Тарифные методы регулирования. Тарифные и нетарифные методы регулирования внешней торговли



1. Введение……………………………………………………………………... 2

1. Тарифные методы регулирования внешней торговли……………………. 3

2. Понятие открытой и закрытой экономики……………………………….. 10

3. Задача 1……………………………………………………………………… 15

4. Задача 2……………………………………………………………………… 18

5. Список литературы…………………………………………………………. 24

Введение.

Существо­вание противодействующих друг другу государств, ста­вит перед правительствами задачу обес­печения национальных интересов, в том числе за счет протекционистских мер.

Основная задача государства в области международной торговли – помочь экспортерам вывезти как можно больше своей продукции, сделав их товары более конкурентными на мировом рынке и ограничить импорт, сделав иностранные товары менее конкурентоспособными на внутреннем рынке. Поэтому часть методов государственного регулирования направлена на защиту внутреннего рынка от иностранных конкурентов и поэтому относится, прежде всего, к импорту. Другая часть методов имеет своей задачей формирование экспорта.

Средства регулирования внешней торговли могут принимать различные формы, включая как, непосредст­венно воздействующие на цену товара (тарифы, налоги, акцизные и прочие сборы и т. д.), так и ограничиваю­щие стоимостные объемы или количество поступающего товара (количественные ограничения, лицензии, «добро­вольные» ограничения экспорта и т. д.).

Наиболее распространенными средствами служат та­моженные тарифы, цель использования которых явля­ются получение дополнительных финансовых средств (как правило, для развивающихся стран), регулирова­ние внешнеторговых потоков (более типично для раз­витых государств) или защита национальных произво­дителей (главным образом в трудоемких отраслях).

Именно поэтому важно оценить эффективность та­моженного налогообложения, дать общую характеристи­ку таможенных пошлин, а также проанализировать таможенные тарифы как реестр налогооблагаемых товар­ных позиций.

Тарифные методы регулирования внешней торговли.

Одним из распространенных методов экономического регулирования внешней торговли в мировой практике является тарифное регулирование, которое предполагает стоимостное воздействие на экспортно-импортные потоки в процессе пересечения ими государственных границ.

Прежде всего, тарифное регулирование определяет порядок и методологию таможенного обложения товаров, виды тарифов и пошлин, режим таможенных льгот, а также комплекс тех действий, которые касаются субъектов ВЭД при осуществлении экспортно- импортной операции.

Основным элементом механизма тарифного регулирования служит таможенный тариф, который представляет собой систематизированный перечень ставок, определяющих размер платы по импортным и экспортным товарам, то есть таможенные пошлины. Как активный инструмент государственного регламентирования, таможенный тариф используется во всех развитых государствах, охватывая около 2/3 их внешнеторгового товарооборота.

Таможенный тариф выполняет несколько функций: защищает национальных производителей от иностранной конкуренции, является источником поступления средств в бюджет государства, служит средством улучшения условий доступа национальных товаров на зарубежные рынки.

Защита национальных производителей достигается тем, что в области импорта, таможенная политика ориентирована на удешевление сырья, поставляемого из-за рубежа. Как правило, импортное сырье облагается по минимальной таможенной ставке. Это, соответственно, снижает издержки местных производителей готовой продукции. И наоборот, таможенные тарифы на импортируемые готовые изделия, устанавливаются на более высоком уровне. Это позволяет местным производителям даже при повышенном уровне своих издержек производства, конкурировать на национальном рынке с импортной продукцией.

Значение функции таможенных тарифов как источника поступления средств в бюджет государства имеет тенденцию к уменьшению, в связи с общемировым процессом в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле, и либерализации таможенных пошлин. В настоящее время доля этого источника в налоговых поступлениях государственного бюджета стран с развитой рыночной экономикой составляет несколько процентов.

Наконец, таможенные тарифы могут служить средством для улучшения условий выхода национальных товаров на зарубежные рынки. Для этого страны, заинтересованные во взаимных поставках, проводят переговоры о взаимном снижении ставок таможенных тарифов по соответствующей продукции.

Таможенные тарифы могут применятся как на национальном уровне, так и на уровне отдельных политических и экономических групп.Разумеется, чтов подавляющем большинстве стран используются таможенные тарифы на национальном уровне. Однако, в отдельных случаях, таможенный тариф может быть единым для стран участников отдельной группы. Например, страны ЕС отделены от всех других государств таможенным тарифом (около 6%).

Таможенные тарифы строятся на основе товарных классификаторов. В настоящее время наиболее распространенным классификатором товаров, обращающихся во внешней торговле, является Гармонизированная система описания и кодирования товаров.

КЛАССИФИКАЦИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН

Прежде чем приступить непосредственно к классификации таможенных пошлин следует отметить, что среди основных функций таможенного тарифа особо выделяется протекционистская и фискальная функции. Протекционистская функция связана с защитой национальных товаропроизводителей. Взимание таможенных пошлин с импортных товаров увеличивает стоимость последних при их реализации на внутреннем рынке страны-импортера и тем самым повышает конкурентоспособность аналогичных товаров, производимых национальной промышленностью и сельским хозяйством. Фискальная функция таможенного тарифа обеспечивает поступление средств от взимания таможенных пошлин в доходную часть бюджета страны. Фискальная таможенная пошлина существенно отличается от протекционистской таможенной пошлины тем, что они влекут за собой доходы в бюджет и влияют на расходы тех покупателей, которые не могут обходиться без импортных товаров. Однако, во многих случаях таможенная пошлина, неся сперва характер чисто фискальный, становится со временем протекционистской, и четкого разделения между ними нет.

Таможенный тариф – основополагающий инструмент протекционистской политики. Таможенно-тарифное регулирование – совокупность таможенных и тарифных мер, использующих в качестве национального торгово-политического инструментария для регулирования внешней торговли.

Балансировочная функция – относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых (в настоящее время в РФ практически не применяется).

Таможенные пошлины можно классифицировать по следующим параметрам:

По товарном обращению:

- Импортные (ввозные) пошлины – накладываются на импортные товары, при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Являются преобладающими пошлинами во всех странах. На начальном этапе развития капитализма с помо­щью импортных пошлин обеспечивались налоговые по­ступления; сейчас их значимость резко сократилась, а фискальные функции выполняют другие налоговые по­ступления (например, налог на прибыль). Если в США еще в конце девятнадцатого столетия за счет импорт­ных пошлин покрывалось до 50% всех поступлений в бюджет, то в настоящее время эта доля не превышает 1,5%. Не превышает нескольких процентов доля поступ­лений от импортных пошлин и в бюджете подавляюще­го большинства промышленно развитых стран. Другими словами, если в начале своего существова­ния импортные пошлины обеспечивали получение денеж­ных средств, т. е. играли фискальную роль, то сегодня их функции связаны в первую очередь с обеспечением проведения определенной торгово-экономической поли­тики. В развивающихся странах, наоборот, импортные по­шлины используются прежде всего как средство финан­совых поступлений. Это объясняется относительно боль­шей возможностью контроля и простотой процедуры сбора налогов с товаров, пересекающих таможенную границу. Что касается России, то последние изменения тамо­женного законодательства свидетельствуют, что роль импортных российских пошлин как фискального сред­ства увеличивается.

