Вокруг шире круг. История программы "Спокойной ночи, малыши!" Сколько лет ольге молчановой редактору шире круг

Одним из самых успешных проектов в истории ни только российского, но и мирового телевидения признана передача «Спокойной ночи, малыши!». В ближайшее время она будет внесена в книгу рекордов Гиннеса как самая долгоиграющая детская программа в мире!

Программа существует с сентября 1964 года. Она никогда не переставала выходить в эфир и всегда была популярной. Ее смотрит уже третье поколение.

История рождения передачи "Спокойной ночи, малыши! " берет начало в 1963 году, когда главный редактор редакции программ для детей и юношества Валентина Ивановна Федорова, будучи в ГДР, увидела мультипликационный сериал, рассказывавший о приключениях песочного человечка. Так появилась идея создать в нашей стране вечернюю программу для детей. 1 сентября 1964 года на экраны вышел ее первый выпуск. В создании программы принимали участие Александр Курляндский, Эдуард Успенский, Андрей Усачев, Роман Сеф и другие. Задумывалась передача как «Сказка на ночь». И сразу у программы появился свой голос, своя уникальная песенка «Спят усталые игрушки», убаюкивающая малышей. Музыку к колыбельной написал композитор Аркадий Островский, стихи - поэтесса Зоя Петрова, а исполняли колыбельную Олег Анофриев, чуть позже - Валентина Толкунова . Заставка в виде пластилинового мультфильма была сделана Александром Татарским.

Первые выпуски программы были в виде картинок с закадровым текстом. Затем появились кукольные спектакли и небольшие пьесы, в которых играли артисты МХАТа и театра Сатиры. В кукольных спектаклях принимали участие Буратино и заяц Тепа, куклы Шустрик и Мямлик . Кроме того, участниками передачи были дети 4-6 лет и театральные актеры, которые рассказывали сказки.
Создатели программы долго спорили о названии. Вариантов было несколько: «Вечерняя сказка», «Спокойной ночи», «Сказка на ночь», «В гостях у волшебного человечка
Тик-Так ». Но накануне первого эфира решили имя у программы нашлось: «Спокойной ночи, малыши!».

В начале 70-х на экране появились нынешние герои программы – Хрюша , Степашка, Филя и Каркуша , которые сразу очень полюбились детям.

Когда в начале 80-х годов было принято решение заменить кукол людьми, возмущению миллионов зрителей не было предела, и через два месяца куклы заняли привычные места. На своем долгом экранном веку «Спокойной ночи» переживали всякие времена. Чаще всего тучи сгущались над Хрюшей , и по самым неожиданным поводам. К примеру, однажды на коллегию Гостелерадио был вынесен вопрос, почему все куклы в передаче моргают, а Хрюша – нет. До 2002 года Хрюша разговаривал голосом старейшего работника программы Натальи Державиной. Можно сказать, что она посвятила жизнь своему любимому поросенку. «Он иногда полностью выходит из-под контроля, – говорила она сама в интервью. – Как ляпнет что-нибудь, мне даже извиняться приходится. За него – не за себя. Иногда мне кажется, что у нас просто общее кровообращение…» Ее запоминающийся голос с хрипотцой знают все, а дом актрисы был буквально завален игрушечными свиньями – подарками от друзей и зрителей. После того, как Наталья Державина скончалась, Хрюша стал говорить голосом Оксаны Чабанюк .

Первым актером, озвучивавшим Филю, был Григорий Толчинский . Он любил шутить: «Уйду на пенсию, издам книгу «Двадцать лет под юбкой тети Вали». Сегодняшний голос Фили – актер Сергей Григорьев.

Очень долго не могли подобрать характер Каркуши. Многие актрисы, пробовавшиеся на роль, так и не смогли вжиться в образ забавной вороны, пока в «Спокойной ночи» не пришла Гертруда Суфимова. И представить Каркушу другой было уже невозможно.… Когда в 1998-м, на 72-м году жизни, актриса умерла, ворона поселилась на руке актрисы Галины Марченко.

Степашку озвучивает Наталья Голубенцева. Артистка и в жизни частенько пользуется голосом своего персонажа. Заслышав его, даже строгие гаишники добреют на глазах, и забывают про штраф. Актриса настолько сжилась со Степашкой, что вклеила совместное с ним фото в свое удостоверение заслуженной артистки.

Первым в ныне известной пятерке персонажей появился Филя. Это радостное для малышей и их родителей событие случилось 20 мая 1968 года. Прототип нынешнего всеобщего любимца был найден редактором передачи "Спокойной ночи, малыши! " Владимиром Шинкаревым, который и придумал собачке это имя.
Днем рождения Хрюши считается 10 февраля 1971 года. Перед телезрителями за столом сидел зайчик Тепа, появилась ведущая "тетя Валя" (Валентина Леонтьева): - Здравствуйте, ребята! Здравствуй, Тепа! Ой, меня кто-то стукнул по ноге. Тепа, ты не знаешь, кто это? - Знаю, тетя Валя. Это поросенок. Он у меня теперь живет. - Тепочка, а почему он под столом-то живет? - Потому, тетя Валя, что он очень непослушный и не хочет выходить из-под стола. - Как тебя зовут, поросенок? - спросила, заглядывая под стол, Валентина Леонтьева. И в ответ услышала: "Хрюша".

