Куда собрался бежать чацкий из дома фамусова. Приезд Чацкого в дом Фамусова. (Анализ сцены из первого действия комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)

» — произ-ведение, роль которого в русской литературе трудно переоценить. В небольшой пьесе, где показан всего один день в доме московского барина Фамусова, дра-матург поднимает многие важнейшие проблемы сво-его времени. Он затрагивает темы крепостного права, образования и воспитания, гражданского долга, нравственности, культуры и многие другие. История любви Чацкого и Софьи и история конфликта героя с московским дворянством переплетаются и соединя-ются в единую сюжетную линию.

Итак, читателю открываются первые сцены в доме Фамусова. Он видит быт дворянской семьи. Автор приот-крывает и завесу взаимоотношений персонажей пьесы.

Софья, молодая привлекательная девица, закры-лась в своей комнате с неким Молчалиным и не обра-щает внимания на напоминания служанки Лизы о на-ступлении утра. Даже риск быть застигнутой отцом ее не пугает. Она вполне счастлива, а оттого и «часов не наблюдает». Влюбленная особа готова предаваться романтическим беседам ночи напролет, не замечая ничего вокруг.

Появляется «достопочтенный» отец, который «монашеским известен поведеньем». Не стыдясь своего возраста и положения, он откровенно заигрывает с Лизой, ведет себя, словно молодой повеса. Однако, столкнувшись с Молчалиным, этот «ветреник» и «ба-ловник» быстро натягивает маску добропорядочного главы семьи и как истинный хозяин своего дома пы-тается разобраться, что происходит и что, собственно, его секретарь ищет в столь ранний час там, где нахо-дится его дочь.

Лиза уверяет барина, что ее хозяйка только что «започивала», а «ночь целую читала». У Фамусова же всему есть своя оценка: «в чтеньи прок-та невелик». Да и в образовании он не видит большого смысла: Берем же побродяг, и в дом, и по билетам, Чтоб наших дочерей всему учить, всему — И танцам! и пенью! и нежностям! и вздохам! Как будто в жены их готовим скоморохам.

Однако такие, как Молчалин, для его дочери гораз-до более страшная угроза, чем просвещение, потому что «кто беден», тот ей «не пара».

Кажется, вот-вот — и амурная интрига будет разо-блачена. Но Софье это нипочем. Оставшись наедине с Лизой, с которой у нее сложились доверительные от-ношения, она говорит только лишь о своей любви к Молчалину. Ведь тот «за других себя забыть готов», всю ночь держит ее, Софию, за руку и глаз с нее не сво-дит. Он «и вкрадчив, и умен».

Эту почти идиллическую картину нарушает вне-запное появление Чацкого, отсутствовавшего и не да-вавшего о себе весточки три года. С его визита и начи-нается активное развитие сюжета.

Соскучившись и настрадавшись в разлуке, Чацкий спешит увидеть Софью, которую давно любит и ради встречи с которой, собственно, «сорок пять часов, глаз мигом не прищуря, Верст больше седьмисот про-несся...».

«Чуть свет — уж на ногах! И я у ваших ног»,— вос-клицает Чацкий, еще ничего не подозревая, и стреми-тельно бросается к своей возлюбленной. Он говорит с неподдельным чувством, искренно. С этой девочкой он вместе рос и воспитывался, с ней долгие годы был неразлучен...

А что же София? «Ни на волос любви!» София — чего никак не ожидал Александр Андреевич — холод-на. Наделенный тонким умом и проницательностью, Чацкий сразу чувствует перемену в ней, но пока еще толком не может понять, в чем дело, да и верить в пло-хое ему, наверное, не хочется.

Он говорлив, оживлен, интересуется новостями и, кроме того, по привычке, посмеивается над старыми знакомыми и над старыми порядками, которые он на-ходит неизменными: «Вчера был бал, а завтра будет два. Тот сватался — успел, а тот дал промах, Все тот же толк, и те ж стихи в альбомах». Здесь по-прежнему «хлопочут набирать учителей полки, числом поболее, ценою подешевле» и по-прежнему «господствует... смешенье языков».