- Экспортные (вывозные) пошлины - накладываются на экспортируемый товар. В соответствии с нормами ВТО применяются крайне редко, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет.

- Транзитные (провозные) пошлины - накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. Международный транзит- это перевозки иностранных грузов, при которых пункт отправления и назначения находятся за пределами данной страны.

По основе начисления:

- Специфические – начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара (например, 20$ за 1т.). Практическое использование специфических пошлин не представляет каких-либо технических сложностей. Специфическими, как правило, являются экспортные пошлины, ими облагаются главным образом сырьевые товары.

- Адвалорные – начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 15% таможенной стоимости);

- Альтернативная. В таможенной практике промышленно-развитых стран в зависимости от содержащихся в тарифе указаний, взимаются и адвалорная, и специфическая пошлины одновременно или та, которая дает наибольшую величину таможенного сбора. На первый взгляд различия между адвалорной и специфической пошлиной носит чисто технический характер. Однако в таможенно-тарифном деле всегда за организационно-техническими различиями стоят торгово-политические и экономические цели. Адвалорная и специфическая пошлины по разному ведут себя при изменениях цен. При росте цен денежные сборы от адвалорных пошлин растут пропорционально росту цен, а уровень протекционистской защиты остается неизменным. В этих условиях адвалорные пошлины оказываются более эффективными, нежели специфические. А при падении цен специфические ставки оказываются более стабильными. Поэтому в условиях длительной тенденции к росту цен обычно наблюдается стремление к увеличению доли в таможенном тарифе адвалорных пошлин.

- Комбинированные – сочетают оба вида таможенного обложения (например, 15% от ТС, но не более 20$ за 1т.).

По характеру применения:

Сезонные - применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной.

Антидемпинговые – устанавливается для выравнивания цен на ввозимые товары до уровня, признанного нормальным. Применяются в случае ввоза в страну товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров или препятствует расширению национального производства. Для принятия решения о введении антидемпинговых пошлин немаловажно определение целей и характера демпинга, который может быть подразделен на постоян­ный (агрессивный) и разовый (пассивный).

Компенсационные – накладываются на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению их производства.

Специальная – пошлина, применяемая, во-первых, в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию страны в количестве и на условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров. Во- вторых, как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы страны, со стороны других государств или их союзов.

По происхождению :

Автономная – пошлина, устанавливается на основании односторонних решений органов государственной власти страны. Ее ставки могут быть изменены решением компетентного органа без согласования со странами- внешнеторговыми партнерами.

Конвенционные (договорная) – устанавливаются на базе двустороннего или многостороннего торгового договора (соглашения), такого как ГАТТ\ВТО. Она распространяется только на те товары, которые оговорены в этом документе. Ставки таких пошлин не могут быть изменены в одностороннем порядке; срок их применения определяется периодом действия соответствующего документа.

Преференциальная – льготная пошлина, вводимая в пониженных размерах для поощрения импорта определенных товаров из конкретных стран. Их цель – поддержать экономическое развитие этих стран.

По типам ставок :

Постоянные – таможенный тариф, ставки которого единовременно установлены органами государственной власти и не могут изменяться в зависимости от обстоятельств.

Переменные - таможенный тариф, ставки которого могут изменяться в установленных государственными органами случаях. Такие ставки довольно редки, используются, например, в Западной Европе в рамках единой сельскохозяйственной политики.

Тарифное регулирование - один из важнейших факторов выстраивания государством эффективной внешнеэкономической политики. Какова специфика участия российских властей в данном направлении деятельности? Каковы особенности правовых норм, регулирующих торговлю РФ с другими странами?

Сущность тарифного регулирования

Тарифное регулирование, согласно распространенному определению - это одна из форм государственного участия во внешнеэкономической деятельности, которая применяется с целью оптимизации процессов на уровне экспорта и импорта. Власть, задействуя данный инструмент, реализует свое право на установление тех или иных пошлин и тарифов с тем, чтобы впоследствии зачислить денежные средства, поступаемые в счет оплаты данных сборов, в бюджет, или же решить некоторые задачи в рамках защиты национальной экономики. Поскольку в процессе импорта и экспорта тот или иной товар, как правило, пересекает границу, рассматриваемый вид деятельности имеет прямое отношение к таможенным структурам. То есть термин «тарифное регулирование», как правило, употребляется в контексте коммуникаций с иностранными государствами.

Разумеется, есть также и иные интерпретации данного явления. Так, термин «тарифное регулирование» в узком смысле (хотя данный формат его употребления встречается реже, чем в контексте таможни) может отражать деятельность неких структур, связанных с установлением государственных цен на тот или иной вид продукции или сервисов. Так, в частности, деятельность Федеральной службы по тарифам может характеризоваться как имеющая отношение к рассматриваемой интерпретации термина. В компетенции ФСТ, таким образом - внутренние тарифы на различного рода товары или услуги.

В свою очередь, во многих регионах есть Комитет тарифного регулирования, например в Волгоградской области - структура в рамках вертикали исполнительной ветви власти, подотчетная ФСТ. При этом названия ее аналогов, в зависимости от субъекта федерации, могут меняться. Например, в Томской области функционирует Департамент тарифного регулирования. Однако следует отметить, что ФСТ и подчиненные ей структуры к работе таможни прямого отношения не имеют. Существуют другие государственный органы, в компетенции которых собственно таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности (или ВЭД). Речь идет прежде всего о Федеральной таможенной службе. Также есть сведения о том, что данное ведомство, возможно, будет объединено с ФНС.

Таким образом, тарифное регулирование может пониматься по-разному, в зависимости от контекста. Важный критерий здесь - значение термина «тариф». Существует традиционное его понимание, которое предопределяет его прямую связь с таможенными процедурами. Вместе с тем в правовой практике РФ сформировалось понимание тарифа как синонима расценки вообще - как на уровне права, так и в аспекте источников, которые не являются нормативными актами, однако встречаются повсеместно - например, каталоги тарифов операторов сотовой связи. Так или иначе, основной контекст, в котором чаще всего употребляется рассматриваемый термин - это таможенно-тарифное регулирование. Рассмотрим особенности данного явления и его российской модели.

Регулирование тарифов и таможня

Итак, основной контекст, в рамках которого используется изучаемый нами термин - это тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности. Какова специфика данного процесса? Как мы уже отметили, главную роль в нем играют компетентные государственные структуры. Тарифы на таможне - один из ключевых элементов участия властей во внешнеторговой политике. Основные цели таких активностей: пополнение бюджета, осуществление протекционистских мер, фискализация, стимулирование развития тех или иных отраслей.

Таможенно-тарифное регулирование предполагает, что государство, устанавливая те или иные пошлины и сборы, например, с импортируемых в страну товаров, содействует повышению конкурентоспособности продукции отечественного производства. Дело в том, что сборы, уплачиваемые на границе, включаются в дальнейшем в стоимость товара, которая может оказаться выше, чем если бы покупатель приобретал их внутри страны у местного производителя. В то же время фискальная функция отражает задачу по сбору тарифных поступлений в государственный бюджет. В частности, если говорить о российской модели соответствующего направления государственной политики, то подобные выплаты играют важнейшую роль в пополнении государственной казны.

