства и средство выражения взглядов оно гибко, всеохватывающе и свободно от цензуры.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

«Стрит-арт не расправится с мировой нищетой, но он может заставить вас думать и улыбаться».

Уличные рисунки давно уже перешагнули ту грань, когда они считались только вандализмом и не несли в себе ничего разумного, доброго, вечного. Нет, конечно, бессмысленные и чаще всего бесталанные «теги» есть и никуда не денутся. Но современный стрит-арт уже куда глубже и шире, чем просто теги, выражение протеста или своей позиции. Он разросся и принял в себя, помимо всего прочего, социальную функцию.

сайт подготовил список художников, работы которых делают города красивее, а людей немножко лучше и счастливее.

Его проект «Живые стены» известен далеко за пределами страны, работы регулярно попадают в мировые подборки лучшего стрит-арта. Добрые глазастые создания Никиты, органично вписанные в пространство, обыгрывающие форму стен, существуют уже во многих городах России: в его родном Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Перми, Казани и так далее.

Алексей Меньшиков

Художник из Пензы Алексей Меньшиков украшает улицы своего города забавными рисунками, удачно вписывая их в окружающий пейзаж. Его позитивные герои не оставят равнодушным никого и заряжают позитивом на весь день.

Этот талантливый уличный художник из России является приверженцем сюрреалистического стиля, который тонкой нитью пронизывает все его работы. Тематика работ весьма разнообразна – начиная с рисования представителей героев субкультур и различных явлений и заканчивая сюрреалистическими и сказочными мотивами.

Художник из Екатеринбурга Слава PTRK - настоящий экспериментатор, нередко выбирающий для своих работ странные и непривычные объекты. Все его рисунки и инсталляции - это зашифрованное послание, призыв включить воображение и задуматься о проблемах современности.

Еще один художник из Екатеринбурга, знаменит благодаря своим необычным и злободневным работам, часто связанным с политическими событиями.

Московский уличный художник Женя 0331С (Оззик) привык сравнивать то, что рисуют в его родном городе и на улицах мира. Это помогает ему осознать, для чего он создает свои работы. Для Оззика стрит-арт - это полноценное искусство, возможность передать чувства или эмоции через то, что ты умеешь делать.

Молодой, продуктивный и чертовски талантливый граффити-художник из Питера. Работает в технике фотореализм и создает ярких, незабываемых персонажей.

Андрей Адно (Adno) родился в 1986-м году и сейчас живет в Калининграде. Художник утверждает, что граффити никогда не было его основным источником вдохновения. Ему близка старая школа графического дизайна, советский плакат и все то, что балансирует на грани граффити и общепринятого искусства.

Многим людям, которые гуляют по улице, доводится видеть на заборе, гараже, здании нечто громадное, яркое, непонятное. Человек останавливается, пытается фантазировать, разобраться, ломает голову. Наконец перед собой вырисовывает буквы, но что на рисунке написано – ему не понятно. Такие буквы, зачастую, как огромная задачка, которую не всегда можно решить, не всегда можно разобраться с ходом ее решения. Это все граффити.

Первые серьезные представители отечественного граффити появились в середине 90-х годов, это произошло одновременно с появлением у нас такого танца как брейк-данс. Это и не мудрено, ведь и брейк-данс и граффити являются частью хип-хоп культуры. В стране появлялись ребята, которые не имея большого опыта, и имея лишь баллончики с фотоэмалью, могли творить настоящие шедевры.

Смысл искусства граффити заключено в том, чтобы передать мысль художника, изобразить что-то важное, граффити передает дух свободы творчества – то есть рисовать где угодно.

В искусстве граффити сейчас появилось много стилей, различных шрифтов, используется великое множество цветов.

Современная культура городов весьма широка и разнообразна. Она охватывает все виды деятельности человека. Одним из них является граффити. Это своего рода искусство уличных стен, на которых изображают как простые слова так и изысканные рисунки.

Уличные художники исполняют визуальный рок-н-ролл и оттачивают свое искусство в надежде когда-то быть услышанными и увиденными.

