Упражнения для развития чувства ритма у ребёнка. Чувство ритма. Не все так просто. Видеоупражнения

Чувство ритма необходимо не только танцорам и музыкантам. Оно должно быть развито у всех. Ведь оно напрямую связано с умением управлять своим телом, с координацией движений. В детском возрасте это влияет, в первую очередь, на умственные человека, да и на личностное развитие в целом. Ранее считалось, что чувство ритма, как бы ни хотелось, но развить невозможно, сейчас же доказано, что это вполне реально осуществить.

Можно ли развить чувство ритма?

Ранее упоминалось, что его можно и нужно развивать. Если казалось, что чувство ритма, как и музыкальных слух, - нечто из рубрики врожденных способностей, то наукой доказано, что с помощью специальных все это можно с легкостью развить.

Как развить чувство ритма в музыке и в танцах?

  1. Метроном . Все слышали о том, что занятия с ним в разы помогут улучшить чувство ритма. Всегда начинайте с медленных темпов, и каждый раз прибавляйте по 5 ударов.
  2. Запись . Записывайте на диктофон, видеокамеру все ваши занятия. Как не верти, но со стороны легче увидеть собственные ошибки.
  3. Объективный взгляд . Если речь идет о развитии чувства ритма в музыке, то во время игры важно слушать себя со стороны. Таким образом лучше слышны и видны ошибки.
  4. Внимательно слушаем . Танцорам рекомендуется тщательно вслушиваться в музыкальную композицию, мысленно раскладывая ее по частям: ритм, вокал и сама мелодия. В любом аудио есть фон. Вот к нему и следует прислушаться. Поначалу это нелегко, но со временем благодаря этому упражнению любая композиция будет воспринята совсем по-новому. К тому же нелишне отстукивать ритм по столу.
  5. Прохлопывания . И детям, и взрослым многие педагоги советуют прохлопывать музыку, выделяя хлопками сильные и слабые участки.
  6. Больше музыки . Анализируйте композиции различных жанров. Поначалу это должны быть мелодии, в создании которых используются разнообразные музыкальные инструменты. К примеру, это может быть латиноамериканская музыка.

Ритмы c нами везде и всюду. Жизнь наша пропитана ритмами. Нельзя представить себе сферу деятельности, где бы человек ни обнаруживал ритмов. Ученые даже привели доказательства того, что ритм сердца матери успокаивает ребенка во время беременности. Таким образом, ритм приходит в жизнь к человеку еще до его рождения! На свете было бы меньше людей, страдающих комплексом «ритмической» несостоятельности, если бы это чувство ритма рассматривалось как чувство, которое, подобно обонянию или осязанию, было у человека всегда. Ведь чувство ритма — оно же чувство! Однако – не все так просто. Как много встречается людей, у кого с чувством ритма существуют явные проблемы. Вроде и слышит такой человек ритм, а повторить его ну никак не может. И как же нужно развивать чувство ритма? Так же как и остальные. Просто чувствуем. Чувствуем и анализируем. Анализируем и воспроизводим.

Что же даст нам улучшение чувства ритма путем специальных тренировок?

  1. Уравновешенность, слаженность всех движений при любых видах деятельности: ходьба, монотонная скучная работа, более сложные действия – наклоны, повороты туловища, переноска грузов, танцевальные движения, игра на музыкальных инструментах. Тренированное чувство ритма позволяет человеку лучше чувствовать, понимать и ощущать свое тело и, как следствие, более качественно управлять им. Повышается выносливость, сокращается время на физическое восстановление после значительных нагрузок.
  2. Речь и пение становятся более управляемыми, выразительными, правильно акцентированными. Это дает человеку возможность сознательно правильно оперировать смысловыми оттенками речи или пения. А это способствует раскрытию художественного образа для певцов и артистов речевого жанра. В обычной жизни такие навыки обогащают речь человека дополнительными интонационными и эмоциональными красками.
  3. Тренированное, сбалансированное чувство ритма создает предпосылки хорошего кровотока во всем организме, ликвидирует психические и физические зажимы. А это – улучшение тканевого обмена и питания. Естественно все это укрепляет организм в целом, повышает сопротивляемость инфекциям, улучшает трудоспособность. При этом улучшается самочувствие и настроение.

Здесь можно было еще много перечислять положительные стороны хорошо развитого чувства ритма. Однако цель этой статьи не в этом.

СВЯЗЬ РИТМА СО СЛУХОМ.

