Cочинение «Характеристика образа Жана Вальжана. Гюго виктор мари

ЖАН ВАЛЬЖАН

ЖАН ВАЛЬЖАН (фр. Jean Valejean) - герой романа В.Гюго «Отверженные» (1862). Одним из прототипов героя стал каторжник Пьер Морен, в 1801 году приговоренный на пять лет каторги за украденный кусок хлеба. Лишь один человек, епископ города Диня монсеньор де Миоллис, принял последовательное участие в его судьбе после освобождения, сначала дав приют, а потом - рекомендацию на работу. Морен оправдал его доверие: он стал храбрым солдатом и пал в битве при Ватерлоо. Кроме Морена исследователи также называют среди прототипов Ж.В. знаменитого Франсуа Видбка, шефа уголовной полиции Парижа, в прошлом каторжника. Именно с Видоком произошел описанный в романе случаи спасения Ж.В. старого Фошлевана из-под опрокинувшейся повозки.

Ж.В. стал образом-символом, которому не так легко найти аналоги в литературной традиции. Романтический образ дороги, с которой неразрывно связана судьба Ж.В., приобретает в романе новый смысл: странствия Ж.В. не авантюрны, а вынужденны, это - бегство. Часто встречающийся в библейских сюжетах мотив бегства героя в романе Гюго разрастается и превращается в определяющий. Ж.В. прежде всего «бегущий», а точнее, «убегающий человек». Он неоднократно бежит с каторги, что увеличивает срок осуждения за украденную для семьи сестры ковригу хлеба с пяти до девятнадцати лет. Освободившись, он снова попадает на каторгу - и опять бежит. Вся его история - бегство от общества, которому он еще на каторге выносит приговор, но морали которого он сам в итоге трагическим образом подчиняется. Как романтический герой, он часто меняет имена, искусно маскируясь, так что читатель не всегда угадает его в новом облике среди персонажей густонаселенного романа. Несмотря на разные имена-маски, его подлинное имя одно - то самое, под которым он и вошел в культуру, - даже не Ж.В., а некое «Жанвальжан», как будто имя и фамилия слились в единое имя собственное. Но по сути, несмотря на вынужденный отказ от настоящего имени (девятнадцать лет он живет на каторге под номером 24601) и временные маски - во благо ближних (дядюшка Мадлен), для спасения осиротевшей Козетты (Урбан Фошле-ван),- он так и остается Ж.В. Другое дело, что из простого крестьянина, замученного тяжким трудом и необходимостью содержать большую семью, он превращается в осторожного, хитроумного, ловкого, но прежде всего мыслящего, благородного, духовно развитого человека. Логика развития образа Ж.В. безупречна, нет ничего искусственного в его трансформации. Эволюцию его самосознания определяют два человека. Во-первых, это епископ Мириэль (модификация реального епископа Миоллиса), приютивший всеми гонимого Ж.В. Когда же его поймали с поличным - похищенным у епископа столовым серебром, - тот не только подтвердил, что это подарок, но и присовокупил к нему «забытые» Ж.В. подсвечники со словами: «Ж.В., брат мой! Вы более не принадлежите злу, вы принадлежите добру. Я покупаю у вас вашу душу. Я отнимаю ее у черных мыслей и духа тьмы и передаю ее Богу». Великодушие, скромность и бескорыстие епископа Мириэля по сути дела становятся сутью лично-^ ста Ж.В. Однако прежде автор вводит характерный эпизод: потрясенный добротой епископа, определившей всю его жизнь, Ж.В. почти сразу, едва расставшись с ним, отбирает монетку у маленького савояра «малыша Жерве». Проступок, совершенный автоматически, по инерции, как будто не им, уже просветленным, а тем прежним, ожесточенным каторжником, каким он был до встречи с епископом. Опомнившись, он так и не сумел найти напуганного и обиженного им ребенка. Образы сгинувших племянников и малыша Жерве определили для Ж.В. необходимость служения Ребенку - может быть, именно поэтому он так предан потом Козетте. Если епископ Мириэль заставил заработать доброе начало в Ж.В., то его судьба «бегущего человека» определяется сыщиком Жавером, который, словно автор повествования, знает о герое все, безошибочно вычленяя только дурное. Жавер неотступно следует за ним. Несвобода Ж.В. от Жавера двойственна: сыщик не только заставляет его скрываться, но определенным образом деформирует его внутреннюю жизнь. Послушное орудие несправедливого закона, Жавер парадоксальным образом оказывает на Ж.В. нравственное влияние. Ж.В. сам становится носителем общественной морали, лицемерно отторгающей от себя «оступившихся», считая себя таковым. При этом сам Жавер оказывается объектом облагораживающего воздействия Ж.В.: он отпускает его на свободу, а сам кончает с собой. Трагическим образом два человека, которые обязаны жизнью Ж.В., - Козетта и ее возлюбленный Мариус Понмерси - не способны его оценить в силу собственной душевной ограниченности. Но Ж.В. выше того, чтобы ждать достойного отзвука своему бескорыстию. В конце романа, получив наконец не только долгожданную свободу, но и признание раскаявшегося Мариуса и нежность Козетты, он умирает, сам себя «не простив». Умирает не от старости (ему немногим больше шестидесяти), даже не от болезни, а от внутреннего одиночества, на которое сам себя стоически обрек.

