Разум и чувства в легком дыхании бунина. Сочинение на тему «Разум и чувства в произведениях Бунина и Куприна

Рассказ «Легкое дыхание» написан И. Буниным в 1916 году. В нем нашли отражение философские мотивы жизни и смерти, прекрасного и безобразного, которые были в центре внимания писателя. В этом рассказе Бунин развивает одну из ведущих для своего творчества проблем: любовь и смерть. По художественному мастерству «Легкое дыхание» считается жемчужиной прозы Бунина.

Повествование движется в обратном направлении, из настоящего в прошлое, начало рассказа является его финалом. С первых строк автор погружает читателя в грустную атмосферу кладбища, описывает могилу прекрасной девушки, жизнь которой нелепо и страшно прервалась в самом расцвете сил: «На кладбище, над своей глиняной насыпью, стоит новый крест из дуба, крепкий, тяжелый, гладкий.

Апрель, дни серые; памятники кладбища, просторного уездного, еще далеко видны сквозь голые деревья, и холодный ветер звенит и звенит у подножия креста.

В самый же крест вделан довольно большой, выпуклый фарфоровый медальон, а в медальоне - фотографический портрет гимназистки с радостными, поразительно живыми глазами.

Это Оля Мещерская».

Бунин заставляет нас проникнуться скорбью при виде могилы пятнадцатилетней девушки, светлой и красивой, которая погибла в самом начале весны. Это была весна ее жизни, а она в ней - как нераспустившийся бутон прекрасного в будущем цветка. Но сказочное лето для нее никогда не наступит. Исчезла молодая жизнь, красота, теперь над Олей вечность: «звенит-звенит», не прекращая, «холодный ветер фарфоровым венком» на ее могиле.

Автор знакомит нас с жизнью героини рассказа, гимназистки Оли Мещерской, в ее четырнадцать и пятнадцать лет. Во всем ее облике сквозит восхищенное удивление необычайным переменам, которые с ней происходят. Она стремительно похорошела, превращаясь в девушку, душа ее наполнилась энергией и счастьем. Героиня ошеломлена, она еще не знает, что с собой, новой и такой красивой, делать, поэтому просто отдается порывам молодости и беззаботного веселья. Природа преподнесла ей неожиданный подарок, сделав легкой, веселой, счастливой. Автор пишет, что героиню отличало «в последние два года из всей гимназии, - изящество, нарядность, ловкость, ясный блеск глаз». Жизнь восхитительно бурлит в ней, и она с удовольствием обживается в своем новом прекрасном обличье, пробует его возможности.

Невольно вспоминается рассказ «Фиалки», написанный другом Бунина и талантливым русским прозаиком А. И. Куприным. В нем талантливо изображено взрывное пробуждение юности кадета-семиклассника Дмитрия Казакова, который от нахлынувших чувств не может готовиться к экзамену, с умилением собирает фиалки за стенами учебного корпуса. Юноша не понимает, что с ним происходит, но от счастья готов обнять весь мир и влюбиться в первую встреченную им девушку.

Оля Мещерская у Бунина - добрый, искренний и непосредственный человек. Своим счастьем и позитивной энергией девушка заряжает все вокруг, притягивает к себе людей. Девочки из младших классов гимназии гурьбой бегают за ней, для них она - идеал.Последняя зима жизни Оли как будто специально выдалась такой прекрасной: «Зима была снежная, солнечная, морозная, рано опускалось солнце за высокий ельник снежного гимназического сада, неизменно погожее, лучистое, обещающее и на завтра мороз и солнце, гулянье на Соборной улице; каток в городском саду, розовый вечер, музыку и эту во все стороны скользящую на катке толпу, в которой Оля Мещерская казалась самой беззаботной, самой счастливой». Но только казалась. Эта психологическая деталь указывает на свойственное юности каждого человека пробуждение сначала природных сил, когда разум еще спит и не контролирует чувства. Неискушенная, неопытная Оля легко летит по жизни, как бабочка на огонь. А несчастье уже идет по ее следам. Бунин сумел в полной мере передать трагизм этого головокружительного полета.

Свобода в суждениях, отсутствие страха, проявление бурной радости, демонстрация счастья считаются в обществе вызывающим поведением. Оля не понимает, насколько раздражает окружающих. Красота, как правило, вызывает зависть, непонимание, не умеет защитить себя в мире, где все исключительное подвергается гонению.

Кроме главной героини в рассказе фигурируют еще четыре образа, так или иначе связанные с юной гимназисткой. Это начальница гимназии, классная дама Оли, знакомый отца Оли Алексей Михайлович Милютин и некий казачий офицер.

