Культурная география. Направления перспективного развития географии культуры Отрывок, характеризующий Культурная география
Вариант 1.
1 . Выберите верный ответ. География культуры занимается изучением:
2.Выберите верный ответ. К объективным признакам цивилизации относятся:
А. общность истории;
Б. самоидентификация людей;
А. 3-4 тыс. лет до н.э.; Б. 4-5 тыс. лет до н.э.; В. 5-6 лет до н.э.
4.Выберите верный ответ. К национальным религиям относится:
А. Буддизм. Б. Иудаизм. В. Ислам.
5. Выберите верный ответ. Православие исповедуют:
А. в Италии; Б. в Молдавии; В. в Испании.
6. Выберите верный ответ. Какую религию исповедают в Монголии:
7. Установите соответствие:
А. Христианство. 1. Саудовская Аравия.
Б. Ислам. 2. Мьянма.
В. Буддизм. 3.Армения.
« Культурное наследие цивилизации, унаследовавшей ценности прежних культур, богато и многообразно. Оно включает традиции и обычаи, искусство керамики, ковроделия, вышивки, величественные замки и дворцы, мечети». ____________________________
9. Выберите признаки, характерные для цивилизаций Запада:
А. Самосозерцание; Б. Либерализм; В. Свободный рынок.
10. Выберите признаки, характеризующие Россию как европейскую страну:
А. Принцип коллективизма;
В. Частная собственность, рыночные отношения.
Тест по географии. 10 класс. Тема «География культуры, религий, цивилизаций».
Вариант 2.
1.Выберите верный ответ. География культуры занимается изучением:
А. пространственной организацией общества; Б. территориальных различий культуры и отдельных ее элементов; В. способов создания культурных ценностей.
2.Выберите верный ответ. К субъективным признакам цивилизации относится:
А. общность истории;
Б. самоидентификация людей;
В. общность форм материальной культуры.
3.Выберите верный ответ. Первые цивилизации возникли:
А. 7-8 тыс. лет до н.э.; Б. 4-5 тыс. лет до н.э.; В. 3-4 лет до н.э.
4.Выберите верный ответ. К мировым религиям относится:
А. Буддизм. Б. Иудаизм. В. Конфуцианство.
5. Выберите верный ответ. Ислам исповедуют:
А. в Алжире; Б. в Молдавии; В. в Испании.
6. Выберите верный ответ. Какую религию исповедают в Китае:
А. буддизм; Б. синтоизм; В. даосизм.
7. Установите соответствие:
А. Христианство. 1. Монголия.
Б. Ислам. 2. Швеция.
В. Буддизм. 3.Турция.
8. Определите, о какой цивилизации идет речь:
« Эта цивилизация органично впитала в себя индейские элементы доколумбовых культур и цивилизаций. Индейская культура понесла большие потери. Однако ее проявления можно встретить повсеместно…». ____________________________
9. Выберите признаки, характерные для цивилизаций Востока:
А. Самосозерцание; Б. Адаптация к природным условиям; В. Свободный рынок.
10. Выберите признаки, характеризующие Россию как азиатскую страну:
А. Принцип коллективизма;
Б. Индивидуализм, приоритет личности;
В. Верховный собственник – государство.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс по географии 5 класс"Моделирование на уроках географии
Основа стандарта: каждый урок - деятельностный подход к обучению. Поэтому, главная задача учителя -организовать деятельность ученика на уроке «научить- учиться». Умения предметные (географическ...
Учебный проект по географии "Культура народов России-единство или многообразие?"
http://www.wiki.vladimir.i-edu.ru/index.php?title=%D0%9F%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%84%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%BE_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B0_%D0%9A%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0_%D0...
Различия в предметах исследовательских направлений КГ заставляют
задуматься о структуре как всего комплекса дисциплин, объединённых под общим
названием «география культуры», так и ядра ГК - собственно культурной географии.
Даже в рамках теоретического направления КГ сосуществуют различные понимания
предмета культурной географии (в частности, объекта, аспекта и т.д.). Поэтому
можно уже сейчас говорить о постепенном формировании в пределах ядра ГК (т.е.
