Как научиться в шахматы играть. Как новичку научиться хорошо играть в шахматы

Шахматы – это мудрая игра. Еще давным-давно людей привлекала красота шахмат, их загадочный мир. Так как же научиться играть в шахматы детям или начинающим?

Положите шахматную доску перед собой. Она поделена на квадраты. Всего 64 квадрата, половина –черные, другая половина – белые. Доска расположена так, чтобы в нижнем левом углу (который к вам ближе) располагался черный квадрат.

По шахматной доске ходят фигуры. Запомните, чтобы уметь играть, нужно знать, как перед началом должны быть расставлены фигуры. В первом ряду стоят пешки, за ними остальные фигуры: крайние – это ладьи, за ними кони, потом – слоны, посередине – ферзь и король. Ферзь должен всегда быть на своем цвете: черный – на черном, белый – на белом. Это положение фигур всегда соблюдается перед началом игры.

В шахматы играют всегда 2 человека. Один играет черными, второй – белыми. За один ход можно передвигать лишь одну фигуру. Играющие ходят по очереди.

Сейчас UchiEto познакомит вас с шахматными фигурами и научит ими ходить:

Для чего крошечный карман на джинсах?

Что форма носа может сказать о вашей личности?

Король. Это самая важная фигура, но довольно слабая. Если королю поставили мат, значит партия проиграна. Он может ходить на любое соседнее с ним поле лишь на одну клетку. Главной целью игры является поставить короля противника в безвыходное положение и объявить ему мат. Если это вам удалось, тогда вы победили.

Ферзь. Самая сильная фигура. Ее еще зовут королевой. Она ходит, как хочется: и по диагонали, и по вертикали, и по горизонтали, назад и вперед. Королева за один ход может пройти как все шахматное поле, так и одну клетку.

Ладья. Это вторая по силе фигура в шахматах. Она ходит практически так же, как ферзь, но только не по диагонали.

Конь. Это довольно интересная фигура. Он ходит таким образом: 2 клетки назад, 1 в бок, или 2 клетки вбок, 1 назад, а также 2 клетки вперед, 1 в бок, или 2 клетки вбок, 1 вперед. Конь меняет цвет поля при каждом ходе.

Слон. Эта фигура может ходить лишь по диагонали, назад или вперед. Он ходит по клетками лишь своего цвета, то есть, если конь белый, то по белым, а если черный, то по черным.

Пешка. Самая слабая фигура. Пешка ходит только вперед, и лишь на одну клетку, только с исходной позиции и один раз она может сделать двойной ход (то есть через клетку, к примеру, а2-а4). Но если у пешки получается пройти все поле, то дойдя до последнее клетки на ряду, она может стать любой шахматной фигурой, конечно, кроме короля.

Какие черты делают женщину привлекательной

Преимущества употребления кофе

Что случится если долго смотреть в глаза человеку

Как правильно играть в шахматы?

Вы узнали, как по отдельности ходят все шахматные фигуры. Но если одна фигура преграждает путь другой, как в таком случае поступить? Следует поступит так: если на пути ваша фигура, то путь закрыт. Однако, если фигура противника, путь можно освободить, побив ее. Это происходит так: фигуру противника вы снимаете с доски, а на ее место ставите свою фигуру, которой побили ее. Это все один ход. Но бить фигуры не обязательно.

Давайте посмотрим на примере :

Справа и слева белой пешки стоят черный фигуру, если ход белых, то пешка может побить, как одну, так и вторую фигуру и встать на ее место.

Практически все фигуры на протяжении игры, двигаются по доске, бьют друг друга, снимаются с доски. Снять с доски нельзя только короля. Ему можно объявить “шах”, то есть предупреждение о том, что его могут побить. Если он получает “шах”, необходимо сразу же отреагировать, уйти с данной позиции. Это можно сделать так: уйдя на безопасное поле, защитив его другой фигурой, сбив нападающую фигуру. Если у вас нет возможности защитить своего короля, значит вам поставили “мат”. Партия проиграна. При записи “шах” обозначают +, мат – х.