Лит.: Venzac G. Les engines religieuse de Victor Hugo. Paris, 1955; Savey-Casard P. Le crime etle peine dans 1"oevre de Victor Hugo. Paris, 1956; Брахман С.

«Отверженные» Виктора Гюго. М, 1968; Белоусов Р. Жан Вальжан

//Белоусов Р. Герои до встречи с писателем. М., 1984. С.73-79.

Т.Н.Суханова


Литературные герои. - Академик . 2009 .

Смотреть что такое "ЖАН ВАЛЬЖАН" в других словарях:

    - (господин Мадлен). Иллюстрация Гюстава Бриона к роману «Отверженные», 1864 год Жан Вальжан (фр. Jean Valjean) главный герой, протагонист романа Виктора Гюго «Отверженн … Википедия

    жан вальжан - Jeam Val? От им. героя Виктора Гюго. Либеральный чиновник желал обратить внимание присутствующих на свою цепочку, и действительно, лихой Гнут вскоре заметил ее: Посмотрите, господа, какая оригинальная цепочка! .. Это Жан Вальжан, цепь каторжных… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Jean Gabin Имя при рождении: Жан Алексис Монкорже Дата рождения: 17 мая 1904(19040517 … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Габен. Жан Габен Jean Gabin … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Отверженные (значения). Отверженные Les Misérables Постер мюзикла … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Отверженные (значения). Отверженные Les Misérables Жанр … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Отверженные (значения). Отверженные Les Misérables … Википедия

    Отверженные Les Misérables Жанр драма Продюсер Жерар Депардье Режиссёр Жозэ Даян В главных ролях Азия Ардженто … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Отверженные (значения). Отверженные Les Misérables Жан … Википедия

Герои Гюго -- это всегда люди значительной судьбы. Такова прежде всего судьба главного героя «Отверженных» -- ожесточенного жизнью каторжника Жана Вальжана, который на наших глазах становится превосходным, высоконравственным человеком благодаря доброму поступку епископа Мириэля, отнесшегося к нему не как к преступнику, а как к обездоленному существу, нуждающемуся в моральной поддержке.

После смерти епископа Мириэля его принципы милосердия и непротивления злу продолжает в романе Жан Вальжан. Унаследовав нравственные идеи епископа, Вальжан делает их основой всей своей жизни.

Вместо единого внешнего портрета Гюго находит удивительно яркие образы для передачи душевного состояния Жана Вальжана, его нравственных страданий. На каторге он доведен до полного отчаяния: «Если бы зерно проса, попавшее под мельничный жернов, могло думать, у него, наверно, были бы те же мысли, что и у Жана Вальжана».

