«До свиданья, друг мой, до свиданья», анализ стихотворения Есенина. До свиданья, друг мой, до свиданья

Это стихотворение “До свидания, друг мой, до свидания”, стало последним стихотворением этого замечательного и знаменитого поэта. Сергей Есенин его написал двадцать седьмого декабря, в одна тысяча девятьсот двадцать пятом году. В последний трагический год его жизни.

Стихотворение Есенин писал кровью, потому как у него не осталось ни капли чернил для письма. Это знаменитое стихотворение Есенин написал в гостинице, название которой было “Англетер”. После его написания он трагически покончил свою жизнь самоубийством.

До конца не стало понятно, что же заставило молодого и знаменитого писателя, сделать такой опрометчивый шаг. Даже друзья и близкие писателя Сергея Есенина, не могли найти причину, по которой он решил так скоропостижно, в таком молодом возрасте уйти из своей замечательной жизни.

О стихотворение “До свидания, друг мой, до свидания”, в то время говорили все поклонники его творчества, друзья и близкие писателя. Это посмертное стихотворение стало самым известным, среди всех его сочинений. Стихотворение после ухода из жизни Сергея Есенина, в чистом виде печаталось в газетах и книгах.

Судя по строкам стихотворения “До свидания, друг мой, до свидания”, оно предназначалось самому родному и дорогому для него человеку, к которому он так трепетно относился.

Строка из стихотворения Сергея Есенина, милый мой, ты у меня в груди, рассказывает о том, что Сергей Есенин по-своему любит этого человека, которому посвящено последнее посмертное стихотворение, и хранит его в своем сердце.

В след за этими строками Сергей Есенин пишет, до свидания, мой друг, без руки, без слова, в этих строках писатель объясняется человеку, которому адресовано это послание в стихах, о том что, мол, так получилось, что не смог проститься, подав руки, и словом сказать прощай.

Завершают стихотворение Сергея Есенина строки, не грусти и не печаль бровей, – в этой жизни умирать не ново, но и жить, конечно, не новей. В этих строках Есенин утешает человека, которому адресовал это послание, что бы тот не страдал о его уходе из жизни. Объясняет, что все смертны, что это не первый случай. Далее сообщает о том, что жизнь обыденна.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЕЧЕРНЯЯ (СМЕННАЯ) ШКОЛА№185 Г. ЕКАТЕРИНБУРГА

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Анализ стихотворения «До свидания мальчики..» Б. Ш. Окуджава

Работу выполнил: Каргапольцева С.Ю.

учитель русского языка и литературы

г. Екатеринбург

2013

Стихотворение «До свидания, мальчики..» было написано Б.Ш. Окуджава в 1958 г. Это стихотворение было написано в память его друзьям-мальчишкам с Арбата, которые все погибли на войне.

В стихотворении звучит тема войны . Окуджава сам прошел всю войну, попав на нее добровольцем в 42 году, будучи совсем молодым мальчишкой-девятиклассником.

Сюжет в этом стихотворение тесно связан с его композицией . Стихотворение можно разделить на две части. В первой части автор обращается к мальчикам, к еще совсем недавно бывшим озорным мальчишкам, которые уходят на войну, в одночасье сделавшую из них солдатов, взрослых мужчин, которые должны забыть страх, не щадить себя, потому что должны защитить от врага свою родину, жен, матерей, девушек. «.. повзрослели они до поры, на пороге едва помаячили, и ушли, за солдатом - солдат ...».Автор прощается с ними, зная многие не вернутся назад, но все же просит их « … постарайтесь вернуться назад».

Вторая часть стихотворения – обращение к девочкам, которые также как и мальчики ушли на фронт сменив белые платья на военную форму. Автор сожалеет, что вместо свадеб еще вчерашним девочкам вместо свадеб предстоят « разлуки и дым », а вместо туфелек – « сапоги, ну куда ж от них денешься. .». Окуджава понимает, что война - не женское дело, но выхода у девченок нет, как пойти вслед за мальчишками защищать родину от врага. Автор просто просит их, вернуться живыми.

Лирический герой в этом стихотворении лишен конкретных черт. Он выступает здесь в качестве поэтического символа. Обращение автора ко вчерашним мальчишкам и девчонкам – это обобщенный образ надежды миллионов людей, проводивших на войну своих близких и надеющихся на их возвращение.

Жанр стихотворения – авторская (бардовская) песня. На музыкальность стихотворения указывают ритм и повторящиеся рефрены «до свидания, мальчики.»; «до свидания, девочки.»; «постарайтесь вернуться назад».

