Как зарабатывать на своих треках. Новые бизнес идеи

Так как же добывают хлеб насущный опытные музыканты? Существует несколько самых простых способов заработка музыкой.

Первый – это игра на улице, либо в переходах. Если имеется хороший репертуар, например, игра известных произведением каким-то своеобразным способом, да встать в хорошем месте, можно за месяц заработать и пару тысяч долларов. Но это надо быть профессионалом, артистом, виртуозом, уметь за доли секунды (пока идет человек мимо) завоевать его внимание и тронуть его сердце.

Второй популярный способ заработок на музыке – игра в ресторанах. Собираете хороший коллектив, издаете репертуарный сборник песен на 100 и играете. Конечно, мало приятного играть попсу и шансон, но именно на такой музыке можно сделать немало денег. Кстати, многие в ресторане обходятся клавишником и гитаристом, а можно и вовсе играть на клавишах и петь. Либо на гитаре с «минусом», т. к. люди должны иметь возможность потанцевать. Зарплата лабуха составляет от 10 до 60 тысяч рублей.

Как зарабатывают музыканты, не желающие опускаться до уровня перехода и ресторана? Они выбирают корпоративы. Например, группа Apple Jack Band выбрала себе стиль кантри – вот их и зовут играть на приемы в посольства, вечеринки олигархов и другие элитные места. Кроме того, они достаточно востребованы в клубах и ресторанах. То есть профессиональное кантри для России – это всегда гарантия организаторам вечеринки не ударить в грязь лицом. То же самое можно сказать о джазе, классической музыке или инструментале. Например, тот же Дидюля – тоже частый работник корпоративов. Его музыка профессиональна, нейтральна и с претензией на культурность. А вот если подумать, как зарабатывают музыканты, играющие рок-музыку, то ответ очевиден, что их шансы заработать очень малы. На клубах и концертах, собирающих в Урюпинске 100-200 фанатов, не заработаешь даже на пиво.

Еще один отличный способ заработка на музыке – давать частные уроки. В принципе, у гуру гитарной техники или у опытных барабанщиков, заработка уроками хватает на жизнь. Вот только это должен быть безупречный профессионализм. Именно он обеспечивает хорошую репутацию. Репутация падает, падают и заработки. Вот, например, гитарист May Lian давал-давал свои мастер-классы, да в них и сел в лужу, потому что не смог ответить на элементарный вопрос аудитории о музыкальной грамоте. Вполне очевидно, что это «физкультурник», наработавший технику, но никак не профессионал музыки и брать у него уроки вряд ли имеет смысл.

Волка кормят ноги, а музыканта – гастроли. Вообще, оплата музыканта зависит от популярности группы, типа ее музыки, а также таланта директора и импресарио коллектива. Группа «Король и шут» в свое время рубила колоссальные деньги. Сейчас если им задать вопрос, сколько зарабатывают музыканты их группы, они, скорее всего, пошлют тебя подальше, т. к. на гастролях группа не может собрать даже половину зала. И если Пётр Налич всегда может пойти сыграть на корпоративной вечеринке, «Король и Шут» на такое мероприятие в жизни никто не позовет. Так что панк, хард и прочие тяжелые стили – самые невыгодные в плане заработка. Музыкальный заработок на гастролях составляет примерно от 50 до 300 долларов за выступление. То есть в расчет берется рядовой музыкант, например, гитарист. Чтобы жить красиво, надо много-много выступать, играть несколько концертов в неделю. Для этого нужна хорошая программа и раскрученный коллектив. Хотя и там заработки не столь высоки. Например, многие были бы шокированы, узнав, сколько зарабатывают рок музыканты такой популярной группы как «Ария». Так вот, заработок Владимира Холстинина составляет чуть больше 80 000 рублей в месяц. Сами понимаете, не такие это огромные деньги, чтобы из-за них всю жизнь сидеть по 10-12 часов согнутым над грифом. В то же время, Володя считается успешным музыкантом, он не ездит на «Бентли», он рассекает на BMW среднего уровня. Вот и считайте, может ли быть шоу-бизнес на рок-музыке быть высокодоходным.

Здравствуйте! В этой статье мы поговорим, как заработать на музыке.

  • Сколько можно заработать : от 15 000 рублей в месяц.
  • Минимальные требования : талант и оборудование.
  • Стоит ли заниматься : если готовы уделять музыке от 6 часов в день .