_______________________________

В Нью-Йорке конца 1960-х тинейджер по имени Деметриус начал выводить свой творческий псевдоним TAKI и номер своей улицы 183 на стенах и станциях метро по всему Манхэттену. Вскоре другие тинейджеры заприметили TAKI и стали выводить собственные имена. Ранние райтеры не заботились о том, поймут ли их надписи зеваки. Однако с появлением интереса к граффити читаемость отдельной надписи стала приобретать особую важность, и все с одной целью – привлечь внимание прохожих. Сегодня звездой граффити является художник Бэнкси (Роберт Бэнкс). Этот человек родом из Бристоля. Лица Бэнкси никто не видел, он тщательно скрывается от прессы: граффити в общественных местах до сих пор вне закона, и за его рисунки Бэнкси грозит тюремный срок. Картины Роберта Бэнкса – серьезные рисунки на социальные и общественно значимые темы, они продаются на аукционах за сотни тысяч долларов.

_______________________________

Я считаю, что граффити является одним из современных видов искусства, которое появилось сравнительно недавно, поэтому мало кто знает о нем, как об искусстве.

_______________________________

Громадные, яркие, неразборчивые буквы, аллегорические рисунки, которые носят название граффити или стрит – арт, берут свое начало еще от наших предков, когда–то рисовавших на стенах пещер. Можно сказать, что в России это искусство стало зарождаться еще в СССР, когда на заборах появлялись надписи, на подобе слова «мир», только с допущением в нем трех ошибок. По всей видимости, это явление было вызвано жаждой человека к общению с окружающим его миром. На сегодняшний день, граффити стремительно набирает популярность. В связи с этим возникает вопрос: а хорошо ли это? Однозначного ответа на него нет. Отношение общества к стрит – арту спорно. Его можно разделить на две группы: за и против. Конечно, можно выделить и еще одну, нейтральную, но число людей, имеющих подобную точку зрения, ничтожно мало, ведь не обратить внимания на яркие, аляпистые надписи или картинки можно лишь от абсолютного безразличия ко всему окружающему тебя. Райтеры (авторы граффити), имеющие острое желание «вести диалог с миром», все чаще не щадят ни общественных построек, ни культурных ценностей города, что собственно и вызывает негодование у многих людей. Их мнение приравнивает граффити к дикости, бесполезному «раскрашиванию» стен, они видят стрит – арт как факт вандализма. Но если обратиться к толкованию слова «вандализм» Большой Советской Энциклопедии, то заметьте, что объясняется оно как «бессмысленное уничтожение культурных и материальных ценностей». В более широком смысле, вандализм можно растолковать как вредительство и асоциальное поведение. Согласиться можно с тем, что выбросили мусор в общественном месте, вытоптали газон, разгромили киоск – это расценивается как вандализм. Но сразу назревает вопрос, причем же здесь граффити? Некоторыми людьми оспаривается тот факт, что стрит – арт является искусством и часто приходится слышать: Ну, испоганили они стену, и где же здесь искусство? Но испоганили или нет – это еще вопрос. Конечно, наскальные рисунки наших предков, по мнению современного человека, гармонировали со стенами пещер, окружающим миром, чего нельзя сказать о многих «творениях» начинающих райтеров, «украшающих» заборы, гаражи и дома городов России. Но ведь возможно и то, что современники наших предков тоже ходили и грубо говоря, плевались от «шедевров» того времени?! В стрит – арте есть положительные стороны, ведь блеклое, заброшенное здание, после того как райтер отведет на нем свою душу, перестанет портить вид всему району, а напротив, начнет привлекать к себе внимание. Граффити, бесспорно, имеет свою философию и пользуется популярностью во всем мире, что свидетельствует о его эстетической ценности и относит его к виду прогрессивного, динамично развивающегося искусства, именно искусства, а не проявления невоспитанности. Последнее время, созданные в общественных местах граффити, уже перестали вызывать бурное осуждение в обществе. Возможно, что со временем граффити станет культурным достоянием и для России, отстающей в этом плане от запада. Европейцы намного проще относятся к граффити. В Париже, например, настенное искусство легализовано. Во всю «красятся» Польша и Чехия. Русские люди постепенно стали привыкать к граффити, что позволяет приобретать стрит – арту вид социально– нейтрального или даже респектабельного явления.

