Проект «Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны. Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны в школьном музее. Сценарий


Конспект занятия «Встреча с ветераном Великой Отечественной войны и труженицей тыла».
Подготовительная к школе группа.
Автор: воспитатель Путенко Надежда Корнеевна.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №8 города Боготола. Красноярского края. Логопедическая группа «Звёздочка».
Дата создания: 2010год.
Цель:
Воспитание уважительного отношения к истории страны, к ветеранам и участникам Великой Отечественной Войны и защитникам Родины.
Задачи:
Продолжать знакомить детей с событиями ВОВ;
приобщать детей к изучению исторического прошлого нашей страны, укрепить живую связь времен и поколений;развивать у детей познавательный интерес к историческому прошлому нашей страны;
воспитывать у детей чувство патриотизма и гордости за подвиги героев и защитников нашей страны;
побуждать детей чтить память героев;
воспитывать уважительное отношение к ветеранам ВОВ.
Предшествующая работа:
Беседы «Вставай страна огромная», «Они сражались за родину».
Чтение и обсуждение произведений о войне:
Е. Благиной «Шинель»;
С. Баруздина «Шел по улице солдат»;
Н. Дилакторской «Почему маму прозвали Гришкой»;
А. Митяева «Землянка», «Мешок овсянки», «Почему армия родная?»;
Л. Кассиля из книги «Твои защитники».
Рассматривание иллюстраций по теме.
Прослушивание музыкальных произведений: «Священная война», «День победы».
Просмотр презентации «Главный праздник», мультфильма «Воспоминание».
Разучивание стихов к занятию.
Изготовление поделок для гостей.
Ход занятия:
Дети! Приближается великий праздник для каждого человека нашей великой страны - день Победы! Много лет прошло с окончания Великой Отечественной Войны, но память о героях жива до сих пор. Нет в нашей стране ни одной семьи, которой бы не коснулась страшная война. Много горя и испытаний выпало на долю людей. Много солдат не вернулось домой, они погибли на полях сражения, были замучены фашистами, многие люди умерли от голода. Победа нашему народу досталась дорогой ценой. Мы с вами не должны забывать о той страшной войне, о тех, кто спас Родину от фашистских захватчиков. Мы обязаны хранить память о героях Великой Отечественной Войны и рассказывать будущим поколениям о тех подвигах наших людей, которые нам известны, о жизни людей в то непростое время.
Сейчас уже мало осталось в живых тех, кто много лет назад воевал и жил в годы войны. Но нам повезло, сегодня у нас с вами долгожданная встреча с ветераном Великой Отечественной войны Сураевым Иваном Петровичем. И труженицей тыла Нестеровой Марией Митрофановной. Давайте поприветствуем этих замечательных людей нашими аплодисментами. Уважаемые Мария Митрофановна и Иван Петрович разрешите низко - низко вам поклониться за Победу, за ваше мужество, стойкость, непоколебимость, за вашу огромную любовь к Родине, а самое главное за то, что вы находите силы и много встречаетесь с детьми и молодежью! Мы с ребятами очень хотим узнать о вашей жизни во время Великой Отечественной войны и надеемся, что вы нам расскажете. Ребята подготовили для вас маленький концерт. Мы очень ждали эту встречу, и сейчас наши ребята скажут вам несколько слов.
Первый ребенок.
Мы много слышали о вас,
И нашей встрече рады!
Приветствует мы вас сейчас!
Командуйте парадом!
Второй ребенок.
У вас медали, ордена,
И вы для нас - герои!
Гордится вами вся страна,
Поклон от нас земной!
Третий ребенок.
У нас Великая страна,
Великая держава!
Не повторится пусть война!
Всем ветеранам - слава!
Четвёртый ребенок.
Мы знаем: вы войну прошли,
На фронте воевали!
Вы столько горя вынесли,
Победу приближали!
Пятый ребенок.
Нам интересно все про вас,
Какой вы жизнью жили,
На фронте было, что у вас?
Как немцев вы громили!
Шестой ребенок.
Мы будем тихо все сидеть
И слушать ваш рассказ,
Потом хотим мы песню спеть,
Порадовать, чтоб вас.
Седьмой ребенок:
Спасибо вам, что к нам пришли,
Что силы вы в себе нашли,
Чтоб к нам прийти в этот час,
Благодарим всем сердцем вас!
Восьмой ребенок.
Здоровья, счастья, долгих лет
От всей души желаем!
И с Днём Победы мы вас все,
Сегодня поздравляем.
М. Лангер.
Воспитатель.
Ребята! У каждого участника войны своя история Победы, давайте попросим Ивана Петровича рассказать нам о том, какой ценой досталась ему Победа. (Слово ветерану).
Иван Петрович рассказал, что когда начилась война ему было восемнадцать лет. Он уже окончил школу и учился на тракториста. Когда он узнал, что начилась война, то пошел в военкомат, служил танкистом. В танке провёл всю войну, правда, не в одном танке, потому, что его танки несколько раз подбивали. И сам он был ранен несколько раз, дважды тяжело, лежал в госпитале. Иван Петрович показал детям свои ордена и медали за оборону Кавказа, за освобождение Украины и Польши. Ветеран поведал, что на фронте было очень страшно: грохот орудий, свист пуль, зловещие языки пламени, рвущиеся ввысь и испепеляющие всё, что встаёт на их пути. Искажённые ужасом лица и душераздирающие стоны раненых. И всюду трупы людей, ещё недавно думавших о будущем, надеявшихся на встречу с родными, мечтавших о любви и счастье. Всё это и есть война - самое страшное событие, которое только может случиться как в жизни отдельного человека, так и в истории всего человечества. Но солдаты знали, что их дело правое, они знали, что защищают своих близких, родных людей, свою Родину. В семье Ивана Петровича воевали отец и ещё четыре брата. Все они погибли. Отец и старший брат пропали без вести, и до сих пор неизвестно, где они похоронены. Два брата - близнеца похоронены в Польше. Кстати, о том, что война окончена, Иван Петрович узнал тоже в Польше. Но тогда он не знал, что и его братья воевали и погибли там. Ветеран рассказал детям о своих боевых друзьях, многие погибли, некоторые умерли после войны. Со всеми живыми они поддерживают связь: переписываются, перезваниваются, редко, но встречаются. Иван Петрович подарил детям фотографию последней встречи однополчан.

Дети исполнили в честь бывшего фронтовика песню «Бравые солдаты» (слова Т. Волгиной, музыка Филлипенко).
Воспитатель.
Ребята, так уж случилось, что наша память о войне и все наши представления о ней - мужские, воевали-то в основном мужчины. Но огромная тяжесть легла на плечи женщин: матерей, жён, сестёр, которые своим трудом помогали фронту. Эта война была особенной, она и называлась Великой Отечественной, потому, что все, от детей до стариков, поднялись на защиту Родины. Наши солдаты храбро сражались на поле боя, но были и те, кто оставался в тылу, всеми силами сообща ковали победу. Работали на заводах, фабриках, делали оружие: танки, самолеты, автоматы, минометы и пушки. Военные эшелоны везли на фронт вооружение, медикаменты, одежду, продукты для бойцов. Всем этим обеспечивали фронт труженики тыла и дети, которые работали в годы войны как взрослые. Попросим Марию Митрофановну рассказать нам о своей жизни в те годы.
Гостья рассказала о своей нелегкой судьбе, как она встретила известие о начале войны. Мария Митрофановна жила с мужем и тремя детьми в деревне, муж ушёл на фронт. Женщина работала почтальоном, разносила письма-треугольники, которые так ждали родные и близкие наших солдат. Но часто в письмах сообщалось о гибели солдат или о том, что он пропал без вести. Получив, такую весть люди плакали, кричали, выли, очень тяжело было это слушать и видеть. Если бы собрать воедино горькие женские слёзы, пролитые по погибшим сыновьям, мужьям, братьям, то образовалось бы море Скорби и Печали. Когда Мария Митрофановна получила известие о смерти мужа, с рассказом о том, как он погиб, она не выдержала и ушла работать в колхоз. Работала с раннего утра и до позднего вечера, не покладая рук. Колхозники растили хлеб, мясо, для фронта, для Победы. Дети были дома одни, еды было очень мало, двое детей заболели и умерли. (Гостья вытерла появившиеся слёзы). Тяжело было, не легче жилось и после Победы. Помолчав, Мария Митрофановна пожелала всем, чтобы никто не испытал больше такого. Чтобы всегда был мир, чтобы все старались беречь мир.
Нестеров Ананий Матвеевич - фотография мужа Марии Митрофановны.

