Анализ нод в подготовительной группе снегурочка. Конспект урока литературного чтения Русская народная сказка «Снегурочка. организованной учебной деятельности
Тема: РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «СНЕГУРОЧКА»^ Ход занятия
I. Организационный момент.
Отгадайте, о какой сказке мы сегодня будем говорить на занятии:
Она не любит солнышко
И тёплый ветерок.
Зато приводит снежная
Метель её в восторг.
У бабушки и дедушки
Лишь зиму прожила,
А летом белым Облачком
На север уплыла. («Снегурочка».)
^ II.Пальчиковая гимнастика.
Бабка - пальчиковое упражнение «Бабка».
Дед - пальчиковое упражнение «Дед».
Снегурочка - пальчиковое упражнение «Бантик».
Жаворонки - пальчиковое упражнение «Птички летят».
Лес - пальчиковое упражнение «Деревья».
^ III.Чтение сказки «Снегурочка».
Жили-были старик со старухой. Жили ладно, дружно. Всё бы хорошо, да одно горе - детей у них не было. Вот пришла зима снежная, намело сугробов до пояса, высыпали ребятишки на улицу поиграть, а старик со старухой на них из окна глядят да про своё горе думают.
А что, старуха, - говорит старик, - давай мы себе из снега дочку сделаем!
Давай, - говорит старуха.
И стала расти у стариков дочка не по дням, а по часам; что ни день, всё краше становится. Сама беленькая, точно снег, коса русая до пояса, только румянца нет вовсе.
Не нарадуются старики на дочку, души в ней не чают. Растёт дочка и умная, и смышлёная, и весёлая. И работа у Снегурочки в руках спорится, а песни запоёт - заслушаешься.
Прошла зима. Начало пригревать весеннее солнышко. Зазеленела трава на проталинках, запели жаворонки. А Снегурочка вдруг запечалилась.
Что с тобой, дочка? - спрашивают старики. - Что ты такая невесёлая стала? Иль тебе неможется?
Ничего, батюшка, ничего, матушка, я здорова.
Раз надвинулась чёрная туча, посыпался крупный град. Обрадовалась Снегурочка граду, точно жемчугу перекатному.
А как снова выглянуло солнышко и град растаял, Снегурочка заплакала, да так горько, словно сестра по родному брату...
За весной лето пришло. Собрались девушки на гулянье в рощу, зовут Снегурочку:
Пойдём с нами, Снегурушка, в лес гулять, песни петь, плясать!
Пойди, дочка, повеселись с подружками!
Стали они кликать её:
Ay, ау, Снегурочка!
^ IV .Игра «Один - много».
Зима - зимы. Туча - тучи.
Сугроб - сугробы. Венок - венки.
Окно - окна. Облако - облака.
Ком - комья. Песня - песни.
Костёр - костры. Жаворонок - жаворонки.
V ^ .Игра «Назови ласково» .
Разноцветный венок - разноцветненъкий веночек.
Белое облако - беленькое облачко.
Чёрная туча - чёрненькая тучка.
Весёлые подружки - весёленькие подруженьки.
Зелёная трава - зелёненькая травушка.
^ VI .Игра «Сосчитай».
2 зимы, 5 зим. 2 тучи, 5 туч.
2 сугроба, 5 сугробов. 2 венка, 5 венков.
2 окна, 5 окон. 2 облака, 5 облаков.
2 кома, 5 комьев. 2 песни, 5 песен.
костра, 5 костров. 2 жаворонка, 5 жаворонков.
^ VII .Игра «Слова наоборот».
Горе - радость. Холодный - горячий.
Старость - молодость. Умный - глупый.
Веселье - грусть. Радоваться - горевать.
Зима - лето. Смеяться - плакать.
Холод - жара. Тепло - холодно.
Старый - молодой. Быстро - медленно.
Весёлый - грустный. Можно - нельзя.
Зимний - летний.
^ Игра Слова -родственники».
Снегурочка, снежинка, снежный.
Костёр, костерок, костерочек, кострище.
^ Развитие общей моторики «Весна».
(Хлопки в ладоши.)
Просыпайся клён, клён!
(Хлопки в ладоши.)
Растопился снег, снег!
(Приседание.)