С того самого момента как в душе Жана Вальжана произошло то, чудесное превращение, он сделался совершенно другим человеком. Он стал последователем Епископа, а быть может в дальнейших своих поступках и в чём-то превзошёл его. Он начинает праведную жизнь на благо общества. Он помогает бедным, он являет собой саму доброту. Он старается помочь всем, кто нуждается в помощи. Он доволен такой жизнью. Но судьба готовит для его души большое множество жестоких испытаний. Он узнаёт о несчастьях бедной девушки Фантины. И всеми силами пытается ей помочь, проникшись к её судьбе до глубины души. Но обстоятельства мешают ему довести свою миссию до конца - привезти дочь Фантины ей. Мне кажется, что если бы он успел. И Жавер не помешал бы ему. Фантина осталась бы жива. Она так хотела увидеть свою малютку.

А помешали ему следующие обстоятельства: решающий перелом в душе героя, который уже много лет ведет почтенную и добродетельную жизнь под именем г-на Мадлена и вдруг внезапно узнает, что какой-то несчастный принят за беглого каторжника Жана Вальжана и должен предстать перед судом. Подлинный Жан Вальжан может промолчать и спокойно продолжать свою добродетельную жизнь, пользуясь уважением и признательностью окружающих, но тогда ни в чем не повинный человек будет осужден вместо него на пожизненную каторгу. Что должен сделать ученик епископа Мириэля? Жан Вальжан не столько рассуждает, сколько испытывает мучительные «судороги совести», в нем «бушует буря, вихрь», он «вопрошает себя», он слушает голоса, исходящие «из самых темных тайников его души», он «погружался в эту ночь, как в пучину».

Ему приходится выбирать между двумя полюсами: «остаться в раю и там превратиться в дьявола» или «вернуться в ад» и «стать там ангелом».

В его душе происходил настоящий ураган: «Правда, надобно заметить, что никогда еще с ним не случалось чего-либо подобного тому, что произошло сейчас. Никогда еще два помысла, управлявшие жизнью несчастного человека, о страданиях которого мы рассказываем, не вступали в столь жестокую борьбу между собою.» « Все это было так мучительно и так необычно, что в глубине его души вдруг возникло одно из тех неописуемых ощущений, которые человеку дано испытать не более двух-трех раз в жизни, нечто вроде судорог совести, будоражащих все, что есть в сердце неясного, какую-то смесь иронии, радости, отчаянья, - нечто такое, что, пожалуй, можно было бы назвать взрывом

внутреннего смеха.» «Еще он видел перед собой, словно ожившими и принявшими осязаемую форму, два помысла, которые до сих пор составляли двойное правило его жизни: скрыть свое имя, освятить свою душу. Впервые они появились перед ним каждый в отдельности, и он обнаружил разницу между ними. Он понял, что один из них безусловно добрый, тогда как другой мог стать злым; что один означает самоотречение, а другой - себялюбие; что один говорит: ближний, а другой говорит: я; что источник одного свет, а другого - тьма.

Они боролись между собой, и он наблюдал за их борьбой. Он продолжал размышлять, а они все росли перед его умственным взором; они приобрели исполинские размеры, и ему казалось, что в глубине его сознания, в той бесконечности, о которой мы только что говорили, среди проблесков, перемежавшихся с темнотою, некое божество сражается с неким великаном». - «Что же это! - воскликнул он. - Ведь до сих пор я принимал в расчет одного себя! Думал лишь о том, что должен делать. Молчать или донести на себя. Укрыть себя или спасти свою душу? Превратиться в достойное презрения, но всеми уважаемое должностное лицо или в опозоренного, но достойного уважения каторжника? Все это относится ко мне, только ко мне, ко мне одному!

