"Советская Россия" - независимая народная газета __________. В россии назревает конституционная реформа и смена принципов государственного устройства

В информационном пространстве России пошли вбросы о грядущих изменениях основных принципов государственного устройства. Так или иначе, эта тема всегда вызывает слухи о начале конституционной реформы, смыслом которой станут изменения функций институтов государственной власти. Либеральная оппозиция и патриотические ресурсы обсуждают тему возможного уходя Владимира Путина в Госсовет, ради чего в Конституции будет изменён статус этого института власти. Есть и другие предположения, но все они так или иначе сконцентрированы на будущей судьбе нынешнего президента после окончания его президентского срока.

Естественно, либералы, особенно финансируемые грантами разных НКО , будучи рьяными сторонниками расширения нестабильности, сеют слухи о том, что Путин чуть ли не в 2019 году досрочно покинет свой пост, и значит, скоро начнётся парад преемников, из которых, собственно, и выбрать некого. Все недосказанности ведут к внушению мысли, что иначе, как через "Майдан", ситуацию не поправить. Но агенты влияния есть агенты влияния и их штопанная белыми нитками заказная тематика влияет разве что на самый маргинальный слой, названный в 90-х "демшизой".

Более серьёзные аналитики понимают, что трансфер власти пройдёт в конституционные сроки и подготовка к нему идёт постоянно, однако если начать раньше времени готовиться к далёким событиям, то можно упустить насущные задачи. И потому гадать на эту тему пока бессмысленно. Подготовка к передаче власти - дело волнительное, но долгое. Без решения насущных экономических задач нельзя говорить о плановой передаче власти, когда нужно сохранить баланс между преемственностью и обновлением. И потому все предстоящие году будут направлены на решение этой задачи.

Чтобы несколько охладить пыл фантазёров и не давать повода к расширению умолчания, а значит и слухов, председатель Конституционного Суда Валентин Зорькин выступил с анализом недостатков Конституции и подходов власти к их исправлению. Прежде всего в его выступлении нашло выражение мнение высшего слоя руководства страны о том, что радикальные изменения Конституции, безусловно, вредны и их нужно избегать. Ибо это изменило бы дух действующего законодательства и привело в замешательство всю систему госуправления. Однако перемены локального характер назрели и их будут осуществлять так, чтобы они носили точечный характер в рамках общего правового смысла, изложенного в Конституции.

Когда Конституцию писали, главной задачей было укрепление централизма в государстве и снижение правовой анархии. Как известно, все силы, борющиеся за власть в политике , не останавливаются жо тех пор, пока не упрутся в естественные пределы возможного. Сложившийся баланс сил отражается в Конституции и закрепляет стабильность положения. Но со временем меняются акценты, и это требует реакции на самом высшем уровне права.

Так, Зорькин признал, что сейчас в структуре власти существует перекос в сторону исполнительной власти. В период Ельцина это было вызвано необходимостью укрепления вертикали власти президента, действовавшего в условиях широкой парламентской оппозиции. С тех пор в стране прошла приватизация и сложился круг элит, стремящихся не потерять в новых условиях нового президента позиции во власти и бизнесе . Ведь ясно, что в условиях перекоса баланса сил в сторону исполнительной власти, у нового президента есть возможность передела собственности в пользу новых групп влияния.

Чтобы не допустить нового передела власти и собственности, ныне существующие элиты сформируют подконтрольное парламентское большинство, способное не допустить подобного сценария. Новый статус Госсовета способен выполнять арбитражные функции, особенно есть его возглавит Владимир Путин . Это уравновесить власть правительства и президента, при том, что в России власть президента тем не менее должна оставаться центральной и не нарушать традиций единоначалия.

Так же подвергнутся пересмотру отношения центральной и местной власти. Сейчас у местной власти есть слишком большая степень свободы. позволяющая противопоставлять себя центру. Местная власть должна стать нижним звеном публичной власти в России. Это повысит управляемость и снизит конфликты местных и центральных элит. Брать суверенитета сколько проглотите больше не нужно. Усиление функций парламента неизбежно на этапе создания второго поколения элиты. По мере его укрепления и стабилизации не и исключено новое усиление президентского принципа. Таким путём идут все постсоветские республики, где происходит смена президентов, пришедших к власти после распада СССР . Россия здесь не изобретает ничего нового, а идёт общим путём.