Общая информация о заработке на музыке

Зарабатывать на своей музыке очень сложно. В то время, как большинство топовых исполнителей России и СНГ могут просто сливать свои альбомы в социальные сети, новичкам что-то заработать бывает нереально. Для этого требуется талант и огромная работа.

Первые несколько лет в музыке не стоит воспринимать как возможность для заработка.

В 2015 — 2016 годах у некоторых известных артистов была определенная претензия к социальным сетям, в частности, к Вконтакте. Они были против того, чтобы их музыку нелегально распространяли внутри сети. Несколько исков, разбирательство и социальная сеть начинает активно банить треки по запросу правообладателя.

В итоге, через какое-то время исполнители, которые были инициаторами этой затеи видят следующую картину: количество треков, которые продаются через сервисы, не просто не растет. Оно стремительно падает. То есть музыка, которая не находится в свободном доступе, неинтересна. Хочется сначала послушать трек, а если он понравится — поддержать исполнителя покупкой лицензионной версии.

В любом случае вашу музыку придется выкладывать на всеобщее обозрение.

Как заработать музыкой: 5 способов

Я подготовил для вас 5 самых интересных способов заработка на музыке без вложений.

Распространение музыки через сервисы

Самый простой способ реализации исполнителя в интернете — продавать собственные треки и альбомы через специальные сервисы, например, Apple Music, Google Play и т. д.

Способ подходит для тех исполнителей, которые уже собрали какую-то фанатскую базу, готовую поддержать покупкой треков.

Алгоритм действий примерно следующий:

  • Перечисление денег на ваш счет.
  • Учитывайте, что если вы ноунейм-исполнитель, никаких гарантий того, что вы заработаете, не будет. И не стоит ограничиваться конкретными сервисами.

    Аудиостоки

    Это очень крутой способ заработка для музыкантов.

    Суть в следующем:

    1. Вы регистрируетесь в сервисе.
    2. Проходите небольшое тестирование.
    3. Загружаете треки.
    4. Получаете деньги при их покупке.

    Создав композицию один раз, вы можете несколько раз продать её.

    Очень удобно для тех, кто любит писать в стол, или оставляет на половине пути свои музыкальные файлы. Достаточно их доработать, потратить какое-то количество времени и снова забыть. Если это действительно качественная музыка, то периодически она будет приносить вам неплохой доход.

    Идеально подходит гитаристам и клавишникам: огромное разнообразие музыки при отсутствии посторонней помощи.

    Диджеи, которые зарабатывают на электронной музыке, могут как покупать треки для использования, так и продавать свои композиции на таких площадках.

    Треки на заказ

    Этот заработок подойдет для более-менее известных исполнителей, которые собрали хотя бы несколько тысяч фанатов в группах социальных сетей.

    Этим способом активно пользуются государственные структуры. Перед значимыми мероприятиями нескольким малоизвестным исполнителям заказывают треки и платят довольно крупные суммы (от 50 000 рублей).

    Ничего не могу сказать определенного, как крупные компании и властные структуры отбирают исполнителей для заказа треков. Даже тендеры выигрываются компаниями, которые потом сами находят исполнителей и предлагают им деньги. Поэтому, способ заработка есть, а вот как на это выйти, если ты средний исполнитель — все еще загадка. И еще один, очень важный аспект:

    Заработок на фанатском сообществе

    Такой способ заработка подходит, в основном, для рэп-исполнителей. Так как этот жанр сейчас пользуется огромной популярностью у молодежи, можно его использовать. Суть заработка в следующем:

    1. Вы собираете небольшую аудиторию.
    2. Делаете стрим (онлайн-запись).
    3. Общаетесь с аудиторией, отвечаете на вопросы;
    4. Периодически говорите и постите о том, что собираете деньги на запись треков.

    Я сам видел, как на стриме малоизвестный исполнитель просил скинуть 10 000 рублей на запись треков. И в течение нескольких дней сумма была собрана.

    Сейчас это один из самых выгодных способов монетизации собственной аудитории для любого, сколько-нибудь медийного персонажа. Люди добровольно готовы вкладывать деньги, чтобы артист радовал их своей новой музыкой. Этот способ схож с , только есть одно кардинальное отличие:

    Исполнитель ничего и никому не должен.

    Сведение чужой музыки

    Это самый стабильный способ заработка из всех, которые представлены в статье. Хороших звукорежиссеров действительно мало, особенно тех, кто может качественно свести все инструменты и голос в одну композицию.

    На начальном этапе будет довольно сложно. Без портфолио и рекомендаций к вам мало кто обратится, поэтому придется много работать за низкую плату.

