Словесный портрет троекурова. Описание внешности дубровского из романа дубровский

/ / / Образ Кирилла Петровича Троекурова в романе Пушкина «Дубровский»

Роман Александра Сергеевича Пушкина « » - одно из лучших произведений писателя, затрагивающее проблемы своего времени, рисующее яркие характеры, незабываемые образы и интересные повороты судьбы.

Одним из колоритных персонажей романа является Кирила Петрович Троекуров. Это старинный барин, генерал в отставке, проживающий в своем имении, вдовствующий, воспитывающий дочь . Он очень богат и находится в хороших отношениях с разными влиятельными людьми. Соседи не столько из уважения, сколько из боязни готовы во всем угождать Кириле Петровичу. А он, в свою очередь, воспринимает подобные знаки внимания, как должное. Другого отношения к его именитой особе и быть не может.

Троекуров надменен, самолюбив и тщеславен, никого не удостаивает посещением, считает это ниже своего статуса, зато к своей персоне требует повышенного внимания.

Его отличает пылкий нрав, который проявляется даже в отношении к любимой дочери. Он то во всем ей потакает и готов выполнять любые прихоти, а то обращается жестоко и сурово. Между ними так и не складывается дружеских доверительных отношений, а после навязанного брака со стариком Верейским они и вовсе разлаживаются. Богатство и отличная партия скорее для себя, чем для дочери важнее ее женского счастья.

Кирила Петрович не знает слова «нет», не принимает отказов, привык к вседозволенности. Он страдает от обжорства, так как не знает меры в еде. Не ограничивая себя в употреблении спиртных напитков, зачастую бывает «навеселе».

Троекуров – человек, предающийся разврату. Отношения с мадам Мими заканчиваются рождением сына Саши. Возможно, он не единственный наследник богатого папаши, так как по двору бегало много ребятишек, похожих на барина. Его развязный образ жизни вполне мог к этому привести.

С дворовыми слугами барин строг и даже жесток, но они платят ему верностью и преданностью. Такое рабское отношение понятно: авторитет хозяина и им придает немного веса.

Исключением из всего вышеназванного становятся отношения заносчивого барина с Андреем Гавриловичем Дубровским. Троекуров испытывает настоящее уважение к бедному, но смелому и честному дворянину. Только к его мнению он прислушивается. Однако, таким радужным отношениям суждено было прекратиться. Дубровский не стерпел унижения, нанесенного дворней Троекурова, и яростно бросился защищать свою честь.

Кирила Петрович, в свою очередь, не принимает подобного поведения и страшно мстит Андрею Гавриловичу: подкупая суд, он отнимает имение Дубровского, тем самым попросту убивая своего, еще в недавнем времени, друга.

Запоздалое раскаяние и намерение помириться не оправдывают своевольного помещика, Троекуров разрушил жизнь не только Дубровского, но и его сына. Желание мести заводит слишком далеко.

Образ Кирилы Петровича Троекурова – яркое отображение пороков людей высшего сословия того времени. Черствые, жестокие, глупые и необразованные они вели праздный образ жизни и ни с кем не считались.

ДУБРОВСКИЙ

(Роман, 1832—1833; опубл. 1841)

Троекуров Кирила Петрович — родовитый дворянин, богатый владелец с. Покровского, генерал-аншеф в отставке, самодур, гроза всех окрестных помещиков; отец Маши, возлюбленной Дубровского.

Прототип Т. — помещик Козловского уезда гвардии подполковник Семен Крюков, в 1832 г. неправедно отсудивший имение у подпоручика Ивана Муратова. Ссора Т. с его бывшим другом, отцом главного героя, приведшая к разорению Дубровских, помешательству, а затем и смерти старого помещика, служит завязкой трагического сюжета о дворянине, который вынужден стать разбойником и при этом без памяти влюблен в дочь своего главного обидчика.