Ручейки в бег, в бег!
(Бег по кругу.)
Гром шагает топ, топ!
(Ходьба.)
Почки слышно хлоп, хлоп!
(Хлопки в ладоши.)
Беседа по сказке «Снегурочка».
Расскажите, как старик со старухой лепили Снегурочку?
Любили ли старик со старухой Снегурочку?
Какой была Снегурочка?
Как менялось настроение Снегурочки с приближением весны?
Куда пряталась Снегурочка от солнца?
Чему радовалась Снегурочка?
Куда позвали подружки Снегурочку?
Что делала Снегурочка в лесу с подружками?
Для чего разложили в лесу костер?
Чем закончилась сказка?
Выполнение задания.
Секунда, минута,... (час).
День, неделя, месяц... (год).
^ Игра «Четвёртый лишний».
Нос, рот, пирог, глаза.
Снег, зима, весна, лето.
Цветы, грибы, снежинки, ягоды.
^ Знакомство детей с пословицами.
Хорошие дети - отцу и матери утешенье.
^ Итог занятия.
(Хорошие дети отцу и матери в радость.)
Тема: СКАЗКА ^ «ЛИСИЧКА-СЕСТРИЧКА И ВОЛК»
Ход занятия
Организационный момент.
Отгадайте, о какой сказке мы будем сегодня говорить на занятии:
И лису спасал потом.
Вёз до дома на спине.
Кто? Скажите, быстро мне.
(«Лисичка-сестричка и волк».)
^ Пальчиковая гимнастика.
Бабка - пальчиковое упражнение «Бабка».
Лиса - пальчиковое упражнение «Лиса».
Волк - пальчиковое упражнение «Волк»
Рыбка - пальчиковое упражнение «Рыбка».
^ III. Чтение сказки «Лисичка-сестричка и волк».
Жили себе дед да баба. Дед говорит бабе:
Ты, баба, пеки пироги, а я поеду за рыбой.
Дед слез с воза, подошёл к лисичке, а она не ворохнётся, лежит себе, как мёртвая.
Вот будет подарок жене, - сказал дед, взял лисичку и положил на воз, а сам пошёл впереди.
Ну, старуха, - говорит дед, - какой воротник привёз я тебе на шубу.
Там, на возу, и рыба, и воротник.
Подошла баба к возу: ни воротника, ни рыбы, и начала ругать мужа:
Ах ты?.. Такой-сякой! Ты ещё вздумал обманывать!
А лисичка собрала всю разбросанную по дороге рыбу в кучку, села и ест себе. Навстречу ей идёт волк:
Здравствуй, кумушка!
Здравствуй, куманёк!
Дай мне рыбки!
Налови сам, да и ешь.
Эка, ведь я же наловила; ты, куманёк, ступай на реку, опусти хвост в прорубь, - рыба сама на хвост нацепляется, да смотри, сиди подольше, а то не наловишь.
«Эка, сколько рыбы привалило, и не вытащишь!» - думает он.
Смотрит, а бабы идут за водой и кричат, завидя серого:
Волк, волк! Бейте его! Бейте его!
«Хорошо же, - думает, - уж я тебе отплачу, кумушка!» А лисичка-сестричка, покушамши рыбки, захотела попробовать, не удастся ли ещё что-нибудь стянуть; забралась в одну избу, гд е бабы пекли блины, да попала головой в кадку с тестом, вымазалась и бежит. А волк ей навстречу:
Так-то учишь ты? Меня всего исколотили!
Эх, куманёк, - говорит лисичка-сестричка, - у тебя хоть кровь выступила, а у меня мозг, меня больней твоего прибили; я насилу плетусь.
И то правда, - говорит волк, - где тебе, кумушка, уж идти; садись на меня, я тебя довезу.
Битый небитого везёт, битый небитого везёт.
Что ты, кумушка, говоришь?
Я, куманёк, говорю: битый битого везёт.
Так, кумушка, так!..
^ IV. Игра «Один - много».
Рыба - рыбы. Хвост - хвосты.
Пирог - пироги. Прорубь – проруби.
Дорога - дороги . Коромысло - коромысла.
Шуба - шубы. Ведро - вёдра.
^ Игра «Назови ласково».
Узкая дорога -узенькая дорожка.
