Годы жизни л. Лев Толстой – биография. Завершающие годы жизни

1828

28 августа. В усадьбе Ясная Поляна Крапивенского уезда Тульской губернии у графов Н.И. и М.Н. Толстых родился сын Лев, четвертый ребенок в семье. На следующий день младенец был окрещен в церкви св. Николая Чудотворца в Кочаках священником Василием Можайским. Восприемниками были: белевский помещик С.И. Языков и графиня П.Н. Толстая. Граф Н.И. Толстой — участник заграничных походов 1813-1814 гг., подполковник в отставке, тульский помещик. Его пращур - П.А. Толстой, сподвижник Петра I, первый граф в роду Толстых (1724). Графиня М.Н. Толстая принадлежала к роду князей Волконских. Получила прекрасное домашнее образование, писала стихи, повести и романы, переводила с французского, немецкого, итальянского языков. Своего деда Н.С. Волконского, генерала от инфантерии, бывшего военного губернатора Архангельска, Толстой называл в воспоминаниях «умным, гордым и даровитым человеком». Н.С. Волконский - владелец и устроитель Ясной Поляны. «Вероятно, у него было очень тонкое эстетическое чувство. Все его постройки не только прочны и удобны, но чрезвычайно изящны», - писал Толстой.

4 августа. Через несколько месяцев после рождения младшей дочери Марии от «нервной горячки» умерла М.Н. Толстая. Толстой не помнил своей матери, но она на всю жизнь осталась для него «святым идеалом». «Она представлялась мне таким высоким, чистым, духовным существом, что часто в средний период моей жизни, во время борьбы с одолевавшими меня искушениями, я молился ее душе, прося ее помочь мне, и эта молитва всегда помогала мне… в представлении моем о ней есть только ее духовный облик, и все, что я знаю о ней, все прекрасно». М.Н. Толстая послужила прототипом княжны Марьи в романе «Война и мир». Дети Толстые, лишившиеся матери, остаются на попечении отца и П.Н. Толстой. Толстой в старости записал в воспоминаниях: «Когда я стал помнить себя, уже смерть матери наложила свою печать на жизнь нашей семьи».

Свое раннее детство проводит в Ясной Поляне. С 1833 г. переходит под надзор воспитателя старших братьев Фридриха (Федора Ивановича) Рёсселя, впоследствии описанного в «Детстве» под именем Карла Ивановича. Под его руководством обучается грамоте и языкам. В воспоминаниях Толстого об этом времени сохранились отдельные эпизоды - он читает наизусть отцу стихи Пушкина: «К морю» и «Наполеон», и одобрение отца делает его счастливым; в Ясную Поляну приезжает двоюродный брат отца Ф.И. Толстой-Американец, и мальчик навсегда запомнил «его прекрасное лицо: бронзовое, бритое, с густыми бакенбардами до углов рта, и такие же белые курчавые волосы». Вместе с братьями ведет рукописный журнал «Детские забавы», в который вошло семь детских сочинений Толстого в разделе «Натуральная история»: «Орел», «Сокол», «Сова», «Попугай», «Павлин», «Колибри», «Петух».

По воспоминаниям Толстого, в возрасте «до 14 лет или около того» на него сильное впечатление произвели книги: История Иосифа из Библии («огромное»), Сказки 1001 ночи («большое»), «Черная курица» А. Погорельского («очень большое»), русские былины о Добрыне Никитиче, Илье Муромце, Алеше Поповиче («огромное»), народные сказки («огромное»), стихотворение А.С. Пушкина «Наполеон» («большое»).

10 января. Семья Толстых переезжает в Москву (ул. Плющиха, дом Щербачева. 21 июня. В Туле внезапно умирает от удара Н.И. Толстой. «Я очень любил отца, - писал Толстой в «Воспоминаниях», - но не знал еще, как сильна была эта моя любовь к нему, до тех пор, пока он не умер». Опекунами осиротевших детей Толстых стали А.И. Остен-Сакен и С.И. Языков. «Тетушка эта была истинно религиозная женщина, - писал Толстой об А.И. Остен-Сакен в «Воспоминаниях». - Любимые ее занятия были чтения житий святых, беседы с странниками, юродивыми, монахами и монашенками, из которых некоторые жили всегда в нашем доме, а некоторые только посещали тетушку. Тетушка Александра Ильинична не только была внешне религиозна, соблюдала посты, много молилась, общалась с людьми святой жизни, каков был в ее время старец Леонид в Оптиной пустыни, но сама жила истинно христианской жизнью, стараясь не только избегать всякой роскоши и услуги, но стараясь, сколько возможно, служить другим. Денег у нее никогда не было, потому что она раздавала просящим все, что у нее было». Воспитанием детей Толстых также занимается троюродная тетка Т.А. Ёргольская, которую Толстой считал «самым важным» лицом в смысле влияния на жизнь: «Влияние это было, во-первых, в том, что еще в детстве она научила меня духовному наслаждению любви. Она не словами учила меня этому, а всем своим существом заражала меня любовью. Я видел, чувствовал, как хорошо ей было любить, и понял счастье любви...» Вместе с братьями начинает вести рукописный журнал «Детская библиотека», для которого написал сочинение «Рассказы дедушки». Вместо отправленного на покой Ф.И. Ресселя у братьев Толстых появляется новый гувернер, француз Проспер Сен-Тома. Толстого привлекает его «культурность и аккуратность». 9, 20 ноября, 20 декабря. Посещает вместе с братьями и Т.А. Ергольской Большой театр.

Лев Николаевич Толстой - великий русский писатель, по происхождению - граф из известного дворянского рода. Родился он 28.08.1828 года в находящейся в Тульской губернии усадьбе Ясная Поляна, а умер 7.10.1910 года на станции Астапово.

Детство писателя

Лев Николаевич был представителем большой дворянской семьи, четвертым ребенком в ней. Мать его, княжна Волконская, рано умерла. В это время Толстому не исполнилось еще и двух лет, но он составил представление о своей родительнице по рассказам различных членов семьи. В романе "Война и мир" образ матери представляет княжна Марья Николаевна Болконская.