Никто из них не относится к девушке по-человечески, не делает даже попытки понять ее внутренний мир. Начальница, по долгу службы, упрекает Мещерскую за женскую прическу, туфли. Пожилой уже человек, Милютин воспользовался неопытностью Оли и соблазнил ее. Видимо, случайный поклонник, казачий офицер, принял поведение Мещерской за ветреность и распущенность. Он стреляет в девушку на вокзале и убивает ее. Пятнадцатилетней девочке далеко до роковой соблазнительницы. Она, наивная школьница, показывает ему листок из тетрадки-дневника. Как ребенок, она не знает выхода из любовной ситуации и пытается отгородиться от назойливого воздыхателя своими же детскими и путаными записями, предъявляя их как некий документ. Как можно было этого не понять? Но, совершив преступление, некрасивый, плебейского вида офицер во всем обвиняет убитую им девушку.

Бунин понимал любовь по преимуществу только как вспыхнувшую внезапно страсть. А страсть всегда разрушительна. Любовь у Бунина ходит рядом со смертью. Рассказ «Легкое дыхание» не исключение. Такова была концепция любви великого писателя. Но Бунин утверждает: смерть не всесильна. Короткая, но яркая жизнь Оли Мещерской оставила след во многих душах. «Маленькая женщина в трауре», классная дама Оли, часто приходит на могилу, вспоминает ее «бледное личико в гробу» и разговор, который однажды она невольно подслушала. Оля рассказывала подруге о том, что главное в женщине - «легкое дыхание»: «А ведь оно у меня есть, - ты послушай, как я вдыхаю, - ведь, правда, есть?»

Анализ рассказа «Легкое дыхание»

Тема любви занимает в творчестве писателя одно из ведущих мест. В зрелой прозе заметны тенденции осмысления вечных категорий бытия – смерти, любви, счастья, природы. Часто он описывает «мгновения любви», которые имеют фатальный характер, трагическую окраску. Большое внимание он уделяет женским характерам, таинственным и непостижимым.

Начало романа «Легкое дыхание» создает ощущение грусти и печали. Автор заранее готовит читателя к тому, что на следующих страницах будет разворачиваться трагедия человеческой жизни.

Главная героиня романа Ольга Мещерская, девушка гимназистка, очень сильно выделяется среди своих одноклассниц веселым нравом и явной любовью к жизни, она совершенно не боится чужих мнений, и открыто бросает вызов обществу.

В последнюю зиму в жизни девушки произошло много перемен. В это время Ольга Мещерская была в полном расцвете своей красоты. Про нее ходили слухи, что она не может жить без поклонников, но в тоже время очень жестоко с ними обращается. В свою последнюю зиму Оля полностью отдалась радостям жизни, она бывала на балах и каждый вечер ходила на каток.

Оля стремилась выглядеть всегда хорошо, она носила дорогие туфельки, дорогие гребешки, возможно, она бы и одевалась по последней моде, если бы все гимназистки не носили форму. Директриса гимназии сделала Ольге замечание по поводу внешнего вида, что такие украшения и обувь пристало носить взрослой женщине, а не простой ученице. На что Мещерская открыто заявила, что она имеет право одеваться как женщина, ведь она ею и является, и виноват в этом никто иной, как брат самой директрисы Алексей Михайлович Малютин. Ответ Ольги можно в полной мере расценивать как вызов обществу того времени. Молодая девушка без тени скромности надевает вещи не по возрасту, ведет себя как зрелая женщина и при этом открыто аргументирует свое поведение довольно интимными вещами.

Превращение Ольги в женщину произошло летом на даче. Когда родителей не было дома, в гости к ним на дачу приехал Алексей Михайлович Малютин, друг их семьи. Не смотря на то что он не застал отца Оли, Малютин все же остался в гостях, объясняя это тем что хочет, чтобы как следует просохло после дождя. В отношении Оли Алексей Михайлович вел себя как кавалер, хотя разница в их возрасте была огромной, ему было 56, ей – 15. Малютин признавался Оле в любви, говорил всевозможные комплименты. Во время чаепития Ольга почувствовала себя плохо и прилегла на тахту, Алексей Михайлович начал целовать ей ручки, рассказывать о том, как он влюблен, а после поцеловал в губы. Ну и далее произошло то, что произошло. Можно сказать, что со стороны Ольги это был не более чем интерес к тайне, стремление стать взрослой.

После этого была трагедия. Малютин застрелил Ольгу на вокзале и объяснил это тем, что был в состоянии аффекта, ведь она показала ему свой дневник, в котором было описано все произошедшее, а после и Ольгино отношение к ситуации. Она писала, что испытывает отвращение к своему ухажеру.

Столь жестоко Малютин поступил потому, что было задето его самолюбие. Он был уже далеко не молодым офицером, да еще и холостым, ему естественно было приятно тешить себя тем, что юная девушка выразила к нему свою симпатию. Но когда он узнал что она не испытывает к нему ничего кроме отвращения, было как гром среди ясного неба. Он сам обычно отталкивал женщин, а тут оттолкнули его. Общество было на стороне Малютина, он оправдал себя тем, что якобы Ольга сама его соблазнила, обещала стать его женой, а после бросила его. Так как у Оли была репутации сердцеедки, никто не усомнился в его словах.