Главное отличие чувства ритма от других — он тесно, напрямую связан со слухом. Это, по сути, часть того, что мы слышим. Поэтому все упражнения на развитие чувства ритма развивают так же и слух. У музыкантов есть понятие «врожденный слух», подразумевающее музыкальный дар - абсолютный слух человека, который способствует различению высотности и тембра звуков со стопроцентной точностью.

Но есть ли, по аналогии, «врожденный ритм»? Несомненно. Ведь многие дети самого раннего возраста могут свободно повторить за вами довольно сложные ритмические рисунки без всяких предварительных тренировок. Занимаясь с детьми «ясельной группы» в детском саду, я имею возможность наблюдать, как эволюционирует музыкальный слух и чувство ритма у детей раннего возраста. Малыши реагируют на музыку просто: заиграл баян – пришли в движение ручки, ножки. Веселая музыка – притопывание, прихлопывание. Медленная музыка – покачивание туловища из стороны в сторону и т.д.

Если ритм сопровождает нас еще до рождения, то чувство ритма есть у каждого, только в разной степени развитости. Конечно, взрослому человеку сложнее его развивать, чем ребенку, но все равно — возможно.

РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА У ДЕТЕЙ

Стишки, песенки, чередование звуков в определенной ритмической последовательности — все это может являться содержимым понятия «развития чувства ритма». Существует довольно много упражнений для развития чувства ритма у детей младшего возраста. Их без великого труда можно найти в интернете. Но вот, что я хотел подчеркнуть: не упустите время, как можно раньше внедряйте в комплексное воспитание ваших детей упражнения на развитие чувства ритма. Помните, что в более старшем возрасте начинать ритмическое развитие будет сложнее.

Ребятам постарше — дошкольникам и младшим школьникам — предлагается следующее:

-Во время чтения стихов хлопать или притопывать на сильную и слабую долю поочередно, или маршировать.

-Играть в ударно-шумовом оркестре.

-Исполнять элементарные ритмичные танцевальные движения под музыку.

Детские игрушки, подобные барабанам, погремушкам, колокольчикам, очень хороши для развития чувства ритма. Если вы приобрели подобное для своего ребенка и хотите заниматься с ним самостоятельно, то предложите ему повторять за вами последовательности простых одинаковых ударов, или наоборот — нескольких ударов в каком-либо неприхотливом ритме.

РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА У ВЗРОСЛЫХ

Самый главный принцип развития чувства ритма неизменный для всех возрастов. «Слушаем — анализируем — повторяем». Просто для взрослых нужна более сложная версия. Существует несколько простых правил:

1.Слушать много музыки, а затем воспроизводить услышанное с помощью голоса.Причем, слушать музыку нужно не автоматически, жуя при этом жвачку, как делают это в подавляющем большинстве подростки и молодежь. Слушание музыки для развития чувства ритма должно быть целенаправленным. Цель — развитие чувства ритма, задача для достижения цели — отслеживание ритмических секций прослушиваемых композиций. Хорошо развивает чувство ритма прослушивание произведений со сложными, часто меняющимися ритмами. Это классика. Да, симфоническая музыка богата самыми разнообразными ритмическими рисунками и может стать хорошей школой для развития у вас чувства ритма.

2.Играть на музыкальных инструментах с метрономом. Подойдет любой инструмент. Блок флейта, губная гармошка, бубен, колокольчик и т.д. А если владеете баяном, гитарой, фортепиано — это вообще здорово.

3.Воспроизводить ритмы с помощью хлопков и постукиваний, постоянно усложняя ритмические рисунки. Этим можно заниматься когда угодно и где угодно: в общественном транспорте, на скучной лекции, дома на диване и т.д.

4.Танцуйте или обучайтесь этому. Танец очень хорошо способствует развитию чувства ритма.

5.Работайте в группе или в паре. Это относится к пению, игре на инструментах, танцам. Если вы можете посещать занятия оркестров или ансамблей — то участвуйте, играйте с ними, или пойте в хоре, или танцуйте с партнером!

Следует отметить, что чувство ритма нужно развивать целенаправленно. Настоящий комплект видео упражнений разработан специально для тренировки ритмических данных обучающихся.При должном подходе результаты не заставят себя долго ждать - буквально после освоения нескольких упражнений вы почувствуете изменения в лучшую сторону. Не стоит бояться кажущейся сложности ритмов. Они все достаточно просты и понятны, чтобы в них можно было разобраться, хотя и кажутся на первый взгляд громоздкими и невыполнимыми.

Пример ритмического упражнения для начинающих баянистов и аккордеонистов

Пример аудио упражнений на улучшение ритмических данных из комплекта:

На первый взгляд может показаться, что чувство ритма не нужно никому, кроме музыкантов и танцоров. Однако это большое заблуждение. Ребенку для нормального существования оно просто необходимо, поскольку напрямую связано с координацией движений и умением управлять своим телом.