    Для такой специфической работы это нормально. Клиенты находятся, в большинстве случаев, по рекомендациям. Кому-то нужно свести трек — спрашивают знакомых исполнителей, те советуют. Самому выходить на клиентов будет проблематично, поэтому придется потратить огромное количество времени, чтобы показать вашу квалификацию.

    Но со временем такой заработок начнет только расти. Чем крупнее артист, тем дороже он платит за сведение. Поэтому, постепенно вы выйдете на маленький объем работы при огромных разовых гонорарах.

    Это все актуальные способы заработка на музыке в России. Обращайте внимание, что все это очень нестабильно, а для реализации своего творческого потенциала придется очень много работать.

    Сколько можно заработать на музыке

    Назвать какие-то цифры по заработку на создании музыки можно с трудом. Поэтому дам информацию исключительно по заработку на аудиостоках и работе звукорежиссера.

    Прибыль на аудиостоках зависит от количества скачиваний и количества композиций. На начальном этапе за 1 скачивание будут платить около 4 долларов. У новичка в месяц таких скачиваний будет не больше 3 — 4. То есть при загрузке одного трека можно получить 12 — 16 долларов в месяц на начальном этапе. Топы аудиостоков получают в месяц от 20 000 долларов.

    Средняя зарплата звукорежиссера в России, согласно сайту Роструда, составляет 15 — 16 тысяч рублей. Больше всего получают в Краснодарском крае — 32 000 рублей в месяц, в Москве — 20 000 рублей. Но это недостоверная информация, потому что большинство звуковиков стараются скрывать, за сколько они работают. Реальная месячная оплата труда — от 40 000 рублей в месяц.

    Как видите, стабильностью и высокими заработками в музыке даже не пахнет. Только топовые звезды, которые дают концерты, ежегодно выпускают альбомы и признаны миллионами фанатов, могут .

    Итог

    Зарабатывать на музыке, равно как и на любом творчестве, очень сложно. Нужно найти свою аудиторию, удержать и постоянно работать над своим исполнением, чтобы привлекать новых и не оттолкнуть старых слушателей. Большинство исполнителей сейчас говорят одно: музыка — это не успех. Это постоянная, непрерывная работа, а не то, о чем вы слышите каждый день от обывателей.

    Вы задумывалась — откуда берется музыка и звуки в различных рекламных роликах на ТВ и радио, видеоблогах, играх и прочем, где есть звуки? Может быть у создателей существует целый штат композиторов, которые день и ночь придумывают музыкальное сопровождение? Все гораздо проще. И обладая слухом и умением создавать звуки и музыку — вы можете на этом неплохо заработать.

    Как можно продавать свою музыку?

    В Интернете существуют, так называемые, аудиостоки (audiostock ). Где любой желающий может выставить на продажу свои музыкальные композиции, звуковые эффекты, сэмплы, лупы и прочие аудиофайлы. Именно на этих площадках покупается музыка и другие звуки для рекламы, промороликов, игр, презентаций и т.п.

    Принцип работы аудиостоков

    Аудиосток, за небольшой процент, берет на себя весь труд по поиску покупателей на ваши произведения. Также он осуществляет процедуру купли-продажи и выступает гарантом сделки (да, и среди творческих людей могут быть мошенники). Что максимально упрощает вашу работу и ваш заработок.

    Вам достаточно зарегистрироваться в аудиостоке, выставить свои произведения на продажу. После их модерации и проверки уникальности, ваше аудио будет продаваться по всему миру круглосуточно. Без перерыва на обед и выходные дни.

    Самый неоспоримый плюс такого подхода — на аудиостоках продается не само авторское право на ваше произведение, а право им воспользоваться. То есть, один файл может быть продан и куплен бесконечное число раз. И с каждой продажи вы будете получать прибыль. Таким образом, создав единожды интересный, необычный и востребованный трек — вы будете получать прибыль с него столько раз, сколько раз его купят.

    Неужели ваша музыка кому-то нужна?

    Многие музыканты относятся скептически к аудиостокам. Они считают, что их музыка мало кому нужна, поскольку нет спроса на их услуги в их городе. Но, это только в их городе. Во всем мире отмечается глубокий дефицит на оригинальные авторские произведения. Это связано с тем, что качественные авторские композиции, распространяемые через агентства, стоят довольно дорого и не по карману новичкам, например, начинающим режиссерам, которые снимают свой первый рекламный ролик. А использование любых композиций без авторских разрешений — запрещено. Тут то им приходит на помощь аудиосток.

