Обычаи сенегала. Традиции и обычаи сенегала. Население и культура Сенегала

Ввиду большого количества проживающих в Сенегале народностей и племен, запомнить все обычаи и традиции местных народов просто не представляется возможным. Но ввиду того, что местные народы в большинстве своем принадлежат к сходным языковым группам, общение с ними обычно не составляет большого труда, особенно если говорить с ними по-французски.

Сенегальцы в основной своей массе очень дружелюбны и приветливы. Это очень красивые люди (сенегальские женщины считаются самыми красивыми в Африке) с хорошо развитым чувством собственного достоинства. При всем при этом в стране проживает множество беженцев из соседних стран, поэтому в городах множество выходцев из Гвинеи, Гвинеи-Бисау, Мали, Сьерра-Леоне и других африканских стран, которые и составляют основу так досаждающих туристам попрошаек. Так как непривычный к местному фенотипу взгляд европейца вряд ли отличит представителя народности "фульбе" от "волоф" или "серрер", коренным сенегальцам часто приписывают черты других народов Африки.

При общении с местными жителями следует учитывать, что у них существует целая система знаков внимания и подчеркивания социального статуса собеседника, а также четкая дифференциация общества по родовому или кастовому признаку. Большую роль играют и религиозные нормы. Обычно ни одно серьезное решение не принимается без совета со стороны имама или "марабу" ("святой", этот титул обычно носят проповедники и пожилые богословы). Незнание этих норм при общении может серьезно обидеть местного жителя, поэтому при посещении местной деревни или частного дома рекомендуется вежливо попросить старейшину или школьного учителя выступить в роли гида или переводчика. При встрече с местными жителями следует вежливо поздороваться с ними, поинтересоваться их делами и презентовать небольшой сувенир. Сами сенегальцы здороваются друг с другом столько раз, сколько раз встречаются, невзирая на то, что сегодня они уже виделись не один раз.

Особенно щепетильным следует быть в товарно-денежных отношениях с местными жителями. Часто путешественники жалуются, что сенегальцы под любым предлогом пытаются выманить у гостя как можно больше денег за ту или иную незначительную услугу. Но в то же время сенегальцы возмущаются в случае попытки предложить им плату за некоторые вещи, например - за ночлег в частном доме, так как они считают это дружеской услугой гостю. Поэтому следует всегда досконально расспрашивать гида или переводчика об особенностях этикета той этнической группы, к которой относится собеседник. Но обычно вполне адекватной платой за гостеприимство считается небольшой ответный подарок хозяину дома, а также лекарства, продовольствие или некоторая сумма денег для нужд общины.

В сенегальском доме перед едой положено вымыть руки из специального кувшина и вытереть их общим полотенцем. Обычно блюда подаются в глубоких эмалированных тарелках или горшочках, каждый на 3-4 порции. Мясные блюда местной кухни подаются не на тарелках, а на специальных досках с выдолбленными в них углублениями. Африканский суп из рыбы "киду" тоже подается по-особому - в глиняном горшочке, запечатанном сверху лепешкой из кукурузной муки. Рис, мясо и рыбу можно есть руками (следует брать пищу только правой рукой!), но во многих домах всегда есть на столе европейские столовые приборы, которыми можно пользоваться наряду с руками. Каждое блюдо подается отдельно, хотя может с самого начала стоять на столе. Хлеб и лепешки обычно разламывают руками и используют в качестве ложки. Салаты часто идут после главного блюда. На десерт обычно подают различные плоды, орехи колы (для жевания и очистки полости рта) и различные десерты, а за ними следуют кофе и чай. Существует множество маленьких столовых и кафе, в которых каждый компонент трапезы подается и оплачивается отдельно и выкладывается на тарелку в соотношении, указанном гостем.

Следует обратить особое внимание на уважение местных жителей к баобабу. Эти деревья даже охраняются законом и их вырубка, а также лазание по ним без специального разрешения властей, запрещены.