Воспитатель.
Для вас, наши гости, дети хотят исполнить песню, которая является одним из самых ярких символов Великой Отечественной войны. Песню, которую на фронте знал каждый боец и именем которой народ окрестил новое оружие, наводившее ужас на врага - ракетные минометы БМ. Конечно же, это наша знаменитая «Катюша».
Песня «Катюша» (слова М. Исаковского, музыка М. Блантера).
Воспитатель.
Дети, пусть всегда в ваших сердцах горит огонь памяти о мужественных солдатах, офицерах, которые погибли в той великой войне. Минутой молчания почтим память погибших!
Дети встают у стульчиков. Идет минута молчания.
Дорогие ребята, благодаря нашим гостям и всем кто защищал нашу страну, кто работал для Победы, мы живем в мирное время. Ходим в детский сад, играем, смотрим мультфильмы, празднуем дни рождения. В знак благодарности подарите гостям наши поделки.
Мы в неоплатном долгу у этих людей. Давайте хором скажем «Спасибо за Победу!»
Уважаемые Мария Митрофановна и Иван Петрович огромное спасибо, что вы сегодня оказали нам такую честь и пришли на эту встречу.
Дети прочитали стихи:
Первый ребенок.
Вам - ветераны яростных сражений,
Чья молодость закалена в бою!
Вам - труженикам тыла,
Чьим трудом ковалась Победа!
Посвящаем вам любовь и уваженье,
И светлую признательность свою.
Второй ребёнок.
Для дружбы, для улыбок и для встреч
В наследство получили мы планету.
Нам этот мир завещано беречь
И землю удивительную эту.
Третий ребёнок.
Завещано беречь нам этот мир -
Такой неповторимый на рассвете.
Он с детства очень дорог нам и мил,
За будущее мира мы в ответе.
Четвёртый ребёнок.
Мы не дадим стать пеплом и золой
Тому, что красотой земной зовётся.
Пусть будет мирным небо над землёй,
Пусть вечно детство звонкое смеётся!
Пятый ребёнок.
Поздравляем гостей наших,
Поздравляем всей душой!
Пусть гремит салют победы
В этот день над всей страной!

Дети слушали гостей, затаив дыхание, потом они ещё долго не отпускали гостей, они задавали вопросы, рассказывали о своей жизни в детском саду, показывали, где, чем занимаются.

Традиционная встреча прошла в зале Дома культуры железнодорожников, в качестве подарка учащиеся 18 школ подготовили творческие номера для особенных гостей мероприятия - ветеранов.

Актовый зал был полон: Владимир Антонович Вакулишин, Дмитрий Иванович Иванов, Владимир Матвеевич Вавилов, Иван Фёдорович Панасюк, Владимир Феофилович Подшивалов, Владимир Наумович Гульбинец и многие другие ветераны труда, Великой Отечественной, локальных войн и конфликтов заняли почетные первые ряды.

Ветераны на встрече со школьниками. Фото: АиФ/ Анастасия Есауленко

«Сегодня мы проводим традиционную встречу поколений. Детям представляется уникальная возможность услышать историю Великой Отечественной войны, Советского Союза из первых уст. Эта встреча очень важна как для ветеранов, так и для детей. Как известно, жизнь неумолима. Из наших рядов уходят достойные люди - участники войны, от которых вы можете узнать всю правду. Ту правду, которые некоторые историки пытаются извратить», - рассказал председатель Совета ветеранов войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов Первореченского района Иван Панасюк .

Школьники вышли с Бессмертным полком. Фото: АиФ/ Анастасия Есауленко

Начало мероприятия было необычайно ярким и настоящим. Школьники вышли вместе с Бессмертным полком - фотографиями своих родственников, принимавших участие в боевых действиях или трудившихся на фронте. Со сцены звучала мелодичная грустная песня о погибших на войне солдатах. Всхлипы стали слышны в зале. Многие смотрели вверх, чтобы не расплакаться.

Далее прозвучало много патриотичных песен о войне, долге и отчизне. Со сцены выступали ветераны, рассказывая младшему поколению об истории воин, о ценности труда, о чувстве национального единства и о предстоящем празднике.

Концерт для ветеранов. Фото: АиФ/ Анастасия Есауленко

«23 февраля, как праздник, отмечают с 1918 года. Тогда молодая Красная гвардия, только что сформированная, под Псковом и Нарвой дала бой войскам кайзера Германии. И было решено: эту дату ежегодно отмечать как праздник армии, - обратился к школьникам заместитель председателя совета ветеранов Первореченского района Владимир Андреевич Коновалов . - Защитникам нашей Родины не раз пришлось воевать с иноземцами. Самым большим испытанием стала для нашей армии Великая Отечественная война, которая длилась четыре года. Здесь, на Дальнем Востоке, наши солдаты поставили точку во Второй Мировой войне».

Бойцы вспоминали минувшие дни... Фото: АиФ/ Анастасия Есауленко

Продолжилась встреча простыми житейскими разговорами школьников и ветеранов. Каждому классу достался свой герой.

«Дорогие дети, старшее поколение сделало все, чтобы вы успешно учились, жили, работали. Теперь вам предстоит продолжать наше дело», - сказал Коновалов .

Фото на память. Фото: АиФ/ Анастасия Есауленко

Ребята сфотографировались со своими рассказчиками. Некоторые даже договорились встретиться после мероприятия, чтобы провести познавательный классный час.

«Такие мероприятия очень нужны. Ветераны видели историю своими глазами. Их рассказы намного интереснее учебника,- поделился десятилетний Паша . - А ещё я выступал сегодня. Волновался, конечно. Но я надеюсь, что это был хороший подарок для ветеранов. Спасибо им за всё».

Победители и благодарные потомки. Фото: АиФ/ Анастасия Есауленко

Практически на каждом крупном производстве или в небольшой фирме и организации есть традиция ко Дню Пожилого человека или к 9 Мая устраивать вечер встречи с неработающими пенсионерами, ушедшими на заслуженный отдых. Самой традиционной формой является чаепитие с небольшой концертно - развлекательной программой. Эта замечательная традиция дает возможность воздать должное тем, кто так много сделал для процветания организации, немного развлечь их и, главное, это для них самих повод увидеться, поговорить и вспомнить былое.

Предлагаем сценарий встречи с ветеранами и пенсионерами «День добра и уважения», который написан для пенсионеров - химиков, но вполне может стать основой для праздника у виновников любой профессии. рассчитан на активных гостей, в нем есть место и лирическим поздравлениям и шуточным номерам и конкурсам.

(Пенсионеров встречают и приглашают за накрытые столы)

Ведущий: Добрый вечер, уважаемые пенсионеры и работники (название организации). Вновь мы собрались на уже ставшую традиционной осеннюю встречу с вами. Надеемся, что нам удастся вас поздравить и немного развлечь. И, по уже сложившейся традиции, первым слово предоставляется начальнику............................!

(Тост, небольшой перерыв)

Ведущий:

Люди пожилые, сердцем молодые,

Сколько повидали вы путей, дорог,

Горячо любили и детей растили,

И надеждой жили: меньше бы тревог!

Люди пожилые, матушка Россия

Вас не баловала легкою судьбой,

Дай Вам бог покоя, чтобы над рекою

Солнце озаряло купол голубой!

(Тост: За Вас, дорогие наши пенсионеры!)

Перерыв.

Ведущий: А сейчас специально для вас прозвучит…

Концертный номер

Ведущий: От Совета Ветеранов слово предоставляется.....

Небольшой перерыв

Ведущий: Когда людям плохо, то они пьют одни, когда хорошо пьют с друзьями и близкими. Мы сегодня собрались вместе, значит все не так плохо, и пусть будет еще лучше!

Люди пожилые,

Пусть года былые

Будут вам опорой,

И дети пусть поймут!

И поклон вам низкий

От родных и близких

И от всей отчизны

За бесценный труд!

Шуточный застольный конкурс для пенсионеров "Здравствуй, мой хороший!"

(для проведения понадобятся два чистых и забавных детских чепчика и задорная фоновая музыка)

Ведущий: Мы понимаем, что для Вас дорогие наши пенсионеры такие вечера, это повод увидеть друг друга, поболтать, но в суете вы порой забываете сказать друг другу теплые слова, а потом жалеете об этом. Сегодня мы решили предоставить вам такую возможность. У нас 6 столов, поделим на две равные половины по 3 стола, это будут правые, а это левые. Каждой половине я дам по такому вот забавному чепчику, ваша задача; первый - надевает чепчик, снимает, надевает своему соседу, целует его и говорит: «Здравствуй, мой хороший!». Тот тоже надевает чепчик своему соседу и также целует его и говорит те же слова. Затем с этого стола передаете на соседний и… чья половина зала окажется быстрее, та и победит.

Проходит конкурс - фоном звучит музыка

Ведущий: На самом деле в этом конкурсе нет победителей, одна половина целуется быстрее, зато вторая - дольше и качественнее.

(Тост: И этот тост, естественно, за вас, за вашу долгожданную встречу!)

Ведущий: Никогда ни о чем не жалейте вдогонку,

Если то, что случилось, - нельзя изменить.

Как записку из прошлого, грусть свою скомкав,

С этим прошлым порвите непрочную нить.

Никогда не жалейте о том, что случилось.

Иль о том, что случиться не может уже.

Лишь бы озеро вашей души не мутилось

Да надежды, как птицы, царили в душе.

(Тост: За надежды на лучшее будущее!)