Но, господи боже, ведь все это себялюбие! Не совсем обычная форма себялюбия, но все же себялюбия! А что, если я немного подумаю и о других? Ведь высшая святость состоит в том, чтобы заботиться о ближнем. Посмотрим, вникнем поглубже. Если исключить меня, вычеркнуть меня, забыть обо мне - что тогда получится из всего этого? Предположим, я доношу на себя. Меня арестуют, Шанматье выпускают на свободу, меня снова отправляют на каторгу, все это хорошо, а дальше? Что происходит здесь? Да, здесь! Здесь - целый край, город, фабрики, промышленность, рабочие, мужчины, женщины, дети, весь этот бедный люд! Все это создал я, это я дал им всем средства к существованию. Если уйду я, все замрет. А эта женщина, которая столько выстрадала, которая стоит так высоко, несмотря на свое падение, и причиной несчастья которой невольно явился я! А этот ребенок, за которым я думал поехать, которого обещал вернуть матери!»

Этот раздел под названием «Буря в душе» произвёл на меня самое большое впечатление! Я переживала вместе с Жаном Вальжаном, и всё же хотела, чтобы он поступил именно так, как он поступил.

Он отправляется в суд, чтобы оправдать злополучного Шанматье, и добровольно отдает себя в руки закона. И даже когда эта исполинская внутренняя борьба завершилась моральной победой добра, т. е. когда герой Гюго доказал судьям и присутствующей публике, что он, а не Шанматье, является каторжником Жаном Вальжаном и именно он, а не Шанматье должен возвратиться на каторгу, художник еще раз прибегает к приему романтического контраста; он заставляет своего героя улыбнуться: «...то была улыбка торжества, то была также улыбка отчаяния». То, что он сделал было высшим проявлением милосердия, оставить всё что у него было ради свободы неизвестного ему человека.

Фантина умирает, так и не увидев дочь. И на плечи - каторжника Жана Вальжана ложится обязанность позаботиться о Козетте. И он, каторжник снова, делает всё для этого. Маыслимыми и немыслимыми усилиями, он выполняет своё обещание. Он сбегает с каторги. Забирает девочку. Не случайно автор указывает на ту особенность в характере своего героя, что он «всегда имел себе... две сумы: в одной из них заключались мысли святого, в другой -- опасные таланты каторжника. Он воспользовался то одной, то другой, смотря по обстоятельствам. Он делает всё, что в его силах для Козетты. Он так полюбил её, что не мог уже представить своей жизни без неё. Всё его существование заключалось в ней одной, пока она росла. И, казалось бы, судьба наградила его за все несчастья. Но новые, ещё более тяжкие испытания встают на его пути. Козетта вырастает и влюбляется в Мариуса.

То - что для молодой девушки приятная закономерность, для Жана Вальжана - понимание, что ему придётся расстаться со своей «дочерью», отдать неизвестному Мариусу. Мне показались эти мысли эгоистичными. Но для человека, для которого столько лет эта девочка являлась лучом света в его мрачной жизни, они были более чем серьёзными. Не видеть того чем он живёт. Проститься со смыслом своего существования.

Но даже здесь он проявил себя самоотверженно. Поставив счастье Козетты и Мариуса взамен своего собственного. Счастья Мариуса, человека отнимавшего у Жана Вальжана Козетту, человека которого он, казалось, ненавидел.

В тот момент когда Гаврош принёс письмо Мариуса с баррикады, и оно попало к Жану Вальжану, мне показалось, что он сожжёт его, порвёт и Козетта никогда о Мариусе больше не услышит. Так наверное оно бы и было, но то чистосердечие и доброта не отступили и здесь. Оказавшись на баррикаде, Жан Вальжан не принимает участия в сражении. Он все же вне политики, и он духовный сын епископа, представить которого стреляющим невозможно. Но Вальжан спасает Мариуса, показывая себя настоящим героем. Дело не в том, конечно, чтобы любой ценой сделать счастливой Козетту, обеспечить благополучный финал романа. Гюго скорее имеет в виду интересы человечества, нежели своей прелестной героини. Жап Вальжан, преодолевая немыслимые препятствия, несет в своих руках будущее -- понимает он это или не понимает. Мариус -- боец баррикады 1832 года, лучшее из того, что возникло в итоге французского исторического опыта. Спасая его, Вальжан открывает это будущее, сохраняет эстафету поколений. Ощущение эстафеты, смены поколений усиливается и тем, что после своего подвига Жан Вальжан уходит, умирает.