Заканчивается рассказ тем, что классная дама Ольги Мещерской, мечтательная дама, живущая в своем выдуманном идеальном мире, приходит на могилу Оли каждый праздник и по нескольку часов молча наблюдает за ней. Для дамы Оля идеал женственности и красоты.

Здесь «легкое дыхание» - это легкое отношение к жизни, чувственность и импульсивность, которые были присущи Оле Мещерской.

Изучив анализ рассказа «Легкое дыхание» вы несомненно заинтересуетесь другими сочинениями, связанными с Иваном Алексеевичем Буниным:

  • «Солнечный удар», анализ рассказа Бунина
  • «Кукушка», краткое содержание произведения Бунина

Сочинение на тему «Разум и чувства в произведениях Бунина и Куприна»

Тема чувств и разума поднималась многими поэтами и писателями, так как это всегда близко и интересно читателям. Именно об этом нам рассказывают произведения Куприна и Бунина. Они показывают то, насколько чувства могут быть сложными и многогранными. А разум не всегда является в приоритете, поскольку если есть любовь, то герои становятся на ее сторону и они не думают, что с ними случится потом.

Конечно же, герои историй данных писателей полны условностей, они подчиняются расчету, их амбиции во многом непонятны, а бывает порой настолько фальшивы, что иногда очень трудно увидеть настоящие чувства, поскольку они сильно замаскированы. Несмотря на это, в рассказах как Куприна, так и Бунина есть очень много жизнеутверждающего и прекрасного, ведь много строк они посвятили такому возвышенному чувству, как любовь. Но при этом стоит понимать, что произведения этих двух писателей хоть и объединяет часто общая тема, но передают они ее по-разному.

Так, следует заметить, что герои в рассказах указанных писателей любят по-настоящему, а ведь это так редко встречается в жизни. Данное чувство вырывает персонажей из круговорота обыденности, скуки. Конечно, это длиться не долго, иногда всего лишь миг, а даже некоторым героям приходится за это кратковременное счастье заплатить своей жизнью, но все же это того стоит.

Произведения Бунина и Куприна настолько реалистичны, что отображают с поразительной правдивостью бытовые подробности до мелочей. К примеру, в «Легком дыхание», которое было написано Буниным, автор обостряет внимание на, казалось бы, незначительной детали, как дневник одной из героинь рассказа, но именно этот момент предает правдивости данной истории.

Однако следует заметить, что писатели по-разному относятся к чувствам. Куприн больше склонен к трагичности, поэтому если его герои испытывают любовь, то им не удается быть счастливыми до конца. Его строки переполнены страданиями и болью. В тоже время Куприн считает, что любви следует отдаваться полностью, а мучение и счастье его персонажи испытывают одновременно. Так как он любовь возвышает к идеалу, поэтому разум в поступках героев часто отсутствует, поэтому их судьба всегда очень трагическая. Например, Ромашков, который является чистым и добрым человеком, жертвует собой, а все ради Шурочки, отличавшейся своей расчетливостью.

Чувства и разум в произведениях Бунина часто имеют противоречивый характер. Если этот автор говорит о любви, то она неистовая, если о счастье, то оно безудержное. Но все это быстро обрывается, после чего приходит осознание и понимание. Именно так он показывает встречу поручика и прекрасной незнакомки, о которой можно прочесть в «Солнечном ударе». Данное мгновение было пропитано счастьем, но его нельзя воскресить. Когда незнакомка уезжает, то поручик опустошен, он как будто постарел на много лет, а все из-за того, что счастье было таким внезапным и тем самым оно оставило в душе только боль.

Поэтому мне кажется, что те чувства, о которых пишет Бунин, во многом реалистичнее, они не идеальны, как у Куприна, но в тоже время прекрасны и настоящие. Оба писателя пишут часто о любви, эта тема является для них одной из самых главных. Но мало кто из героев ее познает, только по-настоящему чувственные и открытые люди. Тем самым писатели показывают, что любовь способна возникнуть только у тех людей, которые, прежде всего, сильные, которые не боятся пожертвовать собой ради любви. Поэтому чувства сильнее разума, они поглощают героя целиком, даже если после ничего не остается, все же они счастливы, что им удалось испытать любовь.

Рассказ «Легкое дыхание» написан И. Буниным в 1916 году. В нем нашли отражение философские мотивы жизни и смерти, прекрасного и безобразного, которые были в центре внимания писателя. В этом рассказе Бунин развивает одну из ведущих для своего творчества проблем: любовь и смерть. По художественному мастерству «Легкое дыхание» считается жемчужиной прозы Бунина.

Повествование движется в обратном направлении, из настоящего в прошлое, начало рассказа является его финалом. С первых строк автор погружает читателя в грустную атмосферу кладбища, описывает могилу прекрасной девушки, жизнь которой нелепо и страшно прервалась в самом расцвете сил: «На кладбище, над своей глиняной насыпью, стоит новый крест из дуба, крепкий, тяжелый, гладкий.

Апрель, дни серые; памятники кладбища, просторного уездного, еще далеко видны сквозь голые деревья, и холодный ветер звенит и звенит у подножия креста.

