Чем делают харакири самураи. Харакири. Японская традиция спасения чести самураев. Причина совершения харакири

Харакири и сеппуку – что это? Разница между харакири и сеппуку, чем они отличаются

Сеппуку – древний японский самурайский ритуал самоубийства, совершавшийся по определенным правилам.

Сеппуку самурай делал, если был обесчещен, допустил гибель хозяина – дайме, либо по приговору. Совершая сэппуку, самурай показывал свое пренебрежение смертью, храбрость и верность своему сюзерену.

Харакири – слово, которое японцы используют в разговорной речи. Сеппуку и харакири пишутся одними и теми же двумя иероглифами, только поменянными местами. Если сэппуку предполагал четкое следование правилам, то харакири означает простое самоубийство без ритуала, вспарывание живота. Другими словами – харакири делали простолюдины, а сэппуку – самураи , хотя по сути это практически одно и то же.

Как совершался сеппуку? Процесс проведения обряда.

При проведении ритуала самоубийства самурай должен был оголить живот и особым образом его разрезать – крестом, двумя движениями, сначала от одного бока к другому, затем от груди до пупка. Другой способ – разрезание живота буквой X . В наиболее поздние времена стал общепринят не такой болезненный метод – самурай втыкал вакидзаси себе в живот, наваливаясь на меч всем телом.

При совершении сэппуку самурай был обязан вести себя достойно, не корчиться от боли, не кричать, не падать, стараться сделать свою смерть красивой. Если самурай терял контроль над собой во время самоубийства, это считалось большим позором. Для того, чтобы избежать этого, со временем сэппуку стало совершаться с использованием специального помощника – кайсякунина, который отрубал голову самураю, вонзившего в живот нож.

Фото сеппуку

Моменты отрубания головы могли отличаться в зависимости от ситуации и предшествующих соглашений. Кайсяку желательно было таким образом отрубить голову, при котором голова оставалась висеть на полоске кожи, так как в противном случае она могла покатиться по полу, что считалось неэстетичным. После совершения обряда кайсяку протирал клинок белой бумагой, отсеченную голову поднимали за волосы и показывали свидетелям, после чего накрывали тело белой тканью.

Сэппуку также было распространено и среди женщин самурайского сословия , но они, в отличие от мужчин, вонзали кинжал себе в сердце или разрезали горло.

Жанр Самураи

Потрясающая серия старинных фотографий показывает жизнь японских самураев 130 лет назад. Среди снимков есть и такие, на которых изображен ритуал харакири, он же сэппуку. Его использовали воины, которые хотели умереть, сохранив честь, - или добровольно, или когда оказывались в плену врага.

Церемониальное выпускание кишок на самом деле было частью более сложного ритуала и выполнялось в присутствии зрителей. На одном из снимков молодой самурай пронзает себе живот катаной.

Воины наблюдают за харакири самурая в белом.

Самураи появились в период Хэйан около 710 года нашей эры с целью подчинения местных жителей в регионе Тохоку в северной части острова Хонсю. Со временем они становились все более могущественными и стали воинской элитой в Японии. Они были правящим классом с XII по XIX век.

Самурай делает себе харакири, или сэппуку, - ритуал самоубийства через выпускание кишок.

Самураи следовали кодексу, сформированному под влиянием конфуцианства, который известен как бусидо - дословно «путь воина». Неписаный и негласный кодекс прославлял скромность, верность, мастерское владение боевыми искусствами и честь до самой смерти. Правила также призывали самурая к героической отваге, яростной защите семейной гордости и беззаветной преданности господину.

Группа самураев в старинных доспехах и с оружием, около 1870 года.

В XV и XVI веках существовало множество враждующих группировок, но впоследствии их число уменьшилось. Бесстрашные воины носили пластинчатые доспехи и разнообразное оружие, включая лук со стрелами, копья, ружья и, конечно же, самурайский меч. Однако в периоде Эдо сохранялся мир, и многие самураи стали учителями, художниками или чиновниками, поскольку необходимость владения боевыми искусствами потеряла первостепенную важность.