Жан Вальжан является воплощением нравственного идеала Гюго в поведении на баррикадах: он не принимает участия в сражении и, не выпустив во врагов республики ни одной пули, спасает приговоренного: к расстрелу шпиона Жавера. И именно этот предательский по отношению к революции поступок трактуется Гюго как высший подвиг с точки зрения «абсолютной морали»: отплатив добром за зло, Жан Вальжан нарушил все привычные Жаверу жизненные представления, выбил у него почву из-под ног и привел его к капитуляции -- к самоубийству. В лице Жавера ложный закон служения государству -- Зло-- признал моральное торжество гуманности и всепрощения--Добра. Вся история Жана Вальжана, стоящая в центре романа «Отверженные», строится на драматических столкновениях и резких поворотах в судьбе героя: Жан Вальжан, разбивающий оконное стекло булочной, чтобы взять хлеба для голодных детей сестры, и осужденный за это на каторжные работы; Жан Вальжан, возвращающийся с каторги и гонимый отовсюду, даже из конуры собаки; Жан Вальжан в доме епископа, у которого он пытался украсть серебряные ножи и вилки и получил их в подарок вместе с серебряными подсвечниками; Жан Вальжан, ставший влиятельным мэром города, и умирающая Фантина, которая умоляет спасти ее дитя; Жан Вальжан в столкновении с «недреманным оком» правосудия -- Жавером; Жан Вальжан в «деле» Шанматье, которое возвращает его в положение преследуемого каторжника; подвиг Жана Вальжана, спасающего матроса с военного корабля; «Орион», и его бегство с каторги, чтобы выполнить обещание, данное Фантине; Жан Вальжан с крошкой Козеттой на руках, преследуемый Жавером с его полицейскими молодчиками по темным улочкам и закоулкам Парижа, и неожиданное спасение в женском монастыре на, улице Пикпюс; затем, через несколько лет, Жан Вальжан в воровском притоне Тенардье, один против девяти негодяев, связанный ими и все же сумевший освободиться, разрезав веревки с помощью старой монетки каторжника; наконец, Жан Вальжан на баррикаде, где он никого не убивает, но спасает от смерти двух людей: Мариуса и го преследователя Жавера, и т. д.

Нельзя забыть Жана Вальжана, наступившего ногой, обутой в подбитый железом башмак, на монетку маленького савойяра, а потом в отчаянии рыдающего на придорожном камне; и страшную ночь «бури под черепом», на протяжении которой Жан Вальжан поседел как лунь,-- ночь накануне суда над ошибочно арестованным вместо него Шанматье; и брачную ночь Козетты, когда Вальжан принимает решение открыть Мариусу свое истинное лицо; и покинутого любимой дочерью одиноко угасающего старика.

В последний период жизни Жан Вальжан сам обрекает себя на одиночество, уступив любимую Козетту Мариусу и добровольно устраняясь из ее жизни, чтобы не помешать ее счастью, хотя это самоустранение его убивает. «Все, что есть на свете мужественного, добродетельного, героического, святого, -- все в нем!»--с восторгом восклицает Мариус, едва только ему открылся нравственный подвиг Жана Вальжана.

Эта глава явилась для меня самой тяжёлой, потому что Жан Вальжан, тот который так много сделал для окружающих его людей остаётся в старости совсем один и его страдания приводят читателя в отчаянье. Кажется, что счастливый конец невозможен. И хотя завершение романа всё же светлое, в душе остаётся грусть, заставляющая задуматься.

Как ни тяжела жизнь Жана Вальжана, она глубоко осмысленна, потому что он живет не для себя, а для других людей. Эгоизм ему совершенно чужд, он не знает ни алчности, ни честолюбия. Железную волю, силу духа, стальные мускулы он употребляет для помощи слабым и несправедливо обиженным. Так или иначе он помогает всем героям «Отверженных»: Фантине, Козетте, Мариусу, Анжольрасу.