Есть еще 2 исключения из правил шахмат

  1. Вы уже знаете, что за один ход можно передвигать только 1 фигуру, но каждому игроку разрешают один раз совершить двойной ход – сделать рокировку (одновременно переставить ладью и короля). Она делается так: придвиньте ладью к королю, короля перекиньте через нее и поставьте с другой стороны. Рокировку нельзя делать, если: после рокировки ладья и король не должны быть под боем королю объявили шах, ладья и король уже ходили.
  2. Это исключение касается лишь пешек. Можете побить пешку на проходе, в то время, когда она совершает двойной ход. Как только пешка соперника совершила двойной ход, вы можете убрать ее с доски, поставив на поле свою пешку так, словно пешка противника совершила простой ход. Взять пешку на проходе можете лишь сразу после двойного хода. Не взяли сразу больше не сможете. К примеру, белая пешка а2 совершила двойной ход на а4. Черная пешка а!4 может снять белую с а4 и стать на а3, словно белая пешка совершила обычный ход.

Во время игры соблюдайте главное правило шахмат: тронул фигуру, обязан ею походить. Поэтому, если вы заранее не продумали следующий ход – не стоит прикасаться к фигурам.

Вас познакомили с самыми основными правилами шахмат, и теперь вы можете сыграть первую шахматную партию.

Как научиться шахматной аннотации?

Аннотация – это обозначения фигур на доске. Новички и дети, которые хотят всерьез заниматься этой игрой должны обязательно научиться этому. Для описания шахматной партии есть своеобразный шахматный язык. Он довольно прост. Все клетки шахматного поля обозначаются латинской буквой и цифрой. Горизонтали обозначаются цифрами, вертикали – буквами.

Счет ведется от левого поля белых фигур. К примеру: а1, с2, d3, h4,f8. При записи фигуры обозначения делаются сокращенно: королева – Ф, король – Кр, конь – К, слон – С, ладья – Л, пешка – не обозначается.

К примеру: а2-а4 цифра обозначает порядковый номер хода, пешка стала с поля а2 на поле а4.

Можете записывать ход сокращенно, указывая лишь “пункт прибытия”. К примеру: а4.

Ход черных записывается тремя точками перед записью. К примеру: …а5 — черная пешка прошла с а7 на а5.

Взятие фигуры записывается “:”. К примеру: Ф: а7 – ферзь взял пешку а7.

Видео уроки

Ваш ребенок никогда не играл в шахматы? Вы хотели бы научить его с нуля этой игре? Тогда вам будет очень полезно прочитать эту статью. Даже если вы сами не специалист по шахматам, вы сможете обучить дошкольника азам этой игры.

Для начала можно рассказать малышу историю создания шахмат (в зависимости от возраста ребенка можно немного менять рассказ).


Легенда о появлении шахмат

В давние времена правителем Индии был молодой юноша Баграм. Он никогда не слушался чужих советов, был чрезвычайно вспыльчивым и самолюбивым. Баграм без конца воевал со своими соседями, даже если те имели более сильные войска. В результате Индия была близка к разорению, люди начали голодать. Придворные никак не могли убедить раджу (тогда в Индии так называли правителей) не прибегать к военной силе.

Однажды один из мудрецов по имени Назирь предложил Баграму сыграть в изобретенную им игру, под названием «шахматы». Каждый из двух соперников в этой игре имел свою армию, напоминающую реальное войско того времени – она состояла из пехотинцев, коней, слонов, ладей. В шахматы выигрывал тот, кто был мудрее и дальновидней, ведь по силам обе армии были равны.

Шахматы так понравились молодому правителю, что он моментально стал сильным игроком, велел всем придворным научиться игре, и начал вести с ними бесконечные битвы на доске.


А мудреца за великое изобретение он решил щедро наградить. Но когда правитель спросил Назиря, что он хочет, тот ответил: «Мне нужно совсем немного зерен, будет достаточно, если на первую клетку шахматной доски положить одно зерно, а на каждую следующую в 2 раза больше, чем на предыдущую. И отдашь их мне.»

Баграм, удивившись скромной просьбе, самоуверенно пообещал подарить Назирю его мешок пшеницы. Но мудрец просил его не торопиться с ответом и посчитать, сколько же зерен необходимо.

Когда лучшие ученые сосчитали необходимое количество зерен, их изумлению не было предела. Всего получилось 18 квинтильонов пшеницы, это огромное количество – больше, чем песчинок в пустыне Сахара!