Снимок, сделанный и раскрашенный Феличе Беато: женщины в традиционной японской лавке, конец XIX века.

Когда в 1868 году на трон взошел император Мэйдзи, он стал упразднять полномочия самураев. Сначала он лишил их права быть единственной армией в Японии и с 1873 года начал формировать армию по призыву в западном стиле.

Один из первых военных фотографов, венецианец Феличе Беато сделал этот снимок около 1862 года.

Самураи стали сидзоку, объединившись с другим общественным классом под влиянием реформ Мэйдзи, и право носить катану было утрачено, как и право казнить любого, кто публично проявил неуважение к самураю.

Группа самураев, около 1890 года. Иллюстрация к буклету «В Японии: типажи, костюмы и нравы».

Термин «сидзоку» (нетитулованная знать) оставался частью японской культуры до конца Второй мировой войны, но в 1947 году от него отказались. Несмотря на то что на пике расцвета самураи составляли не более 10% от населения Японии, их влияние до сих пор очень заметно в японской культуре, в особенности в современных боевых искусствах.

Харакири, или сэппуку – очень сложный ритуал, во время которого самураи демонстрировали своё мужество перед лицом боли и смерти и чистоту своих помыслов перед богами и людьми. Эта ритуальная казнь была возведена японцами в ранг искусства. И так как правильно сделать харакири:

Первое, что нужно сделать, это найти помощника (кайсяку или кайсякунин). Вопреки общепринятому мнению технически харакири это не самоубийство в прямом смысле этого слова, а нанесение себе фатальных телесных повреждений. Фактически убивает кайсякунин. Если бакуфу (правительство сёгуна) приказывало выполнить сэппуку, то назначался официальный помощник. В других случаях нужно было попросить помощи у близкого друга или у человека, владеющего мечом в достаточной степени, чтобы убить одним ударом. Если друг отказался выступить в роли кайсякунина на том основании, что он в недостаточной степени владеет мечом, его можно попросить об этом повторно. Друг должен согласиться, так как теперь все погрешности, которые он может допустить, будут ему прощены.

Идеальное место для проведения ритуала сэппуку – сад или буддистский храм (синтоистские храмы не подходят для этих целей, так как их нельзя осквернять убийством). Совершающий харакири должен быть одет в белые одежды, символизирующие чистоту намерений. Сидеть он должен в позе сэйдза (традиционный японский способ сидения на коленях). Слуга приносит деревянный столик, на котором размещены чашка саке, листы традиционной японской бумаги «васи», изготовленной из коры тутового дерева. Также на столике находятся письменные принадлежности и нож «кодзука». Также в качестве ножа можно использовать танто – кинжал без эфеса, завернутый в несколько листов бумаги, чтобы его можно было держать за лезвие. Самурай может использовать свой меч вакидзаси.

В некоторых случаях, например, когда человек слишком молод или слишком опасен для окружающих, вместо ножа кладётся веер.

Чашка наполняется саке одним из помощников, участвующим в ритуале. Чашка наполняется левой рукой, что в других обстоятельствах считается непростительной грубостью. Совершающий харакири выпивает саке в два приёма, каждый раз делая по два глотка. Если выпить саке в один прием, это станет признаком жадности, а если в три или больше – признаком нерешительности. В общем итоге делается четыре глотка. Слово «четыре» в японском языке созвучно слову «смерть».

Затем необходимо написать прощальный стих в жанре вака (в первой и четвертой строке по пять слогов, во второй, третьей и пятой строках по семь слогов, всего пять строк). Вака должна быть изящной, естественной, что-нибудь о скоротечности нашего бытия. Ни в коем случае не должен упоминаться факт предстоящей смерти. Асано, чьё сэппуку спровоцировало известный инцидент под названием «Сорок семь ронинов», как говорят, написал особенно плохое прощальное стихотворение, показывая незрелость и слабость характера, которые в некотором смысле и послужили причиной того, что ему было приказано совершит сэппуку.

