Смысл названия поэмы. В чем смысл названия поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души. Глубинный смысл названия

Существуют различные типологии обществ, имеющие разные основания для классификации: от формы собственности у К. Маркса до типа культурных ценностей в концепции П. Сорокина.

Взяв за основу периодизации концепцию индустриального общества французского социолога Р.

Арона (1966), отечественные ученые А. И. Кравченко и В. Ф. Анурин предложили восемь основных параметров, сравнение по которым позволяет достаточно корректно выделить четыре типа обществ, различающихся по уровню своего развития.

Этими параметрами являются:

1) характер общественного устройства;

2) характер участия членов общества в его управлении;

3) господствующий характер экономических отношений;

4) общий характер организационно-технологического уровня;

5) структура занятости;

6) характер поселений;

7) уровень и масштабы образования;

8) характер и уровень развития научных знаний.

По данной типологии исторически первым является примитивное общество, которое характеризуется по названным параметрам следующим образом:

1) родоплеменное общественное устройство;

2) большая часть членов общества принимает участие в неупорядоченном, хаотичном управлении;

3) экономическая основа – натуральное хозяйство и общинная собственность на средства производства;

4) примитивные орудия труда (промысла);

5) элементарное половозрастное разделение труда;

6) небольшие временные поселения;

7) систематизации накопленных знаний не происходит, а их передача осуществляется в индивидуальном порядке.

Традиционное общество:

1) слабо централизованное государство с постепенными тенденциями к абсолютизму;

2) абсолютное большинство членов общества не участвуют в управлении;

3) в основе экономики – частная собственность на средства производства;

4) нарастание разнообразия орудий труда с использованием сил человека и тягловых животных,

основная организационно-хозяйственная единица – семья;

5) абсолютное большинство населения занято в аграрном секторе, развитие ремесел и сервиса, углубление разделения труда;

6) большинство населения – сельские жители, города – центры политической и культурной жизни;

7) образование – удел тонкого слоя элиты;

8) наука слабо связана с производством.

Индустриальное общество:

1) основа общественного устройства – национальное государство с четкими территориальными границами;

2) всеобщее избирательное право и институционализация массовых политических партий;

3) основа экономики – частная собственность на капитал, отчетливо выраженные рыночные отношения;

4) господство машинного производства, рост концентрации производства;

5) падение доли работников сельского хозяйства, рост промышленного пролетариата;

6) урбанизация общества;

7) рост массовой грамотности;

8) нарастающие темпы приложения научных знаний в производстве и рационализация социальной жизни.

Развитие информационных технологий приводит к постепенному формированию постиндустриального общества, которое будет обладать, предположительно, следующими характеристиками:

1) размывание границ национальных государств, рост влияния наднациональных сообществ и организаций;

2) противоречивые тенденции не позволяют определить основной вектор развития;

3) превращение информации в основной товар и средство обмена, возрастание роли обладания информацией;

4) автоматизация и компьютеризация производственных процессов;

5) перераспределение доли работников по секторам: снижение индустриального и рост информационного и сервисного секторов;

6) развитие тенденции к субурбанизации;

7) проблема функциональной неграмотности;

8) наука является непосредственной производительной силой.

Еще по теме 36. Современная типология обществ:

  1. 6.1. Основные подходы к типологии национальных культур в современной науке
  2. Артемов В. и др.. Кризис стратегии современного антикоммунизма /Под общ. ред. В. Загладина и др.; Ин-т обществ, наук при ЦК КПСС; Акад. обществ, наук при ЦК СЕПГ.-- М.: Политиздат.- 319 с., 1984

Гоголь несколько лет писал поэму «Мертвые души» и именно это произведение стало основным в его творчестве. Замысел поэмы неоднократно менялся, но словосочетание «мертвые души» присутствовало во всех вариантах. Его можно отнести практически ко всем персонажам произведения.