В отличие от образа Дубровского (и отчасти Маши) образ Т. не мог быть скомпонован из готовых литературных «блоков», хотя история с судебной тяжбой повторяет сюжетные положения «Ламмермурской невесты» (роман В. Скотта): тяжбу между старым Рэвенсвудом и Эштоном. Самый тип русского барина-самодура, причем современного, а не взятого напрокат у допетровской истории, не был детально разработан отечественной словесностью. Исключения вроде князя в романе В. Нарежного «Российский Жилблас» не в счет; богатый опыт русской комедиографии конца XVIII в. по сценическому изображению типа невежественного помещика прямому переносу на литературную почву не подлежал. Образы Праволова (помещика, отнимающего имение у «бедной и безгласной» вдовы Свенельдовой) и «великолепного разбойника Буянова» из нравоописательного «помещичьего» романа Д. Н. Бегичева «Семейство Холмских...» (1832) лишь намечали черты нового литературного типа. Новизна героя предполагала большую подробность и колоритность изображения; социальный портрет барина Т. отчасти затмил собою образ «благородного разбойника» Дубровского.

Т. именно самодур; то есть человек избалованный и распущенный до безобразия, опьяненный сознанием своей силы. Богатство, род, связи — вот формула его жизнеощущения. Обжорство, пьянство, сластолюбие (по двору бегает множество крестьянских ребятишек, как две капли воды похожих на Т.; во флигеле, как в гареме, заперты шестнадцать горничных — трагическая проекция замка «двенадцати дев» из поэмы «Руслан и Людмила») — вот его времяпрепровождение. Унижение слабых, «благородные увеселения русского барина» вроде травли зазевавшегося гостя медведем — вот его удовольствие. «Совершенная повариха» — вот единственное его чтение. (Притом что в доме — обширная библиотека, ключи о которой отданы дочери Маше.)

При этом Т. — не прирожденный злодей; уважает чужую решительность — именно поэтому он до поры до времени искренне дружил с бедным соседом, владельцем 70 душ Андреем Гавриловичем Дубровским. (В первоначальном варианте тема «богатства» Т. и «безродности» Дубровского-старшего, его бывшего сослуживца, была осложнена политическим мотивом: после екатерининского переворота 1762 г., расколовшего дворянство, один продолжил службу, другой вышел в отставку.) А если в конце концов, после ссоры на псарне, решил «наказать» старика Дубровского и с помощью взяток отсудить у него единственное имение Кистеневку; если довел прежнего товарища сначала до умопомешательства, а затем и до смерти, — то не из корыстолюбия, а единственно по самодурству, из желания удовлетворить прихоть мести. Недаром после «победного» приговора суда совесть в Т. ропщет; он гневно насвистывает гимн «Гром победы раздавайся» (что делает всегда в дурном расположении духа); и в конце концов едет мириться. Другое дело, что поздно — поздно и физически (старик уже при смерти), и метафизически. (Дела переходят в руки Дубровского-младшего, который через слугу передает Т. унизительный приказ убираться восвояси.)

Точно так же, когда Владимир, ставший «благородным разбойником», под видом француза-учителя Дефоржа поселяется в доме Т. — и хладнокровно убивает «увеселительного медведя», Т. не только не жалеет о смерти любимого Миши, но и восхищается «Дефоржем», как некогда восхищался стариком Дубровским.

Беда не в Т. лично, а в социальном устройстве российской жизни; оно развивает в необразованном, непросвещенном — хотя и родовитом — дворянине худшие наклонности; слабого делает слабее, а в сильном порождает веру в безграничие его власти: «В том-то и сила, чтобы безо всякого права отнять имение». Даже самое живое и естественное из всех человеческих чувств — любовь к детям, искажается до предела; Т. души не чает в своей Маше, но устраивает судьбу дочери не только вопреки ее воле, но и вопреки ее счастью, исходя из соображений выгод и невыгод родства, приобретаемого через брак.