Ведущими в разное время были Владимир Ухин (дядя Володя), Валентина Леонтьева (тётя Валя), Татьяна Веденеева, Ангелина Вовк, Татьяна Судец, Юрий Григорьев, Юлия Пустовойтова, Дмитрий Хаустов. В настоящее время ведущими являются актриса Анна Михалкова, Оксана Фёдорова, актёр Виктор Бычков.

В конце 80-х на некоторое время сменилась заставка и колыбельная песня. Вместо телевизора и сидящих вокруг него игрушек появился рисованный сад, птицы. Новая песня "Спи, моя радость, усни..." (музыка Моцарта и Б. Флиса, русский текст С. Свириденко) исполняла Елена Камбурова.

В конце 90-х-начале 2000-х заставка и колыбельная несколько раз менялись (в том числе с возвратом на пластилиновую анимацию Татарского).

В настоящее время выпускается телекомпанией «Класс!». Выходит на телеканале Россия по будням в 20:45 по местному времени. Ранее выходила на телеканалах «ОРТ» (1991-2001), «Культура» (2001-2002).

В 1999 году передача не выходила, так как ей не нашли места в эфирной сетке, вместо неё транслировался телесериал.

К каждой кукле относятся очень бережно - в студию их приносят только на период съемок, а все остальное время зверушки проводят в специальном хранилище. Там за ними ухаживают: чистят, расчесывают, переодевают. Здесь же, в картонных коробках, сложен и весь кукольный гардероб. У Фили и Степашки, например, имеются свои фраки с бабочками. У Хрюши - настоящая "косуха" с заклепками, у Каркуши - бесчисленное количество бантов.
Самих кукол обновляют примерно каждые три года, а износившиеся комплекты отправляются в то же хранилище. За 37 лет и не счесть, сколько там накопилось Хрюш, Степаш, Каркуш и Филь. Кстати, однажды руководство программы решило заказать новых кукол в Англии. Отправили англичанам макеты, фотографии. Но в результате импортные зверята оказались абсолютно не похожи на родных.

"К своим куклам мы относимся, как к детям, - рассказывает художник-постановщик Татьяна Артемьева. - Одеваем, обуваем, заботимся и даже гримируем их иногда. Хрюша, например, раньше был сделан из материала, который блестел, и его приходилось припудривать. А лет 7-8 назад его модернизировали, теперь его голова сделана из искусственной замши. Но мы все равно его пудрим, теперь для цвета".
После каждой съемки куклам полагается отдых: "Они нагреваются, как мы считаем, не от руки кукловода, а от энергии, которую он передает игрушке, чтобы та ожила. Поэтому после съемок куклы кладутся на специальную лестницу, где могут остыть, отдохнуть и поспать. Так что "спят усталые игрушки" - это про нас".

Не меньшей любовью, чем куклы, пользовались и дикторы: тетя Валя (Валентина Леонтьева), и дядя Володя (Владимир Ухов), который вел программу до 1995 года. В 2005 году у Ухова случился инсульт, с тех пор он находится дома и передвигается только по квартире. После дяди Володи на передачу пришли тетя Света (Светлана Жильцова), дядя Юра (Юрий Григорьев), а позже – тетя Лина (Ангелина Вовк). Все они сейчас на пенсии. Сегодня программу ведут

Бывшая «мисс Вселенная» Оксана Фёдорова и Анна Михалкова, дочь знаменитого режиссера Никиты Михалкова. Кстати, со временем стиль общения на программе сильно изменился – к ведущим перестали обращаться на «Вы» и называть их «тетями»: теперь в гостях у любимых героев бывают просто Оксана и Аня. А вот актера Виктора Бычкова куклы все же называют дядей Витей, ведь он старше и Федоровой, и Михалковой. У него образ этакого доброго соседа, всегда приходящего на помощь в трудную минуту, веселой шуткой решающего любую проблему.

Смешных случаев на съемках было много. Кукольных животных порой принимали за настоящих. Особенно доставалось Хрюше. Например, когда его снимали в дельфинарии, один из дельфинов утащил его с собой под воду. А как-то медведь съел его голову, приняв Хрюшу за живого поросенка.

Приписывали программе и политические «диверсии». Якобы когда состоялась знаменитая поездка Никиты Сергеевича Хрущева в Америку, с эфира срочно сняли мультфильм «Лягушка-путешественница». Когда к власти пришел Михаил Горбачев, не рекомендовали показывать мультик про медведя Мишку, который никогда не доводил начатое дело до конца. Но сотрудники передачи считают все это совпадениями.

