Как решать химические уравнения реакций? План- конспект урока "Химические уравнения"(8 класс)
Решение уравнений химический реакций вызывают затруднения у немалого количества учеников средней школы во-многом благодаря большому разнообразию участвующих в них элементов и неоднозначности их взаимодействия. Но так как основная часть курса общей химии в школе рассматривает именно взаимодействие веществ на основе их уравнений реакций, то ученикам необходимо обязательно ликвидировать пробелы в данной области и научиться решать химические уравнения, чтобы избежать проблем с предметом в дальнейшем.
Уравнением химической реакции называется символьная запись, отображающая взаимодействующие химические элементы, их количественное соотношение и получающиеся в результате взаимодействия вещества. Данные уравнения отражают сущность взаимодействия веществ с точки зрения атомно-молекулярного или электронного взаимодействия.
- В самом начале школьного курса химии учат решать уравнения на основе понятия валентности элементов периодической таблицы. На основе данного упрощения рассмотрим решение химического уравнения на примере окисления алюминия кислородом. Алюминий, взаимодействуя с кислородом, образует оксид алюминия. Обладая указанными исходными данными составим схему уравнения.
Al + O 2 → AlO
В данном случае мы записали примерную схему химической реакции, которая лишь частично отражает ее сущность. В левой части схемы записываются вещества, вступающую в реакцию, а в правой результат их взаимодействия. Кроме того, кислород и другие типичные окислители, обычно записываются правее металлов и других восстановителей в обоих частях уравнения. Стрелка показывает направление реакции.
- Чтобы данная составленная схема реакции приобрела законченный вид и соответствовала закону сохранения массы веществ, необходимо:
- Проставить индексы в правой части уравнения у вещества, получившегося в результате взаимодействия.
- Уровнять количество участвующих в реакции элементов с количеством получившегося вещества в соответствии с законом сохранения массы веществ.
- Проставить индексы в правой части уравнения у вещества, получившегося в результате взаимодействия.
- Начнем с приостановки индексов в химической формуле готового вещества. Индексы устанавливаются в соответствии с валентностью химических элементов. Валентностью называют способность атомов образовывать соединения с другими атомами за счет соединения их неспаренных электронов, когда одни атомы отдают свои электроны, а другие присоединяют их себе на внешний энергетический уровень. Принято считать, что валентность химического элемента определяет его группой (колонкой) в периодической таблице Менделеева. Однако на практике взаимодействие химических элементов происходит гораздо сложнее и разнообразнее. Например, атом кислорода во всех реакциях имеет валентность Ⅱ, несмотря на то, что в периодической таблице находится в шестой группе.
- Чтобы помочь вам сориентироваться в этом многообразии, предлагаем вам следующий небольшой справочный помощник, который поможет определить валентность химического элемента. Выберите интересующий вас элемент и вы увидите возможные значения его валентности. В скобках указаны редкие для выбранного элемента валентности.
- Вернемся к нашему примеру. Запишем в правой части схемы реакции сверху над каждым элементом его валентность.
Для алюминия Al валентность будет равна Ⅲ, а для молекулы кислорода O 2 валентность равна Ⅱ. Находим наименьшее общее кратное к этим числам. Оно будет равно шести. Делим наименьшее общее кратное на валентность каждого элемента и получаем индексы. Для алюминия шесть делим на валентность получаем индекс 2, для кислорода 6/2=3. Химическая формула оксида алюминия, полученного в результате реакции, примет вид Al 2 O 3 .
Al + O 2 → Al 2 O 3
- После получения правильной формулы готового вещества необходимо проверить и в большинстве случаев уравнять правые и левые части схемы согласно закона сохранения массы, так как продукты реакции образуются из тех же атомов, которые изначально входили в состав исходных веществ, участвующих в реакции.