Стихотворная организация . Четко чувствуется параллелизм стихотворения – деление на две части, обращение к мальчикам и обращение к девочкам: в каждой части по 12 строк и фактически одинаковый зачин « Ах, война, что ж ты сделала, подлая ..» - в первой части и « Ах, война, что ж ты, подлая сделала..» - во второй.

И сюжет пронизан общим повторяющимся ритмом, (параллелизм первой и второй части). Первые строки – ритм плавный, здесь чувствуется грусть и сожаление автора, а потом, когда автор обращается с напутствием к мальчикам – тональность меняется – появляется чеканный слог: « Вы не прячьтесь, вы будьте высокими, не жалейте ни пуль, ни гранат. И себя не щадите вы!». Далее тональность опять меняется - звучит просьба, мольба автора: « И все-таки постарайтесь вернуться назад». Характер ритму задают и повторы : «до свидания, мальчики. Мальчики»; «до свидания, девочки. Девочки»; «постарайтесь вернуться назад».

Что касается образных средств , то в стихотворении их немного. Нашла одну метафору «зеленые крылья погон». Здесь есть олицетворение: Окуджава в первых строках обращается к войне, как к живому существу, наделяя ее человеческими качествами – она подлая: «Ах, война, что ж ты сделала, подлая». Метонимия: автор дает наставление мальчикам - «вы будьте высокими», что означает в контексте, как будьте бесстрашными и сильными. Эпитеты: в обращении к девочкам автор подчеркивает « Наши девочки платьица белые раздарили сестренкам своим ». Здесь белый цвет - цвет чистоты, невинности, первой любви, но девочкам, ушедшим на войну, не понадобятся белые платья – их ждет боль, грязь, кровь. Антитеза: все стихотворение построено на антитезе война-детство, смерть-красота. Контекстуальные антонимы: белые платья – сапоги, свадьба-разлука и дым, мальчики-солдаты.

Стихотворение написано анапестом (два безударных слога и один ударный слог): ах войнА что ж ты сдЕлала пОдлая.

Смысл названия . В самом названии стихотворения Окуджава выразил свою и миллионов людей надежду, что ребята, ушедшие на войну, вернуться. Он не прощается с ними, он говорит им «до свидания. В самом обращении к ним - «мальчики», автор указывает, что на войну уходили не взрослые мужчины, а вчерашние мальчишки, еще недавно сидевшие за партой и играющие во дворах.

Идея стихотворения – протест войне. Война нарушила ход естественной жизни - сделала вчерашних мальчишек и девчонок солдатами, лишив их счастья мирной жизни, любви. Они быстро повзрослели. Их детство закончилось.

Выводы : Анализ стихотворения помог нам выявить индивидуальные особенности стиля Б. Ш. Окуджавы.

Его поэзия относится к жанру авторской песни, потому что он был автором-исполнителем в одном лице

Его поэзия очень лирична, чувствуется особенная интимность, проникновенность автора, его доброта и сострадание. Душевная эмоциональность и надрывность звучит в каждой строчке этого стихотворения, что не может не заставить проникнуться этим стихотворением. Когда читаю строки этого стихотворения, сердце сжимается от сострадания к тем, кто не вернулся с войны, и кого искалечила война.

Поэзия Окуджавы очень музыкальна. Эта музыкальность присутствует в интонационных и словесных повторах. Когда читаешь стихи Окуджавы, волей-неволей начинаешь мысленно отбивать ритм. Его поэзия - доверительно-исповедальная. Он не исполняет песни, а ведет беседу со слушателями. Его мелодии - это голос душевных и личных переживаний.

Список литературы

    Песни Булата Окуджавы: Мелодии и тексты / Сост. Л. А. Шилов. М.: Музыка, 1989. - 224 с.

Стихотворение «До свидания, мальчики..» было написано Б.Ш. Окуджава в 1958 г. Это стихотворение было написано в память его друзьям-мальчишкам с Арбата, которые все погибли на войне.

В стихотворении звучит тема войны . Окуджава сам прошел всю войну, попав на нее добровольцем в 42 году, будучи совсем молодым мальчишкой-девятиклассником.

Сюжет в этом стихотворение тесно связан с его композицией . Стихотворение можно разделить на две части. В первой части автор обращается к мальчикам, к еще совсем недавно бывшим озорным мальчишкам, которые уходят на войну, в одночасье сделавшую из них солдатов, взрослых мужчин, которые должны забыть страх, не щадить себя, потому что должны защитить от врага свою родину, жен, матерей, девушек. «..повзрослели они до поры, на пороге едва помаячили, и ушли, за солдатом - солдат ...».Автор прощается с ними, зная многие не вернутся назад, но все же просит их «… постарайтесь вернуться назад».