Это тем более страшно, что помещик как бы отражается в подвластных ему крестьянах; «троекуровские» столь же спесивы, сколь он сам. Недаром сквозь весь текст романа проходит метафора своры, псарни: именно троекуровский псарь дерзит Дубровскому-старшему — и как бы сталкивает помещиков лбами; слуга Дубровского-младшего, посланный барином прогнать Т. со двора, переиначивает приказ: «Пошел вон, старый пес», после чего няня Егоровна удовлетворенно замечает: «небось поджал хвост». А ключом к сцене храмового праздника Троекуровых (1 октября) служат слова, которые внезапно обезумевший старик Дубровский произнес сразу после объявления неправедного приговора: «псари водят собак в Божию церковь». Если — по православной традиции — собака входит в храм, святыня считается оскверненной; вслед за этими словами Дубровский-старший швыряет в заседателя чернильницей (как Мартин Лютер при явлении черта). Все это неизбежно демонизирует социальную жизнь, изображенную Пушкиным; а значит, и сквозь образ Т. тоже начинают просвечивать своим темным светом демонические черты. (Недаром в сцене храмового праздника, открывающей 2-й том романа, он изображен молящимся и кланяющимся с гордым смирением.)

На демонической подоплеке социальных проблем (и решающих их персонажей) Пушкин сосредоточится в следующем прозаическом опыте, повести «Пиковая дама» (1833). Пока же он ограничивается полунамеком на «ирреальную» подоплеку событий и занят поиском реального выхода из реальных противоречий; ищет — и не находит. До царя, которыый, особенно после Отечественной войны 1812 г., должен быть хранителем российской справедливости, далеко; умы дворян не просвещены; «дво-рянско-крестьянский» бунт не только не может быть последовательно-благородным, но и не способен разрушить сословные перегородки; больше того, до ухода в честные разбойники Дубровский имеет отдаленный шанс жениться на Маше (ибо Т., по крайней мере на словах, некогда допускал такую возможность) — бунт лишает его и этой надежды. Остается лишь помнить об истине, которую автор вкладывает в уста попа, направляющегося на поминки по старику Дубровскому: «Суета сует... и Кирилу Петровичу отпоют вечную память... разве похороны будут побогаче... а Богу не все ли равно!»

Роман «Дубровский», является одним из наиболее ярких и самобытных произведе­ний Александра Сергеевича Пушки­на. В нем мастерски выписаны типичные характеры своего времени. С помощью выпуклых и ярких образов, Пушкин смог поставить самые острые и актуальные вопросы своего времени.

Кирила Петрович Троекуров один из самых колоритных и запоминающихся образов в произведении.

Троекуров - знатный русский барин, генерал-аншеф в отставке проживающий в своем богатом имении, а также рано овдовевший отец, воспитывающий дочь. Это человек, не допускающий ни в чем отказа, тщеславный и избалованный.

Являясь воплощением порочности и ограниченности, Кирила Петрович позволяет себе сомнительные с точки зрения нравственности и порядочности вещи. Соседям и чиновникам приходится угождать его любым прихотям и капризам, ведь он имеет большой авторитет в обществе и определенные связи. Троекуров очень любит подобострастное отношение к своей персоне и заставляет окружающих участвовать в его барских шумных забавах. Например, считает очень смешными и оригинальными шутками травлю медведями, собаками или битье розгами. Во флигеле у него всегда живут 16 молодых затворниц, занимающихся рукоделием. Надоевших рукодельниц Кирила Петрович иногда выдавал замуж, заменяя на новых девиц. Также он заводит весьма недвусмысленные отноше­ния с воспитательницей Маши, некой мамзель Мими. Когда мамзель родила Троекурову сына Сашу, несмотря на определенную привязанность к ней барина, она была отослана подальше, в другое поместье. При этом множество других ребятишек, похожих на Кирила Петровича, не обрели счастья быть признанными влиятельным отцом.

