Большой цирк в древнем риме его название. Большой цирк в риме

В долине между Палатинским и Авентинским холмами, известное потом под названием «Великого Цирка » (лат. Circus Maximus ). Тарквиний Гордый несколько изменил расположение этого сооружения и увеличил в нём число мест для зрителей, Юлий Цезарь значительно расширил его, а Нерон после знаменитого пожара , опустошившего Рим , выстроил Великий Цирк вновь с большею против прежнего роскошью; Траян и Домициан улучшили его ещё более, и даже Константин и его сын, Констанций , заботились об его украшении. Последние скачки в нём происходили в 549 году . Таким образом, он просуществовал шесть веков, и его история тесно связана с историей Рима и Римской империи . Расположением своим он походил на древнегреческие гипподромы . Арена Цирка после его перестройки Юлием Цезарем имела в длину 640 м и в ширину 130 м. С трёх сторон, одной короткой и полукруглой и двух боковых, длинных, она была опоясана покоившимися на сводах многочисленными, устроенными один выше другого ярусами сидений (лат. moeniana ), над которыми возвышались павильоны и галереи с колоннами. Нижний ярус, лежавший непосредственно над довольно высоким цоколем сооружения (лат. podium ), был назначен для сенаторов; тут же во времена императоров находилась их трибуна (лат. pulvinar ). Следовавший за тем ярус могли занимать только всадники , а остальные ярусы предоставлялись для людей других сословий. С внешней стороны вся эта часть сооружения представляла аркады и колоннады, из-под которых по множеству лестниц можно было пробираться к местам для зрителей. Огромное сооружение было без крыши, но зрителей могло защищать от солнца натянутое над ними полотно.

По образцу старейшего римского цирка, «Великого Цирка», строились другие, как в самом Риме, так и в его провинциях, в которых под конец существования империи не было ни одного мало-мальски значительного города, обходившегося без здания подобного рода. В Риме кроме «Великого Цирка» находилось ещё три: построенный в 220 г. до н. э. на западе от Капитолия Цирк Фламиния, в котором Август давал однажды народу представление охоты на крокодилов , среди арены, наполненной водою; Цирк Нерона (называвшийся также Цирком Калигулы и Ватиканским), начатый постройкою при Калигуле, оконченный Нероном и известный в истории, главным образом, как место жестоких мучений, которым подвергал христиан второй из названных императоров; Цирк Каракаллы , выстроенный, однако, не при нём, а столетием позже при Ромуле, сыне Максенция , и важный для археологов тем, что его значительные развалины, раскинувшиеся за прежними Капенскими воротами (за нынешней Porta San Sebastiano), дают возможность изучить устройство римских цирков. Но ещё лучше служить этой цели могут открытые в г. остатки цирка в местности древних Бовилл, небольшого городка у подножия Альбанских гор, на Аппиевой дороге . Цирк этот не велик, но представляет собою типичный образец римских цирков и сравнительно хорошо сохранился.

Хронология

Игры

Скачки в римском цирке. Картина Куна, 1913

Почти полное разрушение Ц. объясняется как тем, что квадры сидений были превосходным материалом для построек, так и тем, что только меньшая часть Ц. была каменной. Все же и при этом состоянии разрушения мы можем себе составить представление и о плане цирка, и об его внутреннем убранстве - о первом как на основании раскопок, так, особенно, и на основании известного Северовского плана Рима, от которого сохранился кусок с изображением южной части Ц. По этому фрагменту и размерам долины можно вычислить приблизительно размеры Ц. Длина здания - 635 м, шир. 150 м, длина арены 590 м, шир. 80 м. Руководясь этими размерами, можно проверить указания авторов на вместимость Ц.: весьма возможно, что при Августе число мест достигало приблиз. 150000, а ко времени Константина увеличилось прибл. до 200000. О внутреннем убранстве Ц. можно судить на основании ряда римских памятников (рельефы, монеты, мозаики) и особенно на основании найденной в Барселоне мозаики, изображающей цирковые ристания. Детали изображения почти сходны с изображениями на римских памятниках. На spina изображены здесь, кроме приспособлений для счета и обелиска, ряд святилищ, колонки со статуями Викторий, статуя Великой матери богов (верхом на льве), военные знамена, кроме того ряд атлетов и зверей - может быть, статуй, символизирующих те игры, которые давались в Ц. кроме ристаний. На других памятниках мы видим, кроме того, святилище трёх богов, алтарь, трофеи с пленниками (ср. связанных людей на барселонской мозаике) и др. Главным зрелищем, собиравшим народ в Ц., были скачки на колесницах (кроме них упоминаются и бега, и бои атлетов, и бои зверей, и упражнения на верховых лошадях). Первоначально эти бега были составной частью религиозно-политических торжеств, сопровождавших возвращение войска из похода, что сказывается, в виде пережитка, на той pompa, которою вводились состязания колесниц. Pompa эта носила характер триумфа, с религиозной подкладкой. Она торжественно шла с Капитолия по форуму и скотному рынку и входила в южные ворота Ц. Во главе шёл или ехал (если это был претор или консул) магистрат, дававший игры, в триумфальной одежде (шитая золотом тога и туника , украшенная вышитыми на ней пальмами), держа в руке скипетр , украшенный орлом; сзади него стоял или шёл венчавший его золотым дубовым венцом общественный раб. Впереди гремела музыка, магистрата окружали его дети, друзья и клиенты. За ним везли и несли статуи богов, впоследствии - и обожествленных императоров, начиная с Юлия Цезаря. После этого вводного акта, очень длинного и очень педантичного, начинались игры. Одновременно открывались ворота и обыкновенно 4, иногда больше (6, 8, 12, смотря по количеству партий и колесниц каждой партии) колесниц, парою или чаще четверкою, вылетали на арену. Бег начинался направо от меты и кончался у места на противоположной стороне, отмеченного белой линией, после семикратного оббегания spina. Число заездов не всегда было одинаково: начиналось с 10 или 12, но чем дальше, тем более число их увеличивалось, и в императорское время доходило до 24 пли даже 36, что заполняло весь день с утра до вечера. Каждая скачка длилась не более четверти часа. Во время скачки возницы употребляли всевозможные средства, чтобы добыть первый приз, - средства, поведшие к выработке особого технического скакового жаргона, на котором написаны надписи в честь или память возниц. Особую опасность представляло огибание мет, к которым каждый старался держаться поближе; все зависело от выдержки и ловкости крайней левой лошади. Несчастные случаи были вполне обычны; лёгкую двуколеску, открытую сзади, ничего не стоило сломать при силе и быстроте четырёх лошадей; почти все изображения скачек дают в определённой схеме из четырёх состязающихся колесниц одну разбитой. Приз состоял из венка и известной суммы денег; давались и вторые, и третьи призы.

