Как выглядит чек онлайн-кассы. Требования к чеку онлайн-кассы — как выглядит новый чек

Одно из технологических новшеств во взаимодействии продавца и покупателя после внедрения онлайн-касс в российском ритейле - электронный кассовый чек. Зачем он нужен и что собой представляет? Кто и в каких случаях обязан его выдавать, как передать покупателю электронный чек онлайн-кассы?

Зачем нужен электронный чек онлайн-кассы обычному и интернет-магазину: закон 54-ФЗ

В соответствии с пунктом 2 статьи 1.2 Закона № 54-ФЗ (ССЫЛКА) продавец обязан по требованию покупателя отправить ему на предоставленные e-mail или телефон электронную копию кассового чека, подтверждающего оплату покупки. И это не считая безусловного обязательства по выдаче бумажного чека - который вручается, даже если покупатель не попросит его.

Те же самые обязанности по выдаче электронного чека установлены законом в отношении платежных агентов - организаций, которым продавец делегирует полномочия по отпуску товаров покупателям (и приему оплаты за них). Пример платежного агента, вероятно, крупнейшего в стране - Почта России. На ней все обязанности по выдаче кассовых чеков, в том числе и электронных.

Технически отправку чека осуществляет Оператор фискальных данных - организация, с которой у пользователя онлайн-кассы в большинстве случаев должен быть обязательно заключен договор, поскольку этого требует Закон № 54-ФЗ. Есть, однако, и исключения из этого правила - мы рассмотрим их далее в статье. Кассовый компьютер и сама касса (либо только она - если используется автономная ККМ), так или иначе, должны быть корректно настроены на передачу данных через интернет в ОФД - иначе чеки отправлять не получится.

В случае, если отправка чека осуществляется на телефон, то у продавца на аккаунте ОФД должно быть необходимое количество предоплаченных SMS-сообщений для отправки чека. На адреса e-mail, предоставляемые пользователями, чеки в соответствии с обычной тарификацией у современных ОФД, как правило, отправляются бесплатно.

С юридической точки зрения электронный кассовый чек приравнивается к бумажному. По содержанию - в плане реквизитов, они также почти одинаковые. При этом, электронный чек имеет очевидные преимущества для покупателя:

  • его нельзя потерять (основной файл чека хранится на сервере ФНС);
  • он не сотрется и не выцветет с течением времени;
  • его можно в любой момент загрузить на экран смартфона и предъявить продавцу в тех или иных целях (например, при возврате товара по гарантии).

Если магазин не отправит электронный чек покупателю, который заранее, специально для этого дал контакты, то проверяющие органы могут на основании п. 6 ст. 14.5 КоАП РФ (ССЫЛКА) предупредить или оштрафовать торговое предприятие:

  • на 2 тыс. рублей (выписывается на должностное лицо организации или на ИП как на владельца магазина);
  • на 10 тыс. рублей (выписывается на магазин как на организацию).

Важнейший нюанс, который нужно знать: продавец не сможет отправить электронный чек покупателю, если контакты будут предоставлены им после расчетов (после пробития чека на онлайн-кассе). Это будет противоречить положениям Закона № 54-ФЗ, по которым чек должен отправляться на контакты, предоставленные строго до расчетов - причем, предполагается их добровольное предоставление, без напоминания со стороны продавца.

Отметим, что данные правила применения электронного чека установлены для обычных, офлайновых магазинов. В случае с интернет-магазинами ситуация принципиально иная.

При продаже товаров через интернет-магазин задействуются каналы продаж, попадающие под критерий, прописанный в пункте 5 статьи 1.2 Закона № 54-ФЗ. А именно, эти каналы продаж «исключают возможность» личного взаимодействия продавца и покупателя.

Закон предписывает интернет-магазинам отправлять электронные чеки покупателям обязательно (в то время как бумажный по понятным причинам не оформляется и не передается впоследствии). В этих целях предполагается уже обязательный запрос контактных данных. Покупатель, в свою очередь, не обязан об этом знать - но должен быть уведомлен о том, что соответствующие контактные данные предоставить необходимо, причем, до момента проведения расчетов с интернет-магазином.

На практике необходимые контактные данные запрашиваются посредством формы для совершения заказа (либо на этапе регистрации аккаунта пользователя в интернет-магазине - если она требуется). Поэтому, проблем с их получением быть не должно. Контакты могут быть любыми - представленными e-mail, телефоном. И они необязательно должны быть правильными и реальными - интернет-магазин не обязан удостоверять их подлинность (правда, лучше все-таки иметь в распоряжении реальные контакты покупателя из соображений последующих коммуникаций с ним при обработке, сборке и доставке заказа).

Интернет-магазин отправляет покупателю только электронный чек и в случае, если осуществляется возврат предварительной оплаты за товар (либо ее зачет в счет предстоящих покупок).

Выше мы отметили, что офлайновые магазины могут делегировать свои полномочия по приему оплаты за товары и их выдаче своим платежным агентам - таким как Почта России. Аналогичные правоотношения по существу применимы и в онлайн-торговле. Конечным исполнителем при расчетах по товарам онлайн может быть платежный агент - как правило, это агрегатор платежных систем (например, сервис Робочеки от Робокассы — ), который обеспечивает техническую возможность их применения в качестве инструментов для оплаты заказов. И в этом случае именно за онлайновым платежным агентом будут обязательства по обеспечению покупателей чеками в электронном виде.

В самом общем случае оплата товара в интернет-магазине осуществляется с применением банковской карты (или специализированной платежной системы) онлайн. Человек, введя данные с карты, предоплачивает товар, а затем получает его в точке выдачи. В данном сценарии совершенно очевиден момент совершения расчетов - они признаются осуществленными сразу после одобрения транзакции банком.

После этого события осуществляется фискализация платежной операции на онлайн-кассе, а затем покупателю направляется электронный кассовый чек. Как правило, при этом задействуется автоматическая онлайн-касса, специально разработанная для интернет-магазина (все более популярным становится использование арендованных онлайн-касс в этих целях - например, при посредничестве таких сервисов как АТОЛ-Онлайн (ССЫЛКА).

Но возможен сценарий, при котором оплата за товар, заказанный в интернет-магазине, осуществляется по другой схеме - с использованием банковской квитанции. Человек скачивает ее с сайта интернет-магазина, несет в банк, а затем платит по ней. Интернет-магазин, обнаружив приход денежных средств на расчетном счете, выполняет свои обязательства как продавец - отправляет товар или приглашает покупателя получить его на складе (пункте выдачи).

Долгое время в российском законодательстве отсутствовали в достаточной мере детальные нормы, регламентирующие то, каким образом должна применяться онлайн-касса (и электронный чек в частности) в рассматриваемом сценарии «с квитанцией». Применение действовавших норм законодательства в подобных случаях было затруднено, поскольку процедура задействования онлайн-кассы в типовых ситуациях характеризуется довольно жесткой привязкой как раз к моменту совершения расчетов. Который, очевидно, в схеме «с квитанцией» определить было сложно.

Регулирующие ведомства издавали довольно противоречивые разъяснения на этот счет. В них, в частности, давались рекомендации по заключению между продавцами и кредитно-финансовыми организациями, принимающими квитанции к оплате, отдельных договоров об информировании владельца расчетного счета о приходной операции, соответствующей оплате товара покупателем интернет-магазина. Понятно, что такие рекомендации было крайне сложно реализовать на практике.

Но в современной редакции Закона № 54-ФЗ уже есть необходимые регулирующие положения по сценариям «с квитанцией». Они закреплены в отдельном пункте 5.3 статьи 1.2 закона (правда и по ним есть некоторые вопросы - чуть позже мы ознакомимся со все еще актуальными «белыми пятнами» в законодательстве по части рассматриваемых расчетов).

В пункте 5.3 говорится о безналичных расчетах, которые, с одной стороны, характеризуются отсутствием непосредственного взаимодействия продавца и покупателя, с другой — «не попадают под действие» пункта 5 - о котором шла речь выше (он регулирует порядок расчета при оплате товаров на сайте интернет-магазина). Конечно, в пункте 5.3 прямо не говорится о том, что речь идет именно о схеме «с квитанциями», но она, очевидно, подходит под обозначенный критерий - наряду с иными потенциально реализуемыми схемами, которые нельзя отнести к механизмам расчетов, которые типичны для интернет-магазинов, принимающих оплату по карте. Получается, что любой способ расчетов, при которых трудно определить момент совершения оплаты, подходит под этот критерий - и это хорошо с точки зрения правоприменительной практики.