В самый же крест вделан довольно большой, выпуклый фарфоровый медальон, а в медальоне – фотографический портрет гимназистки с радостными, поразительно живыми глазами.

Это Оля Мещерская».

Бунин заставляет нас проникнуться скорбью при виде могилы пятнадцатилетней девушки, светлой и красивой, которая погибла в самом начале весны. Это была весна ее жизни, а она в ней – как нераспустившийся бутон прекрасного в будущем цветка. Но сказочное лето для нее никогда не наступит. Исчезла молодая жизнь, красота, теперь над Олей вечность: «звенит-звенит», не прекращая, «холодный ветер фарфоровым венком» на ее могиле.

Автор знакомит нас с жизнью героини рассказа, гимназистки Оли Мещерской, в ее четырнадцать и пятнадцать лет. Во всем ее облике сквозит восхищенное удивление необычайным переменам, которые с ней происходят. Она стремительно похорошела, превращаясь в девушку, душа ее наполнилась энергией и счастьем. Героиня ошеломлена, она еще не знает, что с собой, новой и такой красивой, делать, поэтому просто отдается порывам молодости и беззаботного веселья. Природа преподнесла ей неожиданный подарок, сделав легкой, веселой, счастливой. Автор пишет, что героиню отличало «в последние два года из всей гимназии, – изящество, нарядность, ловкость, ясный блеск глаз». Жизнь восхитительно бурлит в ней, и она с удовольствием обживается в своем новом прекрасном обличье, пробует его возможности.

Невольно вспоминается рассказ «Фиалки», написанный другом Бунина и талантливым русским прозаиком А. И. Куприным. В нем талантливо изображено взрывное пробуждение юности кадета-семиклассника Дмитрия Казакова, который от нахлынувших чувств не может готовиться к экзамену, с умилением собирает фиалки за стенами учебного корпуса. Юноша не понимает, что с ним происходит, но от счастья готов обнять весь мир и влюбиться в первую встреченную им девушку.

Оля Мещерская у Бунина – добрый, искренний и непосредственный человек. Своим счастьем и позитивной энергией девушка заряжает все вокруг, притягивает к себе людей. Девочки из младших классов гимназии гурьбой бегают за ней, для них она – идеал.

Последняя зима жизни Оли как будто специально выдалась такой прекрасной: «Зима была снежная, солнечная, морозная, рано опускалось солнце за высокий ельник снежного гимназического сада, неизменно погожее, лучистое, обещающее и на завтра мороз и солнце, гулянье на Соборной улице; каток в городском саду, розовый вечер, музыку и эту во все стороны скользящую на катке толпу, в которой Оля Мещерская казалась самой беззаботной, самой счастливой». Но только казалась . Эта психологическая деталь указывает на свойственное юности каждого человека пробуждение сначала природных сил, когда разум еще спит и не контролирует чувства. Неискушенная, неопытная Оля легко летит по жизни, как бабочка на огонь. А несчастье уже идет по ее следам. Бунин сумел в полной мере передать трагизм этого головокружительного полета.

Свобода в суждениях, отсутствие страха, проявление бурной радости, демонстрация счастья считаются в обществе вызывающим поведением. Оля не понимает, насколько раздражает окружающих. Красота, как правило, вызывает зависть, непонимание, не умеет защитить себя в мире, где все исключительное подвергается гонению.

Кроме главной героини в рассказе фигурируют еще четыре образа, так или иначе связанные с юной гимназисткой. Это начальница гимназии, классная дама Оли, знакомый отца Оли Алексей Михайлович Милютин и некий казачий офицер.

Никто из них не относится к девушке по-человечески, не делает даже попытки понять ее внутренний мир. Начальница, по долгу службы, упрекает Мещерскую за женскую прическу, туфли. Пожилой уже человек, Милютин воспользовался неопытностью Оли и соблазнил ее. Видимо, случайный поклонник, казачий офицер, принял поведение Мещерской за ветреность и распущенность. Он стреляет в девушку на вокзале и убивает ее. Пятнадцатилетней девочке далеко до роковой соблазнительницы. Она, наивная школьница, показывает ему листок из тетрадки-дневника. Как ребенок, она не знает выхода из любовной ситуации и пытается отгородиться от назойливого воздыхателя своими же детскими и путаными записями, предъявляя их как некий документ. Как можно было этого не понять? Но, совершив преступление, некрасивый, плебейского вида офицер во всем обвиняет убитую им девушку.

Бунин понимал любовь по преимуществу только как вспыхнувшую внезапно страсть. А страсть всегда разрушительна. Любовь у Бунина ходит рядом со смертью. Рассказ «Легкое дыхание» не исключение. Такова была концепция любви великого писателя. Но Бунин утверждает: смерть не всесильна. Короткая, но яркая жизнь Оли Мещерской оставила след во многих душах. «Маленькая женщина в трауре», классная дама Оли, часто приходит на могилу, вспоминает ее «бледное личико в гробу» и разговор, который однажды она невольно подслушала. Оля рассказывала подруге о том, что главное в женщине – «легкое дыхание»: «А ведь оно у меня есть, – ты послушай, как я вдыхаю, – ведь, правда, есть?»