Цирковые партии

Поставка лошадей и возниц первоначально исходила от государства и сдавалась магистратами на откуп. Чем дальше, тем крупнее становились приплаты магистратов, дело же поставки организовалось в два больших предприятия, может быть, субсидируемые правительством. Предприятия эти содержали конюшни, лошадей, персонал возниц, школы для возниц, выезжали лошадей и т. п. Техническое имя этих предприятий было factio; главный заведующий носил имя dommus factionis . Различались factiones между собою цветами. Две компании республиканского времени одевали своих наездников одна в белое, другая в красное, и носили поэтому имя: одна - russata, другая - albata. В императорское, вероятно, время к этим двум присоединились синие и зелёные (лат. factiones veneta и prasina ); временно при Домициане имелись ещё золотые и пурпуровые (лат. purpureus pannus и auratus pannus ). Из этих партий видную роль играли в императорское время только синие и зелёные; около них сосредоточился весь интерес посетителей Ц. Интерес к лошадям, к возницам, азарт ставок - все это, раздуваемое участием высших слоев общества вплоть до императора, повело к тому, что интересы Ц. были насущнейшими и живейшими интересами Рима. Интерес сосредоточивался на постоянных носителях тех или других преимуществ - компаниях, поставщиках лошадей и возниц, - и раздувался самими компаниями; зритель привыкал усваивать себе интересы компании, и, таким образом, получилось страстное участие в судьбе не лошади или возницы, а партии. Страстность доходила до схваток и битв; влиятельные люди одной партии старались повредить другой; сами императоры проводили немало времени в конюшнях любимой партии и мощью своей власти поддерживали её в ущерб другой. С падением культурности страстность достигает своего апогея на ипподроме Константинополя . Пристрастие к партиям поддерживало интерес к носителям славы партии - возницам и лошадям, особенно к возницам, так как от их ловкости всего более зависела победа.

Профессионалы римского цирка

Специализация вытеснила дилетантов из Ц.; рука об руку с нею шла выработка понятия о неуместности её, как ремесла, для римской аристократии. Искони в цирк гоняли колесницы юноши знатных семей; они же, пока были ещё pueri, там же показывали высшую школу езды в ряде сложных военных эволюций, принимая участие в так назыв. lusus Troiae . В последние века республики все это вышло из моды, Цезарю и Августу, в их стремлении бороться с изнеженностью общества и кастовыми предрассудками, пришлось насильно вновь вводить старые обычаи. Они заставляли знатную молодежь гоняться на колесницах, выступать и в детском, и в юношеском возрасте в ряде военных упражнений на глазах у публики (ludi sevirales : участники - всадники, только что надевшие toga virilis ; lusus Traiae : участники - дети лучших сенаторских семей). Воспитательные цели Цезаря и Августа сменились страстным увлечением Ц. Калигулы и Нерона: не упражнение физических сил и борьба с предрассудками, а спорт сам по себе, любовь к успехам, видным и шумным в этой области, руководили особенно Нероном и его позднейшими подражателями. Слава возниц, их популярность не давали спать императорам, подобным Нерону. Но как ни росло увлечение скаковым спортом в обществе, цирковые кучера из общества всё-таки были исключением: тон давали в Ц. профессионалы. Выработка техники и умелая подготовка, в связи со специальными способностями, вырабатывали искусников, побеждавших по нескольку тысяч раз и составлявших себе колоссальные состояния из призов и особой платы от партии и нанимателей. Имена их гремели повсюду; все знали Скорпа или Диоклета, и ряд надписей подробно рассказывает нам их цирковую карьеру. Возницы начинали свою карьеру очень молодыми, что обусловливалось в значительной степени требованием от них возможной лёгкости. Большинство рано кончало жизнь насильственной смертью; лишь немногие, составив себе состояние, удалялись на покой. Самый костюм возниц указывал на опасность их профессии: поверх туники они обмотаны были ремнями, на голове носили гладкую кожаную шапку, ноги вплоть до сандалии также обвернуты были ремнями, все это - чтобы защитить по возможности тело от ударов и чтобы на всем теле не иметь такой одежды, которая могла бы за что-нибудь зацепиться, на которой можно было бы повиснуть. Вожжи привязаны были к пояснице возницы, чтобы можно было править одной рукой, а в другой держать бич; у пояса висел кривой нож, для обрезания вожжей в случае падения. Возницы были очень суеверны. Амулеты покрывали сплошь сбрую лошадей, их носили на теле сами возницы. В гробницах Карфагена и Аппиевой дороги найдено немало свинцовых писем к подземным богам - писем, которые должен был доставить по назначению мертвец: возницы поручали здесь друг друга вниманию подземных богов, приглашая их наслать на противника всевозможные цирковые напасти.

Лошади

Большой интерес возбуждали и лошади. Все знали знаменитых левых пристяжных (лат. funales ), побеждавших по сотне раз. Испания , Африка , Италия, Греция , Каппадокия конкурировали высотою крови и скаковых качеств своих конских заводов. Потребление и спрос на лошадей были громадны; конские заводы, очевидно, давали крупным заводчикам хорошие доходы. Особенно крупные предприятия этого рода создали чудные пастбища Африки; немало сохранилось мозаик, свидетельствующих о любви к лошадям, интересе к ним и распространённости коннозаводства в этой римской провинции. Каждая лошадь имела своё имя и свою генеалогию ; сотни имен переданы нам разнообразными памятниками, от мозаик и до свинцовых входных билетов-тессер. Лошади-победители на пути в свои конюшни справляли настоящие триумфы.

