Давид — самый узнаваемый силуэт. Статуя Давида во Флоренции – шедевр мирового скульптурного искусства Скульптурное изображение давида выполнил

Скульптора, живописца и по совместительству поэта Микеланджело Буонарроти.

Он является величайшим творцом и неподражаемым мастером эпохи Ренессанс, которая возводила человека на лидирующее место, делая его

Ярким примером, иллюстрирующим идею и течение той эпохи, является пятиметровая статуя Давида, ставшая символом всей Флоренской республики и являющаяся идеалом в искусстве Возрождения и человеческого гения.

Впервые шедевр архитектуры был представлен в сентябре 1504 года во Флоренции, на знаменитой площади Синьории. На сегодняшний день великое изваяние демонстрируется во Флоренской Академии изящных искусств.

Мужественность и сосредоточенность в лике Давида таит невероятное благородство и силу, а физическая красота отражается в могучем торсе, идеально спроектированных руках и ногах героя.

Статуя Давида была создана в 1501 году, когда автору необходимо было создать библейского героя из огромной мраморной глыбы, испорченной мастером Симоне. Потрясающее умение Микеланджело извлекать максимум выразительности из камня принесло свои плоды. После составления сотен набросков будущей скульптуры, изготовления глиняной модели статуи, преодоления тяжелых погодных условий и высокой конкуренции, гениальный скульптор создал поистине невероятный шедевр. было закончено в 1504 году.

Произведение изначально заложено в камне, основная задача - суметь извлечь его.

Давид — одна из самых известных скульптур в мире, работа великого итальянского художника и скульптора (1475-1564).

Скульптура Давида была выполнена в период 1501-1504 гг. Высота мраморной статуи составляет 5,17 м. Впервые была представлена публике 8 сентября 1504 года на площади Синьории перед дворцом Палаццо Веккьо во Флоренции. На этой площади скульптура стояла вплоть до 1873 года, после чего была заменена на копию. Оригинал статуи в настоящее время находится в Академии изящных искусств во Флоренции.

Статуя изображает обнажённого ветхозаветного царя Давида, который готовится к схватке с Голиафом. Молодой Давид, который стал царём Иудеи и Израиля, вступил в поединок с огромным воином Голиафом, который был потомком великанов (рефаимов). Давид победил Голиафа с помощью пращи, попав камнем ему в лоб, после чего отрубил ему голову. После данной победы израильские и иудейские войска изгнали со своей земли филистимлян. Именно этот ветхозаветный сюжет и решил увековечить в скульптуре Микеланджело. Здесь Давид готовится к схватке с воином, который превосходит его по силе, однако по всему виду он полностью сохраняет спокойствие. Мышцы Давида напряжены, а брови сдвинуты, что придаёт выражению его лица нечто устрашающее, и говорит о том, что каким бы ни был грозным его противник, сила духа Давида сломит все преграды. Через левое плечо герой перекинул пращу.

Интересно, что Микеланджело отошёл от установившихся тогда правил изображения героев уже после победы над врагом. Если в классическом виде того времени герои представили в торжественном образе, когда уже одержали победу, то Микеланджело совершил некое новшество, изобразив героя перед схваткой. Таким образом в скульптуре совместились сразу два образа. С одной стороны, все знают об исходе этой схватки, и скульптура выглядит торжественно. С другой стороны, Давид вызывает ощущение ожидания, некой интриги развязки событий, как будто та самая легендарная битва ещё не прошла, а только-только наступит.

Стоит также отметить, что скульптура Голиафа является символической. В этом образе Микеланджело изобразил не только ветхозаветную историю, но также отразил бытовавшие в те времена настроения. Считается, что под Голиафом, с которым должен сразиться Давид, здесь подразумеваются французский король Карл VIII и римский папа Александр VI Борджиа, которые пытались захватить город. «Давид» в этом смысле здесь выступает как образ легендарного защитника, который выйдет победителем даже из неравного поединка.

Сегодня «Давид» Микеланджело Буонарроти считается вершиной искусства скульптуры, а также величайшим шедевром искусства эпохи Возрождения.

Статуя Давида, созданная выдающимся итальянским скульптором Микеланджело Буонарроти на протяжении более пяти сотен лет поражает своим величием итальянцев и гостей Флоренции.

Эта статуя сделала имя для своего творца, который заработал щедрую оплату за ее многомесячное создание. За короткое время весь мир наполнился ее дубликатами, которые побили рекорд по количеству выпущенных экземпляров. Сегодня оригинальное сооружение, из белого мрамора вытесываемое руками Буонарроти можно увидеть в музеи Академии Изящных Искусств Италии.

