Анализ поэмы Гоголя «Мертвые души. Гоголь Мёртвые души, рецензия Рецензия на роман гоголя мертвые души

» — одна из самых серьезных загадок всемирной литературы. Это не только поэма, похожая на сатирический роман. Это книга об аде, написанная гением в лихорадочном состоянии.

Автор смешит и пугает одновременно, многозначительно подмигивая: не бойтесь, я знаю дверь, через которую мы вместе выйдем на свет, покинем пределы зла! Когда дверь оказалась прочно закрытой или вовсе не обнаружилась, Гоголь скончался в возрасте сорока двух лет. Умер так целеустремленно, отметая все варианты выздоровления, что закономерна мысль о кончине проводника в рай, потерявшего дорогу. Нас Гоголь оставил с восхитительно смешным повествованием, которое для самого автора было сообщением о Страшном суде. Он оставил нас в веселом аду, героически погибнув при восхождении к вершинам добра и света.

При этом у читателя есть возможность оценить «Мертвые души » как художественное пособие по организации эффективного бизнеса. Предприимчивый Чичиков, мастер создания «левых» финансовых схем, приехал в один из губернских городов с четко поставленной задачей. Надо за копейки скупить у местных помещиков имена скончавшихся крестьян, еще не вычеркнутые малоподвижной бюрократией из официальных списков, и сыграть с обществом и банками в рискованную игру, которая должна принести богатого помещика и вполне реальные деньги.

Гоголь подсказывает нам: если чиновник, помещик или прохиндей без определенного места пытается заниматься дурным предпринимательством, он находится под властью сатаны. Может, как губернатор, толково вышивать по тюлю, или, как полицмейстер, считаться «отцом и благотворителем», бравируя своей «совершенной народностью»… Если врешь на своем служебном месте, жиреешь за государственный счет и пользуешься лазейками для неправедного обогащения, ад — твое место. Не спасут ни нрав, ни вежливое общение с коллегами, ни чадолюбие.

Что для Гоголя литература и искусство в целом? Мастер-класс юмора, приятный отдых от житейских забот или убийство времени с помощью правильно сложенных слов? Нет, художник должен избавлять человека от низменных чувств, показывать возможность спасения от многочисленных грехов, призывать к бессмертию. Примеры, конечно, есть: христианин Данте с его «Божественной Комедией », язычник Гомер с «Илиадой » и «Одиссеей ». Из наших — Александр Иванов, много лет самозабвенно работавший над «Явлением Христа народу ». Искусство для Гоголя — религия в образах и красках!

Каковы особенности таланта? Гоголь хищным взглядом взрывает повседневность и предъявляет своим читателям мелочность и пошлость, обыденный демонизм в целом нормального человека, давно прокисшего без значительных целей и серьезных чувств. Житейское болото (кому не знакомы его океанские объемы?) наполняется смехом, лица обитателей оказываются уморительными рожами. Пороки человеческие, наша готовность к какому-то привычному идиотизму сразу подхватываются писателем, доводятся до абсурда, превращаясь в знаки страшно смешной жизни. Это смешное действительно может быть страшным, и часто звучат слова о тяжком и опасном смехе Гоголя. «В творчестве его есть человекоубийство », — писал философ Бердяев. А философ Розанов уверял, что «Мертвые души » — не только название поэмы, а признание Гоголя в своем главном пороке, в неумении чувствовать и изображать сердечного человека.

Твой талант — смешить, а сокровенное желание — спасать. Что делать Гоголю? Рискнуть! Взять низкий сюжет о бывшем таможеннике, решившем превратиться в серьезного помещика, и сделать из смешного нечто великое. То, что переправит смеющегося читателя в высокие области духовных истин. Примером будет средневековая «Божественная Комедия ». Сначала - «Ад »: именно его («Мертвые души, том ») мы изучаем в школе. Потом — «Чистилище »: от него, сожженного Гоголем, чудом сохранились отдельные страницы. Наконец — «Рай »: не получилось, совсем ничего не написалось.