Если раньше Софию подобные комментарии забав-ляли, то теперь она ведет себя весьма сдержанно. Справедливые, хотя и резкие высказывания Чацкого о некоторых персонажах больше не веселят ее. А ко-гда он с насмешкой, едкой и язвительной, упоминает о Молчалине («Еще ли не сломил безмолвия печати?»), Софья и вовсе загорается гневом: «Не человек, змея!».

Она по-прежнему умна, воспитана, но окруже-ние, в котором ей пришлось жить во время разлуки с Чацким, уже успело наложить свой отпечаток на ее суждения, мысли, чувства, поступки.

Чацкий же помнит ее той, прежней, совсем другой, а потому любовь Софии к Молчалину кажется ему па-радоксом. Тем не менее все мысли Софии о нем, о Мол-чалине. Конечно, это еще не любовь, а всего-навсего влюбленность, так свойственная молодости. София влюблена не в настоящего Молчалина, а в выдуман-ный ею самой идеал. В ее воображении, пожалуй, жи-вет образ почти святого человека, с которым, на сча-стье, ее свела судьба, который смиренен, добр, душев-но чист, благороден и наделен целым рядом других не менее ценных добродетелей. Очарованная этим псев-дообразом, Софья не видит подлинной сущности сво-его нового избранника, имеющего свои виды на нее, свои планы, ради осуществления которых он и наде-вает на себя маску праведника. Его главная задача — скрыть свое подлинное лицо, и молчалив он отнюдь не из природной скромности. Молчалин успешно играет роль и идеального секретаря, и окрыленного чувст-вом влюбленного. Ф. М. Достоевский писал о нем в своем дневнике: «Особый цинизм, особое дьявольство Молчалина в его умении безукоризненно притворять-ся святым». Только лишь Чацкому удается разгля-деть в нем низкопоклонника, и, зная московские по-рядки, Чацкий легко предсказывает дальнейшую судьбу безродного нищего из Твери: «...дойдет до сте-пеней известных, Ведь нынче любят бессловесных ».

Неопытная Софья легко попадает в молчалинскую ловушку, а Чацкий остается с безответной любовью и с «горем от ума». «Как хороша!» — бросает он, поки-дая дом Фамусова в финале первого действия. По мнению И. А. Гончарова, в этом состоянии Чацкий был лишен здравого смысла. «Таких пустяков наделал он!» — с горечью восклицает критик.

Любовная драма Чацкого, раскрытая читателю уже в первом действии, ожесточает героя против фамусов-ского общества, усугубляет конфликт с ним. Все, что происходит с Чацким в первых сценах, получает в пье-се дальнейшее развитие: любовь к Софье заканчивается полным разочарованием, насмешливое отношение к нравам и порядкам барской Москвы выливается в ост-рый неразрешимый конфликт. «Карету мне, карету !» — восклицает доведенный до отчаяния герой в фи-нале пьесы, и душа его горит так же, как еще совсем не-давно горела в предвкушении встречи с Софьей.

Школьное сочинение

Бессмертная комедия "Горе от ума" написана в годы создания тайных декабристских обществ. Содержание комедии связано с исторической действительностью. В ней столкнулись идеи века "нынешнего" с веком "минувшим".

"Горе от ума" - социально-политическая комедия. Грибоедов дал в ней правдивую картину русской жизни после Отечественной войны 1812 года.

В комедии поставлены злободневные общественные вопросы того времени: о государственной службе, крепостном праве, просвещении, воспитании, о рабском подражании дворян всему иностранному и презрении ко всему национальному, народному. Комедия Грибоедова показала причины возникновения декабризма, кроме того, поставленные в "Горе от ума" общественные вопросы разрешаются автором так же, как решали их декабристы.

В комедии Грибоедова "Горе от ума", как в зеркале, отразились этические и эстетические воззрения декабристов.

