Гласные и согласные буквы и звуки. Звук и буква с точки зрения фонетики

  1. А а а
  2. Б б бэ
  3. В в вэ
  4. Г г гэ
  5. Д д дэ
  6. Е е е
  7. Ё ё ё
  8. Ж ж жэ
  9. З з зэ
  10. И и и
  11. Й й и краткое
  12. К к ка
  13. Л л эль
  14. М м эм
  15. Н н эн
  16. О о о
  17. П п пэ
  18. Р р эр
  19. С с эс
  20. Т т тэ
  21. У у у
  22. Ф ф эф
  23. Х х ха
  24. Ц ц це
  25. Ч ч че
  26. Ш ш ша
  27. Щ щ ща
  28. ъ твёрдый знак
  29. Ы ы ы
  30. ь мягкий знак
  31. Э э э
  32. Ю ю ю
  33. Я я я

42 звука
6 гласных 36 согласных
[а] [и] [о] [у] [ы] [э] Парные Непарные
Ударные Безударные Звонкие Глухие Звонкие Глухие
[б] [б"]
[в] [в"]
[г] [г"]
[д] [д"]
[ж]
[з] [з"]
[п] [п"]
[ф] [ф"]
[к] [к"]
[т] [т"]
[ш]
[с] [с"]
[й"]
[л] [л"]
[м] [м"]
[н] [н"]
[р] [р"]
[х] [х"]
[ц]
[ч"]
[щ"]
Парные Непарные
Твёрдые Мягкие Твёрдые Мягкие
[б]
[в]
[г]
[д]
[з]
[к]
[л]
[м]
[н]
[п]
[р]
[с]
[т]
[ф]
[х]
[б"]
[в"]
[г"]
[д"]
[з"]
[к"]
[л"]
[м"]
[н"]
[п"]
[р"]
[с"]
[т"]
[ф"]
[х"]
[ж]
[ц]
[ш]
[й"]
[ч"]
[щ"]

Чем буквы отличаются от звуков

Звук - это упругие колебания в какой-либо среде. Звуки мы слышим и можем их создавать среди прочего с помощью речевого аппарата (губы, язык и т. п.).

Буква - это символ алфавита. Имеет прописной (искл., ь и ъ) и строчный вариант. Часто буква является графическим изображением соответствующего звука речи. Буквы мы видим и пишем. Чтобы на письме не сказывались особенности произношения, разработаны правила орфографии,определяющие какие буквы должны быть использованы в рассматриваемом слове. Точную запись произношения слова можно узнать в фонетической транскрипции слова, которая показана в квадратных скобках в словарях.

Гласные буквы и звуки

Гласные звуки («глас» - это старославянское «голос») - это звуки [а] , [и] , [о] , [у] , [ы] , [э] , при создании которых участвуют голосовые связки, а на пути выдыхаемого воздуха не воздвигается преграда. Эти звуки поются: [ааааааа] , [иииииии] …

Гласные звуки обозначаются буквами а, е, ё , и, о, у, ы, э, ю, я. Буквы е, ё , ю, я называются йотированными. Они обозначают два звука, первый из которых [й"] , когда

  1. стоят первыми в фонетическом слове е ле [й" э ́л"э] (3 буквы, 4 звука) е щё [й" и щ"о́] (3 буквы, 4 звука) ё ж [й" о ́ш] (2 буквы, 3 звука) Ю ля [й" у ́л"а] (3 буквы, 4 звука) я блоко [й" а ́блака] (6 букв, 7 звуков) я ичко [й" и и́ч"ка] (5 букв, 6 звуков)
  2. следуют после гласных птицее д [пт"ицый" э ́т] (7 букв, 8 звуков) её [йий" о ́] (2 буквы, 4 звука) каю та [кай" у ́та] (5 букв, 6 звуков) синяя [с"и́н"ий" а ] (5 букв, 6 звуков)
  3. следуют после ь и ъ въе зд [вй" э ́ст] (5 букв, 5 звуков) подъё м [падй" о ́м] (6 букв, 6 звуков) лью [л"й" у ́] (3 буквы, 3 звука) крылья [кры́л"й" а ] (6 букв, 6 звуков)

Буква и также обозначает два звука, первый из которых [й"] , когда

  1. следует после ь соловьи [салав"й" и ́] (7 букв, 7 звуков)

В слове гласные звуки, выделенные при произнесении, называются ударными, а не выделенные - безударными. Звуки под ударением чаще всего как слышатся, так и пишутся. Чтобы проверить что за букву нужно поставить в слове, следует подобрать однокоренное слово, в котором искомый безударный звук будет под ударением.