- Закон сохранения массы гласит, что количество атомов вступивших в реакцию должно равняться количеству атомов получившихся в результате взаимодействия. В нашей схеме во взаимодействии участвуют один атом алюминия и два атома кислорода. В результате реакции получаем два атома алюминия и три кислорода. Очевидно, что схему необходимо уровнять, используя коэффициенты для элементов и вещества, чтобы соблюдался закон сохранения массы.
- Уравнивание выполняют также через нахождение наименьшего общего кратного, которое находится между элементами, обладающими наибольшими индексами. В нашем примере это будет кислород с индексом в правой части равным 3 и в левой части равным 2. Наименьшее общее кратное и в этом случае будет равно 6. Теперь разделим наименьшее общее кратное на значение наибольшего индекса в левой и правой частях уравнения и получим следующие индексы для кислорода.
Al + 3∙O 2 → 2∙Al 2 O 3
- Теперь остается уравнять только алюминий в правой части. Для этого в левую часть поставим коэффициент 4.
4∙Al + 3∙O 2 = 2∙Al 2 O 3
- После расстановки коэффициентов уравнение химической реакции соответствует закону сохранения массы и между его левой и правой частями можно поставить знак равенства. Расставленные коэффициенты в уравнении обозначают число молекул веществ, участвующих в реакции и получающихся в результате нее, или соотношение данных веществ в молях.
Инструкция
Определите какие вещества взаимодействуют друг с другом в вашей реакции. Запишите их в левой части уравнения. Для примера, рассмотрите химическую реакцию между и серной . Расположите реагенты слева: Al+H2SO4
Итак, запишите в левой части реакции исходные вещества: СН4 + О2.
В правой, соответственно, будут продукты реакции: СО2 + Н2О.
Предварительная запись этой химической реакции будет следующей: СН4 + О2 = СО2 + Н2О.
Уравняйте вышенаписанную реакцию, то есть добейтесь выполнения основного правила: количество атомов каждого элемента в левой и правой частях химической реакции должно быть одинаковым.
Вы видите, что количество атомов углерода совпадает, а количество атомов кислорода и водорода разное. В левой части 4 атома водорода, а в правой - только 2. Поэтому поставьте перед формулой воды коэффициент 2. Получите: СН4 + О2 = СО2 + 2Н2О.
Атомы углерода и водорода уравнены, теперь осталось сделать то же самое с кислородом. В левой части атомов кислорода 2, а в правой – 4. Поставив перед молекулой кислорода коэффициент 2, получите итоговую запись реакции окисления метана: СН4 + 2О2 = СО2 + 2Н2О.
Уравнение реакции - условная запись химического процесса, при котором одни вещества превращаются в другие с изменением свойств. Для записи химических реакций используют формулы веществ и знания о химических свойствах соединений.
Инструкция
Правильно напишите формулы, в соответствии с их . Например, оксид алюминия Al₂O₃, индекс 3 от алюминия (соответствует его степени окисления в этом соединении) поставьте возле кислорода, а индекс 2 (степень окисления кислорода) возле алюминия.
Если степень окисления +1 или -1, то индекс не ставится. К примеру, вам нужно записать формулу . Нитрат – кислотный остаток азотной кислоты (-NO₃, с.о. -1), аммоний (-NH₄, с.о. +1). Таким образом нитрата аммония - NH₄ NO₃. Иногда степень окисления указывается в названии соединения. Оксид серы (VI) - SO₃, оксид кремния (II) SiO. Некоторые (газы) записываются с индексом 2: Cl₂, J₂, F₂, O₂, H₂ и т.д.
Необходимо знать, какие вещества вступают в реакцию. Видимые реакции: выделение газа, изменение окраски и выпадение осадка. Очень часто реакции проходят без видимых изменений.
Пример 1: реакция нейтрализации
H₂SO₄ + 2 NaOH → Na₂SO₄ + 2 H₂O
Гидроксид натрия реагирует с серной кислотой с образованием растворимой соли сульфата натрия и воды. Ион натрия отщепляется и соединяется с кислотным , замещая водород. Реакция проходит без внешних признаков.