Главный герой комедии – Александр Андреевич Чацкий. Именно он воплотил черты такого "нового" человека. В фамусовском обществе Чацкий чувствует себя одиноким. После трехлетнего путешествия за границей, не заезжая к себе домой, прямо из экипажа, он появляется в доме Фамусова и встречает весьма прохладный прием - и со стороны хозяина и со стороны его дочери:

Чуть свет – уж на ногах! и я у ваших ног.

Ну поцелуйте же, не ждали? Говорите!

Что ж, ради? Нет? В лицо мне посмотрите.

Удивлены? И только? Вот прием!

Чацкий искренне рад свиданию. Он надеется найти ответ прежнему чувству, но не находит. Его поразили две перемены: она необыкновенно похорошела и охладела к нему – тоже необыкновенно.

Софья смущена горячностью Чацкого, и он в недоумении: не такой представлялась ему встреча. Лиза пытается разрядить обстановку. Софья поправляет ее. Она пытается сравнить ее со своей тетушкой:

Вот вас бы с тетушкою свесть,

Чтоб всех знакомых перечесть.

Следует обратить внимание на то, откуда приезжает Чацкий. За сорок пять часов он промчался семьсот верст – это расстояние от Москвы до Петербурга. Он очень торопился, хотел увидеть Софью. Каждая ее реплика, лишенная ответной радости, настораживает его, поэтому он спешит повернуть тему на воспоминания об общих знакомых, над которыми они когда-то смеялись вместе.

В своем монологе Чацкий упоминает Английский клоб:

Ну, что ваш батюшка? Все Английского клоба

Старинный, верный член до гроба?

В этом же монологе Чацкий упоминает "черномазенького, на ножках журавлиных", который был вхож в каждый богатый дом: "Куда ни сунься: тут как тут, в столовых и гостиных".

Здесь же и фрейлины, младшие женские придворные звания, сопоставление тетушки с Минервой, фрейлиной Екатерины Первой. И тут Чацкий вспоминает о Молчалине:

Что я Молчалина глупее? Где он, кстати?

Еще ли не сломил безмолвия печати?

Бывало, песенок где новеньких тетрадь

Увидит, пристает: пожалуйте списать.

А впрочем, он дойдет до степеней известных,

Ведь нынче любят бессловесных.

Этими словами он задел Софью за живое. Она говорит:

Не человек, змея!

Это месть за Молчалина. Она уже со скрытой злостью спрашивает его, случилось ли ему хоть нечаянно "добро о ком-нибудь сказать". Последняя реплика ее откровенно зла. Чацкий говорит: "Велите ж мне в огонь: пойду как на обед". Софья отвечает: "Да, хорошо – сгорите, если ж нет?"

Так развивается действие в седьмом явлении. В восьмом появляется Фамусов. Он очень рад приезду Чацкого:

Здорово, друг, здорово, брат, здорово!

Рассказывай, чай у тебя готово

Собранье важное вестей?

Садись-ка, объяви скорей.

Чацкий почти не замечает Фамусова, холодно и рассеянно отвечает на его вопросы.

"Теперь мне до того ли?" - говорит он, и, обещая приехать опять, уходит. Он говорит только об одном: "Как Софья Павловна у вас похорошела!"

Таков финал 1 действия, такова первая встреча с Чацким. Перед нами пока пылкий юноша, который страстно любит, который приехал к себе домой после долгой разлуки, возбужден от своих чувств и не может понять, кому же его предпочли.

Сочинения по литературе: Приезд чацкого в дом фамусова.

"Чуть свет - и я у ваших ног", - сказал один знакомый шутливо.

"Откуда цитата?" - спросили его.

"Разве это цитата?!" - удивился он.

Действительно, многие фразы из комедии Грибоедова вошли в нашу жизнь естественными оборотами настолько, что мы уже воспринимаем их как народные. Такова сила искусства.

Именно так начинается седьмое явление первого действия в комедии " ". "Чуть свет уж на ногах! и я у ваших ног" - Чацкий целует руку Софье, рассказывает, как торопился, сетует на ее холодность. Лиза говорит, что они с Софьей только что его вспоминали. Софья подтверждает это, уверяя, что упреков они не заслужили. Начинаются детские воспоминания, комплименты, шутки. Чацкий утверждает, что Софья "расцвела прелестно", иронизирует над общими знакомыми.