Голос нравственного долга перед людьми в душе Вальжана столь могуч, что, повинуясь ему, он готов принести в жертву свое личное благополучие: он спасает раздавленного телегой старика, хотя знает, что вызовет этим подозрения Жавера; отдает себя в руки правосудия, чтобы избавить от вечной каторги полоумного бродягу; обрекает себя на одинокую старость, устраивая счастье Козетты. Он не может быть счастлив, если это счастье держится на несчастье другого. Все это дается ему нелегко, не без мучительных колебаний и внутренней борьбы. Однако нравственные терзания, душевная борьба -- удел людей духовно полноценных. Для какого-нибудь Тенардье нравственных проблем не существует. Но несправедливость общества обрушивается именно на этих полноценных людей.

В романе Гюго Жан Вальжан – это бывший преступник, осужденный на большой срок за кражу хлеба. Он родился в 1769 году во французской коммуне Фавроле. После того, как родители скончались, его приютила старшая сестра Жанна.

После смерти мужа Жанны вся ее семья оказывается на пороге смерти от голода. Ради сестры и семерых племянников Жан решается на преступление и ворует булку хлеба. В результате его поймали и осудили на 5 лет. Жан совершил четыре неудачные попытки побега, за это и сопротивление властям ему увеличили срок тюремного наказания еще на 14 лет.

За решеткой Жан отбыл 19 лет. После освобождения ему выдали паспорт с пометкой о том, что владелец документа был в заключении. Наличие «желтого» паспорта не позволяло свободно передвигаться по миру и самостоятельно выбирать себе место проживания. Власти отправили Жана Вальжана в Понтарлье.

Внутренние метания Вальжана и обретение себя

Долгие годы, проведенные в заключении, сделали Жана изгоем. Общество не хотело принимать таких людей, да и сам Жан чувствовал себя оторванным от реального мира.

Знакомство с епископом Мириэлем становится судьбоносным и меняет мировоззрение Вальжана. Несмотря на все негативные обстоятельства, епископ отнесся к Жану по-человечески и с состраданием.

Он не стал разоблачать и выдавать бывшего заключенного полиции за кражу фамильного серебра, а сказал, что сам отдал его Жану. Такой поступок епископа заставил Вальжана раскаяться, и он решил начать свою жизнь заново.

Характер и внутренняя сущность Жана Вальжана более четко раскрывается на примере сравнения его с другим персонажем – инспектором Жавером.

Этот сыщик - рьяный служитель закона, который упорно следует за бывшим заключенным Важаном. Жавер вышел из низших слоев общества. Он был сыном гадалки, которая родила его, находясь в тюрьме.

Несмотря на свое происхождение Жавер стал представителем закона и дослужился до инспектора полиции.

Знакомство с Вальжаном произошло в Тулоне, где Жавер работал надсмотрщиком. По сюжету Жавер преследует Жана, ведет настоящую охоту на бывшего заключенного. В результате множества событий Вальжан спасает одержимого идеей расправы инспектора, тем самым меняя его мировоззрение и нравственные приоритеты.

Жан Вальжан – основная фигура романа

Жан Вальжан является ключевой фигурой романа «Отверженные». Автор писал, что данное произведение – это нелегкая история о каторжнике, который познает великие добродетели, оказавшись на самом дне жизни.

Столкновение и конфронтация Вальжана и инспектора Жавера – это борьба духовного и земного долга, схватка совести и государственного закона. Основная идея романа заключается в том, главный злодей и преступник – это само общество, которое и пробуждает многие людские пороки.

Что интересно, у героя Жана Вальжана есть реальный прототип. Им является каторжник Пьер Морен, которого в 1801 году приговорили к пяти годам каторги за украденный кусок хлеба.

Епископ монсеньор де Миоллис принял участие в его судьбе. Он дал Морену приют, а потом помог найти работу. Впоследствии Морен стал храбрым воином и погиб в битве при Ватерлоо.