С крестьянами и своими дворовыми барин довольно жесток, при этом подневольные ему люди преданы и даже немного кичатся властью, богатством и авторитетностью хозяина.

Ярко характеризуют Кирила Петровича взаимоотношения с бывшим другом и соседом Андреем Гавриловичем Дубровским. Изначально смелый и независимый Андрей Гаврилович, несмотря на свою бедность, вы­зывает у барина-самодура неподдельное уважение. Однако, в какой-то момент, взбалмошный и вспыльчивый характер, не позволяет Троекурову принять попытку Дубровского отстоять свою дворянскую честь. В гневе, Троекуров задумывает лишить товарища и соседа поместья, желая побольнее ударить и раздавить Андрея Гавриловича. Незаконно отняв имение, в последний момент, у Троекурова возникает желание, примирится с соседом. Визит в поместье Дубровских становится роковым для его жильцов. Униженный Андрей Гаврилович умирает, завидев человека ставшего источником многочисленных бед. Легко и не задумываясь, своенравный барин разруша­ет жизни своего единственного друга и его сына.

Многое можно узнать о характере Кирила Петровича в общении с дочерью. Несмотря на искреннюю любовь к Маше, мнение ее никогда не учитывается и не считается ценным. Слезы дочери, которую он выдает за нелюбимого, но богатого стари­ка Верейского, не вызывают жалости Троекурова и он хладно­кровно выдает Машу за князя.

Изображенный Пушкиным образ представляет собой яркую иллюстрацию и сосредоточение всех недостатков, слабостей и пороков, свойственных знатному обществу того времени.

Сочинение про Кирилла Троекурова

В романе Пушкина «Дубровский» одним из главных героев выступает очень богатый барин по фамилии Троекуров. Андрей Дубровский и Кирилл Троекуров служили вместе, были друзьями до определенного момента, а потом, когда они поссорились, Троекуров решает отобрать имение у Дубровского. После выигранного суда Троекуров едет мириться с Дубровским, потому что у него всё ещё есть дружеские чувства к Андрею, но приезжает слишком поздно: не вынеся горя от потери имения, Дубровский умирает. Тем, что Троекуров, несмотря на свою жестокость и самодурство, едет мириться к бывшему другу, автор пытается сказать, что Троекуров в общем-то человек неплохой, только уж очень испорченный властью, которой был наделен из-за кучи денег, связей и возможностей.

Кирилл Троекуров не скупой человек, который с самого юношества отдал свою жизнь военной службе. Соседи всячески пытаются угодить и обольстить влиятельного Троекурова. Его дом постоянно кишит гостями. Зачастую это весьма богатые гости, потому что Троекуров не любит бедных и уважает только богатых людей, он очень надменный и властный. Из-за своей вспыльчивости он часто срывается на своих крестьян. По своему долгу дворянина он обязан был знать французский язык, но он его не знал. В целом, Троекуров был человек почти необразованный, прочитавший за всю жизнь одну книгу. Из-за этого он был не в самых лучших отношениях с дочерью - она любила читать.

В подтверждение тому, что Троекуров - богатый самодур можно привести в пример и то, как он развлекается: чего только стоит одна ситуация с медведем, которого натравливали на гостей Троекурова, чтобы посмеяться и посмотреть, как будет себя вести человек в опасной ситуации.

Отношения с дочкой, Машей, у Троекурова напряженные: он безумно её любит и готов исполнить любой её каприз, но они душевно не родны, Маша презирает своего отца за способ жизни, который он ведет, за развлечения, которые его веселят и за компанию его друзей и просто гостей, которые постоянно находятся в имении Троекурова. Тем не менее Мария очень любит своего отца, потому что выросла она без матери и единственное кровное утешение - это как раз её отец. Однако Троекуров хочет отдать свою дочь за богатого, но старого и нелюбимого Машей человека, что показывает, что он не понимает, как нужно выражать свою любовь к дочери. Он пытается дать ей то счастье, которое сам считает счастьем, - деньги и власть, но он забывает, что его дочь мечтает о совсем другом, ей нужна настоящая любовь и чувства, а не материальные ценности.