Биография Льва Толстого в ранние годы отмечена еще одной смертью. Из-за нее мальчик остался сиротой. Отец Льва Толстого, участник войны 1812 года, как и мать, рано умер. Это произошло в 1837 году. В то время мальчику было всего девять лет. Братья Льва Толстого, сам он и его сестра были переданы на воспитание Т. А. Ергольской, дальней родственнице, имевшей на будущего писателя огромное влияние. Воспоминания детства всегда были для Льва Николаевича самыми счастливыми: семейные предания и впечатления от жизни в усадьбе стали для его произведений богатым материалом, отразившись, в частности, в автобиографической повести "Детство".

Учеба в Казанском университете

Биография Льва Толстого в юные годы отмечена таким важным событием, как обучение в университете. Когда будущему писателю исполнилось тринадцать лет, семья его переехала в Казань, в дом опекунши детей, родственницы Льва Николаевича П.И. Юшковой. В 1844 году будущий писатель был зачислен на философский факультет Казанского университета, после чего перевелся на юридический, где проучился около двух лет: учеба не вызывала у юноши живого интереса, поэтому он предался со страстью различным светским развлечениям. Подав прошение об увольнении весной 1847 году, по причине расстроенного здоровья и по "домашним обстоятельствам", Лев Николаевич уехал в Ясную Поляну с намерением изучить полный курс юридических наук и сдать экстерном экзамен, а также выучить языки, "практическую медицину", историю, сельское хозяйство, географическую статистику, заниматься живописью, музыкой и написать диссертацию.

Годы юношества

Осенью 1847 года Толстой уезжает в Москву, а затем в Петербург для того, чтобы выдержать в университете кандидатские экзамены. В этот период его образ жизни часто менялся: он то целыми днями учил различные предметы, то отдавался музыке, но хотел начать карьеру чиновника, то мечтал поступить юнкером в полк. Доходившие до аскетизма религиозные настроения чередовались с картами, кутежами, поездками к цыганам. Биография Льва Толстого в годы юношества окрашена борьбой с собой и самоанализом, отраженным в дневнике, который писатель вел в течение всей жизни. В этот же период зародился интерес к литературе, появились первые художественные наброски.

Участие в войне

В 1851 году Николай, старший брат Льва Николаевича, офицер, уговорил Толстого отправиться на Кавказ вместе с ним. Лев Николаевич прожил почти три года на берегу Терека, в казачьей станице, выезжая во Владикавказ, в Тифлис, в Кизляр, участвуя в военных действиях (в качестве добровольца, а затем был принят на службу). Патриархальная простота жизни казаков и кавказская природа поразили писателя своим контрастом с мучительной рефлексией представителей образованного общества и бытом дворянского круга, дали обширный материал для повести "Казаки", написанной в период с 1852 по 1863 годы на автобиографическом материале. В рассказах "Набег" (1853 год) и "Рубка леса" (1855 год) также отразились его кавказские впечатления. Они оставили след и в его повести "Хаджи-Мурат", написанной в период с 1896 по 1904 годы, опубликованной в 1912.

Вернувшись на родину, Лев Николаевич писал в дневнике, что очень полюбил этот дикий край, в котором соединяются "война и свобода", столь противоположные по своей сути вещи. Толстой на Кавказе начал создавать свою повесть "Детство" и анонимно отправил ее в журнал "Современник". Это произведение появилось на его страницах в 1852 году под инициалами Л. Н. и, наряду с более поздними "Отрочеством" (1852-1854 годы) и "Юностью" (1855-1857 годы), составила знаменитую автобиографическую трилогию. Творческий дебют сразу же принес настоящее признание Толстому.

Крымская кампания

В 1854 году писатель отправляется в Бухарест, в Дунайскую армию, где творчество и биография Льва Толстого получают дальнейшее развитие. Однако вскоре скучная штабная жизнь заставила его перевестись в осажденный Севастополь, в Крымскую армию, где он был командиром батареи, проявив храбрость (награжден медалями и орденом св. Анны). Льва Николаевича в этот период захватили новые литературные планы и впечатления. Он начал писать "севастопольские рассказы", имевшие большой успех. Некоторые замыслы, которые возникли еще в то время, позволяют угадывать в артиллерийском офицере Толстого-проповедника поздних лет: он мечтал о новой "религии Христа", очищенной от таинственности и веры, "религии практической".

В Петербурге и за границей

Толстой Лев Николаевич в ноябре 1855 года приехал в Петербург и сразу же стал членом кружка "Современник" (куда входили Н. А. Некрасов, А. Н. Островский, И. С. Тургенев, И. А. Гончаров и другие). Он принимал участие в создании в то время Литературного фонда, и вместе с тем оказался вовлеченным в конфликты и споры писателей, но чувствовал себя в этой среде чужим, что передал в "Исповеди" (1879-1882 годы). Выйдя в отставку, осенью 1856 года писатель уехал в Ясную Поляну, а затем, в начале следующего, 1857, отправился за границу, побывав в Италии, во Франции, в Швейцарии (впечатления от посещения этой страны описываются в рассказе "Люцерн"), а также посетил Германию. В этом же году осенью Толстой Лев Николаевич вернулся сначала в Москву, а затем и в Ясную Поляну.

Открытие народной школы

Толстой в 1859 году открыл в деревне школу для детей крестьян, а также помог устроить более двадцати подобных учебных заведений в районе Красной Поляны. Для того чтобы ознакомиться с европейским опытом в этой сфере и применить его на практике, писатель Лев Толстой снова отправился за границу, посетил Лондон (где встречался с А. И. Герценом), Германию, Швейцарию, Францию, Бельгию. Однако европейские школы несколько разочаровывают его, и он решает создать собственную педагогическую систему, основанную на свободе личности, публикует учебные пособия и труды по педагогике, применяет их на практике.