Раджа понял, что Назирь проучил его за самоуверенность. Он был потрясен его мудростью и проникся огромным уважением к шахматам. Правитель понял, что необходимо прислушиваться к мнению других. Баграм начал постоянно играть в шахматы, наладил отношения с соседями, а воевал теперь только на шахматной доске. В Индии он начал развивать сельское хозяйство и ремесла, и Индия стала процветать.

Теперь можно познакомить ребенка с правилами шахмат.


Основные элементы и правила игры

Шахматная доска

Покажите ребенку шахматную доску.

Шахматная доска состоит из 64 темных и светлых квадратов, которые называются полями. Вне зависимости от оттенка полей, светлые называются белыми, а темные – черными. То же самое касается и фигур – светлые называются белыми, темные – черными. Расцветка полей арены сражений чередуется. Доска имеет нумерацию горизонталей цифрами от одного до восьми, а вертикалей – иностранными буквами от a до h.


Важно правильно расположить шахматную доску – слева должно быть черное поле. Шахматная доска – это место битвы, здесь сражаются две армии фигур во главе с королями.

Шахматные войска

У каждого противника есть армия из 16 фигур. Когда фигура передвигается по доске, это называется ход. Фигуры могут «съедать» врагов, при этом съеденные убираются с клеток, а победившие – ставятся на их места.


Король

Король – центральная фигура в игре, но и очень слабая. Он делает очень скромные ходы – на один шаг (поле) во все стороны, и «ест» таким же образом. Короля очень важно защищать и оберегать, потому что, если король «погибнет» – партия заканчивается.


Ферзь

Ферзь – означает военачальник, полководец. Любители ошибочно называют ферзя королевой. Для маленьких детей можно оставить это название – им будет интересней осваивать шахматы.

Ферзь – сильнейшая фигура, он делает ходы по прямым и диагоналям на любое количество полей, съедает фигуры соперников таким же образом.


Ладья

Каждый игрок имеет по две ладьи, они стоят по углам доски. Запомнить ход ладьи малышам поможет такой стишок – «Я характером упряма, потому хожу лишь прямо». Ладья ходит всегда по прямым линиям и «съедает» фигуры так же.


Слон

В игре участвуют 4 слона – по 2 на каждого игрока (некоторые их ошибочно называют офицерами). Они могут ходить только по косым линиям – один царствует на белых диагоналях, другой – на черных.


Конь

Каждая сторона имеет по 2 необычных фигуры – коня. Конь – очень интересная фигура, он единственный в игре может перепрыгивать через любые фигуры. Говорят, что конь передвигается буквой «г» – на одну клетку вбок и две вперед, либо две – вбок и одну вперед.


Пешка

Пешки – самые многочисленные фигуры, у каждого противника их по восемь штук. Пешки в армии – это пехота, слабейшие фигуры. Они могут ходить всего на одно поле по прямой линии и обычно погибают первыми. Первоначальным своим ходом им разрешается пойти как на одно, так и на два поля вперед. Едят чужие фигуры по диагонали.


Необычные ходы в шахматах

Рокировка

Это особенный и очень важный ход, при котором совершают движение сразу две разные фигуры (король и ладья), король прячется в укрытие, а ладья выводится в центр для активной игры. Он осуществляется так – король двигается в сторону ладьи, а ладья перепрыгивает через него и становится рядышком. Каждая из сторон может сделать только одну рокировку в течение партии.


Взятие на проходе

Пешке разрешается «побить» вражескую пешку на том поле, через которое она перепрыгнула первым ходом.


В этой статье мы постараемся разобрать и дать план как научиться играть в шахматы с нуля? Если вы только начинаете свой путь шахматиста, то очень важно последовательно начать погружение с основ. Сейчас мы приведем небольшой план по изучению начальных навыков. Если Вы освоите эти навыки, то уже через несколько дней сможете сыграть свою первую партию.

И так, начнем, что нужно новичку:

1. Расставляем шахматы в начальной позиции. Подробнее смотрите в статье как правильно расставить фигуры на доске . Мы приведем ниже начальную позицию в шахматной партии. Запомните два основных правила:

  • Белые фигуры ставятся по первой вертикали (сбоку на доске все вертикали подписаны с 1й до 8й)
  • Когда расставляете - помните, что Ферзь любит свой цвет. Белый ферзь ставится на белую клетку. Черный ферзь ставится на черную.


