Кулигин гроза характеристика цитаты. Характеры героев пьесы. Кулигин, Кабанова, Дикой, Варвара. Кулигин - человек науки

" по плану

1. Общая характеристика . Кулигин - механик-самоучка из пьесы "Гроза". Прототипом этого персонажа является русский изобретатель И. П. Кулибин, прославившийся своими опережающими время открытиями.

Кулигин резко выделяется на фоне остальных жителей провинциального города. Он хорошо образован и не подвержен темному суеверию, царящему среди обывателей.

Главная жизненная цель Кулигина - изобрести перпетуум-мобиле. Идея создания вечного двигателя была очень популярна в XIX веке. Однако в работе над этим открытием Кулигин руководствуется не жаждой славы или возможностью разбогатеть.

Денежную премию за изобретение вечного двигателя он хочет потратить на поддержку мещанства. Кулигин не относится к категории строгих и замкнутых в себе ученых, посвятивших всю жизнь науке.

Он ценит красоту природы, хорошо разбирается в поэзии, любит русские народные песни. Механика интересует живая человеческая жизнь, не скованная многовековыми предрассудками.

2. Трагедия Кулигина . По отношению к талантливому самоучке можно применить выражение "Нет пророка в своем отечестве". Люди в провинции настолько невежественны, что считают его, в лучшем случае, чудаком. Смелые идеи Кулигина вызывают у суеверных обывателей страх перед божественной карой.

Кулигину для продолжения научной деятельности и изготовления опытных моделей нужны средства, однако достать их честным трудом практически невозможно. Столкновение пытливого ума с закостенелым невежеством и религиозными предрассудками ярко продемонстрировано в сцене разговора Кулигина с Диким. Самоучка пытается выпросить у богатого купца денежную помощь на внедрение в практику полезных изобретений. Он понимает, насколько это непросто, поэтому отбрасывает всякую гордость и униженно обращается к Савлу Прокофьевичу "ваше степенство".

Кулигин терпеливо сносит незаслуженные оскорбления Дикого, настойчиво продолжая убеждать его в огромной пользе солнечных часов и громоотводов. Дикой даже не вникает в суть того, о чем ему говорит Кулигин. В силу сословных предрассудков он считает мещанина "червяком", с которым не стоит и разговаривать. Однако при упоминании Кулигина о громоотводах "благочестивый" купец приходит в настоящую ярость. Дикой убежден, что гроза и молнии являются наказанием свыше, поэтому "обороняться" от них означает идти против бога. Называя Кулигина "татарином" (т. е. мусульманином), купец обнаруживает свое ограниченное, скованное религиозными догматами мышление. За процитированный Кулигиным отрывок из оды Державина ("Умом громам повелеваю") Дикой готов отправиться его к городничему для полицейского разбирательства.

3. Масштаб проблемы Кулигина . В пьесе гениальный изобретатель вместе с противостоит "темного царству" провинциального города. Однако в реальности это противостояние гораздо масштабнее. Общеизвестна печальная судьба прототипа литературного персонажа. Большинство изобретений И. П. Кулибина оказались невостребованными. Человек, который мог принести себе и всей стране мировую славу, умер в нищете. Главным препятствием на пути развития науки и техники с эпохи Средневековья было религиозное ханжество. Даже в XIX веке эта проблема была характерна не только для России, но и для всей Европы.

Кулигин, скорее всего, разделит судьбу многих талантливых изобретателей, так и не добившись финансовой поддержки. Его изобретения не нужны людям, привыкшим во всем полагаться на божественную волю. Самый печальный факт состоит в том, что изобретатель - не атеист. Он принадлежит своей эпохе и, естественно, верит в Бога. Однако вера Кулигина, допускающая свободу мысли, разительно отличается от слепого преклонения подавляющей массы населения.

Антипод Кулигина - Феклуша, которая в любом техническом изобретении видит приближение царства Антихриста. Самая яркая и запоминающаяся сцена с участием Кулигина - его речь к смертельно напуганным людям во время грозы. Страстный монолог механика можно сравнить с горячей проповедью пророка, пытающегося наставить народ на истинный путь. Кулигин восклицает: "У вас все гроза!". Эту фразу можно расценивать как справедливый упрек всем людям, испытывающим суеверный страх перед тем, что они не в силах понять и объяснить.