Подошвы ног не должны быть направлены в чью-либо сторону, обычно их поджимают под себя или сидят по-турецки. Не принято есть стоя или на ходу. Не стоит прикасаться к голове человека, даже если это ребенок. Нельзя обходить молящихся спереди. При входе в мечети и дома следует снимать обувь.

Оригинальной, колоритной и немного витиеватой является культура Сенегала. Местное население с уважением относится к своим ценностям, обычаям и традициям, которые соблюдаются на протяжении многих веков. Здесь развиваются различные виды ремесла, которые усовершенствуются и стают более популярными.

Самобытная культура Сенегала

Уникальной, интересной и нестандартной является культура Сенегала . Каждый турист должен узнать ее как можно лучше. Здесь можно не только пообщаться с местными, но и поучаствовать в мероприятиях, обрядах, увидеть традиции этого народа.

Религия Сенегала

На 94% популярна исламская религия Сенегала . Именно эта доля припадает на мусульман. Около 5% здесь христиан и только 1% это местные верования. Среди христиан-католиков довольно популярны баптисты, пятидесятники и адвентисты.

Экономика Сенегала

Слабо развивается экономика Сенегала . После получения независимости все европейцы были выгнаны из страны , а ведь они были ведущими специалистами во многих областях. Именно поэтому практически самоуничтожились промышленность и сельское хозяйство. Здесь выращивают арахис, кукурузу, просо, хлопок и рис, разводят птиц и скот, занимаются рыболовством, но все же больше Сенегал живет благодаря иностранной гуманитарной помощи.

Наука Сенегала

Значительно страдает и наука Сенегала , хотя здесь есть начальные и средние школы, но меньше 50% детей их заканчивает. Среди высших учебных заведений есть 5 колледжей и 2 университета – имени Шейха Анта Диопа и Гастона-Берже (технологическое направление).

Искусство Сенегала

На то, что искусство Сенегала развивается в таком направлении, сильно повлияла культура прежних времен. Еще с древности здесь сохранились уникальные ювелирные украшения с драгоценных металлов и керамические изделия, которые говорят о том, что население постоянно развивало изобразительное искусство.

Кухня Сенегала

Национальная кухня Сенегала смешивает африканские и европейские традиции. Главным является рис, просо, кукуруза и сорго. Удобная география Сенегала помогает здесь лакомиться и морепродуктами. Кроме них, туристы могут отведать мясо с соусом из кокосового молока, острый рыбный суп или же сок баобаба, который является невероятно вкусным.

Обычаи и традиции Сенегала

Все обычаи и традиции Сенегала тесно связаны с музыкой, танцами и ремеслами. Жители умеют прекрасно отдыхать, исполняя традиционные песни и танцы, а также заниматься разного рода ремеслами. Среди них гончарство, резьба по дереву (в том числе и маски), ткачество, плетение мебели и поделки из кожи.

Спорт Сенегала

Конечно же, спорт Сенегала , как и во многих государствах Африки, представлен футболом. Кроме того, это популярное место для ралли-рейдов мира. Известным в стране является и единоборство, которое называется рестлинг.

Республика Сенегал. Государство в Западной Африке. Столица – г.Дакар (1,7 млн. чел. – 2002). Территория – 196,7 тыс. кв. км. Административно-территориальное деление – 11 областей. Население – 11,13 млн. чел. (2005, оценка). Официальный язык – французский. Религия – ислам, христианство и традиционные африканские верования. Денежная единица – африканский франк (франк КФА). Национальный праздник – День независимости (1960), 4 апреля. Сенегал – член ООН с 1960, Организации африканского единства (ОАЕ) с 1963, а с 2002 ее преемника – Африканского союза (АС), Движения неприсоединения, Экономического сообщества государств Западной Африки (ЭКОВАС) с 1975, Экономического и валютного союза государств Западной Африки (ЮЕМОА) с 1994, Организации исламская конференция (ОИК) с 1971, Общей афро-маврикийской организации (ОКАМ) с 1965 и Международной организации Франкофонии (МОФ).

