Гринев и швабрин.  Сравнительная характеристика Гринева и Швабрина. Взаимоотношения Гринева и Маши

Контрольная работа. Химический состав клетки.

Вариант I .

1.

1) нуклеотид РНК

3) нуклеотид ДНК

2.

1) биосинтезе белков

2) регуляции обмена жиров

3) образовании углеводов

3.

1) ковалентными

2) водородными

3) макроэргичискими

4) гидрофобными.

4.

1) цитоплазма

3) митохондрии

4) рибосомы

5) хлоропласты

6) лизосомы.

5.

1) полипептидная цепь

2) клубок или глобула

3) полипептидная спираль

6.

2) имеют белковую природу

4) участвуют в терморегуляции

7.

8.

9. Какова природа большинства ферментов и почему они теряют свою активность при повышении уровня радиации7

10.

11.

1) растворителя

2) строительную

3) энергетическую

4) защитную.

12.

1) каталитическую

2) транспортную

3) информационную

4) энергетическую.

13.

1) происходят мутации

14.

15.

Б) гидрофобны 2) моносахариды

крахмала

16.

1) строительную

2) растворителя

3) каталитическую

4) запасающую

5) транспортную

6) придает клетке упругость.

17.

ОТВЕТ № 8.

320 нуклеотидов -- 40%

ОТВЕТ № 9.

ОТВЕТ № 17.

ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ КЛЕТКИ.
ВАРИАНТ
II

1. В молекуле ДНК количество нуклеотидов с цитозином составляет 30% их общего числа. Какой процент нуклеотидов с аденином содержится в этой молекуле?

1) 60% 2) 20% 3) 40% 4) 70%.

2. Выберите положение современной клеточной теории:

1) в клетках родственных видов возникают сходные мутации

2) в кариотипе разных видов находится определенное количество хромосом

3) клетки всех организмов одинаковы по строению, химическому исходной клетки. составу и процессам жизнедеятельности

4) каждая новая клетка образуется в результате деления исходной клетки.

3. В молекуле ДНК количество нуклеотидов с гуанином составляет 10% их общего числа. Какой процент нуклеотидов с аденином содержится в этой молекуле?

1) 10% 2) 20% 3) 30% 4) 40%.

4. Немецкие ученые М.Шлейден и Т.Шванн, обобщив идеи разных ученых, сформулировали

1) закон зародышевого развития

2) хромосомную теорию

3) клеточную теорию

4) закон гомологических рядов.

5. Сходство строения и жизнедеятельности клеток всех организмов свидетельствует о их

1) родстве

2) многообразии

3) эволюционном процессе

4) приспособленности.

6. В клетках происходит синтез и расщепление органических веществ, поэтому ее называют единицей

1) строения

2) жизнедеятельности

4) размножения.

7. Из остатков азотистого основания, дезоксирибозы, фосфорной кислоты состоит

1) нуклеотид РНК

3) нуклеотид ДНК

8. Рибонуклеиновые кислоты в клетках участвуют в

1) биосинтезе белков

2) регуляции обмена жиров

3) образовании углеводов

4) хранении наследственной информации.

9. Богатые энергией связи в молекулах АТФ называют

1) ковалентными

2) водородными

3) макроэргичискими

4) гидрофобными.

10. В каких структурах клетки локализованы молекулы ДНК?

1) цитоплазма

3) митохондрии

4) рибосомы

5) хлоропласты

6) лизосомы.

11. Установите, в какой последовательности образуются структуры молекулы белка

1) полипептидная цепь

2) клубок или глобула

3) полипептидная спираль

4) структура из нескольких субъединиц.

12. Что характерно для ферментов?

1) представляют собой фрагменты молекулы ДНК

2) имеют белковую природу

3) ускоряют химические реакции

4) участвуют в терморегуляции

5) регулируют процессы жизнедеятельности

6) в их состав могут входить витамины.

13. Определите последовательность процессов, происходящих в клетке при репликации ДНК.

1) разрыв водородных связей между нитями ДНК

2) присоединение к каждой нити ДНК комплементарных нуклеотидов

3) раскручивание части спирали ДНК с участием ферментов

4) образование двух молекул ДНК из одной.