Вальжан Жан - раскаявшийся каторжник. Бедняк и сирота, он в 1796 г., еще подростком, был арестован за мелкую кражу и благодаря жестокой судебной системе своего времени провел на каторге целых девятнадцать лет. Освободившись в 1815 г., он переживает духовный переворот после встречи с праведником - епископом Мириэлем - и с тех пор сам начинает творить добро. Под чужим именем он открывает фабрику, обогащается с помощью сделанного им изобретения, становится мэром и благодетелем целого городка, но в 1823 г. его личность открывается, и он снова попадает на каторгу, откуда вскоре совершает побег. Еще в бытность свою мэром он проникся сочувствием к судьбе Фантины - работницы, ставшей проституткой и умершей от чахотки в больнице, - и остаток жизни посвящает заботе о ее маленькой дочери Козетте. В. забирает ее из семьи жестокого кабатчика Тенардье, куда ее отдали на воспитание, заменяет ей отца, на сохранившиеся у него сбережения дает ей образование. Он вынужден годами скрываться и время от времени спасаться от преследования: сначала за ним охотится полицейский инспектор Жавер, затем банда уголовников, почуявших в нем богатого человека. В июне 1832 г. он готов увезти Козетту из Франции, но узнает о ее любви к молодому адвокату Мариусу Понмерси; В. жертвует своей привязанностью к девушке - он спасает незнакомого ему Мариуса от гибели во время республиканского восстания, в котором тот участвовал, отдает ему в жены Козетту вместе со всем своим состоянием, а сам устраняется, дабы не отягощать их счастье своим уголовным прошлым. Он умирает в бедности летом 1833 г. на руках у Козетты и Мариуса, который в последний момент распутал всю историю своего «тестя» и убедился в его абсолютной чистоте и великодушии. История В. в своей основе агиографична: это житие грешника, ставшего великим праведником. Хотя В. не совершал никаких серьезных преступлений, по выходе с каторги он показан озлобленным человеком, ненавидящим общество. Зато после духовного кризиса вся его жизнь - сплошная череда самоотречений. Он отдает себя в руки правосудия, чтобы спасти невиновного, которого собираются осудить как «каторжника Вальжана», самоотверженно заботится о совершенно чужой ему девочке, а затем - и о женихе Козетты, хотя тот должен отнять у него нежно любимое им существо; на баррикаде во время восстания он спасает людей от смерти, сам стараясь никому не причинить вреда; отпускает даже своего старого врага, полицейского шпиона Жавера, приговоренного республиканцами к казни.

Жадный до экранизаций классики кинематограф неоднократно обращался к бессмертному и всемирно известному произведению Виктора Гюго «Отверженные». Большая часть фильмов была снята на Родине писателя - во Франции, лишь несколько в Голливуде, к образу главного героя романа обращались самые именитые актеры современности. Все экранизации книги были выпущены под одним названием - «Отверженные».

Жан Вальжан: характеристика персонажа

Бывший каторжник Ж. Вальжан является главным героем романа «Отверженные». Мог ли подумать автор, что спустя время он станет архетипичным персонажем мировой литературы. В романе персонаж появляется только во второй книге, его можно встретить под следующими именами: 9430, 24601, господин Леблан, Ультим Фошлеван, дядюшка Мадлен, Урбен Фабре.

Жан Вальжан родился в один год с Наполеоном Бонапартом. После смерти родителей он жил со старшей сестрой Жанной. Когда ее супруг умер, семья осталась без средств к существованию и, чтобы накормить семерых детей сестры, Вальжан украл буханку хлеба у булочника, за что был осужден на 5 лет тюрьмы. Предпринимая неоднократные попытки к бегству, он увеличил наказание в конечном итоге до 19 лет. Выйдя из тюрьмы, он превратился в изгоя общества, единственным его другом стал епископ.

Через определённое время Вальжан избавился от желтого паспорта, кричащего о том, что он бывший преступник, и основал собственную швейную фабрику. Его жизнь меняет встреча с Фантиной, которая некогда работала на него, но была уволена. После смерти женщины он берет на себя воспитание ее дочери.

Прототип персонажа

Считается, что литературный Жан Вальжан имеет вполне реального прототипа. Таковым является французский преступник Эжен Франсуа Видок, ставший в дальнейшем главой Управления национальной безопасности, а также «отцом» уголовного розыска в том виде, в котором он существует сейчас. Гюго сотрудничал с ним в период работы над повестью «Последний день приговоренного к смерти».