Власть, осуществляя таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности, также может способствовать повышению динамики национального экспорта. На практике это, как правило, достигается посредством снижения соответствующих ставок или же их обнуления.

Нетарифные методы

Существует тарифное и нетарифное регулирование таможенных процессов. Какова специфика активностей второго типа? К нетарифным методам относится прежде всего выдача различных лицензий, выработка тех или иных стандартов качества, которые могут осложнить ввоз товаров из-за границы. Как полагают многие эксперты, данные методы используются главным образом в процессе применения государством как раз-таки протекционистских мер. Власть может, таким образом, определив формальные барьеры для импорта тех или иных товаров, создать более благоприятные условия для национального производителя.

Эксперты отмечают ряд недостатков, которыми сопровождаются подобные методы регулирования торговли. Прежде всего, если государство использует нетарифный инструментарий, то это может сопровождаться серьезным ростом цен внутри страны на тот или иной вид продукции. Причин тому две - возможный дефицит продукции в силу того, что национальные производители не удовлетворяют объем спроса, или же спекулятивные явления, когда поставщик товаров устанавливает завышенные цены на монопольных началах, по причине отсутствия иностранной конкуренции.

Эксперты ООН классифицируют нетарифные методы на следующие основные типы: лицензирование, квотирование, установление минимальных цен, а также антидемпинговые меры. Конкретные виды ограничений могут быть разными. В числе самых распространенных - установление чрезвычайно сложных процедур таможенного оформления, формирование неоправданно строгих технических (экологических, санитарных) стандартов, а также ужесточений требований к упаковке, цвету, форме товаров и т. д.

В дополнение к методам нетарифного регулирования также могут практиковаться различные ограничения на валютные и финансовые операции (связанные, к примеру, с обналичиванием прибыли иностранных компаний), определение льготных условий по капиталообороту для узких групп предприятий и т. д.

Каковы основные механизмы, посредством которых нетарифные методы применяет российское государство? В числе базовых, что присутствуют в практике таможенного регулирования в РФ, - квоты и лицензии. Ключевое ведомство, которое принимает участие в задействовании соответствующих инструментов, - Министерство экономики.

В РФ применяется два основных инструмента в рамках собственно таможенного регулирования "классического" типа - это тарифы, а также пошлины. Рассмотрим специфику каждого из них.

Чем отличается тариф от пошлины

Таможенная пошлина - это сбор, взимающийся с товаров, которые проходят через государственную границу. Пошлины могут быть как импортными, так и экспортными. Также данные два их вида дополняют в ряде случаев транзитные. Отмеченные инструменты призваны выполнять прежде всего налоговую функцию. Величина пошлин устанавливается на уровне общенациональных законов.

В свою очередь таможенные тарифы, принятые в российской системе государственного регулирования внешнеэкономической деятельности - это реестры товаров, которые облагаются установленными в отношении них таможенными пошлинами. Таким образом, два рассматриваемых инструмента - это фактически части единого. При этом, в зависимости от контекста и правовой традиции, принятой в том или ином государстве, он может называться «тарифом» или «пошлиной». В РФ, как считают некоторые эксперты, чаще употребляется второй термин в отношении того самого «общего» инструмента.

То есть если в том или ином контексте речь прямо не идет о «тарифе» в основном значении («реестр товаров, подлежащих обложению сбором»), то допустимо употреблять термин «пошлина» как обозначающем единый инструмент, с помощью которого осуществляется тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности.

Классификация тарифов и пошлин

Таким образом, таможенные тарифы и пошлины - это фактически две взаимосвязанные части единого инструмента. Вместе с тем они, как мы определили выше, не являются синонимами, если говорить о понятийном аппарате в рамках релевантных правовых актов и норм. Более того, тарифы и пошлины бывают очень разными. Рассмотрим, на какие основные типы они подразделяются.

Что касается тарифов, то оснований для классификации их может быть несколько. В зависимости от количества ставок, тарифы могут быть простыми (в которых присутствует одна ставка) или сложными (две и более). По признаку правовой природы тарифы делятся на автономные и конвенционные. Первые предусматривают, что ставка для них определяется на базе национальных правовых актов, а не международных. А конвенционные тарифы устанавливаются с учетом норм, принятых государством в процессе сотрудничества с другими странами. Хотя на практике в чистом виде они, если говорить о российской модели, встречаются редко. И потому многие эксперты считают, что корректнее называть их автономно-конвенционными.

Пошлины могут подразделяться на следующие типы: специальные, антидемпинговые, а также компенсационные. Относительно первых можно сказать, что тарифное регулирование ВЭД российского образца применяет их в качестве защитной меры в тех случаях, когда ввозимый товар способен нанести явный ущерб интересам национального производителя. Антидемпинговые пошлины задействуются, если зарубежный поставщик собирается ввозить в РФ товары с более низкой ценой, чем они доступны внутри государства. Компенсационные типы сборов используются, если речь идет о ввозе товаров, которые выпускались при условии субсидирования.

Вместе с тем базовым критерием классификации пошлин считается направленность потока товара. То есть данного типа сборы подразделяются прежде всего на экспортные и импортные. Рассмотрим специфику обоих типов пошлин в рамках российской экономической модели.

Специфика импортных пошлин в РФ

Таможенно-тарифное регулирование ВЭД, осуществляемое российским правительством, предполагает выделение нескольких уровней импортных пошлин - тех, что устанавливаются в отношении сырья, т. е. взимающихся с поставщиков материалов, а также тех, которые взимаются с бизнесов при импорте готовых изделий или полуфабрикатов. Также важна фактическая природа ввозимых товаров - это влияет на ставки для такого типа сборов. Так, например, если речь идет об импорте оборудования, продуктов питания, продукции текстильной промышленности, то в отношении данных категорий товаров пошлина может достигать 30% и более. В свою очередь, ставки для сырья и полуфабрикатов могут быть в несколько раз ниже. Некоторые виды товаров и вовсе могут быть освобождены от пошлин - например, лекарства или детское питание.

Специфика российского экспорта

Тарифные меры регулирования, используемые развитыми странами, подразумевают в достаточной мере ограниченное задействование экспортных пошлин. Данный подход в целом близок российской модели участия государства во внешней торговле. Экспортная пошлина на большинство вывозимых из РФ товаров не взимается. Однако это правило не действует, в частности, относительно ключевого предмета российского экспорта - нефти, а также продуктов ее переработки. Вывоз «черного золота» из РФ облагается существенными сборами.

Например, что касается сырой нефти, то российские экспортеры сейчас должны уплачивать за нее пошлину в расчете 105,8 долларов США за тонну. В среде финансовых аналитиков высказываются предположения о том, что данное значение может вырасти в ближайшее время еще на 30 долларов. Вместе с тем есть также сведения о том, что для тех компаний, которые ведут добычу нефти на некоторых месторождениях, расположенных в Восточной Сибири, на Каспии, а также на Приразломном, что принадлежит «Газпрому», экспортная ставка может быть на некоторое время обнулена.

