Обломов и обломовщина как явление русской жизни. Художественные особенности романа «Обломов» И. А. Гончарова

Писатель-реалист, Гончаров счи­тал, что художника должны интересовать в жизни устойчивые формы, что дело истинного писателя - создание устойчивых типов, которые слагаются «из долгих и многих повторений или настроений явлений и лиц». Эти принципы и определили основу романа «Обломов».

Добролюбов дал точную характеристику Гончарова-художника: «объективный талант». В статье «Что такое обломовщина?» он подме­тил три характерных признака писательской манеры Гончарова. Прежде всего это отсутствие дидактизма: Гончаров не делает от сво­его имени никаких готовых выводов, он изображает жизнь такою, какой ее видит, и не пускается в отвлеченную философию и нраво­учения. Вторая особенность Гончарова, как считает Добролюбов, за­ключается в умении создавать полный образ предмета. Писатель не увлекается какой-либо одной стороной его, забывая об остальных. Он «вертит предмет со всех сторон, выжидает совершения всех моментов явления». Наконец, своеобразие писателя Добролюбов видит в спо­койном, неторопливом повествовании, стремящемся к максимально возможной объективности.

Художественный талант писателя отличают также изобразитель­ность, пластичность и детализация описаний. Живописность изо­бражения позволяет проводить сравнение с фламандской живопи­сью или бытовыми набросками русского художника П.А. Федотова. Таковы, например, в «Обломове» описания жизни на Выборгской стороне, в Обломовке или же петербургского дня Ильи Ильича.

Особую роль при этом начинают играть художественные детали. Они не только помогают создать яркие, красочные запоминающиеся картины, но и приобретают характер символа. Такими символами яв­ляются туфли и халат Обломова, диван, с которого его поднимает Ольга и на который он вновь возвращается, завершив свою «поэму любви». Но, изображая эту «поэму», Гончаров использует совсем иные детали. Вместо приземленных, бытовых предметов появляются поэти­ческие детали: на фоне поэтичного образа куста сирени развиваются отношения Обломова и Ольги. Их красота и одухотворенность под­черкивается красотой звучания арии casta diva из оперы В. Беллини «Норма», которую исполняет наделенная певческим даром Ольга.Сам писатель подчеркивал музыкальное начало в своих произве­дениях. Он утверждал, что в «Обломове» само любовное чувство, в его спадах, подъемах, унисонах и контрапунктах, развивается по за­конам музыки, отношения героев не столько изображаются, сколько разыгрываются «музыкой нерв».

Гончарову присущ также и особый юмор, призванный не казнить, а, как говорил писатель, смягчать и улучшать человека, подставляя ему «нельстивое зеркало его глупостей, уродливостей, страстей, со всеми последствиями», чтобы с их сознанием явилось и «знание, как остеречься». В «Обломове» гончаровский юмор проявляется и в изо­бражении слуги Захара, и в описании занятий обломовцев, быта Вы­боргской стороны и зачастую касается изображения главных героев.

Но самое важное для Гончарова качество произведения - это особая романная поэзия. Как отмечал еще Белинский, «поэзия… в таланте г. Гончарова - агент первый и единственный». Сам же ав­тор «Обломова» называл поэзию «соком романа» и отмечал, что «ро­маны … без поэзии - не произведения искусства», а их авторы - «не художники», а всего лишь более или менее даровитые бытописатели. В «Обломове» важнейшим из «поэтических» начал выступает сама «изящная любовь». Поэтичность создается особой атмосферой весны, описанием парка, ветки сирени, сменяющимися картинами знойного лета и осенних дождей, а затем засыпавшего дома и улицы снега, которые сопровождают «поэму любви» Обломова и Ольги Ильинской. Можно сказать, что поэзия «пронизывает» всю романную структуру «Обломова», является его идейно-стилевым стержнем.

Эта особая романная поэзия воплощает общечеловеческое нача­ло, вводит произведение в круг вечных тем и образов. Так в харак­тере главного героя романа Обломова варьируются черты шекспи­ровского Гамлета и сервантесовского Дон Кихота. Все это не только придает роману удивительное единство и целостность, но и опреде­ляет его непреходящий, вневременный характер.

  1. Новое!

    Идейно-тематическое содержание романа во многом обу­словлено тем, как трактуется понятие «обломовщина» и в каком со­отношении с ним понимается образ центрального героя. Н.А. Добролюбов в статье «Что такое обломовщина?» дал опре­деление этого понятия...

  2. Роман Гончарова “Обломов” является второй частью его знаменитой трилогии, открывает которую роман “Обыкновенная история”. Роман “Обломов” назван по имени главного героя- Ильи Ильича Обломова-помещика, жившего в Петербурге спокойной и размеренной жизнью. ...

    И. А. Гончаров Тема: ОБЛОМОВ И ШТОЛЬЦ: ДВА ВОСПРИЯТИЯ МИРА (по роману И. А. Гончарова "Обломов") И. А. Гончаров работал над романом "Обломов" в течение десяти лет. В этом (лучшем!) произведении автор выразил свои убеждения...

    В романе “Обломов” очень ярко описаны различные типы человеческих характеров. По словам Н. А. Добролюбова, автор романа стремился “случайный образ, мелькнувший пред ним, возвести в тип, придать ему родовое и постоянное значение”. Однако для того, чтобы...

Роман «Обломов» был написан Иваном Александровичем Гончаровым в середине 19 века. В нем автор затрагивает актуальную тему своего времени – крепостное право. Люди видят, что оно изжило себя. Должно произойти переустройство общества, потому что крепостное право больше не сможет дать стране прогрессивного развития.