Снимали программу порой очень тяжело. В кукольном спектакле актер держит куклу на руках, а тут артистам приходилось работать лежа на полу.

Сегодня для съемок передачи задействованы три комнаты. Есть гостиная, игровая. А в будущем у героев появится своя студия-дом. В нем поселятся соседи-зверюшки и появится новый герой - Бибигон.

источник- http://novaya.com.ua/?/articles/2010/08/10/123723-1

Как Хрюшу обзывали «нечистым мясом», а мультикам «шили политику»

Вспомните, как в «нежном возрасте» жалеешь о времени, потраченном на сон: кажется, не будь рядом взрослых, бодрствовал бы 24 часа в сутки! Конечно, мамины уговоры идти спать звучали тогда неубедительно… К счастью, на помощь ей поспевали Хрюша, Каркуша или наш, украинский, Буратино. Для каждого советского ребенка кукольная голова на перчатке была куда большим авторитетом, чем учителя или родители. Только она умела воспитывать ненавязчиво, без дидактики, так сказать. Вот почему «Вечерние сказки» в разных интерпретациях имели самую большую зрительскую аудиторию - ту, которую не купишь ни за какие коврижки.

То, что каждый из нас помнит «свою» «Вечернюю сказку», неудивительно. За годы существования телеформата вариантов передачи для самых маленьких было масса. Во-первых, в каждой братской республике были свои герои, во-вторых, даже в нашей стране в разные годы появлялись клоны, организованные по принципу и подобию программы-первопроходца: «Вечірня казка», «На добраніч, діти», «Катрусин кінозал», «В гостях у сказки»... Но пальма первенства, конечно, принадлежит проекту-старожилу - программе «Спокойной ночи, малыши».

Тёпу «подсидел» Степашка

Всенародной славой все «живые» и «перчаточные» ведущие вечерних сказок, прежде всего, обязаны главному редактору программ для детей и юношества Гостелерадио СССР Валентине Федоровой. Это она в 1964 г. во время командировки в ГДР увидела

Мультфильм о Песочном человечке, который усыплял малышей. Федорова вернулась в СССР и затеяла свой проект под названием «Сказка на ночь», целью которого было морально подготовить детишек ко сну. Идея программы витала в воздухе, ведь большинству родителей за выполнением и перевыполнением плана было просто некогда читать чаду традиционную сказку. Правда, первые выпуски выглядели несколько примитивно: начитанная закадровым голосом история иллюстрировалась статичными картинками. Позже перед телезрителями стали разыгрываться кукольные спектакли с зайцем Тёпой, куклами Шустриком и Мямликом, а потом и сценки с участием самых настоящих артистов из МХАТа и Театра сатиры.

«Классики жанра» - песик Филя, поросенок Хрюша и зайка Стапашка, озвучиваемые актерами знаменитого театра С. Образцова, появились аж в 70-х.

Помню, просмотр «Спокойной ночи, малыши» был ежевечерним ритуалом. Не знаю, что должно было произойти, чтобы мы с сестрой пропустили выпуск. А еще мама Хрюшей и Степашкой нас «шантажировала». Того, кто вел себя ненадлежащим образом, не ставили в угол - наказание было более изощренным, проштрафившегося лишали удовольствия смотреть «Спокойной ночи…» - вспоминает киевлянка Оксана Тарадюк.

Мои родители (как, наверное, и всякие) каждый год старались вывезти свое чадо на море - оздоровиться, подышать лечебным воздухом и самим «под шумок» отдохнуть. Поскольку возможности советского пролетариата были несколько ограничены, жилье в Крыму выбиралось по принципу «дешево и сердито»: из удобств в приморских «караван-сараях» был дощатый туалет на улице, из комфортности - холодильник на 8 семей. О телевизоре, естественно, речи не было. Так вот, в первый день на морском побережье усыплять меня было не нужно - очень устала. Зато на второй день никакая сладкая вата и газировка не могли успокоить ребенка. Хочу «Спокойной ночи, малыши», и все тут! На следующий день делегацией пошли к хозяйке бунгало и выпросили для меня заветные 15 минут перед телевизором. Так Хрюша, Филя, Степаша и Каркуша спасли наш отдых, - делится киевлянка Алина Морозюк.

Спасибо всем «дядям» и «тетям»

Программа «Спокойной ночи, малыши» до сих пор живет и здравствует на канале «Россия», правда, ведущих программы уже не величают, как когда-то: тетя Валя (Валентина Леонтьева), дядя Володя (Владимир Ухин ), тетя Света (Светлана Жильцова ), тетя Лина (Ангелина Вовк), тетя Таня (Татьяна Веденеева и Татьяна Судец )… Зверушки обращаются к взрослым по-панибратски - по имени и на «ты».