Новейшая история Африки . М., «Наука», 1968
Кашин Ю.С. Сенегал . М., «Мысль», 1973
Clark, A.F., and Phillips, L.C. Historical Dictionary of Senegal. 2 nd Edn. Metuchen, NJ, Scarecrow Press, 1994
Барри Бубакар. Международные аспекты вооруженного конфликта на юге Сенегала . М., Изд-во Института Африки РАН, 1999
Садовская Л.М. Лидеры Сенегала и Туниса . М., Изд-во Института Африки РАН, 2000
The World of Learning 2003, 53 rd Edition . L.-N.Y.: Europa Publications, 2002
Bellitto, M. Une histoire du Sénégal et de ses entreprises publiques. Paris, L"Harmattan, 2002
Africa South of the Sahara . 2004. L.-N.Y.: Europa Publications, 2003
Куда идешь, Африка? Историко-политические этюды
Страны Африки и Россия. Справочник . М., Изд-во Института Африки РАН, 2004

Найти "СЕНЕГАЛ " на

Основные моменты

Для Сенегала характерен субэкваториальный тип климата: температура воздуха везде примерно одинакова и в разные сезоны колеблется от 23 до 28 °C, так что понятия «зима» и «лето» здесь весьма условны. Наиболее влажный район - юг атлантического побережья, где за год выпадает до 2000 мм осадков, гораздо суше на севере - 250 мм. Количество осадков может резко меняться от года к году (например, в районе столицы Дакара - от 235 до 1485 мм). Режимом осадков определяется смена сезонов года: с ноября по апрель дует сухой северо-восточный пассат из Сахары, а с мая по октябрь влажный юго-западный муссон приносит обильные дожди. Сезон дождей на юге длится 5–7 месяцев, а на севере - лишь 2–3 месяца.

Растительность почти на всей территории сильно изменена земледелием и скотоводством. На более влажном юге сохранились листопадные леса, а на севере и в центральных частях страны - кустарниковые саванны и полупустыни (в основном - в границах национальных парков, крупнейший из которых - Ниоколо-Коба), где можно встретить типичных для Сенегала животных, в том числе слонов, жирафов, буйволов и бегемотов.

Население Сенегала – 15 411 614 чел. (2016 г.) – составляют представители негроидной расы. Народы волоф и тукулер, живущие в долине реки Сенегал на севере, исповедуют преимущественно ислам и заняты земледелием (эти народы многочисленны и в городах); земледельческими народами (основа сельского хозяйства страны в целом - выращивание арахиса, по экспорту которого Сенегал занимает первое место в мире) являются также серер, диола и мандиго; фульбе, напротив, заняты в основном скотоводством. Быт и культура коренных жителей представляют большой интерес для посещающих страну туристов.

Дакар – крупный порт, находящийся на крайней западной точке Африки - на Зеленом Мысе, крупнейший в стране промышленный и университетский центр. Возле морского порта расположен самый старый в городе деловой квартал, к которому с запада примыкают торговые улицы со множеством мастерских и магазинчиков местных ремесленников. На побережье раскинулся фешенебельный квартал Фанн с резиденциями посольств, виллами и комфортабельными отелями. Дакар известен и тем, что здесь заканчивается маршрут знаменитого международного авторалли «Париж–Дакар».

Природа

Большая часть территории Сенегала покрыта саванной растительностью (акации, баобабы, бородач, слоновая трава, бамбук, пальма ронье, тамаринд). Встречается арабская акация, дающая гуммиарабик (смола). Северные области представляют собой зону т.н. сахеля (опустыненная саванна). В юго-западной части страны сохранились смешанные листопадно-вечнозеленые леса, в которых растут акажа (красное дерево), бавольник, карите (масляное дерево), лианы, пальма дум, рожковое дерево. Из крупных животных встречаются антилопы, гепарды, гиены, кабаны, леопарды и шакалы. Распространены также зайцы, обезьяны, много грызунов. Разнообразны орнитофауна (аисты, гуси, грифы, дрофы, журавли, кулики, куропатки, орлы, попугаи, птицы-носороги, страусы, ткачики, утки, фламинго, цесарки), пресмыкающиеся (в т. ч. вараны, кобры и питоны), а также мир насекомых (комары, муха цеце, саранча, термиты). Насчитывается шесть национальных парков. В прибрежных водах и реках много рыбы (акулы, дорадо, макрель, морской окунь, осьминоги, сардинелла, сельдь, сом, тунец) и ракообразных моллюсков.