В этот момент совершающий харакири сбрасывает верхнюю одежду (камисимо) и заправляет рукава под свои колени, стараясь при этом не допустить, чтобы одежда резко упала с одной стороны. Затем он берёт нож «кодзука» в одну руку, другой рукой поднимая столик «санбо» и помещая его под свои ягодицы. При этом тело наклоняется немного вперёд, принимая правильное положение.

Если человек, совершающий харакири, настолько молод или настолько опасен, что ему нож заменили на веер, кайсякунин наносит мечом кириороши – вертикальный удар сверху вниз, как только человек касается веером своего живота. Если харакири выполняется ножом, то кайсякунин будет ждать, пока человек не погрузит лезвие ножа глубоко в левую сторону живота, и затем проведет лезвием направо с резким восходящим надрезом в конце.

Самурай, который находит в себе силы, может затем погрузить лезвие в пах и сделать надрез вверх к груди, завершая его горизонтальным разрезом под ребрами. Однако кайсякунин должен внимательно следить за происходящим и нанести удар мечом при первых признаках боли или нерешительности.

Кайсякунин должен нанести удар так, чтобы голова не была полностью отсечена, а осталась соединена с телом куском кожи в области горла. Необходимо нанести удар точно, иначе это будет непочтительно по отношению к человеку, совершающему харакири. При слабом ударе человек может начать двигаться, разбрызгивая кровь. Особенно недопустимо бить катаной в челюсть, как это сделал кайсякунин Юкио Мисимы в 1970 году. Как отмечено выше, незначительные промахи в технике выполнения финального удара могут быть прощены, если кайсякунин согласился на свою роль из дружбы.

После окончания ритуала все ножи и мечи, задействованные в харакири, выбрасываются, так как они считаются оскверненными смертью.

Можно также отметить, что некоторые задиры убивали себя в ритуале, известном как дзюмондзи гири. Это точно такой же ритуал, как сэппуку, за исключением того, что отсутствует кайсякунин. После выполнения разрезов человек спокойно сидит примерно около получаса и истекает кровью. Последний человек, который сделал дзюмондзи гири, был генерал Ноджи, который сделал это как дзюнси (совершающий самоубийство из-за верности) после смерти императора Мэйдзи в 1912 году. Он не только совершил дзюмондзи гири, но и сумел застегнуть после этого свой белый военно-морской китель.

Причинами совершения сэппуку были дзюнси (самоубийство верных - хотя эта причина не поощрялась правительством, поскольку уносила слишком много жизней), фунси (самоубийство в знак протеста), канси (как упрёк своему господину за его поведение), чтобы искупить постыдные действия или избежать плена в сражении. При таких обстоятельствах обычно не было времени для проведения ритуала в полном объеме, поэтому часто с жизнью кончали банально перерезая горло.

Харакири — это не банальное, а ритуальное самоубийство. Издавна сделать себе харакири мог только настоящий самурай, испытывающий презрение к смерти и защищающий свою честь и достоинство, свои взгляды, помыслы и суждения. Потом уже в период Эдо, после того как харакири сформировался как достойный способ ухода из жизни, его стали даже применять в качестве наказания за совершенное преступление.

Чем харакири отличается от сэппуку?

Дело в том, что в японском языке оба эти слова записываются одними и теми же иероглифами, но в разном порядке, читаются по-разному, а вот переводятся на русский язык одинаково. Не вдаваясь в подробности о появлении иероглифов и разницей между китайской и японской письменностью, отмечу только, что иероглифы, которые в японский язык пришли из китайского языка, имеют два чтения — одно китайское, одно японское. В результате получается, что сэппуку — это китайское чтение иероглифов, а харакири — японское чтение тех же самых иероглифов.

Но не все так просто. Что касается прочтения «харакири», то в японской литературе оно используется очень редко и только в том случае, когда хотят отметить, что кто-то просто совершил самоубийство, вспоров себе живот. А европейцы его чаще всего используют только потому, что оно более благозвучно. Что-то типа «суши». Никто из японцев никогда так не скажет, потому что правильно говорить «суси».

Просьба людей впечатлительных и со слабой нервной системой дальше не читать, дабы не испытать отрицательных эмоций.