Когда-то ехала в такси, водитель смотрит на меня в зеркало заднего вида и говорит: «Тетя Надя, я же воспитывался на ваших сказках. Спасибо». Я польщена, благодарю его, хотя к фразе «Тетя Надя, спасибо вам за наших детей» уже привыкла, а он продолжает: «Теперь мои дети на них воспитываются». Я смутилась, понимаю, что это уже неправда - «Сказку» не веду уже много лет. А он, увидев мою реакцию, рассмеялся. Оказывается, его папа был одним из первых, кто научился записывать программы на пленку. В домашнем архиве сохранились передачи с дедом Панасом , Катрусей и ее «Кинозалом» и наша, - рассказывает экс-ведущая украинского варианта «Вечерней сказки» актриса Надежда Батурина (тетя Надя).

По доброй советской традиции, давление на программу «сверху» росло прямо пропорционально народной любви. «Спокойной ночи…» частенько

Приписывали политические (!) диверсии. Так, во время поездки Хрущева в США с эфира сняли безобидный мультик «Лягушка-путешественница», а при горбачевской власти не рекомендовали транслировать мультик про Мишку, который никогда не доводил начатое дело до конца. В начале перестройки гонимым оказался простак Хрюша . Мусульмане направили в «Останкино» письмо с жестким требованием: «Уберите из кадра свинину. Наша религия не позволяет есть нечистое мясо…» Заслуженного поросенка СССР редакторы отстояли, отпарировав: «В Коране сказано, что свиней есть нельзя, а смотреть на них Аллах не запрещает».

Дед Панас еще не реабилитирован

Дидугана в вышиванке и с шикарными седыми усами современные украинцы знают не столько по сказкам (хотя очевидцы утверждают, что читал он их мастерски), сколько по знаменитой байке. Поговаривают, что «для настроя» Петр Ефимович Вескляров частенько закладывал перед эфиром, на что руководству приходилось закрывать глаза. И вот, под конец очередного прямого (!) эфира, дед Панас якобы абсолютно внятно сказал: « Отака х...ня , малятка , - любі хлопчики й дівчатка ». Впрочем, после разразившегося скандала и отстранения от дел виновника инцидента нашлись свидетели, опровергавшие этот случай. К сожалению, в архиве НТКУ не осталось записи исторического выпуска - до сих пор не известно, где правда, а где ложь.

Как российские звезды отметили 40-летие программы «Шире круг», наблюдал корреспондент Sobesednik.ru.

В концертном зале при администрации президента с размахом отметили 40-летие программы «Шире круг» и юбилей ее основателя Ольги Молчановой. Звезд, желающих поздравить Молчанову, оказалось так много, что празднование затянулось до полуночи. То, что программа жива и любима в сердцах зрителей, стало понятно сразу. В зале, как и за кулисами, был полный аншлаг. Руководила процессом, как в старые добрые времена, Ольга Молчанова. – В последнее время я часто бываю за границей: и на Кипре, и в Израиле, – рассказала Ольга Борисовна. – Куда бы ни зашла, все меня спрашивают: «Почему программы нет в эфире? Где наш любимый «Шире круг»?» Мне всегда радостно, что программа до сих пор так интересна. Наверное, из-за того, что я жила ради работы.

Продюсер вечера и автор хитов Жени Белоусова поэтесса Любовь Воропаева за кулисами перечисляла звезд, которых открыл «Шире круг». Пальцев на руках не хватило. Кстати, Молчанова многих знаменитостей считает своими детьми. Например, Филиппа Киркорова, который пришел к ней на прослушивание тридцать лет назад. – Я от него ничего не ожидала, – не стала скрывать Ольга Борисовна. – В середине 80-х он пришел ко мне и спел. С точки зрения голоса были ребята посильней. Но с точки зрения музыкальности ему равных не было. Он исполнял болгарские песни и не спел ни одной фальшивой ноты: всё чистенько, душевно и очень сердечно. Я сразу поняла, что из этого человека может быть толк. И когда он стал тем, кем является сейчас, я была очень рада. Мы с Филиппом дружим до сих пор! Саша Серов пришел ко мне тоже, но он уже был хорошим певцом. Мне его привел Женя Мартынов. Я послушала Сашу и поняла: он готовый певец. Ему нужен только репертуар. И вскоре у него появились песни Игоря Крутого.