Полезные ископаемые – алмазы, бокситы, железо, золото, известняк, ильменит, медь, мрамор, каменная соль, нефть, природный газ, рутил, титан, торф, фосфаты, цирконий.

Культура

Зарождение изобразительного искусства на территории современного Сенегала началось до н.э.: в массивных насыпных курганах из песка (8–6 вв. до н. э., центральные области) археологами обнаружены керамика, оружие, а также украшения из золота и металлов. Богатой коллекцией африканского традиционного искусства располагает Музей фундаментального института Черной Африки (г.Дакар, осн. в 1936).

Профессиональное изобразительное искусство развивается с 1950-х. В г.Дакар в 1972 открылась Школа изящных искусств, в которой преподавали мастера, получившие художественное образование во Франции, а также французский этнограф и художник П.Лодс. Художники Сенегала – Амаду Йеро Ба, Папа Сиди Диоп, Ибу Диуф, Ибрахим Ндиай, Папа Ибра Талл. Выставки сенегальских художников проходили в Москве в 1965, 1970 и 1975. Известный сенегальский художник и дизайнер Уму Си с 2004 принимает участие в континентальном проекте по созданию первой африканской оперы под названием «Опера Сахеля» – он работает над художественным оформлением и костюмами к опере.

Из ремесел и художественных промыслов распространены гончарство, резьба по дереву (изготовление мебели и домашней утвари), кожевенное производство, плетение (ритуальных масок, ярко раскрашенных поясов, сумок и циновок), а также ткачество, в т.ч. изготовление ковров. Особо выделяется ювелирный промысел, большой популярностью пользуются серебряные и золотые изделия мастеров народа волоф.

Основана на богатых традициях устного творчества (мифы, песни, пословицы и сказки) местных народов. Фольклор тесно связан с искусством гриотов (общее название профессиональных сказителей и музыкантов-певцов в Западной Африке). Современная литература Сенегала развивается на французском языке и местных языках народов волоф, диола, малинке, серер, сонинке и фульбе.

Первое литературное произведение – повесть «Сила – Доброта» Бакари Диалло, изданная в 1926. Становление национальной литературы тесно связано с творчеством Леопольда Седара Сенгора, одного из создателей в 1930-е движения негритюд (провозглашение самобытности и единства негро-африканской культуры, необходимости обращения к истокам и изучения собственных культурных ценностей). Сенгор начал печататься в 1934 в Париже. Первый сборник его стихов – Песни в сумраке – издан в 1945. Участие в движении французского Сопротивления нашло отражение в лирико-публицистическом цикле Сенгора Черные жертвы (1948). Другие его произведения – сборник Эфиопские мотивы, поэма Элегия ветрам, цикл стихов Осенние письма. Произведения Сенгора изданы во многих странах. В 2006 будет отмечаться 100-летие со дня рождения поэта. Другие поэты Сенегала – Амаду Мустафа Вад, Ламин Диакхате, Амаду Траоре Диоп, Давид Диоп, Усман Сембен (первым из национальных литераторов получил международное признание), Малик Фалл.

Основоположник сенегальской прозы – Усман Д.Сосе. Его первый роман, «Карим», вышел в свет в 1935. Писатели Сенегала – Нафиссату Диалло, Бираго Диоп, Шейх Хамиду Кана, Абдулай Саджи, Усман Сембен, Аминат Соу Фалл и др. Некоторые произведения Сенгора и Сембена были переведены на русский язык и изданы в Советском Союзе.

В мае 2005 французская литературная ассоциация «Новые Плеяды» учредила международную премию имени Л.Сенгора. Почетной наградой ежегодно будет отмечаться поэт, чьи произведения «со всей полнотой демонстрируют богатство и огромные возможности французского языка».