Пример 2: йодоформная проба
С₂H₅OH + 4 J₂ + 6 NaOH→CHJ₃↓ + 5 NaJ + HCOONa + 5 H₂O
Реакция идет в несколько этапов. Конечный результат – выпадение кристаллов йодоформа желтого цвета (качественная реакция на ).
Пример 3:
Zn + K₂SO₄ ≠
Реакция невозможна, т.к. в ряду напряжений металлов цинк стоит после калия и не может вытеснять его из соединений.
Закон сохранения массы гласит: масса веществ, вступивших в реакцию, равна массе образовавшихся веществ. Грамотная запись химической реакции – половина . Необходимо расставить коэффициенты. Начните уравнивать с тех соединений, в формулах которых присутствуют большие индексы.
K₂Cr₂O₇ + 14 HCl → 2 CrCl₃ + 2 KCl + 3 Cl₂ + 7 H₂O
Расставлять коэффициенты начните с бихромата калия, т.к. в его формуле содержится наибольший индекс (7).
Такая точность в записи необходима для расчета массы, объема, концентрации, выделившейся энергии и других величин. Будьте внимательны. Запомните наиболее часто встречающиеся формулы и оснований, а также кислотные остатки.
Источники:
- уравнение по химии
Решение школьных задач по химии может представлять некоторые трудности для школьников, поэтому мы выкладываем ряд примеров решений основный типов задач школьной химии с подробным разбором.
Для решения задач по химии необходимо знать ряд формул, указанных в таблице ниже. грамотно пользуясь этим нехитрым набором можно решить практически любую задачу из курса химии.
Расчеты количества вещества | Расчеты доли | Расчеты выхода продукта реакции |
ν=m/M,
ν=V/V M , ν=N/N A , ν=PV/RT |
ω=m ч /m об,
φ=V ч /V об, χ=ν ч /ν об |
η = m пр. /m теор. ,
η = V пр. /V теор. , η = ν пр. /ν теор. |
ν — количество вещества (моль);
ν ч — количество вещества частное (моль); ν об — количество вещества общее (моль); m — масса (г); m ч — масса частная (г); m об — масса общая (г); V — объём (л); V М — объем 1 моль (л); V ч — объём частный (л); V об — объем общий (л); N — количество частиц (атомов, молекул, ионов); N A — число Авогадро (количество частиц в 1 моль вещества) N A =6,02×10 23 ; Q — количество электричества (Кл); F — постоянная Фарадея (F » 96500 Кл); Р — давление (Па) (1атм »10 5 Па); R — универсальная газовая постоянная R » 8,31 Дж/(моль×К); Т — абсолютная температура (К); ω — массовая доля; φ — объёмная доля; χ — мольная доля; η — выход продукта реакции; m пр., V пр., ν пр. — масса, объём, количество вещества практические; m теор.,V теор., ν теор. — масса, объем, количество вещества теоретические. |
Вычисление массы определённого количества вещества
Задание:
Определить массу 5 моль воды (Н 2 О).
Решение:
- Рассчитать молярную массу вещества, используя периодическую таблицу Д. И. Менделеева. Массы всех атомов округлять до единиц, хлора — до 35,5.
M(H 2 O)=2×1+16=18 г/моль - Найти массу воды по формуле:
m = ν×M(H 2 O)= 5 моль × 18 г/моль = 90 г - Записать ответ:
Ответ: масса 5 моль воды равна 90 г
Вычисление массовой доли растворенного вещества
Задание:
Вычислить массовую долю соли (NaCl) в растворе, полученном при растворении в 475 г воды 25 г соли.
Решение:
- Записать формулу для нахождения массовой доли:
ω(%) = (m в-ва /m р-ра)×100% - Найти массу раствора.
m р-ра = m(H 2 O) + m(NaCl) = 475 + 25 = 500 г - Вычислить массовую долю, подставив значения в формулу.