В пьесе « » мы сталкиваемся с множеством разнообразных героев, которые относятся к двум мирам. Первый мир – это «темное царство», к которому принадлежат самодуры – циничные и жестокие. Второй мир – это жертвы «темного царства». К ним принадлежат люди, которые осмелились перечить тому общественному устою.

Первым героем перед нами предстает Кулигин. Автор не дает описания его внешности. Это человек в годах, ему уже за пятьдесят. Но, на свои года, он достаточно деятельный и активный. Кулигин был мечтательной натурой. Он умел любоваться красотами природы, величием Волги, в то время, как другие персонажи не видели в этих пейзажах ничего волнующего и впечатляющего. Среди всех героев пьесы его могла поддержать лишь – чистая и естественная девушка.

Кулигин был достаточно сдержанным, не поддерживал сплетен своих товарищей о «темном царстве». Он всегда высказывался с толком и по делу.

Из диалога Кулигина и Бориса Дикого мы видим, что герой достаточно умен. Он хорошо разбирался в общественной обстановке, в окружающем расположение вещей, поэтому пытался объяснить Борису, что и к чему.

Кулигин был общительным и располагающим человеком. Он легко находил разговор с любым собеседником. Борис отзывался о нем только хорошими словами. относился к герою с доверием. Он всегда мог излить ему свои душевные переживания и получить дельный совет.

В тексте пьесы мы замечаем благородные намерения Кулигина. Он частенько раздумывал над благосостоянием окружающих людей и общества. Герой задумывает мысль о необходимости солнечных часов в городском парке. Он с терпеливостью и трудом пытается убедить Дикого в необходимости громоотвода. Но, богатый человек не мог оторвать от себя десять рублей для дела.

Именно этот герой первым высказывает свое недовольство в сторону «темного царства». Над телом Катерины он проговаривает свои мысли в слух о том, что теперь девушка совершенно свободна от насилия и гнета своей родни.

Кулигин смог выразить протест самодурам и лицемерам «темного царства». Среди всех героев пьесы, А.Н. Островский делает Кулигина хорошим человеком – рассудительным, мечтательным и деятельным. Он симпатичен читателю за свои слова и поступки. Кулигин – один из первых, кто после Катерины смог продолжить протест относительно «темного царства».

А.Н. Островский создал в 1859 году пьесу "Гроза" - произведение, в котором были затронуты непростые вопросы перелома общественной жизни, смены социальных устоев. Александр Николаевич проник в суть противоречий своего времени. Он создал колоритные характеры самодуров, описал их нравы и быт. Два образа выступают в противовес самодурству - это Кулигин и Катерина. Наша статья посвящена первому из них. «Образ Кулигина в пьесе «Гроза» - тема, которая нас интересует. Портрет А.Н. Островского представлен ниже.

Краткая характеристика Кулигина

Кулигин - механик-самоучка, мещанин. В разговоре с Кудряшом (первое действие) он предстает перед читателем поэтичным ценителем природы. восхищается Волгой, чудом называет открывшийся ему необыкновенный вид. Образ Кулигина в пьесе А.Н. Островского "Гроза" может быть дополнен следующими деталями. Мечтатель по натуре, тем не менее этот герой понимает несправедливость существующего строя, при котором грубая власть денег и силы решает все. Он говорит Борису Григорьевичу о том, что в этом городе "жестокие нравы". Ведь у кого имеются деньги, тот стремится закабалить бедного для того, чтобы еще больше нажить себе капитал на его трудах. Сам герой отнюдь не такой. Характеристика образа Кулигина в прямо противоположна. Он мечтает о благополучии для всего народа, стремится делать добрые дела. Представим теперь более подробно образ Кулигина в пьесе "Гроза".

Разговор Кулигина с Борисом

Борис встречает интересующего нас персонажа на вечерней прогулке в третьем действии. Кулигин опять восхищается природой, тишиной, воздухом. Однако в то же время сетует на то, что в городе до сих пор не сделали бульвар, а люди в Калинове не гуляют: у всех заперты ворота. Но вовсе не от воров, а для того, чтобы другие не видели, как они тиранят семью. Много за этими замками, как говорит Кулигин, "пьянства" и "разврата темного". Герой возмущен устоями "темного царства", однако сразу же произносит после гневной речи: "Ну, да Бог с ними!", как будто отступаясь от сказанных слов.

