Сочинение по картине А. Головина «Натюрморт. Цветы в вазе. Сочинение по картине “Цветы в вазе” А. Я. Головина Сообщение по картине цветы в вазе

Среди работ многих художников можно встретить полотно, на которой изображен натюрморт. Казалось бы, при таком изобилии, разнообразии, сложно уже чем-то удивить. Но, несмотря на это, картина А. Головина «Цветы в вазе» мне показалась достаточно необычной.

Первое, что привлекает внимание - это буйство красок. На столе с белоснежной скатертью стоит стеклянный кувшин с букетом цветов. Кувшин используется в качестве вазы. Он прозрачный, поэтому мы можем наблюдать не только прекрасные цветы, но и зеленые стебли. Сочетание необычных, пестрых цветов очень гармонично. Композиция составлена будто небрежно, не специально, что придает ей особый шарм и неповторимость.

Очень радует красочность композиции. Здесь представлены простые цветы, которые каждый из нас не раз видел в саду. У многих растут флоксы, которые художник нарисовал на этом полотне. Здесь он показал их всевозможными цветами: розовыми, пурпурно-алыми, белыми. Слева мы видим высокий куст гладиолусов красного цвета, а еще чуть пониже - розы нежно-розовой расцветки, которые стоят в обычной банке из стекла. Они отлично вписались в общую композицию.

Букет получился очень пышный, просто роскошный. Он станет украшением в комнате и порадует любого человека, если его подарить. Справа художник нарисовал яркую штору с узорами. Она выполнена в той же цветовой гамме, что и букет: красно-бордовый цвет, зеленый на бежевом фоне. Штора очень сочетается с букетом.

На столе мы видим вещи из домашнего обихода. Головин продемонстрировал нам изящную плетеную корзину из керамики. Думаю, что это хлебница или конфетница. Также мы видим солонку, темную салфетку с коричневым узором, небольшую статуэтку. Художник нарисовал эту композицию на фоне белой шторы, чтобы сделать букет своеобразным ярким пятном. Это ему удалось. Дневной свет из окна сзади наполняет комнату, принося с собой нежность, добавляя картине гармонии. Автор умело показал не только семейный, домашний уют, но и великолепный садовый букет. Композиция из цветов в очередной раз напоминает нам о природной красоте.

Художник Александр Яковлевич Головин не помышлял в детстве связать свою жизнь с живописью. С ранних лет он серьезно занимался игрой на фортепьяно и пением, мечтая стать профессиональным пианистом. Внезапно, в старших классах гимназии, он попробовал заняться изобразительным искусством. В итоге это случайное увлечение стало смыслом его жизни, тем, что дарило ему радость и обеспечивало материально. Но знание музыки оказало огромное влияние на живопись. Так современники даже охарактеризовали работы Головина как «музыка для глаз».

Действительно, в каждой своей картине художник обращал огромное влияние на мелкие детали. Он старался сделать максимально сочетающимися все части полотна, как каждая нота в музыкальной композиции каждый его штрих влиял на результат и конечное восприятие полотна.

Таковой до мелочей продуманной работой стал натюрморт «Цветы в вазе», созданный Головиным в 1910 году. В нем все внимание отдано непосредственно цветам.

Фоном картины стали белоснежные шторы. Стол, на котором стоит букет цветов, покрыт такого же цвета скатертью. Прозрачная ваза буквально стирается на светлом фоне и кажется невидимой. Цветы, стоящие в ней, будто повисли в воздухе. С помощью такого приема, все внимание зрителя концентрируется на цветах, расставленных в некотором беспорядке.

Кажется, что их только что сорвали и проходя мимо небрежно бросили в вазу, не стараясь придать форму. Чудится, будто скоро придет хозяйка и начнет создавать композицию, располагая цветок к цветку, а пока он ждет своего часа. Но этот момент вовсе не испортил общего вида. Напротив, букет стал более чувственным и от этого привлекательным. Среди нежных белых и сиреневатых флокс пробиваются ярким пятом, как солнце среди ясного неба, оранжевые флоксы. Словно лучи этого солнышка смотрятся в букете лепестки оранжевых лилий и цветы гладиолуса алого цвета. Пышности букету придает обилие нераспустившихся пока веточек флокс.

Автор задействовал в работе множество деталей: вазочка для конфет, стакан из керамики золотого оттенка, глиняную статуэтку, банку, в которую поставлены невысокие, но пышные розы. На уголок стола накинут яркий платок.