Как бы то ни было, но граффити сегодня — одна из самых доступных форм самовыражения, вид быстроразвивающегося уличного искусства. Современное граффити получило распространение во многих странах мира как органичная часть городской культуры, самостоятельный жанр современного искусства со своими стилями, направлениями и райтерами — гениями, создающими настоящие шедевры.

Если отталкиваться от значения слова «граффити», произошедшего от итальянского слова graffito (нацарапанный), то буквально оно означает «древние надписи и рисунки, нацарапанные на поверхностях стен, сосудов» и т. д.

Современный толковый словарь даёт два объяснения слову граффити. С одной стороны, это надписи, рисунки, и знаки, процарапанные или нанесённые краской на стены, символического, магического, религиозного, политического или бытового характера. С другой стороны, это направление в авангардном искусстве последней четверти XX века, характерной особенностью которого является ориентация на самодеятельные уличные росписи молодёжных групп, яркость, эмоциональность, стремление выйти за рамки общепринятых понятий. Граффити — не только атрибут урбанистической среды, но и вид творчества, нашедший своё отражение в станковом и монументальном искусстве.

Возникновение современного граффити относится к 1920 годам и связано с появлением рисунков и надписей на вагонах в США, с деятельностью политических активистов, использующих граффити для пропаганды своих идей, и уличных группировок, для которых граффити было способом отметить свою территорию тегами. Теги представляли собой сокращённое имя или прозвище райтера и номер дома, в котором он живёт, например, Stay High 149, Cay 161.

Ко второй половине XX века популярность граффити вырастает настолько, что центр граффити-движения перемещается в Нью-Йорк, деятельность райтеров активизируется, обращая на себя внимание официальной прессы. В 1971 году в «Нью-Йорк Таймс» выходит статья «Таки вызвал волну последователей» о райтере Таки 183.

Рост количества райтеров привёл к появлению соперничества между ними и их перемещению в зону железнодорожного депо, где райтеры имели возможность исполнять сложные работы с меньшим риском для себя. Конкуренция между райтерами привела к усложнению тегов, к появлению новых стилей в граффити, к увеличению размеров работ («masterpieces» или «кусков» — например, райтера Super Kool 223 в 1972 г.), к использованию контуров, к декорированию граффити узорами. Растёт мастерство райтеров.

К середине 1970 годов сложились основные принципы граффити-культуры. На это время приходится пик популярности граффити, движение райтеров принимает соревновательный характер, граффити привлекает к себе внимание профессионалов.

В 1972 году Хуго Мартинес основал организацию «United Graffiti Artists» («Объединение художников граффити»), которая занялась популяризацией граффити-искусства, стремясь поставить его на профессиональную основу.

Однако на протяжении всей истории развития современного граффити со стороны Управления метрополитеном и администраций городов различными способами с большим или меньшим успехом проводились акции по его ликвидации.

Поэтому уличное по своей природе искусство граффити искало новые пути и способы выражения. Новым витком усиления интереса американской и европейской публики к граффити стало использование граффити в рекламных компаниях, создание студий граффити, предоставление граффити-художникам галерей, включение граффити в хип-хоп культуру, создание видеоклипов с использованием граффити, документального фильма «Войны стилей», снятого Национальным телевидением США, демонстрация граффити в Европе в рамках музыкального хип-хоп тура 1983 года и, наконец, создание компьютерных игр с включением граффити и его виртуализации.

Объединение граффити с видеоиграми и хип-хопом нашло выражение в телесериале «Kung Faux» Мики Ноймана. В создании фильма приняли участие известные граффитчики ESPO, KAWS, STASH, & Futura 2000, легендарный брейк-дансер Crazy Legs, а также исполнители хип-хопа Afrika Bambaataa, Biz Markie и Queen Latifah.