14. В молекуле ДНК находится 160 нуклеотидов, содержащих гуанин (Г), что составляет 20% от их общего числа. Определите число нуклеотидов с Тимином (Т), аденином (А), цитозином (Ц) в отдельности в молекуле ДНК и объясните полученные результаты.

15. Какова природа большинства ферментов и почему они теряют свою активность при повышении уровня радиации?

16. В молекуле ДНК находится 1100 нуклеотидов, содержащих аденин (А), что составляет 10% от их общего числа. Определите число нуклеотидов с Тимином (Т), гуанином (Г), цитозином (Ц) в отдельности в молекуле ДНК и объясните полученные результаты.

17. Живые организмы нуждаются в азоте, т.к. он является

1) составным компонентом белков и нуклеиновых кислот

2) основным источником энергии

3) структурным компонентом жиров и углеводов

4)основным переносчиком кислорода.

18. Какую роль выполняет вода в жизни клетки?

1) растворителя

2) строительную

3) энергетическую

4) защитную.

19. В клетке липиды выполняют функцию

1) каталитическую

2) транспортную

3) информационную

4) энергетическую.

20. Благодаря свойству молекул ДНК самоудваиваться

1) происходят мутации

2) у особей возникают модификации

3) появляются новые комбинации генов

4) передается наследственная информация к дочерним клеткам.

21. В молекуле ДНК две полинуклеотидные нити соединены с помощью

1) водородных связей между азотистыми основаниями

2) химических связей между остатками фосфорной кислоты

3) простых и сложных углеводов

4) заменимых и незаменимых аминокислот.

22. Основные положения клеточной теории позволяют сделать вывод о

1) биогенной миграции атомов

2) родстве организмов

3) происхождении растений и животных от общего предка

4) появлении жизни на Земле около 4,5 млрд. лет назад

5) сходном строении клеток всех организмов

6) взаимосвязи живой и неживой природы.

Несколько ответов.

23. Установите соответствие между свойством или функцией органических веществ и их видом.

Свойство или функция Вид веществ

А) растворимы в воде 1) липиды

Б) гидрофобны 2) моносахариды

В) составляют основу клеточных мембран

Г) состоят из остатков глицерина и жирных

Д) образуются в результате расщепления

крахмала

Е) накапливаются в клетках животных.

24. Какую функцию выполняет в клетке вода?

1) строительную

2) растворителя

3) каталитическую

4) запасающую

5) транспортную

6) придает клетке упругость.

25. Найдите ошибки в приведенном тексте, исправьте их. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, объясните их.

1. Большое значение в строении и жизнедеятельности организмов имеют белки. 2. Это биополимеры, мономерами которых являются азотистые основания. 3.Белки входят в состав плазматической мембраны. 4. Многие белки выполняют в клетке ферментативную функцию. 5. В молекулах белка зашифрована наследственная информация о признаках организма. 6. Молекулы белка и тРНК входят в состав рибосом.

ОТВЕТ № 14.

1) гуанин (Г) комплементарен цитозину (Ц), поэтому число Г=Ц=160

2) общее число нуклеотидов с гуанином и цитозином Г+Ц = 320, что составляет 40% от общего числа нуклеотидов в ДНК

3) сумма нуклеотидов с тимином (Т) и аденином (А) составляет 60%, что соответствует 480 нуклеотидам

320 нуклеотидов -- 40%

Х (Т+А) нуклеотидов -- 60%, т.е.Х= 320 х 60% : 40% = 480

4) тимин (Т) комплементарен аденину (А), следовательно, А=Т=240.

ОТВЕТ № 15.

1) большинство ферментов – белки

2) под действием радиации происходит денатурация, изменяется структура белка-фермента.

ОТВЕТ № 25.

Ошибки допущены в предложениях:

1) 2 – мономерами белков являются аминокислоты

2) 5 – наследственная информация о признаках организма зашифрована в молекулах ДНК

3) 6 – в состав рибосом входят молекулы рРНК, а не тРНК.

Вариант 1.