2. Необходимо запомнить, как ходят шахматы. На это нужно потратить совсем немного времени. Мы подробно разобрали это в статье как ходят шахматные фигуры . Очень важно запомнить, что пешка, которая дошла до конца доски превращается в любую фигуру, кроме короля. Чаще всего вместо пешки на доску ставят Ферзя (королеву). Потому что это дает большое преимущество в партии и, как правило, ведет к победе.

3. Нужно запомнить, как рубят фигуры. Главное правило такое: если Ваша фигура рубит вражескую фигуру, то вражеская фигура убирается с доски, а вместо нее (на эту же клетку) ставится Ваша фигура.

4. Необходимо разобраться что такое Шах. Шах - это нападение фигуры на вражеского короля . Важно запомнить одно из основных правил шахмат: если королю объявлен шах, то Вы обязаны убрать короля из-под нападения следующим Вашим ходом. Если королю объявлен шах, то ходить другими фигурами нельзя (пока король не уйдет из-под шаха).

5. Важно разобраться, что такое Мат. Мат - это разновидность шаха, от которого невозможно скрыться, то есть куда бы не отошел король ему также будет объявлен шах, или отходить будет некуда. Мат – это цель партии . Тот, кто объявил Мат в шахматной партии является победителем. Мат – это обязательное условие для победы. Также, Вы можете победить, если Ваш соперник признает поражение, то есть скажет Вам, что он сдается.

Изучите эти пять пунктов, и Вы сможете сыграть Вашу первую партию.

В нашем видео вы узнаете все основные правила шахмат всего за 5 минут.

Как научить ребенка играть в шахматы?

Есть только один способ, как научить ребенка играть в шахматы - нужно вызвать у него интерес.

Сделать это достаточно просто, вам нужно регулярно играть при ребенке в шахматы, то есть - своим примером. Играть нужно так, чтобы он видел, как Вам нравится игра. Он обязательно подойдет и спросит, что это за игра и попросит Вас научить его. Дальше Вам нужно поддаться Вашему любимому чаду, чтобы вызвать у него азарт. Главное играть с ребенком так, чтобы победы доставались не слишком легко, а иногда лучше даже выиграть. Важно поддерживать у ребенка интерес к игре.

Если Вы поняли, что у вашего чада есть талант и сильное желание расти, то обязательно начните обучать его либо у хорошего тренера, либо в онлайн-школе. Талантливому ребенку необходима точная методология в обучении. Шахматы раскрывают интеллектуальный потенциал ребенка очень быстро.

Как научиться играть в шахматы взрослому человеку?

Чтобы научиться играть в шахматы взрослому человеку легче всего найти наставника или пройти курсы с четко выстроенной методологией. Это позволит Вам быстро понять основы шахмат. Если Вы будете учиться по конкретной методологии, то тут без вариантов - побеждать Вы начнете очень быстро. План по изучению мы написали выше. Начинайте играть.

Вы получите огромное удовольствие от шахмат, когда выиграете свою первую партию.

Как научиться хорошо играть в шахматы?

Важно понимать, что шахматы - это спорт, а чтобы преуспеть в любом виде спорта очень важны систематические тренировки. Поэтому играть надо регулярно. Хотя бы несколько раз в неделю. Если Вы просто будете много играть, то очень быстро станете играть сильно.

Чтобы хорошо играть в шахматы, так же очень важно решать шахматные задачи . Они развивают скорость расчета вариантов. Вы начнете видеть на много ходов вперед и сможете очень легко ориентироваться в любой шахматной позиции.

Шахматы… Есть ли те, кто не слышал название этой игры? Думаю, нет. Многие видели доску с клетками, умное и сосредоточенное выражение лица игроков, которые по очереди двигают разными фигурками в надежде выиграть у противника, сказав такое долгожданное слово «мат». Давайте же познакомимся с этой игрой поближе.

Это игра, которая ведется на 64-х клеточной доске с 16-ю белых и 16-ю черных фигур, которая развивает тактические возможности, стратегическое мышление, комбинационное зрение, зрительную память и многое другое. Шахматы основываются на логическом мышлении, так как во время партии Вы сосредоточены на поиске оптимальных решений сложившейся ситуации на доске и предугадыванием ходов соперника для собственного выгодного расположения фигур. Таким образом, развитая логика даст возможность Вам находить причинно-следственную связь и отыскивать саму суть тех или иных вещей. Это поможет Вам выделяться в обществе своей дальновидностью и быть прагматичным. Помимо этого, развитие интеллектуальных способностей Вам гарантированно!