К середине 1980 годов пик моды на этот вид искусства прошёл, но многие райтеры сделали серьёзную карьеру в искусстве дизайна скейтбордов, одежды и обуви в известных компаниях DC Shoes, Adidas, Rebel8 Osiris или Circa.

Так что же такое граффити? Вандализм или искусство?

Школьная научно – исследовательская конференция

«Познание и творчество»

Исследовательская работа
Граффити: искусство или вандализм

Выполнила

Павлова Анна Васильевна,

Ученица 11а класса

МОУ «СОШ №6»

Научный руководитель

Лепешкина Екатерина

Витальевна

Новодвинск


Оглавление
Введение 3

1. Граффити 4


    1. История граффити 4

    2. История Российского граффити 5

    3. Процесс создания граффити 5

    4. Виды традиционного граффити 6

    5. Место граффити в современном искусстве 6
2. Граффитиискусство или вандализм 7

3. Результаты исследования 9

Заключение 11

Библиография 12

Приложение 1 Образцы граффити 13

Приложение 2 Результаты соцопроса среди жителей г.Новодвинска 14 Приложение 3 Граффити в социальных сетях Интернета 16

Введение.

С каждым годом количество разрисованных стен в наших городах стремительно увеличивается. Это значит, что искусство граффити привлекает все больше и больше людей. Нередко гуляя по улице, на здании, гараже или заборе можно заметить нечто яркое, громадное, непонятное. Ты остановишься, пытаясь разобраться , фантазируешь и ломаешь голову. Наконец, перед тобой вырисовываются буквы, но разобрать - какие, невозможно. Эти буквы, как большая задача, которую нужно непременно решить, не зная ни формул, ни ход решения. Эта задача носит название - граффити (от итальянского "царапать"), а автор этого искусства величается райтером. Только вот далеко не все воспринимают разрисованные стены, как способ самовыражения. Для них это скорее хулиганство, чем творчество. Многие называют это вандализмом. (приложение 1, рис. 3- 6)

Актуальность исследования в поиске ответа на вопрос: В чем связь вандализма и граффити?

Тема: Граффити: это искусство или вандализм.

Мы поставили перед собой цель выяснить , является ли граффити искусством или формой подросткового вандализма.

В связи с поставленной целью, мы выделили следующие задачи:

  • Изучение исторических аспектов появления и развития искусства граффити.

  • Выявление причин побуждающих к созданию граффити.

  • Взять интервью у жителей города Новодвинска с целью выяснения их отношения к граффити.

  • Провести опрос по теме – граффити: искусство или вандализм.

Методы исследования : изучение литературы, сбор информации через Интернет, соцопрос, интервьюирование, анализ полученных данных.

Объект исследования : граффити как предмет искусства.

Предмет исследования : мнение общественности о граффити как предмете искусства.

Гипотеза – граффити является искусством, если служит для достижения благородных целей , в противном случае - это вандализм.

ГЛАВА 1. Граффити

1.1 История граффити

Как бы странно не было, но история граффити началась много тысячелетий назад. Первобытники размалевывали пещеры, египтяне украшали стены пирамид, фрески остались в храмах и посейчас. Древние наскальные рисунки и пиктограммы в большом количестве находили археологи на стенах пещер. В основном – это были сцены охоты, животные и окружающая природа (приложение 1, рис.1 – 2).

Изменения в изобразительном искусстве, которое носит это название , произошли намного позже. Случилось оно в древнегреческом городе Эфесе. Изображение сердца, ноги и числа являлось указанием на то, что где-то рядом находился публичный дом. Таким вот интересным образом использовалась граффити. Древние римляне тоже наносили буквенные рисунки на статуи и стены. Однако в то время значение данного вида изобразительного искусства было совсем иное. В основном это были политические изречения и признания о любви. Кстати, созданные много веков назад граффити позволяет современным ученым узнать многое о жизни людей в те времена. Ведь то, как изображены и оформлены были рисунки, граффити говорят об имеющемся языковых различиях и особенностях, а также о том, какой образ жизни вели древние люди. На протяжении всей истории человечества граффити продолжало существовать. Даже в эпоху Возрождения подобное искусство было не забыто. Многие известные художники довольно часто вырисовывали или вырезали свои имена на различных поверхностях.