Национальная музыка имеет древние традиции. Она сформировалась на основе музыки местных народов и тесно связана с искусством гриотов, испытала также значительное влияние арабской и европейской музыкальной культуры. Во второй пол. 20 в. сказалось влияние американской поп-музыки, появились и широко распространились новые стили.

Игра на музыкальных инструментах, песни и танцы тесно связаны с повседневной жизнью местных народов. Музыкальный инструментарий – разнообразные балафоны, барабаны (джембе, тама, палиела – у народа тукулер, на нем играют исключительно женщины), гнагнур, колокольчики, ксилофоны (кора и др.), однострунные музыкальные луки, погремушки, рога, трещотки и флейты. Развито пение, песни отличаются многообразием жанров. Особо выделяется ритуальное пение, которое сопровождается музыкой и танцами.

Сенегал стал инициатором и организатором проведения в 1966 г. 1-го Всемирного фестиваля негро-африканского искусства (ФЕСМАН). За пределами страны известно имя певца Юссу Ндура. В феврале 2004 несколько сенегальских фольклорных групп и музыкальных коллективов приняли участие в 1-м международном фестивале музыки кочевых народов, который проходил в г.Нуакшот (Мавритания). В ноябре 2004 сенегальский певец и музыкант Абду Гите Сек стал одним из трех финалистов престижного международного конкурса «Музыка мира», который проводится радиостанцией «Радио Франс Интернасьональ» с 1981 с целью содействовать развитию национальной музыки в странах Африки, Карибского бассейна и зоны Индийского океана. Песни Абду Гите Сек являются соединением сенегальских ритмов и западного рока. Франко-сенегальская группа под названием «Вок», в которой он работал, была лауреатом премии «Музыка мира» в 2000. В 2003 эта премия была присуждена тоже сенегальскому музыканту – Дидье Авади, который руководит рэп-группой «Позитив Блэк Сулл».

Из современных музыкантов и певцов пользуются популярностью также Бааба Маал (руководитель группы «Даанде Ленол» («Голос людей»), исполняющей традиционную музыку народов волоф и мандинго, а также музыку в стиле «фанк» и «регги») и гриот Мансур Сек. В г.Сен-Луи проводятся фестивали джазовой музыки. Летом 2005 в г.Дакар состоялось двухдневное шоу мировых звезд музыки под названием «Африка лайв», сборы от которого были перечислены в фонд борьбы с малярией.

Сенегальский композитор Гу Ба принимает участие в континентальном проекте по созданию первой африканской оперы под названием «Опера Сахеля» (он пишет музыку в соавторстве с композиторами из Нигерии, Гвинеи-Бисау и Коморских Островов). Проект, оцененный в 6 млн. долл. США, финансируется за счет нидерландского Фонда принца Клауса. Завершение работы над музыкой к опере планируется к июню 2006. Хореографическое решение будущего спектакля доверено известной сенегальской танцовщице Жермэн Аконьи.

В декабре 2006 в Сенегале откроется очередной Всемирный фестиваль негро-африканского искусства (ФЕСМАН-3). Стоимость его организации оценивается в 7,5 млрд. франков КФА (200 млн. долл. США), что в 3 раза больше суммы, потраченной на проведение 1-го фестиваля.

Современное национальное театральное искусство формируется на основе богатого традиционного творчества. Существенное влияние на него оказало творчество гриотов, устраивавших представления-импровизации. Сенегал был одной из первых стран в Западной Африке, где появились школьные театры. Открытая в 1930-е в г.Дакар французская театральная школа У.Понти стала центром создания африканского драматического театра. В ней обучались не только студенты из Сенегала, но и др. стран Западной Африки (Бенина, Кот-д"Ивуара, Мали), ставшие позже видными театральными деятелями. В 1950-е в г.Дакар действовала консерватория музыки и драматического искусства. Пьесы ставились на французском языке.