"Война и мир"

Лев Николаевич в сентябре 1862 года женился на Софье Андреевне Берс, 18-летней дочери врача, и сразу же после венчания отправился из Москвы в Ясную Поляну, где всецело отдался хозяйственным заботам и семейной жизни. Однако уже в 1863 году он вновь захвачен литературным замыслом, на этот раз создания романа о войне, в котором должна была отразиться русская история. Льва Толстого интересовал период борьбы нашей страны с Наполеоном в начале 19 века.

В 1865 году в "Русском вестнике" была напечатана первая часть произведения "Война и мир". Роман сразу же вызвал множество откликов. Последующие части спровоцировали горячие споры, в частности, развиваемая Толстым фаталистическая философия истории.

"Анна Каренина"

Произведение это создавалось в период с 1873 по 1877 годы. Живя в Ясной Поляне, продолжая обучать крестьянских детей и публиковать свои педагогические взгляды, Лев Николаевич в 70-е годы работал над произведением о жизни современного ему высшего общества, построив свой роман на контрасте двух сюжетных линий: семейной драмы Анны Карениной и домашней идиллии Константина Левина, близкого и по психологическому рисунку, и по убеждениям, и по образу жизни самому писателю.

Толстой стремился к внешней безоценочности тона своего произведения, тем самым прокладывая дорогу новому стилю 80-х годов, в частности, народным рассказам. Правда мужицкой жизни и смысл существования представителей "образованного сословия" - вот круг вопросов, интересовавший писателя. "Мысль семейная" (по словам Толстого, главная в романе) переведена в его творении в социальное русло, а саморазоблачения Левина, многочисленные и беспощадные, его мысли о самоубийстве - иллюстрация пережитого в 1880 годы духовного кризиса автора, назревшего еще во время работы над этим романом.

1880 годы

В 1880- годы творчество Льва Толстого пережило трансформацию. Переворот в сознании писателя отразился и в его произведениях, прежде всего в переживаниях персонажей, в том духовном прозрении, которое меняет их жизнь. Подобные герои занимают центральное место в таких творениях, как "Смерть Ивана Ильича" (годы создания - 1884-1886), "Крейцерова соната" (повесть, написанная в 1887-1889 годах), "Отец Сергий" (1890-1898), драма "Живой труп" (оставшаяся незавершенной, начатая в 1900 году), а также рассказ "После бала" (1903 год).

Публицистика Толстого

Публицистика Толстого отражает его душевную драму: изображая картины праздности интеллигентных слоев и социального неравенства, Лев Николаевич ставил перед обществом и перед собой вопросы веры и жизни, подвергал критике учреждения государства, доходя до отрицания искусства, науки, брака, суда, достижений цивилизации.

Новое мировоззрение представлено в "Исповеди" (1884 год), в статьях "Так что же нам делать?", "О голоде", "Что такое искусство?", "Не могу молчать" и других. Этические идеи христианства понимаются в этих трудах как фундамент братства людей.

В рамках нового мироощущения и гуманистического представления об учении Христа Лев Николаевич выступал, в частности, против догмата церкви и критиковал ее сближение с государством, что привело к тому, что его официально отлучили от церкви в 1901 году. Это вызвало огромный резонанс.

Роман "Воскресенье"

Свой последний роман Толстой писал в период с 1889 по 1899 годы. В нем воплощен весь спектр волновавших в годы духовного перелома писателя проблем. Дмитрий Нехлюдов, главный герой, - это внутренне близкий Толстому человек, который проходит в произведении путь нравственного очищения, в итоге приводящий его к осмыслению необходимости деятельного добра. Роман строится на системе оценочных противопоставлений, которые открывают неразумность устройства общества (лживость социального мира и красота природы, фальшь образованного населения и правда мужицкого мира).

Последние годы жизни

Жизнь Льва Николаевича Толстого в последние годы была непростой. Духовный перелом обернулся разрывом со своей средой и семейным разладом. Отказ от обладания частной собственностью, например, вызывал недовольство членов семьи писателя, прежде всего его супруги. Личная драма, пережитая Львом Николаевичем, отразилась в дневниковых записях.

Осенью 1910 года, ночью, втайне от всех, 82-летний Лев Толстой, даты жизни которого были представлены в данной статье, сопровождаемый лишь своим лечащим врачом Д. П. Маковицким, покинул имение. Путь оказался непосильным для него: в дороге писатель заболел и вынужден был высадиться на ж/д станции Астапово. В доме, принадлежавшем ее начальнику, Лев Николаевич провел последнюю неделю жизни. За сообщениями о его здоровье в то время следила вся страна. Похоронен Толстой в Ясной Поляне, его смерть вызвала огромный общественный резонанс.

Многие современники прибыли, чтобы проститься с этим великим русским писателем.

Сочинение

В творчестве Толстого полно сказались те национальные черты русской литературы, на которых основана ее всемирная слава: трезвая правдивость художественного отражения жизни, патриотическое чувство, прямота и бесстрашие в постановке социальных вопросов, беспощадное обличение эксплуататоров, страстная защита угнетенных, чувство уважения к трудовому народу.

Толстой выдвинул новые принципы изображения человека в литературе. Он нашел оригинальные способы передачи внутреннего мира человека во всей его сложности, в противоречивом, диалектическом развитии. Толстой придавал громадное значение стихийным, эмоциональным началам в психике человека, но это вовсе не означало умаления разума. Напротив, стремление к добру, истине, справедливости - важнейшие проявления именно сферы сознания. Чистота нравственного чувства, отмеченная еще Чернышевским, находится у Толстого в неразрывной связи с тончайшим анализом «диалектики души» человека.