собственно культурной географии) как минимум четырёх субдисциплин (отраслей
КГ с собственными объектами и предметами исследования), которые можно назвать
этнокультурной, хозяйственно-культурной, эколого-культурной и социально-
культурной географией.
В качестве объектов исследования субдисциплин КГ выступают: в
этнокультурной географии - этнокультурные общности, в хозяйственно-культурной
географии - хозяйственно-культурные комплексы, эколого-культурной географии -
природно-культурные комплексы (культурные ландшафты), социально-культурной
географии - геокультурные общности людей. Если хорологический подход (или
аспект исследования) может быть применён в рамках всех субдисциплин КГ, то,
например, в настоящее время для изучения природно-культурных и хозяйственно-
культурных комплексов чаще используется экологический подход, а
аксиологический (ценностный) подход становится всё более популярным в
исследованиях этнокультурных и геокультурных общностей людей.
Таким образом, можно дать определения предметов исследования четырёх
названных выше формирующихся субдисциплин культурной географии.
Этнокультурная география – научное направление в рамках географии
культуры, изучающее особенности территориальной организации этнической
культуры, а также факторы, определяющие ее развитие и функционирование.
География этнических культур гораздо сложнее географии этносов и не
совпадает с ней. В основе дифференциации этнокультурного пространства лежит
набор элементов этнической культуры, которые обладают большой мобильностью.
В каждой этнокультурной группе он разный, что связано с процессами адаптации в
пространстве. Взаимодействуя и переплетаясь, этнические культуры формируют
сложный географический рисунок. Этнокультурная картина мира осложнена
внутриэтническими культурными различиями, в том числе и территориальными, а
также межэтническим сходством. На этнокультурную дифференциацию оказывают
влияние географическое положение и ландшафты, особенности миграционного
поведения и межэтнического взаимодействия, социальная стратификация общества,
уровень и характер урбанизации, особенности организации экономики и другие факторы.
Хозяйственно-культурная география призвана заниматься изучением
пространственного разнообразия хозяйственно-культурных комплексов, т.е.
традиций природопользования (в частности, землепользования), существующих в
различных гео- и этнокультурных общностях, и их связи с географической средой, а
также территориальных различий в экономической культуре населения.
Эколого-культурная география может характеризоваться изучением
природно-культурных комплексов, в частности, исследованием выраженности в
ландшафте (культурном ландшафте) отдельных элементов материальной и духовной
культуры, их связи с географической средой, а также территориальных различий в
экологической культуре населения.
Социально-культурная география , по всей видимости, должна изучать
процессы и результаты дифференциации геокультурных общностей, т.е.
территориальных общностей людей с устойчивыми стереотипами мышления и
поведения, оригинальными системами ценностей и предпочтений, выраженными в
специфике социальной и политической культуры, и нашедшими отражение в
геопространственной (региональной, локальной и т.п.) идентичности.
Каждая из субдисциплин культурной географии в настоящее время начинает
обзаводиться собственной внутренней структурой (разделами субдисциплин КГ).
Данные разделы по мере развития и усложнения собственной структуры могут в
перспективе выйти за рамки культурной географии и оформиться в качестве
самостоятельных отраслей географии (или междисциплинарных направлений),
напрямую входящих в комплекс «географии культуры».
Каждая из субдисциплин КГ имеет свой «аналог» в пределах всего комплекса
дисциплин, образующих ГК. Это, как правило, междисциплинарные направления,
образовавшиеся на стыке с культурологией (а также этнографией, социологией,
политологией, ландшафтоведением и другими направлениями географической и
смежных с ней наук), и, в какой то мере, ответственные за формирование своих
«аналогов» в культурной географии. К таковым междисциплинарным направлениям
(и, вместе с тем, отраслям ГК) можно отнести геоэтнокультурологию (аналог
этнокультурной географии), этнокультурное или культурно-географическое
ландшафтоведение (аналог эколого-культурной географии), а также традиционные
направления исследований на стыке культурной географии с этнографией (изучение
хозяйственно-культурных типов) и социологией (изучение территориальных
общностей людей).