    • Рассказик, сочиненный И. Буниным в апреле 1924 года, незамысловат. Но он не относится к тем, что все мы знаем наизусть и привыкли о них рассуждать, полемизировать и собственное (порой из учебников вычитанное) мнение высказывать. Поэтому стоит привести 2-строчный пересказ. Итак, зима, ночь, отдельно стоящий, вдали от деревни, хутор. Вьюжит уже почти неделю, все замело, за доктором послать нельзя. В доме - барыня с малолетним сыном, да несколько слуг. Мужчин (почему-то, причины не ясны из текста) нет. Я говорю о […]
    • Иван Алексеевич Бунин – известный русский писатель и поэт конца 19 – начала 20 века. Особое место в его творчестве занимает описание родной природы, красоты русского края, ее броскость, яркость, с одной стороны, и скромность, печаль – с другой. Эту прекрасную бурю эмоций Бунин передал в своем рассказе “Антоновские яблоки”. Данное произведение является одним из самых лирических и поэтических произведений Бунина, которое обладает неопределенным жанром. Если оценивать произведение по объему, то это рассказ, но с […]
    • Рассказ «Чистый понедельник», написанный в 1944 году, - один из любимых рассказов автора. И.А. Бунин излагает события далекого прошлого от лица рассказчика - молодого состоятельного человека без особых занятий. Герой влюблен, и героиня, какой он ее видит, про­изводит на читателя странное впечатление. Она хороша собой, любит роскошь, комфорт, дорогие рестораны и в то же время ходит «скром­ной курсисткой», завтракает в вегетарианской столовой на Арбате. У нее очень критичное отношение ко многим модным произведениям […]
    • Иван Алексеевич Бунин - величайший писатель рубежа XIX-XX вв. Он вступил в литературу поэтом, создал замечательные стихотворные произведения. 1895 г. …Опубликован первый рассказ «На край света». По­ощряемый похвалами критиков, Бунин начинает заниматься литературным творчеством. Иван Алексеевич Бунин - лауреат самых различных пре­мий, в том числе и лауреат Нобелевской премии по литературе 1933 г. В 1944 г. писатель создает один из замечательнейших рассказов о любви, о самом прекрасном, значительном и высоком, […]
    • Писательская индивидуальность В.Бунина отмечена в огромной степени таким мироощущением, в котором острое, ежечасное "чувство смерти", постоянной памяти о ней соединяется с сильнейшей жаждой жизни. Писатель мог бы и не признаваться в том, о чем он сказал В автобиографической заметке: "Книга моей жизни" (1921 г.), потому что об этом говорит само его творчество: "Постоянное сознание или ощущение этого ужаса / смерти / преследует меня чуть не с младенчества, под этим роковым знаком я живу весь век. Хорошо знаю, что […]
    • Рассказ «Господин из Сан-Франциско» - результат размышлений писателя над вопросами смысла человеческого бытия, существования цивилизации, судьбой России в годы Первой мировой войны. Рассказ появился в печати в 1915 г. когда уже совершалась всемирная катастрофа. Сюжет и поэтика рассказа Бунин описывает последний месяц жизни богатого американского бизнесмена, устроившего для своей семьи длительное и насыщенное «удовольствиями» путешествие в Европу. За Европой должны были последовать Ближний Восток и […]
    • “Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена” – в этой фразе пафос изображения любви Буниным. Почти во всех произведениях на эту тему исход трагичен. Именно потому, что любовь оказалась “украденной”, она не была полной и привела к трагедии. Бунин размышляет о том, что счастье одного может привести к трагедии другого. Бунинский подход к описанию этого чувства несколько иной: любовь в его рассказах более откровенная, обнажённая, а порой даже грубоватая, исполненная неутолённой страсти. Проблема […]
    • Теме любви посвящены многие рассказы И.А. Бунина. В его изображении любовь – это грозная сила, способная перевернуть всю жизнь человека и принести ему великое счастье или огромное горе. Такая история любви показана им в рассказе «Кавказ». У героя и героини тайный роман. Они должны скрываться ото всех, потому что героиня замужем. Она боится своего мужа, который, как ей кажется, что-то подозревает. Но, несмотря на это, герои счастливы вместе и мечтают о дерзком побеге вдвоем к морю, на кавказское побережье. И […]
    • Цикл рассказов Бунина «Темные аллеи» включает в себя 38 рассказов. Они различаются в жанровом отношении, в создании характеров героев, отражают разные пласты времени. Этот цикл, последний в жизни, автор писал восемь лет, в годы Первой мировой войны. Бунин писал о вечной любви и силе чувств в то время, как от самой кровопролитной войны в известной ему истории рушился мир. Книгу «Темные аллеи» Бунин считал «самой совершенной по мастерству» и причислял к высшим своим достижениям. Это книга-воспоминание. В рассказах […]
    • После революции 1905 года Бунин одним из первых почувствовал наступившие изменения в жизни России, а именно настроения послереволюционного села, и отразил их в своих рассказах и повестях, особенно в повести «Деревня», которая вышла в свет в 1910 году. На страницах повести «Деревня» автор рисует ужасающую картину нищеты русского народа. Бунин писал, что этой повестью было положено «начало целого ряда произведений, резко рисовавших русскую душу, ее своеобразные сплетения, ее светлые и темные, но почти всегда […]