Раскрыть весь исторический процесс Гончаров не в силах. Вот почему он показывает это на примере типа Обломовых.

Помещик Илья Ильич Обломов – главный герой романа «Обломов». Детство его проходило в деревне Обломовка. Жизнь обломовцев была природоподобна. Из нее, как и из окружающей их жизни, изъяты были всякие движения. Весь воспитательный надзор за сыном сводится к ограждению его от ярких впечатлений, от какого-либо напряжения. В обломовской жизни нет места подлинной духовности. Единственная форма духовного бытия, доступная, обломовцам – сказки, легенды, мифы. Развивая мечтательность, сказка больше привязывала Илюшу к дому, вызывая бездействие.

В детстве Обломов не мог сам одеться, ему всегда помогали слуги. Будучи взрослым, он тоже прибегает к их помощи. В романе Гончаров описывает слугу Обломова по имени Захар.

Обломов лежит на диване и ничего не делает. Он знает, что «у него есть Захар и ещё триста Захаров». Отсюда и рождается обломовщина – бездействие. Страна не получает дальнейшего развития. В итоге получается, что крепостное право губит Россию.

Ольга Ильинская и Штольц стараются исправить Обломова. Они заставляют его работать. Но всё напрасно. Нельзя переделать человека, если его лень, бездействие, апатия ко всему, что делается на свете, заложены с детства в его характере и поступках.

Всё это ещё раз доказывает то, что крепостное право не должно больше существовать в стране России нужно что-то такое, что, может быть, исправит таких людей, как Обломов.

Раскрывая художественные особенности романа, нужно обратить внимание на его композицию. Роман состоит из четырёх частей.

В первой части раскрывается картина жизни Обломова. Герой вписан в неподвижный бытовой интерьер, данный во, всей полноте его примет и деталей. Здесь совершается представления героя читателю.

Во второй части – повествование теряет статичность. Появляется Ольга Ильинская, грядет любовная драма. В драматическом действии развертывается подлинный характер главного героя.

В третьей части рассказывается об испытаниях любви. Обнаружилась вся уязвимость обломовского романтического чувства.

В четвертой части любовный роман завершился. Всё последующее – «комментарии» к нему, прояснение сути драмы.

Почему роман состоит именно из четырёх частей? Больше Гончарову не надо. Одна часть – описание жизни героя, вторая – описание подлинного характера Обломова, третья – описание чувств героя, четвертая – возвращение героя к повседневной жизни. Гончарову хватает четырех частей, чтобы доказать, что нет возможности изменить обломовский характер.

В конце первой части автор помещает «Сон Обломова». В этом эпизоде описывается детство героя, его воспитание. Все это помогает узнать характер Обломова. Почему Гончаров помещает этот эпизод именно в конце первой части? Автор хотел познакомить нас с героем в начале романа, чтобы в дальнейшем, читая роман, мы могли сравнивать истинный характер героя с дальнейшим старанием измениться.

Даже через мелкие подробности быта автор раскрывает глубокую тему. Халат, диван, тапочки, локти – эти детали специально укрупнены. Они становятся символами привязанностей Обломова. «Халатную» тему раскрывал не только Гончаров, но и многие другие поэты и писатели. Каждый автор старался отразить в своём произведении эту тему.

Гончаров умело использует описание отдельных предметов в обстановке, окружающей героя. Описание его вещей способствует раскрытию основной мысли романа. Гончаров, как и Гоголь, через деталь показывает характер героя, основную мысль романа.

Гончаров и через образы доводит тему до нас.

К Обломову приходил писатель – Пенкин, который предлагал ему прочитать свои статьи. Но Обломов их не читал, а говорил Пенкину, что тот только обличает, показывает грязь, радуется от этого. Обломов сказал: «Где же человечность-то?.. Протяните руку падшему человеку, чтоб поднять его, или горько плачьте над ним, если он гибнет, а не глумитесь. Любите его, помните в нем самого себя, и обращайтесь с ним, как с собой, – тогда я стану вас читать и склоню перед вами голову». Гончаров тем самым обращается к другим писателям, чтобы они не критиковали крепостное право, а, наоборот, предлагали выход из этой ситуации, искали новые пути преобразования России. В «Обломове» Гончаров только доказывает, что России нужно измениться. Он не критикует крепостное право. Но и пока ничего не предлагает. Я думаю, что Гончаров специально хотел сначала настроить, убедить народ, чтобы тот ему в дальнейшем помог найти путь переустройства общества.

В названии романа тоже лежит небольшой смысл. Гончаров сначала хотел назвать роман «Обломовщина». Но почему всё-таки назвал «Обломов»?

Мне кажется, потому, что под словом «обломовщина» понимается вся Россия. Но не вся страна была обломовщиной. Не все помещики были такими, как Обломов. Это один из типов помещика. Но ведь всё могло прийти к тому, что у власти стояли бы Обломовы. А если такие люди будут править страной, то страна не будет стремиться к лучшему, к прогрессу.

Благодаря мастерству Гончарова, перед нами роман, который нам, потомкам, позволяет увидеть, какие мысли занимали россиян сто пятьдесят лет назад, как народ решал государственные проблемы. И такие писатели-художники, как Гончаров, Гоголь помогают поколению двадцать первого века узнать характер русского народа через художественные описания быта одного героя, символизируя им, русский народ в определенную эпоху времени.

Гончаров – мастер слова, который может только с помощью одного пера показать нам начало девятнадцатого века. М попадаем туда, как наяву. Русский народ должен знать историю Отечества. Писатели помогают нам в этом. И мы должны сказать им: «Спасибо!».