Ольга Молчанова, певец Игорь Наджиев, поэтесса Любовь Воропаева


Большая часть звезд, открытых в «Шире круг», пришли и в этот вечер. Исполнительница хитов «Алмаз» и «Подорожник-трава» Алиса Мон вспоминала, что именно благодаря «Шире круг» она смогла справиться с жизненными неурядицами, которые случились в ее жизни.
– Ольга Борисовна Молчанова меня поддержала в тот момент, когда я даже не ожидала, – призналась Мон.
– Я тогда только рассталась с мужем и думала, что никому не нужна. А Ольга Борисовна сделала меня ведущей и дала возможность петь песни, которые ни на одном канале я не смогла бы спеть. В этот раз ведущими вечера стали Илона Броневицкая и Александр Олешко. Последний следил за порядком выступлений звезд, которые в этот вечер категорически не хотели уходить со сцены.
– Ольга Борисовна, сколько песен надо петь? – спрашивал он у Молчановой. – Саша, тебе я разрешаю спеть две! – смеясь, ответила та. – Малежик уже третью поет! – покачал головой телеведущий. – Может, вы ему как-то просигнализируете, что пора заканчивать! У нас же еще столько номеров впереди!


Сам Вячеслав за кулисами рассказывал: в последнее время начал писать книжки для детей. А вот современная эстрада ему не нравится.
– Не уверен, что буду смотреть Евровидение, – сетовал певец. – Все-таки это конкурс песни, а там все, что угодно, только не песня! Соревнование костюмов, выпрыгивание из рояля, катание на коньках! Это соревнование рамок, а не картин. Что касается Лазарева, то он во мне эмоций не рождает...

Алиса Мон


Алёна Апина за кулисами весело общалась с Игорем Сарухановым, вспоминая свое участие в «Шире круг». В этом году в жизни Алёны случились перемены: она стала режиссером. На днях звезда презентовала спектакль «Ночь перед экзаменом», который поставила в школе, где учится ее дочь. До этого певица преподавала в учебном заведении уроки музыки. Судя по цветущему внешнему виду, новый род деятельности доставляет ей истинное удовольствие. Впрочем, уходить со сцены Апина не собирается.
Легендарный Сергей Захаров впервые за долгие годы появился на сборном концерте. В интервью «Только звездам» певец признался: тусовки его не интересуют. В этот вечер Захаров сильно торопился и просил переставить его выступление на несколько номеров вперед. Оказалось, что у легендарного певца – поезд.
– Все говорят о кризисе, а у меня концертов предостаточно! – хвастал Захаров. – В январе было 17 выступлений, в феврале – больше двадцати, в марте – восемнадцать. Я работаю всю зиму, а летом отдыхаю. Большую часть времени провожу в Болгарии, где построил большой дом.


Сразу после концерта знаменитости переместились в ресторан. Не смогла пропустить застолье и Наташа Королёва. Благодаря легендарной программе она впервые засветилась на центральном телевидении.
В этот день Наташа жаловалась на аллергию. Не обошлось и без инцидентов. Во время тоста Михаил Муромов заметил, что окружающие его не слушают. Певец призывал обратить на него внимание, но тщетно. В результате Михаил несколько раз взвизгнул в микрофон, чем жутко напугал «русалку». Та аж вздрогнула от неожиданности.
– Сколько лет прошло с начала программы, а мы, артисты, жалеем, что той атмосферы любви и сегодня нам всем так не хватает, – подытожила Катя Лель.

Именно в передаче «Шире круг» в разные годы дебютировали Агутин и Апина, Королева и Киркоров, Маликов и Малинин…

О том, как это было, рассказывает бессменный художественный руководитель и музыкальный редактор программы Ольга Молчанова.

– Ольга Борисовна, у каждого редактора радио и ТВ есть так называемые свои артисты, любимчики. Кто был в числе ваших?

– Я честно говорю, что влюблялась (конечно, в творческом смысле) прежде всего в тех, кого открывала. Это и Дима Маликов, и конечно же Филипп Киркоров, любовь к которому я сохранила до сегодняшнего дня.

По правде сказать, я не слишком верила, что из него что-то получится. Да, внешние данные блестящие плюс внутренняя культура, музыкальность. Но вокал достаточно средний. И я даже не предполагала, что человек, работая над собой, так вырастет в этом смысле, просто совершит гигантский рывок и станет очень хорошим эстрадным певцом.

Среди моих любимцев и Саша Серов, и наш соловушка Ярослав Евдокимов, с которым мы дружим очень давно. Слава Добрынин, которого я пробивала в эфир с неимоверными усилиями, вплоть до выхода на тогдашнего председателя Гостелерадио Лапина. Ведь Добрынина запрещали, считали чуть ли не бомжем и ни в какую не соглашались показывать по ТВ…

Филипп Киркоров:

– На телевидение меня тогда пригласили впервые. Я ужасно волновался и даже не помнил, как спел. Узнал день эфира, обзвонил накануне всех друзей и знакомых, предупредил, чтобы смотрели. Очень приятно было увидеть себя на экране, да еще знать, что это показывают на всю страну.

Конечно, в глубине души я ожидал, что наутро, как это бывает, проснусь знаменитым: ну там кофе в постель, мерседес к подъезду! И был неприятно удивлен, что ничего такого не случилось.

Я вышел на улицу, заглядывал людям в лица: мол, вот же я, это я вчера пел по телевизору! – но особенно-то меня никто не узнавал, конечно. Я потом уже понял, что недостаточно мелькнуть один раз, пусть даже с замечательной песней.