Что за герой, которому предназначено из бездны подняться на Небо? Вот он - Чичиков! Не толстый, не тонкий, знающий «великую тайну нравиться», тщательно следящий за своим драгоценным здоровьем и заботливо размышляющий об еще не рожденном потомстве. Чичиков - сумевший услышать слова отца об угождении учителям и начальникам, о сбережении копейки. Он - тот, кто научился быть скупым и аскетичным, жить без товарищей и любви, лицемерить и переступать через заповеди ради… Ради, собственно, чего? Гоголь не перестает быть реалистом: «Ему мерещилась впереди жизнь во всех довольствах, со всякими достатками, экипажи, дом, отлично устроенный, вкусные обеды - вот что беспрерывно носилось в голове его». Пошлость Чичикова - вариант нормы: гоголевской эпохи, нашего времени…

Словно два Павла Ивановича Чичикова сидят в сознании Гоголя. Нам известен один - мелкий преступник с хорошим знанием психологии. Но Гоголь постоянно держит в уме другого Чичикова, который больше похож на апостола Павла, чем на бывшего коллежского советника. Апостол Павел был гонителем Христа, потом — после свершившегося чуда — стал самым нужным его учеником. Так и Павел Иванович преобразится весь, раскается в грехах своих и понесет по русской дороге слово правды. Монахом, может, станет. И чем хуже он в первом томе, тем радостнее будет его образ в томе третьем! Гоголь с удовольствием передает слухи, сковавшие губернский город: Чичиков — ревизор… Нет, переодетый Наполеон… Хуже, он — антихрист!

Гоголь предвкушает преображение, ради которого и был задуман роман-поэма. Но пока до него далеко. И талант направляет свое действие в области, находящиеся под его контролем. Встречи Чичикова с помещиками — бенефис ироничного психолога, способного представить «тип» в исчерпывающих деталях. «Сахарный » Манилов — пустой восторг по поводу прекрасного мероприятия, которое никогда не произойдет, потому что скоро нагрянет новый восторг, следовательно, засияет мечта о новом несбыточном деле. Будь то подземный ход или мост каменный для совместного распития чая… И книга, раскрытая всегда на четырнадцатой странице. Манилов, этот сентиментальный «тормоз», ежедневно празднует «именины сердца» и целует так крепко, так искренне, что у жертвы до вечера болят передние зубы.

«Эх, отец мой, да у тебя-то, как у борова, вся спина и бок в грязи! Где так изволил засалиться?... Может, ты привык, чтобы кто-нибудь почесал на ночь пятки? Покойник мой без этого никак не засыпал », — подает голос Коробочка, разложившая душу на продуктово-вещевые части с такой же основательностью, с какой надела свой чепец на чучело, отпугивающее птиц в огороде. Следом появляется «исторический человек» Ноздрев: это крайне опасная и во все времена встречающаяся скотина, способная подставить, оболгать и довести до смертельной истории любого праведника. Скандал - единственно интересная форма существования для того, кого «неоднократно поколачивали сапогами». Рядом Собакевич, похожий на «средней величины медведя». Ноздрев — «человек-дрянь», Собакевич — кулак, «которому не разогнуться в ладонь»: только осуждать ближних, только переваривать бараний бок с «иными возбуждающими благодатями», только захватить монету, расхваливая человеческие качества мертвых крестьян. Завершает парад Плюшкин — прогнавший и проклявший детей, сам для себя ставший могилой, где надежно хранятся ржавеющие монеты и гниющие куски пищевого старья. Этот кислый самоубийца вызывает у Гоголя максимальное презрение.

…И трепетную надежду: Плюшкин изменится и станет добрым странником, Чичиков из антихриста превратится в полезного христианина, мертвые души окажутся воскресшими! Ад — не навсегда! Гоголь подгоняет себя и героев: скорее, скорее надо превращаться! Чтобы не воплотилась в жизнь «Повесть о капитане Копейкине », рассказанная перепуганным почтмейстером: пришел служивый с войны без руки и ноги, хотел получить законную помощь от больших начальников, а его просто послали - сначала вежливо, потом грубо. Пришлось Копейкину в леса подаваться, шайку сколачивать, а потом и революцию делать…

Должна помочь Русь. Гоголь хорошо знает, что именно здесь сочетаются ничтожность житейского факта и величие воскрешающего чувства. Гоголь верит: русская дорога столь значима для судеб мира, а бег коней здесь так быстр, что не может просто обойтись, забыться, кончиться как бы ничем. Или Христос здесь воцарится во всей силе и славе, или — наоборот. Или — или.