Хорошая координация не только гарантирует относительную безопасность малыша, который меньше падает и легче уворачивается от хаотично бегающих сверстников, но и обеспечивает умение играть в подвижные игры, успешное развитие крупной и мелкой моторики. Все это, в свою очередь, непосредственно влияет на умственные способности ребенка и становление его личности в целом.

Совсем недавно считалось, что чувство ритма является врожденным и коррекции не поддается, но, к счастью, оказалось, что это не совсем так. С одной стороны, да, многие малыши чувствуют музыку и могут ритмично двигаться чуть ли не от рождения - сразу начинают производить осознанные движения. . С другой стороны, у детей, которые данной способностью обделены, можно ее развить, причем в доступной игровой форме : ребенок даже не заметит, что вы его чему-то учите.

7 игр для развития чувства ритма

Марш, марш левой!

Ребенок марширует под счет от одного до четырех. Взрослый задает ритмический рисунок, выделяя голосом, к примеру, первую и третью доли, на которые нужно топнуть сильнее. Затем ритмический рисунок меняется. Следующим этапом становится марширование под музыку.

Например:
РАЗ-два-ТРИ-четыре
или
РАЗ-ДВА-три-четыре
или
раз-два-три-ЧЕТЫРЕ и т.п.

Оркестр

Выбираем стихотворение, которое малышу уже знакомо (например, «Кошкин дом») и озвучиваем его, используя различные инструменты - бубен, барабан, ксилофон, свистульку или просто хлопая в ладоши на сильные доли. При этом партии у инструментов могут быть разными. Допустим, в барабан будем бить только на сильные доли, а свистулька будет свистеть всегда, только слабые доли тише, а на сильные - громче.

Например:
тили-бОм, тили-бОм,
загорЕлся кОшкин дОм.

Непослушные козлики

Дети (веселее, если их несколько) встают в кружок, они - козлики, которые играют на лугу. Взрослый произносит любые слоги, произвольно делая акценты. На слабые слоги козлики лягаются (машут ножками назад), а на сильные - бодаются (выставляют над головой руки с вытянутыми указательными пальцами, как рожки).

Например:
ТА-та-та-та-ТА-та-ТА-та-та-та-ТА-та-та-ТА.

Аплодисменты

Хлопаем в такт любимой песенке. Сначала - только на сильные доли, затем на все, выделяя акценты более сильным хлопком.

Например:
пусть всегдА будет сОлнце,
пусть всегдА будет нЕбо

или
пусть всегдА будет сОлнце,
пусть всегдА будет нЕбо.

Ёжик и барабан

Взрослый произносит стихотворение про ежика, а ребенок на каждое «бум» ударяет в барабан (хлопает в ладошки или бьет ладошками по коленям). Ведущий может произвольно менять ритмический рисунок в каждом случае, а малыш должен его повторить.

Например:
С барабаном ходит ёжик.
Бум-бум-бум!
(или, например, БУМ-БУМ-бум-бум-бум )
Целый день играет ёжик:
Бум-бум-бум!
С барабаном за плечами —
Бум-бум-бум! —
Ёжик в сад забрёл случайно.
Бум-бум-бум!
Очень яблоки любил он.
Бум-бум-бум!
Барабан в саду забыл он.
Бум-бум-бум!
Ночью яблоки срывались:
Бум-бум-бум!
И удары раздавались:
Бум-бум-бум!

Дождик

Взрослый произносит слова, а ребенок хлопает в ладошки все быстрее и быстрее (в ритм стихотворения попадать не нужно).

Например:
Капля – раз! Капля – два!
Капли медленно сперва…
Стали капли ударять,
Капля каплю догонять.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
До свиданья, лес густой!
Побежим скорей домой!

или
Маша (имя ребенка) вышла на прогулку. Вдруг набежали тучки, и начался дождик. Маша открыла зонтик. Сначала на него падали редкие капельки, затем они стали сильнее, потом еще сильнее и превратились в настоящий ливень! Потом ливень стал затихать… и т.д.

Повторюшка

Взрослый отстукивает ритм (хлопает, топает, бьет в бубен или в барабан), а ребенок должен повторить ритмический рисунок. Игра станет еще интереснее, если инструменты у ребенка и взрослого будут разные, или взрослый будет прохлопывать ритм, а ребенок - протопывать.

Например:
2-2-3
или
3-3-1-3-1
или
1-2-2-2
(цифры обозначают количество ритмических ударов, а тире - паузы между ударами).