    • Рассказ «Чистый понедельник» входит в цикл рассказов Бунина «Темные аллеи». Этот цикл был последним в жизни автора и занял восемь лет творчества. Время создания цикла пришлось на период Второй мировой войны. Мир рушился, а великий русский писатель Бунин писал о любви, о вечном, о единственной силе, способной сохранить жизнь в ее высоком предназначении. Сквозной темой цикла является любовь во всей ее многоликости, слиянии душ двух уникальных, неповторимых миров, душ влюбленных. Рассказ «Чистый понедельник» […]
    • Тема деревни и жизни дворян в своих родовых поместьях была одной из главных в творчестве Бунина-прозаика. Как создатель прозаических произведений Бунин заявил о себе в 1886 году. В 16 лет он писал лирико-романтические рассказы, в которых кроме описания юношеских порывов души уже наметилась и социальная проблематика. Процессу распада дворянских гнезд в творчестве Бунина посвящены рассказ «Антоновские яблоки» и повесть «Суходол». Бунин хорошо знал жизнь русской деревни. Детство и юность он провел на хуторе […]
    • В творчестве Бунина нашла отражение тема критики буржуазной действительности. Одним из лучших произведений этой тематики по праву можно назвать рассказ «Господин из Сан-Франциско», который был высоко оценен В. Короленко. Мысль написать этот рассказ возникла у Бунина в процессе работы над рассказом «Братья», когда он узнал о смерти миллионера, приехавшего отдохнуть на остров Капри. Сначала писатель так и назвал рассказ – «Смерть на Капри», но позже переименовал. Именно господин из Сан-Франциско со своими […]
    • На протяжении всей своей творческой деятельности Бунин создавал стихотворные произведения. Своеобразную, неповторимую по художественному стилю лирику Бунина нельзя спутать со стихами других авторов. В индивидуальном художественном стиле писателя отражается его мировоззрение. Бунин в своих стихотворениях отзывался на сложные вопросы бытия. Его лирика многопланова и глубока в философских вопросах постижения смысла жизни. Поэт выражал настроения растерянности, разочарования и в то же время умел наполнить свои […]
    • В творчестве И. А. Бунина поэзия занимает значительное место, хотя известность он приобрел как прозаик. Он утверждал, что является прежде всего поэтом. Именно со стихов начался его путь в литературе. Когда Бунину исполнилось 17 лет, в журнале «Родина» вышло его первое стихотворение «Деревенский нищий», в котором юный поэт описывал состояние русской деревни: Грустно видеть, как много страданья, И тоски, и нужды на Руси! С самого начала творческой деятельности поэт нашел свой стиль, свои темы, […]
    • Великий русский критик В. Г. Белинский не случайно назвал роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни». Связано это конечно же с тем, что ни одно произведение русской литературы не может сравниться с бессмертным романом по широте охвата современной писателю действительности. Пушкин описывает свое время, отмечая все, что было существенно для жизни того поколения: быт и нравы людей, состояние их душ, популярные философские, политические и экономические течения, литературные пристрастия, моду и […]
    • Импрессионизм ставит во главу угла воздействие творчества на человеческие чувства. В основе лежат чувства - впечатления. Русское слово «впечатление» (как и французское «импрессион») происходит от слов «печать», «отпечаток», здесь подразумевается некий внутренний отпечаток прошедших событий, образов. Закат и восход солнца, пение птиц, снег - это лишь констатация фактов. Кровавый закат, весенний рассвет, трели соловья, искристый снег - это уже воздействие на чувства читателей. «Первый снег...» Кто-то, к примеру, […]
    • «Общественной» комедией с социальным столкновением «века минувшего» и «века нынешнего» называют комедию А.С. Грибоедова «Горе от ума». А построена она так, что о прогрессивных идеях преобразования общества, стремлении к духовности, о новой морали говорит только Чацкий. На его примере автор показывает читателям, как сложно привносить в мир новые идеи, которые не понимаются и не принимаются закостеневшим в своих взглядах обществе. Тот, кто начинает это делать, обречен на одиночество. Александр Андреевич […]
    • В развитие традиционной для европейской литературы темы поэта и поэзии Пушкин внес свой вклад. Эта важная тема проходит через все его творчество. Уже первое изданное стихотворение «К другу стихотворцу» содержало в себе размышления о предназначении поэта. По мнению юного Пушкина, дар слагать стихи дан не каждому человеку: Арист, не тот поэт, кто рифмы плесть умеет И, перьями скрипя, бумаги не жалеет. Хорошие стихи не так легко писать… Молодой автор прекрасно понимает, что судьба поэта обычно […]
    • Когда мы читаем интересную повесть или рассказ, задумываемся, а жил ли на самом деле понравившийся герой на самом деле. А может быть, его придумал писатель? В художественном произведении чаще всего так и бывает. Обычно автор долго наблюдает жизнь и людей, прежде чем родится история, о которой он будет писать. Он наделяет своего героя такими качествами, которые видел у реально живущих людей. Он обобщает поступки, манеру одеваться и говорить в поведение, внешность и речь своих вымышленных героев. Автор […]
  • Многие прославленные и выдающиеся писатели в своих рассказах и повестях, романах и трилогиях поднимали тему чувств и разума, которая близка и понятна читателю. Основательно остановился на этой теме мастер слова - Иван Алексеевич Бунин. Он подчеркнул, что чувства никогда не могут быть простыми, они сложны и многогранны. И если чувства главенствующие, то разум уже не властвует над человеком, он становится нечто второстепенным. В рассказах Ивана Бунина показаны истории, которые подчинены по большей части страсти, что не делает его героев хуже или не понятнее.