Пушистый хвост - пушистенький хвостик.
Полное ведро - полненькое ведёрочко.
^ Игра «Сосчитай».
2 пирога, 5 пирогов. 2 проруби, 5 прорубей.
2 дороги, 5 дорог. 2 коромысла, 5 коромысел.
2 шубы, 5 шуб. 2 ведра, 5 ведер.
^ Игра «Слова наоборот».
Друг - враг. Живой - мёртвый.
День - ночь. Хвалить - бранить.
Награда - наказание. Примерзать - оттаивать.
Хитрый - простодушный. Шептать - кричать.
Голодный - сытый. Тепло - холодно.
Игра «Слова-родственники».
Рыба, рыбка, рыбёшка, рыбак, рыбный.
Волк, волчок, волчата, волчонок, волчий.
^ IX .Развитие общей моторики «Лиса».
У лисицы острый нос,
У неё пушистый хвост,
(Показать руками, какой у лисы острый нос.)
Шуба рыжая лисы
Несказанной красоты.
(«Оглаживают» воображаемый хвост, бока, грудь.)
Лиса павою похаживает,
Шубу пышную поглаживает.
(Величаво идут, поворачивают голову вправо, влево)
Я - охотница до птицы!
Кур ловить я мастерица!
Как увижу - подкрадусь
И тихонько затаюсь.
(Тихонько крадутся, затем садятся, пригибаются.)
После прыгну и схвачу,
Деткам в норку отнесу.
(Вскакивают, «хватают» и уносят добычу.)
^ X.Игра « Слова-друзья».
Плестись - тащиться.
Смекнул - догадался.
Браниться - ругаться.
Колотить - бить.
Горевать - расстраиваться.
Хитрить - обманывать.
Стянуть -украсть.
Швырнуть - бросить.
^ XI.Беседа по сказке «Лисичка-сестричка и волк».
Вопросы:
В какое время года происходит действие в сказке?
Кого обхитрила лиса в начале сказки?
Расскажи, как лиса обхитрила волка в первый раз.
Расскажи, как лиса обхитрила волка во второй раз.
Отгадывание загадок.
И на стенах пишет мелом,
Шьёт пуховые перины,
Разукрасил все витрины?
(Зима.)
Рыбам зиму жить тепло:
Крыша - толстое стекло.
(Лёд.)
Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный?
(Волк.)
Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живёт,
В деревне кур крадёт.
(Лиса.)
Три братца
Пошли на речку купаться.
Два купаются,
Третий на берегу валяется.
Искупались, вышли,
На третьем повисли.
(Вёдра с коромыслом.)
XIII .Знакомство детей с пословицами.
Хитрость хитростью побеждают.
^ Хитрость и сметка бьют зверя метко.
На вид простак, а в душе хитряк.
XIV .Итог занятия.
Какой вывод мы можем сделать, прочитав эту сказку? (Хитрый простодушного всегда обманет.)
(подготовительная группа)
Цели: учить воспринимать художественную литературу и расширять лексический запас за счёт знакомства со сказочными словами и выражениями.
Задачи: познакомить с творчеством русского народа, учить характеризовать персонажей сказки по их поступкам, расширять представление о старинных русских обычаях, воспитывать любовь к близким, закреплять умение правильно рисовать фигуру человека, оценивать свои работы, самостоятельно выбирать краски для рисования, воспитывать стремление доводить начатое дело до конца.
Планируемые результаты: ребёнок выражает положительные эмоции (радость, интерес) при прочтении сказки «Снегурочка», активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками во время беседы по сказке, интересуется детской изобразительной деятельностью.
Материалы и оборудование : выставка сборников русских народных сказок, иллюстрации к сказке «Снегурочка», ноутбук, проектор, CD-диск с записью арии из оперы «Снегурочка», альбомы, кисти, краски, салфетки.
- — Дети, я приготовила для вас загадку. Отгадайте её:
Красна девица грустна,
Ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко,
Слёзы льёт, бедняжка. (Снегурочка )
— Кто отгадал, о какой сказке говорится в загадке? (Русская сказка «Снегурочка »).
- Сегодня я вам покажу, как известный художник Виктор Михайлович Васнецов нарисовал Снегурочку.