"Опять увидеть их мне суждено судьбой! Жить с ними надоест, и в ком не сыщем пятен? Когда ж постранствуешь, воротишься домой, и дым Отечества нам сладок и приятен!"

В мировой литературе не много можно найти произведений, которые, подобно "Горю от ума", в короткий срок снискали бы столь несомненную всенародную славу. При этом современники в полной мере ощущали социально-политическую актуальность комедии, воспринимая ее как злободневное произведение зарождавшейся в России новой литературы, которая ставила своей главной задачей разработку "собственных богатств" (то есть материала национальной истории и современной русской жизни) - и собственными, оригинальными, не заемными средствами. Сюжетную основу Торя от ума" составил драматический конфликт бурного столкновения умного, благородного и свободолюбивого героя с окружающей его косной средой реакционеров. Этот изображенный Грибоедовым конфликт был жизненно правдив, исторически достоверен. С юных лет, вращаясь в кругу передовых русских людей, вступивших на путь борьбы с миром самодержавия и крепостничества, живя интересами этих людей, разделяя их взгляды и убеждения, Грибоедов имел возможность близко и повседневно наблюдать самое важное, характерное и волнующее явление общественного быта своего времени - борьбу двух мировоззрений, двух идеологий, двух жизненных укладов, двух поколений. В беседе с Софьей Чацкий успевает порассуждать о воспитании в московских домах ("Хлопочут набирать учителей полки, числом поболее, ценою подешевле") вспомнить их учителя, который внушал, "что нам без немцев нет спасенья"; поиронизировать над обычаем смешивать в разговоре французский и русский ("Господствует смешенье языков французского с нижегородским") спросить о Молчалине: "Еще ли не сломил безмолвия печати?.. А впрочем, он дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных". После этого бурного словоизвержения Чацкого Софья тихо замечает: "Не человек, змея!"

Грибоедов рассказал в своей комедии о том, что произошло в одном московском доме в течение одного дня. Но какая широта в этом рассказе! В ней веет дух времени, дух истории. Грибоедов как бы раздвинул стены фамусовского дома и показал всю жизнь дворянского общества своей эпохи - с раздиравшими это общество противоречиями, кипением страстей, враждой поколений, борьбой идей. В рамки драматической картины столкновения героя со средой автор вместил громадную общественно-историческую тему перелома, обозначившегося в жизни, тему рубежа двух эпох - "века нынешнего" и "века минувшего". Отсюда необыкновенное богатство идейного содержания комедии. В той или иной форме и в той или иной мере Грибоедов коснулся в "Горе от ума" множества серьезнейших вопросов общественного быта, морали и культуры, которые имели в декабристскую эпоху самое актуальное, самое злободневное значение. Это были вопросы о положении русского народа, придавленного гнетом крепостничества, о дальнейших судьбах России, русской государственности и русской культуры, о свободе и независимости человеческой личности, об общественном призвании человека, о его патриотическом и гражданском долге, о новом понимании личной и гражданской чести, о силе человеческого разума и познания, о задачах, путях и средствах просвещения и воспитания. На все эти вопросы откликнулся гений Грибоедова, и отклик этот был исполнен такой горячей гражданственно-патриотической страсти, такого неукротимого негодования на зло и неправду, что комедия не могла не произвести самого глубокого и разительного впечатления как на передовые круги русского общества, так и на лагерь реакционеров.


В комедии «Горе от ума» А.С.Грибоедов поднял болезненную тему современности – невостребованность чести и достоинства. Его герой обладает этими важными качествами, однако попадает в общество, где нет места умным и прогрессивным людям.

Чацкий после трехлетних странствий возвращается в родную Москву, откуда бежал от скуки в поисках «ума». В столицу его влечет нежное чувство к дочери Фамусова – Софье. Однако по возвращении Александр Андреевич видит, что за время его отсутствия ничего не изменилось – те же лица, та же неискренность в словах и действиях.