Бе гущий [б"игу́ щ"ий"] - бе г [б"э́ к] го ра [гара́ ] - го ры [го́ ры]

Два слова, объединённые единым ударением составляют одно фонетическое слово.

В сад [фса́т]

Слогов в слове столько, сколько гласных букв. Деление слова на слоги может не соответствовать делению при переносе.

е -ё (2 слога) то -чка (2 слога) о -де -ва -ться (4 слога)

Согласные буквы и звуки

Согласные звуки - это звуки, при создании которых на пути выдыхаемого воздуха воздвигается преграда.

Звонкие согласные произносятся с участием голоса, а глухие согласные без него. Разницу легко услышать в парных согласных, например, [п] - [б] , при проговаривании которых губы и язык находятся в одинаковом положении.

Мягкие согласные произносятся с участием средней части языка и в транскрипции обозначаются апострофом " , что происходит, когда согласные

  1. являются всегда мягкими [й"] , [ч"] , [щ"] ай [а́й" ] (2 буквы, 2 звука) луч [лу́ч" ] (3 буквы, 3 звука) лещ [л"э́щ" ] (3 буквы, 3 звука)
  2. следуют перед буквами е, ё , и, ю, я, ь (искл., всегда твёрдые [ж] , [ц] , [ш] и в заимствованных словах) мель [м" э́л" ] (4 буквы, 3 звука) тётя [т" о́т" а] (4 буквы, 4 звука) люди [л" у́д" и] (4 буквы, 4 звука) жизнь [ж ы́з"н"] (5 букв, 4 звука) цирк [ц ы́рк] (4 буквы, 4 звука) шея [ш э́йа] (3 буквы, 4 звука) темп [т э́мп] (4 буквы, 4 звука)
  3. следуют перед мягкими согласными (некоторые случаи) блинчик [бл"и́н" ч"ик]

В остальном согласные звуки преимущественно будут твёрдыми.

К шипящим согласным относятся звуки [ж] , [ш] , [ч"] , [щ"] . Логопеды правят их произношение предпоследними: язык должен быть сильным и гибким, чтобы сопротивляться выдыхаемому воздуху и удерживаться у нёба в форме чашечки. Последними на очереди всегда стоят вибрирующие [р] и [р"] .

Нужна ли фонетика школьнику?

Без деления на гласные, согласные, ударные, безударные, конечно, нельзя. Но транскрипция - это явный перебор.

Фонетический разбор слов обязаны знать логопеды и вероятно он может пригодиться иностранцам.

Ученикам (с 1 класса!), которые ещё не освоили правила орфографии, довольно углубленное изучение фонетики лишь мешает, запутывает и способствует неправильному запоминанию написания слов. Именно «бэк» ребёнок будет ассоциировать с произнесённым «бег».

На уроке формируется понятие о фонетике как разделе науки о языке, повторяются сведения о русском алфавите; учащиеся познакомятся с правилами составления фонетической транскрипции, узнают об особенностях звукописи как одном из средств выразительности речи.

Тема: Фонетика. Графика. Орфография

Урок: Фонетика. Звуки речи. Алфавит

Изо дня в день мы произносим хорошо знакомые нам слова. Но очень редко задумываемся над тем, как это у нас получается. Например, как у нас получается произносить такое знакомое слово «здравствуйте»? Мы произносим определенное сочетание звуков, которое складывается в нашем сознании в соответствующее понятие. В слове «здравствуйте» мы произнесли 11 звуков. Три из них гласные звуки, 8 согласные. Все эти звуки произносятся нами в определенном порядке. Произносим мы не просто звуки, ведь звуками мы считаем и шум автомобиля, и скрип открывающейся двери, и лошадиный топот. Животные тоже производят самые различные звуки. Мы же произносим звуки, из которых состоят слова. Это звуки речи.