Статуя стала символом свободы и силы для итальянского народа, разъединяемого в XV веке внутренними конфликтами и внешними войнами.

Истории создания

Эпоха Возрождения, подарившая миру новый взгляд на роль человека в науке и религии, соединила в себе античное видение, где главным персонажем художественной линии является человек, как венец природы. Поэтому статуя Давид, впитав в себя все эти качества, становится ее главным идеалом. Она создавалась в период расцвета Ренессанса, меняла мастеров и место расположения, страдала от природы и человеческого невежества, видела выдающихся личностей прошлого, которые отдаленно участвовали в ее судьбе.

Все началось в копях Каррары, где раздобыли мраморный блок грандиозных размеров. Это событие совпадает с желанием гильдии торговцев шерстью установить вокруг центрального храма каменных персонажей из Ветхого Завета. Им доверили благоустроить и украсить Санта Мария дель Фьоре, и они решили, что количество библейских статуй обязано ровняться двенадцати, символизируя особое отношение флорентийского народа к религии. По задумке все фигуры должны поражать своим размахом, создаваясь больших размеров. Полученный восхитительных габаритов шестиметровый материал был с первых дней предназначен для второго царя Израиля.

Давид — выдающийся библейский персонаж, который из обычного пастуха преодолел сложный путь на трон. Поразив первого воина главного врага израильского народа Голиафа из Гефа в сложном бою, он по сегодняшний день несет в своем имени победный дух. Парень часто изображается на исторических памятках, и неоднократно становится центральной фигурой в эпоху Возрождения. Юноша смог выносливостью и непоколебимой отвагой доказать свою причастность к царскому роду и является важным религиозным героем для многих людей из разных верований.

Созданная во Флоренции руками Микеланджело статуя «Давид» имеет интересную историю. Ее путь на центральное место государственной площади был тернист и извилист. Главной сложностью являлось решение вопроса с мастером готовым создать шедевр таких размеров. На территории собора уже стояли две работы по заказу гильдии, которые создавали Донателло и его помощник Агостино ди Дуччо, поэтому они стали первыми скульпторами, оценивающими материал и мысленно создающими будущий образ. После смерти мастера его подмастерье стал единственным кандидатом на роль творца, но он в 1466 году тоже отошел от дел. Необработанный материал попадает в руки Симоне из Фьезоле, его небольшие достижения по обтесыванию ног изрядно усложнили работу Микеланджело. Он неумелыми движениями оставил непоправимые следы на идеальном мускулистом теле мужчины и навсегда определил занимаемую героем позу. Скульптор умудрился проделать сквозную дыру царю между ног и изрезать инструментами мрамор так, что в некоторых местах следы до сих пор заметны.

На протяжении нескольких десятилетий до начала XVI века заброшенная гигантская глыба стояла, разрушаясь под природной стихией на открытой площадке. Довести начатое до конца предлагали многим талантливым личностям, в числе которых был уже получивший признание Леонардо да Винчи. Он в своем преклонном возрасте наравне с остальными не считал нужным заниматься доделыванием чужих недочетов и видел находящийся на протяжении сорока лет без защиты от природы материал испорченным.


Самой большой скульптурой Микеланджело стал «Давид». Высота его более 5 м. С тех пор это пятиметровое изваяние стало восприниматься как символ не только искусства Возрождения, но и человеческого гения в целом.

Микеланджело де Франческо де Нери де Миниато дель Сера и Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони, более известный как просто Микеланджело, родился 6 марта 1475 года в тосканском городе Капрезе в семье обедневшего флорентийского дворянина Лодовико Буонарроти. Мать Микеланджело Франческа ди Нери ди Миниато дель Сера рано вышла замуж и умерла от истощения частыми беременностями в год шестилетия сына. Лодовико Буонаротти не был богатым, и дохода от его маленького владения в деревне едва хватало на то, чтобы содержать множество детей. В связи с этим он вынужден был отдать юного Микеланджело кормилице, жене «скарпелино» из той же деревни, называвшейся Сеттиньяно. Там, воспитанный супружеской парой Тополино, мальчик научился разминать глину и владеть резцом раньше, чем читать и писать. В 1488 г. отец Микеланджело смирился с наклонностями сына и поместил его учеником в мастерскую к художнику Доменико Гирландайо. Он занимался там в течение одного года. Год спустя Микеланджело переходит в школу скульптора Бертольдо ди Джованни, существовавшую под патронажем Лоренцо де Медичи, фактического хозяина Флоренции. Медичи первым распознает талант Микеланджело и покровительствует ему. Приблизительно с 1490 до 1492 Микеланджело находится при дворе Медичи. Так начинался творческий путь великого итальянского художника.