Материал подготовлен педагогами Центра развития и образования «Элитора»

Музыка – это движение звуков во времени. Понимание времени в музыке – один из главных факторов для начинающего гитариста. Ведь во многом степень точности в ощущении времени определяет уровень и класс мастерства, как музыканта так и слушателя. Отсюда следует, что для развития понимания времени в музыке необходимо заниматься.

Шаг 1 – это понимание теории музыки с точки зрения самого времени. Такт, размер такта, темп, длительности нот и т.д. Проще сказать, нужно уяснить для себя организацию нот во времени. ()

Шаг2 – научится слышать и четко исполнять, все то, о чем говориться в на шаге №1. Другими словами, нужно перейти с теории на практику.

Шаг3 – довести все практические навыки до автоматизма, а значит уверенно и свободно.

Для того, чтобы пройти первые два шага, вам понадобиться метроном . ()

Занятия под метроном должны быть четкими и ясными для музыканта. Если вы будете попросту тупо играть под метроном, то это не принесет нужных результатов. Поэтому и нужно в обязательном порядке пройти шаг-1, а именно до полного понимания уяснить всю теорию. Это в будущем сэкономит ваше время, т.к построит верную теоретическую структуру в голове.

Как правильно играть (заниматься) под метроном?

С ритмической точки зрения игра под быстрый темп метронома имеет ту же сложность, что и игра под медленный темп. Поэтому для начала лучше всего будет поставить определенный темп, а именно – 40 BPM (кол-во долей в минуту). Для лучшего усваивания ритма играйте для начала только правой рукой.

УПРАЖНЕНИЯ:

Включив метроном, сначала играем по открытой первой струне вместе с каждым ударом, стараясь попадать совершенно точно:

А теперь 4 звука:

Это довольно сложный момент – совместить 3 удара с 2-мя, но он дает некую ритмическую свободу, так невольно начинаешь ощущать себя пританцовывающим.

А сейчас сыграем все вместе – разные ритмические варианты:

Эту третью долю уловить сложно, но важно. Это очень часто используется в более быстром темпе в роке (пример):

Частые ошибки во время упражнений:

Внутренняя скованность при игре из-за излишней концентрации на процессе. В результате ритм сбивается. Нужно учиться быть максимально расслабленным.

У понятия «чувство ритма» в музыкальном плане очень простое определение. Чувство ритма – это способность ощущать музыкальное время и улавливать события, которые происходят в течении этого времени.

Что есть музыкальное время? Это равномерное биение пульса, равномерное чередование в нем сильных и слабых долей. Многие даже никогда не задумывались о том, что музыка какой-нибудь пьесы для инструмента или песни насквозь пронизана каким-то единым движением. А между тем, именно от этого единого движения, от частоты ударов пульса зависит темп музыки, то есть ее скорость – быстрой она будет или медленной.

ПОДРОБНЕЕ О МУЗЫКАЛЬНОМ ПУЛЬСЕ И МЕТРЕ –

А что такое события музыкального времени? Это и есть то, что называется словом ритм – последовательность звуков, различных по своей длительности – долгих или коротких. Ритм всегда подчиняется пульсу. Поэтому хорошее чувство ритма всегда основано на ощущении живого «музыкального сердцебиения».

ПОДРОБНЕЕ О ДЛИТЕЛЬНОСТЯХ НОТ –

Вообще чувство ритма — это понятие не сугубо музыкальное, это то, что рождено самой природой. Ведь в мире все ритмично: смена дня и ночи, времен года и т.д. А посмотрите на цветы! Почему у ромашек так красиво расположены белые лепестки? Это все и есть явления ритма, и они знакомы каждому и каждый их чувствует.

Как проверить чувство ритма у ребенка или взрослого?

Сначала несколько вводных слов, а затем мы расскажем о традиционных и нетрадиционных методах проверки, об их плюсах и минусах. Проверку чувства ритма лучше всего производить не в одиночестве, а в паре (ребенок и взрослый или взрослый и его товарищ). Почему? Потому что нам трудно бывает дать объективную оценку самому себе: мы можем себя или недооценивать или переоценивать. Поэтому лучше, если есть кто-нибудь проверяющий, желательно музыкально образованный.

Что делать, если мы не хотим никого звать, чтобы нас послушали? Как тогда проверить чувство ритма? В таком случае вы можете записывать упражнения на диктофон и потом оценивать себя как бы со стороны по записи.

Традиционные методы проверки чувства ритма

Такие проверки широко практикуются на вступительных экзаменах в музыкальные школы и считаются универсальными. Они, на первый взгляд, очень простые и объективные, но, на наш взгляд, все-таки не подходят всем без исключения взрослым и детям.