Роман И. А. Гончарова “Обломов” вышел в свет в 1859 году. В нем писатель правдиво изобразил современную ему жизнь русского общества. Вряд ли можно найти еще одно произведение, так ярко показавшее читателю процесс вырождения дворянства. В романе автор задается вопросами смысла жизни, цели существования, рассматривает проблему положительного героя, проблему любви и дружбы. Гончаров первым так подробно раскрыл проблему барства (“Порвалась цепь великая, порвалась, расскочилася одним концом по барину, другим по мужику”,- писал Н. А. Некрасов). После выхода в свет роман многим не пришелся по вкусу, так как первая часть слишком затянута, действие отсутствует, нет интриги. Возможно, это был преднамеренный авторский прием, чтобы показать читателю, до какой степени может быть однообразна и бесцельна жизнь даже хорошего, доброго во всех отношениях человека. Я думаю, роман “Обломов” не запомнился бы и, возможно, был бы забыт, если бы не его художественное своеобразие, художественное мастерство.
Начав читать роман, мы сразу же обращаем внимание на детально выписанную портретную характеристику и описание интерьера. Здесь автор использует прием взаимодополнения: интерьер дополняет портрет героя. С первых же фраз можно составить свое мнение о герое, дать ему оценку. Вспомним портрет Обломова: “Человек лет тридцати двух-трех, среднего роста... Тело матового, чересчур белого цвета, маленькие пухлые руки, мягкие плечи...” Перед нами изнеженный человек, не привыкший к ТРУДУ- Полную противоположность составляет Обломову Штольц, “весь составленный из костей, мускулов и нервов”. Штольц худощав, щек у него почти вовсе нет, “то есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости”. Конечно, трудно себе представить такого человека, лежащим на диване в мягком персидском халате.
Обратим внимание на описание комнаты Ильи Ильича. Оно дополняет ранее нарисованный портрет Обломова. “С первого взгляда комната казалась прекрасно убранною: бюро красного дерева, два дивана, обитые шелковой материей красивые ширмы, шелковые занавесы, несколько картин, множество красивых мелочей”. Но опытный человек с чистым вкусом одним беглым взглядом на все, что тут было, прочел бы только желание кое-как соблюсти декорум неизбежных приличий, “лишь бы отделаться от них”. Из этого описания нам также становится ясно, кого представляет собой Обломов. Когда-то это был человек, живший нормальной жизнью, заботившийся о себе и окружающей обстановке; теперь же перед нами ленивец, не способный даже заставить слугу убраться в комнате.
И. А. Гончаров использует развернутые описания, детализируя все, это делает роман более красочным. Но не только эту цель преследует автор. Так, первая часть в реальности длится всего один день, тем не менее этот день в описании Гончарова кажется вечностью. И этот день Обломова действительно есть вечность, есть его жизнь. Как изменится последующий день для Обломова? Да никак. Он будет так же нуден, так же бесконечен и безрадостен, как и предыдущий. Прием затягивания действия в первой части романа как раз и помогает понять суть жизни Ильи Ильича. Жизнь Обломова - это череда однообразных действий, событий, одно тусклее другого.
В романе автор использует прием антитезы. Самое существенное противопоставление - это, конечно же, противопоставление Штольца Обломову. По большому счету, весь роман строится на этом противопоставлении, оно является композиционным стержнем романа. Эти герои противопоставлены друг другу во всем: в происхождении (Штольц - полунемец, сын управляющего, Обломов - потомок дворянского рода), в воспитании (Штольца отец воспитал по-спартански, приучил к труду, привил ему целеустремленность - Обломов рос в холе и неге, был приучен к праздной жизни, к жизни без труда и хлопот), в образе жизни (Штольц все время занят какой-то полезной деятельностью, правда, о ней Гончаров не пишет подробно, Обломов сибаритствует, лежит на диване, мечтает, строит неосуществимые “прожекты”). Единственное, в чем эти герои близки, это возраст, но и это необходимая часть противопоставления.
В романе противопоставлены и женские образы: Ольга Ильинская и Агафья Матвеевна Пшеницына. Сравним их. Агафья Пшеницына - вдова мелкого чиновника, “женщина с голой шеей и локтями, полная, босая, без чепца”. “Бровей у нее почти совсем не было, а были на их месте две немного будто припухлые лоснящиеся полосы с редкими волосами ”. Такой портрет невольно отталкивает, не вызывает симпатий. Ольга Ильинская - дворянка, живущая с тетей и прислугой. Она не красавица: “Не было ни белизны в ней, глаза ее не горели лучами внутреннего огня, не было жемчугов во рту и кораллов на губах, не было миниатюрных рук с пальчиками в виде винограда. Несколько высокому росту соответствовала величина головы и овал лица, все это гармонировало с плечами. Ее можно было назвать богиней грации”. Агафья Матвеевна - типичная хозяйка, хлопочущая на кухне, воспитывающая детей. Ольга - девушка возвышенная, образованная. Она бывает в театрах, много знает и читает. Естественно, Агафья Матвеевна намного ближе к обломовскому представлению о семейном счастье.
Особую роль в романе играет музыкальность. Обломов влюбляется в Ольгу, слушая ее пение, необыкновенно вдохновенное и прекрасное. Любовь к музыке - вот то общее начало, которое заставило зародиться чувству, сблизило ненадолго этих совсем непохожих людей.
Гончаров - мастер пейзажных зарисовок. Изображения патриархальной Обломовки, тенистой аллеи в парке, цветущего сада производят впечатление. Красота весеннего пейзажа гармонирует с растущим чувством в душе героя. И так же засыпает душа Обломова после разрыва с Ольгой, как заносит улицы и дома падающий хлопьями снег.
Чтобы подробней раскрыть психологию своих героев, Гончаров использует внутренние монологи, реплики. Так писатель показывает нам отношение персонажа к тем или иным событиям, поступкам, действиям.
В умении охватить полный образ, предмет, отчеканить его, изваять заключается сильнейшая сторона таланта Гончарова. А такое явление среди дворянства, как “обломовщина”, которую автор разносторонне освещает в романе, служит ключом к разгадке многих явлений русской жизни.