ω(NaCl) = (m в-ва /m р-ра)×100% = (25/500)×100%=5% - Записать ответ.
Ответ: массовая доля NaCl составляет 5%
Расчет массы вещества в растворе по его массовой доле
Задание:
Сколько граммов сахара и воды необходимо взять для получения 200 г 5 % раствора?
Решение:
- Записать формулу для определения массовой доли растворённого вещества.
ω=m в-ва /m р-ра → m в-ва = m р-ра ×ω - Вычислить массу соли.
m в-ва (соли) = 200×0,05=10 г - Определить массу воды.
m(H 2 O) = m (р-ра) — m (соли) = 200 — 10 = 190 г - Записать ответ.
Ответ: необходимо взять 10 г сахара и 190 г воды
Определение выхода продукта реакции в % от теоретически возможного
Задание:
Вычислить выход нитрата аммония (NH 4 NO 3) в % от теоретически возможного, если при пропускании 85 г аммиака (NH 3) в раствор азотной кислоты (HNO 3), было получено 380 г удобрения.
Решение:
- Записать уравнение химической реакции и расставить коэффициенты
NH 3 + HNO 3 = NH 4 NO 3 - Данные из условия задачи записать над уравнением реакции.
m = 85 г m пр. = 380 г NH 3 + HNO 3 = NH 4 NO 3 - Под формулами веществ рассчитать количество вещества согласно коэффициентам как произведение количества вещества на молярную массу вещества:
- Практически полученная масса нитрата аммония известна (380 г). С целью определения теоретической массы нитрата аммония составить пропорцию
85/17=х/380 - Решить уравнение, определить х.
х=400 г теоретическая масса нитрата аммония - Определить выход продукта реакции (%), отнеся практическую массу к теоретической и умножить на 100%
η=m пр. /m теор. =(380/400)×100%=95% - Записать ответ.
Ответ: выход нитрата аммония составил 95%.
Расчет массы продукта по известной массе реагента, содержащего определённую долю примесей
Задание:
Вычислить массу оксида кальция (СаО), получившегося при обжиге 300 г известняка (СаСО 3), содержащего 10 % примесей.
Решение:
- Записать уравнение химической реакции, поставить коэффициенты.
СаСО 3 = СаО + СО 2 - Рассчитать массу чистого СаСО 3 , содержащегося в известняке.
ω(чист.) = 100% — 10% = 90% или 0,9;
m(CaCO 3) = 300×0,9=270 г - Полученную массу СаСО 3 записать над формулой СаСО 3 в уравнении реакции. Искомую массу СаО обозначить через х.
270 г х г СаСО 3 = СаО + СО 2 - Под формулами веществ в уравнении записать количество вещества (согласно коэффициентам); произведения количеств веществ на их молярную массу (молекулярная масса СаСО 3 = 100
, СаО = 56
).
- Составить пропорцию.
270/100=х/56 - Решить уравнение.
х = 151,2 г - Записать ответ.
Ответ: масса оксида кальция составит 151, 2 г
Расчет массы продукта реакции, если известен выход продукта реакции
Задание:
Сколько г аммиачной селитры (NH 4 NO 3) можно получить при взаимодействии 44,8 л аммиака (н. у.) с азотной кислотой, если известно, что практический выход составляет 80 % от теоретически возможного?
Решение:
- Запишите уравнение химической реакции, расставьте коэффициенты.
NH 3 + HNO 3 = NH 4 NO 3 - Данные условия задачи напишите над уравнением реакции. Массу аммиачной селитры обозначьте через х.
- Под уравнением реакции напишите:
а) количество веществ согласно коэффициентам;
б) произведение молярного объёма аммиака на количество вещества; произведение молярной массы NH 4 NO 3 на количество вещества. - Составьте пропорцию.