В библейской истории Давида и Голиафа, Давид сначала надел кольчугу, потом латунный шлем, а затем опоясал себя мечом: он готовился к обычной битве на мечах с Голиафом. Но затем он остановился. «Я не могу ходить в этой амуниции, потому что я не привык к ней», - сказал он, и взял те пять гладких камней.

16 августа 1501 года 26-летний Микеланджело получил заказ от старосты цеха торговцев шерстью Флоренции (цеху было поручено следить за украшением соборного храма Санта Мария дель Фьоре) на изготовление скульптуры библейского царя Давида. Этому предшествовала следующая история.

Еще в XIV веке великий итальянский живописец Джотто, бывший одним из строителей флорентийского собора Санта Мария дель Фьоре, изобразил его с мраморными статуями на крыше. За 100 лет до «Давида» Микеланджело решено было осуществить давнюю мечту о статуях. Молодой Донателло высек из мрамора двухметрового «Давида». Скульптура показалась мала, и попечители собора продали ее флорентийскому правительству за ненадобностью. Для того чтобы поднять на высоту большие статуи Донателло и Брунеллески думали сделать их из легкого дерева, обитого для прочности металлом, и выкрасить под мрамор; предлагались и другие материалы. Сомнения и колебания продолжались на протяжении десятилетий. Наконец, флорентийцы понадеялись на мощь новой техники, и в середине XV века была заготовлена огромная мраморная глыба для первой фигуры. Заказ на большого «Давида» получил Агостино ди Дуччо. За всю жизнь он не создал ни одной статуи, только рельефы, но часто помогал Донателло в подобных работах. Он должен был только обтесать глыбу, а за дело взялся бы Донателло. Но Донателло умер, и глыба осталась лежать во дворе храма Санта Мария дель Фьоре много лет, постепенно теряя товарный вид под воздействием дождя и ветра. Назрела необходимость срочно спасать народное добро. Тут и подвернулся молодой скульптор Микеланджело, которого посоветовал отцам города Леонардо да Винчи.

Еще полвека спустя после изваяния «Давида» писатель и художник Джорджо Вазари описал всю историю создания скульптуры иначе. У Вазари в его «Жизнеописаниях» сказано, что глыба считалась испорченной, и Микеланджело выпросил ее как ненужную, а потом удивил готовой статуей. Добавлен даже анекдот о том, как глава Флорентийской республики попросил скульптора укоротить нос «Давида». Микеланджело притворился, что укорачивает, а правитель тут же сказал: «Теперь хорошо». Но все это лишь легенды.

Как только Микеланджело закончил своего «Давида», оказалось, что поднять его на крышу не удастся, попечители собора передали статую городу. Специальная комиссия, в которую входили Боттичелли и Леонардо да Винчи, нашла ей удачное место на площади перед Палаццо Веккьо – дворцом флорентийского правительства. Соорудили особый механизм для транспортировки статуи, и 8 сентября 1504 г. «Давид» был воздвигнут перед входом во дворец. Там он и простоял под открытым небом почти 4 века. В 1873 г. его перенесли в здание флорентийской Академии художеств, а на площади установили копию. Поставленный в центре Флоренции, «Давид» стал восприниматься как патриотический символ – образ защитника города. Дело в том, что к 1501 г., когда Микеланджело начал работать над статуей, граждане Флоренции одобрили новую республиканскую Конституцию, свергнув тиранию клана Медичи.

Принцип «из грязи в князи», часто встречающийся в американских биографиях, со временем получил две различные интерпретации. Версия XIX века делала упор на недостатки, которые компенсируются в будущем. Если ты хочешь подняться наверх намного лучше начать снизу: так ты получишь необходимые навыки и мотивацию для того, чтобы достичь успеха. В наши дни мы не учимся у бедности, мы избегаем её.