    К слову, популярные аудиостоки посещают несколько миллионов человек в месяц, только с целью купить что-нибудь оригинальное.

    Сколько можно заработать на аудистоке

    Ваш заработок ничем не ограничен. Вы выставляете свои композиции по тем ценам, по которым хотите. До 50% от продаж забирает аудиосток. Остальное ваша прибыль.

    При 30-40 качественных композиций, ваш ежемесячный заработок может составить до 400 долларов США. Постоянно расширяя свое портфолио, вы можете заработать гораздо больше.

    Цены и условия продаж различаются. И осуществляются примерно по двум лицензиям.

    1. Некоммерческое (частное) использование. По данной форме покупаются треки для частного использования — ролик для друзей, проморолик для школы или маленькой презентации и т.д. Стоимость таких треков до 15 долларов.

    2. Расширенная лицензия для коммерческого использования . Продажа права использовать ваш трек в коммерческих продуктах, но не более определенного количества раз. Также по этой лицензии нельзя ваш трек перепродавать. Стоимость трека по этой лицензии от 20 долларов и до бесконечности.

    Интересное наблюдение. Все покупатели аудиостоков, да и сами аудиостоки — не российские (не из стран бывшего СССР). Это связанно с привычками и строгим соблюдением законов, так называемого, авторского права. Но, это является неоспоримым плюсом — все продажи осуществляются в иностранной валюте, а покупатели из законопослушных стран, то есть, соблюдая нестрогие правила аудиостоков — вы будете честно зарабатывать на своей музыке. Минус — у многих аудиостоков нет русской версии.

    Для всех новичков в этом виде заработка, мы рекомендуем воспользоваться аудиостоком Pond5 . Во-первых, он работает на нескольких языках, в том числе и его поддержка. Среди языков есть русский. Помимо аудио, на нем можно выставлять на продажу — видео, фото, спецэффекты для популярных программ, 3D и прочее-прочее. К тому, выгрузив свой материал на pond5, на другие аудиостоки вы сможете просто скопировать свои файлы с понда. Очень удобно.

    Инструкция

    Вы не сможете противостоять тому факту, что наибольшее количество музыки сейчас покупается , в основном в цифровом формате. Поэтому не сосредотачиваться на большом тираже компакт-дисков с музыкой, (хотя некоторое небольшое количество можно продавать вместе с мерчендайзингом) лучше разместите музыку для последующей продажи в основных магазинах с подобным контентом (ITunes, eMusic и т.п.) и распространяйте ссылку на ресурсы, где можно приобрести музыку, среди поклонников.

    Заработать на музыке можно с помощью концертов. Отправляетесь в большой тур, используйте тот факт, что аудитория никогда не отказывается заплатить за билет на концерт. Выступайте настолько много, насколько сможете: так вы не только заработаете, но и обзаведетесь новыми поклонниками, что увеличит количество концертов и музыкальных .

    Зарабатывать музыкой можно в качестве репетитора. Когда у вас нет концертов или вы свободны от студийной работы, почему бы не давать уроки игры на гитары или ударных? Может, это не самая блистательная работа, но, по крайней мере, вы по-прежнему будете заниматься любимым делом и пытаться привить эту любовь другим.

    С развитием услуг высокоскоростного доступа в интернет многие традиционные медиасредства стали перемещаться в сеть. Одним из первых традиционных СМИ в интернете появилось радио , которое в настоящее время можно послушать в любой точке земного шара при наличии доступа к глобальной сети. Настроить радио можно разными путями.

    Инструкция

    Подавляющее большинство станций обзавелись собственными сайтами в . Для того чтобы прослушать ту или иную радио станцию, необходимо зайти на ее сайт и нажать на ссылку "Слушать эфир" или "Прямой эфир", которая, как правило, располагается прямо на главной странице. После нажатия на ссылку откроется новое окно браузера в виде плеера, в котором можно отрегулировать громкость, сменить битрейт или поставить аудиопоток на паузу. Если ваш браузер блокирует всплывающие окна, то отключите эту функцию радио станций, иначе с загрузкой плеера могут возникнуть проблемы.

    Существуют радио станции, вещающие преимущественно в сети. Данные радио станции работают таким образом, что их эфир можно послушать с помощью установленного медиаплеера, при условии устойчивого подключения к интернету. Для того, чтобы настроить радио станцию в медиаплеере, необходимо найти ссылку на эфир и открыть ее с помощью него. Ссылка на эфир должна иметь расширение.pls или.m3u, же как у обычных плейлистов. Ссылки на эфир бывают разные, и отличаются они, как правило, битрейтом или форматом, в котором ведется вещание. Выберите формат и битрейт исходя из скорости вашего интернет-соединения, скопируйте ссылку в буфер обмена, откройте , нажмите кнопку "Открыть URL", вставьте ссылку в поле и нажмите "Открыть". Ссылку можно сохранить как и открывать в любое время.