Но вот беда - у человека есть тело. Его цели, мотивы и желания заполняют собой «Мертвые души », делают ад поэмы понятным и переносимым. «Будьте живыми душами, а не мертвыми! » — взывает Гоголь к своим персонажам. А те отвечают: «Да мы и так ничего… Дышим — значит, души. Любим покушать и посплетничать, меткое слово сказать умеем…». «Нет, не то, другое… Жизнь не в этом!» — горячится Николай Васильевич. Герои не уступают: «А что! Мы — живые тела. Знаешь, что это? О еде думать постоянно, вкушать — как священнодействовать. Сравнивать лицо хорошенькой девушки со «свеженьким яичком», женскую физиономию — с «длинным огурцом», мужскую — с «молдаванской тыквой». Твои это слова, писатель. Мастер ты аппетитно описывать грибки, пирожки, шанежки, блины, лепешки, белугу, икру паюсную, копченые языки, котлетки с трюфелями. А главное - вкусно изображать чувства, которые испытывает человек, поедая все это». «Это частность! Главное - борьба с адом и движение в рай!» — обороняется Гоголь. Но и персонажи сильны в аргументах: «Это все ты, Николай Васильевич, придумал: ад, рай, Данте… Сладкий послеобеденный сон — твой Вергилий. Большая галушка в сметане — вот твоя Беатриче. Думаешь, ты с мертвыми душами боролся? Нет, ты хорошо научился писать о живых телах. О таких, как мы. Да и сам ты, Гоголь, живое тело. Как каждый человек, который хочет есть, пить, пребывать в достатке…».

Думаю, что в депрессии, растянувшейся на многие годы, Гоголь слышал подобные аргументы. Не сумев достичь рая в границах «Мертвых душ », Гоголь написал «Выбранные места из переписки с друзьями » — публицистическую проповедь о том, как победить грех, как направиться в сторону спасения. В этой книге слишком много крика и страха, чтобы всем нам просто обрадоваться гоголевской победе. Но не скрою: многие считают, что именно «Выбранные места…» — истинное завершение «Мертвых душ », торжество духа над иронией, доступный нам рай. Проверьте сами.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

Мать Гоголя слыла первой красавицей Полтавщины, была выдана замуж в 14 лет за отца писателя, вдвое ее старше. Считается, что именно мать способствовала развитию у Николая Гоголя религиозно-мистических чувств. Собственную семью Гоголь так и не завел. Правда, весной 1850 года Николай Васильевич делал предложение (первое и последнее) А. М. Виельгорской, но получил отказ. Источником сюжета пьесы «Ревизор » был реальный случай в одном из городов Новгородской губернии, о котором Николаю Васильевичу рассказал Пушкин. Он же предложил ему сюжет «Мертвых душ ». По слухам, Гоголь любил готовить и угощать друзей варениками и галушками. Один из любимых его напитков — козье молоко, которое он варил с ромом. Эту стряпню он называл гоголем-моголем и часто, смеясь, говорил: «Гоголь любит гоголь-моголь! ». Что произошло незадолго до смерти 12 февраля 1852 года (а умер писатель 21 февраля), до сих пор никто не знает. Биографы говорят, что до трех ночи Гоголь истово молился, после чего сжег содержимое своего портфеля (второй том «Мертвых душ »), а потом рыдал до утра в своей постели. В своем завещании автор «Мертвых душ » предупреждал, чтобы тело его погребли только в случае явных признаков разложения. Это стало затем причиной предположения, что в действительности писателя похоронили в состоянии летаргического сна. При перезахоронении в 1931 году в его гробу обнаружили скелет с повернутым набок черепом, а обивка гроба была повреждена.

ПОСТАНОВКИ

Поэму полюбили режиссеры. Ее ставили во МХАТе, в театре им. Станиславского, «Ленкоме », «Современнике ». Кстати, Краснодарский музыкальный театр от них не отстает — у нас есть лайт-опера «Гоголь. Чичиков. Души ». В этом году она претендовала на высшую российскую театральную награду «Золотая маска » в трех номинациях.