Показ картины В.Васнецова «Снегурочка» (1899)
— Сейчас давайте все присядем, где кому удобно и я расскажу вам эту сказку. Слушайте внимательно.
- Рассказывание сказки педагог сопровождает показом иллюстраций М. Малкуса «Снегурочка». (Слайды).
- — Дети, вы прослушали сказку. Скажите, как появилась Снегурочка у деда и бабы?
— Какой получилась у стариков Снегурочка? Как она выглядела?
— Вспомните, какими словами в русских сказках говорят о красивых девушках? (Краса- девица, девица- красавица, что ни в сказке сказать, ни пером описать)
— Почему с приходом весны Снегурочка становилась все грустнее?
— Вспомните, какое настроение было у Снегурочки зимой. Какая она была? (радостная, приветливая, веселая, счастливая, улыбающаяся)
— Какой стала Снегурочка летом? (грустная, печальная, скучная ). Как еще можно сказать?
— Почему Снегурочка послушалась деда и бабку и пошла с подружками в лес? (Она хотела стать похожей на людей ).
— Назовите главную причину исчезновения Снегурочки: (Она растаяла).
— Почему мы говорим, что история о Снегурочке - сказка? Какие «сказочные» слова и выражения вы заметили?
- -А давайте ребята, с вами немного поиграем. Сейчас мы тоже слепим снежную бабу (чтение стихов с движениями)
Возьмем снега мы немножко,
Снежки слепим на ладошке.
Дружно ими покидались,
Наши руки и размялись.
А теперь пора творить,
Бабу снежную лепить.
Ком за комом покатили,
Друг на друга водрузили,
Сверху третий малый ком.
Снег стряхнули с рук потом.
— Молодцы! Вот какую снежную бабу мы слепили.
- — Ребята. Не только художники рисовали картины к сказкам. Композиторы даже сочиняли к ним музыку. Давайте с вами послушаем классическую музыку
(Николай Римский-Корсаков: Опера «Снегурочка». Хор и оркестр Большого театра, дирижёр К. Кондрашин. Запись: 1946 год.
- — А сейчас мы с вами нарисуем Снегурочку, такую, какую мы с вами представили, посмотрев картину и послушав музыку. (Педагог обращает внимание на то, как дети сели, на правильную осанку, правильно ли держат кисть (щепоть), помогает советом (индивидуально).
- Все рисунки рассматриваем вместе с детьми, отмечаем наиболее выразительные, вывешиваем в холле для родителей.
Приложение
Снегурочка
Всякое дело в мире творится, про всякое в сказке говорится. Жили-были дед да баба. Всего у них было вдоволь — и коровушка, и овечка, и кот на печке, а вот детей не было. Очень они печалились, всё горевали. Вот раз зимой пало снегу белого по колено. Ребятишки соседские на улицу высыпали — на санках кататься, снежками бросаться, да и стали снежную бабу лепить. Глядел на них дед из окошка, глядел и говорит бабе:- Что, жена, призадумавшись, сидишь, на чужих ребят глядишь, пойдём-ка и мы, разгуляемся на старости лет, слепим и мы снежную бабу. А на старуху, верно, тоже весёлый час накатил. — Что ж, пойдём, дед, на улицу. Только на что нам бабу лепить? Давай-ка вылепим дочку Снегурочку. Сказано — сделано. Пошли старики в огород и давай снежную дочку лепить. Вылепили дочку, вставили вместо глаз две голубеньких бусины, сделали на щёчках две ямочки, из алой ленточки — роток. Куда как хороша снежная дочка Снегурочка! Смотрят на неё дед с бабой — не насмотрятся, любуются — не налюбуются. А у Снегурочки роток улыбается, волосок завивается.
Шевельнула Снегурочка ножками-ручками, с места сдвинулась да и пошла по огороду к избе. Дед и баба точно ума лишились — к месту приросли.
— Дед, — баба кричит, — да это у нас доченька живая, Снегурочка дорогая! И в избу бросилась… То-то радости было! Растёт Снегурка не по дням, а по часам. Что ни день — Снегурка всё краше. Дед и баба на неё не насмотрятся, не надышатся. А собой Снегурка — как снежинка белая, глазки, что голубые бусины, русая коса до пояса. Только румянца у Снегурки нет, как нет, да в губах ни кровиночки. Ай, так хороша Снегурушка!