Почти немым остается его протест, он выражается лишь в возражениях. Образ Кулигина в пьесе характеризуется тем, что этот персонаж не готов к открытому вызову, подобно Катерине. Кулигин восклицает на предложение писать стихи, которое ему делает Борис, что его "живого проглотят", и сетует на то, что ему и так достается за его речи.

Просьба, обращенная к Дикому

Стоит отдать Кулигину должное за то, что он с упорством и одновременно учтивостью просит Дикого дать деньги на материалы. Они ему нужны, чтобы установить на бульваре солнечные часы "для общей пользы".

Кулигин, к сожалению, натыкается лишь на невежество и грубость со стороны этого человека. Тогда герой пытается хотя бы на громовые отводы уговорить Савелия Прокофьича, поскольку частым явлением в городе являются грозы. Не добившись успеха и в этом деле, Кулигин не может больше ничего сделать, кроме как, махнув рукой, уйти.

Кулигин - человек науки

Интересующий нас герой является человеком науки, с уважением относящимся к природе, ощущающим тонко ее красоту. Он обращается в четвертом действии с монологом к толпе, пытаясь объяснить в нем людям, что не следует бояться грозы и любых других Нужно ими любоваться, восхищаться. Однако жители города не хотят его слушать. Они живут по старым обычаям, продолжают полагать, что это Божья кара, что гроза - это непременно к беде.

Знание людей, которое проявляет Кулигин

Образ Кулигина в пьесе "Гроза" характеризуется тем, что этот герой хорошо разбирается в людях. Он способен сопереживать и давать дельные, правильные советы. Эти качества герой проявил, в частности, в разговоре с Тихоном. Он говорит ему, что врагов прощать надо, а также следует жить своим умом.

Именно этот герой вытащил из Катерину и принес ее Кабановым, сказав о том, что тело ее они могут забрать, а вот душа принадлежит не им. Она теперь предстала перед Судьей, который намного милосерднее, чем Кабановы. Кулигин после этих слов убегает. Этот герой по-своему переживает случившееся горе и не в силах его делить с людьми, являющимися виновниками самоубийства этой девушки.

Белая ворона

В Калинове интересующий нас герой - белая ворона. Образ Кулигина в пьесе Островского "Гроза" характеризуется тем, что у этого персонажа мышление существенно отличается от образа мыслей остальных жителей. Другие у него и стремления, и ценности. Кулигин осознает то, что устои "темного царства" несправедливы, пытается с ними бороться, стремится сделать лучше жизнь простых людей.

Интересующий нас герой мечтает о социальном переустройстве Калинова. И вероятно, найди он материальную поддержку и единомышленников, ему удалось бы существенно улучшить этот город. Стремление к благополучию народа, пожалуй, самая симпатичная черта, составляющая, вместе с другими, образ Кулигина в пьесе "Гроза".

Пьеса «Гроза» — значительнейшее произведение А. Н. Островского. В ней он поднимает самые живо-трепещущие вопросы своего времени, выставляет на читательский суд колоритные характеры.

Список действующих лиц «Грозы» невелик. Это Кабановы и обитатели их дома: семейство Дикого Ваня Кудряш, Шапкин, Кулигин и несколько второ-степенных персонажей.

Особое место среди героев занимает Кулигин. С ним читатель знакомится в самом начале пьесы. Об-раз Кулигина сразу притягивает читательское внима-ние.

Кулигин — мещанин, часовщик-самоучка, но он умеет чувствовать красоту, он поэтичен. Глядя на Волгу, герой с упоением восклицает: «Вид необыкно-венный! Красота!», и то, что Волгу он созерцает каж-дый день в течение уже пятидесяти лет, не мешает ему наслаждаться ее красотами. Кудряш называет Кули-гина антиком, то есть редкостным, необыкновенным человеком. Для города Калинова этот герой, действи-тельно, явление исключительное. Он выгодно отлича-ется от многих персонажей пьесы, которые ту же пре-лесть волжского пейзажа едва ли когда-нибудь оценят.