44,4/22,4=х/80 - Решите уравнение, найдя х (теоретическую массу аммиачной селитры):
х= 160 г. - Найдите практическую массу NH 4 NO 3 , помножив теоретическую массу на практический выход (в долях от единицы)
m(NH 4 NO 3) = 160×0,8=128 г - Запишите ответ.
Ответ: масса аммиачной селитры составит 128 г.
Определение массы продукта, если один из реагентов взят в избытке
Задание:
14 г оксида кальция (СаО) обработали раствором, содержащем 37,8 г азотной кислоты (HNO 3). Вычислите массу продукта реакции.
Решение:
- Запишите уравнение реакции, расставьте коэффициенты
CaO + 2HNO 3 = Сa(NO 3) 2 + H 2 O - Определите моль реагентов по формуле: ν = m/M
ν(CaO) = 14/56=0,25 моль;
ν(HNO 3) = 37,8/63=0,6 моль. - Над уравнением реакции напишите рассчитанные количества вещества. Под уравнением — количества вещества согласно стехиометрическим коэффициентам.
- Определите вещество, взятое в недостатке, сравнив отношения взятых количеств веществ к стехиометрическим коэффициентам.
0,25/1 < 0,6/2
Следовательно, в недостатке взята азотная кислота. По ней и будем определять массу продукта. - Под формулой нитрата кальция (Ca(NO 3) 2) в уравнении проставьте:
а) количество вещества, согласно стехиометрического коэффициента;
б) произведение молярной массы на количество вещества. Над формулой (Са(NO 3) 2) — х г.0,25 моль 0,6 моль х г CaO + 2HNO 3 = Сa(NO 3) 2 + H 2 O 1 моль 2 моль 1 моль m = 1×164 г - Составьте пропорцию
0,25/1=х/164 - Определите х
х = 41 г - Запишите ответ.
Ответ: масса соли (Ca(NO 3) 2) составит 41 г.
Расчёты по термохимическим уравнениям реакций
Задание:
Сколько теплоты выделится при растворении 200 г оксида меди (II) (СuO) в соляной кислоте (водный раствор HCl), если термохимическое уравнение реакции:
CuO + 2HCl = CuCl 2 + H 2 O + 63,6 кДж
Решение:
- Данные из условия задачи написать над уравнением реакции
- Под формулой оксида меди написать его количество (согласно коэффициенту); произведение молярной массы на количество вещества. Над количеством теплоты в уравнении реакции поставить х.
200 г CuO + 2HCl = CuCl 2 + H 2 O + 63,6 кДж 1 моль m = 1×80 г - Составить пропорцию.
200/80=х/63,6 - Вычислить х.
х=159 кДж - Записать ответ.
Ответ: при растворении 200 г CuO в соляной кислоте выделится 159 кДж теплоты.
Составление термохимического уравнения
Задание:
При сжигании 6 г магния выделяется 152 кДж тепла. Составить термохимическое уравнение образования оксида магния.
Решение:
- Записать уравнение химической реакции, показав выделение тепла. Расставить коэффициенты.
2Mg + O 2 = 2MgO + Q 6 г 152 2Mg + O 2 = 2MgO + Q - Под формулами веществ написать:
а) количество вещества (согласно коэффициентам);
б) произведение молярной массы на количество вещества. Под тепловым эффектом реакции поставить х.
- Составить пропорцию.
6/(2×24)=152/х - Вычислить х (количество теплоты, согласно уравнению)
х=1216 кдж - Записать в ответе термохимическое уравнение.
Ответ: 2Mg + O 2 = 2MgO + 1216 кДж
Расчет объёмов газов по химическим уравнениям
Задание:
При окислении аммиака (NH 3) кислородом в присутствии катализатора образуется оксид азота (II) и вода. Какой объём кислорода вступит в реакцию с 20 л аммиака?
Решение:
- Записать уравнение реакции и расставить коэффициенты.
4NH 3 + 5O 2 = 4NO + 6H 2 O - Данные из условия задачи написать над уравнением реакции.