    Разум или чувства правят миром?

    Ответ на этот сложный вопрос русской литературы интересовал многих писателей, которые в своих произведениях пытались найти ответ. И разум, и чувство – это две стороны жизни, которые должны объединяться для правильного восприятия этого мира. В обществе человек не может придерживаться только одного мнения, так как это неминуемо ведет к гибели. Ярким подтверждением этого служит рассказ Ивана Бунина «Господин из Сан-Франциско», где автор решает не давать имени основному персонажу рассказа. После прочтения этого произведения становится понятным, почему автор использует этот прием. Бунин показывает, что таких людей, как его герой, много в любом обществе.

    Вся жизнь персонажа из бунинского рассказа сводится к тому, что он смог заработать много денег, которые не приносят в финале истории ему никакого счастья. О самом герое известно немногое: у него есть семья, где нет любви, он расчетлив, некрасив собой, не думает ни о чем, кроме денег. Рассказывая о своем герое, о его путешествии автор ни одного слова не говорит о том, какие чувства испытывает его персонаж. Читатель просто не видит души богатого господина, не видит его каких-то эмоций. На первом плане в богатого миллионера стоит лишь только расчет и здравый смысл, то есть разум.

    Но счастлив ли герой? Богатый и обеспеченный, основной персонаж бунинского рассказа, даже умирая, не испытывает самого главного в своей жизни. Господин из Сан-Франциско не смог побыть счастливым, он не знает радости от чувств, которые переполняют грудь и совсем не знает, что такое счастье. Он даже несвободен, так как становится рабом обогащения и всегда находится под властью денег. Настоящего смысла жизни у него нет, соответственно, он не живет, а существует. Но есть ли в этом рассказе люди, которые живут в эмоциональном мире и для которых чувства – это смысл жизни? Да, это горцы, которые видят природу, и наслаждаются от общения с нею. Они свободны, и это состояние вызывает у них многочисленные эмоции. Независимые и свободные, они могут быть просто собою, и в этом состоит настоящий смысл жизни для этих людей.


    По мнению рассказчика, счастливым может быть лишь только тот человек, кто не зависит от материальных благ, не лицемерит и для кого на первом месте стоят чувства. Известный писатель Э.Ремарк утверждал, что разум дается человеку для понимания того, что:

    «Жить одним разумом нельзя. Люди живут чувствами».


    Так что же правит нашим миром? Нужно человеку жить так, чтобы, руководствуясь разумом, испытать весь спектр чувств. И только тогда человек, достигнув гармонии, будет счастлив, а его жизнь будет иметь глубокое содержание.

    Трудный выбор между разумом и сердцем


    Самым сложным можно считать выбор человека между разумом и чувствами. Жизнь часто создает для нас ситуации, когда нужно сделать определенный выбор и его можно сделать только самостоятельно. Это решение для каждого конкретного человека на тот момент будет самым правильным. Достаточно для этого вспомнить рассказ Ивана Бунина «Кавказ». В нем автор показывает, что, порой, чувства одного человека могут сильно повлиять на жизнь другого человека и даже погубить. Главная героиня убегает с человеком, которого она любит. Но ее счастье приводит к гибели мужа. Молодая женщина даже не думает о том, что ее муж тоже испытывает чувства, что он любит ее. Она, подчиняясь своей страсти, рушит их совместную жизнь, что приводит к смерти человека, который просто не может жить без нее.

    Мимолетное увлечение жены, измена его возлюбленной выбивает человека из обычного русла жизни. Бунин дает подробное описание его размышлений, которые приводит к тому, что он решает убить себя. Детальное описание последних часов жизни героя в душе читателя вызывает бурю эмоций. Приняв страшное решение, он искупался в море, побрился, переодел чистое белье, китель, позавтракал, не отказал он себе и в удовольствиях: бутылка шампанского и кофе, сигара. И только потом он вернулся в свой номер, где на диване выстрелил себе в голову из двух револьверов, не давая себе ни малейшего шанса.