Вот пришла весна-ясна, понабухли почки, полетели пчёлы в поле, запел жаворонок. Все ребята рады- радёшеньки, девушки весенние песни поют. А Снегурочка заскучала, невесела стала, всё в окошко глядит, слезы льёт. Вот и лето пришло красное, зацвели цветы в садах, созревает хлеб в полях… Пуще прежнего Снегурка хмурится, всё от солнца прячется, все бы ей в тень да в холодок, а того лучше под дождичек. Дед да баба все ахают: — Уж здорова ли ты, доченька? — Здорова я, бабушка. А сама всё в уголок прячется, на улицу не хочет. Вот раз собрались девушки в лес по ягоду — по малинку, черничку, алую земляничку.
Стали и Снегурку с собою звать: — Пойдём да пойдём, Снегурочка!.. — Пойдём да пойдём, подруженька!.. Неохота Снегурочке в лес идти, неохота Снегурочке под солнышко. А тут дед и баба велят: — Иди, иди, Снегурочка, иди, иди, деточка, повеселись с подружками.
Взяла Снегурочка кузовок, пошла в лес с подружками. Подружки по лесу ходят, венки плетут, хороводы водят, песни поют. А Снегурочка нашла студёный ручеёк, около него сидит, в воду глядит, пальцы в быстрой воде мочит, каплями, словно жемчугом, играет.
Вот и вечер пришёл. Разыгрались девушки, надели на головушки венки, разожгли костёр из хворосту, стали через костёр прыгать. Неохота прыгать Снегурочке… Да пристали к ней подруженьки. Подошла Снегурочка к костру… Стоит-дрожит, в лице ни кровинки нет, русая коса рассыпалась… Закричали подруженьки: — Прыгай, прыгай, Снегурочка!
Разбежалась Снегурочка и прыгнула… Зашумело над костром, застонало жалобно, и не стало Снегурочки. Потянулся над костром белый пар, свился в облачко, полетело облачко в высоту поднебесную.
Растаяла Снегурочка… (Толстой А.)
Валентина Шибаева
Интеграция образовательных областей : «Коммуникация» , «Чтение художественной литературы» , «Музыка» , «Художественное творчество» .
Виды детской деятельности : коммуникативная, восприятие художественной литературы, музыкально – художественная, продуктивная.
Цели : Учить понимать образное содержание сказки , характеры героев, оценивать поступки героев и мотивировать свою оценку; воспитывать любовь к русскому народному творчеству .
Планируемые результаты : самостоятельно придумывает продолжение прочитанной сказки ; определяет настроение и характер прослушанного музыкального произведения; эмоционально реагирует на музыкальные и литературные произведения; правильно рисовать фигуру человека, передавая форму тела и соблюдая пропорции.
Материалы и оборудование : репродукция картины В. Васнецова «Снегурочка » , индивидуальные карточки с изображением Снегурочки ; аудиозапись с отрывком оперы Н. А. Римского – Корсакова «Снегурочка » ; презентация сказки ; белая бумага формата альбомного листа; краски; кисти.
Организационный момент :
Ребята, скажите пожалуйста,какое сейчас время года?
Покажите, как вы съеживаетесь, когда замерзли; представьте, что вы согрелись, расслабились. Изобразите, как дети лепят снеговика : ставят снежные комы друг на друга. Молодцы! Красивые снеговики у вас получились . Мы сегодня с вами совершим небольшое путешествие в волшебную сказку . Чтобы нам попасть туда, давайте сначала отгадаем загадки.
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила. (Зима)
Шёл он долго, шёл он тихо,
Иногда кружился лихо.
Землю в белое одел
И мгновенно присмирел. (Снег )
Что за снежный человек,
Нос - морковка, тело - снег ,
Вырос посреди двора,
Где гуляет детвора,
Нарядился в пуховик
Белоснежный. (Снеговик )
Я - внучка Мороза и Вьюги,
Являюсь сюда каждый год!
Со мною снежинки-подруги
Весёлый ведут хоровод. (Снегурочка )
Чтение русской народной сказки «Снегурочка » с показом презентации.