Что касается высоковязкой нефти, то в отношении нее пошлина намного ниже, чем для обычной. Например, сейчас это 13,3 долларов за тонну. Если речь идет об экспорте бензина, то в отношении него пошлина составляет 89,8 долларов за тонну. Которая, как отмечают эксперты, также может вырасти. Отметим, что пошлина, установленная для сжиженных газов, сейчас нулевая. Ставка для светлых нефтепродуктов сейчас - 50,7 долларов, для темных - 80,4%. Пошлина на экспорт кокса - 6,8 долларов. По мнению аналитиков, соответствующие значения для каждого из отмеченных нефтепродуктов, вывозимых из РФ, в обозримом будущем могут вырасти.

Кроме нефти и продуктов на ее основе, экспортной пошлиной в РФ облагаются некоторые виды металлов, сортов рыбы, зерновые, лесоматериалы. Вместе с тем очень большой спектр товаров, выпускаемых российскими предприятиями, не облагается сборами данного типа. Можно отметить, что особые условия в аспекте государственной тарифной политики РФ функционируют при организации товарооборота со странами ЕАЭС - Арменией, Белоруссией и Казахстаном.

Определение размера пошлины

В рамках каких формул тарифное регулирование внешней торговли российского образца определяет величину пошлин? Как правило, размер соответствующих сборов зависит от практики выстраивания политических и экономических отношений между конкретными государствами. Также может иметь значение международный статус той или иной страны. В ряде случаев, например, государства, причисляющиеся, согласно принятым на уровне мировой политики критериям, к развивающимся, могут получать преференции в виде пониженной ставки, возможности выплатить сбор в рассрочку или позже, а то и вовсе освободиться от соответствующего обязательства.

Эксперты отмечают: степень доверия и стремления к выстраиванию компромиссной модели в торговле между государствами непосредственно зависит от уровня их политической интеграции. Проще говоря, если страны дружат, то и экономические отношения между ними выстраиваются конструктивные - различного рода ставки ниже, барьеров меньше, и в целом условия для сотрудничества предприятий создаются благоприятствующие.

Роль таможенных пошлин

Тарифное регулирование торговли - важнейший компонент международной политики любого государства. Дело в том, что посредством соответствующего типа инструментов власть регулирует коммуникации между внутренним и международным рынками. Некоторые эксперты считают, что наибольшее значение с точки зрения наполнения государственной казны и положительного влияния на национальную экономику имеют импортные пошлины. Это касается также и российской модели участия государства в таможенно-тарифной политике. Выше мы отметили, что для РФ важны также и некоторые виды пошлин, установленных для вывозимых товаров. Особенно те, которыми облагаются нефть и продукты на ее основе.

Как считают многие экономисты, тарифные методы регулирования торговли в случае их неоправданно частого применения могут привести к кризисным явлениям в экономиках торгующих государств. Так, например, увлечение различными антидемпинговыми и иными мерами может привести, как мы уже отметили выше, к дефициту товаров или же к снижению конкуренции - в обоих случаях есть вероятность значительного роста потребительских цен. Также можно отметить, что высокие импортные пошлины в отношении конкретных государств могут негативным образом повлиять на перспективы развития торговли с ними. Правительства тех стран, в отношении которых тарифные меры регулирования характеризуются чрезмерной строгостью, могут сами устанавливать слишком завышенные требования к партнерам. Которые, в свою очередь, могут терять в выручке из-за ограничения объема экспорта.

Международный правовой аспект

Тарифное регулирование - это, таким образом, часть внешней политики государства. Правительства стран мира могут взаимодействовать как в ходе непосредственных коммуникаций, так и в процессе образования структур, предполагающих участие большого количества стран, объединенных по территориальному, культурному или идеологическому признаку.

Есть торговые объединения мирового масштаба - например, это ВТО. Также важна роль Конференции ООН по вопросам торговли и развития, таких объединений, как ГАТТ, или, например, Брюссельская конвенция по вопросам товарной номенклатуры. Активное международное взаимодействие правительств может предопределять некоторую унификацию национальной правовой базы, моделей выработки стандартов и норм в отношении производства товаров, подходов к выстраиванию политики тарифного регулирования на таможне.

Деятельность международных структур призвана прежде всего облегчать взаимопонимание стран, выстраивающих партнерские отношения. Чтобы, например, министерство тарифного регулирования и аналогичная ему структура в другом государстве использовали схожий понятийный аппарат для корректного составления договоров и определения путей совместного развития.

Национальный правовой аспект

В правовых системах большинства стран мира присутствуют также и национальные нормативно-правовые акты, касающиеся тарифного регулирования. Это могут быть как отдельные законы, в которых прописываются положения, отражающие процессы таможенной политики государства, так и самостоятельные кодексы, имеющие статус базовых правовых документов.

Возможен вариант, при котором национальное законодательство, касающееся таможенного регулирования, постепенно заменяется актами, принятыми на уровне международных коммуникаций. Так, например, до 2010 года в РФ действовал собственный Таможенный кодекс. Однако он был заменен соответствующим документом, действующим на уровне стран Таможенного союза - структуры, которая предшествовала ЕАЭС.

Сейчас Кодекс, который устанавливает правила и нормы торговли для России, Армении, Белоруссии и Казахстана, продолжает действие, однако есть сведения о том, что в 2016 году его сменит полностью обновленный документ. В нем, как предполагается, будут отражены положения, значительно упрощающие ведение торговли между участниками ЕАЭС.

Существование межгосударственных таможенных границ привело к возникновению различных инструментов и методов, с помощью которых государства осуществляют свою внешнеторговую политику.

Одним из основных способов регулирования внешней торговли любой страны является таможенно-тарифная система, представляющая собой свод таможенных пошлин и правил, действующих в данном государстве. Как уже упоминалось в предыдущих главах, в основе таможенно-тарифной системы большинства стран лежит Гармонизированная система описания и кодирования товаров – ГС. Для всех стран, входящих во Всемирную таможенную организацию, она является законом и называется таможенным тарифом.

Таможенный тариф – это систематизированный перечень таможенных пошлин, взимаемых с грузовладельцев при прохождении товаров через таможенную государственную границу.

Уровень таможенного обложения зависит от целого ряда факторов (разницы в уровне внутренних и мировых цен товаров в различных странах; степени концентрации производства и уровня монополизации рынка отдельных товаров; наличия на этих рынках производственных цепочек ТНК; соотношения производительности труда и издержек производства в отдельных странах и пр.). Например, в период ухудшения экономической конъюнктуры, особенно в годы кризисов, наблюдается рост ставок таможенных тарифов.

Таможенный тариф содержит: детализированные названия товаров, облагаемых таможенными пошлинами; код облагаемых таможенной пошлиной товаров ; ставки таможенных пошлин с указанием их метода исчисления; способ обложения товаров; перечень товаров, пропускаемых на таможенную территорию страны беспошлинно; перечень товаров, запрещенных к вывозу из страны и ввозу в страну, транзиту через страну.