Фонетика. Звуки и буквы. Графика

Знание алфавитного порядка поможет нам, например, сориентироваться в орфографическом или каком-либо другом словаре, в алфавитном порядке располагаются различные списки, например, фамилии учащихся в классном журнале.

Транскрипция слова

Нам часто приходится запоминать правописание безударных гласных и удвоенных согласных. Почему нам приходится запоминать написание таких слов? Почему нам приходится искать проверочные слова и изучать большое количество правил орфографии? Всё потому, что произношение слова далеко не всегда совпадает с его написанием. И не всегда количество звуков и букв в слове одинаковое. И мы можем записать не только слово по правилам орфографии, но и с помощью букв и дополнительных знаков записать звучание слова. Такая «звуковая» запись называется транскрипцией.

Практическое наблюдение

Транскрипция слова записывается в квадратных скобках.

Транскрипция слова «молоко» - [ малако́ ]. Обратите внимание, что в безударном положении мы не произносим звук [о], а произносим звук [а]. В этом слове 6 букв и 6 звуков. Транскрипция слова «перила» - [ п’ир’и́ла ]. В безударном положении всегда произносится звук [и]. Кроме этого, вы видите специальные знаки в виде «запятой» вверху буквы. Это апостроф, он обозначает мягкость согласного.

Транскрипция слова «тень» -[т’эн’]. Обратите внимание на то, что буква е в этом слове передает звук [э]. Мягкий знак не обозначает букву. Таким образом, в этом слове 4 буквы, 3 звука.

Транскрипция слова «солнце» - [со́нцэ]. Здесь обращаем внимание на непроизносимый согласный. Звук [л] в этом слове мы не произносим, следовательно, и в транскрипции он не отображается. Таким образом, в слове 6 букв, 5 звуков.

Транскрипция слова «ягода» - . В этом слове буква я обозначает два звука, поэтому в нем 5 букв, 6 звуков.

Звукопись

Возможно, вы заметили, что определенные звуки или их сочетания вызывают у нас ассоциации о том или ином явлении. Например, сочетание звуков [г] и [р] напоминает нам раскаты грома. В своем стихотворении Федор Тютчев специально повторяет сочетание этих звуков, чтобы создать образ грозы: Люблю гр озу в начале мая,

Ког да весенний пер вый гр ом,

Как бы р езвяся и игр ая,

Гр охочет в небе г олубом.

Гр емят р аскаты молодые…

Или отрывок из стихотворения Михаила Лермонтова. Поэт с помощью звука [л] передает образ текущей воды, плавные движения плывущей русалки:

Русал ка пл ыл а по реке гол убой,

Озаряема пол ной л уной;

И старал ась она допл еснуть до л уны

Серебристую пену вол ны.

Такое свойство выразительной речи называется звукописью.

Высокая музыкальность поэзии предполагает тонкое проникновение в особенности звучащей речи, в ее способность производить впечатление не только смыслом слов, но и их звучанием, их музыкой.

На досуге можете попробовать рассказать о каком-то явлении, используя звукопись. Или предложите в классе творческое соревнование на самое оригинальное использование звукописи.

Следует заметить, что возможность звукописи была давно замечена народом и нашла свое отражение в шуточных песенках, частушках и, конечно же, в скороговорках. Скороговорки придуманы не только для забавы, они помогают отработать хорошую дикцию. Сначала скороговорку произносят медленно, обращая особое внимание на сложные для произношения сочетания звуков. А затем скороговорку нужно произносить как можно быстрее, повторяя ее несколько раз.

От топота копыт пыль по полю летит.

Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель. И матросы две недели карамель на мели ели.

В поле полет Поля просо, а сорняки выносит Фрося.

Все бобры для своих бобрят добры.

Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.

Домашнее задание

Задание №1

Запишите транскрипцию данных слов и определите количество букв и звуков.

Якорь, молва, грустный, река.

Задание №2

Запишите данные слова в алфавитном порядке. Если первая буква в разных словах одинаковая, следует смотреть на вторую букву, если и вторая одинаковая, то на третью. Запомните написание выделенных букв.