Внимательно послушайте сказку «Снегурочка » .
Образ Снегурочки вдохновлял поэтов , писателей композиторов.
Вот как художник Виктор Васнецов представлял Снегурочку , а композитор Н. А. Римский – Корсаков создал ее образ в опере «Снегурочка » . Сядьте поудобнее, давайте закроем глаза и послушаем отрывок из оперы.
(Звучит отрывок арии Снегурочки из оперы Н . А. Римского – Корсакова.)
Какое настроение вызывает у вас конец сказки «Снегурочка » ?
Вспомните, какое настроение было у Снегурочки зимой ?
Какая она была (Радостная, приветливая. Веселая, счастливая, улыбающаяся.)
Какой Снегурочка стала летом ? (Грустной. Печальной, задумчивой.)
Как исчезла Снегурочка ? Что с ней произошло? (Растаяла.)
Во что превратилась Снегурочка ? (В облако.)
Подумайте, бесследно ли исчезла Снегурочка , может ли она опять появиться на земле? (Из облачка зимой может пойти снег , и старики смогут снова слепить себе дочку Снегурочку . А летом облачко прольется дождем и на земле распустятся белые нежные цветы, похожие на Снегурочку .)
Назовите произведение, с которым мы сегодня познакомились.
Сейчас, ребята, давайте с вами немного отдохнем.
Физминутка
Рано утром в парк ходили (ходьба на месте,
Там снеговика лепили (махи руками,
А потом с горы катились (волнообразные движения руками,
Веселились и резвились (прыжки) .
В Надю кинули снежком (произвольные движения,
В Вову кинули снежком,
В Софу кинули снежком -
Получился снежный ком!
Холодно гулять зимой (киваем головой) -
Побежим скорей домой (возвращаемся на места!
Продуктивная деятельность.
А сейчас, я вам предлагаю превратиться в маленьких художников и нарисовать свою Снегурочку , так как вы ее себе представляете.
Итог занятия :
Давайте посмотрим на наших Снегурочек и выберем наиболее выразительные рисунки. (Предложить детям объяснить свой выбор.
Речевое развитие в подготовительной группе.
«Чтение русской народной сказки «Снегурочка».
Цель: Познакомить с русской народной сказкой «Снегурочка».
Задачи:
1.Воспитывать умение выполнять координированные движения, сочетая с художественным словом. Воспитывать умение сохранять правильную осанку в различных видах деятельности.
2.Формировать умение целостно воспринимать сказку в единстве ее содержания и художественной формы. Упражнять в умении пересказывать сказку с опорой на серию сюжетных картинок. Формировать навыки связной речи, умение четко, ясно выражать чувства, используя в речи прилагательные.
4.Воспитывать любовь к русскому устному народному творчеству
Материалы, оборудование: текст сказки «Снегурочка», иллюстрации к сказке, указка, лента для игры, микрофон, раскраска. Словарная работа: люди добрые, красны девицы, разудалые молодцы русские, неможится, души не чаю, свечерело и т. д.
Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-этетическое развитие.
Ход мероприятия:
Организационный момент.
В.: - Поздоровайтесь с гостями, ребята! А я поздороваюсь словами из русской сказки:
- Здравствуйте, люди добрые!
- Здравствуйте, разудалые молодцы русские! (мальчикам).
- Здравствуйте, девицы красные, милые и прекрасные! (девочкам).
В: Как вы думаете, ребята, почему я сегодня поздоровалась с вами словами из сказки (потому что мы будем читать сказку или другие ответы детей)
В.: Вы правы. В волшебный мир сказок нас сегодня поведет вот эта книга. Глядя только на обложку, вы можете определить, какая сказка у нас сегодня в гостях (обоснованные ответы детей)
2 часть. Чтение сказки.
В.: - Давайте вместе прочитаем русскую народную сказку «Снегурочка» (чтение).
Беседа по содержанию:
- Понравилась ли вам сказка?
-Почему сказка называется «Снегурочка»? (слеплена из снега)
- Почему Старик со старухой стали лепить Снегурочку? (обоснованные ответы детей)
- Красивой получилась у стариков доченька?