В 1961 создан Национальный ансамбль балета Сенегала, которым руководил Морис Сонар Сенгор. Труппа выезжала с гастролями в страны Западной Европы, а в 1965 и 1970 выступала в Москве. Создавались любительские театральные коллективы. Первый профессиональный театр создан в Дакаре в 1965 и получил название «Театр им. Даниеля Сорано». Его также возглавил М.С.Сенгор. В театре, кроме пьес местных авторов и зарубежной классики, был поставлен Ревизор Н.В.Гоголя, а в «Негро-театре» (также находится в столице) – пьеса Медведь А.П.Чехова. Сенегальские драматурги – Амаду Сиссе Диа, Абду Анта Ка, Шейх Ндао, режиссеры – Р.Эрмантье и др.

Его возникновение связано с деятельностью «Африканской киногруппы», созданной в 1955 сенегальскими студентами (П.Вьейра, Ж.М.Кан, Р.Керистан и М.Сарр), обучавшихся в Парижском киноинституте. Они сняли первый сенегальский документальный фильм под названием Африканцы на Сене (1955). Первый художественный фильм – Чернокожая из … – был снят режиссером (он же известный поэт и прозаик) Сембеном в 1966. Этот фильм считается одним из первых африканских игровых фильмов, а Сембена часто называют «отцом африканского кинематографа». Он снял также фильмы Эмитай (1971), Хала (1975), Седдо (1977) и др. Сембен проходил стажировку на киностудии им. Горького у известных советских режиссеров Сергея Герасимова и Марка Донского. В мае 2005 в рамках Каннского международного фестиваля он провел мастер-класс, вызвавший большой интерес, как у специалистов, так и у зрителей. Другие кинорежиссеры – Б.Де Бей, П.Вьейра, У.Мбай, А.Самба Макарама, Б.Сенгор, Дж.Диоп Мамбетти, Т.Соу, М.Дж. Траоре. В г.Дакар проводится кинофестиваль африканских фильмов.

Традиционные жилища у местных народов встречаются нескольких типов. В западных областях ставят глинобитные хижины квадратной формы под 4-скатной кровлей из травы. На востоке страны распространены круглые жилища из сплетенных ветвей, крытые травяной крышей в форме конуса, а также прямоугольные в плане хижины с навесами. Жители юга строят в основном круглые, прямоугольные или квадратные глинобитные дома, часто строительным материалом выступают скатанные вручную блоки из банко – смесь глины и соломы. Встречаются также жилища овальной формы, окруженные верандой. Стены их украшают росписями красного и синего цвета.

Особый пласт архитектуры – строительство мечетей. В современных городах дома возводят из кирпича и железобетонных конструкций. Деловые кварталы городов застроены многоэтажными зданиями.

Сенегал – одно из наиболее исламизированных государств на африканском континенте. Мусульмане (исповедуют ислам суннитского направления) составляют ок. 90% населения, христиане (большинство исповедует католицизм) – 5%, ок. 5% (в основном жители южных областей) придерживаются традиционных африканских верований (анимализм, фетишизм, культ предков, сил природы и др.) – 2003. Насчитывается также небольшое число приверженцев бахаизма.

Проникновение ислама началось в первой пол. 11 в. в период существования на территории Сенегала государственного образования Текрур. Он стал первой страной в Западной Африке, подвергшейся исламизации. Особенно большим влиянием среди сенегальских мусульман пользуются суфийские ордены (тарикаты) Тиджанийя, Муридийя и Кадирийя. Распространение христианства началось в 17 в. Для Сенегала характерна религиозная терпимость.

История

Приблизительно в XI веке ислам, принесённый арабскими и берберскими завоевателями, стал доминирующей религией в регионе. В XIV веке там находились несколько королевств, наиболее могущественным из которых была империя Джолоф. В течение долгого времени на сенегальском острове Горе находился крупнейший центр работорговли.

С XV века на побережье Сенегала стали появляться европейцы - первыми в 1435 были португальцы. В 1633 французы основали Сенегальскую компанию и в 1638 в устье реки Сенегал - факторию (с 1659 - город Сен-Луи).

В 17-м - 1-й половине 18-го веков в африкано-европейской торговле, которую держали в своих руках правители африканских государств, всё большее значение приобретает вывоз рабов. Используя огнестрельное оружие, африканские правители во главе своих дружин совершали набеги на соседей, с целью захвата пленников для последующей их продажи европейцам.