Социальное влияние

Таковы были элементы, из которых слагалась цирковая жизнь. Одинаково страстно жили этой жизнью и Рим, и провинции. Антиохия или Лион не уступали в этом отношении Карфагену и Коринфу. Могли не знать в Риме, чем кончилась война с германцами или парфянами, но всякий знал, кто победил в последний цирковый день - синие или зелёные.

С раннего времени различные празднества и представления играли важную роль в общественной жизни Рима. На первых порах общественные представления были вместе с тем и религиозными церемониями, непременно частью религиозных праздников. В VI в. до н.э. стали устраивать представления светского (не религиозного) характера, а за их проведение отвечали не жрецы, а должностные лица. Местом проведения таких представления был уже не алтарь того или иного бога, а цирк, расположенный в низине между Палатинским и Авентинским холмами.

Самым ранним римским гражданским праздником был праздник Римских игр. В течении нескольких столетий это был единственный гражданский праздник римлян. С III в. до н.э. были учреждены новые представления. Большое значение приобретают плебейские игры. Наиболее крупными религиозными праздниками были праздники, связанные с культом земледельческих богов.

В конце III - начале II в. до н.э. были учреждены также Аполлоновы игры, игры в честь Великой матери богов - Мегаленские игры, а также флоралии - в честь богини Флоры. Игры длились от 14 - 15 дней (Римские и Плебейские игры) до 6 - 7 дней (флоралии). Общая продолжительность всех праздничных дней этих игр достигала 76 дней в году.

Каждое празднество состояло из нескольких отделений:

1. торжественное шествие во главе с магистратом - устроителем игр, называвшееся помпой;

2. непосредственно состязания в цирке, ристания колесниц, конские скачки и т.д.

3. сценические представления в театре пьес греческих и римских авторов.

4. Заканчивались представления обычным пиром, массовым угощением, порой на несколько тысяч столов.

Из 76 праздничных дней около 50 дней отводилось на театральные представления. Некоторые из празднеств, например флоралии, Аполлоновы игры, почти целиком состояли из сценических дней. Большое число сценических дней в системе публичных представлений говорит о значительной роли театра в общественной жизни Рима II - Ш. вв. до н.э.

Крупнейшим достижение аутентичной Римской культуры был цирк. Это слово означающее для нас веселые и красочные зрелища. Но не по архитектуре зданий, ни тем более по характеру своих зрелищ, называвшихся публичными играми, римский цирк не похож на цирк наших дней.

В Риме, крупнейшем городе древности, насчитывалось семь цирков. Все они были устроены почти одинаково. но самым обширным и самым древним из них являлся так называемый Большой цирк.

Древнейшими и самыми людными были игры в Большом цирке. Так называлась природная лощина размером примерно 600 x 150 м. между холмами Авентином и Палатином, склоны которых предоставляли места зрителям. Здесь устраивались конские бега. В первые века Республики граждане могли участвовать в состязании и сами, и посылая туда своих коней и рабов. Венок, которым награждался хозяин победившей упряжки, считался столь же почетным, как воинский венок за доблесть. В более позднее время зрительский азарт поддерживался соперничеством цирковых партий (при Республике их было две). Без конских ристаний не обходился ни один праздник. Высшие должностные лица подавали знак к началу бегов. Большой цирк вмещал до 150-200 тыс. зрителей. Свои формы, обращенные к массовой аудитории, имела идеология славы. Так, всенародным зрелищем был так называемый триумф - торжественный въезд победоносного полководца в Рим и ритуальное шествие его к храму Юпитера Капитолийского. Триумфатор в расшитой золотом одежде, украшенный атрибутами Юпитера, в колеснице четверней двигался по городу. Перед ним везли напоказ добычу, изображения захваченных городов, таблички с названиями покоренных стран и народов, вели их предводителей или царей (которых, не доведя до храма, отправляли в тюрьму, где обычно и убивали). Здесь же шли ликторы со знаками власти, а за колесницей следовало войско, чьи победные восклицания подхватывались толпой. Солдаты распевали свои песни, иногда с грубыми насмешками над триумфатором (чтобы не сглазить его счастье). В храме он совершал благодарственное жертвоприношение. Завершался праздник пиром с угощением для народа. Триумф, предоставлявшийся сенатом, считался серьезным событием: он облегчал дальнейшую карьеру самому полководцу, а сыновьям его - соискание должностей. В театральное действо обращались и похороны знатного человека. В погребальном шествии участвовали "изображения" (раскрашенные маски) знаменитых предков умершего. По словам Полибия, они надевались на людей подходящего роста и сложения, одетых в соответствии с должностями изображаемых. Они сопровождали тело на колесницах, а впереди них несли знаки отличия. На Форуме шествие останавливалось. Мертвого обычно ставили стоймя, "дабы он был виден всем", "предки" в масках рассаживались "по порядку в креслах из слоновой кости". "Неужели, - восклицает Полибий, - можно взирать равнодушно на это собрание изображений людей, прославленных за доблесть, как бы оживших, одухотворенных?" "Перед лицом всего народа, стоящего кругом", сын или другой родственник произносит речь, воскрешающую в памяти присутствующих "деяния прошлого", и "личная скорбь родственников обращается во всенародную печаль". По окончании похвального слова умершему оратор "переходит к повествованию о подвигах всех присутствующих здесь покойников, начиная от старейшего из них. Таким образом непрестанно возобновляется память о заслугах доблестных мужей, этим увековечивается слава граждан, совершивших чтолибо достойное, имена благодетелей отечества становятся известными народу и передаются в потомство; вместе с тем - и это всего важнее - обычай поощряет юношество ко всевозможным испытаниям на благо государства, лишь бы достигнуть славы, сопутствующей доблестным гражданам" (пер.Ф. Мищенко).