Вариант 3

Произведение « Дубровский» Пушкин написал в 1833 году. В основу сюжета автор положил эпизод из жизни «белорусского небогатого дворянина» Островского, о котором рассказал ему друг, Павел Нащокин. Островский стал прототипом главного героя - Владимира Дубровского.

В своем романе писатель размышляет над насущными проблемами времени, рисует яркие харак­теры, знакомит с интересными судьбами. Представлена широкая панорама разных типов людей: одни честные и благородные, а другие жестокие и бесчеловечные.

Именно ко второй группе относится помещик-самодур Кирила Петрович Троекуров, о котором пойдет речь. Его фигура среди других персонажей вырисовывается особым планом. (Надо сказать, все образы, представленные писателем, глубоко реалистичны).

Троекуров - помещик-крепостник, владелец нескольких поместий с большим количеством крестьянских душ. Он генерал в отставке, барин в прямом и переносном смысле этого слова. Редко в жизни бывает, чтобы малообразованные богатые и знатные «господа» проявляли милосердие и уважение к людям. Поэтому и пушкинский герой (Троекуров) отличался высокомерием, необузданностью своего характера: деньги и связи давали ему безграничную власть. По словам автора, живет в свое удовольствие и не испытывает угрызений совести. Ему все можно, любит кутить, часто бывает «навеселе». Нет предела в еде (частенько испытывает недуг от обжорства). У Кирилы Петро­вича даже есть собственный «гарем»: «множество босых ребятишек, как две кап­ли похожих» на него от молодых гувернанток можно увидеть в поместье. Это самолюбивый, тщеславный, изба­лованный и извращенный человек.

На «дикие» забавы барина нормальный человек не может смотреть равнодушно. Одна из его любимых «шуток» - смотреть, как человек лицом к лицу встречается с медведем и трепещет от страха и бессилия, - повергает в шок. Троекурову это доставляет удовольствие, испытывает необыкновенный восторг.

Но подчиненные, несмотря на его строгое, своенравное отношение к ним, пресмыкались и угождали, чувствуя силу власти и денег.

Единственного человека, которого уважал и почитал за друга (отставного поручика, товарища-сослуживца и соседа Андрея Гавриловича Дубровского) довел до смерти, отобрав незаконно у него имение. Причиной стала гордыня.

Однако если внимательно посмотреть на все образы в данном произведении, можно найти похожих на него своими действиями и поступками. Ничуть не лучше своего соседа князь Верейский. Дворовые Троекурова имеют сходные черты характера своего хозяина.

Каждый человек по-своему понимает радость жизни. Для кого-то это дорогой телефон, поездка за границу с родителями или увлекательная компьютерная игра. Для меня это возможность проводить время с друзьями и занятия спортом.

  • Анализ романа Евгений Онегин Пушкина

    Роман Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» стал настоящим прорывом в литературе начала XIX. На его написание у автора ушло более семи лет. Сам Пушкин называл роман работой «всей моей жизни».

  • Характеристика героев комедии Горе от ума Грибоедова

    Александр Андреевич Чацкий – молодой мужчина дворянин, который придерживается новых, более современных взглядов и понятий. Он идет против старого и всех столетних традиций

  • Сочинение про День народного единства (4 июня)

    Этот праздник, появившийся недавно, выражает очень важную для современного общества идею. Отмечая его, мы вспоминаем не только о славных страницах истории России, но и о вреде разобщенности.

  • О романе. В романе «Дубровский» А.С. Пушкин показал многие типичные для его времени образы, а также несостоятельность механизма действия судебной государственной машины. Образ и характеристика Троекурова Кириллы Петровича поможет выявить основные пороки некоторых помещиков, которые Пушкин стремился показать читателю.