Во второй половине 19-го века французы начали освоение внутренних районов Сенегала. В 1860 предводитель крупнейшего племени Сенегала, Хаджи Омар, признал протекторат Франции. К 1890 все племена Сенегала подчинились французам.

Французы экспортировали из Сенегала арахис, в небольших количествах добывалось золото. В 1885 была построена железная дорога Сен-Луи - Дакар, затем железнодорожная магистраль от Дакара в соседнюю французскую колонию Мали (в 1909-23).

Жителям четырех районов на западе Сенегала были предоставлены права французских граждан, от них стал избираться один депутат в парламент Франции (первый депутат-негр был избран в 1914). Были созданы учебные заведения, готовившие из негров кадры для колониальной администрации всей Французской Западной Африки. Из африканского населения стали формироваться части французской армии - батальоны сенегальских стрелков.

В 1895-1958 годах Сенегал находился в составе Французской Западной Африки (ФЗА), объединившей территории в западной части континента. В 1902 году Дакар стал столицей ФЗА.

По окончании Второй мировой войны в стране активизировалось национально-освободительное движение. 25 ноября 1958 года Сенегал был провозглашен самоуправляющейся республикой в составе Французского Сообщества. В 1959 году Сенегал и Французский Судан (Мали) объединились, образовав Федерацию Мали, которая получила независимость: 4 апреля 1960 было подписано соглашение о предоставлении ей независимости, которая была официально провозглашена 20 июня 1960 года. Вследствие политических конфликтов, Федерация распалась, после чего, 20 августа 1960 года, Сенегал и Французский Судан (переименовавшийся в Мали) объявили о своей независимости.

После получения независимости Сенегалом стал править Прогрессивный Союз Сенегала (с 1976 переименован в Социалистическую партию Сенегала). Было объявлено о строительстве в Сенегале «африканского социализма».

В 1976 принята поправка к конституции, разрешающая деятельность в Сенегале трёх политических партий - Социалистической, Демократической и Африканской партии Независимости (марксистско-ленинской). Нелегально существовала ещё одна марксистско-ленинская партия - Независимости и Труда.

В 1982 году вместе с Гамбией образовалась номинальная конфедерация Сенегамбия, однако реальной интеграции не получилось, и в 1989 году она распалась.

Сепаратистские группы Казаманса на юге страны, заявившие о себе в 1982 году, несмотря на переговоры с правительством, продолжают нерегулярную деятельность. Сенегал, кроме того, имеет долгую историю участия в миротворческих миссиях.

Политика

Президентская республика. Действует конституция, одобренная общенациональным референдумом от 7 января 2001. Главой государства и главнокомандующим вооруженными силами является президент, который избирается путем всеобщих прямых выборов (при тайном голосовании) на 5-летний срок. Президент может быть избран на этот пост не более двух раз. Законодательную власть осуществляет парламент (Национальное собрание), который состоит из 120 депутатов (65 из них избираются по территориальным округам, 55 – по партийным спискам). Депутаты парламента избираются на всеобщих прямых выборах при тайном голосовании. Срок его полномочий – 5 лет; он может быть распущен президентом не ранее, чем через 2 года после парламентских выборов.

Государственный флаг. Прямоугольное полотнище, состоящее из трех вертикальных одинакового размера полос зеленого (у древка), желтого и красного цвета. В центре желтой полосы помещено изображение пятиконечной звезды зеленого цвета.

В основе внешней политики – политика неприсоединения. Главный внешнеполитический партнер – Франция. Сенегал поддерживает добрососедские отношения с Гамбией, Гвинеей и Гвинеей-Бисау, в т.ч. в рамках Организации по эффективному использованию ресурсов р.Гамбия. Отношения между Сенегалом и Гамбией осложнены из-за контрабандных перевозок через гамбийскую территорию промышленных товаров (там установлены более низкие таможенные пошлины на многие импортные товары), а также из-за наплыва большого числа сенегальских беженцев, переместившихся в Гамбию в кон. 1990-х в результате конфликта в Казамансе. До 2005 успешно реализовывалась программа сотрудничества с Тайванем, признанного Сенегалом в 1996. В 1996–2005 Тайвань выделил на поддержание связей и прямую финансовую помощь Сенегалу ок. 150 млн. долл. США. В нач. ноября 2005 Сенегал прекратил дипломатические отношения с Тайванем и возобновил их с КНР (они были разорваны в 1996 после признания Сенегалом Тайваня).