    Настроить радио в интернете также можно с помощью специальных сервисов прослушивания радио станций. Самым популярным проектом такого рода является сайт moskva.fm, на котором собраны все радио станции, вещающие в Москве. С помощью данного сайта можно слушать прямой эфир любой радио станции, а также прослушать архив любой передачи, выходившей в эфир в любое время. Огромный архив радио сайта позволяет делиться ссылкой на любое время радио всех радио станций, участвующих в проекте.

    Видео по теме

    Вам нравится самостоятельно сочинять музыку? Вы желаете, с одной стороны, не запрещать другим ее копировать, а с другой - заработать на своих произведениях? Одно с другим вполне совместимо, хотя на первый взгляд так и не кажется.

    Инструкция

    Вначале убедитесь в том, что ваша музыка написана полностью с нуля. В ней совершенно не должно быть элементов чужих произведений. В крайнем случае, можно использовать элементы музыкальных произведений, перешедших в общественное достояние, или же такие произведения целиком. По общему правилу, таковыми считаются песни, авторы и слов, и музыки которых более семидесяти лет назад.

    Запишите свои песни. Для этого используйте только качественное оборудование. Помните, что у большинства недорогих звуковых карт, в том числе, тех, которые встраивают непосредственно в материнские платы, даже при наличии очень качественного тракта воспроизведения, тракт записи обладает весьма посредственными параметрами. Купите хорошую звуковую карту, а также другие необходимые приборы: аппаратный микшерный пульт, гитарные эффекты, микрофоны, и т.п. Очень хорошо, если вы увлекаетесь электроникой: тогда многое из этого вы сможете собрать самостоятельно. Для записи и редактирования музыкальных файлов используйте программу Audacity.

    Зарегистрируйтесь на сайте Jamendo. Учтите, что все записи, которые вы будете выкладывать на этот ресурс, будут подлежать распространению на

    Среднемесячный заработок - от 0 до 5000 рублей

    Музыкой я занимаюсь около 15 лет, в разное время - с большим или меньшим погружением. Бывало, когда я не играла в группах, но училась в музыкальном колледже. А одно время работала на двух работах, училась в двух учебных заведениях, репетировала по 2–3 раза в неделю и не реже раза в месяц играла концерты. Почти не спала тогда.

    Около полугода назад я решила отказаться от любой работы, которая отнимала бы больше четырех дней в неделю. Потому что поняла, что нужно отказаться от запасных подушек и заниматься только музыкой.

    Я работаю, как и все, каждый день: пишу музыку, свожу, снимаю, монтирую, сижу в фотошопе или просто генерирую идеи.

    В месяц я играю от двух-трех до 10 концертов. С «Фанни Каплан» в среднем гонорар - 15 000 рублей (но это на троих). Самый крупный гонорар у нас был 350 евро (но это в Европе).

    В электронном проекте Rosemary Loves a Blackberry я, наоборот, трачу свои деньги. Например, на такси, чтобы добраться ночью после концерта домой. Или 600 рублей на репетицию - иногда необходимо ходить на репбазы, чтобы прогнать в условиях, больше похожих на концертные. Чтобы снимать клипы, часто нужна студия, которая стоит денег. Для записи мне нужны какие-то вещи, например звуковая карта. Постоянно что-то нужно, но денег нет. Максимальный гонорар, который у меня был в сольном проекте - пять тысяч рублей.

    Работала я в совершенно разных местах: продавцом-консультантом, в кол-центре, видеомонтажером, снимала в детских садах директрис, сидящих в кабинете с триколором и портретом Путина (они не упускали возможности обмануть и недоплатить). На данный момент я не работаю уже полгода. Последний мой приработок длился пару месяцев прошлым летом и позволил мне раздать долги, а также впервые за два года подарить подарок парню.

    Из-за отсутствия денег я постоянно что-то продаю. Очень радуюсь, когда покупают винил «Фанни Каплан». Он стоит 1500 рублей, с одной продажи удается прожить неделю. Сейчас продаю пианино и Korg Electribe - это последнее из того, что я могу продать, больше ничего не осталось. Но в данный момент даже при желании не могла бы устроиться на работу, так как весь май проведу в туре.