– Почему? И как все же удалось преодолеть препоны?

– Анна Герман записывала для одной телепрограммы какую-то песню. Как высочайший профессионал, сделала она это очень быстро, вся работа была выполнена раньше, чем закончилось оплаченное студийное время. Тогда Аня решила еще записать песню Добрынина «Белая черемуха душистая».

На следующий день я собиралась улетать в другой город. Вдруг раздается звонок, и моя начальница говорит: «Что вы там писали с Добрыниным? Нас вызывает Лапин!» То есть «доброжелатели» уже донесли, что пишется песня композитора, который был под негласным запретом.

Когда мы пришли к Лапину, он обрушился на нас с гневом: «Да вы знаете, кто такой этот Добрынин? Говорят, он бегает по редакциям с портфелем, набитым деньгами, и всем эти деньги раздает, чтобы его безобразное творчество показывали по ТВ!»

И только когда я объяснила, что Добрынин интеллигентный человек, искусствовед, окончил МГУ, написал песню «Комсомол – моя судьба!», Лапин смягчился. Для него это было открытие, а для Добрынина – зеленый свет на телевидении.

– Ольга Борисовна, говорят, что вы можете определить творческое будущее артиста, даже не видя его самого, а просто послушав диск или кассету. Это правда?

– Композитор Игорь Матвиенко как-то принес мне кассету со словами: «Вот есть новая молодая группа». Я послушала и обалдела! Это были «Иванушки». Потом увидела их на каком-то концерте и сказала Игорю: «Поверь, будет бомба!»

Я просто влюбилась в этих ребят, а больше всего в Игоря Сорина, который мне показался удивительным по таланту, глубине и вообще по своему обаянию. Они провели несколько программ «Шире круг», и я рада, что предсказала им такой взлет, который состоялся…

А как-то ко мне пришел молодой барнаульский композитор Олег Иванов со стихами «Живет в белорусском полесье кудесница леса Алеся», он очень хотел, чтобы эти строчки исполнил популярный ансамбль «Песняры». Но именно в это время у меня на студии были молодые ребята из Гомеля под названием «Сябры», и я сказала Олегу: «У «Песняров» уже есть песня про это имя, вряд ли им нужны будут две «Алеси». Давай попробуем ее отдать этим ребятам!» В результате «Алеся» стала фирменной песней ансамбля «Сябры», и даже дочку свою их руководитель Анатолий Ярмоленко назвал Алесей!

Ирина Барышева.

Создательница телешоу «Шире круг» Ольга Молчанова получила от Филиппа Киркорова в подарок полавтомобиля

40 лет назад на нашем ТВ появилась легендарная программа «Шире круг» - первое отечественное телешоу, которое открывало новые таланты. Именно в этой передаче дебютировали на голубом экране Юрий АНТОНОВ, Вячеслав ДОБРЫНИН, Олег МИТЯЕВ, Дима МАЛИКОВ, Наташа КОРОЛЕВА, ВАЛЕРИЯ и многие другие ныне известные артисты. Мы поинтересовались у создательницы и бессменной руководительницы программы Ольги МОЛЧАНОВОЙ, как музыканты отблагодарили ее за то, что она дала им «путевку в жизнь».

Я никогда не строила отношения с артистами на корыстной основе, - призналась Ольга Борисовна. - Не секрет, что еще в советские времена некоторые сотрудники телевидения брали с артистов за эфиры деньги или дорогие подарки. Но в редакции народного творчества, где я работала, это не было принято. Помню лишь один случай, когда мне хотели «дать на лапу».

Был такой очень хороший музыкант и композитор Илья Словесник . Он пытался сам петь. Но из-за специфической внешности его как певца никуда не брали. И, видимо, кто-то посоветовал ему обратиться ко мне. Мол, я могу пропихнуть его в «Шире круг» под видом самодеятельного артиста. «Оставь мне пленку со своей песней! - сказала я ему. - Мне сейчас некогда. Я ее потом послушаю. И мы определимся, куда ее можно пристроить». «Имейте в виду, что к пленке приложен текст!» - предупредил меня Словесник. Но я не придала этому значения.

Через некоторое время он мне позвонил и поинтересовался, послушала ли я его творение. «Извини, еще не успела», - ответила я. «Как же так? - напрягся Словесник. - Там же текст!»- «Ну и что? - не поняла я. - Когда буду слушать, достану его и посмотрю».

В конце концов у меня дошли руки до его песни. Действительно, в коробке с пленкой лежал листок с текстом. А в него были завернуты то ли 50, то ли 70 рублей. При нашей тогдашней зарплате 200 рублей это были приличные деньги. Но у меня даже мысли не возникло их взять. «Илюша, песня твоя не подходит, - сказала я Словеснику. - И текст у тебя плохой. Забирай его обратно!»