В зависимости от торгового режима страны тарифы могут иметь различную структуру. Если тарифы содержат единую ставку пошлин (одну колонку) для каждого товара вне зависимости от страны его происхождения, они называются одноколонковыми или простыми (не предусматривают льготных или дискриминационных пошлин и встречаются относительно редко). Когда государство к различным странам применяет разные торговые режимы (каждая таможенная ставка применяется к товарам определенных стран или группы стран), то в тарифе такой страны содержится несколько уровней пошлин (две и более колонок), такой тариф называется многоколонковым или сложным. В основу таможенных тарифных ставок положен принцип, в соответствии с которым товар облагается большей пошлиной в том случае, если степень его промышленной обработки достаточно высока.

Обычно сложные тарифы имеют две колонки: в одной указывается максимальная (генеральная) пошлина, которая чаще всего принимается за базу при исчислении различных преференций или дискриминаций; в другой – минимальная, действующая в отношении стран, для которых применяется режим наибольшего благоприятствования (РНБ). Может быть и третья колонка. В ней указывается размер преференциальных пошлин по отношению к тем или иным странам (такой способ обычно применяют страны с развитой рыночной экономикой к развивающимся или наименее развитым странам).

Таможенный тариф может состоять из ставок таможенных пошлин, системы классификации товаров, которая создается специально для целей регулирования и учета внешнеторговой деятельности, а также правил применения автономных, договорных и преференциальных пошлин, т.е. системы колонок тарифа у многоколоночного тарифа .

Таможенные пошлины являются основой таможеннотарифной системы и представляют собой денежные сборы, взимаемые государственными органами с товаров, пересекающих таможенную границу государства.

Уплата таможенной пошлины является обязательным условием осуществления ввоза и вывоза товаров. Например, согласно Закону РФ "О таможенном тарифе" таможенная пошлина – это обязательный взнос, взимаемый таможенными органами РФ при ввозе товара на таможенную территорию РФ или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза (п. 5 ст. 5 Закона).

По своему экономическому содержанию и характеру действия пошлины относятся к стоимостным, рыночным регуляторам внешнеторгового оборота, а по экономической сущности представляют собой разницу между внешнеторговой мировой (импортной) ценой и внутренней ценой. Процентное выражение этой разницы (суммы таможенной пошлины к цене) называется уровнем пошлины.

При этом внутренние цены должны быть чуть выше импортных, тогда внешнеторговая политика страны сможет обеспечить равную конкурентоспособность национальных товаров. Таким образом, пошлина выполняет регулирующую роль. Как всякий налог, пошлина увеличивает цену товара и снижает его конкурентоспособность. Но, чтобы эта роль выполнялась эффективно, внешнеторговая политика любой страны должна быть гибкой (пошлины должны периодически пересматриваться в соответствии с изменениями конъюнктуры на внутреннем и мировом рынке, причем пересмотру подлежат только переменные пошлины, ставки которых могут изменяться в случаях, установленных государством) . К числу таких случаев относят изменения уровня мировых, внутренних цен, государственных субсидий и т.п.

Практически все государства, одни в большей степени, другие – в меньшей, используют пошлины для пополнения доходной части своего бюджета (фискальная функция). Следовательно, пошлина – это налог, который образует доходную часть бюджета государства (в России – более 30%).

Инструментом дискриминационной политики в отношении различных государств является ценообразующая функция пошлины (увеличение цены импортных товаров позволяет создать стоимостный барьер, повышающий цену импортного товара и создающий разрыв в уровне цен на товары в разных странах). Таким образом, импортные пошлины активно влияют на накопление капитала, темпы развития и норму прибыли отдельных отраслей экономики. Пользуясь этим, государство регулирует объем импорта и его структуру. По мере развития страны фискальная роль таможенной пошлины падает.

Классификация пошлин осуществляется по следующим признакам: объекту взимания, способу взимания, размеру взимания, способу выработки (определения), практики применения.

В зависимости от объекта взимания различают вывозные (экспортные) таможенные пошлины, ввозные (импортные) таможенные пошлины и транзитные.

Вывозные пошлины применяются государством, когда необходимо ограничить экспорт определенного товара, в случае необходимости пополнения государственного бюджета, а также как инструмент улучшения структуры торговли за счет снижения вывоза из страны определенных товаров (например, с низкой степенью обработки, стимулируя таким образом производство и экспорт продукции с высоким уровнем добавленной стоимости).

Ввозные пошлины начисляются на импортные товары как условие их выпуска в свободное обращение на внутренний рынок страны. Ввозные (импортные) пошлины могут также иметь фискальный, регулирующий (низкие пошлины на сырье и высокие на готовые изделия) и протекционистский характер, т.е. иметь целью сдерживание ввоза определенных товаров на территорию страны. Это наиболее распространенный вид пошлин. Ими облагается более 80% товаров, импортируемых всеми странами мира.

Транзитные пошлины – пошлины, взимаемые страной, через которую груз следует транзитом в другую страну. В мире используются очень редко, в основном как средство торговой войны. В Российской Федерации установлены нулевые транзитные пошлины.

По способу взимания пошлины подразделяются на адвалорные, специальные (специфические), смешанные (кумулятивные, или комбинированные).

Особенности расчета таможенной пошлины зависят от вида ее ставки. Адвалорная (стоимостная ) ставка таможенной пошлины устанавливается в виде фиксированного процента с таможенной стоимости облагаемого товара, например, 15% таможенной стоимости автомобиля. Поэтому необходимая сумма таможенной пошлины рассчитывается как произведение таможенной стоимости товара и соответствующей ставки пошлины в процентах. Этот способ позволяет установить связь между ценой товара и размером дохода, который государство перечисляет в свой бюджет. В мировой практике адвалорные пошлины составляют 70–75% всех взимаемых пошлин.

Очень важно определить таможенную стоимость товара. В таможенной системе любого государства предусматривается несколько методов определения таможенной стоимости товара (по стоимости сделки с ввозимыми товарами, идентичными товарами, однородными товарами и т.д.). ВТО стремится унифицировать метод определения таможенной стоимости, и в рамках ГАТТ действует специальный Кодекс по определению таможенной стоимости товара.

Специальные (специфические ) пошлины устанавливаются в твердо установленной сумме за определенную единицу облагаемых товаров. Такой тип пошлин обычно применяется к массовым грузам и сложным товарам. Применяются в основном в США, Канаде, Австрии, Норвегии, России (например, 20 долл, за 1 т или единицу товара). Специфические пошлины напрямую не связаны с ценой товара, и денежный доход от их взимания зависит только от объема ввозимого или вывозимого товара.

Может применяться комбинированная пошлина. Она исчисляется одновременно двумя методами: на часть товара применяются адвалорные пошлины, а все, что свыше установленной нормы, облагается по специальной пошлине. При этом в зависимости от вида комбинированной ставки размер таможенной пошлины может определяться либо путем сравнения (разницы), либо путем сложения полученных величин. Например, комбинированная ставка для одежды "меховой овчинной" – 20% таможенной стоимости, но не менее 30 евро за 1 шт. указывает на исчисление таможенной пошлины посредством последовательного определения величин по стоимостной (20% таможенной стоимости) и количественной (30 евро за 1 шт.) составляющих ставки. Окончательный размер таможенной пошлины определяется путем сравнения по наибольшему показателю. Или, например, комбинированная ставка для спортивной обуви – 15% таможенной стоимости плюс 0,7 евро за 1 пару. Она также указывает на последовательность расчета по стоимостной и количественной составляющим, однако размер таможенной пошлины определяется путем сложения полученных результатов.