Винегрет, аккуратный, алфавит, путешествие, горизонт, хозяйство, директор, количество, пассажир, шоссе, чернила, коллекция, карикатура, авиация, одиннадцать, фиалка, акробат, долина.

1. Научно-образовательный портал: Originweb.info ().

О происхождении русского алфавита

2. Энциклопедия Брокгауза Ф. А. и Ефрона И. А. ().

Фонетика

Литература

1. Русский язык. Теория. 5-9 кл.: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова - М.: Дрофа, 2008.

2. Русский язык. 5 кл.: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта - М.: Дрофа, 2010.

3. Русский язык. Практика. 5 кл.: под ред. А.Ю. Купаловой. - М.: Дрофа, 2012.

На уроке формируется понятие о фонетике как разделе науки о языке, повторяются сведения о русском алфавите; учащиеся познакомятся с правилами составления фонетической транскрипции, узнают об особенностях звукописи как одном из средств выразительности речи.

Тема: Фонетика. Графика. Орфография

Урок: Фонетика. Звуки речи. Алфавит

Изо дня в день мы произносим хорошо знакомые нам слова. Но очень редко задумываемся над тем, как это у нас получается. Например, как у нас получается произносить такое знакомое слово «здравствуйте»? Мы произносим определенное сочетание звуков, которое складывается в нашем сознании в соответствующее понятие. В слове «здравствуйте» мы произнесли 11 звуков. Три из них гласные звуки, 8 согласные. Все эти звуки произносятся нами в определенном порядке. Произносим мы не просто звуки, ведь звуками мы считаем и шум автомобиля, и скрип открывающейся двери, и лошадиный топот. Животные тоже производят самые различные звуки. Мы же произносим звуки, из которых состоят слова. Это звуки речи.

Фонетика. Звуки и буквы. Графика

Знание алфавитного порядка поможет нам, например, сориентироваться в орфографическом или каком-либо другом словаре, в алфавитном порядке располагаются различные списки, например, фамилии учащихся в классном журнале.

Транскрипция слова

Нам часто приходится запоминать правописание безударных гласных и удвоенных согласных. Почему нам приходится запоминать написание таких слов? Почему нам приходится искать проверочные слова и изучать большое количество правил орфографии? Всё потому, что произношение слова далеко не всегда совпадает с его написанием. И не всегда количество звуков и букв в слове одинаковое. И мы можем записать не только слово по правилам орфографии, но и с помощью букв и дополнительных знаков записать звучание слова. Такая «звуковая» запись называется транскрипцией.

Практическое наблюдение

Транскрипция слова записывается в квадратных скобках.

Транскрипция слова «молоко» - [ малако́ ]. Обратите внимание, что в безударном положении мы не произносим звук [о], а произносим звук [а]. В этом слове 6 букв и 6 звуков. Транскрипция слова «перила» - [ п’ир’и́ла ]. В безударном положении всегда произносится звук [и]. Кроме этого, вы видите специальные знаки в виде «запятой» вверху буквы. Это апостроф, он обозначает мягкость согласного.

Транскрипция слова «тень» -[т’эн’]. Обратите внимание на то, что буква е в этом слове передает звук [э]. Мягкий знак не обозначает букву. Таким образом, в этом слове 4 буквы, 3 звука.

Транскрипция слова «солнце» - [со́нцэ]. Здесь обращаем внимание на непроизносимый согласный. Звук [л] в этом слове мы не произносим, следовательно, и в транскрипции он не отображается. Таким образом, в слове 6 букв, 5 звуков.

Транскрипция слова «ягода» - . В этом слове буква я обозначает два звука, поэтому в нем 5 букв, 6 звуков.

Звукопись

Возможно, вы заметили, что определенные звуки или их сочетания вызывают у нас ассоциации о том или ином явлении. Например, сочетание звуков [г] и [р] напоминает нам раскаты грома. В своем стихотворении Федор Тютчев специально повторяет сочетание этих звуков, чтобы создать образ грозы: Люблю гр озу в начале мая,

Ког да весенний пер вый гр ом,

Как бы р езвяся и игр ая,

Гр охочет в небе г олубом.