    Кто такой Троекуров?

    Троекуров живет в одном из своих имений, Покровском, и представляет собой тип «вельможи в случае». Своим поведением внушает окружающим страх, который принуждает их пресмыкаться перед ним. Троекуров наслаждается эффектом, который производит на людей. Чувствует себя хозяином жизни, которому подвластно все. «Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имени; Кирила Петрович принимал знаки подобострастия как надлежащую дань; дом его всегда был полон гостями, готовыми тешить его барскую праздность, разделяя шумные, а иногда и буйные его увеселения» . Полная вседозволенность выявила все скверные привычки Кириллы Петровича и увеличила их до невероятных размеров. Он постоянно предается чревоугодию, часто находится в подпитии. Любимое развлечение Троекурова – жестокие розыгрыши, жертвами которых мог стать любой из его гостей.

    Троекуров и Дубровский

    Единственным человеком, которого Троекуров действительно уважал, был Дубровский Андрей Гаврилович, его старинный товарищ. Бедный, но гордый помещик вызывает у бесшабашного и неукротимого Кириллы Петровича огромную симпатию. Их роднит и то, что оба лишились своих жен, оставшись опекунами при детях. Товарищ Троекурова имеет большие привилегии перед остальными его гостями: ему позволено перечить хозяину дома и высказывать свою точку зрения в беседах.

    Отношения друзей изменились, когда работник псарни Троекурова оскорбительно подшутил над Дубровским, сказав, что многие дворяне не имеют таких условий жизни, как здешние собаки. Униженный Андрей Гаврилович потребовал прислать к нему псаря для наказания. Кирилла Петрович разгневался на друга за хозяйское обращение с его крепостными и решил отомстить. С этой целью он через суд отбирает у бывшего друга дом. Увидев, какой эффект это произвело, он начинает испытывать муки, хочет прекратить ссору. «Удовлетворенное мщение и властолюбие заглушали до некоторой степени чувства более благородные, но последние наконец восторжествовали. Он решился помириться с старым своим соседом, уничтожить и следы ссоры, возвратив ему его достояние» . Дубровский падает замертво, когда Троекуров въезжает во двор. А резкое высказывание молодого наследника в его адрес уничтожает благородные порывы последнего.

    Взаимоотношения с дочкой

    Мария воспитывалась на глазах у родителя. Он обожал дочь, но и она пала жертвой непостоянства трудного характера отца. Иногда он осыпал ее милостями и подарками, но чаще обращался строго и требовательно. Он лишал ее женского общества, необходимого молодой девушке, и все воспитание Марьи заключалось в чтении книг библиотеки.

    Когда встает вопрос о браке Маши со старым князем, Троекуров без раздумий дает свое согласие, не обращая внимания на протест девушки. Его прельщают собственные выгоды, которые он получит, породнившись со знатным человеком. Счастливая семейная жизнь Маши для него не имеет значения.

    Глупость и высокомерие лишают Троекурова единственного настоящего друга и любви дочери. Многие человеческие пороки нашли пристанище в Кирилле Петровиче. Бессмысленность такого существования описана Пушкиным в следующих строках: «Суета сует… и Кирилу Петровичу отпоют вечную память… разве похороны будут побогаче… а Богу не все ли равно!»