20 л x 4NH 3 + 5O 2 = 4NO + 6H 2 O - Под уравнением реакции записать количества веществ согласно коэффициентам.
- Составить пропорцию.
20/4=х/5 - Найти х.
х= 25 л - Записать ответ.
Ответ: 25 л кислорода.
Определение объема газообразного продукта по известной массе реагента, содержащего примеси
Задание:
Какой объём (н.у) углекислого газа (СО 2) выделится при растворении 50 г мрамора (СаСО 3), содержащего 10 % примесей в соляной кислоте?
Решение:
- Записать уравнение химической реакции, расставить коэффициенты.
CaCO 3 + 2HCl = CaCl 2 + H 2 O + CO 2 - Рассчитать количество чистого СаСО 3 , содержащегося в 50 г мрамора.
ω(СаСО 3) = 100% — 10% =90%
Для перевода в доли от единицы поделить на 100%.
w(СаСО 3) = 90%/100%=0,9
m(CaCO 3) = m(мрамора)×w(СаСО 3) = 50×0,9 = 45 г - Полученное значение написать над карбонатом кальция в уравнении реакции. Над СО 2 поставить х л.
45 г x CaCO 3 + 2HCl = CaCl 2 + H 2 O + CO 2 - Под формулами веществ записать:
а) количество вещества, согласно коэффициентам;
б) произведение молярной массы на кол-во вещества, если говорится о массе вещества, и произведение молярного объёма на количество вещества, если говорится об объёме вещества.45 г x CaCO 3 + 2HCl = Расчет состава смеси по уравнению химической реакции
Задание:
На полное сгорание смеси метана и оксида углерода (II) потребовался такой же объём кислорода. Определите состав газовой смеси в объёмных долях.
Решение:
- Записать уравнения реакций, расставить коэффициенты.
СО + 1/2О 2 = СО 2
СН 4 + 2О 2 = СО 2 + 2Н 2 О - Обозначить количество вещества угарного газа (СО) — х, а количество метана за у
х СО + 1/2О 2 = СО 2 у СН 4 + 2О 2 = СО 2 + 2Н 2 О - Определить количество кислорода, которое будет израсходовано на сжигание х моль СО и у моль СН 4 .
х 0,5 х СО + 1/2О 2 = СО 2 у 2у СН 4 + 2О 2 = СО 2 + 2Н 2 О - Сделать вывод о соотношении количества вещества кислорода и газовой смеси.
Равенство объёмов газов свидетельствует о равенстве количеств вещества. - Составить уравнение.
х + у = 0,5х + 2у - Упростить уравнение.
0,5 х = у - Принять количество СО за 1 моль и определить требуемое количество СН 4 .
Если х=1, то у=0,5 - Найти общее количество вещества.
х + у = 1 + 0,5 = 1,5 - Определить объёмную долю оксида монооксида углерода (СО) и метана в смеси.
φ(СО) = 1/1,5 = 2/3
φ(СН 4) = 0,5/1,5 = 1/3 - Записать ответ.
Ответ: объёмная доля СО равна 2/3, а СН 4 — 1/3.
Справочный материал:
Таблица Менделеева
Таблица растворимости
- Записать уравнения реакций, расставить коэффициенты.
Цель: научить учащихся составлять химические уравнения. Научить их уравнивать с помощью коэффициентов на основе знания закона сохранения массы вещества М.В. Ломоносова.
Задачи:
- Образовательные
:
- продолжить изучение физических и химических явлений с введением понятия «химическая реакция»,
- ввести понятие «химическое уравнение»;
- научить учащихся составлять химические уравнения, уравнивать уравнения с помощью коэффициентов.
- Развивающие
:
- продолжить развивать творческий потенциал личности учащихся через создание ситуации проблемного обучения, наблюдения, проведения опытов химических реакций.
- Воспитательная
:
- воспитать умение работать в команде, группе.
Оборудование: табличный материал, справочники, алгоритмы, набор заданий.