Вторая часть стихотворения – обращение к девочкам, которые также как и мальчики ушли на фронт сменив белые платья на военную форму. Автор сожалеет, что вместо свадеб еще вчерашним девочкам вместо свадеб предстоят «разлуки и дым », а вместо туфелек – «сапоги, ну куда ж от них денешься. .». Окуджава понимает, что война - не женское дело, но выхода у девченок нет, как пойти вслед за мальчишками защищать родину от врага. Автор просто просит их, вернуться живыми.

Лирический герой в этом стихотворении лишен конкретных черт. Он выступает здесь в качестве поэтического символа. Обращение автора ко вчерашним мальчишкам и девчонкам – это обобщенный образ надежды миллионов людей, проводивших на войну своих близких и надеющихся на их возвращение.

Жанр стихотворения – авторская (бардовская) песня. На музыкальность стихотворения указывают ритм и повторящиеся рефрены «до свидания, мальчики.»; «до свидания, девочки.»; «постарайтесь вернуться назад».

Стихотворная организация . Четко чувствуется параллелизм стихотворения – деление на две части, обращение к мальчикам и обращение к девочкам: в каждой части по 12 строк и фактически одинаковый зачин «Ах, война, что ж ты сделала, подлая ..» - в первой части и «Ах, война, что ж ты, подлая сделала..» - во второй.

И сюжет пронизан общим повторяющимся ритмом, (параллелизм первой и второй части). Первые строки – ритм плавный, здесь чувствуется грусть и сожаление автора, а потом, когда автор обращается с напутствием к мальчикам – тональность меняется – появляется чеканный слог: «Вы не прячьтесь, вы будьте высокими, не жалейте ни пуль, ни гранат. И себя не щадите вы!». Далее тональность опять меняется - звучит просьба, мольба автора: «И все-таки постарайтесь вернуться назад». Характер ритму задают и повторы: «до свидания, мальчики. Мальчики»; «до свидания, девочки. Девочки»; «постарайтесь вернуться назад».

Что касается образных средств , то в стихотворении их немного. Нашла одну метафору «зеленые крылья погон». Здесь есть олицетворение: Окуджава в первых строках обращается к войне, как к живому существу, наделяя ее человеческими качествами – она подлая: «Ах, война, что ж ты сделала, подлая». Метонимия: автор дает наставление мальчикам - «вы будьте высокими», что означает в контексте, как будьте бесстрашными и сильными. Эпитеты: в обращении к девочкам автор подчеркивает «Наши девочки платьица белые раздарили сестренкам своим ». Здесь белый цвет - цвет чистоты, невинности, первой любви, но девочкам, ушедшим на войну, не понадобятся белые платья – их ждет боль, грязь, кровь. Антитеза: все стихотворение построено на антитезе война-детство, смерть-красота. Контекстуальные антонимы: белые платья – сапоги, свадьба-разлука и дым, мальчики-солдаты.

Стихотворение написано анапестом (два безударных слога и один ударный слог): ах войнА что ж ты сдЕлала пОдлая.

Смысл названия . В самом названии стихотворения Окуджава выразил свою и миллионов людей надежду, что ребята, ушедшие на войну, вернуться. Он не прощается с ними, он говорит им «до свидания. В самом обращении к ним - «мальчики», автор указывает, что на войну уходили не взрослые мужчины, а вчерашние мальчишки, еще недавно сидевшие за партой и играющие во дворах.

Идея стихотворения – протест войне. Война нарушила ход естественной жизни - сделала вчерашних мальчишек и девчонок солдатами, лишив их счастья мирной жизни, любви. Они быстро повзрослели. Их детство закончилось.

Выводы : Анализ стихотворения помог нам выявить индивидуальные особенности стиля Б. Ш. Окуджавы.

Его поэзия относится к жанру авторской песни, потому что он был автором-исполнителем в одном лице

Его поэзия очень лирична, чувствуется особенная интимность, проникновенность автора, его доброта и сострадание. Душевная эмоциональность и надрывность звучит в каждой строчке этого стихотворения, что не может не заставить проникнуться этим стихотворением. Когда читаю строки этого стихотворения, сердце сжимается от сострадания к тем, кто не вернулся с войны, и кого искалечила война.