Как разновидность применяются альтернативные пошлины. Взимается та из пошлин, которая дает наибольшую величину таможенного сбора (20 долл, за тонну или 10% с цены товара, которая выше).

Размер взимания позволяет дифференцировать таможенные ставки на номинальные, льготные, минимальные, промежуточные и максимальные. Дифференциация пошлины зависит прежде всего от степени обработки товара. Например, при ввозе сырья может применяться как беспошлинный завоз, так и либо номинальные, либо льготные, либо минимальные пошлины. Это создает условия для снижения издержек национальной перерабатывающей промышленности. В совокупности такие пошлины составляют систему преференций и применяются в отношении товаров тех стран, которые пользуются РНБ (устанавливаются на основе преференциальных соглашений).

Условия предоставления преференций и правила определения страны происхождения товаров, в отношении которых применяется преференциальный режим, у большинства государств, предоставляющих тарифные преференции, унифицированы в соответствии с рекомендациями ОЭСР и ЮНКТАД.

Так, тарифные преференции являются инструментом снижения общеэкономических издержек российских экспортеров товаров в страны дальнего зарубежья. В целях получения дополнительных конкурентных преимуществ российские экспортеры могут воспользоваться невзаимными преференциальными режимами, предоставляемыми странами ЕС, США, Канадой и Турцией в рамках Общей системы преференций ООН. Преференциальные режимы импорта ЕС, США, Канады и Турции предусматривают применение пониженных (по сравнению с базовыми) или нулевых ставок ввозных таможенных пошлин в отношении определенной группы российских товаров. Преференциальный режим импорта товаров предоставляется развитыми странами в одностороннем невзаимном порядке Российской Федерации и не противоречит нормам и правилам ВТО .

Номинальный уровень пошлины – это ее размер (ставка), обозначенный в таможенном тарифе. Средний номинальный уровень таможенного обложения может быть рассчитан путем вычисления среднеарифметической величины (сложение ставок пошлин и деление суммарной величины на число ставок).

Промежуточные пошлины по своему уровню выше минимальных. Они устанавливаются на полуфабрикаты, узлы и детали, необходимые для сборки готового изделия. Такими пошлинами пользуются все государства, участвующие в МРТ по внутриотраслевому типу, наиболее активно их применяют ТНК. Последние могут их применять даже на готовую продукцию, если обмен ведется между филиалами одной корпорации.

Максимальные пошлины устанавливаются на готовую продукцию. Разница между минимальными и максимальными пошлинами весьма существенна. Такие пошлины носят автономный характер и являются верхним пределом уровня таможенного обложения, который может применять исполнительная власть. Устанавливаются на основе односторонних решений органов государственной власти.

Например, в США уровень минимальной пошлины составляет 1,8%, промежуточной – 6,1%, максимальной – 7%. По конкретным товарам разница может быть еще более значительной.

Увеличение уровня тарифной защиты по мере повышения уровня обработки товара носит название таможенной (тарифной ) эскалации. Таким образом создаются стимулы для ввоза в страну в первую очередь необходимых сырья и полуфабрикатов. При этом создаются барьеры на пути ввоза готовых изделий и продукции высокой степени переработки, что создает стимулы для развития обрабатывающей промышленности внутри страны. Развивающиеся страны – члены ВТО считают, что тарифная эскалация создает дополнительные преграды для экспорта обработанных товаров на рынки развитых государств и добиваются в ходе тарифных переговоров, идущих в настоящее время в ВТО (Доха-раунд), ее сокращения.

Максимальные пошлины могут быть покровительственными, запретительными и наступательными.

Например, уровень покровительственных пошлин может превышать уровень максимальных. Их главная цель – защита собственной промышленности от конкуренции, кроме этого они вынуждают партнера пойти на уступки в экспорте нужной стране продукции. Запретительные пошлины отличаются более высокими ставками: на 30% больше покровительственных. Наступательные пошлины отличаются еще более высоким уровнем – на 30–40% выше запретительных. Их цель – полностью запретить импорт в страну тех или иных товаров, аналоги которых производятся национальной промышленностью. Естественно, что они ведут к снижению объемов предложения, а значит, к росту цен и снижению благосостояния населения не только в своей стране, но и в странах-партнерах.

Таким образом, одним из основных инструментов регулирования торговой политики государства является таможенный тариф, однако помимо таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности страны используют и нетарифные меры.

В современном мире большинство мер государственного воздействия на международную торговлю осуществляется нетарифными мерами. Это связано в первую очередь с тем, что тарифные ставки стран – членов ВТО закреплены документально и большинство государств не имеет возможности оперативно отреагировать на изменения условий торговли и внести коррективы в таможенные ставки в сторону увеличения или уменьшения.

Чаще всего запреты вводятся государствами исходя из своих интересов (или в качестве ответных мер) и устанавливаются как на длительный срок, так и на временной основе. Однако использование странами нетарифных мер может привести к снижению объемов импорта и, как следствие, увеличению цены на импортные товары.

К нетарифным мерам относятся практическим все меры, используемые государством для регулирования торговли, за исключением тарифов (любые распоряжения центральных и местных властей, включая методы реализации законов, постановлений и других нормативных актов (кроме таможенно-тарифных мероприятий), которые воздействуют на экспорт и импорт товаров; объем; товарную структуру внешней торговли; цены и конкурентоспособность товаров, создавая более жесткие условия для товаров иностранного происхождения по сравнению с товарами национального производства или различный режим для товаров разных стран).

Центр по изучению вопросов таможенно-тарифного и нетарифного регулирования дает следующее определение нетарифным методам – это совокупность методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, имеющих целью воздействие на процессы в сфере внешнеэкономической деятельности, но не относящихся к таможенно-тарифным методам государственного регулирования.

Следует подчеркнуть, что в мировой практике и торговой политике принято различать две большие группы мер нетарифного регулирования. Первая группа имеет целью прямое ограничение импорта (экспорта), или регулирование внешней торговли путем количественных ограничений, лицензирования, запретов добровольных ограничений экспорта и т.д. Применение нетарифных мер этой группы опирается на развитую законодательную и административную базу. Их осуществление поручено соответствующим органам исполнительной власти, как правило, центральным правительственным органам. Вторая группа возникает в результате дискриминационного применения к иностранным товарам большого круга различных акций административной, торговой, финансовой, кредитной, технологической политики, мер безопасности, санитарных и экологических мер.

В соответствии с международными соглашениями нетарифные методы применяются в виде исключения из общего правила свободной торговли в следующих случаях.

  • 1. Введение временных количественных ограничений экспорта или импорта отдельных товаров, вызванных необходимостью защиты национального рынка.
  • 2. Реализация разрешительного порядка экспорта или импорта отдельных товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений.
  • 3. Выполнение международных обязательств.
  • 4. Введение исключительного права на экспорт или импорт отдельных товаров.
  • 5. Введение специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.
  • 6. Защита общественной морали и правопорядка.
  • 7. Защита культурных ценностей.
  • 8. Обеспечение национальной безопасности.