Небольшой перерыв

Шуточный номер. Песня - переделка "Химик - недоучка"

Гульнара Набиева
Статья о встрече в детском саду с ветераном Великой Отечественной войны

Совсем скоро наступит великий праздник - 70 лет с того дня, как закончилась Великая Отечественная война . Драматической страницей вошла она в историю нашей страны. Но что знает о тех военных годах подрастающее поколение? Знает оно только то, что написано в учебниках по истории.

С каждым годом все меньше остается живых свидетелей тех трагических событий, и тем дороже для нас их каждое воспоминание. Встреча с участником Великой Отечественной войны - это встреча с историей нашей Родины.

В нашем детском саду № 6 «Солнышко» г. Дюртюли в очень теплой, дружественной обстановке прошла встреча с участником Великой отечественной войны Махияном Ситдиковичем Мухаматситдиковым. С огромным интересом дети старших и подготовительных групп слушали рассказ ветерана о тех нелегких испытаниях, выпавших на его долю.

Родился и жил Махиян Ситдикович в деревне Старокангышево Дюртюлинского района. С 12 лет и до призвания в армию трудился он на колхозных полях. А в армию он призвался 23 апреля 1941 года. 73 парня из Дюртюлинского района уходили в армию, не зная, что до начала войны оставалось неполных 2 месяца. До Уфы шли пешком. Дальше товарным поездом доехали до города Ровно, что в Белоруссии, где и началась его служба. Обучиться, как следует всем премудростям военного дела он не успел - началась война .

Первое ранение Махиян получил под селом Малохохловка. Пролежав в медсанчасти 8 дней, был направлен в Харьков для прохождения дальнейшей службы. А второе ранение, после которого его демобилизовали, он получил под Можайском. Их часть обороняла дорогу на Москву. Осколком снаряда Махияну Ситдиковичу оторвало правую руку выше кисти. Он вспоминает, как добирался до санчасти, истекая кровью. По счастливой случайности, встретился ему санитар , который наложил жгут, и с которым вместе добрались они до санитарного поезда. В госпитале города Киров он пролежал 4 месяца, и в феврале 1942 года он вернулся в родную деревню, испытав на себе весь ужас первых дней войны .

В тяжелые военные годы ему пришлось в родной деревне работать и бригадиром, и заведующим фермой, и мельником. В 23 года женился на девушке по имени Мухатсана, с которой в согласии вырастили 2 дочерей и 3 сыновей. Его супруги не стало в 1999 году.

Сегодня ветеран живет вместе со старшей дочерью Флюзой. В свои 93 года он не теряет бодрости духа, в курсе всех сегодняшних событий. Вот только фильмы о войне не любит - тяжело , говорит, смотреть. А звуки стрельбы до сих пор наводят ужас, несмотря на то, что прошло 70 лет со дня окончания той страшной, кровопролитной войны .

Дети не только с интересом слушали нашего уважаемого ветерана , рассказавшего о военных действиях, о труде наших женщин и детей в тылу, как, несмотря ни на что, наш народ выстоял и победил. Они прочитали стихи о войне и мире , исполнили песни, задорный танец «На привале» , музыкальную композицию «Летите, голуби, летите» . Ребята поблагодарили ветерана за очень интересную беседу, поздравили с наступающим праздником. Дети настолько прониклись рассказом, что и после окончания встречи задавали много вопросов о войне и его наградах . Изюминкой праздника был пра правнук Ильназ, которому 3 года. Интересная, теплая встреча не пройдет бесследно, останется в юных сердцах детей на долго.

Спасибо ветераном , что они всегда готовы встретиться с подрастающим поколением, что бы рассказать о пережитом. Такие встречи воспитывают патриотизм, уважительное отношение к заслуженным людям, вызывают чувство милосердия и желание быть полезным не только в праздничные дни, но и повседневно…

А мы, в свою очередь, поздравляем всех ветеранов с Днем Великой Победы ! Здоровья, низкий Вам поклон, дорогие наши ветераны !

Сценарий вечера встречи с ветеранами

Сценарий вечера встречи с ветеранами. «Посидим по-хорошему»

Негромко звучит мелодия песни «Встреча друзей» (муз.У Мартынова,
сл. Р. Рождественского)
Выходит ведущая

Ведущая: (на фоне мелодии)
Добрый вечер, дорогие ветераны!
Добрый вечер наши дорогие гости!
Есть в нашей жизни традиции, которые в дни великих юбилеев и праздников приобретают глубокий смысл, наполняются особенным, неподдельным содержанием.
Одна из них- встреча с Вами, наши дорогие ветераны. На Руси издавна говорилось: лучшее угощение-это сердечный прием, хорошая беседа, приветливая улыбка.
В русском человеке есть черта: в трудные минуты жизни, в тяжелые годины испытаний легко отрешается он от всего привычного, чем жил изо дня в день. Был человек – обыкновенный, потребовалось от него стать героем – стал им! История не знает такого массового героизма, такой воли к победе, какие проявили ми бывшие солдаты за четыре долгих года войны!
Разных наград Родины удостоены вы, дорогие ветераны!
(Выходит ученик в роли ведущего ТВ и «берет» у ветеранов краткое интервью.)
Ученик: Я вижу у вас на груди орден….
В каком году вы получили его?
(задают вопросы, касающиеся наград. Ветераны коротко рассказывают)
Ведущий:
Дорогие ветераны!
Носите ордена.
Они вам за Победу,
За раны честные даны.
Носите ордена,
В них теплятся рассветы,
Что отстояли вы в окопах той войны.
Носите ордена
И в праздники и в будни,
На строгих кителях и модных пиджаках.
Носите ордена,
чтоб видели вас люди
Вас, вынесших войну на собственных плечах!

Дорогие наши ветераны, кавалеры высоких наград, орденов и медалей! В Вашу честь прозвучит песня «Давай закурим» (сл.Я Френкеля, муз. М. Табачникова)
(Исполняется песня)
Ведущий: Память человека- ценна. Память солдата не просто ценна –она священна. Она хранилище его великого подвига, благодаря к4оторому живут и свободно дышат солдатские сыновья, внуки и правнуки.
(Минута молчания )
(Тихо звучит мелодия песни Л. Ошанина и А. Иванова «Дороги»
Ведущая:
Эх, дороги…
Пыль да туман,
Холода тревоги,
Да степной бурьян…

У кого из бывших фронтовиков не дрогнет, не защемит тревожно сердце при напоминании о минувших боевых днях, о сырых окопах, землянках, о письмах и песнях.
(Исполняется песня «В землянке» К Листова)

Ведущий: Песни военных лет. Их знают все. Они не оставляют равнодушными даже людей, которые войну знают лишь понаслышке, песни рождались под взрывами бомб, свистом пуль, в землянке, окопе, под впечатлением увиденного, глубоко запавшего в душу. В них боль и радость, гнев и слезы, тоска по родным и любимым, ненависть к врагу.
В праздничные дни и дни печали,
Радости и горя не тая,
Их поют друзья-однополчане
И друзей-героев сыновья.
Мы храним их бережно и свято
И несем сквозь гул идущих лет…
В них душа советского солдата
И Победы нашей вечный свет!
(Звучит песня «Темная ночь» сл. В. Агатова, муз.Н. Богословского)
У песни как и людей своя судьба. Одни живут долго, другие недолго, а есть песни, завоевавшие право на бессмертие. К ним можно смело отнести песню М. Блантера «Катюша» Давайте все вместе исполним ее.
(Массовое исполнение песни)
Ведущий : Песни, стихи, написанные в годы войны. Они помогали сохранить в сердцах людей уверенность и надежду, теплоту и любовь. Позвольте мне зачитать вам отрывок из лирического, задушевного стихотворения нашего земляка, ветерана войны Ивана Васильевича Виноградова:
Ветер, ветер, крылатая птица,
Ты летишь без путей, без дорог.
И тебе, видно, тоже не спится,
Путь твой тоже, как видно, далек.

Ты промчался с утренней силой,
Затерялся в просторах полей…
Не пришлось мне наведаться к милой,
Я грущу о подруге своей.
Выручай меня ветер крылатый
Побывай у задумчивых скал.
Встретишь девушку там возле хаты,
Ту, что нежно я раньше ласкал.
Расскажи ей, что в сумрачный вечер
Видел друга в горячем бою.
Ты же знаешь, родной, не до встречи,
если враг топчет землю мою.
Ты скажи ей, любимой невесте,
Что вернусь я с победой домой,
И пойдем мы по улицам вместе…
Добрый путь тебе, друг дорогой!