Гр емят р аскаты молодые…

Или отрывок из стихотворения Михаила Лермонтова. Поэт с помощью звука [л] передает образ текущей воды, плавные движения плывущей русалки:

Русал ка пл ыл а по реке гол убой,

Озаряема пол ной л уной;

И старал ась она допл еснуть до л уны

Серебристую пену вол ны.

Такое свойство выразительной речи называется звукописью.

Высокая музыкальность поэзии предполагает тонкое проникновение в особенности звучащей речи, в ее способность производить впечатление не только смыслом слов, но и их звучанием, их музыкой.

На досуге можете попробовать рассказать о каком-то явлении, используя звукопись. Или предложите в классе творческое соревнование на самое оригинальное использование звукописи.

Следует заметить, что возможность звукописи была давно замечена народом и нашла свое отражение в шуточных песенках, частушках и, конечно же, в скороговорках. Скороговорки придуманы не только для забавы, они помогают отработать хорошую дикцию. Сначала скороговорку произносят медленно, обращая особое внимание на сложные для произношения сочетания звуков. А затем скороговорку нужно произносить как можно быстрее, повторяя ее несколько раз.

От топота копыт пыль по полю летит.

Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель. И матросы две недели карамель на мели ели.

В поле полет Поля просо, а сорняки выносит Фрося.

Все бобры для своих бобрят добры.

Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.

Домашнее задание

Задание №1

Запишите транскрипцию данных слов и определите количество букв и звуков.

Якорь, молва, грустный, река.

Задание №2

Запишите данные слова в алфавитном порядке. Если первая буква в разных словах одинаковая, следует смотреть на вторую букву, если и вторая одинаковая, то на третью. Запомните написание выделенных букв.

Винегрет, аккуратный, алфавит, путешествие, горизонт, хозяйство, директор, количество, пассажир, шоссе, чернила, коллекция, карикатура, авиация, одиннадцать, фиалка, акробат, долина.

1. Научно-образовательный портал: Originweb.info ().

О происхождении русского алфавита

2. Энциклопедия Брокгауза Ф. А. и Ефрона И. А. ().

Фонетика

Литература

1. Русский язык. Теория. 5-9 кл.: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова - М.: Дрофа, 2008.

2. Русский язык. 5 кл.: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта - М.: Дрофа, 2010.

3. Русский язык. Практика. 5 кл.: под ред. А.Ю. Купаловой. - М.: Дрофа, 2012.

Разговаривая, мы произносим звуки. Они образуются в результате движения воздуха из легких через рот и, в зависимости от того, как располагаются в этот момент язык и губы, имеют разную окраску.

Участвуют в образовании слов - языковых единиц, имеющих определенное смысловое значение и применяемых для процесса общения. Давайте поближе познакомимся с ними!

Что такое буквы и звуки

Все, слышимое и произносимое нами - это звуки. Они определенным образом обозначаются на письме, и то, что мы пишем, а затем читаем - это буквы.

Но звуки речи и буквы, которыми они обозначаются, в русском языке сильно различаются по количеству. В устной речи мы произносим 43 основных звука, но для их написания используем только 33 буквы.

То есть, все буквы нашего языка можно разделить на 3 группы.

  1. Буквы, которыми не обозначаются звуки (это «ь» и «ъ»). Как пример, можно привести: «пень», который произносится [п´эн´], а «съехать» - [сй´эхат´].
  2. Буквы, обозначающие 2 звука. К таким буквам относятся «ё», «е», «ю», «я». В их произношении используется пара звуков: [й´о], [й´э], [й´у], [й´а].
  3. Буквы, которыми обозначают 1 звук (это все остальные буквы).

Какая разница у гласных и согласных звуков

Существует две основные группы звуков речи - их определяют как Гласными являются те звуки, в возникновении которых участвует только голос. Их произносят протяжно, во рту звук не встречает никаких преград.

Согласные - это то, что мы произносим, сочетая и голос, и шум (их называют звонкими) или только шум (глухие согласные). Кроме того, согласные могут быть как твердыми, так и мягкими.

Ударные и безударные слоги

Гласные звуки речи участвуют в образовании слогов, при этом оказываясь под ударением или в безударной позиции. Под ударением подразумевается произношение какого-то слога с большей силой.