Такие ритуальные похвалы, связывавшие военные подвиги умершего со всем его нравственным обликом, Дионисий Галикарнасский называл "древним изобретением римлян". Цицерон, правда, сетовал на то, что "изза этих похвальных слов наша история полна ошибок, так как в них написано многое, чего и не было: вымышленные триумфы, многие консульства, даже вымышленные родословия.". Однако и в его время образцы такого красноречия, хранившиеся в фамильных архивах, находили практическое применение, служа продолжению определенной традиции. От масок, выносившихся на похоронах, вел свое начало знаменитый римский скульптурный портрет с его интересом к индивидуальным чертам лица, стремлением к правдивости и неприкрашенности. Постепенно складывающийся облик города давал возможность как бы созерцать картины римских побед. На его площадях и улицах умножались памятники военной славы: храмы, посвященные победам, колонны, воздвигнутые в честь полководцев, статуи знаменитых римлян. Со II в. до н.э. появляется и специфически римский тип памятного сооружения - триумфальная арка. Этому способствовало изобретение римскими строителями бетонной техники, стимулировавшее широкое распространение арочносводчатых конструкций и преобразовавшее античную архитектуру. Аркады играют роль несущего элемента в очень характерном типе римских сооружений, вошедшем существенным элементом в римский городской пейзаж, - в акведуке (надземном водопроводе). Тип арочного акведука был выработан в 40х годах II в. до н.э., когда был сооружен первый его образец - Марциев акведук. Если раньше спектакли устраивались только раз в год (на Римских играх), то в конце III - начале II в. устанавливаются еще три праздника, которые сопровождаются сценическими представлениями. Кроме того спектакли могли устраиваться и по поводу погребальных игр, триумфов и т.п. С начала II в. до н.э. в обычай входят звериные травли - во времена Республики их устраивали в Большом цирке. Иногда это бывали просто "охоты" на безопасных зверей, но ради остроты зрелища зверей стравливали между собой, заставляли драться с людьми. Кровавые зрелища все больше дорожали. В конце II в. до н.э. гладиаторские игры были в первый раз даны магистратами. Их популярность росла очень быстро (хотя до конца Республики они, как и театральные представления, давались во временных деревянных сооружениях).

Самые различные события в государственной и общественной жизни Рима имели тенденцию принимать зрелищный облик или, во всяком случае, находить то или иное отражение в стихии зрелищ. Зрелища были рассчитаны на активность зрителей и как бы собирали зрительскую толпу в единое целое, позволяя воздействовать на общественное настроение. Если сравнивать эти настроения римлян с агоническими реалиями греков, чувствуется заметная разница между мирным и гуманистическим началом в зрелищах греков и брутальнокровавых игрищах римлян.

Большой цирк - античный ипподром в Риме для проведения гонок на колесницах и других массовых мероприятий. Расположенный в долине между Авентинским и Палатинским холмами, он был первым и самым большим стадионом античного Рима. Длина стадиона достигает 621 м, а ширина - 118 м. Некогда он мог вместить в себя до 150 тысяч зрителей. Сегодня территория Большого цирка является публичным парком.

В эпоху античного Рима на стадионе проводились «луди» - публичные игры, посвященные различным религиозным датам. Часто инициаторами их проведения становились состоятельные римляне или само государство. Сами зрелища могли быть как однодневными, так и длиться более продолжительный период времени, сопровождаясь религиозными церемониями, скачками, гонками на колесницах, гладиаторскими боями и т.д. Одно из так называемых «венатио» (вид развлечения, сочетающий в себе охоту и умерщвление животных), проводившееся на стадионе в 169 году до н.э., включало в себя участие 63 леопардов и 40 медведей и слонов. В дни, свободные от зрелищ, стадион использовался жокеями и возницами для тренировок, а также мог служить удобным загоном для скота, продаваемого на близлежащем рынке. По мере того, как христианство распространялось по империи, «луди» становились все менее популярными - последнее из известных состоялось в Большом цирке в 523 году н.э., а последние гонки на колесницах имели место в 549 году.

Постепенно, в 6-7 веках, стадион был заброшен и пришел в упадок (и даже частично разобран на строительные материалы). Нижние уровни, подверженные затоплению во время наводнений, оказались погребены под слоем ила и сегодня расположены на 6 м ниже поверхности земли. Только в 12 веке для осушения почвы здесь был сооружен водосток, а к 16 столетию территория Большого цирка была превращена в огород для выращивания овощей на продажу. Интересно, что, несмотря на все эти перипетии, многие из архитектурных элементов стадиона уцелели. Так, в 1587 году по приказу Папы Римского Сикста V два античных обелиска были перенесены, и один из них установили на площади Пьяцца дель Пополо. В середине 19 века в ходе строительных работ были извлечены на свет нижние ряды сидений и внешний портик, и с тех пор раскопки в Большом цирке периодически извлекают отдельные части античного строения. Сегодня Большой цирк функционирует как публичный парк в самом центре города и часто используется для проведения концертов и развлекательных мероприятий.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    Древний Рим