(исполняется песня М. Блантера и Е. Долматовского «Моя любимая»

Ведущая: Фронтовая дружба… Сколько ей посвящено книг, кинофильмов, стихов, песен… Родившись иногда за несколько фронтовых дней, она остается с человеком на всю жизнью
Дружба помогала воевать так же, как добрая солдатская шутка, письма из дома, от любимых…
(Исполняется песня В. Соловьева-Седого «Где же вы теперь, друзья-однополчане?»)
Ведущий: Пусть минуют вас печали и невзгоды,
Пусть для вас цветут вишневые сады!
Не старейте и не думайте про годы,
Сохраняйте свое сердце молодым!
Ведущая: Наш вечер подошел к концу. И в память о встрече мы хотим подарить вам, дорогие ветераны подарки, сделанные своими руками.
(Ребята дарят сувениры)
Ведущий:
Жизнь…
Как и чем ее измерить?
Быть может просто суммой лет?
Но разве возраст тот критерий,
Что дает итоговый ответ?
Да жизнь нам раз дается только,
Мы вправе ею дорожить,
Но все-таки важней не сколько,
А как смогли её прожить»
Счастья вам, дорогие ветераны, крепкого здоровья и долгих-долгих лет жизни! Примите от нас низкий поклон!

СЦЕНАРИЙ ВЕЧЕРА-ВСТРЕЧИ С ВЕТЕРАНАМИ-УЧАСТНИКАМИ

Великой Отечественной войны.

Цель : воспитание духовных ценностей – любовь к Родине, верность гражданскому и воинскому долгу, честность и человеколюбие.

Задача : Посредством общения, посредством книг приобщить подрастающее поколение к изучению исторического прошлого нашей страны, приобщить их к истокам героизма, укрепить живую связь времен и поколений.

Оборудование : Книжная выставка «Война. Победа. Память», демонстрация слайд программы «Дорогами войны».

Ведущий 1:

Две странички календаря

Два дня жизни Планеты Земля.

Два дня истории человечества.

Ведущий 2 :

Они отмечены в календаре разными цветами: один - черный – День Памяти и Скорби. Начало Великой Отечественной войны. Другой – красный – День Победы. Два дня календаря. А между ними…

Ведущий 1:

1418 дней и ночей полыхали бои. 1418 дней и ночей вел советский народ освободительную войну. Долог и труден был путь к Победе!

****************************

Слайды презентации

*****************************

Ведущий 2 :

Неостановимо время, минуты складываются в часы и недели, годы в десятилетия. И вот уже Великая Отечественная война для вновь пришедших поколений становится далекой историей. Но есть вечные символы, есть неизбывная вечная память. Память о людях, не пришедших с военных полей, и тех, кому посчастливилось вернуться с победой и заняться мирным путем.

Ведущий 1:

Ветеран… это слово пришло к нам из глубокой древности. Звания ветерана удостаивались старые солдаты и почитаемые граждане общества. Пройдя через седую глубь веков, слово «ветеран» не померкло, не потеряло свое значения и в наше время.

Чтец 1

В наших сердцах останутся воспоминанья
О том, что шла жестокая война,
Что были слезы, боль, страданья
И многих забрала с собой она.

А те, кто смог в живых остаться,
Расскажут нам о страшной той войне,
Как храбро вместе шли они сражаться,
Чтоб сохранить для всех мир на земле.

Чтец 2

Расскажут, как делили корку хлеба,
Как не смыкая глаз, покой наш берегли
И ждали помощи, смотря на небо,
И выстоять противнику смогли.

Окончив свой рассказ, слезу роняя,
Попросит ветеран нас мирно жить,
Ведь на земле не надо ада, только рая,
Не надо воевать, надо любить.

Чтец 3

С времен войны той постарели ветераны,
И силы уж не те, но молоды душой.
И пусть на сердце остались еще раны,
Ну а в душе лишь радость и покой.

Мы помнить вечно будем тех людей,
Которые, рискуя своей жизнью,
Спасали нас от вражеских сетей,
И были верные своей Отчизне.

Чтец 4

Не ржавеют осколки в теле,
Не дают отдохнуть душе,
Хоть они в своём черном деле
Позабыли войну уже.

Им ничто: ни года, ни даты,
Они могут убить бойца,
Но горячая кровь солдата
Будет битву вести до конца.

Чтец 5

Радость в сердце твоё заглянет,
Иль приснятся лихие сны,
Всё живёт и живёт в ветеранах
Неутихшая боль войны.

Пусть другая у вас забота,
Каждый жизнью живёт своей.
Не кончается, нет, работа
Тех военных госпиталей.

Ведущий 2 :

Сегодня мы пригласили на встречу защитников Отечества, ветеранов Великой Отечественной войны

Конюхова Владимира Капитоновича и

Лачугина Владимира Михайловича.

Ведущий 1 :

1 ведущий.
А сейчас, дорогие ветераны, примите в подарок наш мужской квартет, песню «По горам Карпатским» (исполняют старшеклассники).
2 ведущий.
Ответное слово предоставляется... (выступает любой ветеран).
1 ведущий.
В последнее время появилось много новых праздников, но святее Дня Победы нет и не будет для нас и через 100 и 200 лет. Наш вечер-встречу хотелось закончить вот этими чудесными стихами.
Стихи.

2 ведущий.
А сейчас для вас, дорогие ветераны, танец (исполняет группа девочек).

В заключении все вместе исполняют песню «День Победы», музыка Тухманова.

2 ведущий.
С праздником Победы, дорогие друзья!

На прощанье все фотографируются с почетными гостями.

Действующие лица:
1-й ученик
2-й ученик
3-й ученик
4-й ученик
5-й ученик
6-й ученик
7-й ученик
8-й ученик
9-й ученик
10-й ученик
11-й ученик
12-й ученик
13-й ученик
14-й ученик
15-й ученик
16-й ученик
17-й ученик
18-й ученик
19-й ученик
20-й ученик
21-й ученик
22-й ученик
23-й ученик
24-й ученик
25-й ученик
26-й ученик
27-й ученик
28-й ученик
29-й ученик
30-й ученик
31-й ученик
32-й ученик
33-й ученик
34-й ученик
35-й ученик
36-й ученик.

На праздник советуем пригласить ветеранов Великой Отечественной войны и труда, тех, кто ковал победу над врагами. Их выступления будут составной частью сценария, что придаст всему особую эмоциональную окраску. Во время исполнения военных песен в грамзаписи можно через эпидиаскоп показывать слайды, использовать открытки с видами городов-героев, памятников, включить документальные кинокадры, фотографии.

1-й ученик.
Более шестидесяти лет отделяют нас от тех суровых и грозных лет. Но время никогда не изгладит из памяти народа Великую Отечественную войну, самую тяжёлую и жестокую из всех войн в истории нашей Родины. Но не забыты те, кто отдал жизнь за великую Победу, ветераны войны.
2-й ученик.
Жить, работать, воевать, побеждать врага помогали нашему народу на фронте и в тылу песни, созданные в те грозные годы.
3-й ученик.
«Когда говорят пушки, музы молчат», - гласит поговорка. Но с первых дней войны появились десятки новых песен, большинство из которых сразу же «ушли на фронт». Песни очень быстро передавались из уст в уста, перелетали через линию фронта, проникали в глубокий тыл врага, в партизанские отряды.
4-й ученик.
Есть среди песен Великой Отечественной войны такие, которые сыграли особенную роль в жизни народа. Некоторые из них имеют к тому же интересную историю появления на свет. О песнях, ставших памятниками военных лет, об их авторах, об истории их создания мы поведем наш рассказ. Сколько замечательных песен пелось в те суровые годы!
5-й ученик.
И слова тех честных песен звали
За Отчизну биться до конца,
И от песен слёзы застывали
Каплями смертельного свинца.

На экране - документальные фотографии первых дней войны. Звучит запись песни «Священная война» в исполнении Краснознамённого ансамбля Советской Армии имени А. Александрова.

6-й ученик.
Для одних война стала далёким воспоминанием, для других - историей. Но и сегодня ни один не остаётся равнодушным, когда слышит по радио «главную песню Великой Отечественной войны», написанную впервые её дни поэтом Лебедевым-Кумачом и композитором Александровым. «Священная война» - это «песня-воин, песня-полководец, песня-пророк». Её слова были опубликованы в газете «Известия» через два дня после начала войны, 24 июня 1941 года. А 27 июня песню впервые исполнили на Белорусском вокзале, с которого уходили на фронт военные эшелоны.
7-й ученик.
Ветеран Краснознамённого имени Александрова ансамбля песни и пляски Советской Армии, участник премьеры песни на Белорусском вокзале Ю. А. Емельянов вспоминает: «В зале ожидания был сколочен из свежесрубленных досок помост - своеобразная эстрада для нашего выступления. Поднялись мы на это возвышение, и у нас невольно зародилось сомнение: можно ли выступать в такой обстановке? В зале - шум, резкие команды, звуки радио... Но вот поднимается рука Александра Васильевича Александрова, и зал постепенно затихает... С первых же тактов мы почувствовали, что песня захватила бойцов. А когда зазвучал второй куплет, в зале наступила абсолютная тишина. Все встали, как во время исполнения гимна. На суровых лицах волнение, слёзы, и это передалось нам - исполнителям. И у нас у всех тоже стояли слёзы в глазах. Песня утихла, но бойцы потребовали повторения. Вновь и вновь - пять раз подряд! - пели мы «Священную войну».
8-й ученик.
С этого дня песня прошла долгий и славный путь. Она была «взята на вооружение» нашей армией, всем народом. Её пели всюду: на переднем крае, в партизанских отрядах, в тылу врага. Каждое утро после боя кремлёвских курантов по радио звучала «Священная война». Но и сегодня её нельзя слушать без трепета и горького чувства утраты. Она заставляет нас вспомнить грозные, озарённые пламенем дни начала войны, она напоминает о небывалом мужестве советских людей, отстоявших свою Родину.