В пункте 5.3 статьи 1.2 Закона № 54-ФЗ говорится о том, что продавец в расчетах «по квитанции» (или иным, что не попадают под действие пункта 5) обязан передать покупателю кассовый чек:

  1. В электронном виде - с использованием e-mail или номера телефона, если они были предоставлены покупателем.

Чек необходимо передать в срок, не позднее следующего рабочего дня, идущего за днем совершения расчетов (но при этом и не позднее момента передачи товара - которые, таким образом, могут быть переданы и в день расчетов).

Законодатель прямо не раскрывает, что понимать под днем совершения расчетов. Но правомерно говорить о том, что этот день зачисления денежных средств от покупателя, которые он переводит по квитанции, на расчетный счет продавца. Либо - день проведения оплаты, но в этом случае продавец должен как-то узнать, что оплата совершена. В принципе, о совершении оплаты продавца мог бы информировать покупатель - но это предполагает появление у него дополнительной обязанности, которую желательно прописывать в отдельном договоре с продавцом (оферте). Это усложняет процесс торговли и не лучшим образом сказывается на лояльности клиентов.

Кроме того, в законе ничего не говорится о моменте предоставления покупателем контактов для получения электронного чека. В отличие от сценария с офлайновой оплатой (и оплатой на сайте по карте) - когда предоставление таких контактов обязательно до расчетов, в рассматриваемом сценарии телефон и e-mail для получения чека могут быть переданы покупателем магазину в любой момент. Получается, что магазин вправе запросить контакты покупателя для отправки электронного чека уже после проведения им оплаты (зачисления денежных средств на расчетный счет интернет-магазина).

  1. В бумажном виде - при выдаче товара.

Данный вариант предписывается осуществить, если у продавца не получилось отправить электронный кассовый чек в рамках схемы по первому пункту. То есть - если покупатель не дал контактных данных ни до расчетов, ни после.

  1. В бумажном виде - при любом другом поводе для взаимодействия покупателя и продавца.

Данный вариант по сути применяется как третий по приоритетности. Если не получилось отправить электронный чек, и клиент пришел не за товаром, а за чем-то другим - выдается бумажный чек.

Следует иметь в виду, что в пункте 5.4 статьи 1.2 Закона № 54-ФЗ прописано правило, по которому кассовый чек должен быть обязательно сформирован не позднее рабочего дня, идущего за днем совершения расчета (и не позднее момента выдачи товара покупателю). Это означает, что даже если человеку не удалось отправить электронный чек, и он в указанные сроки не пришел за товаром (либо не обратился к продавцу по какому-либо иному вопросу), то продавцу чек нужно все равно в указанные сроки напечатать и держать у себя, пока покупатель не явится.

Таким образом, бумажный чек вместо электронного при схеме «по квитанции» печатается:

  • если до истечения срока, указанного в пункте 5.4, есть еще довольно много времени — в момент передачи товара покупателю (обращения покупателя к продавцу по любому другому вопросу);
  • если срок истекает, и очевидно, что покупатель не явится в пределах данного срока - сразу, как только это будет очевидно (или в конце рабочего дня при закрытии смены).

Отметим, что в случае, если отпуск товара интернет-магазином осуществляется при условии оплаты при получении - в пункте выдачи или при взаимодействии с курьером, то онлайн-касса применяется точно так, как если бы ее применял офлайновый магазин. То есть:

  • бумажный чек выдается обязательно;
  • электронный - только при условии, если покупатель сам заранее сообщит сотруднику пункта выдачи заказов или курьеру свои контактные данные для получения такого чека.

В некоторых случаях законодатель предписывает хозяйствующему субъекту отправлять клиенту чек строго в электронном виде. Например, в соответствии с пунктом 11 статьи 2 Закона № 54-ФЗ страховая компания, заказавшая услуги у страхового агента, направляет электронный чек страхователю - физлицу, купившему полис у данного агента, при получении денежных средств от страхового агента. Бумажный чек в этом случае не выдается покупателю.

Законодатель предусматривает сценарии, при которых продавец, использующий онлайн-кассу, электронные чеки не выдает в принципе (или вправе их не выдавать) - ознакомимся с ними подробнее.

В каких случаях его можно не отправлять покупателю

В положениях пункта 7 статьи 2 Закона № 54-ФЗ законодатель выделяет особые типы объектов, а именно:

  • населенные пункты в «отдаленных от сетей связи местностях» (перечни таких населенных пунктов устанавливаются в соответствии с отдельными критериями, определенными на уровне федеральных нормативных актов, а также в соответствии со списками, утверждаемыми на уровне региональных нормативных актов);
  • военные объекты;
  • объекты, связанные с деятельностью силовых структур.

Торговые предприятия, осуществляющие деятельность на территории указанных объектов, могут применять онлайн-кассы в особом режиме - не предусматривающем передачи данных в интернет. Соответственно - без заключения договоров с ОФД и, как следствие, при отсутствии возможности отправлять покупателям электронные чеки. При этом, это право, а не обязанность продавца.

Отметим, что в рассматриваемом случае используется полноценная онлайн-касса - с фискальным накопителем, соответствующем строгим техническим требованиям. Взаимодействие владельца онлайн-кассы и ФНС по различным вопросам в этом случае преимущественно «офлайновое» — процедуры регистрации ККТ и снятия ее с регистрации осуществляются в рамках личных визитов налогоплательщика в ведомство (в ряде случаев он даже приносит туда фискальный накопитель для считывания данных).

Кроме того, есть пункт 3 статьи 2 Закона № 54-ФЗ, в котором выделен еще один тип территорий — «отдаленные и труднодоступные местности». Их перечни также устанавливаются на уровне регионов. При этом, к таким местностям не могут быть отнесены:

  • какие-либо города;
  • районные центры, являющиеся единственным населенным пунктом в своем муниципалитете.

Специфика труднодоступных местностей - в том, что торговые предприятия, работающие там, вправе не использовать онлайн-кассы в принципе, они освобождены от их применения. Правда, вместо чеков онлайн-касс они должны выдавать покупателям альтернативные документы - содержание реквизиты, перечисленные в абзацах 4-12 пункта 1 статьи 4.7 Закона № 54-ФЗ, то есть, в значительной степени повторяющие реквизиты бумажных и электронных чеков, собственно, онлайн-касс.

На практике такие альтернативные документы могут быть сформированы вручную (как вариант, с помощью шаблонов), либо автоматически с применением чекового принтера либо фискального регистратора (или автономной ККТ) старого образца, настроенной определенным образом на распечатку чеков с требуемыми реквизитами.

Таким образом, отправка электронного чека - это прописанная в законе обязанность торгового предприятия, осуществляющего торговлю офлайн или онлайн (либо в рамках различных «гибридных» моделей бизнеса, предполагающей различную степень интеграции каналов продаж в офлайне и в интернете). В предусмотренных законом же случаях предприятие может быть освобождено от обязанности от отправки электронных чеков, как и от применения онлайн-касс в принципе.

Полезно будет рассмотреть то, чем электронный чек отличается от бумажного с точки зрения структуры и реквизитов.

Чем электронный кассовый чек отличается от бумажного

Прежде всего, нужно отметить, что Закон № 54-ФЗ устанавливает единый перечень реквизитов кассового чека - вне зависимости от его конкретной разновидности - в статье 4.7. Но кроме данного федерального закона, существуют иные нормативные акты, регламентирующие применение реквизитов кассовых чеков - причем, в соответствии с самим законом.

В их числе - приказ ФНС России от 21.03.2017 № ММВ-7-20/229@ (ССЫЛКА), устанавливающий форматы фискальных документов. В соответствии с ними онлайн-касса «собирает» кассовый чек (и прочие фискальные документы - например, отчеты) из различных реквизитов и атрибутов.

При этом, в отношении бумажных (в случае с ФФД они именуются «печатными») и электронных кассовых чеков ФФД могут предусматривать разные способы «сборки» (хотя отметим сразу, что во всех случаях они очень схожи).

Перечни реквизитов конкретно кассовых чеков перечислены в Таблице 19 приложения № 2 к приказу № ММВ-7-20/229@. К числу ключевых атрибутов данных реквизитов относятся:

  1. Атрибут «Обяз.», который может принимать числовое значение, отражающее степень обязательности применения того или иного реквизита в составе фискального документа - в данном случае, кассового чека. При этом, (всего их три - ФФД 1.0, 1.05 и 1.1) одинаковое значение атрибута «Обяз.» может означать разную степень обязательности применения реквизита.

Если рассматривать наиболее «несхожие» значения рассматриваемого атрибута при сравнении бумажного и электронного кассового чека, то можно, в частности, обратить внимание на то, что по реквизиту «ИНН пользователя» атрибут «Обяз.» в отношении печатного чека (условно он обозначается буквой П) имеет значение 1, а в отношении электронного (обозначается буквой Э) - 7. Это означает, что данный реквизит обязательно должен быть в составе бумажного чека, а в электронный его можно включать опционально (об этом говорится в описании ФФД в Таблице 3 приложения № 2 к приказу № ММВ-7-20/229@).

Противоположное расположение степеней обязательности реквизитов печатных и электронных чеков можно пронаблюдать на примере атрибута «Обяз.» по реквизиту «Применяемая система налогообложения» кассового чека. В соответствии с Таблицей 19 атрибут по печатному чеку принимает значение 7, а по электронному - 1.

  1. Атрибут «Форм.», который указывает то, в каком именно типа чека - бумажном или электронном (или на обоих), применяется тот или иной атрибут.

Атрибут, таким образом, может принимать, соответственно, значения П, Э или ПЭ. Если смотреть по Таблице 19 реквизиты, которые в соответствии с ФФД должен содержать только электронный чек, то пример такого реквизита - «ИНН кассира». Реквизиты, установленные в качестве обязательных только для печатного чека — «Наименование документа», QR-код.

По Таблице 19, вместе с тем, совершенно очевидно, что по подавляющему большинству реквизитов чека атрибут «Форм.» принимает значение ПЭ. То есть - правила в части соответствующих реквизитов по разным видам чека по большей части одинаковы и с точки зрения требований, установленных ФФД.

К слову, QR-код - это исключительно примечательный реквизит. Дело в том, что он при использовании сравнительно небольшой площади на чеке (порядка 1 кв. см) позволяет «зашифровать» в себя практически любые данные. Это его свойство может оказать неоценимую помощь магазину в процессе выполнения обязательств по предоставлению электронного чека покупателю.

При этом, практическую полезность могут иметь не только QR-коды, но и иные реквизиты фискального документа. Рассмотрим подробнее данную особенность в контексте следующего вопроса - установления способа представления электронного кассового чека покупателю.

Какие есть способы его представления покупателю

Представить электронный кассовый чек покупателю можно:

  1. В «текстовом» виде - оформленном с применением HTML-кода, в файловых форматах - например, в PDF.
  1. В графическом виде - с применением форматов изображений - JPG, PNG.
  1. В виде ключевых реквизитов, дополненных адресом сайта, на котором, используя данные ключевые реквизиты, покупатель может бесплатно загрузить полную версию кассового чека.

Данный способ предлагается, собственно, законодателем - о нем говорится в пункте 3 статьи 1.2 Закона № 54-ФЗ. Он удобен в случае, если единственный контакт, который был предложен покупателем - это телефон. На него предполагается отправить SMS-сообщение, и, поскольку полноценный чек в этом случае представить крайне проблематично с технической точки зрения, в сообщении можно будет привести лишь ключевые реквизиты и адрес сайта для получения нормального чека.

На практике таким сайтом может быть специальная страница на сайте ОФД - если ее использование предусмотрено договором с Оператором.

Так или иначе, вне зависимости от способа представления электронного чека пользователю продавцу необходимо выполнить обязательство по отправке чека (либо его ключевых реквизитов) на предоставленный до момента расчета e-mail или телефон.

Выше мы отметили, что в случае непредоставления контактов по инициативе покупателя продавец не обязан направлять ему электронный чек. При этом, покупатель может быть попросту не в курсе того, что контакты надо было давать заранее - и будет настаивать на получении электронного чека.

Чтобы в таких ситуациях пойти покупателю навстречу, продавец может предпринять ряд не запрещенных законом действий - фактически, альтернативных предоставлению кассового чека в электронном виде через ОФД, но по существу содействующих покупателю в приобретении доступа к электронному чеку.

«Альтернативный» вариант

Как мы уже знаем, на печатном кассовом чеке в соответствии с ФФД присутствует обязательный реквизит - QR-код. В нем в зашифрованном виде присутствуют ключевые реквизиты кассового чека, по которым он может быть легко идентифицирован в реестрах Федеральной налоговой службы.

Такую идентификацию можно провести, используя специальное мобильное приложение от ФНС для проверки подлинности чеков (ссылки для скачивания на Google Play и App Store). Не считая его основного назначения - которое заключается в удостоверении корректности чека (то есть, программа позволяет «вычислить» — не был ли чек напечатан на липовой онлайн-кассе), продукт от ФНС имеет примечательную опцию - по сохранению электронной копии чека в смартфоне.

Необходимо лишь отсканировать QR-код на бумажном чеке, а затем, используя интерфейсы приложения, сохранить чек в памяти смартфона. Впоследствии его можно будет использовать практически в тех же целях, что и электронный чек, сформированный при посредничестве ОФД.

Именно о возможности получить «электронный чек» — вполне официальный из реестров ФНС, посредством сканирования QR-кода с бумажного чека, продавцу следует проинформировать покупателя, который не сообщил своих контактных данных вовремя для получения электронного чека из ОФД.

А если покупатель не желает пользоваться смартфоном в указанных целях, то в силах продавца - самостоятельно отсканировать бумажный чек и отправить пользователю на e-mail «неофициально», для поддержания лояльности клиента. Отсканированный чек будет содержать тот же QR-код, и по нему при необходимости можно в любой момент получить электронную версию документа с помощью приложения от ФНС.

Правда, в случае со сканированием бумажного чека и отправкой его на e-mail клиенту продавцу необходимо будет уладить еще одну формальность, а именно - запросить у покупателя , которыми в данном случае выступает e-mail как косвенный идентификатор.

В теории отправку e-mail в рассматриваемом случае можно отнести к процедурам, осуществляемым в рамках заключения договора купли-продажи (при котором запрос разрешения на отправку персональных данных необязателен). Но неизвестно, каким образом к этому отнесутся проверяющие органы, если вдруг узнают о том, что «альтернативный» электронный чек был отправлен неофициально.

Отметим, что «законная» отправка электронного чека через ОФД - по контактам, предоставленным покупателем до расчетов, в полной мере подходит под указанное исключение. При ней запрашивать каких-либо разрешений на обработку персональных данных не нужно.

Итак, можно выделить следующие «альтернативные» электронные чеки, которые могут быть сформированы в интересах покупателя, если он забыл дать контакты перед расчетами (или не знал, что это нужно делать, но при этом очень хочет получить электронный чек):

  • чек, загружаемый в приложение от ФНС для проверки чека - после сканирования QR-кода на бумажном фискальном документе;
  • неофициально отсканированный продавцом бумажный чек (который затем можно также преобразовать в электронный чек через приложение от ФНС).

Рассмотрим теперь, каким образом магазин осуществляет отправку электронного чека покупателю на практике, какие технические средства для этого задействует - если речь идет об официальной передаче электронного фискального документа через ОФД.

Как передать покупателю электронный чек онлайн-кассы

Использование онлайн-кассы магазином осуществляется с помощью специальной кассовой программы, которая может быть:

  • предустановлена в самой кассе - если она автономная;
  • установлена на кассовом компьютере, к которому подключена ККТ (в этом случае чаще всего представленная фискальным регистратором).

В соответствии с требованиями закона в любой кассовой программе - даже если она по существу представляет собой упрощенный командно-ориентированный однострочный интерфейс, должен быть функционал для введения контактных данных покупателя в целях отправки ему электронного кассового чека.

То, как именно использовать интерфейсы для отправки чеков, зависит от конкретной программы - и регламентируется инструкцией к ней.

В качестве примера рассмотрим как отправить электронный кассовый чек покупателю на его электронную почту на популярной автономной кассе «Эвотор»:

  1. В окне оплаты необходимо активировать опцию «Электронный чек».

  1. С помощью открывшейся виртуальной клавиатуры нужно ввести электронный адрес покупателя, а затем нажать на кнопку «Отправить».

Позже на экране появится сообщение о том, что чек отправлен. Покупатель получит электронную копию кассового чека на предоставленный продавцу e-mail.

В соответствии с отдельной тарификацией от ОФД или поставщика кассового программного обеспечения могут отправляться чеки в виде SMS. Можно отметить, что компания «Эвотор» относится к таким поставщикам и дает своим пользователям возможность пользоваться удобными тарифными опциями в виде пакетов SMS, которые можно приобрести в фирменном магазине приложений (ССЫЛКА).

Отметим, что «ручной» ввод контактов покупателя в кассовой программе - не единственный способ использования таких контактов в целях отправки чека.

Так, многие кассовые программы (часто объединенные с товароучетными платформами и системами управления клиентской лояльностью) позволяют осуществлять идентификацию клиента по внутренней базе контактов - которые когда-либо предоставлялись клиентами. На практике такая идентификация может быть произведена через персональную карту скидок или иной персонифицированный документ покупателя.

В приложении от ФНС есть примечательная опция - которая заключается в возможности формирования QR-кода, где зашифрованы необходимые контактные данные покупателя. Данный код может быть в любой момент подгружен на экран смартфона, откуда продавец может отсканировать его - и автоматизировать, таким образом, ввод данных в кассовую программу. При этом она, безусловно, должна быть корректно настроена в целях распознавания таких кодов.

Варианты здесь могут быть самые разные - законодатель не регламентирует способ ввода данных о покупателе в кассовую программу для отправки электронных чеков.

Резюме

Итак, электронный чек онлайн-кассы - это фискальный документ, который:

  1. Выдается офлайновым магазином (принадлежащим интернет-магазину пунктом выдачи заказа без предоплаты, курьером) при наличии предварительно предоставленных покупателем контактов в этих целях - вместе с бумажным чеком.

При отсутствии предварительных контактов - не выдается (но может быть заменен «альтернативами»), покупатель получает только бумажный чек.

  1. Выдается интернет-магазином с «обычной» схемой оплаты (по карте онлайн) при обязательном предварительном получении от покупателя контактов - как единственный документ в подтверждение оплаты.

Предполагается, что получение предварительных контактов от покупателя (через форму заказа) будет условием начала оплаты, и сценарий, при котором контактов у интернет-магазина не будет, практически исключен. При этом, продавец вправе не проверят достоверность предоставленных контактов - они могут быть любыми, которые укажет покупатель.

  1. Выдается интернет-магазином, принимающим оплату «по квитанции», при наличии контактов покупателя - не позднее следующего дня после совершения расчетов (условно они считаются совершенными после прихода денежных средств на расчетный счет продавца) либо дня выдачи товара.

При отсутствии контактов покупателя - не выдается, заменяется бумажным в порядке, установленном пунктом 5.3 статьи 1.2 Закона № 54-ФЗ.

  1. Может быть заменен «альтернативами» — в виде:
  • «электронной версии» бумажного чека, сформированного с помощью приложения от ФНС на смартфоне с использованием QR-кода на оригинальном чеке;
  • отсканированного бумажного чека - который будет содержать те же самые реквизиты, что и электронный (и может быть также применен для формирования электронного документа в приложении от ФНС).

Указанные альтернативы продавец вправе применить, если покупатель забыл продиктовать свои контакты для получения электронного чека в обычном порядке либо не знал, что это нужно сделать - в то время как электронный чек очень нужен.

  1. Не выдается в случаях, определенных законодательством.

А именно, если:

  • торговое предприятие расположено на территории объектов, поименованных в пункте 7 статьи 2 Закона № 54-ФЗ (в общем случае - в населенном пункте, который находится в местности, отдаленной от сетей связи);
  • торговля ведется на территории населенного пункта в труднодоступной местности.

В первом случае покупателю выдается только бумажный чек, сформированный на онлайн-кассе. Во втором - альтернативный чеку документ, частично совпадающий с реквизитами чека онлайн-кассы, сформированный вручную или на чековом принтере (поскольку онлайн-касса не используется в принципе).

Обе опции, вместе с тем, отражают право, а не обязанность торгового предприятия отказаться от применения онлайн-кассы в принципе (либо в режиме, при котором осуществляется подключение к ОФД - при условии, разумеется, наличия технической возможности - которой реально может не быть).

  1. Выдается как единственный фискальный документ, не дополняемый бумажным чеком - в случаях, определенных законодательством.

Например - при взаимодействии страховой компании, ее агента и покупателя полиса.

  1. По своим реквизитам, в целом, соответствует бумажному чеку.

Общие реквизиты по обоим типам чеков определены в ст. 4.7 Закона № 54-ФЗ. При этом, порядок их применения детально расписан в Форматах фискальных данных, утвержденных приказом № ММВ-7-20/229@, и этот порядок может предусматривать различия в применении атрибутов по электронному и печатному чекам.

Видео — отправка электронного чека покупателю на устройстве Ньюджер АТОЛ 92Ф:

Мы собрали всю полезную информацию про онлайн-кассы с 2017 года в одной публикации.

В июле 2016 года был принят 290 Федеральный закон об онлайн-кассах. Этот закон призван внести изменения в положения 54-ФЗ «О применении ККТ». По новым правилам все кассовые аппараты должны с 1 июля 2017 года передавать электронные копии чеков онлайн в налоговую.

Новшества затрагивают даже тех ритейлеров, которые раньше не работали с ККТ — ЕНВДшников и ПСНщиков. Онлайн-кассы для предпринимателей на ЕНВД и ПСН станут обязательными с 1 июля 2018 года.

Изменения 54-ФЗ — это самая глобальная реформа в ритейле за последние 10 лет.

С момента написания статьи вступили в силу несколько важных изменений закона, вышли новые разъяснения от ФНС.

Прочитайте публикацию с актуальной информацией:

Подробнее о том, что сейчас происходит:

Что такое онлайн-касса

Онлайн-касса — это кассовый аппарат, который отвечает новым требованиям:

  • печатает qr-код и ссылку на чеке,
  • отправляет электронные копии чеков в ОФД и покупателям,
  • имеет встроенный в корпус фискальный накопитель,
  • свободно взаимодействует с аккредитованными ОФД.

Все требования к онлайн-кассам описаны в новом законе и обязательны для всех кассовых аппаратов с 2017 года.

Онлайн-касса — это не обязательно совершенно новый кассовый аппарат. Многие производители дорабатывают кассы, выпущенные ранее.

Например, все кассы и фискальные регистраторы Вики возможно доработать до онлайн-кассы. Цена комплекта доработки — 7500 рублей. В сумме учтена стоимость фискального накопителя (6000 рублей), шильды и документации с новым номером ККТ (1500 рублей). Обновление ПО на всех кассах Вики происходит автоматически.

Новые кассы (доработанные и совсем новые) занесены в специальный реестр моделей ККТ и утверждены Федеральной налоговой службой.

Как работает онлайн-касса и что теперь должно быть на чеке

Процесс продажи на онлайн-кассе теперь выглядит так:


Чек онлайн-кассы содержит:



Если покупатель попросил отправить электронную копию чека, то в бумажном нужно указывать электронную почту клиента или его абонентский номер.

Адрес продажи варьируется в зависимости от вида торговли. Если касса установлена в помещении, то необходимо указать адрес магазина. Если торговля ведётся с автомобиля, то указывается номер и название модели авто. Если товары продаёт интернет-магазин, то на чеке должен быть указан адрес сайта.

Фамилию кассира не нужно указывать в чеках из интернет-магазинов.