Само название игры состоит из двух слов персидского языка – «шах» и «мат», что, в свою очередь, означает только одно - «король умер». Что касается истории, то данные располагают, что игра под названием шахматы родом из Индии и довольно таки стара – ей не меньше 1500 тысяч лет (внушительная цифра, не правда ли?).

Доска и свойства фигур

Шахматы – игра настольная, поэтому все действия происходят на доске, которая поделена на клетки, или, другими словами, поля – 8 × 8. Ряды по вертикали (поля, которые находятся внизу и вверху от Вас на доске) обозначаются буквами латинского алфавита начиная от «a»и до «h», располагаясь слева направо. Ряды же горизонтальные (находятся справа и слева от Вас) обозначены цифрами от 1 до 8 – единица находиться внизу, а все цифры от нее идут к верху, аж до самой восьмерки на верху.

Игра начинается с того, что у каждого из шахматистов одинаковое количество фигур, которые стоят в определенном порядке. У игроков такие наборы фигур: король, ферзь, две ладьи, пара слонов, два коня и восемь пешек окрашены в тот цвет, который представляет шахматист (белый или черный). Фигуры размещены в таком порядке, как показано на рисунку ниже.

Ходы

Первыми всегда ходят белые – поэтому ход делает тот игрок, кто владеет фигурами именно такого цвета. Как же ходит каждая из упомянутых выше фигур? Остановимся на этом подробней:

  • ходить можно на клетку, которая не занята своей фигурой или же становиться вместо чужой, предварительно «убив» ее;
  • король может ходить на одну клетку в трех направлениях: горизонтально, вертикально и по диагонали;
  • ферзь идет по тем же трем направлениям, но имея свободу в передвижении, не ограничиваясь одной клеткой, а имеет все пространство в распоряжении;
  • ладья – ход на любое расстояние но только в двух направлениях: горизонтально и вертикально;
  • слон – неограниченность хода только в одном направлении – диагональ;
  • конь ходит на клетку, которая находится на расстоянии 2-х по вертикали и 1-й по горизонтали или 1-й по вертикали и 2-х по горизонтали от своего положения (буквой «Г») и имеет свою уникальную возможность – перепрыгивать все (как свои, так и чужие) фигуры и становиться на любую клетку;
  • пешка имеет возможность направляться на одну клетку доски вперед по вертикали, а при взятии другой фигуры на одну клетку по диагонали. Если пешка (при самом начале игры) не делала еще ни одного хода, то она имеет возможность сделать ход на две клетки вперед по вертикали. Еще одна возможность пешки - это трансформация в любую фигуру, если она дошла до последней горизонтали противника.

Ситуации в шахматной партии

  • шах – это ситуация, когда король стоит под ударом любой из фигур и обязан устранить данную ситуацию ближайшем же ходом для возможности продолжать игру;
  • мат – игроку невозможно никаким ходом предотвратить поставленный шах и король оказывается «убитым». При этом противник, который сумел «убить» короля, произносит фразу «шах и мат» - это является целью игры;
  • пат – ситуация, когда игрок при своей очереди хода не может сделать ход, который бы соответствовал правилам, но при этом король не находится под шахом.

Советы тем, кто хочет научиться самостоятельно играть в шахматы с нуля

  • всегда анализируйте все происходящее на доске – помните, что не только Вы, но и Ваш соперник имеет стратегию и большинство (если не каждый) его ход направлен на угрозу Вашему королю, поэтому стремитесь предугадывать ходы и быть сосредоточенным;
  • не спешите ставить «шах», лишь бы чаще произносить эту фразу. Будет более уместно, если Вы будете подходить к атаке не единой фигурой, а комплексно, продумав варианты «бегства» короля противника и создав уже там свою «засаду»;
  • понимайте ценность каждой из фигур и имейте ввиду, что суть игры поставить «мат» королю, а не перебить, ценой и собственных потерь, чужие фигуры;
  • здесь совет, сродни такому виду спорта, как бокс и многие другие – старайтесь контролировать центр, именно в этой части доски происходят все важнейшие события, которые зачастую имеют решающие значение;
  • имейте ввиду, что охрана короля имеет важное значение в игре, потому что без надежной защиты невозможно полноценно идти в атаку на противника;
  • после того, как Вы окрепнете тактично, практикуйте – играйте вместе с знакомыми, друзьями, родителями, изучая различные ситуации в «живой» игре, и самое главное… не забывайте наслаждаться игрой, испытывая на себе как радость побед, так и горечь поражений, которые превращаются в неоцененный опыт и основу для будущих побед.