В кодексе бусидо (кодексе поведения самурая) указано, что сэппуку — это ритуальное самоубийство, которое является самым достойным видом смерти, и совершенное самураем идеальным образом (т.е. по всем правилам). А правил здесь очень много.

Во-первых, настоящее ритуальное сэппуку могло использоваться в виде казни самурая, которое заключалось в обезглавливании по приказу, а не вспарывании живота самостоятельно.

Во-вторых, сэппуку — это ритуал, который позволяет показать чистоту своих помыслов и намерений, что оправдывает самурая перед небом и людьми. Например, самурай во время боевых действий потерял хозяина, тогда сделав себе сэппуку, он показывает, что не спас его не из-за трусости, что не предал его и уходит из жизни, следуя за своим хозяином.

В-третьих, имело очень большое значение и способ вспарывания живота, и оружие, и положение тела. Обычно его совершали сидя, спустив верхнюю часть кимоно до колен, что предотвращало позорное падение тела назад.

Владению оружием и благородному способу ухода из жизни самураев обучали с детства в школах. Я не буду рассказывать о способах детского самоубийства из соображений гуманности, а о женском упомяну только, что им полагалось не разрезать живот, а вонзать себе кинжал в сердце или просто перерезать себе горло, при этом они связывали себе ноги, дабы принять смерть в целомудренном положении.

Женщина обязана была покончить жизнь самоубийством в случае смерти мужа или нарушения слова, данного мужу. При этом использовать нужно было кинжал, который муж подарил в день свадьбы или отец на день совершеннолетия.

С 1968 совершение обряда харакири законом запрещено, но неофициально до сих пор встречаются подобные случаи.
Например, олимпийский чемпион по дзюдо Инокума решил расстаться с жизнью по той причине, что компания, которой он руководил, несла убытки.

Во время Второй мировой войны были целые отряды пилотов-смертников, которых называли камикадзе (в переводе на русский язык означает «божественный ветер»), они самоуничтожались во имя Родины. И этот факт до сих пор в Японии считается проявлением доблести.

Среди европейцев самоубийство считается грехом, а для японцев вся жизнь ради смерти. Они считают, что главное — красиво умереть. И проснувшись утром, японец думает о смерти и каждый день старается прожить как последний.

Вот такая тема. Берегите себя и помните, что из любой, даже самой безвыходной ситуации всегда найдется выход.

Многие считают сеппуку более гуманной разновидностью харакири, так как в первом случае в церемонии участвовал помощник (кайшакунин ), который отсекал самураю голову после того, как тот надрезал себе живот.

На самом деле оба термина имеют одинаковое значение - способ убить себя путем разрезания живота (даже если смертельный удар был нанесен помощником). Чтобы лучше понять, в чем разница между этими понятиями, необходимо проследить историю возникновения ритуала и ознакомится со спецификой произношения японских иероглифов.

Описание и история ритуала

Часто называемый харакири на Западе, сеппуку это способ ритуального самоубийства, который возник в феодальной Японии XII века. В 1156 году землевладелец из древнего рода Минамото, проиграв битву, вспорол себе живот, чтобы избежать плена и сохранить честь. С тех пор подобный способ ухода из жизни распространился в среде воинов и был закреплен в кодексе Бусидо.

До XIV века обряд выполнялся в знак верности господину и как способ умереть с почетом. Помимо этого, воин мог совершить самоубийство как акт протеста или чтобы выразить скорбь в случае гибели почитаемого предводителя. Начиная с периода Камакура (с 1192 по 1333 год) ритуал самоубийства описывается в письменных источниках как способ искупления, возможность извиниться за свои ошибки и доказать свою честность.

Самоубийца вспарывал себе живот коротким мечом, рассекал желудок и затем поворачивал лезвие вверх, нанося смертельную рану. Некоторые войны умирали медленно, особенно если обряд проходил прямо на поле сражения. Другие использовали специально выбранного помощника, который отрубал голову катаной сразу после удара самурая. Перед смертью воин пил сакэ и произносил короткое предсмертное стихотворение.