    Ужасы средневековой Европы. Антисанитария

    Архитектура Древнего Рима (рус.) История древнего мира

    Субтитры

    Когда я изучал историю Древнего Рима, то сложнее всего мне было понять, как соотносятся друг с другом все эти древние руины, но, к счастью, теперь у нас есть д-р Бернард Фришер, который создал превосходную видео-модель, позволяющую наглядно представить себе пространство Вечного Города. Создать подобную модель было весьма сложно по двум причинам. Во-первых, древние города сейчас лежат в развалинах, и, соответственно, нам довольно трудно понять, как эти развалины в действительности выглядели в древности. А во-вторых, до нашего времени дошли лишь случайные обломки, и всем объемом материала мы не располагаем. Конечно, внешний вид Пантеона или Колизея – это еще не внешний вид всего города. Как выглядело все остальное? Большая часть зданий не сохранилась. В общем, в рамках нашей модели мы пытаемся представить, как выглядел весь город целиком. Так давайте же посмотрим! Давайте! Мы как будто летим над городом, над Тибром. Это хорошее место для начала нашей экскурсии, потому что, как известно, Тибр делит Рим на две части. И вон там, в отдалении, я вижу очень большой храм. Это Капитолийский храм, который представлял собой главный храм Рима. Он располагался на вершине Капитолийского холма, который по этой причине считался центром государственного культа и государственной религии. Итак, какой же момент в римской истории вы выбрали для своей модели? Теоретически это 320 г. н.э., когда римское градостроительство достигло своего пика. Прежде всего, это, конечно, касается общественных зданий. Императором в это время был Константин Великий, который вскоре после этого перенес столицу из Рима в Константинополь. Итак, мы летим над рекой и за Капитолийским холмом видим Палатин, еще один из семи канонических холмов Рима. Палатин очень хорошо заметен всем, кто приезжает в Рим. Это тот самый большой холм с дворцами, который прекрасно виден с Форума. Кстати, английское слово «palace[пэлис]», обозначающее дворец, происходит именно от слова «Палатин». Римляне говорили: «Где император – там дворец». Таким образом, термин постепенно оторвался от конкретного холма и стал обозначать просто место, где живет правитель. И действительно, пролетая мимо Большого цирка, мы видим огромный императорский дворец, занимающий практически весь склон холма. При этом мы, конечно, должны помнить о том, что дворец был не только жилищем императора и его семьи, но и центром государственного управления. А какова же связь между дворцом и огромным цирком? Они на самом деле соединены друг с другом. Роскошные цирковые игры нередко давались самим императором, который спускался в свою ложу непосредственно из дворца или вообще мог смотреть скачки прямо из окна своих покоев. Да, конечно, это не был цирк в нашем современном понимании. Мы говорим о различных спортивных состязаниях, чаще всего это были гонки на колесницах. Вспомните хотя бы знаменитую сцену из фильма «Бен Гур». Кроме того, в цирке проходили звериные травли, парады, религиозные и триумфальные процессии. А теперь давайте взглянем на сам город. Нам известно, что в Риме была очень развита культура торговли и имелись настоящие рынки. Но что же мы знаем о повседневной жизни римлян? Очень многое. Мы знаем сотни римских ремесел и профессий, множество различных социальных прослоек. Мы знаем, чем римляне питались и как долго жили. Ученые реконструировали их повседневную жизнь в мельчайших подробностях. А вот мы видим акведук, огромный водопровод, одно из самых впечатляющих сооружений Рима. Да, римляне знамениты своими акведуками. Их город никогда не стал бы таким огромным с миллионом жителей или даже двумя без акведуков, по которым вода поступала в дома из районов, расположенных в 20-30 милях от Рима. Римляне заставили работать эту систему, используя источники, расположенные высоко в горах, откуда вода самотеком сбегала вниз – в город и долину. При этом римские мастера каким-то образом могли строить подобные сооружения таким образом, чтобы их уклон составлял всего 1 фут на 2000, что, конечно, совершенно удивительно. Мы не знаем, каким образом они могли провести настолько точные расчеты, чтобы вода текла сверху вниз медленно, но с постоянным напором. Здесь мы имеем дело с честолюбивым стремлением человека к контролю над природой. Построить город там, где уже есть вода? Нет! Нужно подчинить природу своим потребностям. Римляне были невероятно искусными инженерами. Конечно, они использовали воду для питья, очевидно – для приготовления пищи и т.д., но в то же время многие акведуки заканчивались великолепными фонтанами или вели в огромные общественные бани – так называемые те[э]рмы. И вот этот район, судя по всему, был некоторым образом отделен от более густонаселенной части города. Вот здесь у нас располагаются термы Траяна. Да. Эти термы не были первыми, но они стали образцом для многих других общественных бань. Блок банных сооружений находился в центре своеобразной парковой зоны, обнесенной стенами. Мы уже говорили о том, что императоры всячески стремились обеспечить благополучие горожан, и в данном случае мы имеем дело с превосходным примером подобного стремления. Далее мы приближаемся к, пожалуй, самым знаменитым сооружениям Древнего Рима. Колизей… Но мы сейчас говорим о довольно позднем этапе римской истории. Не было ли раньше на месте Колизея еще какого-нибудь дворца? Конечно, был. Колизей был построен императором Веспасианом, который взошел на престол в 69 г. до н.э., после самоубийства Нерона, который был очень непопулярным правителем. Одной из причин его непопулярности было то, что после великого пожара 64 г. н.э., в ходе которого была уничтожена весьма значительная часть Рима, он конфисковал более 100 акров земли в центре города и построил там собственный дворец. Золотой дом Нерона. А в дворцовых садах располагался большой пруд. И Веспасиан, чтобы показать, что является другом народа, повелел пруд засыпать и возвести на этом месте Колизей, но он изначально не назывался «Колизей». Это название появилось лишь в Раннее Средневековье. Римляне называли это сооружение амфитеатром Флавиев, потому что Веспасиан происходил из рода Флавиев. И это действительно амфитеатр, то есть «двойной» театр овальной формы. Римляне, без сомнения, не называли его Колизеем, но зато они называли Колоссом вот эту огромную статую бога солнца. Вы упоминали о том, что мы говорим о том периоде, когда Римом правил Константин, который еще не перенес столицу на восток. Очень любопытно будет взглянуть вот на эту арку, арку Константина. Она еще совершенно новая. Ей всего пара лет. Константин покинул Рим после того, как разбил Максенция в битве у Мульвийского моста. Насколько нам известно, в Вечный Город он больше не возвращался – и арку так и не увидел. А теперь давайте заглянем внутрь Колизея. Здесь, как в зеркале, отражается все римское общество. Лучшие места – это те, что расположены ниже прочих, ближе всего к арене. Они были зарезервированы для императора, высших чиновников, жрецов и так далее. За ними сидели сенаторы, еще дальше – богатые купцы, а за ними – обычные свободнорожденные граждане. На самом верху располагались места для женщин, рабов и иноземцев. Что же приходили смотреть все эти люди? Сейчас у нас тут происходит как раз то, что чаще всего ассоциируется с Колизеем – гладиаторские бои. Кроме того, в Колизее устраивались любимые римлянами звериные травли, а также казни преступников – нередко весьма красочные и очень жестокие. А теперь давайте повернем налево и двинемся по направлению к форуму. Что это за огромный храм? Это крупнейшее религиозное сооружение Рима. Храм Венеры и Ромы. Он был построен императором Адрианом. Это сооружение является весьма любопытным, потому что на самом деле это два храма с общей внутренней стеной. Один из них был посвящен богине Венере и выходил к Колизею, а второй был посвящен богине Роме и выходил на форум. Судя по всему, на это были свои причины. Венера смотрит на Колизей, который ассоциируется с забавами и играми, т.