Вероятнее всего, картина писалась утром, когда солнце только что встало и начало одаривать все вокруг своим теплом и светом. Лучи солнца озарили всю картину, делая предметы, расставленные на столе, немного расплывчатыми и, тем самым, выделяя букет. Обилие алых оттенков подчеркивает красоту рождения нового дня.

Цветочные узоры можно различить на всех изображенных художником предметах: все они сложны и витиеваты. Такие цветочные орнаменты являются характерными рисунками традиционных нарядов средних и южных широт России. А алый оттенок, превалирующий в них, является символом молодости.

Головин словно сравнивает цветы живые и нарисованные. Художник доказывает, что при всей красоте русского платка, шкатулки и скульптуры с цветами, цветы живые, более прекрасны, ведь их красота легко уязвима и нежна.

Этот натюрморт создает впечатление гармонии и тихой радости. Картина переносит зрителя в летний день, когда ярко светит солнце, и дует теплый ветерок, а от вазы с только что собранными в саду цветами доносится чарующий запах июльского разнотравья.

Среди работ многих художников можно встретить полотно, на которой изображен натюрморт.
Казалось бы, при таком изобилии, разнообразии, сложно уже чем-то удивить.
Но, несмотря на это, картина Головина «Цветы в вазе» мне показалась достаточно необычной.

Первое, что привлекает внимание - это буйство красок.
На столе с белоснежной скатертью стоит стеклянный кувшин с букетом цветов.
Кувшин используется в качестве вазы.
Он прозрачный, поэтому мы можем наблюдать не только прекрасные цветы, но и зеленые стебли.
Сочетание необычных, пестрых цветов очень гармонично.
Композиция составлена будто небрежно, не специально, что придает ей особый шарм и неповторимость.

Очень радует красочность композиции.
Здесь представлены простые цветы, которые каждый из нас не раз видел в саду.
У многих растут флоксы, которые художник нарисовал на этом полотне.
Здесь он показал их всевозможными цветами: розовыми, пурпурно-алыми, белыми.
Слева мы видим высокий куст гладиолусов красного цвета, а еще чуть пониже - розы нежно-розовой расцветки, которые стоят в обычной банке из стекла.
Они отлично вписались в общую композицию.

Букет получился очень пышный, просто роскошный.
Он станет украшением в комнате и порадует любого человека, если его подарить.
Справа художник нарисовал яркую штору с узорами.
Она выполнена в той же цветовой гамме, что и букет: красно-бордовый цвет, зеленый на бежевом фоне.
Штора очень сочетается с букетом.

На столе мы видим вещи из домашнего обихода.
Головин продемонстрировал нам изящную плетеную корзину из керамики.
Думаю, что это хлебница или конфетница.
Также мы видим солонку, темную салфетку с коричневым узором, небольшую статуэтку.
Художник нарисовал эту композицию на фоне белой шторы, чтобы сделать букет своеобразным ярким пятном.
Это ему удалось.
Дневной свет из окна сзади наполняет комнату, принося с собой нежность, добавляя картине гармонии.
Автор умело показал не только семейный, домашний уют, но и великолепный садовый букет.
Композиция из цветов в очередной раз напоминает нам о природной красоте.

Натюрморт А. Головина «Цветы в вазе» - яркая и красочная картина. На белой скатерти стоит простая стеклянная ваза. В ней – охапка пестрых цветов. Видимо, их сорвали во время прогулки по саду. Тот, кто ставил цветы, не думал о том, чтобы составить композицию по всем правилам искусства. Наверное, букет просто порадовал его своей красочностью.

В вазе сочетаются несколько видов мелких флоксов: белые, алые, розовые. Поодиночке они были бы просты, но все вместе создают впечатление пышности и роскоши. С левой стороны букета взгляд к себе сразу приковывают несколько ярко-алых лилий на длинных изысканных стеблях. Зеленые стебли всех цветов просвечивают сквозь прозрачное стекло вазы.

Справа от великолепного букета узорчатая штора, в которой сочетаются зеленый, сдержанно-желтый и алый цвет. Штора добавляет пестроты в картину, но ее краски отлично сочетаются с букетом.

Рядом на скатерти нашли себе место изящные домашние вещицы. Это искусно сплетенная и украшенная нарядная хлебница, блестящая медная солонка, хрупкая статуэтка, салфетка с золотистой аппликацией. В простой стеклянной банке алеют две нежные розы.

Фон позади цветов бел и чист. Там из окна падает свет сквозь воздушную занавеску-гардину.

Картина «Цветы в вазе» оставляет ощущение света, нежности, гармонии красок. Художнику удалось изобразить на ней прелесть домашнего уюта и одновременно буйство природной красоты цветов.