Звучит запись песни «Священная война». Затем предоставляется слово ветерану. Звучит вступление «Песни о Днепре» М. Фрадкина. На экране - вид города-героя Киева, фотопортреты авторов песни.

9-й ученик.
В начале войны поэт Евгений Долматовский работал корреспондентом «Комсомольской правды» на Украине. Вместе с одной из воинских частей он оказался в окружении на правом берегу Днепра. Шёл октябрь 1941 года. «Когда я шёл по селам оккупированной Украины, выбираясь из окружения, - вспоминал поэт, - когда переправлялся через Днепр, всё складывалась, складывалась песня...»

Звучит вся песня.

10-й ученик.
Это была «Песня о Днепре» композитора Марка Фрадкина, одна из первых песен о войне, появившихся в самом её начале. В стихах Долматовского отразились боль и страдания украинского народа, вера в то, что Днепр будет ещё нашим, мы победим. Как весенний Днепр, всех врагов сметёт наша армия, наш народ.
11-й ученик.
Подобно другим произведениям, «Песня о Днепре» стала символом несгибаемого духа нашего народа, своеобразным памятником тем героическим дням. Мелодию песни разносят куранты в Херсоне, слова её выведены на обелиске в Новой Каховке, строки из песни высечены на мемориальной стене, воздвигнутой на берегу Днепра. Мелодия песни звучит в Киеве на могиле Неизвестного солдата, у обелисков и памятников героям Великой Отечественной войны.

По ходу рассказа через эпидиаскоп демонстрируются открытки с видами перечисленных памятников или диапозитивы. Если на утреннике присутствует ветеран войны, боец Украинского фронта, ему предоставляют слово для небольшого рассказа-воспоминания.

12-й ученик.
В песенной летописи Великой Отечественной войны особую главу составляют песни о партизанах. Особенность этих десен заключалась в том, что они были тихие, повествовательные, лирические. В них отразились и трудный быт партизанских отрядов, и состояние постоянной опасности, и героические подвиги, совершённые в тылу врага.
13-й ученик.
Это вы, народные мстители,
Лихой комсомольский отряд.
Над вами чуткими листьями
В ночи деревья шумят.
Вы только что вышли из боя -
Уже отдохнуть пора,
Но кажется вам пальбою
Потрескивание костра.
А кто-то, кажется, ранен -
Белеют ленты бинтов,
Но завтра утренней ранью
Он вновь сражаться готов.
14-й ученик.
Осенью 1942 года в штаб Брянского фронта пришла необычная радиограмма от партизан брянских лесов с просьбой прислать... песню. Этот «заказ» выполнили композитор Сигизмунд Кац и поэт Анатолий Сафронов. Авторы написали партизанскую песню «Шумел сурово брянский лес», премьера которой состоялась в партизанском крае, окружённом со всех сторон врагами.

Звучит фрагмент песни. Через эпидиаскоп показывают открытку с видом монумента в Брянске, брянские леса.

15-й ученик.
На площади Партизан в Брянске высится величественный монумент в память тех, кто отстоял свободу и независимость нашей Родины в годы войны. На постаменте выгравированы слова:
Шумел сурово брянский лес.
Спускались синие туманы.
И сосны слышали окрест,
Как шли с победой партизаны.
Каждый час на площади звучат куранты, выбивающие первые такты мелодии, которая была грозным оружием в борьбе с врагами. Так спустя десятилетия после освобождения Брянска песня зазвучала вновь - в музыке и граните. Ее мелодия стала позывными Брянского областного радио.

Звучит вся песня «Шумел сурово брянский лес». Затем выступает ветеран войны, партизан.

16-й ученик.
Песни военных лет... Музыкальная летопись войны. В них отразились многие страницы Великой Отечественной: героические и патриотические, лирические и трагические, весёлые и грустные, общественные и личные. Об одном трагическом эпизоде войны повествует популярная песня Бориса Мокроусова и Александра Жарова «Заветный камень», которую сами авторы назвали «Черноморской легендой».
17-й ученик.
Писатель Леонид Соловьёв на страницах газеты «Красный флот» рассказал легенду о севастопольском камне. После кровопролитных боёв наши войска покидали полуразрушенный Севастополь. Один из вражеских снарядов, разорвавшись на набережной около памятника «Погибшим кораблям», отбил гранитный осколок от парапета. Кусок серого гранита подобрал неизвестный моряк, который, уходя из Севастополя, поклялся вернуться сюда и положить камень на место.
18-й ученик.
Но моряк погиб. Умирая, он передал камень своим боевым друзьям с наказом вернуть его в Севастополь. Воин-снайпер, получивший камень, был убит, но успел передать его своему другу-разведчику. Потом завещанный матросом камень попал к связисту, затем побывал у артиллеристов, пулемётчиков, лётчиков. Каждый стремился выполнить завет неизвестного матроса: вернуть гранитный осколок на родную землю. Такова легенда, рожденная героическим временем и имевшая в своей основе реальный факт.

Звучит песня «Заветный камень». На экране - открытки с видами Севастополя. Звучит вступление к песне «Прощайте, скалистые горы».

19-й ученик.
Среди лучших песен о море и моряках есть замечательная мужественная песня «Прощайте, скалистые горы». Боец морской пехоты, а позднее сотрудник фронтовой многотиражки Николай Букин написал стихотворение «Не жить мне без моря», которое начиналось строками:
Прощайте, скалистые горы,
На подвиг Отчизна зовёт!
Мы вышли в открытое море,
В суровый и дальний поход.
20-й ученик.
Стихотворение было посвящено морякам героического гарнизона полуострова Рыбачий. В 1943 году композитор Евгений Жарковский, морской офицер, который почти всю войну воевал на Северном флоте, положил эти стихи на музыку. Написанная в форме солдатского вальса, песня стала одной из любимых североморцами и защитниками Заполярья.

Звучит песня «Прощайте, скалистые горы».

21-й ученик.
Война... Жестокая война
Не первый месяц длится.
Жизнь, как струна, напряжена,
В опасности столица.
Всё громче злобный вой ветров,
На взрывы дни похожи,
А сводки Совинформбюро
Тревожней всё и строже.

Звучит вступление к песне «Дорогая моя столица».

22-й ученик.
Песня о Москве «Дорогая моя столица» появилась почти случайно. Автор её не москвич, он родился у Чёрного моря, вырос в Николаеве, жил в Ярославле, откуда и ушёл на фронт. Когда грузовик, в котором ехал младший лейтенант Ярославской дивизии Марк Лисянский, остановился на площади Пушкина возле редакции журнала «Новый мир», Лисянский успел передать секретарю редакции, своё стихотворение, которое было опубликовано в декабрьском номере журнала. Прочитав стихи, композитор Исаак Дунаевский прямо на полях журнальной страницы набросал ноты мелодии. Находясь на Калининском фронте, молодой поэт услышал по радио песню, созданную на его стихи.
23-й ученик.
Песня была близка и дорога не только москвичам и участникам боёв за столицу Её знали и любили на всех фронтах и в далёком тылу, потому что Москва была символом Родины, олицетворением всего самого дорогого в жизни советских людей. Минули годы, выросло поколение, не знающее, что такое война, но и для них песня о Москве остаётся памятником мужеству, верности и долгу столице.
24-й ученик.
Песня стала памятником не только в переносном, но и в буквальном смысле. На 23-м километре Ленинградского шоссе воздвигнут монумент в честь разгрома немецко-фашистских войск под Москвой: три железобетонных «ежа» из противотанкового заграждения стоят у шоссе. На гранитном барельефе памятника символа высечены знакомые всем слова:
И врагу никогда не добиться,
Чтоб склонилась твоя голова...

Звучит песня «Дорогая моя столица».

25-й ученик.
Через 25 лет после Победы автор песни поэт Марк Лисянский посвятил стихи этому памятнику под Москвой:
На двадцать третьем километре
По Ленинградскому шоссе,
Где только вехи, только ветры
И нависающие ветви
То в снежной пене, то в росе, -
Стоят открыто перед всеми
У беспощадной той межи
Противотанковой системы
Окаменевшие ежи.
26-й ученик.
Битва под Москвой - первое победоносное сражение Великой Отечественной войны. Здесь, в суровых снегах Подмосковья, родилась знаменитая песня композитора Константина Листова на слова поэта Алексея Суркова «Бьётся в тесной печурке огонь...».

Звучит вступление к песне.