ИЗВЕСТНЫЕ ЦИТАТЫ

— Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа.
— Страх прилипчивее чумы.
— Эх, русский народец! Не любит умирать своей смертью!
— Один там только и есть порядочный человек: прокурор; да и тот, если сказать правду, свинья.
— Нет, кто уж кулак, тому не разогнуться в ладонь.
— Как ни глупы слова дурака, а иногда бывают они достаточны, чтобы смутить умного человека.
— Есть люди, имеющие страстишку нагадить ближнему, иногда вовсе без всякой причины.
— Полюби нас черненькими, а беленькими нас всякий полюбит.
— Иной раз, право, мне кажется, что будто русский человек — какой-то пропащий человек. Нет силы воли, нет отваги на постоянство. Хочешь все сделать — и ничего не можешь. Все думаешь — с завтрашнего дни начнешь новую жизнь, с завтрашнего дни сядешь на диету — ничуть не бывало: к вечеру того же дни так объешься, что только хлопаешь глазами и язык не ворочается; как сова сидишь, глядя на всех, — право, и этак все.

Алексей ТАТАРИНОВ

Данный материал опубликован на сайте BezFormata 11 января 2019 года,
ниже указана дата, когда материал был опубликован на сайте первоисточника!

Друзья, это рецензия на поэму Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души» и пусть об этом произведении сказано-пересказано, и подобная рецензия, скорее всего, будет полнейшим «баяном», я не могу ничего сказать о замечательной книге замечательного автора, о котором будут говорить еще целые поколения после меня, в чем я уверена.
Здесь я опущу даже тот факт, насколько мистична и интересна для исследователей и поклонников фигура самого Гоголя и сколько загадок скрывает его биография.
Так что поговорить о творчестве Гоголя никогда не будет лишним. Еще в школе меня зацепили «Мертвые души», и сейчас после многих лет, я решила перечитать этот роман, точнее поэму, ведь сам автор называет свое произведение поэмой.
Многие наверняка видели интернет-мэм про Гоголя: Хочешь удивить девушку? Будь непредсказуемым – назови роман поэмой.
Подтолкнул меня перечитывать поэму именно тот факт, что во Львове во всех сувенирных лавках появилась коллекция одежды (футболки) под названием «Украина, знай своих героев». И на футболках изображены Тарас Шевченко, Леся Украинка, Иван Франко и конечно же Николай Гоголь! Но авторы на футболках выглядят, как современные молодые люди: татуированный Гоголь, «Шева» с курительной трубкой, одетые в худи и модные. Футболки мне очень понравились и я бы хотела и себе приобрести такого «гоголя».
Но речь не об этом, а о «Мертвых душах». Как я и сказала, в школе произведение мне понравилось, но читая его, будучи уже сформировавшейся личностью, впечатление у меня еще более глубокое. И, зная побольше об обществе, читать становится намного интереснее, тонкий юмор Гоголя становится ближе и каждый уникальный персонаж его поэмы, напоминает о современниках.
Такое внимание Гоголя к деталям в быте, внешности героев, их поведении просто не может не вызывать восхищения! Сама себя в поэме Гоголь характеризует как внимательного и наблюдательного автора, который подсмотрел, подслушал, описал. И он несомненно является таким. Он описывал время, в котором жил сам, но разве можно сказать, что его поэма не актуальна по сей день? Мне кажется, в каждом персонаже, можно найти частичку себя, правда зачастую частичку постыдную, которую люди обычно стараются скрывать от других. Гоголя же срывает завесу с каждого персонажа, изобличает и выставляет напоказ все, что скрыто. Но при этом автор не осуждает ни одного из своих героев, потому что он пишет о людях, а люди остаются людьми, со всеми своими недостатками. Также читая про Чичикова, Коробочку, Манилова, Собакевича, Ноздрева и Плюшкина просто не возможно не проводить параллели со знакомыми из реальной жизни, с которыми посчастливилось пересекаться. Несомненно описанные Гоголем типажи продолжают жить во многих людях в наше время. Как он сам говорит «вероятно он еще не перевелся на земле».
А общество? Возможно оно стало еще более коррумпированным, корыстным, лживым, заискивающим, приспособленческим с главным принципом «рука руку моет», полным сплетен, дурной славы, или ошеломляющей слепой популярности.