    Автор показывает, что другого пути у главного героя не было, так как трудно пережить предательство близкого человека, да и невозможно жить жизнью, в которой теперь нет никакого смысла, она просто стала пустой и одинокой. Получив свое счастье и потеряв его, по мнению автора, жить ему уже незачем. Боль для бунинского героя настолько сильна, что только смерть может избавить его от неё. Но совершить самоубийство, по мнению рассказчика, может только тот, у кого сильная воля и стойкая решимость. Сострадание вызывает у читателя гибель офицера из-за измены жены. Но в сложном и трудном выборе между разумом и сердечными чувствами главный герой выбирает чувства. Жизнь без них для этого человека незачем.

    Мир чувств в произведениях Бунина


    Главный герой рассказа «Темные аллеи» - помещик, который однажды соблазняет Надежду, молодую крестьянку. Но поскольку женщина была ему не ровней, он с лёгким сердцем забывает о ней. И когда уже прошло много лет, этот помещик, ставший военным, приезжает в эти места. В хозяйке одной из изб он узнает Надю. Иван Бунин показывает все тонкости внутренних переживаний героев. Даже их беседа не столько содержит информации, сколько чувств вложено в их переживания. Каждый из них вспоминает те минуты молодости, когда они были счастливы.

    Выяснилось, что Надя всю свою жизнь прожила одна, вспоминая ту любовь, которая была у нее к помещику. Но простить его она тоже не может. И теперь это чувство обиды мешает ей быть счастливой. Но и главный герой рассказа тоже несчастлив, так как жена, которую безумно любил Николай Алексеевич, изменила ему и бросила его. И эта история двух одиноких сердец не заканчивается счастливым браком. Автор лишает своих персонажей счастья, так как нет уже страсти. Тема любви в этом произведении является основной. Рассказчик показал, что переживания, то есть чувства, сильнее разума.

    Еще одним примером может служить бунинский рассказ «Солнечный удар». В нем автор показывает, как сильна любовь в жизни любого человека. Трогательный и мимолетный роман замужней женщины и поручика, которые случайно познакомились на пароходе. Страсть и любовь, которые они испытали подобны солнечному удару. Одна ночь, проведенная вместе, и вся остальная жизнь, где больше они никогда не встретятся вместе – вот основа сюжета. Некоторое время герой переживает о том, что его жизнь, которая была ослеплена настоящей любовью, опять потеряла смысл. Но он старается смириться с этой потерей и продолжать жить дальше, вспоминая о том чуде, которое с ним произошло. Но таких эмоций, такой накал чувств ему не приходится пережить вновь.

    Разум в произведениях Бунина


    Человек не живет только в эмоциональном и чувственном мире, он имеет право выбирать между сердечными чувственными и разумом. И такой выбор перед человеком стоит всю жизнь. Так что же нужно выбрать: разум или чувства? Каждый делает свой выбор и потом за это несет ответственность. А последствия могут быть самыми разными.

    В бунинском произведении «Чистый понедельник» основная героиня не имеет имени. В тексте автор все время, рассказывая о персонаже, употребляет местоимение «она». И такую же интересную характеристику он дает своей героине без имени:

    Странная.
    Молчаливая.
    Необычная.
    Чужая для всего окружающего мира.
    Не видящая и не воспринимающая этого мира вокруг него, а глядящая как бы сквозь него.
    Все время о чем-то думала.
    Ее вид был такой, будто она в мыслях пыталась во что-то вникнуть.
    Часто бывала задумчива.
    Любила посещать старые кладбища, обители, любила ходить в церковь.
    Любимым ее занятием были походы в театр и рестораны, любила она и читать книги.
    Она любит светское общество.

    Такая противоречивая характеристика была дана автором в рассказе. Она часто задумывается о том, насколько ее близость к миру духовному поможет ей все-таки обрести душевный покой. Основная героиня бунинского рассказа не могла найти гармонию в душе, которая каким-то образом была нарушена. Это повлияло на ее сознание, которое стало будто разорванным. Пытаясь найти что-то цельное, что ей сможет помочь обрести гармонию, она обращается к Богу, надеясь, что служение ему поможет ей.

    Мир вокруг кажется молодой женщине ненастоящим и несостоятельным. Даже любовь к молодому человеку не может удержать ее в этой жизни. Любовь для основной героини – это не смысл жизни, а только ее какое-то дополнение. В чистый понедельник девушка без имени уходит в монастырь. Она знала, что этот мир не подходит для ее жизни, а быть женой или невестой земного человека ей тоже не предназначено судьбой. Поэтому она предпочитает стать «вечной» невестой Бога. И у нее свой путь, где главенствует разум над миром чувств.

    Так, любой из живущих, стоит перед выбором. И этот сложный выбор нужно сделать самому.