27-й ученик.
Когда на смерть идут - поют,
А перед этим можно плакать.
Ведь самый страшный час в бою -
Час ожидания атаки.
Снег минами изрыт вокруг
И почернел от пыли минной.
И умирает друг.
И значит, смерть проходит мимо.
Сейчас настанет мой черёд.
За мной одним идёт охота.
Будь проклят сорок первый год -
Ты, вмерзшая в снега пехота.
28-й ученик.
Алексей Сурков говорил о своей песне: «Уже с первых дней войны мы почувствовали, что солдатское сердце ждет и ищет не только лозунга и пафосного призыва, но и теплого лирического слова, чтобы разрядиться от перегрузки тем страшным, что обрушила на него жестокая война. А родилась эта песня случайно... Это были шестнадцать «домашних» строк из письма к жене. Написал я их в конце ноября, после тяжёлого боя под Истрой, когда пришлось мне с гвардейским полком пробираться ночью из окружения. Так бы и остались эти стихи частью письма, если бы где-то в феврале не пришёл в нашу фронтовую редакцию композитор Константин Листов и не стал просить «что - нибудь, на что можно написать песню». И тут я вспомнил о стихах, написанных домой, разыскал их в блокноте...»

Звучат первый и второй куплеты песни.

29-й ученик.
Передаваясь из уст в уста, песня молниеносно распространилась на фронте. Лирическая, немного грустная и очень искренняя, песня понравилась бойцам. Шестнадцать стихотворных строк, положенных на музыку, вместили в себя всё, что переполняло в те дни душу каждого бойца: ненависть к врагу, уверенность в победе, боль разлуки с любимыми. Слова песни: «До тебя мне дойти нелегко, а до смерти - четыре шага» - были не только поэтическим образом, но и реальностью.

Звучат третий и четвёртый куплеты песни. Об исторических днях обороны столицы рассказывает ветеран войны, защитник Москвы.

30-й ученик.
На фронте среди солдат очень популярны были весёлые, шуточные песни. В самые трудные минуты они помогали переносить тяготы войны. И недаром Александр Твардовский устами своего бессмертного героя Василия Тёркина сказал:
Жить без пищи можно сутки,
Можно больше, но порой
На войне одной минутки
Не прожить без прибаутки,
Шутки самой немудрой.
Фронтовые концерты непременно включали весёлые стихи, комедийные сценки, частушки и, конечно, песни. И, пожалуй, самой распространённой из них была песня Василия Соловьёва-Седого на слова Александра Фатьянова «На олнечной поляночке».

Звучит песня «На солнечной поляночке».

31-й ученик.
1945 год. Уже виден свет грядущей Победы. Советская Армия освобождала народы Европы от фашистской оккупации. На лицах людей всё чаще стали появляться улыбки. Именно в это время родилась одна из наиболее сильных и трагических военных песен - «Дороги».

Звучит песня «Дороги».

32-й ученик.
Автор песни - композитор Анатолий Новиков и поэт Лев Ошанин - создали поэтический образ матери, годами ожидавшей сына, который трудными солдатскими дорогами шёл к Победе. В песне отразилась и тоска по родным местам, и несокрушимая вера в Победу, и клятва вечно помнить тех, кто отдал жизнь на этих страшных дорогах войны:
Снег ли, ветер -
Вспомним, друзья.
Нам дороги эти
Позабыть нельзя.

33-й ученик.
Огромный успех песни, родной и близкой для миллионов людей, точно объяснил Маршал Советского Союза Г. К. Жуков, назвавший песню «Дороги» в числе своих любимых произведений, рядом с песнями «Священная война» и «Соловьи»: «Это - бессмертные песни. А почему? Потому что в них отразилась большая душа народа».
34-й ученик.
Всё дальше, всё глубже в историю уходит Великая Отечественная война, и песни, написанные в дни сражений, молодое поколение уже называет песнями наших отцов и дедов. Но появляются новые песни о войне, написанные поэтами и композиторами, которые никогда не слышали орудийной канонады, не лежали в окопах, не мёрзли в землянках, не ходили в атаку. Они родились после 1945 года.
35-й ученик.
Главная идея послевоенных песен - об ответственности сегодняшнего поколения за будущее, за судьбу всего мира. Одна из таких песен - «День Победы», написанная композитором Давидом Тухмановым и поэтом Владимиром Харитоновым. Она родилась через три десятилетия после того, как отгремели последние залпы войны, и сразу стала нам близкой и необходимой.

Звучит фрагмент песни «День Победы».

36-й ученик.
Особенно дорого то, что песню приняли не только те, кто боролся за победу с оружием в руках, но и совсем молодые юноши и девушки, знакомые с войной лишь по книгам, фильмам и старым фронтовым песням. И пусть накануне праздника - Дня Победы - песни Великой Отечественной войны звучат с новой силой.

Все участники праздника поют песню Д. Тухманова «День Победы».

За край родной - сценарий вечера фронтовой песни

Оформление:
Выставка книг о Великой Отечественной войне 1941 -1945 годов.
Оформленные студентами плакаты с текстами песен военных лет.
Фотографии военных лет из семейных альбомов студентов и преподавателей колледжа.

1-й ведущий.
Война и песня: что может быть общего? Казалось бы, тяготы и страдания военного времени не оставляют места для песен... И, тем не менее, песня всегда сопровождала солдата в походе и на привале, а иногда и в бою.
2-й ведущий.
От песни сердцу было тесно:
Она вела на смертный бой,
Чтобы громить врага под эту песню,
Защищая Родину собой.
1-й ведущий.
Песни были необходимы солдатам на войне. В минуты отдыха песня позволяла расслабиться, сделать передышку. А в решительные минуты помогала мобилизовать свои силы, избавиться от слабости и паники.
2-й ведущий.
Потому у многих бойцов и командиров в карманах гимнастерок, у самого сердца, вместе с солдатской книжкой и фотографиями родных хранились блокноты с записями фронтовых песен. Иной старшина даже требовал, чтобы солдаты знали строевые песни как личное оружие. Говорилось, что фронтовая песня - это вторая винтовка, что враг боится песни больше, чем огнестрельного оружия, потому что боец-песенник будет сражаться до последнего, не сдаваясь, не отступая.

Исполняется начало песни А.В. Александрова на стихи В.И. Лебедева-Кумача «Священная война».

1-й ведущий.
С этой песней на вокзалах Москвы родные и близкие провожали солдат на смертный бой с фашизмом. Проникновенные слова и величавая мелодия песни звучали почти как воинская присяга.
2-й ведущий.
В песне «Священная война» слышен голос народного гнева и той правоты, перед которой бессилен жестокий враг. Эта песня стала как бы народным гимном. Слова, призывающие на битву, повторяли и на фронте, и в тылу. Да и сейчас, почти шестьдесят лет спустя, «Священная война» известна всем и является символом нашей Победы.

Звучит финал песни «Священная война».

1-й ведущий.
Под Москвой и Сталинградом, в осажденном Ленинграде и на Курской дуге не умолкала боевая песня, потому что она крепила армейскую сплоченность и фронтовую дружбу.
2-й ведущий.
Знали люди, что война - это пропасть, это гибель... Но матери, жены, сестры ждали своих фронтовиков. Ждали, даже если приходила «похоронка». Ждали, надеялись и писали письма.
1-й Чтец.
Этот маленький белый листок
Посылаю в землянку к тебе,
Чтобы строчками этими мог
Часто думать в бою обо мне,
Не давая пощады врагу,
Чтоб, в землянке порой находясь,
Знал: любовь я твою берегу,
Вспоминаю тебя каждый час.
Знаю я: презираешь ты смерть
Ради нашей с тобою любви,
И мне хочется чуть посмотреть
На черты дорогие твои.
Но ведь, милый, грохочет война,
Рыщет враг по просторам родным,
И любовь наша, наша судьба
Проверяется в дыме войны...
Не тоскуй же, герой дорогой!
Этим самым хочу я сказать:
Далеко ты, но в сердце с тобой,
Вижу я дорогие глаза...
Ветер песню мою унесет,
Чтоб тебе помогала в бою.
Помни: девушка верит и ждет
И любовь, и победу твою!
1-й ведущий.
Стихи простые, наивные, но сколько в них надежды и любви! Такие письма были необходимы солдату. Не случайно символом верности и надежды стала девушка Катюша из песни Матвея Блантера на стихи Михаила Исаковского.

Исполняется песня «Катюша».