Однако совсем недавно граффити получило свое новое развитие. Нью-Йорк стал родиной данного вида искусства. Именно здесь возникла хип-хоп культура. А граффити стало ее частью. Начинающие художники часто использовали для создания своих шедевров уголь, простые аэрозоли и маркеры. Рабочие инструменты частенько изготавливались самостоятельно. Даже специальные составы для подкраски обуви и штемпельная краска становились материалами для работы. Направлений со временем в граффити стало довольно много. Кто-то стал заниматься художественным граффити. Но чаще всего граффитисты создают шедевры, которые содержат определенные символы – тэги. Это набор буквенных символов, изображающихся каждым художником по-своему. Именно стиль написания тэгов способствует тому, что граффитист становится узнаваемым по такому письму. Все больше молодых американцев со временем стало заниматься граффити. Это искусство стало мобильным. Так как не только стены зданий использовались в качестве места для подобных шедевров. Можно было встретить рисунки на разных поверхностях, в том числе и даже на движущихся объектах. 1975 год ознаменовался созданием граффити размером с вагон. А через год уличные художники смогли разрисовать целый состав. Однако такое положение дел уже не стало устраивать власти города. Ведь среди граффитистов было мало профессионалов своего дела. В основном молодежь больше хулиганила и разрисовывала все подряд. Намного позже граффити стали считать направлением в изобразительном искусстве. Так, в 1979 известный Клаудио Бруни организовал выставку работ гаффитистов Ли Киньонеса и Fab 5 Freddy в Риме. В начале 80-х годов ХХ века начинают снимать даже фильмы о творчестве уличных художников. Именно в это время появляется новое направление – трафаретные граффити. В Париже Blek le Rat создал подобное изображение , дав толчок к развитию граффити именно в этом направлении. Мир признал граффити не сразу. Граффити стали стихией, изменившей внешний вид улиц в конце XX века, и упоминание этого слова вызывает в воображении человека множество различных образов.

1.2 История российского граффити

Граффити в нашей стране появилось сравнительно недавно. Датой рождения можно считать 1985 год. Именно в это время молодежь заинтересовалась брейк-дансом, который является частью культуры хип-хопа.

Изначально граффити можно было увидеть на декорациях фестивалей, посвященных брейк-дансу. Молодые люди были потрясены увиденным. В то время стал популярным граффитист калининградец Макс-Навигатор. Однако в Москве долгое время граффити не появлялось и, соответственно, не развивалось. И только совсем недавно и в столице России появились мастера такого вида изобразительного искусства. Сейчас этот вид искусства дошел до самых маленьких провинциальных населенных пунктов, в том числе и до улиц нашего города.

1.3 Процесс создания граффити

Современное граффити характеризуется тем, что при его создании используется целый арсенал различных средств. Сейчас именно аэрозольная краска в баллончиках стала главным материалом и инструментом в таком виде искусства. Кроме того , тот, кто занимается созданием изображений с помощью трафарета, самостоятельно изготавливает формы для нанесения именно таких граффити.

Для профессионала важен выбор поверхности. Ведь чем ровнее место для нанесения изображения, тем качественней получится граффити. Однако принципиального значения не имеет, ведь главное, чтобы под рукой были нужные материалы. В современном граффити художники пытаются применять и другие возможности. Магнитные светодиоды и проецируемые изображения – вот будущее древнейшего вида изобразительного искусства.