В начале мертвые души - это души, скупаемые Чичиковым. Он выступает в роли благородного человека, говоря, что таким образом хочет перевезти крестьян в губернию и обустроить там хозяйство. На самом же деле за это благодетельностью скрывается мошенник Чичиков, который пытается за эти души получить деньги. Для этого он отправился в поездку по всей России в поисках мертвых душ.

Однако затем определение «мертвые души» можно отнести к помещикам, с которыми встречался главный герой. Все они как один обнищали душой, а на уме у них были деньги, да еда. Они были мертвы душой, поэтому Гоголь сравнивал их с животными.

Про чиновников можно сказать тоже самое. Они погрязли во лжи и в коррупции. Их интересовали лишь взятки, а не людские проблемы. Их души были также мертвы. Таким образом, «мертвые души» применимы не только к крестьянским душам, скупаемым Чичиковым, но и к помещикам и чиновникам.

(353 слова)

Поэма Николая Васильевича Гоголя «Мёртвые души» - удивительное и поистине великое произведение русской классической литературы. Однако при прочтении названия на обложке у читателя может возникнуть закономерное недоумение. Какой же смысл в себе несёт странное и абсурдное словосочетание «мёртвые души»? Чтобы ответить на этот непростой вопрос, стоит глубже окунуться в гнетущую атмосферу помещичьих деревень, осмотреться в галерее неприглядных портретов эпохи и понять, что же скрывается за таинственным словом «душа».

Природа названия, данного Гоголем, двояка. При начальном ознакомлении с поэмой становится ясно, что «мертвыми душами» герои произведения нарекают умерших крестьян в бюрократических документах, которых скупает Чичиков. Но при более глубоком погружении приходит осознание иной природы заголовка. Ведь по своей сути, душа – это бессмертная субстанция, представляющая собой божественное начало человека, всё живое, что есть в нём. И Гоголь, уходя в некоторую гиперболизацию, показывает читателю собирательные образы дворянского общества того периода, отталкивающие и одинаково отвратительные в своём падении, несмотря на различия в характерах и повадках.

В героях автор не видит ничего настоящего, кроме порока: грехи Манилова — это праздность и слащавость; Коробочка невероятно скупа и мелочна; у Ноздрева прослеживается абсолютный нарциссизм; холодный цинизм и приземленность – основные черты Собакевича; ну а равнодушный Плюшкин является типичным карикатурным скрягой с огромным состоянием, но столь же огромными дырами в одеянии. Во главе этого «цирка уродов» стоит сам Чичиков – прохвост и жулик, чья единственная цель – обрести капитал любым способом.

В их обличье мы видим историю болезни, разъевшей высшее общество, симптоматика которой – забота о материальных, временных благах и угасание морали и той самой многострадальной души. Вместо того чтобы найти своё предназначение в служении родному отечеству, миру и людям эти существа предпочитают низменные привычки и холодный расчёт, вытеснившие высокие порывы души настоящих людей, когда-то загубленных в героях. Именно такое падение Гоголь и называет причудливым оксюмороном «мёртвые души» — меркантильные оболочки без нравственных принципов.

Николай Гоголь, безусловно, гений своего ремесла. Через острую сатиру, иронию и юмор он открывает читателю глаза на насущные проблемы времени, на гадкую гниль в основании столба, неуверенно держащего государство. К сожалению, образы из омерзительной галереи помещичьих «мёртвых душ» встречаются и в современном мире. А это значит, что моральная деградация общества не утратила силы, и поэтому поэма Гоголя ещё долгое время не потеряет своей актуальности.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

«Мертвые души» смело можно назвать самым главным и итоговым произведением Гоголя. Писатель работал над своим творением на протяжении многих лет, с 1835 по 1842 год. Первоначально писатель хотел построить свое произведение по примеру «Божественной комедии» Данте. В первом томе Гоголь хотел описать ад, во втором – чистилище, в третьем – рай для России и героев поэмы. Со временем менялся замысел «Мертвых душ», менялось и название поэмы. Но всегда в нем присутствовало сочетание «мертвые души» Я думаю, что в эти слова Гоголь вкладывал большой смысл, они очень важны для понимания произведения.