«Давид» стал самой большой скульптурой Микеланджело. Высота его более 5 м. С тех пор это пятиметровое изваяние стало восприниматься как символ не только искусства Возрождения, но и человеческого гения в целом. Статуя изображает обнажённого Давида, сосредоточенного на предстоящей схватке с Голиафом. Юноша готовится к бою с превосходящим его по силе врагом. Он спокоен и сосредоточен, но мышцы его напряжены. Брови грозно сдвинуты, в них читается нечто устрашающее. Через левое плечо он перекинул пращу, нижний кончик которой подхватывает его правая рука. Свободная поза героя - классический пример контрапоста - уже подготавливает смертоносное движение.

Едва ли в мире найдётся статуя, которая может сравниться с «Давидом» по количеству копий и слепков. Одна из копий стоит сейчас в итальянском дворике Пушкинского музея в Москве. Интересно, что гипсовая копия «Давида», установленная в лондонском музее Виктории и Альберта, была одно время снабжена съемным фиговым листочком на случай визитов королевы.

В конце XX века в Израиле отмечалось 3000 лет Иерусалиму. Юбилей очага трех мировых религий стал событием далеко не местного значения. Муниципалитет Флоренции решил подарить Иерусалиму копию «Давида» Микеланджело в натуральную величину. Международный этикет предписывает, что «дареному коню в зубы не смотрят». Но не тут-то было! Израильские раввины посмотрели и …обалдели: «А Давид-то голый! И к тому же необрезанный!» В Израиле, как известно, религия не отделена от государства. В стране существуют много религиозных политических партий и голос религиозных деятелей имеет далеко не последнее значение. Раввинов тогда поддержали духовные авторитеты палестинских арабов. Власти Израиля вынуждены были подчиниться религиозной волне. Подарок не был принят.

Тем не менее, 7 октября 2008 года на горе Сион в Иерусалиме все-таки был открыт памятник царю Давиду. Но это был уже другой «Давид» – современного российского скульптора Александра Демина. Отлитое из бронзы изваяние легендарного царя иудеев в одежде, в сидящем положении и с лирой в руках было получено израильскими властями в дар от российского благотворительного фонда Святителя Николая Чудотворца. Установку памятника царю Давиду в Иерусалиме благословил Патриарх Московский и всея Руси

Алексий II. На этот раз, чтобы избежать неприятных недоразумений, на всех этапах создания памятника царю Давиду лично присутствовал советник мэра города Иерусалима по вопросам искусства и дизайна Давид Сусанна.

Изваяние было установлено неподалеку от гробницы царя Давида, под стенами церкви Успения Богородицы и окнами комнаты, в которой состоялась Тайная Вечеря. Место для установки памятника было выбрано крайне удачно, можно сказать, аналогичное тому, на котором стоит памятник Георгию Жукову в Москве.

Памятник простоял три дня. 10 октября неизвестные вандалы надругались над ним. Вандалы отбили нос памятнику, испачкали его грязью и обрывками ваты, в бронзовую арфу кто-то воткнул банку из-под кока-колы. О постамент памятника били яйца, за ограду набросали мусор. Местные жители рассказывают, что акт вандализма был совершён ультраортодоксальными евреями. По словам известного иерусалимского гида Михаэля Короля, утром 11 октября, после совершения акта вандализма, около осквернённого памятника не было ни одного полицейского.

Можно только гадать, что стало бы с копией статуи необрезанного еврейского царя Давида Микеланджело, если бы мэрия Иерусалима приняла дар муниципалитета Флоренции.

Надо полагать, что в свете назревающей злобы дня и касательно символики, которую несет скульптура Давида работы Микеланджело, она подходит столице России больше, нежели Иерусалиму. Вот бы водрузить «Давида» Микеланджело на улицах Москвы!? Религиозной нетерпимости к искусству у граждан России, в отличие от граждан Израиля, вроде бы не наблюдается. Москва хоть и моложе Иерусалима, но тоже мировая столица. Как никак, а третий Рим. Москве не надо ждать дара муниципалитета Флоренции. У нее есть свой «Давид» – сто лет пылится в Пушкинском музее.

«Давид» Микеланджело легко вписался бы, например, в архитектурный ансамбль Охотного ряда, у фонтана около Большого театра, напротив памятника Карлу Марксу скульптора Льва Кербеля. У фонтана около Большого театра когда-то был разбит сквер, где тусовались московские гомосексуалисты. Микеланджело числится у них кумиром, наряду со многими другими гениями человечества. Однако главное функциональное предназначение «Давида» лежало бы в другой плоскости. Давид, вооруженный пращей, стал бы вечно напоминать основоположнику научного коммунизма, чтобы тот никогда больше не выпускал призрак на волю. А то можно и по лбу получить.