1.4 Виды традиционного граффити

Граффити имеет много стилей и направлений. Одно из них носит название тэггинг . Такие изображения похожи на таинственные сообщения. Кроме того, путем нанесения тэгов изображаются инициалы художника. Нередко на стенах домов или заборов можно увидеть нарисованные по всей поверхности замысловатые символы. Как раз такое граффити и является тэггингом. Еще один вид граффити – это бомбинг . Такие изображения характеризуются тем, что содержат всего лишь два или три цвета. Кроме того, они очень быстро наносятся, от чего страдает качество рисунка. В основном граффити этого вида состоят из буквенных символов , выполненных в оригинальной манере. Цель таких граффити – покрыть большой размер поверхности. Поэтому его можно отнести к хулиганским рисункам. Wildstyle (дикий стиль) – это наиболее сложный стиль граффити. Основной характеристикой таких изображений является сплетения букв и заостренные углы. Почему назвали этот тип граффити именно так? Потому что рисунка включает дикие, взрывные элементы. Буквы становятся нечитаемыми, так как художник часто вносит какие-то оригинальные дополнения, что приводит к отсутствию понимания написанного. FX (или 3D style, «объемный стиль») . Этот стиль отличается абсолютным объёмом букв. Придумать такой рисунок очень сложно. Надо обладать неординарной фантазией и незаурядным мышлением, чтобы нарисовать слово в объёме. При этом надо, чтобы все буквы сочетались друг с другом, и было довольно-таки понятно, что написано. Далеко не каждый райтер на это способен, и для этого нужны долгие годы тренировок. MessiahStyle. Оригинальность этому стилю придают буквы, словно написанные на отдельных листах и наложенные друг на друга. Этот стиль был изобретён жителем Нью-Йорка Vulcan, работы которого характеризируются своеобразной цветовой гаммой.

1.5 Место граффити в современном искусстве

Граффити может считаться отдельным видом изобразительного искусства при одном условии. Нанесение таких изображений не должно носить хулиганский характер. Человечество всегда стремилось создать что-то новое и оригинальное. Однако граффитисты должны понимать, что их искусство получит истинное признание только тогда, когда перестанет быть уделом уличных хулиганов. Как в любом другом виде изобразительного искусства, в граффити есть много художников-самоучек, которые творят, руководствуясь только своими воображением и фантазией. Каждый известный живописец занимался изучением творчества ранее живущих профессионалов своего дела. Поэтому современное граффити не способно привлечь большое количество людей и заинтересовать их. Развитие граффити как отдельного вида изобразительного искусства еще впереди.

ГЛАВА 2. Граффити – искусство или вандализм

Граффити - это художественная композиция, рисунок, либо просто надпись, нанесённая на поверхность стены, здания или какого-либо другого объекта, обычно находящегося в поле зрения общественности. Эстетика и приёмы граффити используются в рекламе , дизайне, видео и т. п.. Выставки граффити регулярно проводятся в официальных учреждениях культуры. Однако во многих случаях деятельность художников улицы рассматривается как хулиганство и проявление вандализма и преследуется законом. В чем связь вандализма и граффити ? Согласно Большой Российской энциклопедии «вандализм – это бессмысленное уничтожение культурных и материальных ценностей». Но в более широком смысле вандализм означает вредительство, асоциальное поведение. Ну, например, выбросил кто-нибудь мусор в парке, потоптался по газону или разгромил магазин – все это акт вандализма, девиантное поведение. Занимаются этим в основном подростки. Вот только граффити тут причем? Некоторые считают, что граффити – это своеобразная форма девиантного поведения, очень распространенная среди подростков и молодежи. С этим можно поспорить. Во-первых, феномен граффити в России никто не изучал и никаких исследований никто не проводил. Во-вторых , граффити – это способ коммуникации в обществе, способ выразить свое мнение или донести какую-либо информацию, и при этом сделать это инкогнито. Граффити – самое свободное (если так можно выразиться) из средств самовыражения. Пиши, рисуй, о чем хочешь, не боясь нарушить какие-либо нормы и правила, здесь нет никаких табу и запретов. В общем, полная свобода творчества. Если говорить о крупных городах, то там есть так называемые галереи граффити , то есть стены, полностью изрисованные краской. Возникают такие галереи по разным причинам. Но в основном, это места сбора «неформальной» молодежи. В крупных городах есть несколько таких мест. В Санкт-Петербурге - это Ротонда, подъезд дома, в котором живет Б.Б.Гребенщиков, в Москве стена Мира , стена Цоя на Арбате и другие. В нашем городе отведены места для граффити. Но только почему-то возникают надписи и рисунки не только в специально отведенных местах, а где попало: на домах, общественных зданиях, на детских площадках… Можно ли это назвать искусством самовыражения или это скорее хулиганство, чем творчество.