Вопрос классификации, сопоставления, количественной оценки нетарифных мер занимает одно из центральных мест в деятельности ВТО. В рамках организации применяется классификационная схема, насчитывающая несколько сотен наименований нетарифных мер.

До 2009 г. в соответствии с классификацией ВТО нетарифные меры были разделены на пять групп: участие государства в торговле, ограничительная практика и государственная политика общего характера; таможенные процедуры и административные формальности; технические барьеры в торговле; количественные и специфические ограничения аналогичного характера; ограничения, заложенные в механизме платежей. Наряду с ВТО такие классификационные перечни имелись у многих международных экономических организаций. Например, по классификации ЮНКТАД выделяли семь групп нетарифных мер: ценовой контроль, финансовый контроль, автоматическое лицензирование, количественные ограничения, монопольные, технические и прочие меры в отношении чувствительных товаров. Но разработанная классификация не в полной мере отражала современные реалии, поскольку в настоящее время широко применяются новые нетарифные меры, а систематического обновления базы данных не проводилось с 2001 г.

В 2006 г. ЮНКТАД выступила с инициативой по пересмотру классификации нетарифных мер. Для выполнения технической работы, связанной с этим проектом, была создана Межорганизационная группа поддержки, включающая представителей различных международных организаций: ЮНКТАД, Международного торгового центра (ЮНКТАД – ВТО), Всемирного банка, ВТО, Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), Организации промышленного развития ООН (ЮНИДО), МВФ и Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В результате была разработана усовершенствованная классификация нетарифных мер (2009 г.), которая включает в себя 16 разделов:

  • 1) санитарные и фитосанитарные меры (СФС);
  • 2) технические барьеры в торговле (ТБТ);
  • 3) предотгрузочная инспекция и другие формальности;
  • 4) меры контроля цен;
  • 5) лицензии, квоты, запреты и другие меры количественного контроля;
  • 6) налоги, сборы и другие аналогичные тарифам меры;
  • 7) финансовые меры;
  • 8) меры по ограничению конкуренции;
  • 9) связанные с торговлей инвестиционные меры;
  • 10) ограничения для распространения;
  • 11) ограничения на послепродажное обслуживание;
  • 12) субсидии;
  • 13) ограничения для государственных закупок;
  • 14) интеллектуальная собственность;
  • 15) правила происхождения;
  • 16) меры, связанные с экспортом .

Наиболее распространенные нетарифные меры охватывают две категории:

  • нетарифные ограничения, специально вводимые с целью регулирования доступа иностранных товаров на национальные рынки (квотирование, лицензирование, запреты, добровольные ограничения экспорта, таможенные формальности и др.);
  • нетарифные инструменты, воздействие которых на товарные потоки является побочным, скрытым (технические регламенты и стандарты, санитарные нормы, административные ограничения, налоги, акцизные сборы, субсидии и др.) .

Рассмотрим некоторые виды нетарифных мер. Наибольшие сложности для предприятий-экспортеров при доступе на зарубежные рынки представляют требования стандартов. Так, только в США Национальным институтом стандартизации и технологии (The National Institute of Standards and Technology) разработано 9,37 тыс. обязательных стандартов (регламентов). В стране аккредитовано более 200 неправительственных организаций, которые разрабатывают отраслевые и межотраслевые стандарты. ASTM (Американское общество по испытанию материалов, ASTM International) принято 3348 обязательных стандартов (регламентов), ANSI (Американский национальный институт стандартов, American National Standards Institute) – 805, ASME (Американское общество инженеров машиностроения, American Society of Mechanical Engineers) – 667, API (Американский институт нефти, American Petroleum Institute) – 438 . По своему основному назначению технические барьеры являются мерами технической, а не торговой политики и становятся нетарифными барьерами, когда они применяются с целью создания препятствий на пути импорта.

Количественные ограничения экспорта и импорта – это прямая административная форма государственного регулирования внешней торговли, непосредственно ограничивающая количество ввозимых и вывозимых товаров и прямо воздействующая на их товарную номенклатуру и географическое направление внешней торговли. К формам количественных ограничений относят: контингентирование, квотирование, неавтоматическое лицензирование, правила о смешивании, добровольные ограничения экспорта, а также запреты.

Контингентирование (квотирование ) – это установление государством экспортных и импортных квот (контингентов), разрешающих или ограничивающих в количественном или стоимостном выражениях ввоз (вывоз) товаров.

По российскому законодательству контингентирование как метод количественного ограничения экспорта и импорта может вводиться в исключительных случаях Правительством РФ, исходя из национальных интересов в целях выполнения международных обязательств и защиты национального производителя. Мотивацией применения контингентирования при экспорте часто является дефицит экспортных товаров на внутреннем рынке, предотвращение исчерпания невосполняемых природных ресурсов, в связи с необходимостью поддержания платежного баланса страны, в порядке защитных мер для устранения существенного ущерба или предотвращения угрозы причинения такового производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров на территории России.

В ФРГ такие нетарифные ограничения направлены на защиту сталелитейной промышленности (квотные ограничения), атомной энергетики (режим негласного квотирования товаров и услуг ядерного топливного цикла), пищевой отрасли (тарифная квота на пшеницу мягких сортов со средним и низким содержанием протеина), текстильной и швейной промышленности (путем заключения соглашений с поставщиками о самоограничении экспорта).

Во внешнеторговой политике страны часто используют квотирование (табл. 11.4), которое дает ему ряд преимуществ, а именно:

  • – выравнивать платежный баланс за счет дальнейшего гарантированного увеличения затрат на импорт в условиях ужесточения иностранной конкуренции;
  • – осуществлять более гибкую экономическую политику, так как в отличие от тарифных ограничений квоты не регламентируются правилами ГАТТ/ВТО;
  • – квоты облегчают государству осуществление регулирующих функций в отношении национальных производителей;
  • – быстро добиваться специальных лицензионных привилегий для отраслей, нуждающихся в защите, поскольку применять квотирование импорта проще, чем вводить пошлины, которые служат источником государственного дохода.

Таблица 11.4. Категории квот

Квоты подразделяются на глобальные (определяют размер общего импорта какого-либо товара, который не распределен между поставщиками); индивидуальные (предусматривают распределение пропорционально доле каждого поставщика в импорте за базовый период на основе двустороннего согласования); тарифные (когда ввоз ограниченного количества товара осуществляется при более льготном таможенном режиме, чем то, что ввозится сверх этого количества) и сезонные (могут устанавливаться на ввоз некоторых видов сельскохозяйственной продукции в период пика производства внутри страны).

Традиционной мерой регулирования импорта (а иногда и экспорта) является лицензирование, предусматривающее разрешительный порядок внешнеторговых операций с каким-либо товаром или страной и подразделяющееся на автоматическое и неавтоматическое. В первом случае лицензия используется исключительно в целях наблюдения за ходом внешней торговли. Импортер (экспортер) обращается в государственный орган с заявкой на лицензию, получаемую автоматически. Цель такого лицензирования – мониторинг поставок для контроля за выполнением международных договоренностей или за поставками чувствительных товаров. При неавтоматическом лицензировании вводятся специальные разрешения (лицензии) на импорт и экспорт, которые выдаются по усмотрению соответствующих властей или на основе каких-либо конкретных критериев.