Д/О: «Горение бенгальских огней»:, спички, сухое горючее, железный лист/ ТБ при работе с огнём.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Определение цели урока.
II. Повторение
1) На доске набор физических и химических явлений: испарение воды; фильтрование; ржавление; горение дров; скисание молока; таяние льда; извержение вулкана; растворение сахара в воде.
Задание :
Дать пояснение каждому явлению, назвать практическое применение данного явления в жизни человека.
2) Задание:
На доске нарисована капля воды. Создать полную схему превращения воды из одного агрегатного состояния в другое. Как называется данное явление в природе и каково его значение в жизни нашей планеты и всего живого?
III. Д/О «Горение бенгальских огней»
1. Что происходит с магнием, который составляет
основу бенгальского огня?
2. Что явилось основной причиной такого явления?
3. К какому типу относится данная химическая
реакция?
4. Попробуйте схематично изобразить химическую
реакцию, которую вы наблюдали в этом опыте.
– Предлагаю попробовать составить схему данной реакции:
Mg + воздух = другое вещество
– Как мы узнали, что получилось другое
вещество? (По признакам химической реакции:
изменение окраски, появление запаха.)
– Какой газ находится в воздухе, который
поддерживает горение? (Кислород – О)
IV. Новый материал
Химическую реакцию можно записывать с помощью
химического уравнения.
Можно вспомнить понятия «уравнение», которое
дается в математике. В чем суть самого уравнения?
Что-то уравнивают, какие-то части.
Попробуем дать определение «химического
уравнения», можно смотреть на схему и попытаться
дать определение:
Химическое уравнение – это условная запись
химической реакции с помощь химических знаков,
формул и коэффициентов.
Химические уравнения записываются на основе
Закона сохранения массы вещества, открытого
М.В.Ломоносовым в 1756 году, который гласит (учебник
стр. 96): «Масса веществ, вступивших в реакцию,
равна массе веществ, получившихся в результате
её».
– Надо научиться уравнивать химические
уравнения с помощью коэффициентов.
– Для того чтобы хорошо научиться составлять
химические уравнения, нам необходимо вспомнить:
– Что такое коэффициент?
– Что такое индекс?
Не забываем алгоритм «Составление химических
формул».
Предлагаю пошаговый алгоритм составления химического уравнения:
V. Составления химического уравнения
1. Записываю в левой части уравнение вступающие в реакцию вещества: Al + O 2
2. Ставлю знак «=» и записываю образующиеся вещества в правой части уравнения – продукты реакции: Al + O 2 = Al 2 O 3
3. Уравнивать начинаю с того химического элемента, которого больше или с кислорода, затем составляю конструкцию:
Al + O 2 = Al 2 O 3
2 /6 3
вступило кислорода «2», а получилось «3», их число не равно.
4. Ищу НОК (наименьшее общее кратное) двух цифр «2» и «3» – это «6»
5. Делю НОК «6» на число «2» и «3»и выставляю в качестве коэффициентов перед формулами.
Al + 3O 2 = 2Al 2 O 3
6 = 6
6. Начинаю уравнивать следующие химические элементы – Al, рассуждаю так же. Вступило Al «1», а получилось «4», ищу НОК
Al + 3O 2 = 2Al 2 O 3
1 /4 4
4 = 4
4 Al + 3O 2 = 2Al 2 O 3
Коэффициент «1» в уравнениях не пишется, но учитывается при составлении уравнения.
7. Читаю всю запись химического уравнения.
Такое долгое рассуждение позволяет быстро научиться уравнивать в химических уравнениях, учитывая, что правильное составление уравнений реакций для химии имеет большое значение: решение задач, написание химических реакций.
VI. Задание на закрепление
Фосфор + кислород = оксид фосфора (V)
Серная кислота + алюминий = сульфат алюминия +
водород
Вода = водород + кислород
– Работает на доске один сильный ученик.