С другой стороны, субдисциплины КГ призваны синтезировать достижения
междисциплинарных направлений, находящихся на стыке с КГ, но входящих в
комплекс «географии культуры». Причём каждая субдисциплина КГ отвечает за
«свой» сектор в пределах всего комплекса ГК.
В рамках субдисциплин КГ отдельные разделы начали формироваться только
в 1990-е гг., когда КГ превратилась в самостоятельную научную дисциплину.
Сейчас можно говорить о первых этапах становления лишь нескольких разделов
субдисциплин КГ, «открытых» географами.
В этнокультурной географии в качестве таких разделов можно назвать
изучение этноконтактных зон , а также географию этнических меньшинств и
диаспор. Изучение этноконтактных зон было инициировано именно географами (в
МФГО в 1989 г. вышел сборник «Этноконтактные зоны в Европейской части
СССР»), и только в 1990-е гг. было подхвачено историками и другими
специалистами в области гуманитарных наук. В 1995 г. появился сборник
«Контактные зоны в истории Восточной Европы». Во второй половине 1980-х и в
1990-е гг. вышло в свет несколько монографических работ, посвящённых крупным
этноконтактным регионам (Чижикова, 1988; Исламо-христианское пограничье…,
1994 и др.), а также множество статей, где освещаются этнические процессы в
пределах некоторых этноконтактных зон, в т.ч. находящихся в пределах региона
настоящего исследования (Куповецкий, 1985; Сосно, 1995).
Вместе с традиционными для этнографии и этнической географии
исследованиями в области этнических миграций и этнических групп (меньшинств),
в конце 1980-х - 1990-х гг. началось формирование ещё одного раздела
этнокультурной географии - географии этнических диаспор, где географы также
приняли самое непосредственное участие. Были проведены работы по изучению
еврейской, греческой, немецкой, армянской и других диаспор (Юхнева, 1985;
Ильин, Каган, 1994; Kolossov и др., 1995; Полян, 1999 и др.). В связи с распадом
СССР большее внимание стало уделяться изучению культурной специфики
русского населения, проживающего за пределами России и внезапно оказавшегося в
положении этнического меньшинства (Дружинин, Сущий, 1993; Геополитическое
положение…, 2000).
В хозяйственно-культурной географии можно выделить два
направления исследований (раздела), соответствующие разным научным школам.
Продолжением традиционных исследований, посвящённых изучению
территориальных различий в культуре этнического природопользования (точнее,
землепользования), в настоящее время выступает географическое изучение
этнохозяйственных комплексов (Клоков, Сыроечковский, 1991; Клоков, 1996, 1997,
1998). Другая географическая школа в области изучения традиций этнического
природопользования и культуры коренных народов Севера сложилась под влиянием
идей Л.Н. Гумилёва, последователи которого предприняли попытку изучения
устойчивости этноценозов Российского Севера (Иванов, Никитин, 1990; Иванов,
Громова, 1991; Чистобаев и др., 1994; Хрущёв, 1997; Иванов, 1998).
В эколого-культурной географии благодаря исследованиям культурных
ландшафтов, развернувшимся в Российском НИИ культурного и природного
наследия, обозначился крупный пласт публикаций по географии культурного
наследия (Веденин, 1995, 1996; Столяров, Кулешова, 1996; Востряков, 1996;
Веденин и др., 1995; Веденин, Кулешова, 1997; Шульгин, 1995 и др.). Директор того
же института Ю.А. Веденин внёс большой вклад в развитие ещё одного раздела -
географии высокой культуры, став инициатором создания серии сборников
монографию «Очерки по географии искусства» (1997б). Географии высокой
культуры посвящены значительные разделы в книге С.Я. Сущего и А.Г. Дружинина
«Очерки географии русской культуры» (1994) и ряд работ других исследователей
(Лавренова, 1996, 1998а, 1998б).