Большим художественным достижением Толстого-реалиста было глубокое постижение им «текучести», подвижности человеческой натуры (люди как реки…»). Его привлекали не только законченные, уже сформировавшиеся характеры, но и герои, не останавливающиеся в своем развитии, способные к нравственным кризисам, духовному возрождению. Преодолевая рационалистическое объяснение человеческого характера, Толстой не соглашался с мыслью о непреодолимом влиянии среды на человека. Великий художник всячески стремился пробудить самосознание людей. И не случайно любимые его герои так настойчиво искали самостоятельные ответы на самые важные, самые насущные вопросы о смысле жизни, о цели человеческого существования. Писатель был убежден, что человек должен сам нести нравственную ответственность за свои поступки, за всю свою жизнь. И вполне закономерно растущее сопротивление его героев тем обстоятельствам, которые препятствуют наиболее полному проявлению их духовной сущности.

Реализм Толстого, основанный на творческом использовании лучших традиций русской класической литературы, оказал громадное воздействие на процесс ее дальнейшего развития. Младшие современники Толстого - Чехов, Гаршин, Мамин-Сибиряк, Короленко, Куприн, Бунин, Максим Горький не могли пройти мимо художественных достижений Толстого. Следуя за своим гениальным предшественником, косвенно или даже прямо полемизируя с ним, они ясно отдавали себе отчет в том, что дальнейшее развитие литературы невозможно без учета и использования того, что сделал автор «Войны и мира» и «Смерти Ивана Ильича».

Толстой выдвинул важнейшее методологическое положение, объясняя суть и причины мирового значения гениального русского писателя:

* «…Л. Толстой сумел поставить в своих произведениях столько великих вопросов, сумел подняться до такой художественной силы, что его произведения заняли одно из первых мест в мировой художественной литературе» .

Именно поэтому творчество Толстого оказывает благотворное воздействие на развитие мировой культуры. Выдающиеся зарубежные писатели Р. Роллан, Ф. Мориак, Р. Мартен дю Гар (Франция), Т. Драйзер, Э. Хемингуэи, Т. Вулф (США), Б. Шоу, Дж. Голсуорси (Англия), А. Стринберг и А. Лундквист (Швеция), М. Садовяну (Румыния), Э. Ожешко, Б. Прус, Я. Ивашкевич (Польша), И. Вазов (Болгария), М. Пуйманова (Чехословакия), писатели Индии, Японии, Китая, Африки, Латинской Америки - все признавали громадный литературный и нравственный авторитет гениального представителя русской литературы, отмечали первостепенное значение его художественных открытий в мировом литературном процессе.

В литературе традиции Толстого широко используются, начиная с первых шагов ее формирования и на всех последующих этапах ее развития. Обращение к бесценному опыту Толстого способствует постановке в новейшей литературе острых проблем нравственности, разработке «вечных вопросов» о смысле жизни, месте человека в обществе, о его моральной ответственности за себя и за все, что совершается в мире. Как писал Л. Леонов, «все в нашей духовной жизни содержит след его творческого наследия.

Велико значение Толстого в развитии литератур всех народов нашей страны. Творчество русского классика способствовало демократизации национальных литератур. Художественный опыт Толстого помогал многим писателям воспринимать мир в его кричащих противоречиях, усиливал их обличительный пафос. Произведения великого писателя стали школой гуманизма, правдивости, высокого мастерства и гражданской ответственности. Толстой сыграл важную роль в истории русско-украинских культурных связей. Он искренне сочувствовал страданиям украинского народа, с возмущением писал о жестоких репрессиях царского правительства против участников крестьянских волнений в Харьковской и Полтавской губерниях. В ряде его произведений с большой симпатией нарисованы образы украинских крестьян, рядовых солдат. Как и многие другие русские писатели, Толстой с большим уважением относился к истории украинского народа, его культуре, народным песням, языку.

Толстой был знаком с поэзией Шевченко. Среди его произведений он особенно ценил поэму «Наймичка», в которой русского писателя особенно поразила разработка вечной темы - самоотверженной материнской любви. Шевченко также знал ранние произведения Толстого, с одобрением отзывался о его педагогической деятельности. Эта деятельность интересовала также и Марко Вов-чок, которая была знакома с Толстым.

Среди деятелей украинской культуры наибольшее внимание Толстого привлек Григорий Сковорода, которого он называл мудрецом. Ему было близко учение украинского философа о самоусовершенствовании, его простота, презрение к мирским благам, богатству, роскоши. Л. Толстой встречался с выдающимися представителями украинского театрального искусства - М. Заньковецкой, М. Кропивницким и высоко ценил их актерское мастерство.

Вокруг истолкования творчества Толстого в украинской дооктябрьской литературе и журналистике шла напряженная борьба. Буржуазно-националистическая критика предпринимала попытки принизить значение критического реализма Толстого, поставить под сомнение ценность его наследия для украинской литературы или выделить в его произведениях преимущественно религиозные мотивы. Эти тенденции резко критиковал Франко в статье «Щиристь тону щиршть переконань» (1905).

Как показано в исследованиях многих литературоведов (И. Я. Заславского, Н. Е. Крутиковой, В. Ф. Осмоловского, М. М. Пархоменко, А. А. Сахалтуева, Ю. 3. Янковского и др.), творчество Толстого помогло украинским писателям демократического лагеря углубить реалистическое понимание действительности, понять общественные конфликты эпохи. Под воздействием великого русского писателя в украинской литературе укреплялось психологическое направление в реализме, усваивались принципы анализа «диалектики души», обогащалось представление о сложных связях человека и общества.

Для восприятия важнейших творческих уроков Толстого нужна была соответствующая почва. Она уже существовала в последней трети XIX в., когда в результате внутреннего развития украинская литература достигла больших идейно-творческих достижений. В этих условиях художественные открытия Л. Толстого приобретали для украинских писателей огромную притягательность. Творчески воспринятый опыт Толстого не только не отрывал их от прогрессивных национальных традиций, но, напротив, нередко способствовал более вдумчивому обращению к этим традициям, к глубокому изучению жизни своего народа, к органическому сочетанию эпического размаха и пристального внимания к судьбам отдельных людей.