Надеюсь, что мы ответила на ваш вопрос, как быстро научиться правильно играть в шахматы для начинающих. Читайте дополнительную литературу и всё у вас получится!

Шахматы - прекрасная игра, с помощью которой можно научить ребенка мыслить стратегически и анализировать различные ситуации. Начните с основных понятий, таких как различия между фигурами и тем, как они ходят. Когда ребенок усвоит эту информацию, приступите к игре в различные разновидности шахмат. Не торопите ребенка, постоянно поощряйте его и будьте терпеливы. Таким образом вы сможете привить ребенку любовь к шахматам, и он будет воспринимать их как увлекательное и интересное занятие.

Шаги

Знакомство с доской и фигурами

    Познакомьте ребенка с шахматной доской. Доска имеет 8 горизонтальных и 8 вертикальных линий. Всего она состоит из 64 клеток. Половина клеток окрашены в светлый, а половина - в темный цвет. Если у вас нет под рукой шахматной доски, ее можно нарисовать на листе картона или школьной доске.

    Приступите к изучению фигур. Ознакомьте ребенка с пешками, конями, слонами, ладьями, ферзем и королем. Отметьте различия в их внешнем виде. Расставьте фигуры на доске, чтобы ребенок увидел, как они располагаются в начальной позиции.

    • Конь, как и следует из названия, обычно напоминает голову и шею этого животного.
    • Слон имеет вид высокой остроконечной шляпы.
    • Король является самой важной фигурой, так как цель игры заключается в пленении короля противника.
    • Укажите на различия во внешнем виде между королем и ферзем.
    • Ладьи обычно напоминают крепостные башни.
  1. Продолжите описание фигур. Расскажите о каждой фигуре и объясните, как она ходит. Убедитесь, что ребенок запомнил данную фигуру, прежде чем переходить к описанию следующей.

    • Пешка может ходить на одну или две клетки из начальной позиции, и лишь на одну клетку в том случае, если она уже ходила. Пешка может побить лишь те фигуры противника, которые стоят на соседней с ней клетке по диагонали, и она не может ходить назад.
    • Конь является единственной фигурой, которая способна перепрыгивать через другие пешки и фигуры. Он ходит буквой "Г". Конь может ходить на две клетки по горизонтали, а затем на одну по вертикали, либо на две клетки по вертикали и одну по горизонтали.
    • Слон ходит по диагонали на любое количество клеток.
    • Ладья ходит на любое количество клеток вперед, назад или по горизонтали. Она не может ходить по диагонали.
    • Ферзь может ходить в любом направлении (по горизонтали, вертикали или диагонали) на любое количество клеток. Это самая сильная фигура.
    • Король ходит на одну клетку в любом направлении, причем два короля не могут становиться на соседние клетки.
  2. Расставьте на доске все фигуры. Разместите фигуры на доске и попросите ребенка назвать их. После этого рассмотрите, как ходит каждая фигура. Если вы используете координатный метод, следует разместить фигуры на следующих клетках:

    • У каждого игрока есть 8 пешек, которые занимают 2-ю и 7-ю горизонтали.
    • Ладьи располагаются на 1-й и 8-й клетках вертикалей A и H.
    • Ферзи стоят на 1-й и 8-й клетках вертикали D.
    • Слоны занимают 1-ю и 8-ю клетки вертикалей C и F.
    • Кони расположены на 1-й и 8-й клетках вертикалей B и G.
    • Короли занимают 1-ю и 8-ю клетки вертикали E.