Он остается здесь лишь в надежде вызвать ответное чувство у подруги детства.

К сожалению, «век покорности и страха» не миновал, поэтому умный образованный Чацкий вступает в открытую конфронтацию с «веком минувшим». Фамусов считает молодого человека гордецом, всячески пытается убедить в необходимости поступить на службу и смириться с существующими нравами. Но гость упорно отстаивает свою позицию в бесконечных спорах с хозяином. Его знаменитый монолог «А судьи кто?..» показывает, что Чацкий осознает невозможность нынешнего руководства России вывести ее на более цивилизованный уровень.

Лишь служанка Лиза отмечает чувствительность и острый ум Чацкого, о чем говорит Софьи.

Однако влюбленной в жалкого секретаря девушке нет дела до неординарной личности Александра. В доме Фамусовых явно не рады гостю, который не разделяет их взглядов и приземленных интересов.

Кульминацией конфликта с фамусовским обществом становится сцена на балу, где собрались представители высшего света. Грибоедов подчеркивает, насколько быстро расходятся сплетни среди элиты, как низки их суждения. Чацкий чувствует себя одиноко, но держится на высоте. У дворянства нет аргументов, чтобы выйти победителем из противостояния с красноречивым Чацким, поэтому их круг опускается до роспуска слухов о сумасшествии героя. Во многом этому способствовала Софья.

Чацкого больше ничто не держит в Москве, он решает навсегда покинуть лицемерное общество. Напоследок он открывает глаза Софье на ничтожного «низкопоклонника и дельца» Молчалина, которому та отдала свое сердце.

Мне кажется, объявленный сумасбродом Чацкий доказал низость фамусовского общества. И если сами аристократы не вняли обличительным речам героя, то читатель однозначно принимает сторону деятельной личности. К сожалению, с подобными ситуациями можно столкнуться и в наши дни. Но надо стремиться, чтобы «фамусовских обществ» было как можно меньше.

Обновлено: 2017-01-24

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

    Фамусова автор показывает как высшую степень неграмотности, алчности, самолюбия и жадности. Фамусов - хозяин дома, и именно по этому персонажу можно судить об атмосфере, царящей в его жилище. И конечно, исходя из этого, можно сказать, что по своему характеру семья и окружение Фамусова не сильно отличались от него самого. Фамусов не был склонен к наукам, был неграмотным, не любил читать и не любил, когда читала его дочь:
    Скажи-ка, что глаза ей портить не годится,
    И в чтенъи прок-от не велик:
    Ей сна нет от французских книг,
    А мне от русских больно спится.
    Фамусов не любил все, что связано с образованием. И поэтому он не любил людей умнее его и очень злился, когда такие встречались. Фамусов не любил и не ценил простых людей, он к ним просто не прислушивался. Зато любил и уважал людей богатых, в высоком чине. И не важно, что эти люди могут быть глупыми или продажными. Такие люди привлекали Фамусова, и он был готов на все, только бы "втереться” в доверие к этим людям. Бедный человек никогда бы не стал другом и соратником для Фамусова. Вот, например, что говорит Фамусов Чацкому перед приездом знатного генерала Скалозуба:
    Пожало-ста, сударь, при нем остерегись:
    Известный человек, солидный,
    И знаков тьму отличья нахватал;
    Не по летам и чин завидный,
    Не нынче завтра генерал...
    Окружение Фамусова представляет собой группу людей, объединенных одной целью. Эта цель заключается в том, чтобы заработать "легкие” деньги, как можно больше разбогатеть, чтобы не отставать от других знатных особ. Деньги и тема денег - это то, без чего невозможно существование этих людей. Деньги стали неотъемлемой частью их жизни. Деньги стали их друзьями, соратниками, темой для разговоров, смыслом жизни...

    ой.. уж и не помню)) но помню что я ничего в 10-м не писал)

    Атмосфера лжи (все лгут, пытаясь что-то скрыть), косности, угодничества, корыстолюбия, эгоизма, лицемерия, ханжества.