В популяризации Л. Толстого очень большую роль сыграл И. Я. Франко. Он издал на Западной Украине ряд произведений классика русской литературы («Смерть Ивана Ильича», «Севастопольские рассказы», «Казаки», «Воскресение»), посвятил ему несколько литературно-критических статей. Не все конкретные суждения Франко были справедливы. Порою он, борясь с толстовской проповедью непротивления злу насилием, с призывами к всепрощению, не замечал той «мысли народной», которая определяла пафос многих произведений гениального писателя и прежде всего роман «Война и мир», явно недооцененный Франко. Но в общей оценке реализма Толстого, в суждениях о ряде его произведений украинский писатель проявил большую проницательность. Непримиримо отвергая реакционные тенденции в философских взглядах Толстого, Франко подчеркивал мировое значение его творчества.

Лев Николаевич Толстой – классик мировой литературы, мыслитель, просветитель, основоположник религиозно-этического учения, граф, член-корреспондент и почетный академик ИАН, четырежды номинант на премию Альфреда Нобеля.

Среди его популярных, не теряющих актуальности произведений – «Война и мир», «Смерть Ивана Ильича», «Анна Каренина», «Крейцерова соната», «Живой труп», «Воскресенье».

Детство и юность

Будущий литературный гений родился 9 сентября 1828 года в поместье Ясная Поляна в семье аристократов. Отец, Николай Ильич, полковник в отставке, происходил из знатного старинного графского рода Толстых. Впоследствии он послужил прототипом Николая Ростова, персонажа из «Войны и мира», брата Наташи. Мать, Мария Николаевна, была дочерью князя, генерала Николая Волконского, славилась незаурядным даром рассказчицы поучительных историй. Она изображена в романе-эпопее в лице княжны Марьи.


У мальчика было три старших брата – Николай, Дмитрий и Сергей, и младшая на два года сестра Маша. Они рано осиротели: мать умерла через полгода после рождения дочери, отец – когда Льву исполнилось 9 лет. До смерти отца воспитанием детей занималась его троюродная сестра Татьяна Ергольская, а после их опекуном была назначена родная тетя, графиня Александра Остен-Сакен. Два старших брата переехали к ней в Белокаменную столицу, двое младших и сестричка остались в поместье.

Спустя 3 года тетушка скончалась. Дети перебрались в Казань ко второй сестре отца Пелагее. В 1844 Лев, воспитанный домашними учителями, вслед за старшими братьями стал студентом местного университета. Он выбрал отделение восточной словесности, но учеба (в отличие от светских развлечений) его не особенно привлекала. Он был недоверчив ко всякому авторитету, экзаменационные испытания полагал досадной формальностью.


В 1847 молодой человек бросил университет и уехал управлять имением по-новому и самостоятельно изучать интересующие науки. Но его ждала неудача в налаживании быта в качестве управляющего, описанная позже в рассказе «Утро помещика».

Несколько лет он вел светскую жизнь в столице и в Москве, отмечая в дневнике свое недовольство собой. Периоды аскетизма, попыток подготовиться к экзаменам на ученую степень и угрызений совести сменяло великосветское безделье и кутежи.

Творческий путь

В 1851 в усадьбу приехал погостить самый старший из братьев, Николай. Он проходил службу на Кавказе, где не первый год шла война, и предложил брату также пойти в армию. Лев согласился, понимая, что ему следует изменить образ жизни, а также из-за большого проигрыша в карты и растущих долгов. Вместе с братом он отправился на окраину империи, получил армейскую должность и служил в казацкой станице под Кизляром, участвуя в боевых операциях.


Одновременно Лев занялся литературной деятельностью и через год завершил повесть «Детство», опубликовав ее в «Современнике». Произведение понравилось читателям и, воодушевленный успешным началом автор в 1854 представил на суд публики вторую часть трилогии, «Отрочество», а со временем и третью, «Юность».

В конце того же 1854 года он перевелся на Дунайский фронт, где ему пришлось пережить осаду Севастополя и все ужасы, выпавшие на долю его защитников. Этот опыт побудил его к созданию правдивых и глубоко патриотичных «Севастопольских рассказов», поразивших современников реалистичным изображением бесчеловечности войны. За оборону города он был удостоен ряда наград, включая Императорский орден Св. Анны «За храбрость».


После окончания военных действий, поручик Толстой оставил службу и отправился в Петербург, где имел большой успех в писательской среде и в светских салонах. Талантом 28-летнего сочинителя восхищались, уже тогда его называли «надеждой отечественной литературы». У него сложились дружеские отношения с Николаем Некрасовым, Иваном Тургеневым, Дмитрием Григоровичем, Александром Дружининым и другими мастерами пера.

Он стал членом кружка журнала «Современник», бывшего идейным центром демократической общественной мысли, издал «Два гусара», «Метель». Но со временем Толстой стал тяготиться пребыванием в кружке с его бесконечными дискуссиями и конфликтами, и в 1857 отправился в путешествие за рубеж.


Во время поездки молодой писатель побывал в столице Франции, где его неприятно удивило «обоготворение злодея» Наполеона и потрясла публичная казнь. Затем он путешествовал по Италии, Германии, Швейцарии – знакомился с памятниками архитектуры, встречался с художниками, от беспорядочных связей заработал венерическое заболевание, проигрался в пух и прах в Баден-Бадене в рулетку. Свою разочарованность в иностранном образе жизни он высказал в знаменитом произведении «Люцерн».

Документальный фильм о Льве Толстом («Гении и злодеи»)

Вернувшись летом того же года в свое имение, классик написал роман «Семейное счастье», рассказ «Три смерти», продолжил написание «Казаков». Затем он отложил писательский труд и занялся проблемами народного образования.


В 1860 он вновь съездил за рубеж с целью изучения западноевропейской системы образования. Спустя 9 месяцев в Ясной Поляне он стал издавать педагогический журнал, где пропагандировал собственную образовательную методику. Позже он составил несколько учебников для начального обучения с авторскими рассказами и изложениями сказок и басен.