Но для всего этого не требуется радикальной переделки Конституции. Разграничение предметов ведения и полномочий вполне способны быть осуществимыми в рамках существующего Общего закона.

Таким образом, в России начала осуществляться программа, гораздо более широкая, чем просто передача власти от существующего президента к будущему. Выстраивается новая система сдержек и противовесов. Это необходимо для решения новых задач экономического развития. Стабильность политической системы при её трансформации - это главная цель всех грядущих политических реформ, начинающихся в преддверии трансфера власти. Россия входит в новую политическую эпоху, закрывая ельцинский период.

В 1993 году президент Российской Федерации Борис Ельцин издал указ № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации».

Согласно Указу прерывалось осуществление законодательной, распорядительной и контрольной функций Съездом народных депутатов РФ и Верховным Советом РФ, отменялось действие Конституции РСФСР, законодательства РФ и субъектов РФ в части, противоречащей названному Указу.

То есть фактически Ельциным был совершен государственный переворот, о котором объявил Верховный совет и его сторонники. В стране образовалось двоевластие.

В свою очередь, в этот же день Президиум Верховного Совета Российской Федерации принял Постановление «О немедленном прекращении полномочий Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина»

В нем было установлено прекращение президентских полномочий Ельцина с момента подписания Указа № 1400, переход полномочий президента к вице-президенту Александру Руцкому, а также назначен созыв 22 сентября 1993 года экстренной сессии Верховного Совета с повесткой дня «О государственном перевороте в Российской Федерации».

Так, статья 121-6 действовавшей Конституции Российской Федерации и ст. 6 закона «О Президенте РСФСР» гласили:

«Полномочия Президента Российской Федерации (РСФСР) не могут быть использованы для изменения национально-государственного устройства Российской Федерации (РСФСР), роспуска либо приостановления деятельности любых законно избранных органов государственной власти, в противном случае они прекращаются немедленно».

Около 9 вечера к зданию Верховного Совета - Белому дому – начали приходить граждане: москвичи, жители Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и многих других городов, а также иностранных государств. Вокруг стихийно образовался бессрочный митинг.

Приблизительно в это же время на совещании народных депутатов в зале Совета Национальностей Верховного Совета его глава Руслан Хасбулатов обратился к Советам всех уровней с требованием немедленного созыва сессий с целью дать оценку переворота, потребовать восстановления конституционного порядка и поддержать на всех территориях законную власть.

Вместе с тем административный совет ВГТРК по инициативе генерального директора компании Анатолия Лысенко принял заявление о безоговорочной поддержке действий Бориса Ельцина.

Около 22 часов сотрудниками милиции было оцеплено здание мэрии Москвы, развернута радиостанция и заблокирован гараж Верховного Совета Российской Федерации. В Парламентском центре на Цветном бульваре были отключены телефоны, а само здание блокировано снаружи сотрудниками ОМОНа.

Конституционный суд Российской Федерации, собравшийся в это же время, объявил действия Ельцина неконституционными, а указ № 1400 - основой для освобождения президента от должности согласно ст. 121-6 Конституции Российской Федерации и закону «О Президенте РСФСР».

В Российской Федерации сложилась политическая ситуация, угрожающая государственной и общественной безопасности страны.

Прямое противодействие осуществлению социально-экономических реформ, открытая и повседневно осуществляемая в Верховном Совете обструкция политики всенародно избранного президента Российской Федерации, попытки непосредственного осуществления функций исполнительной власти вместо Совета министров со всей очевидностью свидетельствуют о том, что большинство в Верховном Совете Российской Федерации и часть его руководства открыто пошли на прямое попрание воли российского народа, выраженной на референдуме 25 апреля 1993 года.(…)

… постановляю:

1. Прервать осуществление законодательной, распорядительной и контрольной функций Съездом народных депутатов Российской Федерации и Верховным Советом Российской Федерации до начала работы нового двухпалатного парламента Российской Федерации – Федерального Собрания Российской Федерации – и принятия им на себя соответствующих полномочий руководствоваться указами президента и постановлениями правительства Российской Федерации.(…)

2. Конституционной комиссии и Конституционному совещанию представить к 12 декабря 1993 года единый согласованный проект Конституции Российской Федерации…

3. Временно до принятия Конституции и Закона Российской Федерации о выборах в Федеральное Собрание Российской Федерации и проведении на основе этого закона новых выборов:

Ввести в действие положение «О федеральных органах власти на переходный период», подготовленное на основе проекта Конституции Российской Федерации, одобренного Конституционным совещанием 12 июля 1993 года;

Наделить Совет Федерации функциями палаты Федерального Собрания Российской Федерации со всеми полномочиями, предусмотренными положением «О федеральных органах власти на переходный период».

Установить, что осуществление указанных полномочий Совет Федерации начинает после проведения выборов в Государственную Думу.



4. Ввести в действие положение «О выборах депутатов Государственной думы», разработанное народными депутатами Российской Федерации и Конституционным совещанием.

Провести в соответствии с указанным положением выборы в Государственную думу Федерального Собрания Российской Федерации.

Федеральному Собранию рассмотреть вопрос о выборах президента Российской Федерации.

5. Назначить выборы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации на 11-12 декабря 1993 года.(…)

11. Совет министров – правительство Российской Федерации осуществляет все предусмотренные Конституцией Российской Федерации полномочия с учетом изменений и дополнений, введенных настоящим указом, а также законодательством.

Совет министров – правительство Российской Федерации обеспечивает бесперебойную и согласованную деятельность органов государственного управления.

Совету министров – правительству Российской Федерации принять в свое ведение все организации и учреждения, подчиненные Верховному Совету Российской Федерации, и провести необходимую их реорганизацию, имея в виду исключение дублирования соответствующих правительственных структур. Принять необходимые меры по трудоустройству высвобождающихся сотрудников. Осуществить правопреемство в отношении полномочий Верховного Совета Российской Федерации как учредителя во всех сферах, где учредительство предусмотрено действующим законодательством. (…)

Документ № 5

ИЗ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «О ПРЕКРАЩЕНИИ ПОЛНОМОЧИЙ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЕЛЬЦИНА Б.Н.»

В связи с грубейшим нарушением Президентом Российской Федерации Ельциным Б. Н. Конституции Российской Федерации – России, выразившимся в издании им Указа от 21 сентября 1993 г. № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации», приостанавливающего деятельность законно избранных органов государственной власти, Верховный Совет Российской Федерации постановляет:

В соответствии со статьей 121 (6) Конституции Российской Федерации – России полномочия Президента Российской Федерации Ельцина Б. Н. прекращаются с 20 часов 00 минут 21 сентября 1993 г.

Москва. Осень-93. Хроника противостояния. – М., 1994. – С. 24.

Документ № 6

ИЗ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Глава 1. Основы конституционного строя

Статья 1

1. Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

2. Наименование Российская Федерация и Россия равнозначны. (…)

1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального подчинения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации.

2. Республика (государство) имеет свою Конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.

3. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.(…)

1. В Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

2. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.(…)

1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.

2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

3. В Российской Федерации признается политическое многообразие, многопартийность.

4. Общественные объединения равны перед законом.(…)

1. Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.(…)

Глава 4. Президент Российской Федерации

Статья 80

1. Президент Российской Федерации является главой государства(…)

3. Президент Российской Федерации как глава государства в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

4. Президент Российской Федерации представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.(…)

Глава 5. Федеральное Собрание

Статья 94

Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации – является представительным и законодательным органом Российской Федерации.(…)

1. Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы.(…)

Статья 106

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной думой федеральные законы по вопросам:

а) федерального бюджета;

б) федеральных налогов и сборов;

в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;

д) статуса защиты государственной границы Российской Федерации;

е) войны и мира.(…)

Глава 6. Правительство Российской Федерации

Статья 110

1. Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.(…)

Конституция Российской Федерации. - М., 1997. - С. 4 - 44.

Страница 15 из 28


21 сентября 1993 г. Б. Ельцин, обратившись к гражданам России, сообщил, что он подписал Указ № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации». Суть этого Указа состояла в том, что, согласно его п. 1, прерывалось «осуществление законодательной, распорядительной и контрольной функций Съездом народных депутатов Российской Федерации и Верховным Советом Российской Федерации» и назначались на 11-12 декабря 1993 г. выборы в Государственную Думу – нижнюю палату нового законодательного органа РФ, Федерального Собрания. Конституционному Суду РФ было предложено «не созывать заседания» до начала работы Федерального Собрания Российской Федерации». На это время вводилось в действие Положение «О федеральных органах власти на переходный период», одобренное Конституционным совещанием, и «Положение о выборах депутатов Государственной Думы».

Совет федерации, который был сформирован из представителей субъектов федерации, наделялся правами палаты Федерального Собрания.

Таким образом, до проведения выборов в Государственную Думу Указ вводил по существу прямое президентское правление, не предусмотренное действовавшей Конституцией, но обоснованное в этом документе тем, что «безопасность России и ее народов – более высокая ценность, нежели формальное следование противоречивым нормам, созданным законодательной ветвью власти». Из этого обоснования следовало, что, во-первых, Президент РФ и его окружение в своих действиях опирались на силу, а не на законы. Таким образом, силовой характер надвигавшихся событий не оставлял никаких сомнений. Во-вторых, вводился новый высший критерий, чем Закон или иные нормы права – «революционная целесообразность». Сила законов, таким образом, уступала место принципам целесообразности. В-третьих, обладавшие реальной властью силы оказались неспособными найти решения и разумные компромиссы.

В чисто правовом отношении Указом № 1400 Президент РФ напрямую нарушал Основной Закон, ликвидируя конституционно избранные органы власти и учреждая вместо них новый российский парламент. Напомним, что статья 121-6 действовавшей тогда Конституции РФ гласила: «Полномочия Президента Российской Федерации не могут быть использованы для изменения национально-государственного устройства Российской Федерации, роспуска либо приостановления деятельности любых законно избранных органов государственной власти, в противном случае они прекращаются немедленно».

Часть депутатов отказалась признать законность Указа Президента № 1400, она осталась в Белом Доме и стала определять меры по противодействию Указу. И хотя, согласно последнему, все органы власти должны были руководствоваться Указами Президента РФ и постановлениями правительства РФ, Съезд народных депутатов и Верховный Совет РФ не подчинились предписаниям Б. Ельцина, после чего началась фактическая осада Дома Советов.

Против Указа № 1400 выступило и большинство членов Конституционного Суда, признавшее действия Президента неконституционными. Конституционный Суд пришел к выводу, что Указ Президента РФ № 1400 и его Обращение к гражданам России не соответствуют действовавшей Конституции и служат основанием для отрешения Президента РФ Б. Ельцина от должности. В тот же день, 21 сентября, срочно собравшийся на свое заседание в Белом Доме Президиум Верховного Совета, а затем Верховный Совет РФ, опираясь на это заключение Конституционного суда и статью 121-6 Конституции, принял постановление «О прекращении полномочий Президента Российской Федерации Ельцина Б.Н.» . Исполнение обязанностей Президента РФ было поручено вице-президенту А. Руцкому, принявшему присягу Президента РФ в час ночи 23 сентября.
А. Руцкой начал формировать параллельное правительство, были освобождены от своих обязанностей руководители силовых министерств и назначены новые. Для защиты конституционных органов власти его Указом создавался полк, который, наряду с департаментом охраны, находился в самом здании Верховного Совета. Одновременно формировались отряды самообороны, которым служба охраны раздавала оружие, находившееся в стенах Белого Дома.

Вечером того же дня в Доме Советов начал работу Десятый (внеочередной) чрезвычайный Съезд народных депутатов. Съезд принял постановление «О политическом положении в РФ в связи с государственным переворотом», назначил специального прокурора по расследованию обстоятельств госпереворота и одобрил закон «О порядке принятия Конституции РФ». Он выразил свое согласие относительно проведения одновременных досрочных выборов депутатов и Президента не позднее марта 1994 г. при условии, что Б. Ельцин отменит Указ № 1400. Однако конструктивный диалог между двумя ветвями власти на этой основе не получился.

Таким образом, в стране создавалась критическая взрывоопасная ситуация двоевластия, разрушавшая сами основы конституционного строя. И вновь, как и в августовские дни 1991 г., началась интенсивная «война указов» и переманивание колеблющихся. Уже 23 сентября из числа депутатов-сторонников Р. Хасбулатова и непримиримых противников Б. Ельцина в Кремль для беседы с Президентом был приглашен заместитель Председателя Верховного Совета Н. Рябов. На следующий день, 24 сентября, последнего назначили главой создававшейся Центральной Избирательной Комиссии. Многие из бывших депутатов перешли на работу в президентские структуры.

В свою очередь, Верховный Совет призвал все Советы не исполнять Указ № 1400 и другие Указы Президента РФ, а также принимать необходимые меры по защите конституционного строя и наказанию соответствующих виновников. Для охраны органов государственной власти он решил привлечь войсковые подразделения Вооруженных Сил. В ответ Президент РФ отстранил от должности тех своих представителей на местах, которые не поддержали его Указ о поэтапной конституционной реформе, своими решениями дезавуировал постановления тех местных и республиканских Советов, которые не подчинились Указу № 1400 и продолжали политическую деятельность. Превышая свои полномочия, он приостановил действие соответствующих статей Законов о статусе народных депутатов, лишая их депутатской неприкосновенности. Президентско-правительственные структуры взяли под свой контроль некоторые здания, в которых располагались организации Верховного Совета, в том числе – Парламентского центра на Цветном Бульваре и на Новом Арбате. Все входы и выходы из этих зданий, прежде всего из Белого Дома, контролировались милицейскими постами. Фактически общество было поставлено на грань гражданской войны.

В этих условиях решающее значение приобретала позиция регионов, а главное – силовых структур государства. Что касается представительных органов на местах, то большинство Советов к вечеру 23 сентября, осудив действия Президента РФ, выступило в защиту конституционного строя. О поддержке Верховного Совета заявили также ФНС, Трудовая Москва, Союз офицеров, Русское национальное единство и другие национал-патриотические организации. Однако основная масса населения, занятая в условиях кризиса каждодневными проблемами выживания, проявила политическое отчуждение от происходившего в Москве.

В свою очередь президентско-исполнительные структуры могли рассчитывать на поддержку ряда демократических организаций, на армию, которая, проявив некоторые колебания, поддержала Президента РФ. Исполнительной власти за редким исключением в целом удалось сохранить контроль над силовыми структурами государства, что позволило ей перейти к решительным действиям. Процесс кровавой развязки событий ускорялся. После того, как Съезд народных депутатов и Верховный Совет РФ не подчинились предписанию Президента, Дом Советов был окружен сотрудниками МВД и военнослужащими спецподразделений. 25 сентября они плотным кольцом блокировали все подступы к Белому Дому. В результате сторонники Верховного Совета оказались за кольцом блокады. Тогда они стали переходить к протестным акциям на улицах Москвы, отвечая на жесткие действия милицейских заслонов не меньшей жесткостью.

29 сентября с Посланием к Верховному Совету о необходимости восстановления диалога между двумя ветвями власти обратился Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II.
30 сентября он встретился с Президентом РФ и обратился к нему с аналогичной просьбой.
1 октября был подписан Протокол об условиях сбора и складирования оружия, находившегося в здании Верховного Совета. В тот же день в Свято-Даниловом монастыре при посредничестве Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II начались переговоры между представителями противостоявших сторон. Однако достигнутые соглашения о сложении оружия и о возможном снятии блокады Дома Советов были сорваны. Переговорный процесс окончательно зашел в тупик 2 октября, когда Президент РФ подтвердил, что основным условием всех переговоров являлась безусловная сдача оружия всеми лицами, находившимися в здании Верховного Совета, а
А. Руцкой в тот же день во время встречи с представителем Патриарха митрополитом Ювеналием и судьей Конституционного Суда В. Олейником потребовал отмены Указа № 1400. Было видно, что никто не хотел уступать и проблема будет решаться силовыми методами.

Первым нанес очередной удар по политическому противнику Президент РФ. Всем находившимся в Белом Доме было предложено организованно освободить здание в течение двух дней. В сложившихся условиях это означало, что исполнительная власть фактически предъявила им ультиматум. А между тем разношерстные силы сторонников Верховного Совета попытались провести на Смоленской площади в Москве несанкционированный митинг и прорваться сквозь выставленные кордоны к Белому Дому. В столкновении с милицией часть собравшихся использовала металлические прутья и палки, камни и элементы строительных конструкций разобранной временной эстрады на Новом Арбате. И вновь пролилась кровь. Создалась чрезвычайная обстановка.



Индекс материала
Курс: Начало радикальных реформ (1991-1993 гг.)
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Социально-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ политика
«Гайдаровские реформы»: стратегия и этапы
Либерализация цен
Либерализация внешнеэкономической деятельности
Проведение приватизации
Аграрная реформа
Региональная экономическая политика