- А какими словами в русских сказках говорят о красивых девушках?(девица –красавица, красна девица, что ни в сказке сказать ни пером описать)
- Какими словами описывается Снегурочка в сказке, вспоминайте? (Сама беленькая, точно снег, коса русая до пояса, только румянца нет вовсе)
- Вспомните, какое настроение было у Снегурочки зимой?
- Какая она была? (веселая)
(Предлагаю детям встать и изобразить радость на лицах)
В.: Посмотрите какие вы все добрые, радостные. Молодцы.
- Какой стала Снегурочка с приходом лета? Опишите её
Вот какая, грустная, невеселая. Изобразите грусть на лицах – посмотрите друг на друга – ой, какие у вас несчастливые, грустные лица.
- А почему же Снегурочка становилась такой грустной?
- Как исчезла Снегурочка? Что же с ней произошло?
- Во что, превратилась Снегурочка?
- Подумайте, бесследно ли исчезла Снегурочка, может ли она опять появиться на земле? (Из облака зимой пойдет снег, и мы сможем вновь встретиться с ней на новогоднем празднике).
- Можно ли сказку «Снегурочка» считать волшебной? - Можно, так как существует превращение - Снегурочка ожила.
В.: - А кто автор сказки «Снегурочка»? (русский народ)
- А что это значит? (передавали из поколения в поколение сказку, из уст в уста, так и живет сказка до сих пор).
3.Физминутка (выполняется под музыку)
В: Давайте, и мы слепим Снегурочку. Но сначала, я хочу, чтобы вы посмотрели на свои руки и руки товарища. Обратите внимание у мальчиков руки большие, сильные. Поэтому и комочки у них крепкие будут получаться, а у девочек ручки небольшие, нежные поэтому и комочки у них получатся маленькими, хрупкими. Я очень попрошу мальчиков, когда накатаем большие комки снега помочь девочкам поставить их друг на друга.
В: Ну что берем снег, лепим снежные комочки.
Возьмем снега мы немножко,
Снежки слепим на ладошке.
А теперь пора творить,
Бабу снежную лепить.
Ком за комом покатили,
Друг на друга водрузили,
Сверху третий малый ком.
Снег стряхнули с рук потом.
В: Молодцы, посмотрите, какие у вас хорошие Снегурочки получились.
А сейчас, я хочу вас научить играть в русскую народную игру, в которую играли ваши мамы и папы и в которую играли ребята в сказке. Называется игра «Заря –заряница» (объясняем значение слов)
Подвижная игра «Заря – заряница».
Заря – заряница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила,
Ключи золотые,
Ленты расписные.
Один, два, три – не воронь,
А беги, как огонь!
(Дети встают в круг, руки держат за спиной. Водящий – Заря ходит за спиной игроков в кругу с лентой или платочком. Все произносят слова игры. С последними словами Заря осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который заметив это, берет ленту, и оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто добежал первым становится на свободное место в кругу. Тот, кто остался без места становится Зарей и игра повторяется).(Делаю вид, что у меня падает книга и рассыпаются все листочки)
4.Д\И «Собери картинки правильно» Дети собирают картины по порядку.
В: Но прежде, чем мы попробуем пересказать сказку по картинам, поиграем в игру «Переводчики» - я буду вам называть непонятное слово или фразу из сказки, а вы мне будете переводить её – называть по-другому, только чтоб понятно было! (беру микрофон)
Жили ладно – это как? (Когда в семье царят мир и спокойствие - у них все ладится)
Приладили ручки и ножки – что сделали?
Стала расти не по дням, а по часам? – это как?
Души старики в дочке не чают – это как? Относиться к кому-то с безграничной любовью, любить его, обожать.
Работа в руках спорится –все удается, все получается
Неможется – нездоровится
Свечерело – наступил вечер
Стали кликать Снегурочку –звать
5.Рассказывание сказки по картинкам.
В: А скажите, пожалуйста, а вы стали бы прыгать через костер? (мотивированные ответы детей)
6.Драматизация.
В: Я предлагаю оживить нашу сказку, обыграть её….я сейчас превращу некоторых из вас в героев сказки.
7.Моделирование сказки символами.
В: - Грустный конец у этой русской народной сказки?
- А почему же нам грустно? (Снегурочка испарилась)
- А можно придумать и сделать так, что бы Снегурочка не исчезла?