В социально-культурной географии , которая сама находится в стадии
становления, происходит формирование раздела на стыке с политической
географией - географии политической культуры. Вплоть до конца 1980-х гг. в
рамках этого направления проводились единичные исследования, да и то
исключительно на зарубежном материале (Белов, 1983; Смирнягин, 1983; Колосов,
1988 и др.). В 1990-е гг., по мере развития в отечественной науке электоральной
географии, стали предприниматься попытки по выявлению доминирующих
политических субкультур на территории России (Смирнягин, 1995) и собственно
региональных политических культур (Журавлёв, 1992; Туровский, 1999;
Региональное самосознание…, 1999 и др.).
В.Н. Стрелецкий считает, что пришла пора формирования ещё одного
направления культурно-географических исследований - географии городской
культуры (Стрелецкий, 1999, 2001). Очевидно, что географическое изучение
городской культуры можно рассматривать как перспективное направление (раздел)
социально-культурной географии. Однако традиционных подходов, применяемых в
геоурбанистике (географии городов), в данном случае недостаточно, поэтому
следует обратить более пристальное внимание на междисциплинарные
исследования городской среды, имеющие пространственный аспект и выполненные
совместными усилиями архитекторов, социологов, психологов и др. специалистов
(Социально-культурные…, 1982; Культурный диалог…, 1994; Город как
социокультурное..., 1995 и др.).
Следует обозначить ещё ряд формирующихся междисциплинарных научных
направлений, работающих «на полставки» в культурной географии, которые можно
рассматривать в качестве новых «стыковых» отраслей ГК (с двойным, тройным и
т.д. «научным гражданством»).
Традиционно звучит название научного направления география религий
(конфессиональная география) , однако оформление этой отрасли в отечественной
ГК приходится только на конец 1980-х - 1990-е гг. Если до этого периода выходили
единичные работы, посвящённые преимущественно географии религий зарубежного
мира (Пучков, 1975), то в 1990-е гг. появилось много публикаций, посвящённых
конфессиональной географии России (Даринский, 1992; Антонова и др., 1992;
Криндач, 1992, 1996; Sidorov, 1997; Сафронов, 1997, 1998, 1999, 2001 и др.).
География религий рассматривается как междисциплинарное научное направление,
находящееся на стыке географии с религиоведением и теологией (Криндач, 1992).
Также на стыке сразу нескольких научных дисциплин происходит становление
геоэтнокультурной конфликтологии, в формировании которой активное участие
принимают и географы (Kolossov и др., 1992; Туровский, 1992; Петров, 1994; Алаев,
1996, Стрелецкий, 1997 и др.). Ещё одно формирующееся междисциплинарное
направление исследований опирается на экологическую модель и может быть
рассмотрено в качестве «стыковой» отрасли ГК - этноэкология (Крупник, 1989;
Козлов, 1994б). В рамках этого направления географы претендуют, в первую
очередь, на собственные подходы к изучению этнических кризисов (Гладкий, 1995;
Гладкий И.Ю. и Ю.Н., 1995; Дмитревский, 1998). Поэтому как раздел этой научной
дисциплины можно рассматривать более «близкую» к КГ геоэтноэкологию.
И, наконец, междисциплинарная область исследований, которая в
отечественной науке пока не получила принятого всеми названия, формируется на
стыке культурной географии с психологией и социологией - когнитивная
Вариант 1.
2.Выберите верный ответ. К объективным признакам цивилизации относятся:
А. общность истории;
Б. самоидентификация людей;
А. 3-4 тыс. лет до н.э.; Б. 4-5 тыс. лет до н.э.; В. 5-6 лет до н.э.
4.Выберите верный ответ. К национальным религиям относится:
А. Буддизм. Б. Иудаизм. В. Ислам.
5. Выберите верный ответ. Православие исповедуют:
А. в Италии; Б. в Молдавии; В. в Испании.
6. Выберите верный ответ. Какую религию исповедают в Монголии:
7. Установите соответствие:
А. Христианство. 1. Саудовская Аравия.
Б. Ислам. 2. Мьянма.
В. Буддизм. 3.Армения.