Итак, почему же «Мертвые души»? Первый ответ, который приходит в голову, – потому что это связано с сюжетом книги. Деловой человек и большой мошенник Павел Иванович Чичиков ездит по России и покупает мертвые ревизские души. Он это делает, якобы, для того, чтобы вывезти крестьян в Херсонскую губернию, и начать там хозяйствовать. Но на самом деле Чичиков желает получить за души деньги, заложив их в опекунском совете, и зажить счастливо.

Со всей своей энергией герой берется за дело: «перекрестясь по русскому обычаю, приступил он к исполнению». В поисках мертвых крестьянских душ Чичиков поехал по деревням русских помещиков. Читая описание этих помещиков, мы постепенно понимаем, что эти люди и есть настоящие «мертвые души». Чего стоит любезнейший, очень воспитанный и либеральный Манилов! Все свое время этот помещик проводит за пустыми рассуждениями и мечтами. В реальной же жизни он оказывается совершенно беспомощным и никчемным. Манилов не интересуется действительной жизнью, дело ему заменяет слово. Это совершенно пустой человек, прозябающий в бесплодных мечтах.

Так же пуста и мертва помещица Коробочка, к которой по случайности заехал Чичиков. Любой человек для этой помещицы, прежде всего, потенциальный покупатель. Она и разговоры может вести только о купле-продаже, да еще о своем покойном муже. Внутренний мир Коробочки давно остановился и застыл. Об этом говорят и шипящие часы, и «устаревшие» портреты на стенах, а также мухи, которые просто заполонили весь дом Коробочки.

Ноздрев, Собакевич, Плюшкин… Все эти помещики давно перестали жить духовной жизнью, их душа умерла или находится на пути к полному омертвению. Недаром помещики сравниваются автором с животными: Собакевич похож на медведя средней величины, Коробочка изображается в окружении птиц. А Плюшкин вообще ни на кого и на что не похож: он предстает перед Чичиковым бесполым существом, без возраста и социального положения.

Духовная жизнь заменяется у помещиков чревоугодием. Коробочка – хлебосольная хозяйка, сама любящая поесть. Она угощает Чичикова «грибками, пирожками, скородумками, шанишками, пряглами, блинами, лепешками…» Лихой Ноздрев больше любит выпить, чем закусить. Это, по-моему, вполне соответствует его широкой и разудалой натуре.

Самый большой чревоугодник в поэме – это, конечно, Собакевич. Его крепкая, «деревянная» натура требует ватрушек величиной с тарелку, бараньего бока с кашей, девятипудового осетра и так далее.

Плюшкин же дошел до такой степени омертвения, что ему уже и еды почти не нужно. Храня у себя огромные богатства, он питается объедками да и Чичикова угощает ими же.

Следя за передвижениями Павла Ивановича, мы обнаруживаем все больше и больше «мертвых душ». Чичиков появляется в домах видных чиновников города N, после покупки крестьян он начинает ходить по различным инстанциям, оформляя свои приобретения. И что же? Мы понимаем, что среди чиновников почти все являются «мертвыми душами». Их мертвенность особенно отчетливо видна в сцене бала. Здесь нет ни одного человеческого лица. Повсюду кружатся головные уборы, фраки, мундиры, ленты, муслины.

Действительно, чиновники еще более мертвы, чем помещики. Это «корпорация служебных воров и грабителей», берущая взятки, бездельничающая и наживающаяся на нуждах просителей. Никаких умственных интересов у чиновников не проявляется. Гоголь иронически замечает по поводу интересов этих людей: «кто читал Карамзина, кто «Московские ведомости», кто даже и совсем ничего не читал…»

Интересно, что, служа бездушным господам, и крепостные начинают терять себя, свою душу. Примером являются и черноногая девка Коробочки, и слуга Чичикова - кучер Селифан, и крестьяне дядя Митяй и дядя Миняй.

Важно заметить, что главным в человеке Гоголь считал душу. Именно душа является божественным началом в каждом из нас. Душу можно потерять, можно продать, можно проиграть…Тогда человек становится мертвым, независимо от жизни его тела. Человек с «мертвой» душой не приносит никакой пользы ни окружающим его людям, ни своему отечеству. Больше того, он может вредить, губить, уничтожать, ведь он ничего не чувствует. Но, по мысли Гоголя, душа может возродиться.

Таким образом, называя свое произведение «Мертвые души», автор, по-моему, имел в виду прежде всего живых людей, потерявших свою душу, умерших еще при жизни. Такие люди бесполезны и даже опасны. Душа – это божественная часть человеческой натуры. Поэтому, по мнению Гоголя, за нее нужно бороться.

Смысл названия поэмы «Мертвые души»

Название «Мертвые души» столь многозначно, что породило тьму читательских догадок, научных споров и специальных исследований.

Словосочетание «мертвые души» звучало в 1840-х годах странно, казалось непонятным. Ф. И. Буслаев рассказал в своих воспоминаниях, что, когда он «в первый раз услышал загадочное название книги, то сначала вообразил себе, что это какой-нибудь фантастический роман или повесть вроде «Вия». Смирнова-Чикина Е.С. Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души» - литературный комментарий - М., «Просвещение», 1964 . - с. 21. Действительно, название было необычно: душа человека считалась бессмертной, и вдруг мертвые души!

«Мертвые души», - писал А. И. Герцен, - это заглавие носит в себе что-то наводящее ужас». Герцен А.И., т. II, с. 220. Впечатление от названия усиливалось тем, что само это выражение не употреблялось до Гоголя в литературе и вообще было мало известно. Даже знатоки русского языка, например профессор Московского университета М. П. Погодин, не знали его. Он с негодованием писал Гоголю: «Мертвых душ в русском языке нет. Есть души ревизские, приписанные, убылые, прибылые». Письмо хранится в Отделе рукописей библиотеки им. В.И. Ленина в Москве. Погодин, собиратель старинных рукописей, знаток исторических документов и русского языка, писал Гоголю с полным знанием дела. Действительно, это выражение не встречалось ни в правительственных актах, ни в законах и других официальных документах, ни в научной, справочной, мемуарной, художественной литературе. М. И. Михельсон во много раз переиздававшемся в конце XIX века собрании крылатых выражений русского языка приводит словосочетание «мертвые души» и делает ссылку только на поэму Гоголя! Других примеров Михельсон не нашел в громадном литературном и словарном материале, просмотренном им.

Каковы бы ни были истоки, основные смыслы названия можно найти только в самой поэме; здесь и вообще каждое общеизвестное слово приобретает свой, чисто гоголевский оттенок.

Есть прямой и очевидный смысл названия, вытекающий из истории самого произведения. Сюжет «Мертвых душ», как и сюжет «Ревизора», дал ему, по признанию Гоголя, Пушкин: он рассказал историю о том, как хитрый делец скупал у помещиков мертвые души, т. е. умерших крестьян. Дело в том, что с Петровского времени в России каждые 12 - 18 лет проводились ревизии (проверки) численности крепостных крестьян, поскольку за крестьянина мужского пола помещик обязан был платить правительству «подушную» подать. По итогам ревизии составлялись «ревизские сказки» (списки). Если в период от ревизии до ревизии крестьянин умирал, в списках он все равно числился и за него помещик платил подать - до составления новых списков.

Вот этих-то умерших, но числящихся живыми пройдоха-делец и задумал скупить по дешевке. Какая же тут была выгода? Оказывается, крестьян можно было заложить в Опекунском совете, т. е. получить за каждую «мертвую душу» деньги.

Самая высокая цена, которую пришлось уплатить Чичикову за «мертвую душу» Собакевичу, - два с полтиной. А в Опекунском совете он мог получить за каждую «душу» 200 рублей, т. е. в 80 раз больше.

Затея Чичикова обычна и фантастична одновременно. Обычна потому, что покупка крестьян была повседневным делом, а фантастична, поскольку продаются и покупаются те, от кого, по словам Чичикова, «остался лишь один неосязаемый чувствами звук».

Никто не возмущен этой сделкой, наиболее недоверчивые лишь слегка удивлены. В реальной действительности человек становится товаром, где бумага подменяет людей.

Итак, первый, наиболее очевидный смысл названия: «мертвая душа» - это умерший, но существующий в бумажном, бюрократическом «обличье» крестьянин, ставший предметом спекуляции. Часть из этих «душ» имеет в поэме свои имена, характеры, о них рассказываются разные истории, так что они, если даже и сообщается, как приключилась с ними смерть, оживают на наших глазах и выглядят, пожалуй, живее иных «действующих лиц».

«Милушкин, кирпичник! Мог поставить печь в каком угодно доме.

Максим Телятников, сапожник: что шилом кольнет, то и сапоги, что сапоги, то и спасибо, и хоть бы в рот хмельного…

Каретник Михеев! Ведь больше никаких экипажей и не делал, как только рессорные…

А Пробка Степан, плотник? Ведь что за силища была! Служи он в гвардии, ему бы бог знает что дали, трех аршин с вершком ростом!» Гоголь Н.В. Мертвые души - М.,«Эксмо»,2010 г. - т.1,гл.5,с. 29.

Во-вторых, Гоголь подразумевал под «мертвыми душами» помещиков-крепостников, угнетавших крестьян и мешавших экономическому и культурному развитию страны.

Но «мертвые души» - не только помещики и чиновники: это «безответно мертвые обыватели», страшные «неподвижным холодом души своей и бесплодной пустыней сердца». В Манилова и Собакевича может превратиться любой человек, если «ничтожная страстишка к чему-нибудь мелкому» разрастется в нем, заставляя его «позабыть великие и святые обязанности и в ничтожных побрякушках видеть великое и святое

Неслучайно портрет каждого помещика сопровождается психологическим комментарием, раскрывающим его общечеловеческий смысл. В одиннадцатой главе Гоголь предлагает читателю не просто посмеяться над Чичиковым и другими персонажами, а «углубить вовнутрь собственной души сей тяжелый запрос: «А нет ли и во мне какой-нибудь части Чичикова?». Так, Герцен записал в дневнике в 1842 году: «…не ревизские мертвые души, а все эти ноздревы, маниловы и все прочие - вот мертвые души, и мы их встречаем на каждом шагу». Герцен А.И., т. II, с. 220. Таким образом, название поэмы оказывается очень емким и многоплановым.

Художественную ткань поэмы составляют два мира, которые условно можно обозначить как мир «реальный» и мир «идеальный». Реальный мир автор показывает, воссоздавая современную ему действительность. Для «идеального» мира душа бессмертна, ибо она - воплощение божественного начала в человеке. А в мире «реальном» вполне может быть «мертвая душа», потому, что для обывателей душа только то, что отличает живого человека от покойника.

Заглавие, данное Гоголем своей поэме, было «Мертвые души», но на первом листе рукописи, представленном в цензуру, цензор А.В. Никитенко приписал: «Похождения Чичикова, или… Мертвые души». Так и называлась около ста лет поэма Гоголя.

Эта хитрая приписка приглушала социальное значение поэмы, отвлекала читателей от мыслей о страшном названии «Мертвые души», подчеркивала значение спекуляций Чичикова. А.В. Никитенко снижал своеобразное, небывалое название, данное Гоголем, до уровня названий многочисленных романов сентиментального, романтического, охранительного направлений, завлекавших читателей удивительными, витиеватыми названиями. Наивная уловка цензора не снизила значения гениального творения Гоголя. В настоящее время поэма Гоголя печатается под заглавием, данным автором, - «Мертвые души».