е. досугом – который сами римляне называли «оциум». Тогда как Рома – богиня более серьезная. Она смотрит на форум, который представляет собой территорию «негоциум», т.е. дел и работы. Далее мы переходим собственно к форуму. Для начала остановимся у Базилики Максенция, последней из крупных гражданских построек, возведенных в Риме до переноса столицы. Это поистине огромное сооружение. Слово «базилика» вполне может быть вам знакомо – так мы нередко называем церкви. Но для римлян это было гражданское здание, в котором в основном проходили судебные заседания. Христиане же просто переняли форму этого здания, потому что нередко молились в базиликах, и наполнили эту форму новым содержанием. Итак, мы попадаем на территорию одной из самых сложных частей Рима. Особенно сложно, глядя на современные развалины, понять, как все эти здания были связаны друг с другом. Я всегда сравниваю форум с Мемориалом ветеранов Вьетнама в Вашингтоне. Это большая открытая общественная территория, которая используется для проведения различных общественных мероприятий типа парадов и торжественных речей. Здания, расположенные вокруг этого открытого пространства, также являются общественными и представляют собой суды и храмы. Кроме того, на форуме – так же, как и на территории вашингтонского мемориала – располагались памятники великим людям и монументы в честь наиболее важных событий. Частные владения, прилегающие к форуму, постепенно скупались, в силу чего каждый император мог построить свой собственный форум. Это были так называемые «императорские форумы». Итак, мы описали полный круг и теперь вновь смотрим на Капитолий. Мы проносимся над Форумом – и к нему еще вернемся. Мы проносимся над Капитолийским холмом и видим Капитолийский храм, а потом перемещаемся обратно к реке, где обнаруживаем большую плоскую площадку, которая называется Марсовым полем. Во времена Республики, когда римская армия состояла из граждан, здесь собирались и тренировались воины. Далее, мы приближаемся к красивому квадратному пруду и смотрим сбоку на очень важное здание, которое именуется Пантеоном. Ротонды, круглой части, в древности мы бы не увидели. Вместо нее мы бы увидели сооружение с восемью колоннами в передней части, которое выглядело как традиционный римский храм. Я хочу сказать, что это здание было построено с определенным сюрпризом внутри. Потому что снаружи оно действительно выглядит как обычный греческий или римский храм, но когда вы входите внутрь, то замечаете наличие ротонды. Я просто хочу еще мгновение полюбоваться масштабом конструкции. Посмотрите на эти колонны – они просто колоссальны. Способность поставить такие огромные камни вертикально уже сама по себе феноменальна. Но это еще не все. Ведь этот камень – это гранит, привезенный из Египта, который находился очень далеко. Это здание, которое прославляет римских императоров. Как нам известно, здесь стояли статуи Юлия Цезаря и Августа, и на этом основании мы полагаем, что Пантеон всегда был связан с императорским культом. Итак, внутреннее пространство Пантеона просто магическим образом раскрывается перед вами. Это просто волшебно. Я водил сюда много экскурсий и спрашивал посетителей, испытывали ли они те же впечатления, что и я. Если вы остановитесь прямо на пороге и будете держать голову прямо, я всегда спрашиваю: «Что вы видите?» И все всегда соглашаются со мной, что здесь видно отверстие в куполе, пол и вы можно смотреть направо и налево. То есть перед вами открывается грандиозное пространство. Но при этом оно находится точно на самом пределе человеческого зрения, и для меня подобные вещи служат показателем истинно классического стиля, который всегда опирается на человеческие формы, пропорции и ограничения. Здание, которое четко соответствует пределам нашего зрения, воистину облагораживает нас. Оно позволяет нам почувствовать себя великими. Оно не принижает нас. А вот, если бы это здание было бы в десять раз больше, мы бы чувствовали себя низведенными до размеров муравья. Конструкция здания теснейшим образом связана с круглыми формами, и в то же время в ней очень много квадратов. Эту игру квадратов и кругов легко заметить, глядя на пол. И, конечно, нельзя не упомянуть потолковые кессоны, которые создают прекрасное чувство ритма. Совершенно верно! И обратите внимание на то, что здесь тоже заметна игра квадратов и кругов, потому что квадратные кессоны образуют полукруглый купол. Но для меня интересней всего то, что этот купол был раскрашен, хотя сейчас почти вся краска уже исчезла. Купол тесно связан с небесными мотивами, и, соответственно, его основание было выкрашено в голубой цвет. Кессоны же были подкрашены желтым – как если бы они излучали солнечный свет, а в середине кессонов, вероятно, имелись розетки, символизировавшие светила или звезды. Как нам известно из одного исторического труда, написанного всего через сто лет после сооружения Пантеона, даже в древности люди не могли понять, как архитекторам удалось построить такой купол. Даже в древности это вызывало удивление. Очень интересно, как падает свет. Если вы посмотрите на купол, то поймете, что солнечные лучи должны направляться на различные кессоны в различное время суток и в определенные дни года. Недавние исследования показывают, что это были не солнечные часы, а, скорее, некая игра света, которая должна была показывать ход времени в течение года. В частности, солнечный свет проходил четко через отверстие в куполе в полдень 21 апреля, освещая основную дверь Пантеона. Как мы помним, Пантеон в рассматриваемом виде был построен при императоре Адриане. А ведь именно этот император особо интересовался празднеством, посвященным дню основания Рима и отмечавшимся как раз 21 апреля. Адриан переименовал это празднество в честь богини Ромы. Судя по всему, именно его заслуга заключается и в создании рассматриваемого драматического эффекта, но при этом мы можем только догадываться о том, какие церемонии проходили в Пантеоне 21 апреля. А теперь давайте вернемся на форум. Здесь сходились многие из основных дорог, проходящих через город, и многие римские граждане проходили здесь по своим делам. И вот камера отъезжает назад. Теперь мы можем охватить взглядом весь город – и понять, насколько сложной, насколько продвинутой была эта древняя цивилизация. Сколько зданий было в этом городе – задумывались ли вы об этом? По данным двух переписей, проведенных в IV в. н.э., в Риме было от восьми до десяти тысяч построек. Население же города, вероятно, составляло 1-2 миллиона, а общая площадь – примерно двадцать пять квадратных километров. Таким образом, это был крупнейший город западного мира – вплоть до XIX века, когда его место занял Лондон.