Часть А

1. Клеточное строение свидетельствует о:

а) принципиальном отличии растений от животных; б) единстве органического мира

в) сходстве живой и неживой материи

К макроэлементам относятся:

а)Fе, Сu, С1, М g б) Ni,Zn,Р,I в) 0,N,Н,С

3) К микроэлементам относятся:

4) Функции воды в живых клетках:

а) растворитель б) транспортная в) термостабилизатор и терморегулятор

г) химический реагент д) структурная е) а + б + в + г + д

5) Молекулы жиров образуются из:

а) глицерина, высших карбоновых кислот б) аминокислот, воды

в) глюкозы г) этилового спирта, высших карбоновых кислот

6) Что входит в состав белков?

а) вода, эфир б) бензин в) аминокислоты

7) Каковы функции липидов в клетках?

а) транспортная б) структурная в) информационная

г) запасающая д) энергетическая е) б + г + д

8) Нуклеотид состоит из:

а) глицерина и высших карбоновых кислот б) азотистых оснований

в) сахара, фосфатной группы и циклического азотсодержащего соединения

г) сахаро-фосфатного остова

9) Из следующих положений для ферментов характерно:

а)ферменты теряют некоторую или всю свою активность, если разрушена их третичная структура

б)активность ферментов не зависит от темпера­туры и рН-среды

в) ферменты действуют лишь один раз и затем разрушаются.

10) По химической природе хитин представляет со бой:

а)липид б) полипептид в) полисахарид г) дисахарид д) полинуклеотид

11) Последовательность аминокислот в молекулах белков зависит от:

а) внешней среды; б) генотипа; в) их случайного сочетания; г) вида организма.

12. ) Изменяемыми частями аминокислоты является:

а) аминогруппа и карбоксильная группа; б) радикал;

в) карбоксильная группа; г) радикал и карбоксильная группа.

13.) Связи, удерживающие первичную структуру белка, называются:

а) водородными; б) пептидными; в) гидрофобными; г) дисульфидными.

14. ) Гемоглобин мыши от гемоглобина слона отличается:

а) формой третичной структуры; б) отсутствием четвертичной структуры;

В) последовательностью чередования аминокислот; Г) всеми указанными особенностями.

15) Мономерами ДНК и РНК являются:

а) азотистые основания; б) дезоксирибоза и рибоза; в) азотистые ос­нования и фосфатные группы;

г) нуклеотиды.

Часть В 1. Заполните пропуски в тексте.

1. В клетках имеется……..типа нуклеиновых кислот -………и………Эти биополимеры состоят из………………….

2. Каждый нуклеотид состоит из ……….компонентов. В состав ДНК входят следующие нуклеотиды:………………

3. В состав РНК входят нуклеотиды………………………………….

4. АТФ - это………………………………..

5. Вещества, которые организм часто не синтезирует сам, но не­обходимые для нормальной жизнедеятельности, называются……………………………

6. По отношению к воде все вещества клетки делятся на..………………………

    Напишите цепь ДНК, комплементарную приведенной ниже:

ААТ - ЦЦГ - ТГГ-ЦТА-ЦЦЦ - АТГ - ГЦА.

    Решите биологическую задачу:

Если в молекуле ДНК находится 200 адениловых нуклеотидов, жится цититиловых нуклеотидов:

4. Какие утверждения верны:

1. Мономеры белков играют самостоятельную роль в организме

2. Большинство химических реакций в организме идет при участии ферментов.

3. АТФ - производное тиминового нуклеотида и фосфорной кислоты.

4. Недостаток витаминов является причиной сахарного диабета.

5. Все углеводы растворимы в воде, а липиды нерастворимы.

    Белки, их строение, свойства, функции. (5 баллов).

    РНК, строение и функции. (3 балла).

    Функции углеводов и липидов. (2 балла)

Проверочная работа по теме: «Химический состав клетки. Биополимеры»

Вариант 2.

Часть А 1. Выберите один правильный и наиболее полный ответ.

1) Вода обладает способностью растворять полярные вещества, потому что:

а) содержит ионы б) ее молекулы полярные в)атомы в ее молекулах соединены ионными связями

г) она содержит кислород д) атомы в ее молекулах соединены ковалентными связями.

2) К микроэлементам относятся:

а) Fе, Сu, С1, Мg б) 0,Н,С,N в) Zn, Сu, Со, Мп

3)Каковы функции белков в клетках?

а) каталитическая (ферментативная) б) строительная в)транспортная г) регуляторная д)защитная е) сократительная ж) а + б + в + г + д + е

4) Каковы функции углеводов?