Главный герой Чичиков – типичный приспособленец, терпеливый и заискивающий, готовый на все, чтобы продвинуться по карьерной лестнице, можно сказать хамелеон, который ради собственных целей найдет подход к любому человеку и ловко вывернется из любой каверзной ситуации, так что остальные увидят лишь как засверкают его пятки.
Еще в школе меня рассмешил такой персонаж, как Плюшкин. Прочитав о нем сейчас, мне стало его жаль. Моим новым любимым героев стал Ноздрев! Одно его описание чего стоит:
<Лицо Ноздрева, верно, уже сколько-нибудь знакомо читателю. Таких людей приходилось всякому встречать немало. Они называются разбитными малыми, слывут еще в детстве и в школе за хороших товарищей и при всем том бывают весьма больно поколачиваемы>…<Они скоро знакомятся, и не успеешь оглянуться, как уже говорят тебе «ты». Дружбу заведут, кажется, навек: но всегда почти так случается, что подружившийся подерется с ними того же вечера на дружеской пирушке. Они всегда говоруны, кутилы, лихачи, народ видный. Ноздрев в тридцать пять лет был таков же совершенно, каким был в осьмнадцать и двадцать: охотник погулять.>…<Чуткий нос его слышал за несколько десятков верст, где была ярмарка со всякими съездами и балами; он уж в одно мгновенье ока был там, спорил и заводил сумятицу за зеленым столом, ибо имел, подобно всем таковым, страстишку к картишкам. >…<И что всего страннее, что может только на одной Руси случиться, он чрез несколько времени уже встречался опять с теми приятелями, которые его тузили, и встречался как ни в чем не бывало, и он, как говорится, ничего, и они ничего.>
…<И наврет совершенно без всякой нужды: вдруг расскажет, что у него была лошадь какой-нибудь голубой или розовой шерсти, и тому подобную чепуху, так что слушающие наконец все отходят, произнесши: «Ну, брат, ты, кажется, уже начал пули лить».>…<Чем кто ближе с ним сходился, тому он скорее всех насаливал: распускал небылицу, глупее которой трудно выдумать, расстроивал свадьбу, торговую сделку и вовсе не почитал себя вашим неприятелем; напротив, если случай приводил его опять встретиться с вами, он обходился вновь по-дружески и даже говорил: «Ведь ты такой подлец, никогда ко мне не заедешь». Ноздрев во многих отношениях был многосторонний человек, то есть человек на все руки. В ту же минуту он предлагал вам ехать куда угодно, хоть на край света, войти в какое хотите предприятие, менять все что ни есть на все, что хотите.>…<Вот какой был Ноздрев! Может быть, назовут его характером избитым, станут говорить, что теперь нет уже Ноздрева. Увы! несправедливы будут те, которые станут говорить так. Ноздрев долго еще не выведется из мира>.
Ну а разве вы не встречали разбитного Ноздрева, у которого вся жизнь - вечеринка? Или не встречали женщину среднего возраста, недалекую, но при этом способную навести паники и поднять людей чуть ли не на бунт, такую как помещица Коробочка? Думаю, встречали.
Но веселье быстро заканчивается. 24 февраля 1852 года Николай Васильевич сжёг почти законченный второй том «Мёртвых душ», а в конце первой части он писал, что задумывал превратить поэму в трилогию. Так что к сожалению, нам не суждено узнать, чем закончатся приключения хитрого Чичикова. Для нас он навсегда останется героем, едущим в своей бричке по разбитым русским дорогам, вперед к своим мечтам и стремлениям. Мы можем только догадываться, сколько еще шума он бы натворил.
Я советую всем перечитать произведение Гоголя «Мертвые души», потому что каждый раз в этой книге можно подметить что-то такое, что не замечалось раньше. Либо снова встретиться с героями и вспомнить, что где-то их уже видел. Своими глазами.

Рецензия Екатерины Петроченко на книгу Н. В. Гоголя «Мертвые души» в рамках конкурса «Моя любимая книга» литературного портала «Букля». .

Беря в руки книгу я очень смутно представляла о чем она. Можно сказать вообще не знала.

Гоголь всегда умел обличать и высмеивать человеческие грехи и пороки (конкретно здесь: скупость жадность и глупость), а в этом произведении это особенно выделяется и бросается в глаза. Никто не ускользнул от зоркого взгляда Николая Васильевича, всем досталось. Автор окрестил героев говорящими фамилиями, что не может быть незаметно, в каждом персонаже досконально раскрыта та или иная сущность. Именно поэтому это произведение и по сей день остается актуальным.