Иногда прототипом Жана Вальжана называют известного каторжника Питера Морена, которого приговорили к пяти годам тюрьмы за кражу булки хлеба в 1801 году.

«Отверженные» (1958 г.)

Экранизация романа режиссера Жана-Поля ле Шануа, вышедшая на экраны в 1958 году, считается наиболее близкой по содержанию к своему литературному источнику. Лента была тепло принята критиками и зрителем и пользуется популярностью по сей день, оставаясь одной из самых кассовых картин французского кинематографа. Впрочем, оно и не удивительно, помимо блестящей режиссуры фильм имеет отличный актерский состав. Страдающий от несправедливости Жан Вальжан на экране представлен неподражаемым и талантливым актером, любимцем женщин - Жаном Габеном, полицейский Жавер - Бернаром Блие, а Тернардье - Бурвилем.

«Отверженные» (1995 г.)

Французский режиссер Клод Лелуш в своем фильме «Отверженные» представил глазам зрителя свое собственное видение произведения Гюго. В одном из интервью он заявил, что сохранил в картине любовь автора романа к Его Величеству Случаю и непредсказуемому стечению обстоятельств, но при этом отдалился от буквы, стараясь передать скорее дух произведения, чем дословно его содержание.

Действие перенесено в первую половину 20 века, все начинается с новогоднего бала в честь нового столетия. Главного персонажа зовут не Жан Вальжан, а Анри Фортен и он не каторжник, а шофер. В главных ролях звезды французского кинематографа: Жан-Поль Бельмондо, Алессандра Мартинес, Анни Жирардо, Филипп Леотар и Жан Маре. Фильм удостоен «Золотого глобуса».

«Отверженные» (1998 г.)

Одна из первых полнометражных экранизаций романа Виктора Гюго, созданная не во Франции, от датского режиссера Билле Аугуста. Великолепный атмосферный фильм, с хорошей режиссурой, прекрасной работой гримеров и костюмеров, декораторов, достаточно близок к своему литературному источнику. Главные роли в нем исполнили известные голливудские звезды, в числе которых Ума Турман и Джеффри Раш, а Жан Вальжан - актер Лиам Нисон.

«Отверженные» (2000 г.)

В 2000 г. французский режиссер Жозе Дайан решил не ограничивать себя рамками одного художественного фильма и снял полноценный мини-сериал по мотивам романа «Отверженные» с аналогичным названием. Данная экранизация считается одной из лучших на данный момент во многом благодаря безупречно переданной на экране атмосфере Франции начала 19 века, а также игре актеров. В центре сюжета, как и полагается, Жан Вальжан. Образ героя на экране воплотил Жерар Депардье. Весьма в необычном для себя амплуа предстал в картине комедийный актер Кристиан Клавье, исполнив роль Тернардье.

«Отверженные» (2012 г.)

В 2012 г. на экраны вышел фильм британского кинорежиссера Тома Хупера, снятый в жанре мюзикла. Картина является полноценной экранизацией романа Гюго с довольно точной передачей событий, но в несколько необычной форме. Как и подобает голливудскому проекту, имеющему широкий размах, на роли главных персонажей проводился впечатляющий кастинг. Так, на роль Фантины рассматривали Марион Котийяр, Эми Адамс, Ребекку Холл и Кейт Уинслет, но в конечном итоге остановились на Энн Хэтэуэй.

Главные персонажи Жан Вальжан и Жавер (его антагонист) тоже не сразу обрели актеров. Так первоначально на роль полицейского утвердили Пола Беттани, но затем его заменил Рассел Кроу. Образ Жана Вальжана достался еще одному австралийскому актеру - Хью Джекману (на первом фото). Специально для съемок он изначально существенно сбросил вес и отрастил бороду, чтобы выглядеть наиболее убедительно в образе заключенного. За роль Вальжана он был номинирован на премию «Оскар».