Задачи и тесты по теме "Художественные особенности романа И. А. Гончарова «Обломов»"

  • Морфологическая норма - Важные темы для повторения ЕГЭ по русскому языку

Тема: Художественное своеобразие романа И.А. Гончарова "Обломов" 10 класс 22.10.2015г.

Цели:

    обобщить материал, известный по предыдущим урокам, о художественных особенностях

    определить своеобразие стиля и языка произведения;

    формировать умение анализировать текст и делать выводы.

На доске цитата: «Автор «Обломова», вместе с другими первоклассными представителями родного искусства, – есть художник чистый и независимый, художник по призванию и по всей целостности того, что им сделано. Он реалист, но его реализм постоянно согрет глубокой поэзией…»
(А. В. Дружинин «Обломов». Роман И. А. Гончарова»)

I. Слово учителя

Современный Гончарову критик Александр Васильевич Дружинин отмечает важную черту таланта писателя – реализм, согретый глубокой поэзией. Эта целостность является художественным достоинством романа. Поэтому цель урока – найти и показать художественные особенности романа «Обломов», раскрывающие психологию героев, доказав тем самым правоту критика.

II. Беседа

Произведение Гончарова – замечательный образец социально-психологического и философского романа, в котором исчерпывающе полно и глубоко дана характеристика «обломовщины».
Что характерно для этого жанра?

Это философский роман, в котором даны три типа жизненной философии:

    жизнь-суета (гости Обломова);

    Обломовка (и дом Пшеницыной, как своеобразное продолжение Обломовки);

    Жизнь Андрея Штольца.

Главный герой Обломов сталкивается со всеми типами жизненных философий. К какому типу можно отнести жизнь Обломова?
Главный вопрос романа – философский: в чём смысл и содержание человеческой жизни. Дал ли ответ на этот вопрос Гончаров?

Нет, он только показал три типа жизненной философии, поэтому для романа характерен объективизм – явление, когда писатель не высказывает прямо своей позиции в произведении. Он показывает несколько точек зрения, а выбирать между ними должен сам читатель. Автор рассматривает личность в контексте эпохи, выявляет влияние на формирование человека всего, что его окружает. Гончаров сказал об интересе не к личности как таковой, но к «истории души человеческой», т.е. личность он понимает не как нечто неизменное. Для автора человек интересен в динамике его духовного развития, ибо душа и характер человека формируются всю жизнь в постоянной борьбе: с одной стороны, согласно его собственным желаниям и убеждениям, с другой – обществом и эпохой. Образ Обломова воистину глубок и объёмен именно потому, что автор исследует и психологию своего героя и рассматривает его как социальное явление. Психологизм романа заключён в раскрытии внутреннего мира героев. Для раскрытия характера героев Гончаров использует самые разнообразные приёмы.

Художник только тогда создаёт правдивый образ, когда он вполне верен действительности. Критика всегда отмечала исключительное мастерство Гончарова в изображении быта .
Приведите примеры описания быта героев.

а) Петербургская квартира Обломова (часть первая, глава 1) б) Патриархальная Обломовка (часть первая, глава 9) в) Хозяйственная атмосфера в доме Пшеницыной (часть четвёртая, глава 1) Описание квартиры Обломова дано Гончаровым со всеми характерными деталями, указывающими на пассивность и апатию хозяина, на его полную бездеятельность, бесхозяйственность, на духовное умирание и распад его личности. Писатель умеет обрисовать быт эпохи такими яркими и выразительными красками, что читатель не только видит этот быт, но как бы чувствует, осязает его. Описание быта дышит у Гончарова такой жизненной правдой и естественностью, что со страниц романа, как живая, встаёт обломовская Русь. Взглянув на обломовщину объективно, Гончаров сумел обнажить её социальную никчёмность и растлевающее влияние на человека.

В связи с полнотой и тщательностью зарисовки быта у Гончарова стоит его внимание к деталям и изображаемого быта. Н. А. Добролюбов отмечает: «Мелкие подробности, беспрерывно вносимые автором и рисуемые им с любовью и с необыкновенным мастерством, производят наконец какое-то обаяние».
Назовите детали быта, выросшие в настоящие символы. Какую роль играют эти художественные детали?

Символическое звучание приобретает халат «из персидской материи, настоящий восточный халат», а также ветка сирени , которые много раз упоминаются в романе. Халат имел для Обломова «тьму неоценимых достоинств» (часть первая, глава 1), так как соответствовал вполне роду «занятия» своего владельца – лежанию на диване. Как символ постыдного безделья упоминает халат Ольга: «A?propos, где ваш халат? – Какой халат? У меня никакого не было», – обижается Обломов, забросивший некогда любимую вещь, как только с него спала душевная апатия (часть вторая, глава 9). Глубоко символично то, что «возвращает» в жизнь Ильи Ильича удобный для ничегонеделанья халат вдова Пшеницына: «Ещё я халат ваш достала из чулана… его можно починить и вымыть, материя такая славная! Он долго прослужит» (часть четвёртая, глава 5). И хоть Обломов отказывается от этой услуги – «я его не ношу больше» - у читателя появляется предчувствие, что Илья Ильич не устоит перед соблазном возвращения к прежней жизни. Так и случилось – герой остаётся на Выборгской стороне в доме у вдовы до конца своих дней, где и халат на нём «истаскался, и как ни заботливо зашивались дыры на нём, но он расползался везде и не по швам: давно надо было новый» (часть четвёртая, глава 5). Взаимоотношения халата и Обломова – отношения господина и раба. Ветку сирени сорвала Ольга Ильинская во время свидания с Обломовым (часть вторая, глава 6). Как намёк на взаимность и надежду на возможность счастья, активной жизни. Обломов поднял её и на следующую встречу (вечером) явился с этой веткой в руке (часть вторая, глава 7). Как символ оживления, расцветающего чувства вышивает сирень Ольга по канве, делая вид, что узор «выбрала наугад» (часть вторая, глава 8). Однако и на следующем свидании она «мимоходом сорвала ветку сирени, не глядя на него, подала ему». – Что она значит? – Цвет жизни <…> Жизнь опять отворяется мне, – говорил он как в бреду, – вот она, в ваших глазах, «во весь рост, с веткой сирени в руках» (часть вторая, главы 8, 9). Для героев романа любовь звучала в Castadiva, «носилась в запахе сиреневой ветки» (часть вторая, глава 10). Так герои сами определяют символический смысл ветки сирени. Когда же жизнь «затворилась» для Обломова, воспоминание о ветке сирени становится для него мучительным укором (часть четвёртая, глава 2). О ветках сирени как символе продолжающейся жизни упоминает автор и в заключительных строках: «Ветки сирени, посаженные дружеской рукой, дремлют над могилой, да безмятежно пахнет полынь…» (часть четвёртая, глава 10). Т.о., Гончаров показал в романе глубокую связь вещей с психологией героев.
– И. А. Гончаров – первоклассный портретист.
Портреты так выразительно обрисованы, что герои встают в представлении читателя как живые. Найдите в тексте портреты главных героев, определите их роль.

Портрет Обломова (часть первая, глава 1): белые руки, мягкие плечи и тучность характеризуют его барскую изнеженность, отсутствие всякой определённой мысли на лице выявляет его беспечность, пассивное отношение к жизни, отсутствие живой ищущей мысли и привычки трудиться; подбором метких глаголов Гончаров сумел показать, что Обломов не привык думать о чём-либо серьёзном, не привык целеустремлённо работать; он живёт бездумно и беспечно за счёт своих «трёхсот Захаров». Неоднократно автор подчёркивает «мягкость» Ильи Ильича, «мягкость, которая была господствующим выражением не лица только, а всей души», «мягкие плечи, мягкие движения», туфли его «мягкие и широкие». В манере описания, в подборе деталей портрета у Гончарова обнаруживается гоголевская традиция: подробное описание лица, одежды, раскрытие характера через внешние детали. Контрастен портрет Штольца (часть вторая, глава 2): составленная из костей, мускулов и нервов фигура Штольца подчёркивает в нём энергичный склад натуры дельца, силу, спокойствие, уверенность. Портрет Ольги (часть вторая, глава 5): отметив, что Ольга в строгом смысле не была красавицей, автор замечает, что «если бы её обратить в статую, это была бы статуя грации и гармонии». Ольга обаятельна, как пушкинская Татьяна. Каждая деталь в её портрете, нос, губы и т.п. – признак какого-либо внутреннего качества. Противоположен портрет Пшеницыной (часть третья, глава 2): в отличие от поэтического портрета Ольги это портрет бытовой: бесцветность лица с простодушными глазами, простота, скромность. Ср.: если Ольга – статуя грации и гармонии, то бюст Агафьи Матвеевны – это модель крепкой, здоровой груди (что-то приземлённое). Т.о., портрет является средством создания образа литературного героя.

Мастерство писателя проявляется и в создании внутреннего монолога героя. Найдите в тексте примеры внутренних монологов.

1) Часть первая, глава 6: «Ему доступны были наслаждения высоких помыслов» до слов: «…оказывает подвиги добра и великодушия». Отметим способ передачи мыслей героя словами, которые свойственны именно ему. Например: «Случается и то, что он исполнится презрением к людскому пороку, ко лжи, и клевете, к разлитому в мире злу и разгорится желанием указать человеку на его язвы, и вдруг загораются в нём мысли… в одну минуту быстро изменит две-три позы, с блистающими глазами привстанет до половины на постели, протянет руку и, озираясь кругом… Вот-вот стремление осуществится, обратится в подвиг… и тогда, господи! Каких чудес, каких благих последствий могли бы ожидать от такого высокого усилия!..» Читателю ясно, что слова господи, благих, чудес, высокого усилия выражают мысли героя, но они сливаются в единое целое со словами автора. Рассказывая «предысторию» своего героя, писатель использовал приём «необоснованно-прямой речи» для раскрытия психологии Обломова. Он показал ненужность Обломова для общества, его неспособность к серьёзному делу, неумение делать что-нибудь серьёзное. Обломов мог вспыхнуть, загореться желанием, но никогда не приводил в исполнение своих желаний, никогда слово у него не становилось делом. Таким приёмом Гончаров глубоко и реально раскрывает душевный мир, психологию Обломова, которому суждены «благие порывы, но совершить ничего не дано».

2) Часть вторая, глава 5: монолог Обломова, в котором решался философский вопрос: «Быть или не быть!», «Теперь или никогда!», показывает нам героя размышляющего, ищущего свой путь в жизни, пытающегося заставить себя изменить свою жизнь.

К пейзажу Гончаров обращается редко, но в описании его язык ясен и выразителен. Приведите примеры пейзажей в романе. С помощью каких художественных средств автору удаётся передать состояние природы? Каковы функции пейзажа в романе?

1) Часть первая, глава 9: в описании патриархальной деревенской обстановки чувствуется влюблённость Гончарова в красоту русской природы, в её мягкие тона и краски (ср.: величественные картины природы в Швейцарии или Крыму не привлекают внимания автора). 2) Часть вторая, глава 9: восприятие Ольгой природы во время любви к Обломову: всё отвечает её настроению. 3) Часть вторая, глава 10: чувства влюблённого Обломова обостряются, он замечает то, чего никто не видит: природа живёт невидимой деятельной жизнью, а кажется, что кругом покой и тишина. Во второй части романа изображаются нравственное пробуждение Обломова и его светлые мечты под влиянием любви к Ольге. И пейзажи этой части радостны и светлы. 4) Часть третья, глава 12: но вот у Обломова произошёл разрыв с Ольгой, которым он потрясён. И природа как бы оттеняет его внутреннее состояние. Вот так же холодным снегом засыпано счастье Обломова. Часть четвёртая, глава 1: этот мотив снега связывает третью и четвёртую части романа. Т.о., пейзаж у Гончарова обычно соответствует настроениям героев.

Ощущению глубинной сущности характера Обломова способствует очевидный фольклорно-сказочный фон романа.

Фольклоризм «Обломова» переводит содержание романа из области только социальных проблем («обломовщина» и герой как вырождение дворянского класса) в сферу философско-этических и национальных проблем жизни. Роман воспринимается как своего рода «большая сказка». В мировосприятии и характере русского человека, как видится это Гончарову, многое обусловлено древними сказочными представлениями: «И поныне русский человек среди окружающей его строгой, лишённой вымысла действительности любит верить соблазнительным сказаниям старины, и долго, может быть, ещё не отрешиться ему от этой веры». Почти сказочная жизнь в Обломовке: «Сказка не над одними детьми в Обломовке, но и над взрослыми до конца жизни сохраняет свою власть». Но Обломовка – это ещё и сонное сказочное царство: «Это был какой-то всепоглощающий, ничем непобедимый сон, истинное подобие смерти». Мотив сна вводит нас в русскую сказочную старину, что заставляет и образ главного героя рассматривать в этом контексте.

Что рассказывает няня маленькому Илюше? С какими героями он ассоциируется? (часть первая, глава 9).

Есть добрая волшебница в виде щуки, она выберет лентяя, который женится на красавице и будет ходить в серебре, он попадёт в царство, где реки молока и мёда. Илья Ильич ассоциируется с мудрым сказочным дураком и лентяем Емелей. Обломов не просто лентяй и дурак, это мудрый лентяй, он – тот лежачий камень, под который вопреки пословице вода в конце концов всё-таки потечёт. Как и положено сказочным дуракам, Обломов не умеет и не хочет предпринять ничего наступательного, в отличие от других, которые что-то замышляют, суетятся, лезут из кожи вон и в итоге никуда не поспевают. Обломову не надо карабкаться на заморские золотые горы, всё рядом, всё готовое, лишь протяни руку. Сказка у Обломова смешалась с жизнью, он жил в фантастическом мире сказочных образов, где все ничего не делают. Также ассоциируется Обломов и с богатырём Ильёй Муромцем, который тридцать лет «сиднем сидел». В роман вводится и былинный мотив «бессильного богатыря». Как отмечают исследователи, Илья Обломов относится к Илье Муромцу как возможность к воплощению, как реальность к идеалу: Илья Муромец преодолевает своё бессилие, готовясь к богатырскому служению Отечеству, а Илья Обломов, решив, что его деятельность и жизнь «кроются в нём самом», так и не смог встать с печи-дивана. Т.о., сон Обломова – это программа его судьбы.

Подготовленный учащийся сообщает:

Речевая характеристика – характеристика героя литературного произведения через его речь, в которой проявляются слова и обороты, указывающие на его род деятельности, социальную принадлежность, особенности воспитания, культурный уровень, степень образованности (А.Б. Есин, М.Б. Ладыгин, Т.Г. Тренина «Школьный словарь литературных терминов и понятий. 5–9 кл./ под. ред. М.Б. Ладыгина. – М.: Дрофа, 1995. – С. 46.)

Исходя из этого термина-определения, проследите за речью главных героев романа. Указывает ли их речь на то, о чём говорится в определении?

Анализ 1, 8 глав первой части.

Глава 1, часть первая.
Отрывки: от слов «Он стоял в полуоборот среди комнаты» до слов «Я встану сам пойду» от слов «И, дожидаясь ответа, Захар пошёл было вон» до слов: «… так и не оберёшься хлопот»; от слов «Я забыл вам сказать, – начал Захар» до слов «Трогает жизнь, везде достаёт».
Эти диалоги ещё глубже раскрывают пассивность Обломова, стремление сохранить покой хотя бы на один день: «Жизнь трогает», – говорит он с сокрушением, когда надо переехать на другую квартиру и когда староста присылает письмо с сообщением, что «доходу стало поменее». Эти сообщения Обломов называет несчастьями. Слово переехать имеет для Обломова страшный смысл. Что значит переехать?
Глава 8, часть первая.
Отрывок: от слов «Не вникнул, так слушай, да разбери, можно переезжать или нет» до слов «… или потеряно, или забыто на старой квартире: беги туда…»
Обломова пугает всё, что нарушает спокойное течение жизни. Переехать – это значит «уйти на целый день да так одетый с утра и уходи» (одетый – это значит не в халате и туфлях без задков, а Обломов «одеваться отвык»). Это значит ломка, шум… Хочешь сесть, да не на что; до чего ни дотронулся – выпачкался; всё в пыли», – даже мыль об этом страшна для Обломова.
Отрывок: от слов «Захар! – протяжно и торжественно крикнул он» до слов: «Неблагодарные! – с горьким упрёком заключил Обломов».

Анализ слов Обломова о «другом», обращённых к Захару.

1. Как язык персонажей служит средством характеристики образов? Какие слова Обломова раскрывают его понятие о жизни, о счастье, о человеческом достоинстве? В чём видит Обломов разницу между собой и «другими»?
2. В какой форме выражает Обломов свои желания? Как это можно объяснить?
3. В чём состоит идеал жизни Обломова? Какими словами выражает Обломов свои мечты о жизни в деревне?

Приёмами раскрытия образа являются описание взаимоотношений действующих лиц, диалоги и монологи персонажей, особенности их речи – речевые характеристики. Язык Обломова и Захара служит средством типизации и индивидуализации образа. Раскрывает типичные черты через индивидуальное, конкретное. Слова Обломова характеризуют его представления о жизни, счастье, человеческом достоинстве, – представления, веками сложившиеся в среде дворян, привыкших жить за счёт крепостных и видевших человеческое достоинство в бездеятельной, беспечной жизни, в сохранении покоя.
Сознание своего барского превосходства над всеми окружающими заставляет Обломова понимать по-своему слово другой , сказанное нечаянно Захаром. В сравнении себя с другими Илья Ильич видит высшую ступень неуважения к своей особе. «Вот ты до чего договорился!» – с возмущением восклицает он. В низведении его Захаром до степени «других» он видит нарушение прав своих на исключительное предпочтение Захаром особы барина. В понимании Обломовым слова другой выражается его барское высокомерие, его понятие смысле и цели жизни, его мораль.
Речью главного героя Гончаров раскрывает его сущность, его душевные черты: и его барские наклонности, и душевную мягкость, и искренность, и способность на глубокое чувство и высокие переживания.
Т.о., речевая характеристика используется, чтобы оттенить индивидуальные особенности персонажей. Она органически связана с чертами внутреннего облика героев.

Один из моментов, на который обращаем внимание, – это часто звучащий мотив «Casta diva» из оперы Винченцо Беллини «Норма» (1831 г.). После исполнения Ольгой арии Обломову грезилась идеальная женщина. (Зачитать 1-3 абзацы главы 6, части второй. Звучит музыка.)

Почему же именно эту арию Гончаров вводит в роман?

(Подготовленный учащийся сжато рассказывает либретто оперы В. Беллини «Норма»)

Норма во имя всепоглощающей великой любви восходит на костёр. А когда во время разговора с Ольгой у Обломова закрадывается сомнение, любит ли его Ольга или только выходит замуж, между ними происходит диалог. (Зачитать от слов «Но есть другой путь к счастью», – сказал он…» и до конца главы 12, второй части).
Мы видим, что Ольга на вопрос Обломова, могла ли она пожертвовать своим спокойствием, ступив на определённый путь, во имя любви, отвечает: «Разве нам нужен этот путь?», «Никогда, ни за что!».

Какая связь между оперой В. Беллини и теми отношениями, которые связывали Обломова и Ольгу?

Ольга была уверена, что на пути, который предлагал ей Обломов, «впоследствии всегда… расстаются». Когда же произошёл разрыв между героями, инициатором которого была Ольга, Обломов долго болел, и Ольгу едва удалось спасти. Вот вам костёр и Норма, о которых Ольга говорила когда-то: «Я не пойду никогда этим путём».

III. Выводы

Итак, какой же план урока можно составить? О каких художественных особенностях романа И. А. Гончарова шла беседа?

1. Своеобразие жанра: социально-психологический и философский роман.
2. Быт, деталь.
3. Психологический портрет.
4. Внутренний монолог.
5. Пейзаж.
6. Фольклорно-сказочные мотивы.
7. Речевая характеристика.
8. Музыкальный мотив «Casta diva».

IV. Заключительное слово учителя

Однако художественное своеобразие романа «Обломов» гораздо шире. Гончаров использует различные способы «самораскрытия» героя: исповедь Обломова, письмо, самохарактеристика, программные выступления героя по вопросам общественным, литературным, идеологическим, диалоги с другими героями, глубоко и тонко душа Ильи Ильича раскрывается в любви.
Современный критик И. Золотусский пишет: «Гончаров – самый спокойный из гениев русской литературы. Гений в России – натура мятущаяся, однако проза Гончарова походит на Волгу в её срединном течении, ровное зеркало воды, уходящее к горизонту.
Гончаров не оспаривает ни церкви, ни власти. Его идеал – норма. Гончаров подарил нам роман «Обломов». Всё в этом произведении – взвешенность и равновесие, которых так не хватает в жизни. Обломов – это воплощение эволюции, которая, в отличие от революции, не ломает человека, не ломает истории, а предоставляет им право развиваться свободно».

5. Домашнее задание

2.Написать характеристику Ильи Обломова

Художественные особенности романа Гончарова «Обломов»

Роман «Обломов» был написан Иваном Александровичем Гончаровым в середине 19 века. В нем автор затрагивает актуальную тему своего времени – крепостное право. Люди видят, что оно изжило себя. Должно произойти переустройство общества, потому что крепостное право больше не сможет дать стране прогрессивного развития.
Раскрыть весь исторический процесс Гончаров не в силах. Вот почему он показывает это на примере типа Обломовых.
Помещик Илья Ильич Обломов – главный герой романа «Обломов». Детство его проходило в деревне Обломовка. Жизнь обломовцев была природоподобна. Из нее, как и из окружающей их жизни, изъяты были всякие движения. Весь воспитательный надзор за сыном сводится к ограждению его от ярких впечатлений, от какого-либо напряжения. В обломовской жизни нет места подлинной духовности. Единственная форма духовного бытия, доступная, обломовцам – сказки, легенды, мифы. Развивая мечтательность, сказка больше привязывала Илюшу к дому, вызывая бездействие.
В детстве Обломов не мог сам одеться, ему всегда помогали слуги. Будучи взрослым, он тоже прибегает к их помощи. В романе Гончаров описывает слугу Обломова по имени Захар.
Обломов лежит на диване и ничего не делает. Он знает, что «у него есть Захар и ещё триста Захаров». Отсюда и рождается обломовщина – бездействие. Страна не получает дальнейшего развития. В итоге получается, что крепостное право губит Россию.
Ольга Ильинская и Штольц стараются исправить Обломова. Они заставляют его работать. Но всё напрасно. Нельзя переделать человека, если его лень, бездействие, апатия ко всему, что делается на свете, заложены с детства в его характере и поступках.
Всё это ещё раз доказывает то, что крепостное право не должно больше существовать в стране России нужно что-то такое, что, может быть, исправит таких людей, как Обломов.
Раскрывая художественные особенности романа, нужно обратить внимание на его композицию. Роман состоит из четырёх частей.
В первой части раскрывается картина жизни Обломова. Герой вписан в неподвижный бытовой интерьер, данный во, всей полноте его примет и деталей. Здесь совершается представления героя читателю.
Во второй части – повествование теряет статичность. Появляется Ольга Ильинская, грядет любовная драма. В драматическом действии развертывается подлинный характер главного героя.
В третьей части рассказывается об испытаниях любви. Обнаружилась вся уязвимость обломовского романтического чувства.
В четвертой части любовный роман завершился. Всё последующее – «комментарии» к нему, прояснение сути драмы.
Почему роман состоит именно из четырёх частей? Больше Гончарову не надо. Одна часть – описание жизни героя, вторая – описание подлинного характера Обломова, третья – описание чувств героя, четвертая – возвращение героя к повседневной жизни. Гончарову хватает четырех частей, чтобы доказать, что нет возможности изменить обломовский характер.
В конце первой части автор помещает «Сон Обломова». В этом эпизоде описывается детство героя, его воспитание. Все это помогает узнать характер Обломова. Почему Гончаров помещает этот эпизод именно в конце первой части? Автор хотел познакомить нас с героем в начале романа, чтобы в дальнейшем, читая роман, мы могли сравнивать истинный характер героя с дальнейшим старанием измениться.
Почему именно такая композиция помогает автору раскрыть тему крепостного права? Потому что Гончаров в четвертой части сводит на нет все старания к улучшению жизни. Это доказывает то, что России нужно переустройство общества.
Даже через мелкие подробности быта автор раскрывает глубокую тему. Халат, диван, тапочки, локти – эти детали специально укрупнены. Они становятся символами привязанностей Обломова. «Халатную» тему раскрывал не только Гончаров, но и многие другие поэты и писатели. Каждый автор старался отразить в своём произведении эту тему.
Гончаров умело использует описание отдельных предметов в обстановке, окружающей героя. Описание его вещей способствует раскрытию основной мысли романа. Гончаров, как и Гоголь, через деталь показывает характер героя, основную мысль романа.
Гончаров и через образы доводит тему до нас.
К Обломову приходил писатель – Пенкин, который предлагал ему прочитать свои статьи. Но Обломов их не читал, а говорил Пенкину, что тот только обличает, показывает грязь, радуется от этого. Обломов сказал: «Где же человечность-то?.. Протяните руку падшему человеку, чтоб поднять его, или горько плачьте над ним, если он гибнет, а не глумитесь. Любите его, помните в нем самого себя, и обращайтесь с ним, как с собой, – тогда я стану вас читать и склоню перед вами голову». Гончаров тем самым обращается к другим писателям, чтобы они не критиковали крепостное право, а, наоборот, предлагали выход из этой ситуации, искали новые пути преобразования России. В «Обломове» Гончаров только доказывает, что России нужно измениться. Он не критикует крепостное право. Но и пока ничего не предлагает. Я думаю, что Гончаров специально хотел сначала настроить, убедить народ, чтобы тот ему в дальнейшем помог найти путь переустройства общества.
В названии романа тоже лежит небольшой смысл. Гончаров сначала хотел назвать роман «Обломовщина». Но почему всё-таки назвал «Обломов»?
Мне кажется, потому, что под словом «обломовщина» понимается вся Россия. Но не вся страна была обломовщиной. Не все помещики были такими, как Обломов. Это один из типов помещика. Но ведь всё могло прийти к тому, что у власти стояли бы Обломовы. А если такие люди будут править страной, то страна не будет стремиться к лучшему, к прогрессу.
Благодаря мастерству Гончарова, перед нами роман, который нам, потомкам, позволяет увидеть, какие мысли занимали россиян сто пятьдесят лет назад, как народ решал государственные проблемы. И такие писатели-художники, как Гончаров, Гоголь помогают поколению двадцать первого века узнать характер русского народа через художественные описания быта одного героя, символизируя им, русский народ в определенную эпоху времени.
Гончаров – мастер слова, который может только с помощью одного пера показать нам начало девятнадцатого века. М попадаем туда, как наяву. Русский народ должен знать историю Отечества. Писатели помогают нам в этом. И мы должны сказать им: «Спасибо!».