Как всегда, Николай Васильевич Гоголя радует нас своим описанием природы. Русской природы! Именно по нескончаемым страницам выражения любви к родной земле и узнается великий писатель.
Очень интересный, необычный и неожиданный сюжет. Увлекательное чтение сопутствую этой книге. Было ощущение неспешности в повествовании, было желание узнать все до конца. Книга передает все особенности быта.

Понравился и главный герой Чичиков. Его характер и ум. Гоголь сумел его представить со всех сторон. Но меня он поразил своей хитростью, изворотливостью, хорошими манерами и воспитанием. Наверно, у него можно даже чему-нибудь и научиться. Да вообще в книге много неплохих советов и можно сделать немало выводов.

Книги чаще всего играют роль машины времени, эдакий гид по экскурсии в прошлое. Также и эта переносит читателя в ту эпоху Руси, передает дух того времени, все нюансы и тонкости в определенных сословиях. Автор подмечает все мелкие детали, что создает неповторимую уютную атмосферу. Мне даже кажется, что произведение имеет определенную историческую ценность.

Интересно отметить, название произведения имеет два толкования:

  1. Это души крестьян, которые давно уже умерли, но по спискам числятся, как живые
  2. Это помещичьи «мертвые души», которым необходимо пройти путь очищения и изменится к лучшему

После прочтения наверно многие ощущали, как не хватает полного второго тома, в котором писатель обещал продолжить приключения Чичикова. Но может это и к счастью, так как читатель сам может придумать недостающее продолжение книги.

Самое главное читать книгу не торопясь, не заставлять себя делать это из-под палки и не позволять это делать другим. Даже если это надо для школы, то лучше если вы позаботитесь заранее и познакомитесь с книгой летом. И тогда для вас откроется потрясающее творчество великого русского классика!

Рецензия написана в рамках конкурса “ ”.

Задали рецензию по книге Гоголя "Мертвые души". Помогите пожалуйста! и получил лучший ответ

Ответ от Настюшка[гуру]
Творчество Н. В, Гоголя многогранно и разнообразно. Писатель обладает талантом увлекать читателя, заставляет вместе с героями плакать и смеяться, переживать неудачи и радоваться успехам. Он призывает человека задуматься над судьбой родины, над самим собой, обнажает недостатки общества и каждого гражданина. По-моему, автору великолепно удается раскрыть душу героя, его внутренний мир.
Именно в поэме «Мертвые души», автор поставил самые больные и злободневные вопросы современной ему жизни. Он ярко показал разложение крепостного строя, обреченность его представителей. Уже само название поэмы имело огромную разоблачительную силу, несло в себе «что-то наводящее ужас». Я согласен с А. И. Герценом, сказавшим, что «иначе он ее не мог назвать; не ревизские мертвые души, а все эти ноздревы, маниловы и все прочие - вот мертвые души, и мы их встречаем на каждом шагу». Кто же эти герои, о которых говорил великий критик?
В некий город приезжает весьма учтивый господин П. И. Чичиков. В его облике нас первоначально поражают изысканность вкуса, аккуратность, воспитанность. Правда, о цели его приезда, мы пока еще только догадываемся. Чичиков наносит визиты местным помещикам. Вот он приезжает к Манилову. Этот помещик чем-то мне напоминает самого Чичикова. Он считает себя воспитанным, благородным и весьма образованным. Однако, заглянем к нему в кабинет. Что же мы там увидим? Запыленную книгу, которая вот уже 2 года раскрыта на четырнадцатой странице, везде кучки пепла, пыль, беспорядок. Манилов самозабвенно мечтает о «благополучии дружеской жизни», строит фантастические планы будущих усовершенствований. Но это пустой фразер; у него слова расходятся с делом. И мы видим, что в описании хозяев поместий, их увлечений и интересов, проявляется способность автора несколькими деталями обстановки показать бездуховность и мелочность стремлений, пустоту души. От одной главы к другой нарастает обличительно-сатирический пафос Гоголя. От Манилова к Собакевичу усиливается ощущение омертвения помещичьих душ. Собакевич, по выражению Гоголя, «чертов кулак». Безудержная страсть к обогащению толкает его на хитрость, заставляет изыскивать все новые и новые средства наживы. Это-то и заставляет его активно применять новшества: в своем поместье он вводит денежный оброк. Как ни странно, но купля-продажа мертвых душ его совсем не удивляет. Его интересует только то, сколько он за них получит.
Еще одним представителем помещиков является Ноздрев. Это непоседа, герой ярмарок, попоек и карточного стола. Его хозяйство крайне запущено. В отличном состоянии находится только псарня. Среди собак он как «отец родной», среди большого семейства. Доходы, получаемые с крестьян, он тут же пропивает. Это говорит о его нравственном падении, безразличии к людям.
Совсем иное отношение к хозяйству у Коробочки. Она имеет хорошенькую деревню, у нее полон двор всякой птицы, имеются «просторные огороды с капустой, луком, картофелем», есть яблони и другие фруктовые деревья. Коробочка не видит ничего дальше своего носа. Все новое пугает ее. Это типичная представительница мелких захолустных помещиков, ведущих натуральное хозяйство. Ее поведением руководит также страсть к наживе.
Полное моральное оскудение и потеря человеческих качеств характерны для Плюшкина. Полагаю, писатель был прав, когда окрестил его «прорехой на человечестве». Говоря о Плюшкине, Гоголь разоблачает ужасы крепостного права. Главу о нем он считал одной из самых трудных. Ведь Плюшкин не только завершает галерею помещичьих «мертвых душ» - этот человек несет в себе наиболее явные признаки неизлечимой смертельной болезни.… Когда-то Плюшкин был трудолюбивым хозяином, не лишенным ума и житейской зоркости. Но все пошло прахом: развалилась его семья и он остался единственным хранителем и полновластным владетелем своих сокровищ. Постоянное одиночество усилило его подозрительность и скупость. Он опускался все ниже и ниже, пока не превратился в «прореху на человечестве». Из-за чего же это произошло? Я думаю, что здесь действовал