Все «настоящие» граффитчики соблюдают кодекс, который гласит: «Не расписывай дома, представляющие культурную ценность, и вообще, не рисуй на жилых домах - не навязывай людям свое мировоззрение, не пиши на именах других райтеров, тем более на чужих работах , на надгробиях: роспись мемориальных стен и машин - это смерть! Те, кто пишет на чужих работах, заслуживают презрения. Единственное, чего они в итоге добиваются, - это как минимум огромного негодования и желания наказания хозяевами работ, со всеми вытекающими последствиями… Результат - ПРЕЗРЕНИЕ НАВСЕГДА.» .

По закону любой граффитчик, чьи действия будут признаны вандализмом, может полгода в принудительном порядке заниматься общественно полезным трудом. А еще заплатить штраф до 40 тыс. рублей. Или сесть на три месяца. Статья 214 Уголовного кодекса Российской Федерации "вандализм" предусматривает наказание за осквернение городских зданий и общественного транспорта непристойными надписями и изображениями.

3. Результаты исследования

Среди жителей нашего города путем анонимного анкетирования проводился социологический опрос. Была разработана серия вопросов. Участникам предложили ответить на 5 вопросов. В анкетировании приняли 65 жителей г.Новодвинска (приложение 2).

Также в ходе исследования мы взяли интервью у сотрудника милиции майора Кобзарь Романа Борисовича, и выяснили, что в нашем городе не отслеживается степень вандализма причиненного граффити. Специальных рейдов по поимке граффитчиков не организуется. Если, все-таки, таковые были задержаны , то они выплачивают материальный ущерб, причиненный своими действиями.

Из беседы с психологом Демьянковой Марией Викторовной мы узнали, что граффити – это очень удобный способ проявить себя. Популярность граффити среди молодежи неуклонно растет. Да и общество относится к настенным рисункам более лояльно. Люди перестали так активно обсуждать уличные рисунки, да и осуждать граффити стов тоже перестали. Это явление больше не считается зазорным или асоциальным. Люди попросту привыкли к разноцветным городским стенам и подъездам. Причины, побуждающие к созданию граффити, могут быть различными. Среди них - утверждение личностной и групповой идентичности; протест против социальных и культурных норм; злобные реакции; мотивы творчества; развлекательные мотивы.

В ходе беседы с начальником Отдела молодежной политики Управления социального развития муниципального образования г.Новодвинск Дашевской Еленой Николаевной , мы получили информацию о том, что в городе Новодвинске при поддержке «Молодой гвардии» с 2007 года проходит ежегодный фестиваль граффити и субкультур «Рост-Ок», приуроченный Дню Молодежи, но проявить свои таланты подрастающее поколение может в любое время. Молодые люди, могут подарить радость своими работами, выполненными в технике граффити, самым маленьким жителям нашего города – дошколятам. Для этого они могут обратиться к заведующей любого детского сада и принять участие в росписи детских площадок на их территории.

Настоятель домового храма святого праведного Иоанна Кронштадского при Поморском государственном университете протоиерей Евгений Соколов, в ответе на вопрос: «Как относится к граффити русская православная церковь, что это искусство или вандализм?» сказал, что мнением Русской Православной Церкви, по канонам и по ее официальному Уставу, является мнение Поместного Собора (высший орган власти в области вероучения и канонов, собирается произвольно Архиерейским Собором , членами являются клирики и миряне), Архиерейского Собора (высший орган в области управления, собирается не реже одного раза в четыре года или в особых случаях, членами являются архиереи епархий Русской Православной Церкви) и Священного Синода (орган управления Церковью в период между Архиерейскими Соборами, возглавляется лично патриархом, состоит из семи постоянных и пяти временных членов – архиереев). Остальное – лишь частые мнения частных лиц. Это очень важно и очень существенно. В Церкви, как и в обществе есть разномыслие, есть свои «левые», «правые», «центристы». Но разномыслие касается вопросов не сущностных. Большое число граффити имеется в соборах, они содержат как рисунки, так и текст. Граффити бывают разные. Иногда это просто буквы и символы, а иногда – целая композиция, которую можно оценить с духовной точки зрения.