Zn + O 2 = ZnO;
H 2 + O 2 = H 2 O;
Ba + O 2 = BaO;
S + O 2 = SO 2 ;
Na + O 2 = Na 2 O 2 ;
Fe + O 2 = Fe 3 O 4
– Расставить коэффициенты в уравнениях химических реакций.
Химические уравнения отличаются по типам, но это мы рассмотрим на следующем уроке.
VII. Подведение итогов урока
Вывод. Выставление оценок.
VIII. Домашнее задание: § 27, упр. 2, с. 100.
Дополнительный материал: Р.т.с. 90-91, упражнение 2 – индивидуально.
Если ты уже учишься в университете, но до сих пор так и не освоил основы решения задач по химии, это можно назвать настоящим чудом. Однако, вряд ли такое чудо прокатит и во время сдачи сессии.
Как сдавать экзамены в целом, вы узнаете на нашем телеграм-канале . А чтобы не оплошать на занятиях по химии, давайте выяснять, что же необходимо, чтобы таки начать самому выполнять решение практических задач по химии.
Химия: глубоко системная наука
Что в школе (8-9 класс), что в вузе схема решения задач по химии примерно одинакова. Существует определенный набор определенных химических веществ. Каждое из этих веществ обладает определенными характеристиками.
Понимая систему этой науки в целом, а также систему и суть основных веществ, даже будучи гуманитарием до глубины души вы сможете выучить и понять правила решения задач по химии.
А для этого вам понадобятся:
- Необходимая мотивация и готовность работать. Если есть цель и трудолюбие, то все у вас получится, поверьте!
- Хотя бы базовое знание теории: таблица Менделеева, минимальный глоссарий, знание простейших формул соединений и т.д.
- Внимательность. Часто многие проблемы в решении задач химии студенты испытывают из-за банальной невнимательности. Очень тщательно читайте условие задачи, спишите все краткие данные и определите, что же все-таки нужно найти. А дальше все просто – следуем стандартному алгоритму действий.
Волшебный алгоритм решения задач по химии (для ОГЭ и вузов)
А вот и она - волшебная схема решения стандартных задач по химии, благодаря которой вы сможете ответить на экзамене хотя бы на минимальную проходную оценку:
- Для начала запишите уравнение реакции (если требуется). При этом важно не забывать о расстановке коэффициентов.
- Попытайтесь определить, как найти неизвестные данные, сколько действий для этого понадобится, нужно ли для этого использовать таблицу Менделеева (например, чтобы выяснить молекулярную массу) или прочие справочные данные.
- Теперь, если нужно, самое время составить пропорцию или применить понятие количества вещества. Или же в необходимую формулу подставить известную или найденную величину.
- Если в задаче нужно использовать формулу, обращайте внимание на единицы измерений. Нередко требуется их перевод в систему СИ.
- Когда решение найдено и вы расслабились, не спешите – перечитайте условие задачи еще раз. Бывает, что студент начал не с того. В тоге все это время он занимался поиском совершенно не того, что требуется.
А вот еще несколько примеров решения задач по химии, которые вы вполне можете использовать в качестве примера и тщательно проанализировать:
![](https://i1.wp.com/zaostorage.ru/blog/2017/04/Screenshot_2-1.png)
![](https://i1.wp.com/zaostorage.ru/blog/2017/04/Screenshot_3-1.png)
![](https://i0.wp.com/zaostorage.ru/blog/2017/04/Screenshot_4.png)
На самом деле, решение задач по химии – дело не такое уж и сложное. Конечно, нам легко говорить, ведь за плечами наших авторов – многолетний опыт решения не только простейших, но и мега-супер-бупер-крутых по сложности задач. И если вам попалась одна из таких, не стесняйтесь обращаться за помощью в студенческий сервис , здесь вам никто никогда не откажет!
Кстати, чуть ниже вы можете посмотреть краткое видео с наглядными примерами решения задач по химии: