Коллаж в искусстве 20 века. Исследовательская работа по технологии. Флористический коллаж

ЗАКАЖИТЕ СЕГОДНЯ! Завтра может быть поздно!

Галерея Тейт

(Tate Gallery ) – государственный национальный музей в Лондоне, в нем хранится свыше 60 тысяч произведений искусства: живопись, гравюры, рисунки, скульптура. Музей делится на две части: Британская или старая галерея Тейт (Tate Britain), представляющая собрание английской живописи 16–19 вв. и зарубежного искусства 19 в., и Современная галерея Тейт (Tate Modern) – европейское и американское искусство с 1900 по настоящее время. Основа коллекции галереи Тейт – частное собрание сэра Генри Тейта (1819–1899).

Музей современного искусства Гуггенхайма

() открыт в 1937 году, когда промышленник Соломон Роберт Гуггенхайм в 58 лет, решил заняться коллекционированием предметов искусства. Девизом работников Музея стал последовательный авангардизм. Сейчас коллекция Музея Гуггенхайма составляет огромное количество произведений искусства с конца XIX столетия и до настоящего момента.

Цена коллажа!

Скорость и цена создания оригинального подарка находятся в прямой зависимости от сложности композиции, количества используемых изображений и общего размера.

Обычно, простой, портретный фотоколлаж формата А2, стоит от 1000 руб. и составляется за 2-3 часа. Точный расчет стоимости возможен только после учета всех пожеланий и проверки исходных материалов.

История появления коллажа

Первые свидетельства использования техники коллажа относятся приблизительно ко 2 веку до н.э., это приблизительно соответствует времени изобретения бумаги в Китае.

До 10 века использование коллажа встречается крайне редко. С 10 века японские каллиграфы стали использовать в своей работе специально обработанную и склеенную из не больших кусочков бумагу.

В Европе, история коллажа начинается в тринадцатом веке. Элементы из позолоченных листов начали применяться в украшении готических соборов около пятнадцатого и шестнадцатого века. Драгоценные камни и металлы стали использовать для украшения святых изображений, и их обрамлений.

Несмотря на использование, до двадцатого века, художественных методов похожих на коллаж, некоторые критики утверждают, что искусство коллажа появилось только после 1900 года, вместе с первой фазой модернизма.

Dada - только одно правило: никогда не соблюдать ни какие правила.

Dada - это литературное и художественное движение, родившееся в Европе во время Первой мировой войны. Из-за войны, многие французские и немецкие художники и писатели оказались в нейтральной Швейцарии. Они были настолько разгневаны ужасами войны, что они решили взять на себя миссию протеста.

Например, Галерея Тейт (Tate Gallery) в глоссарии по истории искусства утверждает, что коллаж "был впервые использован в качестве художественной техники в ХХ в.".

По глоссарию Музея Гуггенхайма , художественные концепции коллажа, связанные с начала модернизма и включают в себя гораздо больше, чем идея композиции разнородных элементов. Бумага, наклеенная на картины Брака и Пикассо, предлагают новый взгляд на картину, когда объемные части коллажа вступают в столкновения с плоскостной поверхностью картины. С этой точки зрения, коллаж - часть проявления искусства между живописью и скульптурой, и эта новая техника построения композиций обеспечила новый взгляд, как на создание скульптур, так и на живопись. Со временем коллаж стал не только указывать на технику, но и сам стал важной формой искусства. Историю коллажа можно проследить на сотни лет назад, но только в начале двадцатого века эта техника появилась, как совершенно новое искусство.

Термин "коллаж" был придуман Жорж Брак и Пабло Пикассо в начале двадцатого века, в 1910-1912 годах , когда коллаж стал отличительной частью современного искусства.

Техника коллажа, по сути, был применена в начале двадцатого века для создания авангардных произведений, в основном представителями кубизма, Пикассо и Браком. Последний в частности, принял его с осени 1912 года с так называемой "Papiers colles" ("Наклеенные бумажки"): Брак наклеивал раскрашенные листы бумаги, газеты, обои и т. п. на холст и создавал тем самым ту или иную композицию (например, "Гитара", 1912), и в дополнение к часто используемой бумаге скоро добавил также пачки от сигарет, спичечные коробки, игральные карты.

Согласно некоторым источникам, Пикассо был первым, кто использовал методы коллажа в своих картинах написанных маслом. По описанию истории коллажа, в глоссарии Музея Гуггенхайма, Брак принял концепцию коллажа раньше Пикассо, применив его на рисунках углем. Брак приобрел рулон бумаги с имитацией дуба и пшеницы, и разрезав их на куски приклеил их на рисунки углем. В дальнейшем Брак так же использовал деревянные части, соединяя и комбинируя их различными способами с изображениями. Пикассо, возможно, был первым, кто использовал коллаж в создании картин.

В середине 1940-ых было время интенсивных экспериментов, Луиза Невельсон (Louise Berliawsky Nevelson) создавала скульптурные (объемные) коллажи из найденных деревянных обломков, частей мебели, предметов интерьера, деревянных ящиков, бочек, а так же архитектурных остатков, лестничных перил, деревянных панно. Прямоугольные, очень большие по размеру, окрашенные в черный цвет, они напоминают гигантские картины, которые иногда можно рассматриваться с разных сторон, или даже просматривать на сквозь.

Многие композиции из древесины значительно меньшие по масштабам. Это обычно куски дерева, деревянная стружка или отходы, собранные на плоскости, бумаге, полотне или на деревянной доске. Такие обрамленные, как фотография, объемные коллажи предоставляют художнику возможность использовать свойства глубины, естественного цвета, и текстурное разнообразие присущих дереву. Техника коллажа с включением древесины также применяется в сочетании с живописью, графикой и других средств в одном произведении искусства. Художники сюрреализма широко использовали коллаж. Одна из техник коллажа, используемая в основном представителями кубизма, разрезание изображения на квадраты, которые затем собирались обратно в случайном порядке или с не большими перестановками. Коллажи, полученные с использованием аналогичных методов, называют retrecissement (фр. сужение) от Марселя Мариена (Marcel Marien), первого применившего подобную технику сюрреалистической игры, используя подобные методы решений построения коллажа.

John Heartfield. Don"t be Frieghtened, He"s a Vegatarian

По мнению многих искусствоведов, первый кто перевел технику создания коллажа в художественную форму и представил ее общественности в 1924 году, был Джон Хартфилд (John Heartfield - немецкий график, один из основателей фотомонтажа), который использовал коллаж в качестве сатирического оружия против Гитлера и нацизма, в основном применяя его при комбинировании фотоснимков. Джордж Гросс (George Gross), вспоминает в своих произведениях: "Когда Джон Хартфилд изобрел фотомонтаж, в моем офисе в пять часов утра в мае в 1916 году, ни кто не имел, ни малейшего представления о его огромном потенциале, как это часто бывает в жизни, мы наткнулись на золотую жилу, даже не подозревая об этом".

Среди других основоположников техники Рауль Хаусман, Ханна Хох, Пол Ситроен, Майкл Мейер и вообще большинство художников, связанных с течениями, такими как Дада и Баухауза, и даже сюрреалистической Макс Эрнст.

Коллаж также используют итальянские футуристы и многие другие художники в истории ХХ века, в том числе Роберт Раушенберг справедливо сказать, один из ведущих мастеров этой техники, ведущих стиль поп-арта, в котором подчеркиваются объекты и фрагменты повседневной жизни в духе самого движения.

Выставка нового реализма в Galerie Rive Droite в Париже, была отмечена международным дебютом художников, которые основали то, что стали называть поп-артом на европейском континенте и Соединенных Штатах. Многие из этих художников использовали методы коллажа в своей работе.

Коллаж - определение, разновидности

Dada Art in The Weimar Republic

Коллаж (collage) – дословный перевод с французского – наклеивание, аппликация, с английского - комбинация разнородных элементов. Коллажи делятся на две большие группы: - "объемные" и "плоские". Объемные коллажи создают используя самые разные предметы и материалы, комбинируя их друг с другом. Плоские - в том числе и фотоколлажи составляют из изображений, фотографий, рисунков и их частей, располагая элементы на одной поверхности.

Коллаж - художественный прием создания образов, основанный на совмещении разнородных по цвету, размеру, материалу, фактуре элементов на какой-либо основе. Особенностью коллажа является способность или выделить основную мысль изображения, или наоборот – закамуфлировать ее, средствами цвета, фактуры используемых материалов.

Разновидностями коллажа являются:

Аппликация (application - накладывание, прикладывание)
наклеивание специально подготовленных элементов, вырезанных из бумаги, кожи, ткани, растительных и других материалов на основу.

Ассамбляж (assemblage - соединение, объединение, скрепление)
техника создания композиций из элементов составляющих ассоциативный ряд, по одному или нескольким признакам.

Бриколлаж (bricollage - изготовление самоделок, работа на дому)
техника изготовления произведений искусства, элементов оформления и отделки, из любых материалов естественного и/или искусственного происхождения, не сочетающихся в обычном представлении.

Декупаж (decoupage - разрезание, разделывание, вырезывание)
искусство украшения объектов приклеиванием разных по цвету, фактуре и размерам кусочков бумаги в сочетании со специальными эффектами краски, лака, других покрытий. Обычно поверхность объекта полностью скрывается отделкой и имеет вид инкрустации.

Новое направление - фотоколлаж и фотомонтаж

С развитием фотографии появляется новый вид коллажа – фотоколлаж.

Изначально, это фотографирование с использованием фоновых картинок, памятных и просто красивых мест, выполненных с помощью различной техники, от рисования до создания муляжей объектов. Далее персонажи получили возможность «переодеваться» - в изображениях появилось отверстие для лица, теперь степень натуральности определялась мастерством художника выполнившего изображение.

Увеличение качества фотографий позволило создавать следующий вид коллажа – фотомонтаж. Это уже действительно совмещение двух и более снимков в один, требующее много разных знаний и умений. Фотомонтаж очень сложная и кропотливая работа, занимающая много часов напряженного труда. Технически, фотомонтаж создается в несколько этапов – подбор снимков, по степени и углу освещения, качества самих снимков. Создание аппликации или печать с использованием масок, дальнейшее ретуширование, удаление границ изображений, наложение теней, придание естественности освещению и только потом печать окончательного результата.

Современный фотоколлаж - новые возможности

На сегодняшний день, цифровая фотография и современное программное обеспечение, позволяют создавать фотоколлажи высочайшего качества, визуально не отличимые от оригинальных снимков.

Профессиональнее использование современных средств обработки цифровых изображений поможет оказаться Вам среди любимых киногероев или в образе различных исторических персонажей, с полотен прославленных художников, на другой планете или в другой исторической эпохе. Так же есть возможность удалить или добавить разнообразные элементы на конечное изображение, от текста и виньеток до отдельных лиц на снимке.

Кроме композиций на одном листе, в настоящее время популярны коллажи из нескольких изображений разного размера и декоративных элементов. Фотографии могут быть оформлены в едином стиле, в одинаковых рамках. Как альтернативный вариант - фото стилизованы под разные периоды времени - черно-белые с резным краем, сепия, цветные, цифровые, рамки так же выбирают разного стиля - от простых деревянных, до современных - пластиковых и металлических.

Не смотря на кажущуюся простоту, cовременный фотоколлаж это серьезная и сложная работа, которая помимо профессионального умения, требует наличие специальных знаний, построения композиции, теории света (освещения), сочетания и совместимости цветов и просто художественного вкуса.

Очень многие ценители современного изобразительного искусства и даже пользователи компьютерных систем сталкивались с понятием коллажа. Однако далеко не все четко представляют себе, что это такое, считая, что коллаж - это что-то исключительно юмористическое и пародийное. Давайте разберемся, что к чему.

Коллаж: это что такое?

Как сказал Луи Арагон, коллаж - это искусство, которое бросает вызов живописи. На самом деле понятие коллажа происходит от французского слова collage, которое буквально переводится как «наклеивание».

Именно техника наклеивания легла в основу этого творческого направления в изобразительном искусстве. Если говорить о технике исполнения, стоит отдельно остановиться на том, что такое коллаж. Это, по сути, склеивание между собой разных кусочков ткани, листьев, веточек растений, цветов в сочетании, скажем, с какими-то фигурками из цветной бумаги или другого материала и т. д. Сама техника является очень давней. Ее применяли еще в Древнем Китае.

Что касается современного изобразительного искусства, коллаж как отдельное направление был впервые использован кубистами и футуристами, которые начали приклеивать на свои шедевры кусочки старых газет, фольги, обрывков бумаги и даже фрагменты деревянных щепок. Вообще считается, что, в отличие от картины, коллаж несет более широкую смысловую нагрузку.

Коллаж в компьютерной графике

Что касается современности, коллаж, если можно так выразиться, стал более техногенным. Неудивительно, ведь развитие тех же компьютерных технологий, в частности, программного обеспечения, позволяет сделать коллаж из любого типа графических объектов за считанные минуты.

Естественно, для этого используются специальные программы, которые позволяют совмещать фотографии, надписи, элементы декора и размещать все это в произвольном расположении. Наиболее популярным, как уже понятно, стал коллаж из фотографий. Рассмотрим создание такого шедевра на примере популярных программ и сервисов.

Как сделать коллаж из фотографий: программа Picasa

Одной из самых популярных и наиболее востребованных среди пользователей программой является всем известное приложение Picasa. Думается, на сегодняшний день ничего лучше в компьютерном мире не придумано.

Что касается ее использования, программа для коллажей Picasa очень проста в освоении и применении в работе. В принципе, с ней справится любой пользователь, даже далекий от понятия, что такое коллаж вообще.

Итак, при первом запуске приложение предложит произвести сканирование графических файлов на винчестере. В параметрах лучше использовать сканирование на всем компьютере, а не только в папках типа «Мои документы». Далее в списке допустимых форматов для открытия нужно выбрать «Все», в окне приложения будут показаны все изображения, найденные на компьютере.

Теперь нужно выбрать необходимые файлы и просто нажать на иконку с подсказкой «Сделать коллаж из фотографий». Появится результат. Рисунки можно группировать в стопки, сделать из них мозаику, сетку, мозаику с рельефным центром и т. д. Как говорится, вариантов хватает. Интересно выглядит мультиэкспозиция с наложением одного изображения на другое. Но уж если задаваться целью сделать что-то оригинальное, лучше использовать ручное перетаскивание рисунков, наклоны, применение эффектов и т. п.

Коллаж онлайн

Как оказывается, сделать нечто подобное можно и с помощью онлайн-сервисов, которые тоже способны создать коллаж. Это в данном случае выбор шаблона коллажа, который имеется в списке на определенном сайте, а затем - поэтапная загрузка в несколько ячеек собственных фотографий.

После того как макет будет готов, можно применять и другие действия. Например, это произвольный поворот элемента, сглаживание углов рисунков, изменение расстояний между ячейками, изменение пропорций ячеек, рисунков и цветовой гаммы между ними и многое другое. Здесь все зависит только от фантазии.

Когда все будет готово, можно создать какие-то границы, использовать создание стикеров и надписей, а по завершении работы сохранить проект на жесткий диск компьютера в выбранном формате.

Заключение

Как видим, ничего сложного в создании коллажей нет. Каким именно способом делать их, каждый решает сам. То ли это будет оригинальный коллаж ручной работы, то ли компьютерный графический вариант, то ли еще что-то оригинальное, зависит от самого художника и его творческих мыслей. И, конечно же, кроме программы Picasa можно использовать и другие приложения для создания своих шедевров на компьютере. В данном случае рассмотрен только самый простой вариант.

Если относиться к коллажу как к техническому приему, заключающемуся в создании живописных произведений путем наклеивания на какую-либо основу различных по фактуре материалов, то история коллажа уходит в далекую древность, примерно в то время, когда изобрели бумагу в Китае. Коллаж использовали и в Средневековой Европе, для украшения соборов и изображений святых.

Однако если рассматривать коллаж как искусство, то его история начинается не во втором веке до нашей эры, а в начале двадцатого, вместе с приходом в искусство модернизма.

Художественная суть коллажа не ограничивается только склеиванием отдельных разнородных элементов в одном произведении. Это, прежде всего, новый взгляд на мир, новый взгляд на искусство – фактурность и объем входят в противоречие с обыденной плоскостью картины.

Это сравнительное новое, бесспорно современное, так как многие художники продолжают творить в этой технике, искусство проникло и в музыку, и в литературу, и в кинематограф, и в театр. В основном благодаря тому, что границ у коллажа еще нет! И в этой безграничности его главная привлекательность.

Занятие 1. Пикассо. Портрет-коллаж - 18 июня в 15-00

С Пабло Пикассо и началась история коллажа. Клочки бумаги, газет, обоев, тканей – все эти материалы служили для художника инструментами игры с фактурой и цветом. Считается, что Пикассо стал первым использовать технику коллажа в работах, выполненных маслом. И самыми иллюстративными примерами его мастерства служат портреты, в которых он использовал эту технику. Они неожиданны и удивительны. Мы попробуем также оторваться от принципов классического изображения, чтобы дать волю шестому чувству и создать свою, оригинальную версию портрета (или автопортрета!), используя приемы Пикассо.

Коллаж позволяет сделать объемнее не только форму, но и наполняющее. Именно поэтому мы создадим портрет в этой технике, ведь, может быть, коллаж поможет открыть новые грани изображаемого человека и даже увидеть то, чего, на первый взгляд, глазами не увидишь!

Занятие 2. Матисс. Декоративный коллаж, декупаж - 25 июня в 15-00

В творчестве Анри Матисса коллаж занял заметное место. Художник стал основоположником разновидности коллажа – декупажа, приемы которого заключаются в основном в том, чтобы вырезанные или выкроенные детали составить в единое произведение. Матисс работал с цветом и формой, отходя от реалистического изображения, чтобы достичь гармонии, подобно той, что царит в природе. Эта техника незамысловата, но требует чуткого и аккуратного отношения. На этом занятии мы обратим внимание на цвет и простые формы, разберемся с принципами декоративности и подготовим цветные поверхности по вашему желанию. И все для того, чтобы составить собственную композицию из крупных декоративных форм, опираясь на мастерство Матисса и основы декоративного подхода при создании коллажа.

Занятие 3. Дадаизм, сюрреализм. Макс Эрнст, Френсис Пикабиа, Ханна Хох - 2 июля в 15-00

Дадаизм родился как способ самовыражения себя через провокацию, единственно возможный, по мнению приверженцев, метод существования. Один из лозунгов дадаизма гласит: «Дадаист наиболее свободный человек на земном шаре». И для самовыражения художники дадаисты выбирают коллаж — такой же свободный и, в определенном смысле, беспринципный вид искусства. В творчестве дадаистов он приобретает и другие качества: провокационность и случайность.

Этим качествам мы и попробуем научиться используя методы, свойственные дадаизму: образы из фигур, предметов, лиц, сошедших на холст в виде журнальных вырезок и включение в композицию самых разнообразных предметов быта – ключей, заколок, булавок и т.д. Попробуем на вкус дадаистическую беспорядочность и экстравагантность.

Занятие 4. Баухауз, Александр Родченко,Эль Лисицкий. Эпоха экспериментов. Фотоколлаж+плакат - 9 июля в 15-00

Активное развитие фотографии и агитационного искусства дало толчок для появления фотомонтажа и фотоколлажа. В России знаковыми представителями этого направления коллажа стали Родченко и Лисицкий, а в Германии Баухауз. За счет использования новых форм и техник они стали изобретателями новой выразительности, которую попробуют использовать на занятии и наши ученики в создании плаката, основываясь на принципах построения коллажа великими экспериментаторами и геометрии форм.

Занятие 5. Ассамбляж - 16 июля в 15-00

Коллаж не замыкается на плоскости, ему нужен выход за пределы картины и этим выходом является объем. Ассамбляж стал особенным направлением в искусстве коллажа: при помощи подручного материала создается новое уникальное пространство. На занятии преподаватель обучит вас принципам построения объема в пространстве на основе работ Луизы Невельсон, а также расскажет почему “ready —made ”, как метод выражения художественного через бытовое, так важен в современном искусстве.

Занятие 6. Параджанов. Коллаж как кино - 23 июля в 15-00

Сергей Параджанов, гениальный режиссер, для того, чтобы рассказать свою историю, использовал не только кинематографический метод, но и коллаж. Так почему бы и нам не обратиться к этой функции коллажа как способу повествования, и не рассказать о чем-нибудь своем, используя всевозможные средства, от банальной бумаги и ткани, до собранных в давней поездке ракушек и елочных игрушек?

Занятие 7. Поп-арт. Коллаж-реклама, коллаж-комикс - 30 июля в 15-00

«Поп - это любовь, так как поп признаёт всё… Поп подобен разрыву бомбы. Это американская мечта, оптимистичная, щедрая и наивная», — говорил представитель поп-арта Роберт Индиана. Поп-арт коллаж похож на рекламу, он привлекает внимание, он молод, остроумен и быстрозабываем. По мотивам работ Роя Лихтенштейна, сделанных из газетных и журнальных вырезок, одного из самых талантливых представителей этого направления, мы предлагаем и вам узнать о законах рекламного плаката и создать что-нибудь такое же дерзкое, молодое и привлекающее внимание.

Занятие 8. Современный коллаж. Артбук.

Современный коллаж не стоит на месте, он развивается и движется дальше. Сегодня ценится индивидуальность автора, его неповторимое «я», его личность, это важно и для такого искусства, как коллаж. Одним из способов выражения собственного «я» является артбук. На наших занятиях вы не только познакомитесь с возможностями современного коллажа и направлениями его развития, но и сами попробуете себя в качестве уникального, неповторимого автора, и создадите свою собственную книгу – артбук, используя растительные элементы и различные искусственные материалы, ткани, фотографии и любые значимые, ценные для вас вещи. Недаром говорят о том, что человека можно читать как книгу. Так почему бы не добавить немного буквальности в это выражение?

Занятие 9. Раушенберг. Живопись+коллаж

Искусство коллажа развивается и переходит на новый уровень в середине XX века в Америке. Наши преподаватели помогут вам переместиться в эти годы на другой континент, чтобы попробовать себя в качестве мастеров коллажа и создать работу, основанную на сочетании элементов коллажа и живописных приемов, используя различные материалы: гуашь, акварель, масляную пастель, с целью расширить границы живописи и коллажа.

Занятие 10.Способы развития креативности на примере коллажа.

Есть ли свои законы и правила у креативности? Можно ли развить креативность? Что такое креативность?

Мы не предлагаем вам ответов на эти вопросы, но предлагаем поверить вашу креативность на деле и найти ответы самим! На этом занятии мы создадим несколько примеров коллажей на самые разные приемы, техники, формы и структуры. Любые материалы, любые поверхности и композиции. Только вы и ваша фантазия!

Все занятия включают обязательную теоретическую часть с показом слайдов и рассказом о художниках, направлениях в искусстве, использованных техниках.

Преподаватель: Иванова Анна Анатольевна — закончила Ташкентский Государственный Педагогический Институт (художественно-графический факультет). Профессиональный художник, член творческого объединения художников при Академии искусств Узбекистана.

Стоимость

Курс - 3200р./месяц

Коллаж – сочетание кусочков различных материалов и средств массовой информации, таких как газеты, журналы, упаковка продуктов, ткани, краски и фотографии, объединенных в одной композиции. Сам термин происходит от французского «сoller», что значит «клей». Он был придуман Жоржем Браком (Georges Braque) и Пабло Пикассо (Pablo Picasso) в начале 20 века, когда коллаж стал отдельной частью современного искусства.

Пионеры

Пабло Пикассо (Pablo Picasso)



В начале 1912, Пикассо создал «Натюрморт со сломанным стулом» (“Still Life with Chair Caning”) (см. выше) , соединив кусок промасленной ткани и сиденье стула в картину овальной формы. Считается, что это был первый «современный» коллаж, однако это утверждение спорное, поскольку Джордж Брак в том же году разрабатывает технику papier collé (бумажный коллаж).

Джордж Брак (George Braque)



Джордж Брак разрабатывал технику бумажного коллажа (papier collé). Используя обрезки газет и журналов, он располагал их на холсте, затем покрывал сверху краской, добиваясь эффекта живописи. Впервые он использовал эту технику в 1912г в работе «Блюдо с фруктами и стакан» (Fruitdish and Glass) (см. выше).

Курт Швиттерс (Kurt Schwitters)



Коллаж немецкого художника-сюрреалиста, последователя течения Дада Курта Швиттерса «Das Undbild»(1919 г). Швиттерс известен своими коллажами, называемыми «Мерц-картинки», в которых он попытался передать окружающий его мир, согласованный с его художественным восприятием, используя фрагменты различных объектов.


Эдуардо Паолоцци (Eduardo Paolozzi)



Паолоцци считается отцом поп-арта в Великобритании. Эта работа –«Я была игрушкой богатого человека»(1947 г) – считается самым ранним произведением знаменосца поп-арта. Она была создана из фрагментов коммерческой печатной рекламы, прикрепленных к куску картона.

Анри Матисс (Henri Matisse)



В конце своей карьеры Матисс начал работать с вырезками из бумаги. Он использовал листы бумаги, залитые цветной гуашью, а потом вырезал причудливые формы и соединял их вместе, как в коллаже «Улитка» («The Snail») 1953 г.

Роберт Раушенберг (Robert Rauschenberg)


Наиболее известная серия коллажей «Комбинации» («Combines»), созданные в период 1954-1962. Раушенберг раздвинул традиционные рамки коллажа, включив в свои композиции городской мусор: бутылки, часы, радиоприемники, одежду, проволоку, газеты.

Ричард Гамильтон (Richard Hamilton)


Коллаж «Что именно делает наши жилища такими особенными, такими привлекательными?», имеющий сегодня культовый статус, был создан в 1956 году для каталога Лондонской выставки, и считается первой работой в стиле поп-арт. Она состоит из снимков, сделанных в основном из американских журналов и рекламы.

Ромэр Бирден (Romare Bearden)


Бирден действительно овладел в совершенстве техникой коллажа, поскольку многоуровневая фрагментарная форма позволили ему свободно комбинировать идеи, формы и культурные особенности в современной и доступной форме. «Кальян» (« The Calabash») 1970 г (см. выше), пожалуй, его самый известный коллаж.

Современные тенденции

А теперь давайте посмотрим примеры современных тенденций. В то время как Вы будете просматривать коллажи на витрине, Вы обнаружите следующие направления:

Винтаж



Использование винтажных образов, рекламы и материалов, возможно, самое значительное направление в коллаже сегодня. Многие художники коллажа черпают вдохновение в винтажном искусстве благодаря его уникальному стилю и красоте.

Смешанная техника



Смешанная техника – это просто использование разнообразных изобразительных средств, таких как карандашные рисунки, масляные краски, пастель, уголь, маркеры.

Реклама и слоганы



Не удивительно, что лозунги, брендинг и реклама играют определяющую роль во многих коллажах, представленных здесь. Потребительская культура стала одной из основных сил с момента своего появления в коллаже в конце 1940-х.

Ретро



Ретро иконография и образы пережили возрождение в коллаже, потому что их стиль так сильно отличается от современной культуры и искусства.

Городской стиль



«Найденный Коллаж» в значительной мере опирается на искусство городских стен. При этом используются такие материалы, как рваные постеры, объявления, краски, фломастеры и знаки. Этот стиль растет в популярности, отчасти благодаря таким художникам, как Ник Риджио (Nick Riggio), который создает урбанистические коллажи-картины.


Витрина креативных коллажей


Коллаж обещает стать важным творческим выходом и в течение последующих лет, потому что он позволяет художникам изучать и экспериментировать, получая действительно новые, интересные и часто неожиданные результаты.

Эта статья — витрина работ пионеров движения коллажа, текущих тенденций и примеров работ современных сторонников коллажа. Пожалуйста, не стесняйтесь и оставляйте комментарии, в которых вы можете предложить примеры других коллажей или художников, которые вам нравятся.

В последнее время коллаж стал популярной техникой как среди любителей, так и профессиональных художников, не требуя умения рисовать и больших денежных затрат на материалы, а лишь фантазию и желание творить. Look At Me представил подборку из 10 талантливых коллажистов, чьи работы доказывают насколько разнообразна и многогранна может быть эта техника.

Две странствующие по Европе румынки, живущие в данный момент в Великобритании, сестры Сильвиу и Ирина Сзекелы (Silviu & Irina Szekely) создают коллажи, вдохновленные неодадаизмом, постсюрреализмом и деконструктивизмом. Сами они охарактеризовали свои работы, как "экспериментальные наложения псевдо пространства". Не имея никакого художественного образования, сестры начали заниматься сюрреалистичными коллажами около года назад, используя лишь вырезки из газет и журналов и ножницы. Сильвиу и Ириной двигало огромное желание окунуться в мир свободы, силы и собственного воображения, чтобы испытать те ощущения, которых им так не хватало в реальной жизни.

Французский дизайнер одежды Лоран Дегранж (Laurent Desgrange), известный своими оригинальными мужскими бабочками, создает также психоделические коллажи, на которых можно увидеть Дэвида Боуи, Уилла Смита и членов Команды А. Некоторые из его коллажей становятся принтами на футболках и становятся экспонатами выставок. Чаще всего в своих работах Лоран затрагивает различные насущные вопросы - к чему ведет массовое потребление и как влияет поп-культура на современное общество.

Голландский художник Ашкан Хонарвар (Ashkan Honarvar), рожденный в Иране, создает многослойные коллажи, основной темой которых является изуродованное человеческое тело: "Тело, растерзанное военными действиями, эксплуатируемое секс-индустрией или используемое как средство в поисках идентичности - это фокус моих работ. Это образует поиск зла, скрытого в каждом человеке". В представленной серии работ, вдохновленный идеями Мао Дзэдуна и китайским коммунизмом, он скрывает лица китайских девушек, подчеркивая отсутствие индивидуальности и "собственного личности".

Мэтт Висневски (Matt Wisniewski), веб-разработчик из Бруклина, Нью-Йорк, в свободное время занимается творчеством. Он находит в сети интересные фотографии и создает из них сюрреалистичные портреты-коллажи, используя для этого разнообразные инструменты - от бумаги и ножницы - до компьютерной графики. Его работы гармонично объединяют моду, людей и красоту с природой: "Иногда внешность человека и выражение его лица влияет на то, как я буду делать коллаж, но чаще всего я стараюсь смотреть на своих героев как на чистый лист. Большинство из них я не знаю, но личность тех, кого я знаю, на меня обычно не влияет".








Румынский коллажист Андрей Кохокару (Andrei Cojocaru), получивший диплом Сорбонны в области юриспруденции и живущий в данный момент в Париже, создает вручную уже в течение нескольких лет оригинальные коллажи, которые он сам описывает как "случайную комбинацию форм, цветов, принтов, букв и цифр". Несмотря на отсутствие профессионального художественного образования, Андрею удается создавать из подручных материалов оригинальные многослойные коллажи и заниматься графическим дизайном.


Холли Честейн (Hollie Chastain) - художник-коллажист из американского штата Теннесси. Её ранний интерес к искусству и опыты с керамикой, акварелью и стеклом в итоге повлияли на её дальнейший выбор коллажа как средства самовыражения. Для создания своих работ она использует фотографии и рисунки, которые с помощью акварели и других средств она состаривает. В последнее время она работает только с ретро-материалами, например, с книгами конца девятнадцатого века или номерами журнала "LIFE" семидесятых годов двадцатого века: "Характер и уникальные текстуры, которые добавляет возраст материалам, во многом определяют мою работу...Открыть книгу и увидеть на одной из страниц чернильное пятно - большая удача для меня" Вдохновленная старинными книгами, природой и детскими сказками, Холли создает новый мир приключений и тайн, открытый для фантазии зрителя.









Фотограф Джереми Гесуальдо (Jeremy Gesualdo), который живет и работает сейчас в канадском городе Торонто, взял за основу своих абстрактных коллажей старинные фотографии, вызывающие у него чувства ностальгии. С помощью своих работ он призывает ценить каждое мгновение жизни и считать особенными самые банальные вещи: "Создание этих работ позволяет мне расширить свои интересы и совершить новые открытия в области наших повседневных занятий и обязанностей, которые мы часто принимаем как должное. Я стараюсь представить в своих работах такие занятия как нечто особенное ".













Американская художница из Вермонта Эрика Лоулор Шмидт (Erika Lawlor Schmidt) собирает материалы для своих коллажей из книг, журналов, географических карт и других печатных изданий, многие из которых хранят отголоски ностальгии, истории и полузабытого прошлого. Затем она начинает выбирать из своего обширного архива подходящие картинки и создавать из них другую реальность: "Коллаж - это процесс сбора отдельных элементов и превращения их в нечто целое".

Загадочный арт-директор, иллюстратор и графический дизайнер из Буэнос- Айрэса, Аргентина, Ариэль Чиеза (Ariel Chiesa) создает лаконичные ретро-коллажи, используя для этого разнообразные инструменты - от старых журналов до компьютерной графики. На черно-белый фон она накладывает разноцветные картинки из семидесятых-восьмидесятых годов - чаще всего это портреты знаменитостей или молодежи, - придавая выбранным изображениям совершенно иной вид.



Поэт, фотограф и коллажист Дэлайла Джонс (Delilah Jones), переехавшая из Нью-Йорка в Портлэнд работать в кафе с мороженым, считает, что её коллажи наполнены магией: "Я стараюсь сделать искусство реальностью, затронуть умы, сердца и души своими удивительными и абсурдными творениями в эти времена неопределенности и великолепия". Недавно Дэлайла начала совместный проект с еще одним коллажистом Джесси Трис (Jesse Treece) под названием Ice Cream Kingdoms . Его главной целью является выпуск книги с коллажами художников из разных стран.