Новые термины

Оператор Фискальных Данных (ОФД) — организация, отвечающая за приёмку и передачу фискальных данных в налоговую. Также Оператор хранит эту информацию 5 лет и обеспечивает отправку копий электронных чеков клиентам. Список аккредитованных ОФД представлен на сайте ФНС.

Реестр онлайн-касс — это перечень кассовой техники, готовой к работе по новым правилам и официально одобренной Федеральной налоговой службой России. На декабрь 2016 года реестр контрольно-кассовой техники содержит 43 модели ККТ. Список обновляется, с ним любой желающий может ознакомиться на сайте налоговой. Каждая конкретная касса также вносится в реестр экземпляров ККТ.

Фискальный накопитель шифрует и передаёт фискальные данные в ОФД. ФН пришёл на замену ЭКЛЗ.

Фискальные данные — это информация о финансовых операциях, проводимых на кассе. Технические требования к фискальному накопителю описаны в законе, сейчас на рынке доступна для покупке одна модель фискального накопителя. Каждый экземпляр ФН также внесен в специальный реестр.

Срок действия фискального накопителя для всех предпринимателей разный и зависит от применяемой системы налогообложения:

  • ОСНО - 13 месяцев
  • УСН, ПСН, ЕНВД - 36 месяцев

Началом срока службы фискального накопителя является дата его активации. Владелец ККТ обязан хранить ФН после замены 5 лет. Менять ФН предприниматель может самостоятельно. Но чтобы избежать проблем с регистрацией или заменой фискального накопителя, мы рекомендуем всё-таки обращаться в сервисные центры.

Купить фискальный накопитель вы можете в своем сервисном центре. Стоимость ФН — от 6000 рублей.

Договор с ОФД — обязательный документ по требованиям нового закона. Без него не получится даже зарегистрировать онлайн-кассу. Однако поменять оператора владелец кассы может в любой момент. Стоимость услуг ОФД — от 3000 рублей в год.

Кто должен перейти на онлайн-кассы

Переход на онлайн-кассы проходит в несколько этапов и затрагивает:

  • предпринимателей, которые уже применяют ККТ,
  • торговцев акцизными товарами,
  • владельцев интернет-магазинов,
  • предпринимателей, оказывающих услуги населению и не применяющих кассы, В том числе ИП на ЕНВД, УСН и ПСН,
  • владельцы вендинговых и торговых автоматов, а также платежных терминалов.

Предприниматели, которые используют бланки строгой отчетности (БСО), тоже попадают под нововведения.

Форма бланков строгой отчетности меняется. С 1 июля 2018 года все БСО должны быть напечатаны при помощи специальной автоматизированной системы. Эта система — разновидность онлайн-кассы и она тоже передаёт данные онлайн. .

Сроки перехода на онлайн-кассы: 2017-2018 гг.

1 февраля 2017 года Владельцы вновь регистрируемых ККТ
Начинается переход на онлайн-кассы и прекращается замена ЭКЛЗ и регистрация касс по старому порядку.
31 марта 2017 года Все организации и ИП, которые продают алкоголь
! Исключение: организации и ИП на ЕНВД и ИП на ПСН, которые торгуют слабоалкогольными напитками
Продавцы подакцизного алкоголя обязаны применять онлайн-кассы с 1 апреля 2017 года. Продавцы пива, сидра и других слабоалкогольных напитков переходят на онлайн-ККТ в зависимости от выбранной системы налогообложения.
1 июля 2017 года Организации и ИП на ОСН, УСН и ЕСХН
После этой даты нельзя использовать кассы с ЭКЛЗ, все ККТ должны работать с фискальным накопителем.
1 июля 2018 года
  • Организации и ИП на ЕНВД
  • ИП на ПСН , которые торгуют в розницу и оказывают услуги общественного питания
  • ИП на ЕНВД , если у них есть наемные работники
1 июля 2019 года
  • Организации и ИП на ЕНВД
  • ИП на ПСН , кроме розничной торговли и общественного питания
  • ИП на ЕНВД без наемных работников , которые торгуют в розницу или оказывают услуги общественного питания
  • Организации и ИП , оказывающие услуги или выполняющие работы, при условии выдачи покупателю БСО

Очень часто предприниматели задают вопрос: «Если компания работает на двух системах налогообложения УСН и ЕНВД, когда переходить на новые правила?»

С 1 июля 2017 года налогоплательщики на УСН должны применять онлайн-кассу. Параллельные режимы налогообложения не играют никакой роли. Кроме того, по каждому режиму пробивается отдельный чек.

Кто освобожден от онлайн-касс

От работы с кассами, как и раньше, освобождены: представители малого бизнеса, оказывающие услуги по ремонту обуви, продавцы на необорудованных рынках, торговцы продукции с цистерн и тележек, газетные киоски, люди, сдающие в аренду собственное жилье, организации с безналичной оплатой, кредитные организации и компании, занятые на рынке ценных бумаг, кондукторы и предприятия общественного питания в образовательных учреждениях.

Религиозные объединения, торговцы предметов народного промысла и почтовых марок тоже могут продолжить работу без ККТ.

Предприниматели в труднодоступных и отдаленных местностях могут работать без кассы. Правда, перечень таких областей определяют руководители на местах.

Как перейти на онлайн-кассу

Переход на онлайн-кассы с 2017 года — фактор, который напрямую влияет на дальнейшую работу бизнеса, подойти к нему следует ответственно.

Главное — не затягивать. Если вы планируете заняться переходом, скажем так, поздней весной, то есть все шансы запоздать с переходом на онлайн-кассу к июлю 2017 года.

Чтобы замена ККТ на онлайн-кассу не доставила неприятностей, рекомендуем заняться этим вопросом уже сейчас.

Опыт внедрения системы ЕГАИС для торговцев алкоголем показал, что предприниматели до последнего откладывают модернизацию оборудования. Это порождает много сложностей: производители онлайн-касс не в успевают подготовить должным образом оборудование, логистические службы испытывают колоссальную нагрузку и срывают сроки, а магазины по всей стране простаивают без возможности законной торговли. Ну или торгуют с риском получить штраф.

Чтобы замена ККТ на онлайн-кассу не доставила неприятностей, рекомендуем заняться этим вопросом уже сейчас.


Выбрать онлайн-кассу для перехода на 54-ФЗ
Решения для любого бизнеса

Порядок перехода на онлайн-кассы

Итак, чтобы перейти на онлайн-кассу мягко, планируйте досконально и действуйте поэтапно:

1. Выясните, можно ли доработать имеющееся оборудование

Обратитесь к производителю вашей кассы. Если технику можно обновить, узнайте цену комплекта доработки для онлайн-кассы и, главное, включен ли в эту стоимость фискальный накопитель.

К этой сумме прибавьте работу ЦТО (или АСЦ) по доработке ККТ. Хотя регистрация кассы и накопителя на сайте ФНС технически не сложная, но даже специалисты, которые проводят регистрацию первый раз, иногда ошибаются. Если ошибётся специалист АСЦ, то ФН (6500 руб.) вам заменят за счет АСЦ. Если ошибку допустите вы, то и платить за замену накопителя придётся вам.

Если вашу кассу можно доработать, не спешите радоваться. Зачастую лучше купить новую онлайн-кассу, чем переделывать старую кассовую технику (стоимость доработки некоторых касс сопоставима со стоимостью новой кассы).

Чтобы не потратить деньги зря, проведите небольшое исследования рынка. Узнайте, сколько стоит доработка ККТ в среднем по рынку (у разных производителей), сколько стоит новая онлайн-касса. Сравните функционал старой доработанной кассы и новой онлайн-кассы. Если каждый шаг и малюсенькая доработка стоит дополнительных 100 рублей — это повод задуматься и поискать альтернативы.

2. Проверьте, есть ли рассматриваемое вами оборудование в реестре ФНС:

  • Проверка онлайн-касс - сервис ФНС для проверки экземпляров ККТ.
  • Проверка фискальных накопителей - аналогичный сервис для проверки фискальных накопителей (чтобы вам не продали сломанный или уже использованный накопитель).

3. Составьте график замены ЭКЛЗ

Чтобы не переплачивать за работу ЭКЛЗ, уточните когда заканчивается её срок службы. По окончанию работы ЭКЛЗ вам лучше сразу установить фискальный накопитель и перейти на онлайн-кассы.