    С одной стороны, я безумно устала от нищеты. С другой стороны, я счастлива в своей творческой свободе. Я бы хотела стать полноценным музыкантом в общем понимании слова, гонять по миру, играть свою музыку, кормить себя своим творчеством - вот это все. Больше мне ничего и не надо.

    Это забавно, но иногда я даже начинаю задумываться о каких-то эзотерических практиках, чтобы наладить взаимоотношения с деньгами.

    Среднемесячный заработок - от 30 до 200 тысяч рублей

    Антон Сергеев

    Кудесник leap motion под псевдонимом Антон Маскелиаде

    Среднемесячный заработок - от 200 000 до 350 000 рублей

    Андрей Пушкарев

    Российский техно-диджей со стажем, обосновавшийся в Берлине

    Музыкой я занимаюсь с 1996 года, если говорить о диджейской карьере. В Москву я переехал в начале 2000-х. А с 2009 года стал посвящать музыке все время - только диджеинг, только выступления, только гастроли и все остальное. И только в последние три года я стал себя чувствовать стабильно в финансовом плане.

    Раньше прочно встать на ноги не получалось, потому что мой музыкальный формат накладывает определенные ограничения. По сравнению с людьми, которые играют EDM, я все-таки в андеграунде - у нас меньше площадки, масштаб мероприятий, примерно в десятки раз. Но это мой осознанный выбор. Если бы я хотел только зарабатывать деньги, я бы играл совершенно другую музыку. Думаю, тогда и финансовый успех наступил бы быстрее.

    В октябре прошлого года я переехал в Берлин. Сейчас живу между Москвой, Берлином и Парижем. За границей я гастролирую с 2007 года. Процентов 90–95% моих выступлений сейчас за пределами России.

    В месяц у меня 4–6 выступлений. Это главная статья дохода. Ведь в моем музыкальном сегменте зарабатывать продажей музыки - это почти нонсенс. Жить на это точно невозможно. Интернет внес в музыкальный бизнес свои коррективы, вся музыка есть онлайн, как бы ты ни фильтровал. А если говорить о vinyl-only-истории, то это маленькие тиражи и тоже не те суммы, на которые можно прожить. В моем случае релизы - это пиар-инструмент, работа на будущее. Это важная составляющая профайла артиста, которая в итоге тоже влияет на размер гонорара.

    Сумма моего гонорара варьируется. Есть минимальный прайс, но я бы обошелся без цифр. Уровень гонорара во многом определяется экономикой страны в целом. Гонорар за мероприятие на 300 человек в Швейцарии, условно говоря, эквивалентен гонорару за мероприятие на 600 человек в Венгрии. Потому что в Венгрии вход дешевле и люди оставляют меньше денег в баре. В России долгое время было много вечеринок с бесплатным входом, потому что была куча спонсорских денег. Сейчас ситуация поменялась, все зарабатывают от входа - как в Европе.

    Могу сказать так: пока график выступлений у меня расписан на три месяца вперед, из-за денег волноваться не нужно.

    У меня есть агент и менеджер - они работники парижского лейбла, агентства дистрибуции и рекорд-стора . Агент - это человек, который продает выступления. Менеджер - человек, который занимается representation, имиджем артиста. Как он представлен, какие про него пишут статьи, какие фотографии у него, что о нем знают промоутеры. Поддерживает профайл артиста, короче говоря.

    Агент берет 15 процентов сверх той суммы, на которую мы договорились с организаторами мероприятия. То есть эти деньги от меня никак не отнимаются. А менеджер берет 15 процентов из моего гонорара - ему я фактически плачу зарплату. Соответственно, мой доход - это гонорар минус налоги и минус зарплата менеджера. С нынешним агентом я работаю уже два года, с менеджером - год.

    В Германии я так называемый фрилансер. То есть у меня есть доход, есть расход, а все, что остается, - с этого платится налог. Для того чтобы следить за этим, у меня есть налоговый консультант. Все документы на немецком, и я сам пока не очень понимаю всех тонкостей.

    Помимо профессиональных доходов есть еще и профессиональные расходы. Для меня это прежде всего пластинки. Но в Германии, и это огромный плюс, профессиональные расходы могут не облагать налогом, а в некоторых случаях даже возвращают НДС. Например, я покупаю в месяц 70–80 пластинок, это 700–800 евро. Это мои профессиональные затраты, по закону мне положен возврат 19 процентов НДС, которые каждый месяц приходят на банковский счет.