    На страницах повести А. С. Пушкина “Дубровский” мы встречаемся с двумя наиболее полно обрисованными женскими образами: Маши Троекуровой и няни Владимира Дубровского - Егоровны. Ни разница в годах, ни принадлежность к разным сословиям не мешают этим женщинам казаться нам одинаково привлекательными.
    Что касается главной героини повести, Марьи Кирилловны Троекуровой, то, на мой взгляд, образ ее перекликается с образом главной героини другого произведения А. С. Пушкина - Татьяной Лариной. В “Дубровском” это просто, если можно так выразиться, наброски, очертания того излюбленного образа, каким станет впоследствии для автора Татьяна. В моем представлении Маша Троекурова и Татьяна Ларина - это портрет одной и той же женщины, на в первом случае выполненный только черно-белыми красками, а во втором - яркий, красочный, со всевозможными оттенками.
    Какой же была Маша Троекурова, если смогла так всецело и безраздельно завладеть сердцем молодого и благородного разбойника, бывшего воспитанника кадетского корпуса Владимира Дубровского? Сказать красавица - недостаточно, потому что вокруг так много красавиц, скрывающих под маской безупречной внешности черствую душу. В Марье Кирилловне, наоборот, все было гармонично. Рано потерявшая мать, выросшая в одиночестве на лоне природы, с детства впитавшая в себя загадочные и таинственные сюжеты устного народного творчества, которыми изобиловали рассказы доброй няни-крестьянки, а затем вкусив сладость сентиментальных романов, которыми Маша, повзрослев, зачитывалась, сделали ее кроткой, чуткой и мечтательной.
    Отца своего Марья Кирилловна почитала, но друга и советчика в нем, как это часто бывает между родителями и детьми, не нашла. Кирила Петрович хоть и “любил ее до безумия, но обходился с нею со свойственным ему своенравием, то стараясь угождать малейшим ее прихотям, то пугая ее суровым, а иногда и жестоким обращением. Уверенный в ее привязанности, никогда не мог он добиться ее доверительности”.
    Когда в поместье к Троекуровым явился молодой учитель для сводного брата Маши и время от времени стал давать уроки музыки и ей, то вскоре девушка нашла в нем героя своего романа. Машу покорили в молодом учителе его благородство, усердие и особенно - его храбрость: “Воображение ее было поражено: она видела мертвого медведя и Дефоржа, спокойно стоящего над ним и спокойно с нею разговаривающего. Она увидела, что храбрость и гордое самолюбие не принадлежат исключительно одному сословию...” С детства привыкшая видеть в своем доме мужчин, похожих поведением на своего отца: властных, разгульных, думающих только о деньгах и наживе, в учителе Маша нашла полную противоположность. Никогда не мечтавшая о богатстве, привыкшая довольствоваться малым, и, наоборот, высоко ценившая духовное богатство человека, Маша почувствовала в молодом человеке родственную натуру, и сердце ее безропотно поддалось его зовущему сердцу.
    Узнав вскоре, что учитель Дефорж - это не кто иной, как Дубровский, известный разбойник, которого давно уже разыскивает полиция, Маша хоть и испугалась, но не отреклась от него. Узнав о мысли отца выдать ее замуж за нелюбимого, но богатого человека, Маша решилась на побег с Дубровским. Но судьбе было угодно отнять у нее последний шанс быть с любимым: побег не удался.
    Мертвенно бледна Маша-невеста, на лице - ни кровинки. Стоя у алтаря, “Марья Кирилловна ничего не видала, ничего не слыхала, думала об одном, с самого утра она ждала Дубровского, надежда ни на минуту ее не покидала...”. Но чуда не случилось - Дубровский не приехал. Обряд был совершен
    И когда, уже после церкви, за каретой послышались крики погони, и Дубровский со своими людьми попытался освободить Марью Кирилловну, молодая княгиня, собрав все свои силы, с твердостью воспротивилась, сказав при этом, что она уже обвенчана, она жена другого.
    Точно так же, как и Татьяна Ларина из “Евгения Онегина”, Маша не боится признаться, что любит Дубровского, и точно так же, как Татьяна, не может предать того, кого назвала перед Богом своим мужем. А все дело в морали, в чувстве долга и ответственности, на которых Маша выросла и которые прочно впитала в себя. Честь и долг для нее дороже любви. В этом и достоинство главной героини “Дубровского”, и жизненная драма.