« Культурное наследие цивилизации, унаследовавшей ценности прежних культур, богато и многообразно. Оно включает традиции и обычаи, искусство керамики, ковроделия, вышивки, величественные замки и дворцы, мечети». ____________________________
9. Выберите признаки, характерные для цивилизаций Запада:
А. Самосозерцание; Б. Либерализм; В. Свободный рынок.
10. Выберите признаки, характеризующие Россию как европейскую страну:
А. Принцип коллективизма;
В. Частная собственность, рыночные отношения.
Тест по географии. 10 класс. Тема «География культуры, религий, цивилизаций».
Вариант 2.
1.Выберите верный ответ. География культуры занимается изучением:
А. пространственной организацией общества; Б. территориальных различий культуры и отдельных ее элементов; В. способов создания культурных ценностей.
2.Выберите верный ответ. К субъективным признакам цивилизации относится:
А. общность истории;
Б. самоидентификация людей;
В. общность форм материальной культуры.
3.Выберите верный ответ. Первые цивилизации возникли:
А. 7-8 тыс. лет до н.э.; Б. 4-5 тыс. лет до н.э.; В. 3-4 лет до н.э.
4.Выберите верный ответ. К мировым религиям относится:
А. Буддизм. Б. Иудаизм. В. Конфуцианство.
5. Выберите верный ответ. Ислам исповедуют:
А. в Алжире; Б. в Молдавии; В. в Испании.
6. Выберите верный ответ. Какую религию исповедают в Китае:
А. буддизм; Б. синтоизм; В. даосизм.
7. Установите соответствие:
А. Христианство. 1. Монголия.
Б. Ислам. 2. Швеция.
В. Буддизм. 3.Турция.
8. Определите, о какой цивилизации идет речь:
« Эта цивилизация органично впитала в себя индейские элементы доколумбовых культур и цивилизаций. Индейская культура понесла большие потери. Однако ее проявления можно встретить повсеместно…». ____________________________
9. Выберите признаки, характерные для цивилизаций Востока:
А. Самосозерцание; Б. Адаптация к природным условиям; В. Свободный рынок.
10. Выберите признаки, характеризующие Россию как азиатскую страну:
А. Принцип коллективизма;
Б. Индивидуализм, приоритет личности;
В. Верховный собственник – государство.
КУЛЬТУРНАЯ ГЕОГРАФИЯ, география культуры, рассматривает культуру в географическом пространстве, изучает пространственную дифференциацию и разнообразие её элементов, их выраженность в ландшафте и связь с географической средой, а также отображение географического пространства в самой культуре. В зарубежных странах культурная география составляет одну из четырёх ведущих (наряду с экономической географией, социальной географией и политической географией) ветвей общественной географии. В России культурная география не оформилась в полной мере в целостную научную дисциплину и представляет собой совокупность научных направлений, близких друг другу по объекту исследования.
Большое влияние на становление культурной географии оказали работы представителей немецкой школы антропогеографии (Ф. Ратцеля и др.), а также французские школы географии человека (П. Видаля де ла Блаша и др.) и немецкого географа А. Гетнера. Основоположником культурной географии принято считать К. Зауэра, создавшего в 1920-е годы американскую школу культурного ландшафта. От антропогеографии культурная география унаследовала две важнейшие научные традиции: так называемую средовую (изучение культурно-географических различий в их связи с условиями природной среды) и традицию пространственного анализа культуры (изучение её территориальной организации и структуры, отношений и связей между её элементами).
В отечественной географической науке вплоть до середины 1920-х годов описания культуры разных регионов и местностей, их этнографических особенностей были частью антропогеографических работ. В советский период, особенно с конца 1920-х - начала 1930-х годов, антропокультурные подходы в географии в основном были утрачены. Развитие культурной географии в России, начавшееся в 1980-х годах, опирается на зарубежный научный опыт, связано с исследованиями в области ландшафтоведения, культурного ландшафта и этнологии.