Поэзия Окуджавы очень музыкальна. Эта музыкальность присутствует в интонационных и словесных повторах. Когда читаешь стихи Окуджавы, волей-неволей начинаешь мысленно отбивать ритм. Его поэзия - доверительно-исповедальная. Он не исполняет песни, а ведет беседу со слушателями. Его мелодии - это голос душевных и личных переживаний.

Список литературы

1. Песни Булата Окуджавы: Мелодии и тексты / Сост. Л. А. Шилов. М.: Музыка, 1989. - 224 с.

Б. Окуджава - стихотворение «До свидания, мальчики».

Стихотворение «До свидания, мальчики…» было написано Б. Ш. Окуджавой в 1958 г. Это стихотворение было посвяще­но его друзьям с Арбата, которые погибли на войне. Поэт сам прошел всю войну, попав на нее мальчишкой-девятиклассником. Герои стихотворения Окуджавы повзрослели раньше времени и ушли, чтобы встать на защиту своей Родины. В этом стихотворении мы можем выделить две части. В первой части поэт обращается к мальчикам, к своим друзьям, озорным маль­чишкам. Война сделала из них настоящих мужчин, суровых, опытных воинов. Они очень дороги поэту Давая им напут­ствие быть храбрыми, не щадить своей жизни, он тихо заме­чает: «Постарайтесь вернуться назад».

Вторая часть стихотворения обращена к девочкам. Они мечтали о любви, семье, но сменили свои белые платьица на серые солдатские шинели. И вот - тяжелые сапоги, «зеленые крылья погон», суровые военные будни. Поэт советует им не обращать внимания на сплетников, на то, что судьба бывает порой безжалостна. В финале поэт повторяет свою просьбу: «Постарайтесь вернуться назад».

Анализ стихотворения До свидания, мальчики

4.4 (88%) 10 votes

Здесь искали:

  • анализ до свидания мальчики
  • анализ стихотворения до свидания мальчики
  • до свидания мальчики анализ

Булат Окуджава говорил: "...Все мои стихи и песни не столько о войне, сколько против нее. Я рассказываю о том, что случилось со мной. С моими друзьями. Когда я еще был в учебном минометном дивизионе, уже четверо ребят с нашего арбатского двора были убиты. Но я об этом долгое время не мог писать..."

Одной из таких "памятных" весточек, является песня "До свидания мальчики…". Она была написана в память о его друзьях, о школьном выпуске сорок первого года. Это о них говорили, что, мол, со школьной скамьи - на фронт. На последней фотографии они сидят на садовых скамейках, смеются, гримасничают в объектив. До того красивые парни, как на подбор! Ясные глаза, широкие, светлые лица. Хотя "парни" - неподходящее слово. Хочется говорить с окуджавской интонацией: "мальчики".

Потом мальчики погибли на войне. Все. Весь выпуск...

И лишь в 1958 году, Булат Окуджава смог написать песню в их честь - "До свидания, мальчики…"

Ах война, что ж ты сделала подлая

Стали тихими наши дворы

Наши мальчики головы подняли

Повзрослели они до поры

На пороге едва помаячили

До свидания мальчики, мальчики,

Постарайтесь вернуться назад

Вы не прячьтесь, вы будьте высокими

Не жалейте ни пуль, ни гранат

И себя не щадите вы, и все-таки

Постарайтесь вернуться назад

Ах война, что ж ты подлая, сделала

Вместо свадеб - разлуки и дым.

Наши девочки платьица белые

Раздарили сестренкам своим.

Сапоги, ну куда от них денешься,

Да зеленые крылья погон.

Вы наплюйте на сплетников, девочки

Мы сведем с ними счеты потом

Пусть болтают, что верить вам не во что,

Что идете войной наугад.

До свидания девочки, девочки,

Постарайтесь вернуться назад.

Песня прощание, песня грусть, песня недоумение о несправедливости происходящего.

Текст предельно прост, но именно эта простота проникает в самую душу, пронзает своей предельной искренностью.

Уменьшительно-ласкательное обращение "мальчики", "девочки" применяется к тем, кто вынужден отдать свою жизнь защищая Родину.

Отдать, не успев её прожить, почувствовать, в сущности, едва-едва выйдя из детства.

Понятие о чести и патриотизме не позволяет даже мысленно спрятаться, избежать ответственности за судьбу Родины. Признание осознанной необходимости взять на себя всю тяжесть происшедшего в стране, тесно сплетено с бесконечной грустью автора о несбывшихся судьбах друзей, их мечтах и надеждах.