4. Проведите интернет в магазин

Интернет для онлайн-кассы должен быть стабильным. Уточните, если ли у интернет-провайдеров вашего региона специальные тарифы (также вы можете проконсультироваться в вашем АСЦ). Выясните, что для вас подойдет: проводной интернет или Wi-Fi модем.

5. Уточните наличие обновлений кассовой программы

Если вы работаете с кассовым ПО, например, с товароучетной системой, обязательно выясните, будет она дорабатываться до работы по новым правилам, совместима ли она с онлайн-кассой, сколько будет стоить доработка и когда она будет проведена. Кассы Вики работают со всеми товароучётными системами бесплатно — у нас это базовый функционал.

После всей подготовительной работы определитесь, когда вам переходить на онлайн-кассу.

6. Снимите с учета ФНС старую ККТ

Обратитесь в ваш ЦТО и снимите отчет с ЭКЛЗ. Напишите заявление о снятии с учета и отправляйтесь в налоговую. На руках у вас должно остаться карта владельца ККТ с отметкой о снятии с учета.

7. Выберите ОФД и заключите с ним договор

Это обязательное условие для регистрации онлайн-кассы. Изучите возможные варианты, условия и предоставляемый сервис. Договор ОФД — это оферта в электронном виде, которую вы акцептуете при регистрации на сайте. То есть вам не нужно оформлять бумаги или ехать в отделение.

После заключения договора смело переходите к завершающей части — регистрации онлайн-кассы.

8. Зарегистрируйте онлайн-кассу

Новый закон допускает два варианта регистрации онлайн-кассы: классический и электронный.

Классический способ ничем не отличается от старого. Вы собираете документы, берете новую кассу с фискальным накопителем, идете в налоговую, заполняете заявление и ждёте. Через некоторое время вам выдают регистрационный номер.

Электронный способ регистрации онлайн-кассы позволяет сэкономить время. Чтобы установить онлайн-кассу, вам понадобится электронно-цифровая подпись. Получите её заранее в любом удостоверяющем центре.

Как зарегистрировать онлайн-кассу:

  1. На сайте nalog.ru зарегистрируйтесь в личном кабинете.
  2. Заполните заявление на сайте ФНС.
  3. Введите регистрационный номер онлайн-кассы и фискального накопителя.
  4. Заполните реквизиты ОФД.

Если вы всё сделали правильно, ФНС выдаст вам регистрационный номер ККТ. .

Новые штрафы

Штрафовать за нарушения новых правил будет ФНС. Взыскания начнутся уже с 1 февраля 2017 года. Размер взысканий: от 3000 рублей, до запрета торговли.

Процедура оформления административного нарушения стала проще. При первом нарушении в ряде случаев возможно устное предупреждение, но при повторном — приостановка торговли до 3-х месяцев, а это фактически гибель для магазина.

Чтобы избежать проблем, соблюдайте все требования нового законодательства.

Как выбрать онлайн-кассу

Прежде всего, составьте свой собственный список требований к кассе. Определиться с требованиям вам помогут ответы на простые вопросы о вашей торговой точке.

Собираетесь ли вы использовать кассу, как средство автоматизации бизнеса? Если да, то вам понадобится касса, которая умеет работать с распространенными товароучётными системами (1С и производными). Если не собираетесь — выбирайте кассу, которая, по крайней мере, умеет выгружать данные о продажах в таблицы Excel.

Продаете ли вы или собираетесь продавать алкоголь? Если ответ положительный, то касса должна быть адаптирована для ЕГАИС, то есть поддерживать работу с УТМ и иметь функции, например, списания остатков.

Есть ли у вас знакомый или штатный айти-специалист? Теперь касса — это ИТ-система, в которую входит не только кассовый аппарат, но также интернет-соединение, связь с ОФД и криптографическое средство. Если у вас в штате не предусмотрен сотрудник, который сможет провести оперативную диагностику всей системы в случае поломки, то имеет смысл заключить договор с сервисным центром.

Определившись с основными характеристиками, вы сможете принять решение.

Пример: выбрать кассу для магазина у дома

Допустим, у вас небольшой магазин «у дома»: в ассортименте есть пиво и другой некрепкий алкоголь. Торговля идёт хорошо, но вы хотите увеличить продажи, не замораживая при этом, большие суммы в товаре. В штате у вас есть 1 кассир, ему на смену выходите вы лично.

Получается, что вам нужна касса, которая поддерживает ЕГАИС, работу с товароучётными системами и вам понадобится техническая поддержка.

Вам подойдёт касса Вики Мини Ф — она полностью соответствует требованиям 54-ФЗ, имеет все функции, необходимые для работы с ЕГАИС и совместима со всеми товароучётными системами. Техническую поддержку вам окажет региональный сертифицированный партнёр, у которого вы купите кассу.

Пример: выбрать кассу для парикмахерской

Или иначе: у вас несколько парикмахерских салонов по городу. Естественно, никаким алкоголем вы не торгуете и не собираетесь. Информацию о клиентах вы собираете в общую ЦРМ-систему. В штате есть компьютерщик, который эту систему настраивает и помогает решать другие технические проблемы.

В этом случае, вам достаточно бюджетного комплекта: ККТ Вики Принт 57 Ф и системного блока Вики Микро. Все необходимые инструкции ваш технический специалист найдёт в разделе поддержки «Дримкас» и ОФД, который вы выберете.

Если у вас не обычная парикмахерская, а салон премиум-класса, то вам больше подойдёт комплект Вики Классик и Вики Принт 80 Плюс Ф — он не сильно отличается по функциям от бюджетных касс, но его дизайн разработан специально для бутиков, салонов и дорогих кафе.

Выберите свою онлайн-кассу

Требованиям 54-ФЗ и ЕГАИС полностью отвечают кассы Вики.

Что такое товарный чек? Отличие товарного чека от кассового. Функции товарного чека. Действителен ли товарный чек без кассового в 2019 году?

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Сегодня все больше и больше организаций при совершении сделки купли-продажи или при оказании каких-либо услуг пользуются кассовыми аппаратами, на которых печатаются соответствующие чеки.

Но ряд организаций ООО все еще отдает предпочтение выписке товарного чека. Важную роль данный документ имеет и для ИП. Причины этого могут быть разнообразными.

Как правило, это чаще всего связано с наличием на предприятии устаревшей модели кассового аппарата или его отсутствием.

Согласно законодательству Российской Федерации продавец при осуществлении торговой операции обязан выдать чек.

Но у многих возникает вопрос: «Действителен ли товарный чек при отсутствии кассового?». Ответ вы сможете найти в этой статье.

Общие аспекты

Прежде чем перейти к вопросу о действительности чеков, стоит определиться с тем, что они собой представляют, чем отличаются и для чего используются.

Понятие «чек» на слуху уже несколько столетий, но сегодня он получил несколько значений. Общим у них осталось только то, что чек – это документ, в котором указывается определенная сумма денежных средств.

Однако существует несколько видов чека. Всем давно известен платежный чек. Он представляет собой бланк, подшитый в чековую книгу и предназначенный для выдачи денежных средств предъявителю со счета лица, выписавшего чек.

Сегодня более известны каждому пользователю чеки- . Они представляют собой перечень приобретенных товаров или полученных , их стоимость и сумму к оплате. В зависимости от оформления различают кассовые и товарные чеки.

Необходимые термины

Каковы его функции

Товарный чек выдается в момент совершения . Он выполняет две основные функции.

В первую очередь, подтверждение факта совершения покупки позволяет в случае необходимости возвратить товар продавцу в порядке, предусмотренном .

Для выполнения этой функции товарный чек в обязательном порядке должен быть правильно заполнен и иметь все необходимые реквизиты.

Главными из них являются дата совершения покупки, наименование товара и подпись ответственного лица. Помимо этого, товарный чек позволяет подтвердить факт целевого использования средств.

Эта функция документа выполняется в следующих случаях:

  • при расчете ;
  • при совершении сделки купли-продажи между двумя предприятиями расходных средств и запасов;
  • и т. д.

В таком случае товарный чек прилагается к документам, на основе которых составляется отчетность. Его номер вносится в документацию, а сама квитанция хранится до истечения необходимого срока.