Над этим произведением Николай Васильевич Гоголь работал 17 лет. По замыслу писателя грандиозный литературный труд должен был состоять из трех томов. Сам Гоголь не раз сообщал, что идею произведения ему предложил Пушкин . Александр Сергеевич был также одним из первых слушателей поэмы.

Работа над «Мертвыми душами» шла сложно. Писатель несколько раз менял концепцию, переделывал отдельные части. Только над первым томом, который был опубликован в 1842 году, Гоголь трудился шесть лет.

За несколько дней до смерти писатель сжег рукопись второго тома, от которого уцелели лишь черновики первых четырех и одной из последних глав. Третий том автор так и не успел начать.

Поначалу Гоголь считал «Мертвые души» сатирическим романом, в котором намеревался показать «всю Русь». Но в 1840 году писатель серьезно заболел, а исцелился буквально чудом. Николай Васильевич решил, что это знамение – сам Творец требует, чтобы он создал нечто служащее духовному возрождению России. Таким образом, замысел «Мертвых душ» был переосмыслен. Появилась идея создать трилогию по типу «Божественной комедии» Данте. Отсюда и возникло жанровое определение автора – поэма.

Гоголь считал, что в первом томе нужно показать разложение крепостнического общества, его духовное обнищание. Во втором дать надежду на очищение «мертвых душ». В третьем уже планировалось возрождение новой России.

Основой сюжета поэмы стала афера чиновника Павла Ивановича Чичикова . Суть ее заключалась в следующем. Перепись крепостных проводилась в России через каждые 10 лет. Поэтому крестьяне, умершие в период между переписями, по официальным документам (ревизской сказке) числились живыми. Цель Чичикова – скупить «мертвые души» по низкой цене, а затем заложить их в опекунском совете и получить большие деньги. Мошенник рассчитывает на то, что помещикам такая сделка выгодна: не нужно до следующей ревизии платить за усопших налоги. В поисках «мертвых душ» Чичиков и путешествует по России.

Такая сюжетная канва позволила автору создать социальную панораму России. В первой главе происходит знакомство с Чичиковым, затем автор описывает его встречи с помещиками и чиновниками. Последняя глава снова посвящена аферисту. Образ Чичикова и его покупка мертвых душ объединяют сюжетную линию произведения.