  • < Назад
  • Вперёд >
  • Сочинения по картинам 5-9 класс

    • Иллюстрация к «Сказке о Золотом петушке» Билибина (272)

      Картина известного русского художника Ивана Билибина, который один из первых рассмотрел проблему иллюстраций детской литературы. На сегодняшний день сложно представить себе...

    • Иллюстрация к былине «Вольга» Ивана Билибина (218)

      Билибин постоянно тяготел к иллюстрированию разного рода былин и сказаний. «Иллюстрация к былине Вольга» выполнена в орнаментальном графическо-декоративном исполнении, которая...

    • Иллюстрация к сказке «Белая уточка» работы Ивана Билибина (238)

      Иллюстрирование «Белой уточки», ровно как и еще шести сказок, знаменательно тем, что Билибин смог разработать и активно внедрить в свое творчество особую технику рисунка – тушь,...

    • Иллюстрация к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» работы Ивана Билибина (240)

      Каждый из нас помнит чудесные русские сказки, которые он читал в детстве. Со временем они совершенно изменялись. Люди рассказывали их друг другу, добавляя что-то свое и этим...

    • Описание иллюстрации Ивана Билибина к сказке «Иван-Царевич и жар птица» (507)

      Перед нами иллюстрация к знаменитой сказке. Билибин – настоящий мастер, сумевший передать особую красоту этого удивительного жанра. Сказки позволяют нам погрузиться в мир полный...

    • Описание картины И. Грабаря Февральская лазурь (283)

      И.Грабарь один из русских художников-живописцев 19-20 веков, его учителями были такие известные личности как И.Репин и П.Чистяков. Больше всего мастер любил изображать на своих...

    • Описание картины Сальвадора Дали «Мадонна Порт-Льигата» (199)

      Будучи некогда неверующим, психика Гения кардинально изменилась, и он обратился в веру. Эти изменения сразу же выразились в его творчестве – странные образы объединились с...

Натюрморт как самостоятельный жанр живописи окончательно оформился в XVII в. в творчестве голландских и фламандских художников.

До этого времени он не являлся самостоятельным жанром, а лишь включался в другие жанры в качестве обрамления других картин (например, цветочными гирляндами), украшения мебели, интерьера и т.д.

Термин

Слово «натюрморт» в переводе с французского означает «мёртвая природа» (nature morte). Цветы в вазе – это натюрморт; те же цветы на клумбе или в палисаднике – пейзаж. В широком смысле натюрморт – это художественное изображение неодушевлённых предметов: растений, дичи, посуды и т.д. Художник не изображает предметы «с натуры», как они расположены в интерьере, а сознательно так компонует их, чтобы решить какую-то свою смысловую и художественную задачу.
Часто натюрморты содержат скрытую аллегорию через использование обычных предметов, которые художник наделяет символом, дополнительным смыслом и значением. Пример аллегорического натюрморта – ванитас (с латинского vanitas «суета, тщеславие»).

Разновидности натюрморта

Ванитас

Майкл Конрад Хирт. Ванитас
Ванитас – аллегорический натюрморт. Обычно на нём, среди прочего, изображается череп. Такой натюрморт предназначен для напоминания о быстротечности жизни, тщетности удовольствий и неизбежности смерти – раздумий над смыслом человеческого существования. Термин взят из стиха из Библии: «Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, – всё суета!». По-латински это звучало так: «Vanitas vanitatum dixit Ecclesiastes vanitas vanitatum omnia vanitas ». Более подробно о ванитас можно прочитать .

Голландский натюрморт

Нидерландский натюрморт, оформившийся в XVII в. как самостоятельный жанр, оказал влияние на дальнейшее развитие всей европейской живописи. Оказывается, обычные предметы также живут, но жизнь их тиха и незаметна для человека. В этом есть какая-то тайна. Видимо, поэтому жанр натюрморта стал популярным и сохранился до наших дней. Иногда натюрморт притягивает взгляд, волнует чувства, от него невозможно оторваться – возникают какие-то ассоциации, мимолётные воспоминания...

Цветочный натюрморт

Этот вид натюрморта, пожалуй, самый распространённый и самый первый, выделившийся в отдельный жанр.

Ян Давидс де Хем (1606-1684). Натюрморт с цветочной вазой (около 1645). Национальная галерея искусства (Вашингтон)
Традиционно в Нидерландах выращивалось много цветов, разводились сады, поэтому цветочные натюрморты были естественным продолжением жизни общества. Самыми первыми художниками этого жанра были Амброзиус Босхарт Старший (1573-1621) и Бальтасар ван дер Аст (1593-1657).