В период с 1863 по 1869 гг. классик русской литературы написал свой знаменитый масштабный эпос «Война и мир», где выразил яростный протест против войн. Книга, ставшая вершиной реалистичного изображения в мировой литературе, имела огромный успех и принесла автору всеобщее признание.


В 1871 из-за проблем со здоровьем он отправился в одно из башкирских кочевьев под Самарой, чтобы по настоянию докторов пролечиться кумысом. Вдохновленный степной природой, в 1873 он взялся за роман «Анна Каренина», создав к 1877 году величайшее произведение о семье, смысле бытия, любви и страсти, и раскрыв тончайшие движения человеческой души.


В 1880-х, на пике литературной славы, для писателя-мыслителя настало время нравственных терзаний, которые едва не довели его до самоубийства. Он создал ряд публицистических трактатов, включая «Исповедь», «О жизни», «Царство божие внутри вас», где изложил тезис ненасильственного сопротивления.

На основе его доктрин возникло движение «толстовство», сторонником которого были такие известные деятели, как Мартин Лютер Кинг и Махатма Ганди. Колонии последователей позже появились в Харьковской, Тверской губернии, в Западной Европе, в Японии, Индии, Южной Африке.


Параллельно с трудами философского толка граф создавал и художественные – «Смерть Ивана Ильича» о поиске смысла бытия, «Крейцерова соната» о гневе ревности, «Отец Сергий» о христианском подвижнике, «Живой труп» об обреченности. В 1899 вышел его роман «Воскресенье», критиковавший армию, систему судопроизводства, институт церкви. Спустя два года Святейший Синод обнародовал решение об отлучении автора от церкви.

Личная жизнь Льва Толстого

Глава русской литературы очень любил женщин. В его большом сердце находилось место горничным, крестьянкам, юным аристократкам и замужним дамам. Его основным настроением в молодости критики называли чувственное влечение к представительницам слабого пола вместе с жаждой семейной жизни.

В 28 лет он задумал жениться на 20-летней дочери дворянина Арсеньева Валерии. Их роман длился около полугода. Но оказалось, что у них было слишком разное представление о семейном счастье. Он мечтал, что его жена в простом платье будет посещать крестьянские избы и подавать помощь, а она – как в роскошных нарядах станет разъезжать по Невскому в собственной коляске.


В 1857 году Лев Николаевич был увлечен дочерью поэта Тютчева Екатериной, но отношения их не сложились. Затем у него была связь с замужней крестьянкой Аксиньей, родившей от него в 1860 сына Тимофея.

В 1862 году он женился на 18-летней Софье Берс. Они прожили вместе 48 лет. За время брака супруга подарила ему 13 детей – 9 сыновей и 4 дочери (пятеро из них умерли в детстве, самым большим ударом стала смерть младшего сына Вани в 1895 году), стала его секретарем, помощницей в делах, переводчицей и неофициальным редактором.


«Левочка мне дал почувствовать, что нельзя удовольствоваться одною жизнью семейною и женою или мужем, а надо что-нибудь еще, постороннее дело», – писала она в дневнике.


Их отношения иногда омрачались размолвками, к примеру, когда писатель хотел раздать все имущество крестьянам и, став вегетарианцем, требовал от близких отказаться от мяса.

Любимым стихотворением сочинителя было знаменитое «Воспоминание» Пушкина , любимыми композиторами – Шопен, Бах и Гендель.

Смерть

В начале ноября 1910 в стремлении привести жизнь в соответствие со своими новыми воззрениями 82-летний дворянин-пацифист тайно покинул родовую усадьбу в сопровождении семейного врача Душана Маковицкого.

По пути в Новочеркасск, где они намеревались получить загранпаспорта для поездки в Болгарию, а в случае отказа ехать на юг, пожилой литератор тяжело заболел крупозной пневмонией. На станции Астапово его сняли с поезда и разместили в доме смотрителя.


Там его пытались спасти шесть докторов, но безуспешно – 20 ноября великий писатель скончался. Похоронили классика в Ясной Поляне.

Лев Николаевич Толстой ( - ), русский писатель, критик, общественный деятель.

Позже он напишет в "Исповеди":

"Сообщенное мне с детства вероучение исчезло во мне так же, как и в других, с той только разницей, что так как я с 15-ти лет стал читать философские сочинения, то мое отречение от вероучения очень рано стало сознательным. Я с 16 лет перестал становиться на молитву и перестал по собственному побуждению ходить в церковь и говеть..."

В период юношества Толстой увлекается Монтескье и Руссо . О последнем известно его признание: "В 15 лет я носил на шее медальон с его портретом вместо нательного креста ". .

"...Знакомство с западными безбожниками еще более помогло ему стать на этот страшный путь... ", - писал о. Иоанн Кронштадтский

Именно эти годы окрашены напряженным самоанализом и борьбой с собой, что отражено в дневнике, который Толстой вел в течение всей жизни. Тогда же у него возникло серьезное желание писать и появились первые незавершенные художественные наброски.

Военная служба. Начало писательской деятельности

В уезжает из Ясной Поляны на Кавказ , место службы его старшего брата Николая, добровольцем участвует в военных действиях против чеченцев . В дневнике отмечены его первые литературные замыслы («История вчерашнего дня» и др.). Осенью , сдав в Тифлисе экзамен, поступает юнкером в 4-ю батарею 20-й артиллерийской бригады, стоявшей в казацкой станице Старогладове под Кизляром .

В эти же годы у Толстого появляются мысли об "основании новой религии". Будучи 27-летним офицером, находясь под Севастополем, однажды после угарного ночного кутежа и крупного проигрыша, в дневнике от 5 марта года он пишет:

"Разговор о божестве и вере навел меня на великую, громадную мысль, осуществлению которой я чувствую себя способным посвятить всю жизнь. Мысль эта - основание новой религии, соответствующей развитию человечества, религии Христа, но очищенной от веры и таинственности, религии практической, не обещающей будущее блаженство, но дающей блаженство на земле."