МЕТОД 1 «ПРОСТУЧАТЬ РИТМ». Ребенку, будущему ученику предлагают послушать, а затем повторить ритмический рисунок, который простукивается ручкой или прохлопывается в ладоши. Это же самые мы предлагаем сделать и вам. Послушайте несколько ритмов, исполненных на различных ударных инструментах, а затем простучите их или прохлопайте в ладоши, можете просто напеть на слоги типа «там та-та там там там».

Примеры ритмических рисунков для прослушивания:

Данный способ выявления ритмического слуха нельзя назвать идеальным. Дело в том, что многие дети не справляются с заданием. И не потому, что у них не развито чувство ритма, а в простой растерянности: ведь их просят продемонстрировать то, чего они еще никогда в своей жизни не делали, иногда они вообще не понимают, чего от них хотят услышать. Получается, что ничему еще не учили, но спрашивают. Разве это дело?

Поэтому, если ребенок или испытуемый взрослый справился с заданием – это хорошо, а если нет, то это ни о чем не говорит. Нужны другие методы.

МЕТОД 2 «СПЕТЬ ПЕСНЮ». Ребенку предлагают спеть любую знакомую песню, самую простую. Чаще всего на прослушиваниях звучит песня «В лесу родилась елочка». Вот и вы попробуйте напеть на диктофон свою любимую песню, а затем сравните с оригиналом звучания – много ли расхождений?

Конечно, когда просят что-то спеть, то цель проверки, прежде всего – слух мелодический, то есть звуковысотный. Но так как мелодия немыслима без ритма, то и чувство ритма, следовательно, можно проверить по пению.

Однако и этот метод не всегда работает. Почему? Дело в том, что не все дети могут вот так сразу взять и запеть. Одни стесняются, у других пока нет координации между голосом и слухом. И снова получается та же самая история: спрашивают то, чему еще не учили.

Новые методы проверки чувства ритма

Так как распространенные методы диагностики чувства ритма не всегда могут дать материал для анализа, и, следовательно, в определенных ситуациях оказываются непригодными для проверки слуха, мы предлагаем еще несколько «запасных», нетрадиционных методов проверки, хотя бы один из них должен подойти именно вам.

МЕТОД 3 «РАССКАЗАТЬ СТИХОТВОРЕНИЕ». Этот способ проверки чувства ритма, пожалуй, наиболее доступный для детей. Нужно попросить ребенка прочитать небольшой отрывок (2-4 строчки) любого стихотворения (желательно простого, детского). Например, пусть это будет знаменитое «Наша Таня громко плачет» Агнии Барто.

Читать стих лучше размеренно – не очень быстро, но не медленно, то есть в среднем темпе. При этом ребенку дается задание: каждый слог стихотворения отмечать хлопком в ладоши: рассказывать и хлопать в ладоши в ритме стиха.

После чтения вслух можно дать более сложное задание: читать мысленно про себя и только хлопать в ладоши. Вот тут-то и должно выясниться, насколько развито ритмическое чувство.

Если результат упражнения положительный, можно еще усложнить задание: подвести ребенка к фортепиано, указать на нем какие-нибудь две соседние клавиши в среднем регистре и попросить «сочинить песенку», то есть рассказывать стишок и подбирать мелодию на двух нотах так, чтобы в мелодии сохранился ритм стиха.

МЕТОД 4 «ПО РИСУНКУ». Следующий способ характеризует умственное понимание, осознание явлений ритма вообще в жизни. Нужно попросить ребенка нарисовать рисунок, только обязательно указать, что именно рисовать: например, домик и забор.

После того, как испытуемый завершит рисунок, анализируем его. Оценивать нужно по таким критериям: чувство пропорций и чувство симметрии. Если у ребенка с этим все нормально, то чувство ритма можно будет развить в любом случае, даже если оно в данный момент никак себя не проявило или вообще, кажется, что оно напрочь отсутствует.

МЕТОД 5 «НАЧАЛЬНИК ПОЛКА». В данном случае чувство ритма оценивается по тому, как ребенок командует маршировкой или любым самым простым физическим упражнением из зарядки. Сначала можно попросить маршировать самого ребенка, а затем предложить ему поруководить маршировкой «строем» из родителей и участников экзаменационной комиссии.

Таким образом, мы рассмотрели с вами целых пять способов проверки чувства ритма. Если их применить в комплексе, то в результате можно получить хорошую картину по степени развитости этого чувства. О том, как развить чувство ритма, мы будем говорить уже в следующем выпуске. До новых встреч!