Русскому языку присуще изменение положения ударения. Оно может оказаться на любом слоге, в отличие от польского или французского языков, где за ним закреплено определенное место. Например, в слове «свистнул» ударение на первом слоге, а в слове «свистеть» - на втором.

Какими буквами обозначаются в русском языке гласные звуки

Чтобы обозначить основные гласные звуки речи (в нашем языке их шесть), используют десять гласных букв:

звук [и] - обозначается буквой «и» (тигр);

[ы] - буквой «ы» (дым);

[а] - буквами «а» (мама) и «я» (яма);

[о] - буквой «о» (нос) и «ё» (ёж);

[э] - буквой «э» (эхо) и «е» (день);

[у] - буквой «у» (кум) и «ю» (юг).

Таким образом, получается, что для того, чтобы обозначить 4 гласных звука ([о], [а], [э], [у]) в алфавите существует целых два ряда букв. Это могут быть:

  • а, о, э, у;
  • я, е, ё, ю.

Во втором ряду буквы выполняют сразу две функции. Они не только обозначают но и сигнализируют, что предыдущий согласный был мягким (мел - [м´эл]).

Если они стоят в начале слова, располагаются после гласных или после мягкого или твердого разделительного знака - они обозначают сочетание звуков. Например, слово ёлка звучит [й´олка], а слово поёт - [пай´от].

Как обозначаются на письме

Звуки речи участвуют в образовании слов и находятся там в слабой или сильной позиции, что зачастую оказывает прямое влияние на их обозначение на письме. Так, одной и той же буквой в языке могут обозначаться разные звуки. Пример: буквой «н» можно обозначить 2 звука - [н] и [н´]: ниша - [н´иша] или ныл [ныл].

А одной буквой «б» может обозначаться 4 варианта звуков [б], [б´] или [п], [п´]. Например: был [был] - бил [б´ил] или же горб [горп] - Обь [оп´].

Если звонкий согласный пишется в конце слова или располагается перед глухими согласными, то он может обозначать свой парный глухой звук. Такая позиция называется слабой. Обратите внимание, как мы произносим: кадка - ка[т]ка (звук находится перед глухим согласным) или глаз - гла[с] (звук находится в конце слова). Этот процесс определяется как оглушение.

Глухие же согласные могут звучать как их парные - звонкие, если они оказываются в сильной позиции. Например: молотьба звучит как моло[д´]ба, а в слове просьба слышен звук [з´] - про[з´]ба. Это, как вы понимаете, озвончение.

Нужно упомянуть, что сильной позицией считается в русском языке положение согласных звуков перед гласными или перед звонкими согласными.

Как на письме обозначаются некоторые согласные звуки

Некоторые звуки русской речи обозначаются на письме сочетанием букв. Кстати, эта ситуация вызывает очень большое количество орфографических ошибок.

Например, один звук [щ´] может в написанном слове выглядеть как сч, зч или жч. Мы пишем - счет, но произносим [щ´от], пишем - извозчик, а говорим [извощ´ик], пишем - мужчина, но звучит это как [мущ´ина].

А звук [ц] может обозначаться и как сочетание тц или дц, и как тьс или тс. Например: читается - читае[ц]а, двадцать - два[ц]ать.

Буквы не всегда соответствуют «своим» звукам

Как уже упоминалось, звуки речи участвуют в образовании слов и обозначаются на письме определенными буквами. И часто оказывается, что за одной буквой могут «прятаться» разные звуки. Например, в корне слова при изменении его числа мы пишем одну и ту же букву, но произносим при этом разные звуки: стОл (ст[о]л) - стОлы (ст[а]лы). То есть одной буквой «о» мы обозначаем два звука: [о] и [а].

Но есть случаи, когда разные звуки обозначаются одной буквой. Так, и в слове «клад» и в слове «плот» на конце звучит один и тот же звук [т], но обозначен он, как видите, разными буквами: «д» и «т».

Буквенный состав слов часто не совпадает со звуковым. Например, в слове «доблестный» пишется десять букв, но произносится лишь девять: [добл´исный´]. В этом и похожих случаях буква «т» является непроизносимым согласным. То есть такой буквой, которая не обозначает звука. Вот еще несколько примеров таких букв: солнце - [сонцэ], сердце - [с´эрцэ].