а) энергетическая б) строительная в) запасающая г) регуляторная

д) ферментативная е) сократительная ж) а + б

з) а + б + в и)а + б + в + г к) а + б + в + г + д + е

5) Фруктоза входит в состав:

а)гликогена б)РНК в)ДНК г)лактозы д) сахарозы

6) Стабильность вторичной структуры белка обеспе чивается:

а)дисульфидными связями б)водородными связями

в) электростатическим взаимодействием заряженных групп

Г) взаимодействием неполярных боковых радикалов аминокислот д) пептидными связями

7) В организме человека незаменимые аминокислоты:

а) синтезируются в самих клетках; б) поступают вместе с пищей;

в) поступают вместе с витаминами; г) поступают всеми указанными путями.

8) Отторжению органов и тканей при их пересадке от одного орга­низма другому способствуют:

а) транспортные белки; б) ферменты; в) иммуноглобулины; г) строительные белки.

9) При понижении температуры активность ферментов:

а) увеличивается; б) не изменяется; в)сначала замедляется, потом увеличивается; г) замедляется.

10) Для лечения тяжелых форм сахарного диабета больным необходи­ мо вводить:

а) гемоглобин; б)инсулин; в) антитела; г) гликоген.

11) Условия, от которых зависит активность ферментов в организ­ме, - это:

а) температура среды; б) рН среды;

в) концентрация реагирующих веществ и концентрация фермента; г) температура, рН, концентрация веществ.

12) Денатурация белка может быть вызвана:

а) высокой температурой; б) облучением; в) высоким давлением; г) всеми перечисленными факторами.

13) Коллаген, эластин, кератин - это белки:

а) транспортные; б) структурные; в) защитные; г) сократительные.

14) АТФ - это:

а) часть молекулы ДНК; б) аденил с двумя остатками фосфорной кислоты;

в) урацил с двумя остатками фосфорной кислоты; г) гор­мон.

15) Выберите только те процессы, в которых участвуют белки:

а) мышечное сокращение; б) выделение энергии; в) кодирование наследственной информации;

г) проведение нервного импульса; д) сохранение тепла в организме.

Часть В 1.Заполните пропуски в тексте.

1.Химические соединения, состоящие из…………………………, называются полимерами.

2. К биополимерам относятся…………………………………………

3. Мономерами белков являются………………углеводов -…………, ДНК и РНК -…………………

4. К числу конечных продуктов биосинтеза относятся…………………………, из которых синтезируются белки.

5. Большинство веществ клетки подвергаются ……………………………………расщеплению.

6. К адениловому нуклеотиду присоединяются……………остатка…………кислоты, при этом образуется………………….

2. Напишите цепь ДНК, комплементарную показанной цепи и -РНК:


УАА-ЦГГ-ААЦ-ГАУ-УГГ-АГА-УЦГ-ГГУ.

3 .Решите биологическую задачу:

Если в молекуле ДНК находится 200 тимидиновых нуклеотидов, что составляет 20% от общего количества, то в этой молекуле содер­ жится гуаниловых нуклеотидов:

а) 1000; б) 600; в) 300; г) 200.

4. Какие утверждения верны:

1. Некоторые углеводы растворимы в воде, а липиды нерастворимы.

2. Пептидные связи удерживают аминокислоты в молекуле белка.

3. Мономерами ДНК и РНК являются азотистые основания.

4.АТФ в больших количествах содержится в мышечных и нервных клетках.

5. Ферментативную функцию в организме выполняют углеводы.

Часть С. Дайте развёрнутый ответ на вопрос.

    Углеводы, строение, свойства и функции. (5 баллов).

    ДНК, строение и функции. (3 балла).

    Функции белков в клетке. (2 балла).

Цель: познакомить учащихся с понятием «химическая организация клетки».

Задачи:

образовательная: показать единство живой и неживой материи, разное содержание одних элементов, сложность органического мира;

воспитательная: продолжить формирование материалистического мировоззрения на единство живой и неживой природы. Привитие интереса к изучению данной темы;

развивающая: создать условия для воспроизведения в памяти учащихся системы опорных знаний и умений, стимулировать поисковую деятельность; создать условия для систематизации знаний о клетке; создать содержательные и организационные условия для развития у студентов умений устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать и обобщать изучаемые объекты; развивать коммуникативные способности через посредство работы в малых группах, показав, что взаимосвязь деятельности студента, одногруппников, преподавателя, их интересов и знаний – важнейшее условие успешной работы.