Большое значение для раскрытия характера Кули-гина имеют его монологи. Гневно обрушивается Ку-лигин на калиновские порядки. Горечью наполнены его слова о пренебрежении к бедному люду, о жесто-ком обмане честных тружеников, о дрязгах между купцами, которые стремятся навредить конкуренту любыми средствами. Герой жестоко высмеивает ущербность внутреннего мира калиновских обитате-лей, выходящих на бульвар только с одной целью: «наряды показывать». Не щадит Кулигин и самодуров: «Они своих домашних едят поедом да семью ти-ранят». По убеждению героя, главная цель жизни калиновского самодура — «ограбить сирот, родственни-ков, племянников, заколотить домашних так, чтобы ни об чем, что он там творит, пикнуть не смели».

Есть у Кулигина поэтический талант. Для него не-сомненный авторитет — Ломоносов, вышедший из простого народа и трудом и старанием проложивший себе путь к великим открытиям. Кулигин начитан. Свои мысли он может облечь в стихотворную форму. Вот только смелости ему недостает. «Съедят, живого проглотят»,— говорит он.

Большой потенциал видит Кулигин в народе. Он ценит его мастеровитость и сожалеет о том, что у ме-щанства «руки есть, а работать нечего».

Герой ищет перпетуум-мобиле, только никому в Калинове его стремления не понятны, никто поддер-жать его не хочет. Кулигин страстно расписывает Ди-кому все выгоды, которые могут принести его задум-ки. Он пытается внушить тому, кто сдирает со своих работников последнюю копейку, необходимость по-жертвования энной суммы «для общества». Герой не видит, что для Дикого это все «вздор», а сам Кулигин не больше чем червяк, которого можно помиловать, а можно раздавить. Кулигин верит в достижение своих целей, он надеется на чудо, на то, что в «темном царст-ве» все же найдется хоть одна «живая» душа.

Куда прозорливее Кулигина оказывается Борис, который в ответ на слова героя лишь вздыхает: «Жаль его разочаровывать-то!»

Напрасно герой пытается растолковать «темным» калиновцам и «благодать» грозы, и прелесть северно-го сияния, и красоту движущихся комет. Он цитирует им Ломоносова, мечет во все стороны драгоценный би-сер, не осознавая, что все это впустую.

Тихону, сыну Кабановой, Кулигин говорит о том, что маменька его «больно крута», а Катерина «лучше всякой», и что в его возрасте пора «своим умом жить».

У Кулигина доброе сердце. Разочарованному Тихо-ну он говорит, что врагов прощать надо, а найдя мерт-вую Катерину, бросает в лицо Кабановым слова об их немилосердии к ней.

По мнению Н. Добролюбова, все же нельзя было на-деяться на кулигиных, верящих в просветительский путь переустройства жизни и пытающихся воздейст-вовать на самодуров силой убеждения. Эти люди лишь логически понимали нелепость самодурства, но были бессильны в борьбе с ним.

В литературе классического периода каждый персонаж того или иного произведения выполняет особую функцию, образ введён не просто так. Это касается как главных, так и второстепенных персонажей. В драматических произведениях действуют такие же принципы. Например, через образ Молчалина в грибоедовской комедии «Горе от ума» показана фальшь и глупость дворянского общества XIX века. А вот у Островского образ Кулигина в пьесе «Гроза» выполняет несколько другие функции. При анализе персонажей «Грозы» этому герою стоит уделить особое внимание. Драматург Кулигину из «Грозы» характеристику дал более чем запоминающуюся.

Кулигин вовсе не такой простой персонаж, каким может показаться на первый взгляд. Характеристика Кулигина в «Грозе» немного напоминает характеристику Мастера из романа Булгакова. Это мечтательные натуры, для которых конечный результат не будет являться счастьем. Счастье для них - путь к этому результату.