Если я и проявляла особое расположение к кому-то из артистов, то исключительно к тем, в кого я влюблялась. Не буду отрицать, такое периодически случалось. К счастью, мне не приходилось идти ни на какие компромиссы, когда я продвигала своих любимцев в «Шире круг». Так получалось, что влюблялась я всегда только в талантливых людей. И на телеэкран они попадали вполне заслуженно.

Чеченские деньги

В свое время одним из таких любимцев у меня был Миша Муромов , - продолжает Молчанова . - Правда, контакт у нас сложился не сразу. Он тогда работал метрдотелем в ресторане, и о нем ходили жуткие слухи, будто он какая-то темная личность. Поначалу это меня отпугивало.

Обратить на Мишу внимание меня убедила моя подруга - поэтесса Римма Казакова , на стихи которой он написал песню «Ариадна». Увидев, с каким восторгом его принимала публика на советско-польском концерте в Витебске и на фестивале Зелена Гура в Польше, я изменила к нему отношение. И стала постоянно снимать его в «Шире круг» как певца и как ведущего.

Однажды поэтесса Лариса Рубальская принесла мне текст песни «Странная женщина». Она хотела, чтобы эту песню исполнил Александр Серов . Но Саша сказал: «Я это петь не буду. Это не мое». Тогда я предложила отдать «Странную женщину» Муромову. И Миша сочинил прекрасную музыку.

Мне даже довелось присутствовать у него дома во время записи. Некоторое время у нас с Мишей был роман. Могу признаться, что в этот период я получала от него дорогие подарки. В частности золотые украшения с драгоценными камнями. Может быть, я не должна была их принимать. Но я оправдывала себя тем, что Миша тогда уже и без меня был нарасхват во всех телепрограммах и делал мне эти подарки не как работнику ТВ, а как любимой женщине.

В дальнейшем, когда мы уже не были так близки, он остался моим хорошим другом и не раз оказывал мне помощь и поддержку. Помню, в 90-е годы у «Шире круг» начались проблемы с финансированием, и однажды деньги на съемки программы мне давали в долг чеченские бизнесмены, с которыми меня свел певец Ярослав Евдокимов . Сумма была по тем временам огромная - 10 тысяч долларов. Узнав об этом, Муромов не разрешил мне ехать одной за этими деньгами. И сам взялся меня сопровождать, чтобы со мной, не дай бог, ничего не случилось.

А позднее, когда «Шире круг» уже выходил на канале ТВЦ и у меня не хватало средств, чтобы заплатить за звуковую и световую аппаратуру, Миша давал на эти расходы деньги из своего кармана и тем самым помогал моей программе существовать. В общем, он оказался очень благодарным человеком.

Друзей не предают

Приятно удивил меня и другой мой любимец - Филипп Киркоров , который тоже впервые появился на телевидении у меня в «Шире круг», - рассказывает создательница телепрограммы. - Он всегда очень трогательно ко мне относился. Приглашал на свои концерты и дни рождения. А в советские времена привозил мне из Болгарии корм для кошек, который в то время у нас не продавался. Но я никогда не рассчитывала на какую-то серьезную помощь с его стороны. Тем более материальную.

С Мишей Муромовым у меня все-таки были более чем дружеские отношения. А с Филиппом - чисто творческие. Лишь три года назад я осмелилась обратиться к Киркорову с просьбой о помощи. Я тогда переехала за город. Мне понадобилась машина, чтобы добираться до Москвы. У меня была только половина денег на ее покупку. И вторую половину я попросила в долг у Филиппа.

Не задумавшись ни на мгновение, он ответил: «Конечно». И прислал мне своего директора с деньгами. Но это было еще не все. Потом мне позвонил его директор и сказал: «Эти деньги - подарок вам от Филиппа». Меня это очень тронуло. Ведь в тот момент Филипп во мне вообще никак не нуждался. А когда я принялась его благодарить, в ответ услышала: «Ты мне сделала в этой жизни гораздо больше».

Помогал мне и композитор Игорь Крутой - то «выбивал» мне машину, на которую я в советское время долго стояла в очереди, то вместе с Мишей Муромовым решал проблемы с моей квартирой.

Самое интересное, что песни Игоря в «Шире круг» я поначалу не брала. Когда они с Серовым только приехали в Москву, Саша мне их постоянно предлагал. Но на телевидении тогда Крутой был под негласным запретом. И мне приходилось снимать Александра с песнями других авторов - Александры Пахмутовой , Владимира Мигули , Евгения Мартынова .

Потом, когда Игорь уже поднялся, он взял «Шире круг» под крыло своей фирмы «АРС». И мы несколько лет делали программу вместе с ним. Однажды ко мне пришли гонцы из конкурировавшей с «АРСом» фирмы Сергея Лисовского - его правая рука Сергей Лотков и певец Игорь Саруханов . И предложили мне перейти к Лисовскому. Обещали платить в три раза больше, чем у Крутого. «Игорь - мой друг, - сказала я. - А друзей, как известно, не предают». По всей видимости, Крутой это оценил. И с тех пор всегда говорил мне: «Если вам что-то нужно, обращайтесь!»