Правовое регулирование

Выписка и получение товарного чека являются этапом торговых отношений между продавцом и покупателем.Следовательно, они имеют свою нормативно-правовую базу, регулирующую данный процесс.

Товарный чек используется в бухгалтерской отчетности, на основании которой ведутся расчеты с налоговой инспекцией.

Поэтому в данном вопросе не стоит забывать о , а именно:

  • п. 1 ст. 252 НК РФ.

В случае использования товарного чека как первичного документа при подтверждении использования средств подотчетным лицом используются следующие акты:

Как заполнить форму товарного чека без кассового

Товарный чек должен выдаваться по требованию клиента в случае отсутствия возможности выдать кассовый.

Важно, чтобы он был правильно оформлен, так как нарушение при оформлении документации влечет за собой административную и уголовную . Товарный и кассовый чеки являются абсолютно самостоятельными документами.

При необходимости они могут дополняться и выдаваться в совокупности, так как кассовый чек необходим при ведении налоговой отчетности. Но при этом они могут сосуществовать и функционировать по отдельности.

Обязательные требования (реквизиты)

Стандартной формы, утвержденной законодательством, товарный чек не имеет. Поэтому продавцы могут создавать бланки своего образца.

С этой целью можно обратиться в любую типографию. Самое главное, чтобы товарный чек имел следующие реквизиты:

  • название документа;
  • порядковый номер;
  • дату и время получения товара или услуг;
  • название организации;
  • перечень товаров или услуг;
  • количество полученных единиц;
  • общую сумму;
  • ФИО продавца (кассира);
  • подпись продавца.

Как выглядит бланк товарного чека без кассового аппарата 2019, вы можете посмотреть ниже.
Для сравнения рассмотрим, какая информация указывается в кассовом чеке.

КЧ выпускается при помощи специального кассового аппарата на термобумаге, что обеспечивает долгий срок его хранения.

На нем должны быть отображены следующие реквизиты:

  • наименование предприятия;
  • месторасположение (фактический адрес, где была совершена покупка);
  • номер расчетно-кассового аппарата;
  • номер документа;
  • дата покупки;
  • перечень товаров;
  • количество;
  • цена за единицу;
  • цена за все единицы данной категории товара;
  • сумма скидок (если таковые присутствуют);
  • сумма к оплате.
  • ККП – код проверки подлинности документа.

Пример кассового чека на сегодняшний день видели все, но мы все-таки предлагаем вам рассмотреть его еще раз.

Конечно же, кассовый чек содержит более подробную информацию о месторасположении продавца и условиях совершения покупки.

Как уже было сказано выше, он является фискальным документом, так как, помимо всего прочего, содержит информацию об оплате .

Но это не исключает действительности и функциональности товарного чека. Главной особенностью кассового чека является наличие информации об уплате НДС.

В отдельных случаях, если есть факты, подтверждающие, что приобретение необходимо для непосредственной деятельности организации, она имеет право на налоговое возмещение.

Правильное оформление документа

Рассмотрев реквизиты и бланк товарного чека, представленного выше, вы уже познакомились с тем, какая информация должна в нем содержаться.

Большая часть бланка печатается на чеке еще в типографии, если он выполняется на заказ. А информация о покупке вносится самим продавцом.

Если же предприниматель приобрел стандартные бланки, то необходимо внимательно заполнить все поля.

В связи с тем, что документ заполняется вручную, возникает вопрос о цвете чернил, которыми это делается.

Законом данная норма не установлена, но все же лучше всего придерживаться стандартных цветов – синего и черного.

Самое главное при заполнении чека – это правдивое и точное отображение информации о покупке: товар, количество, цена и сумма.

В обязательном порядке необходимо прописать дату покупки. Как правило, факт продажи фиксируется в документации продавца.

Поэтому в случае обращения покупателя с претензиями относительно покупки факт продажи можно просмотреть по данным записям. Важно также обратить внимание на то, стоит ли ставить печать на чеке.

Согласно закону печать на товарном чеке не обязательна. Но все-таки мы рекомендуем продавцам не отказываться от этого пункта, так как это дает дополнительную возможность проверить чек на подлинность в случае возникновения конфликта.

Чтобы правильно заполнить документ, мы предлагаем вам рассмотреть образец товарного чека без кассового аппарата.

Является ли товарный чек подтверждением оплаты

Многие покупатели, получая товарный чек, даже не обращают на него внимания. Проблема только в том, что, как правило, такие бланки довольно невзрачны. Зачастую ими пользуются ИП.

А как известно, у данной категории нет предпосылок увеличивать собственные затраты еще и на выпуск индивидуальных чековых бланков.

Но такое отношение к платежному чеку ошибочно, ведь он представляет собой полноценный документ.

Зачастую чек воспринимается как документ, подтверждающий факт покупки товара. Но подтверждает ли он факт оплаты?

Этот вопрос обычно касается сделок между предпринимателями, так как в случае путаницы с документами продавец может предъявить долговые обязательства покупателю.

В этом случае необходимо использовать имеющиеся в наличии документы, подтверждающие совершение оплаты.

Как правило, к ним относятся кассовые чеки, но таким организациям, как ИП и ООО законодательно разрешено вести предпринимательскую деятельность без использования кассового аппарата. Поэтому целесообразно, чтобы они выписывали товарные чеки вручную.

Видео: когда можно не применять кассовый аппарат в деятельности

Имея все необходимые реквизиты, товарный чек представляет собою документ, который гарантированно подтверждает факт оплаты денежных средств за услуги, работы и товары.

Поэтому его можно без труда использовать при возникновении конфликтов с целью защиты прав покупателя.

Если для авансового отчета

Как уже было сказано выше, товарный чек является первичным документом при совершении покупок подотчетным лицом.

После совершения оплаты составляется с подробным описанием всех совершенных покупок и их сумм.

На обратной стороне отчета фиксируются все документы, подтверждающие совершение целевой траты денег. На основании данного документа сумма вписывается в расходы.

Многие, обращая внимание на вид товарного чека, сомневаются в том, что товарный документ можно отнести к подтверждающим документам. Однако стоит отметить, что он не теряет своей законной силы.

Даже наоборот. Большинство специалистов отдают предпочтение товарному чеку, так как он имеет все необходимые реквизиты и личную подпись ответственного лица, совершившего продажу, а именно подпись и при необходимости печать.

Согласно законодательству Российской Федерации продавец обязан вместе с товарами выдать чек.

Большинство предприятий предпочитают использовать кассовые чеки, которые выпускаются при помощи специального аппарата на предназначенной для этого бумаге.

Но так как подобное оборудование является недешевым, не все организации могут себе позволить их приобретение и установку.

В связи с этим для ИП и ООО было сделано исключение путем внесения изменений в законодательство, которое позволяет им работать без использования кассового оборудования.

Но обязанность в выдачи чека покупателям за ними все же сохраняется, поэтому они могут воспользоваться бланками для оформления товарного чека.

Тем не менее, у покупателей часто возникает вопрос: «Действителен ли данный бланк и может он ли использоваться без кассового чека?».

Из статьи можно сделать вывод, что, несмотря на то, что кассовый и торговый чеки содержат схожую информацию, они выполняют разные функции.

Кассовый чек является фискальным документом, который используется в налоговой отчетности, тогда как товарный чек – это первичный документ, подтверждающий факт совершения оплаты.

Они могут использоваться как самостоятельные документы, так и прилагаться друг к другу. При этом оба чека являются действительными и могут использоваться для заполнения отчетностей либо обмена и возврата товара.

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Ведение документации является неотъемлемым процессом деятельности ИП. Каждый из них должен понимать важность корректного оформления каждой бумажки, которая подтверждает операции. Это связано с ответственностью перед налоговиками, которым могут понадобиться кассовые чеки, образцы других документов, фиксирующие получение прибыли или расходы предпринимателя.

Cуть и основные параметры

Наличие кассового аппарата является обязательным при ведении бизнеса, связанного с операциями покупки – продажи. Поэтому настройки чека в нем должна быть произведена соответственно всех нормативных актов.