Заключение.

Итак, понятие граффити воспринимается по разному: для одних - это искусство и модный стрит-арт объект , для других - вандализм. Разные жители нашего города высказали различные точки зрения на эту проблему. Хочется отметить, что стиль и техника граффити как особого вида городского искусства постоянно развиваются и совершенствуются. На улицах Новодвинска встречаются работы, которые можно назвать искусством, и такие, которые портят стены городских зданий. Граффити, в принципе, невозможно контролировать или искоренить путем наложения на него запретов. Поэтому как форма искусства и средство выражения взглядов оно гибко, всеохватывающе и свободно от цензуры. Это своего рода анонимный визуальный диалог автора с другими членами общества.

В ходе работы мы выяснили, что для многих респондентов граффити является средством самовыражения. Граффити – это действительно искусство, искусство самовыражения, искусство нарисовать свое собственное я. Способов самовыражения, в наши дни немало , но если так хочется нарисовать и выразить свое собственное я, то может следует использовать достижение научно-технического прогресса и компьютерных технологий, возможности социальных сетей предлагаемых Интернетом. Они позволяют по-иному взглянуть на сферу применения ставших уже всем привычных надписей на стенах. Только стены эти не привычные бетонные, деревянные или металлические - они виртуальные. Внешне эти рисунки граффити «В контакте» ничем не отличаются от настоящих граффити-картинок (приложение 3). Существует специальная программа Graffiti Studio, позволяющая имитировать реальные материалы, используемые для письма, и алфавиты для написания граффити на разных языках, её можно скачать в Интернете бесплатно. Существует ещё одна (подобная) программа Graffiti Creator, кроме этого, надписи граффити можно создавать в «Фотошопе» (Photoshop). Возможности социальной сети «В контакте» также позволяют скачать красивые граффити-картинки. Поэтому доставить радость людям можно не только рисунками на стенах, но и рисунками созданными при помощи различных компьютерных программ.

Подводя итог вышесказанному , можно утверждать, что граффити является культурным феноменом, в той или иной форме встречаемым в любом обществе. Граффити можно рассматривать как конкретный манифест персональной и общественной идеологий, очень эффективный в плане визуального воздействия на людей. Поставленная нами гипотеза в начале исследования полностью подтвердилась: граффити является искусством, если служит для достижения благородных целей, в противном случае - это вандализм.

Библиография.


  1. Вандализм [статья 214] // Уголовный кодекс Российской федерации (УК РФ) от 13.06.1996г. №63- ФЗ. (принят ГД ФС РФ 24.05.1996г., действующая редакция)

  2. Высотский С. Киевские граффити XI-XVII вв. - Киев, 1985.

  3. Граффити [интернет ресурс] //Википедия,Режим доступа - http :// ru . wikipedia . org / wiki/graffiti

  4. Есаков Г.А. Вандализм. // БРЭ Т.4 с.576, - М.: Большая Российская энциклопедия, 2006.

  5. Кёте Р. Первобытный человек. – ТД «Издательство Мир книги», 2006.

  6. Кодекс граффитчика [интернет ресурс] // Всё о граффити, Режим доступа - http :// graffiti . sitecity . ru

  7. Крючкова В.А. Граффити. //БРЭ Т.7 с.646, - М.: Большая Российская энциклопедия, 2007.

  8. Раппапорт А. Граффити и High Art //Государственный центр современного искусства , 2008.

Приложение 1.

Образцы граффити

Рис. 1

Наскальный рисунок

Рис. 2

Наскальный рисунок


Рис. 3

На улицах Новодвинска

Рис. 4

На улицах Новодвинска