Толстой низводит упование на грядущее блаженство с неба на землю и Христос мыслится в этой религии только как человек. Зерно этого размышления до поры зрело, пока не дало ростки в 80-х годах, в пору духовного кризиса, настигшего Толстого.

"Война и мир","Анна Каренина".

В сентябре года Толстой женился на восемнадцатилетней дочери врача Софье Андреевне Берс (+1919) и сразу после венчания увез жену из Москвы в Ясную Поляну, где полностью отдался семейной жизни и хозяйственным заботам. Он проживет с ней 48 лет, она родит ему 13 детей, из которых семеро останутся живы.

С моментом окончания романа совпадает начало духовного кризиса Толстого. Внутренние метания героя романа Лёвина есть отражение происходившего в душе самого автора.

Духовный кризис. Создание учения

В начале 1880-х семья Толстых переезжает в Москву , чтобы дать образование подраставшим детям. С этого времени зимы Толстой проводит в Москве. Здесь в участвует в переписи московского населения, близко знакомится с жизнью обитателей городских трущоб, которую описал в трактате "Так что же нам делать?" (1882 - 86), и делает вывод: "...Так нельзя жить, нельзя так жить, нельзя! "

В 80-е гг. Толстой заметно охладевает к художественной работе и даже осуждает как барскую «забаву» свои прежние романы и повести. Он увлекается простым физическим трудом, пашет, шьет себе сапоги, становится вегетарианцем, отдает семье все свое крупное состояние, отказывается от прав литературной собственности. В то же время растет его недовольство привычным образом жизни.

Свои новые социальные взгляды Толстой связывает с нравственно-религиозной философией. Новое миросозерцание Толстого широко и полно выразилось в его произведениях «Исповедь» (1879-80, опубликована 1884) и «В чём моя вера?» (1882-84). Труды «Исследование догматического богословия» (1879-80) и «Соединение и перевод четырёх евангелий» (1880-81) кладут основу религиозной стороне толстовского учения .

"Вся его философия сводилась отныне к морали. - пишет И.А. Ильин - И в этой морали было два истока: сострадание, которое он называет "любовью", и абстрактный, резонерствующий рассудок, который он называет "разумом" ".

Бог определяется Толстым прежде всего через отрицание всех тех свойств, какие раскрываются в православном вероучении. У Толстого свое понимание Бога.

"Эту точку зрения, - отмечает И.А. Ильин, - можно назвать аутизмом (аутос по-гречески значит сам), т. е. замыканием в рамках самого себя, суждением о других людях и вещах с точки зрения собственного разумения, т. е. субъективистская беспредметность в созерцании и оценке. Толстой - аутист: в мировоззрении, культуре, философии, созерцании, оценках. В этом аутизме суть его доктрины ".

Постепенно его мировоззрение вырождается в своеобразный религиозный нигилизм . Толстой подверг критике и отрицанию Символ Веры , Катехизис святителя Филарета , Послание восточных патриархов , Догматическое Богословие митрополита Макария . И всё то, что стоит за этими трудами.

Отлучение от Церкви

В последнее десятилетие жизни Толстой поддерживает личные отношения с В.Г.Короленко, А.П.Чеховым , М.Горьким . В это время созданы: «Хаджи-Мурат», «Фальшивый купон», неоконченная повесть «Нет в мире виноватых», «Отец Сергий», драма «Живой труп», «После бала», «Посмертные записки старца Федора Кузмича...».

Последние годы жизни Толстой проводит в Ясной Поляне в непрестанных душевных страданиях, в атмосфере интриг и раздоров между толстовцами, с одной стороны, и С.А.Толстой – с другой. Его часто мучает мысль уйти из дома. Он объясняет эти мучения "несоответствием жизни с верованиями".

В ночь на 28 октября года Толстой в сопровождении доктора Д.П. Маковицкого навсегда уходит из Ясной Поляны. В письме жене он пишет: "Кроме всего другого, я не могу больше жить в тех условиях роскоши, в которых жил, и делаю то, что обыкновенно делают старики моего возраста - уходят из мирской жизни, чтобы жить в уединении и тиши последние дни своей жизни ".

Толстой посетил Оптину Пустынь и свою сестру, монахиню М.Н. Толстую, в Шамординском монастыре . В Оптиной Пустыни ходил вдоль церковных стен, но так и не зашел на территорию монастыря. "К старцам сам не пойду. Если бы сами позвали, пошел бы " - передает слова Толстого Д.П. Маковицкий в своем дневнике.

В дороге Толстой простудился и заболел воспалением легких. 7 ноября года писатель скончался без покаяния в пути на станции Астапово Рязанско-Уральской железной дороги.

Из высказывания старца Варсонофия после смерти Толстого: "Хотя он и Лев, но не мог разорвать кольца той цепи, которою сковал его сатана ".

Ольденбург С.С., историк:

"Для власти вставала трудная задача: как отнестись к чествованиям памяти Толстого?..Государь нашел выход: на докладе о кончине Л.Н. Толстого он поставил отметку: "Душевно сожалею о кончине великого писателя, воплотившего, во времена расцвета своего дарования, в творениях своих родные образы одной из славнейших годин русской жизни. Господь Бог да будет ему Милостивым Судией". <...> Государственная власть не приняла участие в гражданских похоронах Толстого... Великого писателя похоронили на холме около Ясной Поляны; в похоронах участвовало несколько тысяч человек, в большинстве - молодежи ".