2-й ведущий.
Эта песня была написана в конце 30-х годов, когда еще никто не думал о войне. Весна, цветущие сады, любовь и верность... «Катюша» олицетворяла все самое лучшее в жизни - все то, что пытался разрушить беспощадный фашист. Потому песня эта в дни войны стала столь популярной, и не только в нашей стране. Мелодия «Катюши» стала гимном итальянских партизан!
1-й ведущий.
С песней о Катюше встал из окопа русский солдат с винтовкой в руках - и тут же упал, сраженный вражеской пулей. Но друзья солдата подхватили песню и понесли ее в атаку. Это было под Понырями, на Курской дуге. Солдат же, не допевший песню, остался лежать, засыпанный землею от взрыва, и пролежал в окопе 54 года. Летом 1997 года его останки были найдены и торжественно похоронены в братской могиле у артиллерийской пушки в селе Теплое.
2-й Чтец.
Встал солдат, но не шагнуть солдату:
Мать-старушка в деревенской хате
Долго будет горько слезы лить,
В тяжком горе рвать виски седые,
Ждать и за околицу ходить...
Мертвые остались молодыми,
Сколько б мы ни продолжали жить.
2-й ведущий.
Песня о Катюше оказалась настолько дорога всем и каждому, что на ее мелодию неоднократно сочинялись новые слова. Песня становилась еще ближе, еще нужнее. Катюша провожала милого на войну, а потом и сама отправлялась в партизанский отряд или на передовые позиции, чтобы с оружием в руках отстоять свою землю, свое счастье.
1-й ведущий.
Не будем забывать, что в дни войны бойцы прозвали «Катюшей» гвардейский многоствольный миномет - грозное оружие, которого панически боялись враги! И об этом сложена песня. Не менее популярной среди фронтовиков была песня Никиты Богословского на стихи В. Агатова «Темная ночь». Обычно она звучала в часы отдыха: кто-то дремал, кто-то негромко заводил песню...

2-й ведущий.
Фронтовые песни звучали не только на передовой, но и в тылу, объединяя страну в единый фронт. Песня объединяла людей, как бы протягивая нить между фронтом и тылом, между передовой и родным домом. Текст песни «В лесу прифронтовом» тоже принадлежит Михаилу Исаковскому, а музыку написал Матвей Блантер.
1-й ведущий.
А уж когда война закончилась, Победу праздновали и песней, и пляской, и чем еще могли!.. Мирное время - какое счастье, какая радость! Но Победа - это не только радость, но и скорбь. Сколько матерей плакало по сыновьям, сколько жен не дождалось мужей, павших за свободу и честь родной земли. Мы знаем, какой ценой была завоевана Победа, и всегда будем помнить тех, кто отдал жизнь за Родину. А песни тех далеких лет мы поем и сейчас, потому что они помогают нам стать сильнее, мужественнее, человечнее.

В заключение вечера включается запись одной из фронтовых песен по выбору организаторов.

Сценарий вечера-встречи с ветеранами Великой Отечественной войны «Люди! Покуда сердца стучатся, - помните!..»

ель: развитие у подрастающего поколения уважения к героям ВОВ; память по погибшим в борьбе с фашизмом; приобщение учащейся молодежи к истории Великой Победы; недопущение возрождения нацизма.

Оформление сцены: Красное Знамя Победы; агит-плакаты времен ВОВ; передвижные декорации (деревья, палатки и т.п.)

Участники: учащиеся 2-11-х классов.

Учитель:
Когда подходят памятные даты,
Мы почему-то чувствуем вину.
Все меньше вспоминают о Победе,
Все больше забывают про войну.
Но боль еще исчезнуть не готова,
Те годы - миллионы личных драм,
А потому давайте вспомним снова
Всех тех, кто подарил Победу нам!
Молчанием почтите память павших,
Заботой окружите жизнь живых,
И хоть частицу долга ветеранам
Спешите благодарно возвратить!

Ведущий:
Памяти наших дедов и отцов, памяти солдат и офицеров Советской Армии, павших на фронтах Великой Отечественной войны этот праздник…

Все вместе:
П О С В Я Щ А Е Т С Я!

Ведущий:
Течет река времени. Минуло уже 65 лет с того незабываемого и страшного дня, когда настежь распахнулись огромные, от Баренцева до Черного моря, «окна войны».

Ведущий:
Много воды унесла река времени с тех пор. Заросли шрамы окопов, исчезли пепелища сожженных городов, выросли новые поколения. Но в памяти человеческой день 22 июня 1941 года остался не просто как роковая дата, но и как рубеж, начало отсчета долгих 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны нашего народа.

Ведущий:
Дорогой ценой досталась Победа нашему народу. Тысячи километров военных дорог прошли солдаты с верой в нее. Дороги войны… Они были суровы для всех.

Ведущий:
Ожесточенные бои шли буквально за каждую улицу, каждый дом. Бои на Украине, в Белоруссии, Прибалтике, горечь отступления…

Ведущий:
Фашистские варвары разрушили и сожгли свыше 70 тысяч городов, поселков и деревень нашей Родины.

Ведущий:
Они разрушили 84 тысячи школ, 334 высших учебных заведений. Враг не щадил ни женщин, ни детей, ни стариков. Миллионы жизней унесла война.

Ведущий:
Да, победа была одна на всех, и никто не стоял за ценой. Для Украины эта цена составляла от 8 до 10 миллионов человеческих жизней.

Ведущий:
9 Мая 2010 года в 65-й раз прогремит салют Победы. А в памяти на - родной и поныне живы безмерные страдания военных лет и безмерное мужество народа.

Ведущий:
Подвиг воинов, народных ополченцев, партизан и подпольщиков, оборонявших и освобождавших нашу Родину, навсегда сохранится в памяти благодарных потомков.

Ведущий:
И чем меньше остается в живых свидетелей тех боев, тем большей должна быть наша всенародная забота о сохранении вечной памяти о тех, кто погиб в бою, кто выжил и живет среди нас.

Ведущий:
Память нужна нам, живым, чтобы дети фронтовиков и внуки их внуков знали, какой ценой досталась им Победа над самой темной силой в истории человечества - фашизмом!.. Великой Победе над фашистской Германией…

(На сцену под современную музыку выходят подростки Дима и Катя.)

Дима:
Катя, привет! Ну что, идем в кино?

Катя:
Конечно, Дима, только Наташе сейчас позвоню.

Дима:
Да и Юра что-то задерживается.

(Выходит Наташа.)

Наташа:
Я уже здесь, не ругайтесь, пожалуйста.

Катя:
Да пока вас дождешься, и фильм закончится!

(Выходит Юра.)

Все вместе:
О, пропащая душа, где ты застрял?

Юра:
Привет, ребята! Вы только посмотрите, что я нашел!

Наташа:
Ух ты! А что это?

Юра:
Это альбом моего деда. Он пошел на встречу с ветеранами, а альбом на забыл.

Наташа:
Так интересно, а давайте заглянем в него?

(Открывают первую страницу и раздаются взрывы, сирена и сообщение Юрия Левитана о начале войны. Закрыли альбом.)

Дима:
Что случилось? Нам это показалось или…

Юра:
Кажется, это доносится из альбома…

(Снова медленно открывает альбом - слышится песня «Вставай, страна огромная» продолжают разговор.)

Наташа:
Как страшно…

Катя:
Мы живем в то время, когда приходится переживать крушение многих идеалов и святынь, еще вчера казавшихся незыблемыми.

Дима:
Меняется наше отношение к давнему и недавнему прошлому, рушатся прежние кумиры, но одно остается неизменным - отношение к тем, кто воевал.

Юра:
Это они, восемнадцатилетние, были тогда самыми молодыми, попавшими на фронт прямо со школьной скамьи.

(Выходят ребята в военной форме.)

1-й солдат:
Июнь… клонился к вечеру закат
И белой ночи разливалось море,

2-й солдат:
И раздавался звонкий смех ребят,
Не знающих. Не ведающих горя.

3-й солдат:
Июнь… тогда еще не знали мы,
Со школьных вечеров шагая,

4-й солдат:
Что завтра будет первый день войны,
А кончится она лишь в 45-м, в мае…

Дима:
Первые раненые, первые убитые. А впереди - страшные бои, отступления, оставленные города и села…

Юра:
Таким 18-летним юношей и мой дедушка попал на фронт. За его плечами была 10-летка.

(Выходят парень в военной форме и девушка.)

Девушка:
А ты изменился!

Парень:
Я?

Девушка:
У тебя другая появилась?

Парень:
Другая… Война появилась!

(Отходят назад. Девушка садится на , парень становится возле неё. Выходит фотограф, который делает множество снимков с разных ракурсов.)

Ведущий:
Если я не вернусь, дорогая,
Нежным письмам твоим не внемля,
Не подумай, что это - другая.
Это значит… сырая земля.

Это значит, дубы-нелюдимы
Надо мною грустят в тишине,
А такую разлуку с любимой
Ты простишь вместе с родиной мне.

Только вам я всем сердцем и внемлю.
Только вами и счастлив я был:
Лишь тебя и родимую землю
Я всем сердцем, ты знаешь, любил.

И доколе дубы-нелюдимы
Надо мной не склонятся, дремля,
Только ты мне и будешь любимой,
Только ты да родная земля!
(Иосиф Уткин)

Катя:
И та, что сегодня прощается с милым,
Пусть боль свою в силу она переплавит.
Мы детям клянемся, клянемся могилам,
Что нас покориться никто не заставит!

(Парень с девушкой танцуют под песню «Школьный вальс» Софии Ротару.)

Дима:
А я дедушки не видел своего,
в сороковых он не вернулся с фронта…
Осталось мне на память от него
лишь маленькое, выцветшее фото.
На нем еще совсем он молодой
стоит с улыбкой юношески милой.
Как был тогда далек последний бой,
в котором смерть померилась с ним силой!
Мой дедушка остался на войне,
не пожалел он жизни для Победы,
Для мира, чтоб жилось спокойно мне…
Вот, что сегодня знаю я про деда.