Экономика

Сенегал принадлежит к группе наименее развитых стран. Основа экономики – аграрный сектор. Является одним из стабильно развивающихся государств Западной Африки. Сенегал зависит от иностранной помощи.

В сельском хозяйстве занято более 75 % работающих. Продукция - арахис, просо, кукуруза, сорго, рис, хлопок. Разводится скот и птица, ведётся рыболовство.

В промышленном секторе - добыча фосфатов, а также железной руды, циркония и золота.

Экспортные товары - рыба, арахис, фосфаты, хлопок.

Культура Сенегала, ввиду огромного количества проживающих в стране племён и народностей, просто не способна запомнить всевозможные традиции и обычаи местных народов. Однако стоит отметить, что к сходным языковым группам зачастую принадлежат местные народы.

Также хочется отметить, что общение с оными, зачастую не составляет абсолютного никакого труда, особенно если Вы знаете французский язык.

В основной своей массе, сенегальцы очень приветливый и достаточно дружелюбный народ. Этот народ очень красивый, а сенегальские женщины признаны самыми красивыми во всей Африке, также они обладают отменным чувством юмора и у них хорошо развит вкус, а также чувство собственного достоинства, что, само по себе, весьма занятно. Однако даже невзирая на эти качества, в Сенегале живёт очень много беженцев из стран-соседей, именно поэтому, многие выходцы из Сьерра-Леоне, Мали, Гвинеи-Бисау и Гвинеи, составляют основу так называемых попрошаек, которые то и дело досаждают приезжающим сюда иностранным туристам. Так уж сложилось, что коренным жителям данной страны очень часто приписывают не всегда положительные черты остальных африканских народов, всё это потому, что непривычный взгляд европейца к местному фенотипу, физически не способен отличить представителей такой народности как фульбе, от серрер или волоф.

Если Вам придётся общаться с сенегальцами, Вам следует запомнить, что у них есть своя собственная система подчёркивания социального статуса оппонента и знаков внимания. Также они зачастую дифференцируют общество по кастовому или же родовому признаку. Религиозные нормы здесь играют весьма значительную роль. Зачастую все серьёзные решения принимаются исключительно после совета марабу. Вам очень серьёзно может навредить незнание элементарных правил и норм при общении с местными жителями, ибо Вы с лёгкостью можете непроизвольно их обидеть, сами того не понимая. Именно поэтому, в большинстве случаем при посещении частного дома или различных деревень, в роли переводчика или гида следует вежливо попросить выступить школьного учителя или же старейшину. Идеальным вариантом общения при встрече с коренным сенегальцев, является вежливое приветствие, затем необходимо спросить как у него дела, или же презентовать скромный сувенир на память. Между собой сенегальцы здороваются ровно столько раз, сколько пересекаются между собой, даже невзирая на то, что они уже виделись и здоровались. Культура Сенегала очень своеобразна и интересна.

При обмене, продаже или покупке различных предметов у местных жителей, необходимо быть особо щепетильными. Многие туристы жалуются, что местные жители во время таких сделок, стараются выманить у гостя за незначительную услугу как можно больше денег. Однако занятной особенностью является то, что некоторые сенегальцы могут даже довольно сильно возмутиться если Вы предложите им определённую плату за некоторые услуги, такие как ночлег в их доме, ибо они привыкли считать это исключительно дружеской услугой любимому гостю. Отсюда следует вывод, что культура Сенегала очень разнообразна, поэтому Вам необходимо тщательно интересоваться у гида теми или иными вопросами, которые касаются этикета данной этнической группы.