Особенности сочетания согласных и гласных звуков

Твердые русской речи не сочетаются с идущим вслед за ними гласным «и», а мягкие не могут сочетаться с «ы». Например, в слове «ужин» всегда твердый звук [ж] требует звука [ы] поэтому мы произносим [ужын].

В некоторых же случаях происходит смягчение в речи твердых согласных, стоящих в паре с мягким. Так, если в слове вагон, звук [н] - твердый, то в сочетании со всегда мягким [ч´] он звучит мягко - вагончик [вагон´ч´ик].

То же происходит и в ситуациях с сочетанием с другими мягкими согласными: фант - фа[н´т´]ик, лес - ле[с´н´]ик, чистый - чи[с´т´]ить.

Употребление твердого и мягкого знака в русском языке

Звуки речи и буквы в нашем языке, как вы уже, наверное, поняли, часто не совпадают. Так, например, твердый и мягкий знак на письме не обозначают никаких звуков.

Эти буквы, как правило, сигнализируют, что стоящие за ними е, ё, я, ю произносятся как два звука (пьет [пй´от]). Если же ь стоит после согласного, то он указывает на его мягкость (день [д´эн´]).

В некоторых случаях мягкий знак играет только грамматическую роль. Например, в слове «ложь» он не обозначает мягкости предшествующего согласного, а лишь указывает на то, что данное существительное принадлежит к женскому роду.

Особенности написания и произношения некоторых заимствованных слов

В некоторых словах, заимствованных из других языков, перед буквой е звучит не мягкий, как принято в русском языке, а твердый согласный. Обратите внимание - в слове «темп» мы пишем е, но при этом произносим твердый звук [т]. Произношение данного и подобных ему слов нужно запоминать или обращаться к орфоэпическому словарю.

Кашне - [нэ], модель - [дэ], претензия - [тэ], реле - первый слог [рэ], тире - [рэ], тест - [тэ], термос - [тэ], теннис - [тэ].

Как видите, звуки речи (1 класс или 11 остались позади) - это глубокая и серьезная тема, которая при внимательном изучении поможет вам разобраться в тонкостях правил произношения и принципах написания многих слов, вызывающих трудности. Удачи!

В мире очень много разных голосов, практически все, может, кроме вакуума, можно услышать. Человечество создало в процессе систему условных сигналов, сочетание которых может восприниматься сознанием каждого из индивидуумов как некий образ, подразумевающий конкретное смысловое значение.

Вконтакте

Итак, что такое звуки в русском языке? Это бессмысленные по своей сути, наиболее маленькие элементы слов или , которые помогают донести мысль от одного человека к другому. Например, сочетание согласных «д» и «м» и одной гласной «о» может создать слово «дом», которое в свою очередь имеет вполне конкретное значение. Такие «кирпичики» русского языка бывают гласными и согласными, твердыми и мягкими, шипящими и звонкими.

В чем же различие?

Задумываясь, как различить звуки и буквы, стоит знать, что второе – это конкретные символы, с помощью которых графически записывают то, что мы слышим , например, существует «а», которую мы можем произносить вслух, мысленно, шептать или кричать, однако, пока она не будет записана на бумагу в нужной форме, буквой она не станет. Из этого понятно, что различить эти два понятия очень просто – то, что есть на бумаге, написанный символ – это буква, то, что мы слышим или говорим, – это звук.

Внимание! Чем отличаются звуки от своих письменных символов? В русском существует 33 графических элемента, однако состоят они из 43 голосовых сигналов, причем гласных букв – 10, а звуков 6, и наоборот, согласных 21 и 37 соответственно. Из этого можно сделать простой вывод – не все буквы и звуки совпадают друг с другом и слышатся так, как пишутся.

Что такое гласные?

Так называются такие элементы языка, которые можно пропеть. Чем отличаются от своей противоположности – согласных? Они состоят только из голоса , воздух при их произношении легко втягивается в легкие и пропускается через рот. Что такое гласные буквы? Это записанные на бумаге графические символы или их сочетание.