Кошмар и ужас

Но далеко не все артисты помнят добро, которое им когда-то сделали, - вздохнула вдруг Ольга Борисовна. - В начале 90-х мой сын Олег работал в первом в Москве автосалоне «Тойота». У них прямо из салона, разбив витрину, угнали автомобиль. И на нем «повисло» 10 тысяч долларов. Я была в шоке. Требовалось эту сумму срочно собрать. А у меня таких огромных денег, конечно, не было. «Может, ты возьмешь в долг у своих знакомых артистов? - попросил сын. - Через месяц-полтора я им все отдам».

Все, к кому я обратилась - Миша Муромов, Слава Малежик , Андрей Державин , Игорь Крутой, - откликнулись на мою просьбу и одолжили, кто сколько смог. Пообещал мне дать 2 тысячи долларов и Саша Серов. А когда я приехала к нему на съемки какой-то телепрограммы во Дворец молодежи, он неожиданно объявил, что сейчас делает ремонт и денег у него нет.

От отчаяния я расплакалась. На следующий день сын должен был отдать деньги. А у меня не хватало как раз 2 тысяч. Ко мне подошел Витя Марков - муж и продюсер певицы Тани Марковой . «Ольга Борисовна, почему вы плачете?» - спросил он. Я ему объяснила, что произошло. «Какая ерунда! - сказал Витя. - Сейчас я подойду к Тане. По-моему, у нее в сумочке есть 2 тысячи долларов». И через 5 минут принес мне эту сумму. При этом не могу сказать, что с Таней Марковой у меня были какие-то дружеские отношения. Просто я ее иногда снимала, как и многих других артистов. Тем не менее в этой ситуации они с Витей повели себя очень благородно.

Само собой, со всеми артистами я потом рассчиталась. А вот поступок Серова оставил неприятную зарубку в моем сердце. Потом он столь же некрасиво поступил с Риммой Казаковой, песни на стихи которой принесли ему успех.

В 90-х годах поэтам практически перестали выплачивать авторские отчисления. И Римма тогда сильно нуждалась. По ее просьбе я позвонила Серову и попросила для нее 2 тысячи долларов. «Приезжай ко мне! - сказал Саша. - Мы вместе поедем к Римме. Я хочу лично вручить ей эти деньги».

Он купил букет цветов и вложил в него конверт. Я полагала, что в нем находилась оговоренная сумма. И только около дома Казаковой Саша мне признался: «У меня нет двух тысяч. Я ей положил только одну». Хотя в то время он был очень богат, и эти 2 тысячи были для него, как для нас сейчас 200 рублей. Казалось бы, мелочь, но меня она сильно покоробила.

А закончилась моя дружба с Серовым совсем уж неприятной историей. К 60-летию певца канал ТВЦ поручил мне сделать документальный фильм о нем. Целый месяц Саша выносил мне мозги, отказываясь сниматься. Потом вроде бы согласился и передал весь свой видеоархив.

Я уже собиралась приступить к работе. Но Серов вдруг снова пошел в отказ и еще месяц мурыжил меня и всю съемочную группу. Говорил, что фильм о нем должен быть каким-то особенным. Приглашал нас в свой загородный дом и требовал снимать его десятью камерами на фоне танцевальной тусовки. В общем, выдвигал невообразимые идеи.

Закончилось тем, что мы решили не делать новых съемок и вместо этого подобрали куски из старых интервью Серова, которые он частично сам мне дал.

Когда я привезла ему готовый фильм, он, казалось бы, остался очень доволен и поблагодарил меня. Но на следующий день позвонил и заявил: «Все нужно переделывать. Я должен сам присутствовать при монтаже. В противном случае я запрещаю показ фильма». Особенно его возмутило, что в нем принимала участие его бывшая жена Лена. Хотя она рассказывала про Сашу только хорошее - как он красиво за ней ухаживал, какой он был прекрасный муж и отец и как она жалеет, что рассталась с ним. А самое главное - фильм уже был принят каналом. Был назначен день эфира.

Чтобы успокоить Серова, канал предоставил ему две монтажные смены для внесения поправок. Он сделал 2-3 незначительных замечания и уехал. А мне по телефону гневно сообщил, что я сволочь, старая … и больше он со мной никаких дел иметь не будет. Потом канал ТВЦ повторял этот фильм, наверное, раз восемь. И каждый раз - с потрясающим рейтингом. Все, кто его смотрел, остались в диком восторге. И говорили, что ничего лучше про Серова никто никогда не снимал. Но несмотря на это, Саша все равно продолжал фырчать, что это какой-то кошмар и ужас. Похоже, что он просто немного не в себе.