Терминология

Цирковые сооружения

В начале существования Рима, при первых царях, местом цирка служило Марсово поле ; затем, как гласит предание, Луций Тарквиний Приск устроил за счёт добычи в войне с латинами особое ристалище в долине между Палатинским и Авентинским холмами, известное потом под названием «Великого цирка » (лат. Circus Maximus ).

Расположением своим он походил на древнегреческие гипподромы . Арена цирка после его перестройки Юлием Цезарем имела в длину 640 м и в ширину 130 м. С трёх сторон, одной короткой и полукруглой и двух боковых, длинных, она была опоясана покоившимися на сводах многочисленными, устроенными один выше другого ярусами сидений (лат. moeniana ), над которыми возвышались павильоны и галереи с колоннами. Нижний ярус, лежавший непосредственно над довольно высоким цоколем сооружения (лат. podium ), был назначен для сенаторов ; тут же во времена императоров находилась их трибуна (лат. pulvinar ). Следовавший за тем ярус могли занимать только всадники , а остальные ярусы предоставлялись для людей прочих сословий. С внешней стороны вся эта часть сооружения представляла аркады и колоннады, из-под которых по множеству лестниц можно было пробираться к местам для зрителей. Огромное сооружение было без крыши , но зрителей могло защищать от солнца натянутое над ними полотно.

По образцу старейшего римского «Великого цирка» строились другие, как в самом Риме, так и в его провинциях , в которых под конец существования империи не было ни одного мало-мальски значительного города, обходившегося без подобного здания. В Риме кроме «Великого цирка» находилось ещё три:

  • построенный в 220 г. до н. э. на западе от Капитолия цирк Фламиния , в котором Август давал однажды народу представление охоты на крокодилов посреди арены, наполненной водой;
  • цирк Нерона (называвшийся также цирком Калигулы и Ватиканским), начатый постройкой при Калигуле , законченный Нероном и известный в истории, главным образом, как место жестоких мучений, которым подвергал христиан второй из названных императоров;
  • цирк Каракаллы , выстроенный, однако, не при нём, а столетием позже при Ромуле, сыне Максенция , и важный для археологов тем, что его значительные развалины, раскинувшиеся за прежними Капенскими воротами (за нынешней Porta San Sebastiano), дают возможность изучить устройство римских цирков.

Но ещё лучше служить этой цели могут открытые в 1823 году остатки цирка в местности древних Бовилл, небольшого городка у подножия Альбанских гор , на Аппиевой дороге . Цирк этот не велик, но представляет собою типичный образец римских цирков и сравнительно хорошо сохранился.

Игры

Почти полное разрушение цирков объясняется как тем, что квадры сидений были превосходным материалом для построек, так и тем, что только меньшая часть цирков была каменной. Всё же и при таком состоянии разрушения можно себе составить представление и о плане цирка, и об его внутреннем убранстве - о первом как на основании раскопок, так, особенно, и на основании известного Северовского плана Рима, от которого сохранился кусок с изображением южной части цирка. По этому фрагменту и размерам долины можно вычислить приблизительно размеры цирка. Длина здания - 635 м, шир. 150 м, длина арены 590 м, шир. 80 м. Руководясь этими размерами, можно проверить указания авторов на вместимость цирка: весьма возможно, что при Августе число мест достигало приблизительно 150 000, а ко времени Константина увеличилось почти до 200 000.

О внутреннем убранстве цирка можно судить на основании ряда римских памятников (рельефы, монеты, мозаики) и особенно на основании найденной в Барселоне мозаики, изображающей цирковые ристания. Детали изображения почти сходны с изображениями на римских памятниках. На spina изображены здесь, кроме приспособлений для счета и обелиска, ряд святилищ, колонки со статуями Викторий, статуя Великой матери богов (верхом на льве), военные знамена, кроме того ряд атлетов и зверей - может быть, статуй, символизирующих те игры, которые давались в цирке кроме ристаний. На других памятниках мы видим, кроме того, святилище трёх богов, алтарь, трофеи с пленниками (ср. связанных людей на барселонской мозаике) и др.

Главным зрелищем, собиравшим народ в цирк, были скачки на колесницах (кроме них упоминаются и бега, и бои атлетов, и бои зверей, и упражнения на верховых лошадях). Первоначально эти бега были составной частью религиозно-политических торжеств, сопровождавших возвращение войска из похода, что сказывается, в виде пережитка, на той pompa , которою вводились состязания колесниц. Pompa эта носила характер триумфа, с религиозной подкладкой. Она торжественно шла с Капитолия по форуму и скотному рынку и входила в южные ворота цирка. Во главе шёл или ехал (если это был претор или консул) магистрат, дававший игры, в триумфальной одежде (шитая золотом тога и туника , украшенная вышитыми на ней пальмами), держа в руке скипетр , украшенный орлом; сзади него стоял или шёл венчавший его золотым дубовым венцом общественный раб. Впереди гремела музыка, магистрата окружали его дети, друзья и клиенты. За ним везли и несли статуи богов, впоследствии - и обожествленных императоров, начиная с Юлия Цезаря. После этого вводного акта, очень длинного и очень педантичного, начинались игры.

Открывались одновременно ворота и обыкновенно 4, иногда больше (6, 8, 12, смотря по количеству партий и колесниц каждой партии) колесниц, парою или чаще четверкою, вылетали на арену. Бег начинался направо от меты и кончался у места на противоположной стороне, отмеченного белой линией, после семикратного оббегания spina . Число заездов не всегда было одинаково: начиналось с 10 или 12, но чем дальше, тем более число их увеличивалось, и в императорское время доходило до 24 пли даже 36, что заполняло весь день с утра до вечера. Каждая скачка длилась не более четверти часа. Во время скачки возницы употребляли всевозможные средства, чтобы добыть первый приз, - средства, поведшие к выработке особого технического скакового жаргона, на котором написаны надписи в честь или память возниц.

Особую опасность представляло огибание мет, к которым каждый старался держаться поближе; все зависело от выдержки и ловкости крайней левой лошади. Несчастные случаи были вполне обычны; лёгкую двуколеску, открытую сзади, ничего не стоило сломать при силе и быстроте четырёх лошадей; почти все изображения скачек дают в определённой схеме из четырёх состязающихся колесниц одну разбитой. Приз состоял из венка и известной суммы денег; давались и вторые, и третьи призы.