Помещики в поэме – типичные представители людей своего круга и времени: расточители (Манилов и Ноздрев), накопители (Собакевич и Коробочка). Завершает эту галерею расточитель и накопитель в одном лице – Плюшкин.

Образ Манилова особенно удался. Этот герой дал название целому явлению российской действительности – «маниловщина». В общении с окружающими Манилов мягкий до приторности, любящий позерство во всем, но пустой и совершенно бездеятельный хозяин. Гоголь показал сентиментального мечтателя, который способен лишь выстраивать красивыми рядками выбитый из трубки пепел. Манилов глуп и живет в мире своих бесполезных фантазий.

Помещик Ноздрев , напротив, очень деятелен. Но его кипучая энергия направлена вовсе не на хозяйственные заботы. Ноздрев игрок, мот, гуляка, хвастун, пустой и легкомысленный человек. Если Манилов стремится всем угодить, то Ноздрев постоянно пакостит. Не со зла, правда, такова его натура.

Настасья Петровна Коробочка – тип хозяйственной, но недалекой и консервативной помещицы, достаточно прижимистой. Круг ее интересов: кладовая, амбары и птичник. Даже в ближайший город Коробочка выбиралась два раза в жизни. Во всем, что выходит за пределы ее каждодневных забот, помещица непроходимо тупа. Автор называет ее «дубинноголовой».

Михаила Семеновича Собакевича писатель отождествляет с медведем: он неповоротливый и неуклюжий, но крепкий и сильный. Помещика в первую очередь интересуют практичность и долговечность вещей, а не их красота. Собакевич, несмотря на грубую внешность, обладает острым умом и хитростью. Это злобный и опасный хищник, единственный из помещиков способный принять новый капиталистический уклад. Гоголь замечает, что приходит время таких жестоких деловых людей.

Образ Плюшкина не вписывается ни в какие рамки. Старик недоедает сам, морит голодом крестьян, а в его кладовых гниет множество продуктов, сундуки Плюшкина забиты дорогими вещами, которые приходят в негодность. Невероятная скупость лишает этого человека семьи.

Чиновничество в «Мертвых душах» – насквозь продажная компания воров и жуликов. В системе городской бюрократии писатель крупными мазками рисует образ «кувшинного рыла», готового мать родную продать за взятку. Не лучше недалекий полицмейстер и паникер-прокурор, который умер от страха из-за аферы Чичикова.

Главный герой – проходимец, в котором угадываются некоторые черты других персонажей. Он любезен и склонен к позерству (Манилов), мелочен (Коробочка), жаден (Плюшкин), предприимчив (Собакевич), самовлюблен (Ноздрев). В среде чиновников Павел Иванович чувствует себя уверенно, поскольку прошел все университеты мошенничества и взяточничества. Но Чичиков умнее и образованнее тех, с кем имеет дело. Он – прекрасный психолог: приводит в восторг губернское общество, мастерски ведет торг с каждым помещиком.

В название поэмы писатель вкладывал особый смысл. Это не только умершие крестьяне, которых скупает Чичиков. Под «мертвыми душами» Гоголь понимает опустошенность и бездуховность своих персонажей. Нет ничего святого для стяжателя Чичикова. Утратил всякое человеческое подобие Плюшкин. Коробочка ради наживы не против и гробы выкапывать. У Ноздрева хорошо живется только собакам, собственные дети заброшены. Беспробудным сном спит душа Манилова. Нет ни капли порядочности и благородства у Собакевича.

Иначе выглядят помещики во втором томе. Тентетников – разочаровавшийся во всем философ. Он погружен в размышления и не занимается хозяйством, но умен и талантлив. Костанжогло и вовсе образцовый помещик. Миллионер Муразов тоже вызывает симпатию. Он прощает Чичикова и заступается за него, помогает Хлобуеву.

Но перерождения главного героя мы так и не увидели. Человек, пустивший в свою душу «золотого тельца», взяточник, казнокрад и мошенник вряд ли сможет стать другим.

Писатель не нашел в течение жизни ответ на главный вопрос: куда несется, как быстрая тройка, Русь? Но «Мертвые души» остаются отражением России 30-х годов XIX века и удивительной галереей сатирических образов , многие из которых стали нарицательными. «Мертвые души» – яркое явление в русской литературе. Поэма открыла в ней целое направление, которое Белинский назвал «критическим реализмом» .