В зависимости от предмета изучения в культурной географии выделяются следующие разделы (субдисциплины). Этническая география (этногеография, этнокультурная география) исследует расселение этносов, этнический состав населения стран и регионов (американские учёные У. М. Колморген, У. Зелински; российские исследователи В. В. Покшишевский, С. И. Брук, В. И. Козлов). В конце 20 века в культурной географии получили также развитие исследования своеобразия этнических процессов в разных странах и регионах, географических особенностей этнических культур и традиций, их связей с природной средой. На стыке этнической географии с этнологией и культурной антропологией развиваются: география традиционной духовной (так называемой народной) культуры (в англоязычных странах известна под названием «folk geography»), которая изучает территориальные особенности народного творчества; география бытовой культуры, исследующая территориальное распространение традиционных типов питания, жилищ, транспортных средств, культурно-географические особенности брачно-семейных отношений и др. Большое значение для формирования в России этнической географии имела концепция хозяйственно-культурных типов (М. Г. Левин, Н. Н. Чебоксаров, Б. В. Андрианов и др.).
География языков изучает географические (территориальные) закономерности и особенности распространения лингвистических групп разного порядка (языковые семьи, группы, языки, диалекты, говоры) (смотри Лингвистическая география).
География религий (конфессиональная география) исследует религиозный состав населения регионов и стран, особенности территориальной организации религиозных структур, социокультурные последствия конфессионально-географических различий. Основные теоретические работы в области географии религий созданы в середине и 2-й половине 20 века (французский географ П. Дефонтен, германские исследователи П. Фикелер, К. Тролль, М. Бютнер, М. Швинд, американские учёные Д. Софер, Э. Айзак и др.). В отечественной культурной географии с конца 20 века важнейшим объектом исследований стало конфессиональное пространство России.
Предмет географии искусства - территориальные особенности развития и распространения различных видов художественной деятельности. Важные направления исследований - выявление главных художественных центров в регионах и странах мира, мест зарождения, ареалов и путей распространения различных художественных стилей, различий в размещении центров обучения традиционным и инновационным видам художественной деятельности. Широко распространённая тема работ по географии искусства в современной зарубежной культурной географии - отражение в художественных произведениях реального (или воображаемого) географического пространства. В России география искусства как отдельное направление культурной географии получила развитие в конце 20 - начале 21 века (Ю. А. Веденин и др.).
География массовой культуры как самостоятельное направление исследований развивается в зарубежной культурной географии (особенно англо-американской), рассматривает территориальные различия популярности разных видов спорта, стилей современной музыки, различных течений в современной моде, шоу-бизнесе и др.
География культурной инфраструктуры - смежная субдисциплина на стыке культурной географии и географии сферы услуг, изучает территориальную организацию сети библиотек, музеев и других объектов инфраструктуры культуры.
Во 2-й половине 20 века объектом изучения культурной географии (особенно в США) стали так называемые обыденные, или вернакулярные (от английского vernacular - местный, свойственный для данной местности), районы, которые существуют в самосознании местного населения. Они редко совпадают в своих границах с единицами административно-территориального деления государств, но всегда имеют самоназвание и воспринимаются местными жителями как культурно-целостные территории. В начале 21 века наиболее перспективны исследования в области региональной идентичности, под которой в культурной географии понимается феномен самоидентификации населения с определённой территорией. (О быстроразвивающихся в конце 20 - начале 21 века направлениях культурной географии, изучающих системы представлений о географическом пространстве, смотри в статье Гуманитарная география.)
Исследования в области культурной географии имеют большое прикладное значение, резко возросшее к концу 20 - началу 21 века в условиях глобализации и связанных с ней процессов унификации культуры, нивелировки или утраты локальных культурных традиций и культурных ценностей, размывания и исчезновения самобытных этнокультурных и социокультурных территориальных общностей. Учёт результатов исследований культурной географии важен при разработке стратегий социально-экономического развития стран и регионов, обосновании концепций и выборе конкретных направлений региональной политики. Системы ценностей, типы ментальности, нормы поведения, принятые в тех или иных обществах, традиции хозяйственной этики, экономической и экологической культуры, региональное своеобразие традиционных социокультурных институтов оказывают воздействие на характер экономического развития. Специалисты в области культурной географии участвуют в разработке международных и национальных правительственных программ охраны культурного наследия, предложений по включению культурных объектов в список Всемирного наследия и др.