Игры для изучения ходов

  1. Поиграйте одними пешками. Расставьте на шахматной доске лишь пешки. Цель данной игры состоит в том, чтобы перевести на противоположный край доски как можно больше своих пешек. Если две пешки упираются друг в друга и не могут ходить дальше, они останавливаются. Напомните ребенку, что пешка ходит на одну клетку вперед, пока не сталкивается с пешкой противника. Пешка может побить пешку соперника, если та расположена впереди от нее на соседней клетке по диагонали.

    • Другая цель данной игры может состоять в том, чтобы первым довести свою пешку до противоположной стороны доски.
    • Напомните ребенку, что белые ходят первыми, и при первом ходе пешка может походить на две клетки вперед.
    • Это поможет ребенку усвоить, как двигаются пешки.
  2. Добавьте слонов. Когда ребенок усвоит, как ходят пешки, дополните игру слонами. При этом цель игры останется той же. Напомните ребенку о том, что слоны ходят по диагонали. Данная игра научит ребенка:

    • использовать пешки для защиты слонов;
    • определять оптимальный момент для вывода слонов за пешечную цепь;
    • держать слонов позади пешек противника;
    • понимать ограничения, которые накладывает на слонов их способность ходить лишь по диагонали.
  3. Введите ладьи. Расставьте на доске ладьи, слонов и пешки. Цель по-прежнему состоит в том, чтобы довести пешку до противоположного края доски. Напомните ребенку о том, что ладья может ходить на любое количество клеток по горизонтали или вертикали, но при этом ей нельзя перепрыгивать через другие фигуры.

    • Ребенок должен усвоить, как важно сохранить ладьи до конца игры.
    • Кроме того, на этом этапе ребенок должен начать понимать разницу между взятием отдельной фигуры противника и выигрышем всей партии.
  4. Поставьте на доску коней. Пусть ребенок походит конями по пустой доске. Ход буквой "Г" довольно необычен, и для его усвоения может понадобиться некоторое время. Выберите на доске клетку, до которой ребенку необходимо добраться конем. Тем самым вы научите ребенка думать на несколько ходов вперед.

    • Когда ребенок освоится с конями, добавьте пешки и поиграйте в ту же игру, что и раньше с другими фигурами.
  5. Поиграйте конями, ладьями, слонами и пешками. Поставьте на доску все эти фигуры. Цель по-прежнему состоит в том, чтобы первым провести свою пешку до последней горизонтали. Это довольно сложная игра, но после предыдущего обучения ребенок должен освоить ее.

    • Ребенок начнет изучать различные позиции и то, как фигуры взаимодействуют между собой.
    • Если у ребенка возникнут трудности, вернитесь к одной из более простых игр. Не торопите ребенка и позвольте ему постепенно учиться в удобном для него темпе.
  6. Поиграйте ферзем, королем, пешками и ладьями. С помощью данной игры вы сможете познакомить ребенка с понятиями шаха и мата. Шах означает нападение на короля, а при мате королю некуда скрыться от шаха. Используйте лишь по 4 пешки на игрока.

    • Напомните ребенку, что белые всегда ходят первыми, и о том, что ход считается совершенным, как только игрок оторвал руку от фигуры.
    • Сосредоточьте внимание на ходах короля и ферзя.
  7. Поиграйте в шахматы всеми фигурами. Когда ребенок усвоит, как ходит каждая фигура, поиграйте с ним в обычную шахматную игру. Цель игры состоит в том, чтобы поставить мат королю противника. Напомните ребенку о том, что при достижении последней горизонтали пешка превращается в ферзя.

    • Как и ранее, если ребенок хочет вернуться к более простым играм, позвольте ему сделать это.

Изучение более сложных ходов

  1. Объясните, как превращаются пешки. При достижении последней горизонтали пешка превращается в другую фигуру. Она может стать ферзем, ладьей, слоном или конем. Как только пешка доходит до последней горизонтали, ее можно заменить на выбранную вами фигуру. Чаще всего пешек превращают в ферзей.

    Объясните взятие пешки на проходе (энпассан, анпассан, от фр. en passant - "на проходе"). Такое взятие возможно в том случае, если пешка совершает первый ход и ходит на две клетки, а рядом расположена пешка противника. Если пешка противника бьет клетку, через которую прошла ваша пешка, она может взять походившую пешку следующим ходом. Если взятие на проходе не произошло сразу после первого хода пешки, оно становится невозможным в дальнейшем.