Основные произведения

Романы:

  • «Семейное счастье» (1859)
  • «Декабристы» (1860-61, не­законч., опубл. 1884)
  • «Война и мир» (1863- 1869, печатался с 1865,1-е отд. изд. 1867-69, 3 изд. исправл. 1873)
  • «Анна Каренина» (1873- 1877, опубл. 1875-77)
  • «Воскресение» (1889- 1899, опубл. 1899)

Повести:

  • Трилогия: «Детство» (1852), «Отрочество» (1854), «Юность» (1857; вся трил.-1864)
  • «Два гусара», «Утро помещика» (обе - 1856)
  • «Казаки» (незаконч., опубл. 1863)
  • «Смерть Ивана Ильича» (1884-86)
  • «Крейцерова соната» (1887-89, опубл. 1891)
  • «Дьявол» (1889-90, опубл. 1911)
  • «Отец Сергий» (1890-98, опубл. 1912)
  • «Хаджи-Мурат» (1896-1904, опубл. 1912)
  • «Посмертные записки старца Федора Кузьмича...» (незаконч., 1905, опубл. 1912)

Рассказы, в т. ч.:

  • «Набег» (1853)
  • «Записки маркёра», «Рубка леса» (оба - 1855)
  • Цикл «Севастопольские рассказы» («Севастополь в декабре месяце», «Севастополь в мае», оба - 1855; «Севастополь в августе 1855 года», 1856)
  • «Метель», «Разжалованный» (оба - 1856)
  • «Люцерн» (1857)
  • «Три смерти» (1859)
  • «Холстомер» (1863-85)
  • «Франсуаза» (пе­ределка рассказа Г. де Мопассана «Порт», 1891)
  • «Кто прав?» (1891-93, опубл. 1911)
  • «Дорого стоит» (переделка отрывка из очерка Г. де Мопассана «На воде», 1890; опубл. 1899 в Англии, в России 1901)
  • «После бала» (1903, опубл. 1911)
  • «Фальшивый купон» (кон. 1880-х гг. - 1904, опубл. 1911)
  • «Алеша Горшок» (1905, опубл. 1911)
  • «Корней Васильев», «Ягоды», «За что?», «Божеское и человеческое» (все - 1906)
  • «Что я видел во сне» (1906, опубл. 1911)
  • «Ходынка» (1910, опубл. 1912)
  • «Нечаянно» (1910, опубл. 1911)

Рассказы и сказки для детей и народного чтения, в т. ч.:

  • в «Азбуке» (кн. 1-4, 1872), «Новой азбуке» (1875) и четырех «Русских книгах для чтения» (1875):
    • «Три медведя», «Фили­пок», цикл рассказов о Бульке, «Кавказский пленник» и мн. др.
  • Философско-нравоучительные рассказы и притчи, в т. ч.:
    • «Чем люди живы» (1881)
    • «Где любовь, там и бог», «Вражье лепко, а божье крепко», «Упустишь огонь - не потушишь», «Два старика» (все - 1885)
    • «Два брата и золото», «Ильяс», «Свечка», «Три старика», «Много ли человеку земли нужно», «Крестник» (все-1886)

Драматургия:

  • комедии
    • «Зараженное семейство» (1864, опубл. 1928)
    • «Первый винокур, или Как чертенок краюшку заслужил» (1886)
    • «Плоды просвещения» (1891)
    • «От ней все качества» (1910, опубл. 1911)
  • драмы
    • «Власть тьмы, или Коготок увяз, всей птичке пропасть» (1887)
    • «Живой труп» (1900, не­законч., опубл. 1911)
    • «И свет во тьме светит» (1880-е-1900-е гг., опубл. 1911)

Публицистика, в т. ч.:

  • «Исповедь» (1879-82; опубл. 1884, Женева, в России - 1906)
  • статьи
    • «О переписи в Москве» (1882)
    • «Так что же нам делать?» (1882-86; опубл. полн. 1906)
    • «О голоде» (1891; опубл. на англ. яз. 1892, на рус. яз. полн. 1954)
    • «Николай Палкин» (опубл. в Женеве 1891)
    • «Стыдно» (1895)
    • «Рабство нашего времени» (1900; в России опубл. ч. 1-1906, полн.-1917)
    • «Не убий» (опубл. за границей 1900, в России - 1917)
    • «Царю и его помощникам» (опубл. за границей 1901)
    • «Не могу молчать» (опубл. за границей 1908, в России до 1917 распрост­ранялась нелегально)

Педагогические сочинения, в т.ч.:

  • ст. «Прогресс и определение образования» (1863) и др.

Религиозно-философские сочинения:

  • «Исследование догматического богословия» (1879-80)
  • «Соединение и перевод четырех евангелий» (1880-81)
  • «В чем моя вера» (1884)
  • «Царство Божие внутри вас» (1893, на франц. яз.; в России запрещено, опубл. 1906) и др.

Критика, в т.ч.:

  • «Речь в Обществе любителей российской словесности» (1859, опубл. 1928)
  • «Кому у кого учиться писать, крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят?» (1862)
  • «Об искусстве» (1889, незаконч., опубл. 1927)«Что такое искусство?» (1897-98)
  • «О Шекспире и о драме» (1906)
  • «О Гоголе» (1909)

Дневники (1847-1910)

Литература

  • Л.Н. Толстой в воспоминаниях современников, 1978
  • Л.Н. Толстой: pro et contra, 2000
  • Абрамович Н.Я. Религия Толстого, 1914
  • Басинский П.В. Лев Толстой: Бегство из рая, 2010
  • Бирюков П.И. Биография Толстого, 1911-1913
  • Булгаков В.Ф. Толстой в последний год его жизни, 1957
  • Гольденвейзер А.Б. Вблизи Толстого, 1959
  • Зверев М.А., Туниманов В.А. Лев Толстой, 2006
  • Мережковский Д.С. Толстой и Достоевский,2000
  • Новые материалы о Толстом: Из архива Н. Н. Гусева., 2002
  • Георгий Ореханов , свящ. Жестокий суд России: В.Г. Чертков в жизни Л.Н. Толстого, 2009.
  • Георгий Ореханов, свящ. Русская Православная Церковь и Л.Н. Толстой, М.: Издательство ПСТГУ, 2010
  • Там же, с.463

    Андреев И.М.Русские писатели XIX века, М.,2009, с.369

    См. книгу «Отец Иоанн Кронштадтский и граф Лев Толстой» (Джорданвилль, 1960 г.)