Лит.: Sauer С. О. The morphology of landscape // University of California Publications in Geography. 1925. №2; Spencer J., Thomas W. Cultural geography: an evolutionary introduction to our humanized earth. N. Y., 1969; Zelinsky W. The cultural geography of the United States. 2nd ed. Englewood Cliffs, 1973; Carter G. Man and the land: а cultural geography. 3rd ed. N. Y., 1975; Jordan Т., Rowntree L. The human mosaic: а thematic introduction to cultural geography. 4th ed. N. Y.; L., 1986; Сущий С. Я., Дружинин А. Г. Очерки географии русской культуры. Ростов-н/Д., 1994; Культурная география / Научный редактор Ю. А. Веденин, Р. Ф. Туровский. М., 2001; Стрелецкий В. Н. Географическое пространство и культура: мировоззренческие установки и исследовательские парадигмы в культурной географии // Изв. РАН. Сер. географическая. 2002. №4; Claval Р. Geographie culturelle. Une nouvelle approche des soci6t6s et des milieux. Р., 2003; Рагулина М. В. Культурная география: теория, методы, региональный синтез. Иркутск, 2004.
Культура и компоненты культуры.
Культура (лат. cultura - возделывание, земледелие, воспитание, почитание) - область человеческой деятельности, связанная с самовыражением (культ, подражание) человека, проявлением его субъектности (субъективности, характера, навыков, умения и знаний). Именно поэтому всякая культура имеет дополнительные характеристики, т.к. связана как с творчеством человека, так и повседневной практикой, коммуникацией, отражением, обобщением и его повседневной жизнью. Любая культура обязательно должна включать в себя три основных компонента: ценности, нормы и средства передачи культурных образцов. Культурные ценности представляют собой свойства общественного предмета удовлетворять определенным потребностям индивидов. Каждый индивид имеет собственную систему ценностей, в которой могут преобладать как духовные, так и материальные ценности. В соответствии с этой системой ценностей индивид стремится реализовывать свои индивидуальные потребности. Вместе с тем, в каждом обществе существует некоторая обобщенная, достаточно устойчивая или кристаллизованная система ценностей, которая характеризует основные потребности отдельных групп населения.
Социальные нормы - это общепризнанные правила, образцы поведения, стандарты деятельности, обеспечивающие упорядоченность, устойчивость и стабильность социального взаимодействия индивидов и групп. Средства передачи культурных образцов , с помощью которых культурные образцы могут передаваться другим людям или даже другим поколениям. Важно выделить два основных средства передачи культурных образцов, которые используются членами общества: язык и символические коммуникации. Под языком будем понимать такое основное средство передачи культурных образцов, при котором каждому материальному или духовному объекту окружающей среды должен присваиваться определенный набор звуков, в отношении которого существует договоренность в данном обществе. Люди называют определенными словами абсолютно все объекты окружающей действительности, будь то настроение, идея, чувство, верование или материальный предмет.
Культурная география как наука
Культу́рная геогра́фия - направление социально-экономической географии, изучающее пространственные культурные различия и территориальное распределениекультур.
Как научное направление создано Карлом Зауэром в 1930-х годах, долгое время развивалось преимущественно в США. После Зауэра наибольший вклад в становление культурной географии внесли Ричард Хартшорн и Вильбур Зелинский. Зауэр применяет преимущественно методологию качественного и дескриптивного анализа, ограниченность которых в 1930-х годах стремился преодолеть в страноведческой географии Ричард Хартшорн, а в дальнейшем сторонники революции количественного анализа. В 1970-х годах возрастает критикa позитивизма в географии и чрезмерной увлеченности количественными методами.
С 1980-х годов становится известным такое направление как "новая культурная география". Она опирается на критические теории Мишеля де Серто и Жиля Делеза, которые отрицают традиционное представление о статичном пространстве. Развитие этих идей получило в непрезентативной теории.
Двумя основными разделами культурной географии являются поведенческая и когнитивная география.
Области изучения
Глобализация, объясняемая как культурная конвергенция,
· вестернизация или подобные ей процессы модернизации, американизации, исламизации и другие,
· теории культурной гегемонии или культурной ассимиляции посредством культурного империализма,
· культурная региональная дифференциация - изучение различий в образе жизни включающего идеи, социальные установки, язык, социальные практики, институты и структуры власти и полный спектр культурных практик в географическом регионе,
· изучение культурного ландшафта,
· другие области включая дух места, колониализм, пост-колониализм, интернационализм, иммиграция и эмиграция, экологический туризм.
место культурной географии в системе наук.
География образа жизни, которая обрела свою научную самостоятельность (как отрасль общественной географии) в 1980-е гг. (Райтвийр, 1983), в настоящее время уже стала традиционной дисциплиной с достаточно устоявшимися подходами и методиками, и лишь заметно обновляющейся эмпирической базой. Для культурной географии наиболее значимым является направление исследований в географии образа жизни, изучающее социальные предпочтения и интересы населения (включая систему приоритетов и специфику менталитета людей, образующих территориальные общности разного иерархического уровня). Достаточно распространённым методом исследования в рамках данного направления являются социологические опросы населения. При этом наиболее интересные методики по изучению систем ценностей людей, их предпочтений, а также идентичности, разрабатываются в этносоциологии (Арутюнян, 1995; Сикевич, 1994; Дробижева, 1995; Арутюнян и др., 1998; Гудков, 1995, 1996, 1999 и др.).
География культурной инфраструктуры может быть рассмотрена как отрасль географии культуры и, вместе с тем, географии сферы обслуживания. Количество исследований в рамках этого направления заметно увеличилось в 1980-1990-е гг. Во-первых, вопросы развития и размещения культурной инфраструктуры занимают заметное место в комплексных географических исследованиях сферы обслуживания (Алексеев, Зубаревич, 1987; Алексеев, Ковалёв, Ткаченко, 1991). Во-вторых, стало больше внимания уделяться изучению роли городов в формировании инфраструктуры культуры (Пацирковский, 1985) и территориальной организации сети учреждений культуры (Даринский, 1985), музеев (Середина, 1991), заведений, осуществляющих подготовку специалистов с высшим и профессиональным образованием (Катровский, 1988, 1997).
Кульминационным моментом стало объявление культурной географии в качестве самостоятельной дисциплины общественной географии наравне с социальной и экономической географией (Гохман, 1984). Произошло это в первой половине 1980-х гг. и было связано с формированием концепции общественной географии как противовеса устаревшим концепциям экономической и социально-экономической географии (Райтвийр, 1983). С этого момента начинается формирование теоретического направления культурной географии, большой вклад в развитие которого внесли Б.Б. Родоман (1980, 1990), Ю.А. Веденин (1988, 1990), Ю.Д. Дмитревский (1990 в соавторстве с Н.Ф. Дмитревской, 2000), Д.В. Николаенко (1999а) и, наконец, А.Г. Дружинин (1989, 1990, 1991, 1995 и др.).
Закончив обзор истории развития ряда научных дисциплин, подготовивших основу для становления и развития отечественной культурной географии, вернёмся к вопросу об объекте и предмете исследования данной отрасли научного знания. Так, А.Г. Дружинин определяет в качестве наиболее общего объекта культурной географии территориальную организацию культуры (ТОК). При этом объект исследования данной научной дисциплины оказывается практически тождественным интегральному объекту общественной географии - территориальной организации общества. В качестве предмета культурной географии тот же автор называет пространственные закономерности ТОК, включая «всё разнообразие и иерархичность её географически детерминированных и дифференцированных форм» (Сущий, Дружинин, 1994, с. 10). Постановка вопроса об объекте и предмете культурной географии важна не только сама по себе, но с точки зрения анализа её внутренней структуры. Об этом и пойдёт речь в следующем разделе книги.