Амброзиус Босхарт Старший «Тюльпаны, розы, белые и розовые гвоздики, незабудки и другие цветы в вазе» (около 1619). Масло на меди

Учёный натюрморт

Наиболее интеллектуальный вид натюрморта. В таких натюрмортах предполагалось размышление над изображённым, а для этого – знание Библии и другие познания о мире. В эту категорию можно отнести и ванитас, но учёный натюрморт по тематике шире: в нём присутствуют книги, музыкальные инструменты и т.д.

Мария ван Остервейк. Натюрморт

Д. Анненков «Размышления с Бодлером»

Натюрморт в русской живописи

В России натюрморт как самостоятельный жанр появился в начале XVIII в. Но некоторое время (почти до конца XIX в.) натюрморт считался низшим жанром и изображал только цветы и фрукты.
Известным художником этого жанра в XIX в. был И. Хруцкий.

И. Хруцкий. Натюрморт с вазой (1832)

И. Хруцкий «Цветы и плоды» (1838)
В ХХ в. русская натюрмортная живопись стала равноправной среди прочих жанров. Художники работали над совершенством цвета, формы, композиции, жанр стал быстро развиваться.
Известные русские и советские художники, работавшие и работающие в жанре натюрморта: Константин Коровин (1861-1939), Игорь Грабарь (1871-1960), Пётр Кончаловский (1876-1956), Кузьма Петров-Водкин (1878-1939), Мартирос Сарьян (1880-1972), Илья Машков (1881-1944), Елена Скуинь (1909-1986), Пётр Альберти (1913-1994), Сергей Осипов (1915-1985), Евгения Антипова (1917-2009), Виктор Тетерин (1922-1991), Майя Копытцева (1924-2005), Ярослав Крестовский (1925-2003), Владимир Стожаров (1926-1973), Борис Шаманов (1931-2008) и др.

Е. Скуинь «Пионы и вишня» (1956)

В. Стожаров. Натюрморт с рябиной (1969)

Натюрморт в различных стилях и направлениях искусства

Рубеж XIX-XX вв. известен экспериментами в области художественного творчества. Натюрморт также не избежал этой участи. Первыми начали экспериментировать с натюрмортом Поль Сезанн, Поль Гоген, Анри Матисс и др.

П. Сезанн. Натюрморт с драпировкой (1889). Эрмитаж (Санкт-Петербург)
Смело экспериментировал кубист П. Пикассо.

П. Пикассо «Кувшин, бокал и книга» (1908)
Ж. Брак также работал в стиле кубизма.

Ж. Брак «Музыкальные инструменты» (1908)
Кубофутуристы работали в поисках нового пространственно-временного измерения.

К. Малевич «Корова и скрипка» (1913). Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)
Его «... интуитивное чувство нашло в вещах энергию диссонансов, полученных от встречи двух противоположных форм» (К. Малевич «От кубизма и футуризма к супрематизму»).
В метафизических натюрмортах Джорджо Моранди (1890-1964) предметы прижимаются друг к другу, образуя плотные группы, словно стремясь сохранить тепло, страшась внешнего холода и агрессии.

Джорджо Моранди. Natura Morta (1956)
Самый известный представитель сюрреализма Сальвадор Дали в своей знаменитой работе «Постоянство памяти», являющейся по сути аллегорическим натюрмортом, размышляет об относительности времени.

С. Дали «Постоянство памяти» (1931)
Коммерческая реклама второй половины XX в. воспитала в людях алчное отношение к вещам и ненасытимое потребление. Налицо фетишизация предмета. Элементы натюрмортного жанра начинают преобразовываться из искусства в источник потребления.

Энди Уорхол «Банка с супом Кэмпбелл» (1968)
Дмитрий Краснопевцев представляет русское «неофициальное» искусство, хотя имеет вполне официальное классическое художественное образование (окончил Московский художественный институт имени В. И. Сурикова).

Д. Краснопевцев. Натюрморт
Основной жанр Краснопевцева – близкий к сюрреализму «метафизический натюрморт» с простой, часто побитой керамикой, сухими растениями и раковинами. Эти работы, написанные в пепельных тонах, развивают мотив бренности и ирреальности мира.
А вот картины-натюрморты современного художника Дмитрия Анненкова вполне «одушевлённые». Они разные: радостные, грустные, смешные, но вполне живые. Их хочется потрогать. Глядя на эти натюрморты, невозможно удержаться от доброй улыбки.

Д. Анненков «Натюрморт с кофемолкой»

Д. Анненков «Весеннее солнце»

Д. Анненков «Воспоминания о лете»