Тип урока: комбинированный урок (урок-лекция, урок-беседа, изучение нового материала).

Методы: беседа, рассказ, демонстрация презентации «Клеточная теория. Особенности строения клетки», устный опрос.

Средства наглядности: учебник Ю.И. Полянский стр. 145-162, плакат со схемой животной и растительной клетки.

Ход урока

I. Организационный момент

Приветствие, сообщение темы урока и плана работы, отметка отсутствующих.

II. Проверка знаний

Индивидуальный опрос учащихся по вопросам:

Контрольные вопросы для повторения материала по теме «Возникновение жизни на Земле»

1. Расскажите об образовании планеты Земля.

2. Перечислите условия необходимые для возникновения жизни.

3. Опишите современные представления о возникновении жизни.

4. Дайте понятие химической эволюции.

5. Охарактеризуйте предбиологические системы.

6. Расскажите о начале биологической эволюции.

7. Поясните возникновение эукариот.

8. Объясните происхождение многоклеточных.

III. Изучение нового материала Терминология

1. Биоэлементы – химические элементы, являющиеся основой органических молекул.

2. Макроэлементы – химические элементы, входящие в состав органических молекул в количестве, превышающем 1%.

3. Микроэлементы – химические элементы входящие в состав органических молекул в количестве, не превышающем 0,001%.

4. Гомеостаз – состояние динамического равновесия природной системы, поддерживаемое деятельностью регуляторских систем.

5. Буферные растворы – раствор органических или неорганических веществ, значение РН которых не изменяется при внесении небольших количеств щелочи или кислоты.

Простейшие микроорганизмы представляют собой отдельные клетки. Тело всех многоклеточных состоит из большего или меньшего числа клеток, которые являются блоками, образующими живой организм. Независимо от того, клетка – целостная система или часть ее, она имеет набор признаков, общих для всех клеток.

Химическая организация клеток (лекция)

В состав клеток входит около 70 элементов периодической системы, встречающихся и в неживой природе. Это одно из доказательств общности живой и неживой природы. Однако соотношение элементов, их вклад в образование элементов, составляющих организм и неживое, резко отличаются.

В зависимости от соотношения элементов в составе организма различают:

    макроэлементы (98% массы клетки) Н 2 , О 2 , С, N.

    микроэлементы (1,5%) S, Р, К, Na, Ca, Mg, Mn, Fe, Cl. Каждый из них выполняет очень важные функции в клетке.

    прочие (0,5%) В, Zn, Сu, I 2 , F 2 CO, Se.

Все эти элементы участвуют в построении организма либо в виде ионов, либо в составе тех или иных соединений – молекул органических и неорганических соединений.

Неорганические вещества в клетке

К ним относятся вода и минеральные соли.

Вода – самое распространенное неорганическое соединение в живых организмах. Ее количество колеблется от 10% в эмали зубов до 90% в клетках зародышей. Оно зависит от возраста, времени суток, времени года.

Молекулы воды представлены диполями: в зависимости от температуры молекулы могут быть свободными или объединятся в группы с наличием водородных связей. Дипольный характер обуславливает высокую химическую активность воды. Вода играет роль среды в клетке, она приносит и уносит питательные вещества. Вода вступает в многочисленные реакции гидролиза. Обладая хорошей теплопроводностью вода регулирует температуру в клетке.

Минеральные соли - это большая часть неорганических соединений. Они находятся в виде ионов, либо недиссоциированных молекул. Большое значение имеют К + , Na + , Са +2 . Они обеспечивают постоянное содержание воды, среду раствора. Буферность среды обеспечивает постоянство всех внутренних процессов в клетке.

Органические вещества в клетке

Они составляют 20-30% массы клетки. К ним относятся биополимеры – белки, нуклеиновые кислоты, углеводы, жиры, АТФ и т.д.

В различные типы клеток входят неодинаковое количество органических соединений. В растительных клетках преобладают сложные углеводы, животных – белки и жиры. Тем не менее каждая группа органических веществ в любом типе клеток выполняет функции: обеспечение энергией, является строительным материалом, несет информацию и т.д.