(Рассматривают альбом, в который вложены письма.)

Катя:
Смотрите, письма!

Наташа:
А сколько таких треугольников приходило с фронта!

Катя:
Их ждали…

Наташа:
Их боялись… (Раскрывает письмо, читает.) Узнав, что враги уже рядом, мы с подругами решили всеми силами помочь родной стране…

(Передает письмо.)

Катя:
Рыли окопы, затем окончили курсы медсестер и работали в госпитале.

(Передает письмо.)

Наташа:
Терпели все: голод, тяготы и лишения, но ни на минуту не сомневались в победе!

Юра:
( еще одно письмо из альбома.)
Мне казалось, что она несмелая,
тяжело девчонке быть солдатом.
Но однажды утром она первая
на врага рванулась с автоматом.

(Передает письмо.)

Дима:
От осколков юркнула в кустарник,
а вокруг огонь! Трава горит!
Я накрыл ее шинелькой, как пожарник, но услышал голос:

(Передает письмо.)

Наташа:
Не дури!

(Передает письмо.)

Дима:
Быстро встала, отряхнула ватник,
подмигнула дважды, хмуря бровь.

(Передает письмо.)

Наташа:
Не труси, шагай за мной, солдатик,
и забудь на фронте про любовь.

(Парень и девушка в военной форме исполняют танец под песню «Смуглянка».)

Катя:
За время войны на фронт добровольно ушли 800 тысяч женщин.

(Сценка на мотив фильма «А зори здесь тихие». Щебет птиц.)

(Сценка «Ожившая фотография». Парень и девушка на заднем плане сидят в рамке.)

Юра:
(Открывая письмо.) А это фронтовой товарищ деда…

(Передает письмо.)

Дима:
Вокруг взрывы, свистят пули. Вдруг в глазах потемнело и ног не чувствую. Очнулся от того, что кто-то меня несет.

(Передает письмо.)

Катя:
Я ему кричу: «Дружище, брось, погибнешь!» А он все равно тащит.

(Передает письмо.)

Наташа:
Помню, он только сказал: «Ничего, еще поживем!».

(Передает письмо.)

Юра:
Неделя нам оставалась до Берлина, а он не дошел…

Катя:
А это - твои бабушка и дедушка? Красивые! Молодые!

Юра:
Да, они познакомились накануне войны.

Катя:
Интересно, как это было…

(Пара выходит из фотографии и танцует под песню «Тучи в голубом» Кристины Орбакайте.)

Юра:
Всем сегодня понятно, офицеры России,
На кону вся Отчизна, на кону ваша честь.
Русь опутана ложью и поругана вера,
А враги уже рядом, а враги уже здесь.

Дима:
Так стеною же встанем за Отчизну и веру,
Офицеры, солдаты, вся надежда на вас!

(Сценка «Рукопашный бой». Взрывы, пулеметная очередь. Сначала немцы наступают, потом наши.)

(Сценка «В землянке». Заносят раненых. Медсестра перевязывает раненого. Кто-то заносит дрова. Солдат крутит самокрутку. Кто-то пишет письмо. гармонист, после него выходит саксофонист и исполняет «Ночь коротка». Пара танцует. Затем солдат гитару. Звучит песня «Как над бережком, бережком» Виталия Филиппенко. Песня смолкает, все внимание на того, кто пишет.)

Солдат:
Здравствуй, мама, милый человек!…
Как ты там живешь, моя родная?

Девушка в военной форме:
Мама, вдруг ослепшая от слез,
Трепетно письмо к груди прижала.
Только почтальон его принес
Слишком поздно. Почта опоздала.
И пока еще не знает мать,
Что уже ей некому ответить,
О любви своей в письме сказать,
Потому, что сына нет на свете…

Скорбящая мать:
(C портретом в руках читает письмо под медленную музыку.)
Сыночек мой, кровиночка, украден ты войной…
Листочек мой, травиночка, как пусто мне одной.
Прокаркала вороною беда, как в страшном сне,
Бумагой похоронною она пришла ко мне!
Сыночек мой, кровиночка, прошло так много лет…
Листочек мой, травиночка, тебя все нет и нет…

(Звучит песня «Алексей, Алёшенька, сынок». Затем звучит песня «Ты же выжил, солдат». Мать уходит. После песни по одному выходят солдаты из землянки.)

1-й солдат:
Скоро закончится война, это последний год.
Дальше радостная и счастливая жизнь!
А какой она будет мирная жизнь?
Все прежним будет. Драгоценным. Нашим…
Нет, будет лучше! Мы в дома вернемся, стекла вставим, улицы починим…
Но эту вот землянку хорошо бы сберечь, чтобы помнил в будущем народ, как враг грозил нам, полный жадной злобы.

(Все выходят. Солдаты в последнем ряду. Звучит песня «От героев былых времен».)

Все вместе:
От героев былых времен
Не осталось порой имен.
Те, кто приняли смертный бой,
Стали просто землей травой.

Только грозная доблесть их
Поселилась в сердцах живых,
Этот вечный огонь
Нам завещано одним,
Мы в груди храним.

Погляди на моих бойцов,
Целый свет помнит их в лицо.
Вот застыл батальон в строю,
Снова старых друзей узнаю.

Хоть им нет двадцати пяти,
Трудный путь им пришлось пройти.
Это те, кто в штыки
Поднимался как один,
Те кто брал Берлин.

Нет в России семьи такой,
Где б не памятен был свой герой.
И глаза молодых солдат
С фотографий увядших глядят.

Этот взгляд словно высший суд
Для ребят, что сейчас растут,
И мальчишкам нельзя
Не солгать, не обмануть,
И с пути свернуть.

Ведущий:
Все помнится, ничто не забыто,
Все помнится, никто не позабыт.
И днем и ночью в чаше из гранита
Святое пламя трепетно горит.

Ведущий:
Неугасима память поколения
И память тех, кого так свято чтим!
Давайте, люди, встанем на мгновение
И в скорби постоим и помолчим…

(Звучит Реквием. Минута молчания.)

Второклассник:
Стоял ребёнок на краю бульвара,
Воздушный шарик плыл над головой…
Земля имеет тоже форму шара,
он тоже разноцветный, но живой,
а тот, ребенком пущенный на волю,
летел, летел - и лопнул пополам…
Полз человек по фронтовому полю.
Был горизонт прибит к пяти колам.
Шатался мир. Расколот был экватор.
Земная ось обуглилась в огне…
Ты был солдатом? Был ли ты солдатом?
терял ли ты любимых на войне?
Страдал ли ты от холода? От жажды?
Кровавой тряпкой раны бинтовал?
На безимянном поле не однажды
друзей своих в магилы зарывал?
А сколько их осталось не зарытых?
И не забытых? Сколько? Ты считал?
Войной убитых, в бронзу не отлитых,
не поднятых на звонкий пъедестал.
Они легли на мертвые высоты,
в глазах у них застыли облака…
Встань из земли, солдат 4 роты
Гвардейского пехотного полка!
Сад посади. Очисти хлеб от пепла.
Приди к реке в июньский звездопад,
А те, кто хочет, чтоб земля ослепла, -
пусть отсчитают пять шагов назад,
Прочь! Прочь с земли безумство водорода,
взбесившихся малекул кутерьму.
Учиться бы народу у народа
Терпенью, Справедливости, Уму.
Не презирать друг друга. Не неволить.
Жестокость - человеку не сестра…
Любую боль на свете обезболить.
Рождаться под созвездием Добра.
Не прятать бомбы в тёмных подземельях,
Топить их в море на зыбучем дне.
И всей Землёй гулять на новосельях
На Марсе, на Венере, на Луне.
Я в это верю! Нет такой причины,
чтоб смерть грозила с каждой стороны,
НЕ ДЛЯ ВОЙНЫ РОЖДАЮТСЯ МУЖЧИНЫ
А ДЛЯ ТОГО ЧТОБ НЕ БЫЛО ВОЙНЫ!!!

(Звучит песня «Нам нужна одна победа».)

1-й шестиклассник:
Шла тяжёлая война,
И в огне была страна,
Трудный бой, ночной таран,
С Днём Победы, ветеран!

2-й шестиклассник:
Ты в бою друзей терял,
Но победный день настал,
Ждали близкие и дом,
Долгожданный мир кругом!

3-й шестиклассник:
Где-то отблески наград,
Юбилеи и парад,
Боль потерь и слёзы вдов,
Радость встреч фронтовиков.

4-й шестиклассник:
Ты прожил немало лет,
Жаль, Союза больше нет,
Тот, который защищал,
От большой беды спасал.

5-й шестиклассник:
Чашу горькую испил,
Но вернулся, победил,
Выжил ты от тяжких ран,
С Днём Победы, ветеран!
(Марк Львовский)

(Звучит песня «День Победы». Вручение , воздушных шаров ветеранам.)