Кулигин отличается от Дикого и Кабанихи, от Бориса и Тихона, даже от Катерины. Роль Кулигина в пьесе «Гроза» несколько иная. Из авторского определения в списке действующих лиц читатель узнаёт, что Кулигин - механик-самоучка. То есть всему выучился сам. Образ и характеристика Кулигина в «Грозе» дополняется фразами из реплик других действующих лиц. Кулигину 50 лет. Кроме его увлечения механикой можно с уверенностью говорить и о высоком уровне общей эрудиции. Он цитирует Державина и Ломоносова, а значит, читал их труды, кроме того, можно говорить и о житейской мудрости: именно Кулигин советует Тихону жить своим умом, избавившись от влияния матери. В Кулигине множество положительных качеств. Он добросовестный, о чём свидетельствует его желание зарабатывать честным трудом; его бескорыстие и искренность проявляются в разговорах с Тихоном и Борисом. К слову, его манера общения отличается от привычек других жителей Калинова. Кулигин даёт советы, а не приказывает. В нём совсем нет той беспричинной животной жестокости и злости, которые есть у Дикого с Кабанихой. И лицемерия, как у Бориса, в Кулигине тоже нет. От Тихона механика отличает желание что-то делать, а от Катерины - отсутствие активного протеста.

Мы встречаем Кулигина на берегу Волги, он очарован неповторимостью природы. Кулигин любуется как всё дышит жизнью и красотой: «чудеса, истинно надобно сказать, что чудеса! Кудряш! Вот, братец ты мой, пятьдесят лет я каждый день гляжу за Волгу и все наглядеться не могу». В этой фразе проскальзывает лиризм, которым полна душа Кулигина. Но что же дальше?

В следующих действиях Кулигин рассказывает о «жестоких нравах» города Калинова. Будто экскурсовод он говорит: «посмотрите налево, там, за закрытыми дверями, множество примеров семейной тирании. А вот здесь, чуть дальше, можете увидеть, как алчный купец обманывает простых людей и грубит городничему». Ведь по сути, если абстрагироваться от высокопарных слов и выражений, Кулигин проводит для Бориса что-то вроде экскурсии о быте и нравах города. При этом сам Кулигин ведёт себя несколько отстранённо. Мужчина знает о том, как живут люди, ему не нравится такой образ существования, но при этом сам он ничего менять не собирается. Кулигин неспособен на активный протест, на который способна Катерина. Приспособиться и врать, как Варвара, Кулигин тоже не может. Складывается впечатление, что Кулигина совершенно не волнуют хамство и угрозы Дикого. Эпизод с началом грозы явное тому подтверждение. Кулигину непонятен страх перед обыкновенным природным явлением, поэтому он предлагает установить громоотвод:

«Савел Прокофьич, ведь от этого, ваше степенство, для всех вообще обывателей польза.
Дикой. Поди ты прочь! Какая польза! Кому нужна эта польза?
Кулигин. Да хоть бы для вас, ваше степенство, Савел Прокофьич».

Кулигин продолжает настаивать на своём даже после слов купца о том, что Кулигина можно «раздавить как червяка».

Какие же стороны характера раскрывает этот диалог? Во-первых, Кулигин ратует за общее благо. Громоотвод будет полезен жителям города, но с другой точки зрения позволит реализовать механику какие-то свои идеи. Во-вторых, чтобы убедить купца в пользе такого сооружения, Кулигин лебезит и ведёт себя так же, как и те, кто пришёл просить у Дикого денег.

Ещё одна черта важна для характеристики Кулигина из пьесы «Гроза»: его мечтательность. После разговора с Кулигиным Борис понимает, что всем мечтам механика о перпету-мобиле и других изобретениях суждено остаться лишь мечтами. Кулигину нужно постоянно находиться в поиске, фантазировать о химерах и той пользе, которую механизмы смогут принести обществу. Этого персонажа сложно представить великим или признанным изобретателем хотя бы потому, что Кулигину уже 50 лет. То есть всё это время, всю свою жизнь, он самостоятельно изучал механику, но до сих пор ничего особого не добился. Образ Кулигина в «Грозе» не может существовать вне связи с изобретениями и мечтами о них. То есть без всех этих мыслей Кулигин просто потеряет внутреннее своеобразие.
Получилось так, что его работы не нужны людям, калиновцы не видят в изобретениях никакой практической пользы. На ситуацию с громоотводом и электричеством можно взглянуть иначе. Кулигин хочет принести свет в «тёмное царство», но его жители сознательно отказываются от просвещения и прогресса.

Существует мнение, что в образе Кулигина из пьесы «Гроза» Островский хотел показать печальное положение образованных людей XIX века, вынужденных жить и выживать в атмосфере устаревших патриархальных порядков.

Тест по произведению