Белки. Среди органических веществ клетки, белки занимают первое место по количеству и по значению. У животных на них приходится 50% сухой массы клетки.

В организме человека встречается множество типов молекул белков, отличающихся друг от друга и от белков других организмов.

Не смотря на огромное разнообразие и сложность строения, белки построены из 20 аминокислот:

Аминокислоты обладают амфотерными свойствами, поэтому взаимодействуют между собой:

Пептидная связь:

Соединяясь, молекулы образуют: дипептид, трипептид либо полипептид. Это соединение 20 и более аминокислот. Порядок преобразования аминокислот в молекуле самый разнообразный. Это позволяет существование вариантов, которые отличаются требованием и свойствами молекул белка.

Последовательность аминокислот в молекуле называется структурой.

Первичная – линейная.

Вторичная – спиральная.

Третичная – глобулы.

Четвертичная – объединение глобул (гемоглобин).

Утрата молекулой структурной организации называется денатурацией. Она вызывается изменением температуры, РН, облучением. При незначительном воздействии молекула может восстанавливать свои свойства. Это используется в медицине (антибиотики).

Функции белков в клетке разнообразны. Важнейшая – строительная. Белки участвуют в образовании всех клеточных мембран в органоидах. Исключительно важна каталитическая функция – все ферменты – это белки. Двигательную функцию обеспечивают сократимые белки. Транспортная – состоит в присоединении химических элементов и переносе их к тканям. Защитная функция обеспечивается особыми белками – антителами, образующимися в лейкоцитах. Белки служат источником энергии – при полном расщеплении 1г белка выделяется 11,6 кДж.

Углеводы. Это соединения углерода водорода и кислорода. Представлены сахарами. В клетке содержится до 5%. Наиболее богаты – растительные клетки – до 90% массы (картофель, рис). Они делятся на простые и сложные. Простые – моносахара (глюкоза) С 6 Н 12 О 6 , виноградный сахар, фруктоза. Дисахара – (сахароза) С ]2 Н 22 О 11 свекловичный и тростниковый сахар. Полисахара (целлюлоза, крахмал) (C 6 H 10 O 5)n.

Углеводы выполняют в основном строительную и энергетическую функции. При окислении 1г углевода выделяется 17,6 кДж. Крахмал и гликоген служат энергетическим запасом клетки.

Липиды. Это жиры и жироподобные вещества в клетке. Представляют собой сложные эфиры глицерина и высокомолекулярных насыщенных и ненасыщенных кислот. Могут быть твердыми и жидкими – масла. У растений содержатся в семенах, от 5-15% сухого вещества.

Основная функция – энергетическая – при расщеплении 1г жира выделяется 38,9 кДж. Жиры это запасы питательных веществ. Жиры выполняют строительную функцию, являются хорошим теплоизолятором.

Нуклеиновые кислоты. Это сложные органические соединения. Состоят из С, Н 2 ,О 2 ,N 2 , P. Содержатся в ядрах и цитоплазме.

а) ДНК – биологический полинуклеотид, состоящий из двух цепей нуклеотидов. Нуклеотиды – состоят из 4-х азотистых оснований: 2-х пуринов – Аденина и Валина, 2-х пиримединов Цитозина и Гуанина, а также сахара – дезоксирибозы и остатка фосфорной кислоты.

В каждой цепи нуклеотиды соединены ковалентными связями. Цепи нуклеотидов образуют спирали. Спираль ДНК, упакованная белками образует структуру – хромосому.

б) РНК – это полимер, мономерами которого являются нуклеотиды, близкие ДНК, азотистые основания – А, Г, Ц. Вместо тимина есть урацин. Углеводом РНК является рибоза, есть остаток фосфорной кислоты.

Двухцепочные РНК – носители генетической информации. Одноцепочные – переносят информацию о последовательности аминокислот в белке. Существует несколько одноцепочных РНК:

Рибосомная – 3-5 тыс. нуклеотидов;

Информационная – 300-30000 нуклеотидов;

Транспортная – 76-85 нуклеотидов.

Синтез белка осуществляется на рибосомах при участии всех видов РНК.