Таблица соответствия

Голосовые Графические
а а
о о
у у
и и
ы ы
э э
й’а я
й’у ю
й’э е
й’о ё

Какие буквы дают два звука? Некоторые образуются двумя элементами – согласным {й} и соответствующим звучанию гласным. Это йотированные элементы алфавита, которые нужны для выполнения следующих функций:

  1. Если нужно гласную поставить после гласной, например, слово «моя».
  2. После разделительного знака – «объятие».
  3. В случаях, когда гласная должна стоять в начале фонетического слова – «яма».
  4. Если нужно смягчить стоящий впереди согласный – «мёл».
  5. Если нужно воспроизвести иностранное слово.

Если такой йотированный символ стоит после непарного по твердости или мягкости, то он обозначает обычный, например, «шёлк» читается как «шолк».

Йотированные гласные

Что такое согласные?

Согласные – это мельчайшие языковые единицы, которые нельзя пропеть, при их произношении воздух, выдыхаемый из легких, натыкается на препятствие , например, на язык. Они делятся на пары , шипящих, а также твердых и мягких. Разберемся со всеми по порядку.

Звонкие, глухие и шипящие

Какие бывают согласные? Таблица поможет увидеть наглядно:

Апострофом обозначаются смягченные элементы. Это касается всех перечисленных пар, кроме «ж», так как она не может быть мягкой. Кроме этого, существуют согласные, которые не были определены в пары. Это:

Кроме перечисленных глухих и звонких, в существуют еще и шипящие. К ним можно отнести «ж», «ш», «щ» и «ч». Они обязательно относятся к глухим, при их произношении язык разными способами прижимается к нёбу . На слух они немного похожи на шипение змеи, если немного их протянуть.

Согласные звуки

Твердые и мягкие

Мягкие отличаются от твердых способом произношения. Когда человек их выговаривает, он прижимает язык к небу, отчего они получаются не таким грубыми. Как и в предыдущем случае, их делят по парам, за некоторым исключением. Почти все элементы русского алфавита могут быть и твердыми, и мягкими. Сколько из них не имеют такой пары?

Мягкие
ч’
j’
щ’
Твердые
ж
ш
ц

Получается, что пары не составляют все шипящие, «ш» и Й, присутствующая в том числе и в составе нескольких гласных. Все остальные могут смягчаться в определенных условиях.

Такая разница между количеством согласных звуков в русском языке оправдана именно последним делением по мягкости. Дело в том, что такая смягченная форма никак не отражается графически на письме – о мягкости мы узнаем по стоящей следом за ней смягчающей гласной. Это и увеличивает количество звучащих единиц почти в два раза по сравнению с буквами.

Твердые и мягкие согласные звуки

Чем отличаются гласные от согласных?

Деление на два типа звуков происходит в зависимости от техники их произношения . Певучие и «легкие» гласные, в отличие от согласных, легко произносить, тянуть, петь. Если послушать какую-либо мелодичную песню можно услышать, что они растягиваются, как пастила.

Согласные в свою очередь подразумевают какое-либо препятствие, то есть поток воздуха выходит изо рта не легко и плавно, а натыкаясь на язык, губы, зубы и так далее. Такие элементы сложно тянуть, они как будто имеют резкое окончание, причем вне зависимости от того, звонкие они или глухие, твердые или мягкие.

Интересно! С графическими символами все происходит точно также, ведь несмотря на то, что они записываются на бумаге, принадлежность к той или другой группе определяется именно по звучанию.

«Особенные» элементы русского языка

В русском алфавите есть два символа, под которыми не подразумеваются никакие слышимые сигналы . Это твердый знак «Ъ» и мягкий знак «Ь». Они нужны:

  1. Для того чтобы разделять. Наличие одного из этих знаков в слове сообщает о том, что идущая следом за ним гласная должна быть йотированной.
  2. Неразделительный мягкий знак может сообщать читателю о том, что предшествующая ему согласная мягкая, или выполнять грамматическую функцию, например, указывать род слова – «печь».

Уроки русского Звуки и буквы

Гласные и согласные звуки. Обозначение их буквами

Вывод

Знание правильного взаимодействия этих базовых элементов помогает правильно писать многие русские слова. Звучание и написание дает ключ к мелодике речи и письма, его красоте и благозвучию.