  • О системе технического регулирования и стандартизации США // БИКИ № 16 (9411). 2009. 10 февр.
  • Внешняя торговля - это не что иное, как главная форма экономического сотрудничества между разными странами. И ее регулирование в какой-то мере государством происходит в зависимости от социальных, экономических, политических задач в самой стране и обстановки в всем мире.

    Государство регулирует международную торговлю в одностороннем порядке, то есть инструменты этого регулирования используются правительством без консультаций и согласования с торговыми партнерами страны. Регулирование может происходить и в двустороннем порядке, это значит, что разные меры торговой политики согласованы между странами, которые являются торговыми партнерами. Существует и многостороннее регулирование, то есть регулируется различными многосторонними соглашениями.

    В настоящее время выделяют нетарифные методы регулирования внешней торговли и тарифные. К первым относятся и тарифы. Это главный инструмент торговой политики любого государства и его правомерность признана международными нормами. Таможенный тариф имеет несколько определений. Первое - это инструмент, использующийся в торговой политике и регулировании внутреннего рынка в процессе его взаимодействия с мировым рынком. Второе определение - свод различных которые применяются к товарам, пересекающим таможенную границу. Данный свод ставок систематизирован в полном соответствии со всей товарной номенклатурой.

    Тарифные методы регулирования внешней торговли, а именно состоит из конкретных, четких ставок таможенных пошлин, используемых с целью налогообложения вывозимых и ввозимых товаров. Таможенной пошлиной называется взнос, являющийся обязательным, который взимается таможенными органами при экспорте или импорте товара.

    Нетарифные методы регулирования международной торговли сейчас активно используются правительством любого государства. В отличие от таможенных тарифов практически все они мало поддаются количественной классификации и, как следствие, плохо отражаются в статистике. Нетарифные методы регулирования внешней торговли бывают финансовые, скрытые и количественные. Тот факт, что они не поддаются количественной классификации дает возможность различным правительствам использовать либо их по отдельности, либо определенную их комбинацию, чтобы достичь своих целей в торговой политике. Если использовать нетарифные методы регулирования внешней торговли (особенно интенсивные количественные) вместе с либеральным то торговая политика в целом приобретает более ограничительный характер. Количественными ограничениями называется административная форма нетарифного регулирования торговли государства, которая призвана определять номенклатуру и количество товаров, разрешенных к импорту и экспорту. Правительство конкретной страны может решить применить количественные ограничения самостоятельно или исходя их международных соглашений.

    Количественные ограничения имеют две формы: контингент или квота. Это практически то же самое, то понятие контингент часто используют, чтобы обозначить квоту, имеющую сезонный характер. Нетарифные методы регулирования внешней торговли представлены также лицензированием. Оно происходит через разрешения, которые выдают государственные органы на импорт или экспорт товара на конкретный промежуток времени.

    Методы скрытого протекционизма также играют большую роль. Они представляют собой всевозможные барьеры нетаможенного характера, которые воздвигаются органами местной и центральной государственной власти на пути торговли.

    Тарифные методы регулирования внешней торговли - это установление тарифных квот и таможенных пошлин (регулируется преимущественно импорт). Все прочие мето­ды -нетарифные.

    Нетарифные методы подразделяются на количествен­ные - квотирование, лицензирование, ограничения; скры­тые - госзакупки, технические барьеры, налоги и сборы, требование о содержании местных компонентов; финансо­вые - субсидии, кредитование, демпинг (для экспорта).

    Таможенный тариф - перечень товаров и система ставок, по которым они облагаются пошлинами.

    Таможенная пошлина - обязательный взнос, взи­маемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта.

    Таможенные пошлины выполняют три основные функции:
    1.фискальную;
    2.протекционистскую;
    3.балансировочную (для предотвращения экспорта нежелательных товаров)

    Классификации таможенных пошлин. (не обязательно, мне кажется)

    По способу взимания:
    - адвалорные - начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 20% от таможенной стоимости);
    -специфические - начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара (например, 10 долл. за 1т);
    - комбинированные - сочетают оба названных вида таможенного обложения (например, 20% от таможенной стоимости, но не более 10 долл. за 1т).

    По объекту обложения:
    - импортные - пошлины, которые накладываются на импортные товары при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Являются преобладающей формой пошлин, применяемой всеми странами мира для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции;
    - экспортные - пошлины, которые накладываются на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства. Применяются крайне редко отдельными странами, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары, и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет;
    - транзитные - пошлины, которые накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. Встречаются крайне редко и используются преимущественно как средство торговой войны.

    По характеру:
    - сезонные - пошлины, которые применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной. Обычно срок их действия не может превышать нескольких месяцев в год, и на этот период действие обычного таможенного тарифа по этим товарам приостанавливается;
    - антидемпинговые - пошлины, которые применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров либо препятствует организации и расширению национального производства таких товаров;
    - компенсационные - пошлины, накладываемые нa импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров. Обычно эти особые виды пошлин применяются страной либо в одностороннем порядке в чисто защитных целях от попыток недобросовестной конкуренции со стороны ее торговых партнеров, либо как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы страны, со стороны других государств и их союзов. Введению особых пошлин обычно предшествует расследование, проводимое по поручению правительства или парламента, конкретных случаев злоупотреблений положением на рынке со стороны торговых партнеров. В процессе расследования проводятся двусторонние переговоры, определяются позиции, рассматриваются возможные объяснения возникшей ситуации и предпринимаются другие попытки решить разногласия политическим путем. Введение особой пошлины обычно становится крайним средством, к которому прибегают страны, когда все остальные способы урегулирования торговых разногласий исчерпаны.

    По происхождению:
    - автономные - пошлины, вводимые на основании односторонних решений государственной власти. Обычно решение о введении таможенного тарифа принимается в виде закона парламентом государства, а конкретные ставки таможенных пошлин устанавливаются сответствующим ведомством (обычно министерством торговли, финансов или экономики) и одобряются правительством;
    - конвенционные (договорные) пошлины, устанавливаемые на базе двустороннего или многостороннего соглашения, такого как Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГЛТГ), или соглашений о таможенном союзе;
    - преференциальные - пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом, которые накладываются на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся стран. Цель преференциальных пошлин - поддержать экономическое развитие этих стран за счет расширения их экспорта. С 1971 года действует общая система преференций, предусматривающая значительное снижение импортных тарифов развитых стран на импорт готовой продукции из развивающихся стран. Россия, как и многие другие страны, с импорта из развивающихся стран не взимает таможенные пошлины вообще.

    По типам ставок:
    - постоянные - таможенный тариф, ставки которого единовременно установлены органами государственной власти и не могут изменяться в зависимости от обстоятельств. Подавляющее большинство стран мира имеет тарифы с постоянными ставками;
    - переменные - таможенный тариф, ставки которого могут изменяться в установленных органами государственной власти случаях (при изменении уровня мировых или внутренних цен, уровня государственных субсидий). Такие тарифы - довольно редкое явление.