- А как?
- Мы же с вами тоже русский народ, давайте придумаем свой, веселый и счастливый конец сказки «Снегурочка»? (придумывание)
8. Рефлексия.
- Молодцы, как вы здорово придумали! Давайте еще раз вспомним, какая сказка была у нас в гостях? Кто автор сказки? Вспомните интересные слова из сказки.
Вот работы конец, а кто хорошо работал – молодец!
А работали хорошо все! Вот за это вам подарок – раскраска Снегурочка. Поэтому сейчас мы попрощаемся со сказкой, попрощаемся с гостями и будет разукрашивать наш подарок (разукрашиваем цветным песочком)
Технологическая карта
организованной учебной деятельности
Возрастная группа: старшая
Образовательная область: «Коммуникация»
Раздел: Художественная литература
Тема: Чтение русской народной сказки «Снегурочка». Беседа по содержанию.
Цель: Учить детей внимательно слушать художественное произведение, отвечать на вопросы воспитателя по содержанию сказки «Снегурочка». Учить согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе. Развивать логическое мышление, память. Воспитывать любовь к русским народным сказкам.
Оборудование и материалы: иллюстрации к сказке «Снегурочка». Заместители: три кружочка разного цвета, треугольник – красного цвета, прямоугольник – желтого цвета.
Словарная работа: Снегурочка.
Билигвальный компонент: снег-қар , весна-көктем .
Этапы деятельности
Действия воспитателя
Действия детей
Мотивационно-побудительный
Читает присказку:
«Идет матушка зима,
Затворяй-ка ворота.
А вот март пришел,
Белый снег сошел.
А за ним и апрель
Отворил окно и дверь.
А уж как пришел май,
Солнце в терем приглашай.
Идет матушка – весна
Отворяй-ка к сказке ворота…»
Внимательно слушают присказку, и понимают о чем идет речь.
Организационно-поисковый
Напоминает детям, что они много уже знают сказок. Спрашивает, какие русские народные сказки дети помнят?
Сообщает, что сегодня познакомит детей еще с одной русской народной сказкой, которая называется «Снегурочка».
Как вы думаете, кто она?
Рассказывает русскую народную сказку «Снегурочка».
Беседует с детьми по прочитанному:
Кто жил в деревне?
С наступлением зимы, что сделали из снега старик со старухой?
Какая была снегурочка?
Что случилось, когда стал снег таять?
В какое время года девушки собрались в лес на гулянье?
Что сделали девушки в лесу?
Что случилось со снегурочкой?
Как кликали подружки Снегурочку, повторите все: «Ау, ау! Снегурушка».
Физминутка
Ветер дует нам в лицо
Закачалось деревцо
Ветер тише, тише, тише
Деревцо все выше, выше, выше.
Предлагает детям составить сказку, используя заместители. (Раздает кружочки, треугольники, прямоугольники – на каждого ребенка).
Объясняет, что дед – это синий кружок; баба – зеленый кружок; Снегурочка – белый кружок; девушки – прямоугольник желтого цвета; костер – треугольник красного цвета.
Проводит пальчиковую игру:
«Раз, два, три, четыре, пять!
Мы пальчики идем искать.
Этот пальчик в лес пошел.
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик все съел,
Оттого и потолстел».
Перечисляют сказки, которые знают.
Отвечают на вопрос.
Внимательно слушают сказку.
Беседуют с воспитателем по содержанию сказки.
Выполняют физминутку.
Раскладывают геометрические фигуры, которые заменяют персонажей сказки и рассказывают по наглядному материалу сказку (2 – детей).
Составляют сказку, используя в речи существительные с прилагательными, согласуя их, в роде и числе (… поднялось белое облачко высоко и пропало в небе …).
Выполнят упражнение, читая стихотворение.
Рефлексивно-корригирующий
Спрашивает у детей, с какой сказкой они сегодня познакомились, что им больше всего понравилось.
Отвечают на вопросы воспитателя, делятся своими мнениями.
Ожидаемый результат:
Знать:
Иметь:
. представление о сказочных персонажах, о признаках времени года -весна;
Уметь:
. внимательно слушать сказку, отвечать на вопросы воспитателя; согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе.