Старинный быт. Предметы русского быта – история в деталях


В прошлом «избой» всегда называлось жилище, расположенное в сельской местности: селе, деревне, слободе, хуторе. Избы в старой России обычно строились из дерева. Строительство дома для крестьянина было знаменательным событием. Постройка дома осуществлялась собственными силами семьи, или нанималась артель плотников.


Квашня – деревянная кадушка для замешивания теста. В силу причастности к сотворению хлеба она признавалась нашими предками не просто предметом, а живым существом. Замешивали или, как говорили в старину, затворяли тесто, а затем квасили в долбленой и бондарной кадке квашне. Опытные хозяйки знали, что тесто, затворенное в дубовой квашне, более подвижное, легкое поднимается чуть ли ни на глазах. Было очевидно, что дубовая древесина содержит какие-то вещества, которые ускоряют процесс брожения теста. Репутация дубовой квашни была столь велика, что каждая хозяйка стремилась иметь ее в своем хозяйстве. Но даже сработанная не из дуба, деревянная квашня все же имеет множество достоинств, главное из которых низкая теплопроводность стенок. Благодаря ей тесто в квашне долго сохраняет постоянную температуру, способствующую более быстрому и равномерному разрыхлению теста. Деревянную квашню, накрытую холщевым покрывалом, ставили в теплое место, чаще всего на русскую печь. Квашня не только кормила, но и лечила. Народные врачеватели еще в незапамятные времена подметили, что остатки теста в квашне со временем покрываются белым налетом, имеющим целебные свойства. На стенках и донце квашни стали специально оставлять немного теста, которое собирали после того, как на нем вырастали плесневые грибки. Пластырь из теста накладывали на плохо заживающие раны. При переселении в новый дом хозяева приносили туда кадушку с замешанным в старой избе тестом


Корыто - открытая продолговатая ёмкость. Изначально изготавливалась из дерева: половинку расколотого бревёшка, отделывали и выдалбливали с плоской стороны; корыта бывают: «ветловые», «липовые», «осиновые». В 19 веке начали делать металлические корыта, однако и деревянные продолжали использоваться в крестьянских хозяйствах. На Руси корыто известно с X века, об этом свидетельствуют археологические находки Великого Новгорода, Старой Ладоги и иных мест, где в земле хорошо сохраняется дерево. Использовали по-разному, как любую ёмкость: для сбора урожая яблок, капусты и т. д., для заготовки солений, для стирки, купания, для остуживания пива, сусла при пивоварении, в них месят хлеб и из них кормят скот и птицу. В перевёрнутом виде использовали как большую крышку корыто в хозяйстве пригождалось для всего и имело самое разнообразное назначение, а зимой крестьянские дети катались в них с горок, как в санках. Форма их не менялась на протяжении веков, всегда была такая, как и сейчас вытянутая в отличие от тазов и мисок, предназначение которых очень схоже, но форма круглая. А размеры варьировались: от самых больших, достигавших 2 м в длину при ширине около см, до малых, имевших длину см и ширину см. Маленькие корытца применялись в кухне для приготовления пищи, резки и рубки небольших количеств продуктов


Самовар - это устройство для приготовления кипятка. "Сам варит" - отсюда и слово произошло. Своим появлением самовар обязан чаю. В Россию чай был завезен в XVII веке из Азии, и применялся в то время как лекарство среди знати. Где и когда появился первый самовар? Кто его изобрел? Неизвестно. Известно лишь, что отправляясь на Урал в 1701 году, тульский кузнец- промышленник И. Демидов захватил с собой и искусных рабочих, медных дел мастеров, изготовлявших самовары.


В нашем музее есть самовар, сделанный тульскими мастерами - братьями Шемариными (см. приложение 7). Фабрика братьев Шемариных основана в 1887 году. В 1899 году с целью большего обогащения братья Шемарины заключили между собой соглашение о создании Торгового дома. Они сбывали самовары в разные города России и являлись поставщиками двора его величества шаха персидского. На самоваре выбиты медали: - Клеймо Поставщика Двора Его Императорского Величества Шаха Персидского; - Николай II Император и самодержавец Всероссийский; - Всероссийская художественная выставка год; - "За Трудъ и Успехъ" Бр. Шемариным.1902 год. Нъжинское сельско-хозяйственное общество; - За успехи в сельском хозяйстве и промышленности. Роменское общество сельских хозяев; - Франко - Русская выставка 1899 года. Санкт – Петербургъ; - Псковское общество сельского хозяйства; - Сельскохозяйственное общество Боровическаго уъзда; - Парижская выставка 1904 года


Ступа - крестьянская утварь для изготовления круп и размельчения льняного и конопляного семени. Ступа выдалбливалась из толстого ствола берёзы, осины, имела цилиндрическую или конусообразную форму, а её внутреннее пространство было округлым. Приспособление для изготовления круп из неочищенных зерен пшеницы, ячменя, проса, гречихи. Предназначенные для этой цели ступы выдалбливались из дерева. Их высота достигала 80 см, глубина 50 см, диаметр 40 см. Деревянный пест изготавливался до 100 см длины при диаметре около 7 см. При толчении в ступе зерно освобождается от оболочки и частично размельчается. Ступы были в каждом крестьянском доме. Ими пользовались по мере надобности, заготавливая крупу на одну, две недели


Крынка, кувшин - керамическая посуда: крынка - глиняная утварь для подачи на стол молока и молочных продуктов. Кринки изготавливали из гончарных глин, покрывали изнутри и снаружи глазурью. Кувшин - керамический, сосуд, для подачи на стол напитков. Сосуд с туловом грушевидной или округлой формы, плавно переходящий в высокое горло, он имел небольшой носик и изогнутую ручку


Чугун крупный сосуд, горшок из чугуна, позднее также из алюминиевого сплава, округлой формы, для тушения и варки в русской печи. Особенностью чугуна является его форма, повторяющая форму традиционного глиняного печного горшка: зауженный к низу, расширяющийся к верхней части и снова сужающийся к горлу. Такая форма позволяет ставить чугун в печь и вынимать его из печи с помощью особого инструмента ухватa. Объем разный от 1,5 до 9 литров. Чугун небольшой вместительности называется чугунок. Несмотря на кажущуюся древность этого вида посуды, металлические чугуны появились и получили широкое распространение лишь в самом конце XIX начале XX веков. В это время в России распространились чугунные кухонные плиты промышленного производства, в которых над топкой печи вместо кирпичного свода имелась панель со съёмными конфорками, в отверстия которых узким дном также ставились чугуны




Маслобойка - широко была известна и в России, и на Украине. Это обычно высокий, суженый кверху бочонок, в крышке отверстие для колотовки (била), к нижнему концу которой (ударная часть) крепили кружок с отверстиями или крестовину, предназначен для изготовления масла, сметаны


Ухват приспособление, представляющее собой длинную деревянную палку с металлической рогаткой на конце. Ухватом захватывали и ставили в русскую печь чугунки. Под каждый размер чугунка был свой ухват. Другое название ухвата рогач. Мог применяться ухват и в качестве оружия


Жернова. Поверхность жёрнова разделена глубокими желобами, называемыми бороздами, на отдельные плоские участки, называемые мелющими поверхностями. От борозд, расширяясь, отходят более мелкие желобки, называемые оперением. Борозды и плоские поверхности распределяются в виде повторяющегося рисунка, называемого гармошкой. У типичного мукомольного жёрнова имеется шесть, восемь или десять таких гармошек. Система желобов и желобков, во- первых, образует режущую кромку, а во-вторых, обеспечивает постепенное ссыпание готовой муки из-под жерновов. При постоянном использовании жернова требуют своевременного подтачивания, то есть подравнивание краёв всех желобов для поддерживания остроты режущей кромки. Рельефный рисунок повторяется на каждом из двух жерновов, таким образом обеспечивая эффект «ножниц» при размалывании зёрен. Правильное взаимное расположение камней критически важно для обеспечения помола муки высокого качества. В нашем музее жернова дубовые






Корзина это народное изделие из берёсты, камыша или ивовой лозы. Корзина укладка разного вида, сплетённая из прутьев, из стеблей, соломы, коры, кореньев, драни и прочего. Сплошные корзины иногда делаются из бумаги, ткани, отличаются от коробок развалистым верхом, и бывают без крышек или с плоскими крышками


Рубель - предмет домашнего быта, который в старину русские женщины использовали для глажения белья после стирки. Рубель представлял собой пластину из дерева твёрдых пород с ручкой на одном конце. На одной стороне пластины нарезались поперечные скруглённые рубцы, вторая оставалась гладкой, а иногда украшалась затейливой резьбой. В разных регионах нашей страны рубели могли отличаться или особенностями формы, или своеобразным декором


Углевые утюги - они походили на небольшие печки: внутрь корпуса закладывались раскаленные березовые угли. Для лучшей тяги по бокам делали отверстия, иногда утюг даже снабжался трубой. Чтобы снова разжечь поостывшие угли, в отверстия дули, либо размахивали утюгом из стороны в сторону. Поскольку углевые утюги были тяжелыми, глажка превращалась в настоящее силовое упражнение. Позже вместо углей внутрь утюга стали вкладывать раскаленную чугунную болванку. В России такие утюги известны с XVII века


Керосинка бытовой нагревательный прибор для приготовления и разогревания пищи на открытом огне, работающий на керосине, по принципу действия аналогичен керосиновой лампе состоит из резервуара, фитильного механизма (для регулировки высоты пламени), жаровой трубы со смотровым слюдяным окном и конфоркой для установления посуды. По расходу топлива экономичнее примуса и керогаза. В некоторых моделях керосинок конфорки делаются раскладными, что позволяет одновременно установить две кастрюли


Лучинный светец - это своего рода подставка, металлический стержень, имеющий на верхнем конце расщепление, в которое вставлялась длинная зажжённая лучина, освещающая жильё, избу. Забытые и неиспользуемые ныне, когда-то светцы украшали крестьянские избы, стоя в корытцах с водой или песком под специальным колпаком-лучником, отводившим дым. В крестьянской среде они бытовали вплоть до начала XX века. Тонкие щепы пучком вставляли в светцы специальные держатели, которые мастерились из железа. Светец обычно дополнялся внизу приклепанным тяжелым обручем, позволявшим ему стоять прямо, и ставился в ведро с водой во избежание пожара


Деревянные фонари, в отличие от более поздних керосиновых ламп и металлических фонарей, имели более широкое распространение по деревням России. Это было обусловлено как дешевизной изготовления, так и простотой конструкции. Любой крестьянин в свободные зимние вечера мог сделать два-три фонаря для нужд своего хозяйства. Более дорогими были металлические покупные фонари






Веретено приспособление для ручного прядения пряжи, одно из древнейших средств производства. Деревянная точёная палочка, оттянутая в острие к верхнему концу и утолщённая к нижней трети. Веретено, а также прялка и все действия, связанные с прядением и шитьем, являются символами жизни и непрерывности времени, следовательно, они соотносятся с луной символом, выражающим переходность жизни


Прялка. В давние времена пряжу для вязания не продавали. Ее изготовляли сами рукодельницы со стриженой овечьей шерсти. Самым ранним образом прядения было ручное скручивание. Позже изготовили веретено, а после и прялку. Эти изобретения значительно ускорили процесс изготовления пряжи, сделав его беспрерывным. Прялка состояла из лопасти, к которой привязывали кудель, тонкой ножки и донца, которое ставилось на лавку. (На него садилась пряха) Левой рукой пряха вытягивала прядево, а правой вращала веретено, на которое наматывалась нить. Чтобы облегчить труд пряхи, придумали прялку с колесом. Двигали колесо при помощи педали ногой. Нить сама наматывалась и скручивалась, а пряха обеими руками направляла ее из кудели на вьюшку. Так работа шла быстрее, а нить становилась тоньше. Крестьяне свято верили, что все орудия труда надо беречь от злых сил. Именно поэтому на них они делали специальный орнаментнитки


Ткацкий челнок рабочий орган ткацкого станка, прокладывающий уточную (поперечную) нить между нитями основы при выработке ткани. Челноком также называют рабочий орган швейной машины с двухниточным швом, вводящий нижнюю нить в шов. Самый простой челнок изготавливался из плоского узкого куска дерева с насечками на концах для прикрепления утка пряжи. Более сложный челнок включает внутри катушку (шпульку). Ткацкие челноки веками изготовлялись из дорогой древесины бука, граба, хурмы, пальмы. Часто челнок делают из древесины цветущего кизила, потому что он должен быть прочным, противостоять раскалыванию, и должен иметь очень гладкую полированную поверхность









Навой - это вал. Их два, передний и задний. Задний вал называется "навой"


Зеркало гладкая поверхность, предназначенная для отражения света (или другого излучения). Наиболее известный пример плоское зеркало. Зеркальное отражение очень сильно действовало на людей, впервые столкнувшихся с возможностью существования «второго я». Они часто полагали, что в зеркале отражён кто-то совсем другой, затем что в зеркале отражена душа человека. С этим связано большое число гаданий, обрядов и предрассудков (например, запрет глядеться в разбитое зеркало, или завешивание зеркал в доме на 9 дней после смерти человека) Замок механическое запорное устройство. Применяется для запирания дверей, крышек, ёмкостей. В зависимости от крепления различают замки навесные, накладные, врезные (встроенные). Сувальдные замки – один из наиболее распространенных типов замков, этот тип замка представлен среди экспонатов школьного краеведческого музея. Такое название они получили от того, что основной деталью кодового механизма является сувальда. Сувальды составляют кодовую часть замка и представляют собой плоские пластины различной конфигурации. В основном изготовляются из стали и латуни. Носителем кодовой информации замка является ключ с выступающей бородкой (бородками)


Напольные часы. Впервые такие часы появились в годах. В XIX в. производители часов заимствовали или имитировали старые элементы стиля напольных часов более раннего периода. Сами часы «спрятаны» в шкаф, в котором расположены механизм и металлический циферблат. Шкаф напольных пристенных часов был в большинстве случаев творением художника - столяра


Весы амбарные устройство или прибор для определения массы тел (взвешивания) Для взвешивания употребляются приборы, называемые весами, устройство и размеры которых весьма разнообразны, в зависимости от величины взвешиваемых тел и требуемой точности взвешивания


Люлька - люлька - кроватка для младенца (зыбка, качка, люлька) известна большинству народов мира. Изготавливались люльки из самых разнообразных материалов: дерева (долблёные, дощатые люльки), ивовых прутьев, ротанга, кожи, коры, веревок (люльки-гамаки). Существуют колыбели на опоре-качалке и подвесные


Вести хозяйство на Руси было непросто. Не имея доступа к современным благам человечества, древние мастера изобретали предметы повседневного быта, которые помогали человеку справляться со множеством дел. О многих таких изобретениях сегодня уже забыли, потому что технологии, бытовая техника и смена уклада жизни полностью вытеснили их. Но не смотря на это, по оригинальности инженерных решений древние предметы ничуть не уступают современным.

Вещевой сундук

На протяжении многих лет люди хранили свои ценные вещи, одежду, деньги и прочие мелочи в сундуках. Есть версия, что они были придуманы еще в каменном веке. Достоверно известно, что их использовали древние египтяне, римляне и греки. Благодаря армиям завоевателей и кочующим племенам, сундуки распространились по всему евразийскому материку и постепенно дошли до Руси.


Сундуки украшали росписью, тканью, резьбой или узорами. Они могли служить не только тайником, но кроватью, скамьей или стулом. Семья, имевшая несколько сундуков, считалась зажиточной.

Садник

Одним из наиболее важных предметов народного хозяйства на Руси считался садник. Он имел вид плоской широкой лопаты на длинном черенке и предназначался для отправки хлеба или пирога в печь. Русские мастера изготавливали предмет из сплошного куска древесины, преимущественно осины, липы или ольхи. Найдя дерево нужного размера и подходящего качества, его раскалывали на две части, высекая из каждой по одной длинной доске. После чего их гладко остругивали и чертили контур будущего садника, стараясь убрать всевозможные сучки и зазубрины. Вырезав нужный предмет, его тщательно зачищали.


Рогач, кочерга, чапельник (сковородник)

С появлением печи эти предметы стали незаменимыми в домашнем хозяйстве. Обычно они хранились в подпечном пространстве и всегда были под рукой у хозяйки. Стандартным набором печной оснастки считались несколько видов ухватов (большой, средний и маленький), чапельник и две кочерги. Чтобы не путаться в предметах, на их рукоятках вырезали опознавательные знаки. Зачастую такая утварь делалась под заказ у деревенского кузнеца, но находились умельцы, которые без труда могли сделать кочергу в домашних условиях.


Серп и жернова

Во все времена хлеб считался главным изделием русской кухни. Муку для его приготовления извлекали из собранных зерновых культур, которые ежегодно высаживались и вручную собирались. Помогал им в этом серп - приспособление, имеющее вид дуги с заточенным лезвием на деревянной ручке.


По мере необходимости собранный урожай крестьяне перемалывали в муку. Этому процессу способствовали ручные жернова. Впервые, подобное орудие было обнаружено во второй половине 1-го века до н.э. Ручной жернов имел вид двух кругов, стороны которых плотно прилегали друг к другу. Верхний слой имел специальное отверстие (в него засыпали зерно) и ручку, с помощью которой вращалась верхнюю часть жернова. Изготавливалась такая утварь из камня, гранита, дерева или песчаника.


Помело

Помело имело вид черенка, на конце которого закрепляли сосновые, можжевеловые ветки, тряпье, мочало или хворост. Название атрибута чистоты произошло от слова мести, и применялось оно исключительно для чистки золы в печи или уборки возле нее. Для соблюдения порядка во всей избе использовалась метла. С ними было связано немало пословиц и поговорок, которые до сих пор у многих на устах.


Коромысло

Как и хлеб, важным ресурсом всегда была вода. Чтобы приготовить обед, напоить скот или постирать, ее необходимо было принести. Верным помощником в этом было коромысло. Оно имело вид изогнутой палки, к концам которой крепились специальные крюки: на них цеплялись ведра. Делали коромысло из древесины липы, ивы или осины. Первые памятки об этом приспособлении датируются 16 веком, однако археологами Великого Новгорода было найдено множество коромысел, изготовленных в 11-14 столетиях.


Корыто и рубель

В древние времена белье вручную стирали в специальных сосудах. Для этой цели служило корыто. Кроме того, оно применялось для кормления скота, в качестве кормушки, замеса теста, готовки солений. Свое название предмет получил от слова «кора», потому как изначально именно из нее делались первые корыта. Впоследствии его стали мастерить из половинок колоды, выдалбливая в бревнах углубления.


По завершению стирки и сушки белье гладили при помощи рубеля. Он имел вид прямоугольной доски с зазубринами с одной стороны. Вещи аккуратно наматывали на скалку, сверху клали рубель и катали. Таким образом, льняная ткань размягчалась и разравнивалась. Гладкую сторону расписывали и украшали резьбой.


Чугунный утюг

На смену рубелю в России появился чугунный утюг. Обозначено это событие 16 веком. Стоит отметить, что был он далеко не у всех, поскольку стоил очень дорого. К тому же чугун был тяжелым, и гладить им было сложнее, чем старым способом. Существовало несколько видов утюгов, в зависимости от способа нагрева: в одни засыпались горящие угли, а другие накалялись на печи. Весил такой агрегат от 5 до 12 килограмм. Позже угли заменили чугунными болванками.


Прялка

Важной составляющей русского быта была прялка. В древней Руси ее так же называли «пряслице», от слова «прясть». Популярными были прялки-донца, имеющие вид плоской доски, на которую садилась пряха, с вертикальной шейкой и лопатью. Верхняя часть прялки обильно украшалась резьбой или росписью. В начале 14 века в Европе появились первые самопрялки. Они имели вид колеса, расположенного перпендикулярно полу и цилиндра с веретеном. Женщины, одной рукой подавали к веретену нити, а другой прокручивали колесо. Такой способ скручивания волокон был проще и быстрее, что значительно облегчало работу.


Сегодня весьма интересно увидеть, какой была .

Чесалка, прялка, рогач и другие вещи со странными названиями. В этой статье собраны некоторые предметы домашнего быта славян, которые сейчас не встретишь в наших домах.

Войдя в дом современного человека, можно стразу увидеть множество вещей: стиральную машину, микроволновую печь, телевизор, компьютер, телефон и другие. Некоторые из них созданы для того, чтобы облегчить нашу повседневную работу по хозяйству, но большинство вещей призвано просто развлекать нас. Кроме этих задач они должны демонстрировать статус своего обладателя: чем больше дорогих (и порой ненужных) вещей в доме, тем выше социальное положение человека и уровень его успешности. А у наших предков дела обстояли немного иначе.

Конечно, в хоромах бояр, князей и даже просто зажиточных купцов можно было наблюдать тот же снобизм, что и сегодня. Но простолюдинам это было чуждо. В их домах находились лишь те предметы, которые необходимы для ведения хозяйства. Они лежали на видных местах, и никто этого не стеснялся. Напротив, предметы быта, как и предметы роскоши, тоже показывали всем достоинства хозяев: их трудолюбие и умения. У хорошей мастерицы стояли прялка, горшки и рубель, у умелого мастера цеп, долото и шило. Конечно, это были не единственные необходимые для жизни предметы. Так давайте познакомимся с теми вещами, которые обязательно были в каждом доме славян. Узнаем, как они назывались, для чего служили и в чём были их особенности.

Домашние помощники

Каждый день любой женщины начинается одинаково – с кухни. Так было во все времена. Только сейчас приготовление завтрака для всей семьи не составляет много трудностей, ведь у нас есть и водопровод, и газовая печь. А нашим прабабушкам приходилось намного труднее, особенно в зиму и в непогоду. Для начала они шли к колодцу за водой.

Коромысло. Этот знаменитый предмет помогал нести сразу два тяжёлых ведра. Коромысло имело дугообразную вытянутую форму, и клалось на спину, что позволяло не оттягивать плечи. Оно имелось в каждом доме, и поэтому о нём сложено множество поговорок и пословиц: «Дым коромыслом», «Поднять всю избу коромыслом» и так далее. А в странах Восточной Азии до сих пор пользуются коромыслом для переноса различных грузов.

Принеся воды, хозяйки разжигали печь. Чтобы поставить в неё чугунок с едой, нужен был рогач (или ухват ). Он представлял собой деревянный шест с раздвоенным металлическим наконечником. Концы рогатки образовывали полукруг, чтобы было удобнее поднимать чугунки и горшки. Как утверждают историки, в неспокойные времена простолюдины всегда вооружались ухватами. Правда, его можно было использовать только для обезвреживания, а не ликвидации противника, так как концы рогатки не заострены.

Во время приготовления пищи, иногда нужно размешать или выгрести из печи угли и золу. Для этих целей хозяйки пользовались кочергой. Это – железная палка с крюком на конце. В бедных семьях кочерга была деревянной с железным наконечником. А в самых крайних случаях кочергой могла служить и палка.

Раз в несколько дней хозяйки пекли хлеб. Это была трудоёмкая и тяжёлая работа, которая начиналась с молочения муки. Для этого использовали ручные жернова – приспособление, состоящее из двух каменных плоских кругов. Зёрна засыпали между ними и вращали один из жерновов. Благодаря этому пшеница растиралась в муку, которая высыпалась по желобкам на поверхности камней.

Но далеко не у всех были ручные жернова. Чаще их заменяли ступа и пест . Ступа напоминала большое ведро с широким основанием (для устойчивости) и изготовлялась из твёрдых пород дерева. Пест делали из того же дерева, придавая ему продолговатую цилиндрическую форму. Представляете, сколько требовалось сил, чтобы размолоть пестом в ступе хотя бы килограмм муки?

Когда мука была намелена, наши прабабушки замешивали тесто и готовили хлеб. Чтобы положить и достать его из печи, нужен был садник . Это – деревянная лопата с длинной ручкой и плоской и широкой лопастью. Его подводили под готовый каравай и извлекали хлеб на стол.

Кроме хлеба наши предки пекли различные булочки. Их запивали чаем, а чай традиционно заваривали в самоваре . В России он появился в середине 17-го века, а производство отечественных самоваров началось лишь в середине следующего столетия. Пик популярности самоваров пришёлся на 19-ый век: его имели и зажиточные крестьяне, и графы. Первые самовары имели внутри ёмкости железную трубу, в которую клали раскалённые угли. Жар от них и нагревал воду. Но технический прогресс не стоял на месте, и в середине 19-го столетия появился керосиновый самовар, а затем и электрический. Самовар является непременным атрибутом русского стола, он упоминается во многих народных загадках и поговорках, а также в произведениях великих русских писателей и художников.

Стирка тоже отнимала у наших прабабушек много сил и времени. Бельё замачивали и стирали в корытах – выдолбленных из половинки бревна ёмкостях. Корыто было самым необходимым предметом в хозяйстве крестьян: в нём не только стирали и мылись, но и замешивали тесто, готовили соления, остужали горячее пиво, квас и узвар, кормили скотину. Но, несмотря на это, к корыту всегда относились свысока, называя этим словом тёмных невежд и ненадёжные суда.

Стирали и гладили бельё с помощью рубеля . Это – доска с зазубринами на одной стороне и ручкой на конце. Рубель часто служил свадебным подарком невесте, в таком случае мастер богато украшал его резьбой и именем любимой. А в руках талантливых музыкантов рубель превращался в музыкальный инструмент.

В 16-ом веке в России появились первые чугунные утюги . В зависимости от способа разогрева они встречались двух видов: пустотелые (в них заспали раскалённые угли) и цельные, которые раскаляли в печи. Бельё разглаживалось не только от тепла, но и от массы самого утюга: ведь они весили от 5 до 12 килограммов.

Само изготовление одежды тоже было трудным делом. Нужно было не только вырастить и высушить лён, но и правильно разобрать его на волокна. Легче всего это было сделать чесалкой . Она представляла собой лопаточку с длинной и жёсткой щетиной на одной стороне. Иногда её называли «скребницей» и использовали также для чесания лошадей.

Готовые волокна назывались куделью, из которой скручивали нить. В этом деле хозяйкам помогала ручная прялка . Прялка – это две доски, скреплённые друг с другом под прямым углом. На одну доску (ножку) садилась пряха, а на другую (лопать) закрепляли кудель. Смысл прядения состоял в том, что пряха руками скручивала волокна в нить. Но для этого, конечно, требовался опыт и сноровка.

Кроме этих предметов в домах наших предков можно было встретить предметы, необходимые для работы в поле. Например, серп . Серп – это особый нож, с узким лезвием в форме полукруга. Он применялся при сборе злаков – одной рукой жнец держал растения, а другой срезал их. Серпом чаще всего пользовались женщины.

Ещё одно сельскохозяйственное орудие – цеп (илимолотило ). Он состоял из двух тяжёлых палок, скреплённых между собой очень коротким куском кожи или цепью. Он применялся следующим образом: злаки раскладывали на земле, и жнец, держась за одну из палок (держало), ударял по ним второй палкой (битчиком).

Кроме этих предметов в доме у славян можно было встретить и множество других вещей, нужных в домашнем хозяйстве, для работы в поле или для ремёсел. Ведь раньше всё, необходимое для жизни, наши предки изготовляли своими руками. Одним словом, жить было непросто!

Славянский быт: предметы обихода древних славян с обережной символикой

Славянская культура и быт славились воплощением в каждом предмете обихода Родных верований и успешными попытками придать не только практический, но и магический, обрядовый смысл каждому из них. Наши Мастера подготовили для вас множество старинных предметов быта Древней Руси и восточных славян, сделанных с учетом традиций и культуры Предков, при обращении за помощью и благословлением к Богам – Покровителям Ремесла.

Каждый товар в каталоге сайта показывает силу и простоту Жизни славян: восточных и западных, помогает прикоснуться его владельцу к тайнам Прошлого, получить помощь в Настоящем и создать счастье и удачу в Будущем. Чиры, славянские обережные на этих изделиях и ритуальное предназначение их доказывают – в Потомках своих, в каждой частичке и слияние Нави, Яви и Прави в ПриРоде создает нерушимый союз Бытия.

Верования и быт славян: культура взаимодействия Богов, предков и потомков

В культуре, веровании и быте древних славян: особенно восточных особое внимание уделялось изготовлению предметов, которые так или иначе могут влиять на судьбу человека и благополучие Рода: для принятия еды, хранения скарба и собранного урожая, производства одежды и утвари: ножи, ложки, горшки, сельскохозяйственные инструменты.

Магия веретен и игл, искусство вязать наузы и прясть лучшую Долю – этому покровительствует Матушка-Макошь и делится своими умениями с желающими укрепить свою семью и защитить ее, воссоздав старинные предметы быта и культуры славян. Ремесло резки по дереву, изготовление замков, возделывание земель, собирательство и творческие замыслы – все перечисленное помогает освоить и реализовать Батюшка-Велес. Кузнечное дело ревностно охраняет Сварог и делает сталь крепче, а лезвие острее. Лада-Богородица очень любит тех, кто стремится сделать женщин привлекательнее и изготавливает из драгоценных металлов, прививает девушкам терпеливость при выполнении домашних обязанностей. Вырастить и сохранить урожай, получить награду за проделанные труды с удовольствием придет на помощь Дедушка-Даждьбог.

Как видите: в верованиях славян, их культуре и быте тесно переплетены Миры – и Боги, Богини и их Дети, жители Земли Русской уважают друг друга и имеют помощь и благодарность, благоговение к Родной ПриРоде.

Жизнь и хозяйство восточных славян были приурочены к Календарю Богов и времени их Появления в Яви, готовности начать Править здесь или сдать свой пост пришедшему на смену управлять своей стихией, своим временем года и своим направлением СоБрату по Славянскому Пантеону.

Наиболее часто встречающиеся предметы быта в жизни славян и их роль

В нашем каталоге вы сможете купить следующие предметы славянского быта, хозяйства и обихода в Древней Руси, изготовленные методом ручной работы из натуральных материалов и ждущих обретения Хозяина и активации им них с целью получения максимальной пользы при использовании:

  • Гребни

Играли очень большую роль в жизни и быте древних славян и являлись не только предметом обихода, но и мощнейшим оберегом. Считалось, что им можно счистить негатив, защитить себя от дурного глаза, избавить от головных болей. Символы, которые наносились на гребень, были разными и выбирались в зависимости от поставленной задачи.

  • Рушники

С вышитым обережным орнаментом были непременным атрибутом каждой славянской свадьбы на Древней Руси. Их хранили и передавали из поколения в поколение, такие полотенца обладали живительной силой Рода и были способны избавить от хворей, сглаза и порч, открыть новые пути и дороги.

  • Столовые приборы

Ложки-загребушки, деревянные ложки и ножи, большие лопаты для выпекания – все они использовались не только в практических, но и в ритуальных целях. Привлечь поток денег и богатства, набраться силы через еду, перепечь ребенка в целях избавления его от болезней – все это осуществлялось с помощью вышеперечисленных предметов домашнего обихода древними славянами.

  • Скатерти

Скатерти-самобранки часто упоминаются в русских народных сказках. Это олицетворение древнего предмета культуры и быта славянского. На тканых матерями скатертях подавались угощения и устраивались семейные пиры в честь того или иного праздника и сбора урожая. На них вышивались чиры Матушки-Макоши, символы Берегинь и Рожаниц, а также другая обережная символика.

  • Сундуки

В сундуках древние славяне хранили зерно, одежду, нажитое имущество и сбережения. Они служили и шкафом, и сейфом, и стулом, и кроватью. Именно поэтому они должны были быть крепкими и надежными, и требовали нанесения на себя обережной, защищающей от посягательств воров и приумножения хранимого символики. Сундук хранил в себе родовые тайны и являлся символом достатка.

  • Замки

Ковка замков тяжелых, настоящих и имущество хранящих была уделом избранных Богами кузнецов. Мастеров ценили и славили, талант и опыт берегли и передавали по наследству. Надежные механизмы были на слуху не только у всех древних славян, но и за пределами Древней Руси. За замками приезжали из дальних стран и готовы были заплатить за них хорошую цену.

  • Куклы

– это отдельная часть предметов быта каждого древнего славянина. На данный момент известно более тридцати видов этих полезных кукол, каждая из них делалась с определенной целью: привлечения суженого и доли, благополучных родов и излечения от болезни, гармонизации отношений и получения желаемого. При заготовке и соединении деталей тела славянской обережной куклы не используются ножницы или иглы.

  • Прялки и веретена

Прялка и веретено являлись не только нужным и важным предметом быта каждой славянской семьи на Древней Руси, но и символом Макоши – Пряхи Небесной. С помощью прялки и веретена можно было выпрясть лучшую Долю и создать защиту каждого из членов Рода, и впоследствии выткать из полученных шерстяных нитей другие полезные вещи во Благо.

А также другие предметы быта древних восточных славян Руси, которые станут мощным оберегом вашего дома, изысканной деталью дизайна интерьера в этно-стиле, да и просто полезной, функциональной вещью.