Изначально определение данного документа являет собой понятие одной из основных фискальных форм, которая относится к бланкам строгой отчетности и имеет обязательный характер для проведения деятельности, связанной с наличными расчетами. Кассовый чек распечатывается исключительно ККМ, которые настраиваются на конкретного ИП и вид его деятельности.

Правильно сформированный фискальный документ этого типа имеет ряд параметров, которые должна иметь распечатанная форма:

  • юридическое название ИП согласно регистрационных документов;
  • номер аппарата, присвоенный при выпуске;
  • определение формы налогообложения;
  • порядковый номер;
  • дату и время проведения операции;
  • сумму покупки, оплаченную покупателем.

Все обязательные реквизиты должна четко отображать копия чека. В случае плохого отображения того или иного параметра продажа должна быть приостановлена до момента устранения проблемы.
Ведь именно они являются непосредственным средством контроля деятельности ИП, а также соблюдения им кассовой дисциплины, который проводят фискальные органы.

Образцы

Для полного понимания правильного оформления кассового чека стоит рассмотреть образец его заполнения. Его можно скачать в различных форматах, к примеру excel либо . Стоит отметить, что нет установленных параметров размещения информации в данной фискальной форме. Это связано с тем, что есть различные марки аппаратуры, поэтому нужные реквизиты могут быть размещены в разных позициях на документе.

Образец кассового чека может выглядеть различным образом. Предприниматели также часто дополняют стандартные формы собственной дополнительной информацией.

Каждый образец является лишь примерным шаблоном заполнения чеков, которые могут быть настроены иначе под определенную кассовую машину, но обязательно с указанием нужных реквизитов.

Если данного документа в , то можно понять размещение каждого конкретного реквизита по строках. Именно excel –формат рекомендован для создания своего формата кассового чека.

БСО, как замена кассового чека

В некоторых случаях допускается использовать бланк строгой отчетности вместо кассового чека. Он может использоваться при оказании ИП услуг различного рода. Но не допускается использование бланков строгой отчетности в таких случаях.

С новыми чеками много вопросов. После ввода онлайн-ККТ некоторые магазины неправильно формируют документы или не указывают обязательные поля. За это налоговая штрафует. Чтобы вы не нарвались на штраф, мы собрали в этой статье все новые реквизиты и требования. А еще подготовили образец чека онлайн-кассы в двух вариантах - бумажном и электронном.

Требования к чеку онлайн-кассы и 18 новых полей

Клиент выбирает сам, какой документ получит: бумажный, электронный или оба. Бумажный, как и раньше, печатается на ККМ, а электронный отправляется клиенту на почту или смской. По содержанию оба типа чеков одинаковые и отличаются только несколькими реквизитами.

Такое сообщение приходит на телефон

Раньше в фискальных документах было 7 обязательных полей, после ввода новых ККТ их стало 25. Но для разных видов деятельности, количество обязательных реквизитов может увеличиваться или уменьшаться.

Вот что должно быть в чеке онлайн-кассы

  1. Наименование документа - например, «кассовый чек» или «отчет о закрытии смены».
  2. Название организации или ФИО предпринимателя.
  3. Кассир - должность и фамилия (не указывается при автоматических расчетах в интернете и вендинге).
  4. Номер документа за смену.
  5. Дата и время оплаты.
  6. Место расчета:
  • почтовый индекс и адрес, по которому стоит касса;
  • если торгуете на выезде - модель и гос номер автомобиля, адрес ООО или адрес регистрации ИП;
  • при работе в интернете - домен сайта.

Если вы перевезли кассу в другой магазин, перерегистрируйте ее по новому адресу. Иначе компанию оштрафуют на 5 000–10 000 р., а ИП на 1 500–3 000 р.

  1. Номер смены.
  2. Наименование товаров или услуг.
  3. Цена с учетом скидок.
  4. Количество и стоимость товаров.
  5. Ставка и сумма НДС.
  6. Система налогообложения (например, «патент» или «УСН доход»).
  7. Форма расчета. Как рассчитывается клиент: наличными или электронными деньгами (карточка, Qiwi, Webmoney, Яндекс.Деньги).
  8. Сумма оплаты - сколько заплатили наличными деньгами, а сколько электронными.
  9. Признак расчета:
    1. приход (клиент оплатил);
    2. возврат прихода (клиент вернул товар, а вы ему деньги);
    3. расход (например, выдали выигрыш в лотерею);
    4. возврат расхода (клиент возвращает полученную сумму).
  10. Фискальный признак сообщения (когда чек отправляется ОФД).
  11. Фискальный признак документа - генерируется накопителем.
  12. Серийный номер накопителя.
  13. Регистрационный номер ККТ, который выдали в налоговой.
  14. Номер документа, под которым он хранится в накопителе.
  15. Телефон или e-mail клиента (при отправке электронного чека).
  16. E-mail компании, если клиенту отправляют чек на почту.
  17. Адрес сайта налоговой - www.nalog.ru .
  18. QR-код.

Если вы живете в труднодоступной местности, для вас некоторые реквизиты чека онлайн-кассы необязательны. У вас нет возможности отправлять документы по интернету, поэтому можете не указывать адрес сайта налоговой, свою электронную почту и контакты покупателя.

Чтобы сравнить старые и новые поля чеков, скачайте их .

Если нет хотя бы одного обязательного реквизита, чек недействителен. Это приравнивается к тому, что вы вообще не выдали документ об оплате. Компанию оштрафуют на 10 000 р., а предпринимателя на 2 000 р.

В п. 1 ст. 4.7 закона 54-ФЗ, в списке обязательных полей не указан QR-код. Но в п. 1 ст. 4 сказано, что касса должна печатать двумерный код, в котором зашифрованы данные для проверки подлинности документа. Также QR-код обязателен в бумажном чеке согласно приказу ФНС от 21.03.2017 № ММВ-7-20/229@.

В электронных документах QR-код не нужен.

Вы можете печатать дополнительные реквизиты - логотипы для брендирования или информацию об акциях.

Пример печати акции в чеке сети «Магнит»

Код товара - новый реквизит в чеке онлайн-кассы

Образец чека коррекции, напечатанного на новом кассовом аппарате

Когда можно не указывать НДС?

Если вы работаете без ставки НДС, не указывайте ее или пишите «0%». Курьерские службы могут не писать НДС, так как не продают товары, а только доставляют.

Можно ли не указывать наименование товара?

До 1 января 2021 года наименование товара или услуги не указывают ИП на упрощенке, патенте, ЕНВД и ЕСН. Только если они не продают подакцизные товары.

Наименование не пишется, если в момент оплаты неизвестен точный список товаров и их объем, например, при авансе.

Какой чек выдают платежные агенты?

Платежные агенты указывают в документах все то же самое, что должно быть в чеке онлайн-кассы любого продавца. Даже наименование товара. Поэтому интернет-магазинам и курьерским службам придется соединить свои базы. Кроме стандартных полей, агенты указывают дополнительные:

  • размер своей комиссии;
  • телефон агента, поставщика и оператора, которые принимают платеж.

Как пробить чек на аванс?

Если клиент вносит предоплату, пробейте документ с признаком «Аванс». Не указывайте наименование товара, цену и количество, если объем и список товаров нельзя определить. Например, в момент оплаты покупатель точно не знает, сколько товара ему нужно. Об этом сказано в письме МинФина.

В итоговом чеке укажите сколько внес клиент при полном расчете. Аванс не указывайте.

Примеры документов при авансе (для удобства некоторые реквизиты не показаны)

Какой штраф за ошибки в чеке?

Для ИП -1 500–3 000 р., ООО - 5 000–10 000 р. Малому и среднему бизнесу могут выписать предупреждение, если это первое нарушение.

Запомнить

  1. Клиент выбирает сам - бумажный документ, электронный или оба.
  2. QR-код обязателен только в бумажных документах.
  3. Нет хотя бы одного реквизита - штраф. ИП до 3 000, ООО до 10 000 р.
  4. БСО и кассовый чек - теперь одно и то же.
  5. Клиент вернул товар или заметили ошибку сразу - пробивайте «возврат прихода».
  6. Заметили ошибку в конце смены - пробивайте чек коррекции.
  7. Покупатель внес аванс, но не решил сколько товара нужно - наименование не пишите.