Цирковые партии

Поставка лошадей и возниц первоначально исходила от государства и отдавалась магистратами на откуп. Чем дальше, тем крупнее становились приплаты магистратов, дело же поставки организовалось в два больших предприятия, возможно субсидируемые правительством. Предприятия содержали конюшни, лошадей, персонал возниц, школы для возниц, выезжали лошадей и т. п. Техническое имя предприятий было factio ; главный заведующий носил имя dommus factionis .

Различались factiones между собой цветом . Две компании республиканского времени одевали своих наездников одна в белое, другая в красное, и поэтому назывались russata и albata . В императорское, вероятно, время к этим двум присоединились синие и зелёные (лат. factiones veneta и prasina ); временно при Домициане имелись ещё золотые и пурпуровые (лат. purpureus pannus и auratus pannus ). Из этих партий видную роль играли в императорское время только синие и зелёные; около них сосредоточился весь интерес посетителей цирка.

Интерес к лошадям, к возницам, азарт ставок - все это, раздуваемое участием высших слоев общества вплоть до императора, повело к тому, что интересы цирка были насущнейшими и живейшими интересами Рима. Интерес сосредоточивался на постоянных носителях тех или других преимуществ - компаниях, поставщиках лошадей и возниц, - и раздувался самими компаниями; зритель привыкал усваивать себе интересы компании, и, таким образом, получилось страстное участие в судьбе не лошади или возницы, а партии. Страстность доходила до схваток и битв; влиятельные люди одной партии старались навредить другой; сами императоры проводили немало времени в конюшнях любимой партии и мощью своей власти поддерживали её в ущерб другой. С падением культурности страстность достигает своего апогея на ипподроме Константинополя . Пристрастие к партиям поддерживало интерес к носителям славы партии - возницам и лошадям, особенно к возницам, так как от их ловкости более всего зависела победа.

Профессионалы римского цирка

Специализация вытеснила дилетантов из цирков; рука об руку с ней шла выработка понятия о её неуместности, как ремесла, для римской аристократии. Поначалу колесницы в цирке гоняли юноши знатных семей; они же, пока были ещё pueri , там же демонстрировали высшую школу езды в ряде сложных военных эволюций, принимая участие в так называемых троянских играх (lusus Troiae ).

В последние века республики всё это вышло из моды, Цезарю и Августу, в их стремлении бороться с изнеженностью общества и кастовыми предрассудками, пришлось насильно вновь вводить старые обычаи. Они заставляли знатную молодежь гоняться на колесницах, выступать и в детском, и в юношеском возрасте в ряде военных упражнений на глазах у публики (ludi sevirales : участники - всадники, только что надевшие toga virilis ; lusus Traiae : участники - дети лучших сенаторских семей).

Воспитательные цели Цезаря и Августа сменились страстным увлечением цирком Калигулы и Нерона: не упражнение физических сил и борьба с предрассудками, а спорт сам по себе, любовь к успехам, видным и шумным в этой области, руководили особенно Нероном и его позднейшими подражателями. Слава возниц , их популярность не давали спать императорам, подобным Нерону.

Но как ни росло увлечение скаковым спортом в обществе, цирковые погонщики из общества всё-таки были исключением: тон в цирке задавали профессионалы. Выработка техники и умелая подготовка, в связи со специальными способностями, вырабатывали искусников, побеждавших по нескольку тысяч раз и составлявших себе колоссальные состояния из призов и особой платы от партии и нанимателей. Имена их гремели повсюду; все знали Скорпа (Flavius Scorpus) или Диокла , и ряд надписей подробно рассказывает нам их цирковую карьеру.

Возницы начинали свою карьеру очень молодыми, что обусловливалось в значительной степени требованием от них возможной лёгкости. Большинство рано кончало жизнь насильственной смертью; лишь немногие, составив себе состояние, удалялись на покой. Самый костюм возниц указывал на опасность их профессии: поверх туники они обмотатывались ремнями, на голове носили гладкую кожаную шапку, ноги вплоть до сандалий также обматывались ремнями, всё это - чтобы защитить по возможности тело от ударов и чтобы на всем теле не было одежды, которая могла бы за что-нибудь зацепиться, на которой можно было бы повиснуть. Вожжи привязывались к пояснице возницы, чтобы можно было править одной рукой, а в другой держать бич; у пояса висел кривой нож для обрезания вожжей в случае падения. Возницы были очень суеверны.

Если пофантазировать, то можно представить, как после реконструкции Юлия Цезаря Большой цирк вмещал 250000 сидячий и столько же стоячих зрителей, а на арене состязались 12 колесниц одновременно! Осмотрите сначала древний ипподром со стороны развалин, а потом поднимитесь на Палатин и полюбуйтесь им сверху. Вход бесплатный. Можно спуститься на арену, где всё ещё хорошо заметен разделяющий гребень (спина).

Как использовали Большой цирк

Большой цирк (Circo Massimo) – огромное сооружение, служившее для проведения гонок на колесницах – первый ипподром и стадион античного Рима, вмещавший до двухсот тысяч зрителей. Он был образцом для всех цирков Империи. В наши дни Цирк Массимо стал туристическим объектом, демонстрирующим былую мощь Древнего Рима.

Строительство и реконструкции Большого цирка

Каждый римский правитель вносил свои изменения в облик Большого цирка. Первые состязания колесниц в долине между и прошли при Тарквинии Древнем, однако долгое время на этой территории не существовало никаких специальных построек. В 329 году до н.э. были построены первые деревянные сооружения стадиона, а прилегающие сельскохозяйственные угодья впервые были осушены.

Примерно в 50 году до н.э. развитием цирка занялся Юлий Цезарь. Арена была продлена и расширена, по периметру и между дорожками были проделаны дренажные каналы, на короткой стороне овального ограждения выстроили ворота для всадников. Были построены трибуны для высокопоставленных зрителей, деревянные ярусы для горожан и плебса. По оценке Плиния-старшего, в то время цирк вмещал до 250 тысяч человек.