Практиковалась и женская версия обряда, называвшаяся «джигай». Жена война перерезала себе горло с помощью специального ножа «танто».

В эпоху Эдо, начиная с XIV века, к ритуальному самоубийству стали приговаривать совершивших преступления самураев. Войны первыми наносили себе удар мечем, чтобы с честью уйти из жизни, несмотря на то, что в итоге их обезглавливал палач. В 1873 году такая практика была отменена.

Церемония обычно проходила в присутствии свидетеля (кенши), направленного органом, вынесшим смертный приговор. Осужденный сидел на двух татами, а сзади стоял кайшакунин с катаной, роль которого чаще всего выполнял близкий друг или родственник. Перед осужденным был поставлен маленький стол с коротким мечом. Через мгновение после того, как воин пронзал себя, палач отрубал ему голову. Иногда помощник наносил удар мечем в тот момент, когда воин только тянулся, чтобы схватить меч. Этого жеста было достаточно, чтобы смерть война бала названа достойной.

Сравнение терминов

Японские иероглифы имеют два способа прочтения: китайско-японское «онное» и японское «кунное». В написании «сеппуку» (切腹) используются те же символы, что и в написании «харакири» (腹切り), но в разном порядке. Произношение этих иероглифов отличается, в зависимости от способа прочтения.

Транскрипция и значение «харакири»

«Харакири» (腹切り) состоит из символа «腹», означающего желудок и произносящегося как «хара». «Хара» это «кунное» чтение, японское звучание иероглифа «腹».

Сочетание «切り» произносится как «кири», это инфинитивная форма глагола «киру», означающего «разрезать». «Киру» также является «кунным» чтением символа «切». Вместе эти иероглифы переводятся как «желудок разрезать».

Транскрипция и значение «сеппуку»

В произношении «сеппуку» (切腹) используется китайско-японское, «онное» чтение. Символ «切» звучит как «сетсу» (разрезать), а символ «腹» звучит как «хуку» (желудок). Вместе эти иероглифы переводятся как «разрезать желудок».

Использование в языке

Изначально японцы не имели письменности и использовали китайские иероглифы, если возникала необходимость что-либо записать. Для общения они использовали собственный разговорный язык.

В процессе формирования письменности японцы заимствовали китайские иероглифы вместе с их произношением и переработали их, с учетом особенностей родной речи.

Поскольку «сеппуку» это «онное» чтение, этот термин использовался в случаях, когда предпочтение отдавалось китайско-японскому языку, а именно в письменных документах и официальной речи. Поэтому сеппуку это официальное название ритуального самоубийства.

«Харакири» это «кунное» чтение, поэтому этот термин используется только в разговорной речи и подразумевает сам процесс вспарывания живота, без акцента на его ритуальном значении.

Можно провести аналогию, если бы в современной России существовал приговор «гильотинирование», на улице можно было услышать: «ему отрубили голову» . Но судья не сказал бы: «Я приговариваю отрубить ему голову» . Во всех официальных заявлениях использовалось бы слово «гильотинирование» .

Европейцам больше полюбился термин «харакири», возможно, потому что он звучит более красиво, тем не менее, чтобы проявить уважение к традициям, лучше использовать формальное «сеппуку».

Из недостоверных источников в интернете можно узнать, что «харакири» не используется в японском языке, так как считается просторечным, грубым и ругательным. Такие выводы были сделаны из-за того, что «сеппуку» подразумевает церемонию, проведенную по правилам кодекса Бусидо, а «харакири» означает просто «разрезать желудок мечом». На самом деле японцы не вкладывают в слово «харакири» какого-либо уничижающего значения.

Выводы

  1. Харакири означает убийство себя посредством рассечения желудка и используется только в устной речи. Этим термином японцы называют сам процесс вспарывания живота мечем.
  2. Термином «сеппуку» обозначается торжественный ритуал, проведенный по всем правилам кодекса самураев. Слово является книжным и принадлежит к более высокому стилю речи.
  3. Слово «харакири» популярно на Западе, так как оно более благозвучно и привычно для западного человека.