Для всех и обо всем. О чем поет шотландская волынка? Что объединяет духовые Шотландии

– музыкальный инструмент, состоящий из двух или трех игральных труб и одной для наполнения меха воздухом, а также имеющий воздушный резервуар, который делают из кожи животных, в основном из телячьей или козьей шкуры. Трубка с боковыми отверстиями служит для наигрывания мелодии, а две другие для воспроизведения полифонического звучания.

История появления волынки

История волынки уходит в глубину веков, ее прообраз был известен еще в древней Индии. Этот музыкальный инструмент имеет множество разновидностей, которые встречаются в большинстве стран мира.

Имеются доказательства, что во времена язычества на Руси славяне широко использовали этот инструмент, особенно популярен он был среди военных. Воины Руси использовали этот инструмент для того, чтобы войти в боевой транс. Начиная со средневековья и по сей день, волынка, занимает достойное место в среде популярных инструментов Англии, Ирландии, Шотландии.

Где была изобретена волынка и кем конкретно, современной истории неизвестно. До сей поры ведутся научные споры на эту тему.

В Ирландии первые сведения о волынках датируются X веком. Они имеют подлинное подтверждение, так как были обнаружены камни с рисунками, на которых люди держали инструмент походивший на волынку. Есть и более поздние упоминания.

По одной из версий, инструмент похожий на волынку, был найден 3 тысячи лет до н.э., на месте раскопок древнего города Ур.
В литературных произведениях у древних греков, например, в поэмах Аристофана датированных 400 годом до н.э., тоже есть упоминания о волынке.
В Риме исходя из литературных источников времен правления Нерона, имеются доказательства существования и использования волынки. На ней, в те времена, играл «весь» простой народ, даже нищие могли себе это позволить. Этот инструмент пользовался широкой популярностью, и можно с полной уверенностью сказать, что игра на волынке была народным хобби. В подтверждение этого имеется множество доказательств в виде статуэток и различных литературных произведений того времени, которые хранятся в Мировых музеях, например, в Берлинском.

С течением времени упоминания о волынке постепенно исчезают из литературы и скульптуры, перемещаются ближе к северным территориям. То есть возникает не только перемещение самого инструмента территориально, но и по классовой принадлежности. В самом Риме волынку предадут забвению на несколько веков, но затем она снова возродится в IX веке, что будет отражено в литературных произведениях того времени.

Есть несколько предположений, что родиной волынки является Азия, из которой и пошло её распространение по всему миру. Но это остается лишь предположением, ведь не существует прямых или косвенных доказательств этому.

Также игра на волынке была приоритетна у народов Индии и Африки, причем в массовой форме среди низших каст, что актуально и по сей день.

В Европе XIV века множество произведений живописи и скульптуры запечатлеют образы, отражавшие реальное применение волынки и её различных вариантов. А во время войн, например в Англии, волынка вообще была признана видом оружия, так как служила для поднятия боевого духа воинам.

Но до сих пор нет ясности в том, как и откуда пришла волынка, а также кто её создал. Сведения, которые представлены в источниках литературы, во многом разнятся. Но в то же время дают нам общие представления, опираясь на которые, можно лишь с долей скепсиса строить предположения об истоках создания этого инструмента и его изобретателях. Ведь основная масса литературных источников противоречат друг другу, так как в одних источникам говорится, что родина волынки Азия, а в других — Европа. Становится понятно, что воссоздать исторические сведения можно лишь при проведении глубоких научных исследований в данном направлении.

О чем поет шотландская волынка?

▼...Гэльская душа, - Все это гудение дрона и всхлипы чантера осмысленно звучат лишь на гэльском языке.
Вот что такое волынка для гэлов. Она звучит не столько в воздухе, сколько в их душах. Боюсь, что мы, англичане, не способны этого понять. Волынка может взволновать нас - как взволновала бы внезапная кавалерийская атака, - но вряд ли кто-нибудь из нас прослезится при ее звуках.
/из книги Генри Мортона "Шотландские замки"/


В Шотландии говорят, что в звучании волынки должны сочетаться голос человека с голосом животного и слышно ее должно быть за три мили.
Древние шотландцы, как и представители других культур, использующих волынку, с незапамятных времен были заворожены ее долгим и непрерывным звуком.
До нас дошли сказки о волынщиках с острова Скай - клане Мак Криммон, о волшебной волынке и о пещере, где до сих пор можно слышать ее звуки.

Kate Elizabeth Oliver Portrait of Charles Higgins, in Highland dress. 1939

Волынка – один из старейших музыкальных инструментов. Кто, где и когда изобрел этот необычный инструмент - неизвестно. Следы теряются в глубине веков.
На волынках играли древние ассирийцы, египтяне и греки, что отображено в каменных барельефах тех времен.
Одни источники говорят, что волынка родом из Юго-Западной Азии, есть предположения о ее египетском и греческом происхождении.
Упоминания волынок можно встретить и в античной исторической литературе.
Своими громогласными протяжными звуками волынка поднимала дух римских воинов и была одним из любимых инструментов Нерона.
По свидетельству Гая Светония Транквилла, император мечтал о том времени, когда в один и тот же день ему довелось бы сыграть на флейте и волынке, а затем выступить в качестве актера.
Также есть версия, что на Британские острова волынку завезли римляне.
Эта сумкодудка (англ. bagpipe) известна у многих народов под разными именами: гайта, дуда, дудельзак, коза, сарнай, чимпой, шувыр и др.
Тем не менее, шотландцы считают волынку своим национальным инструментом.

Piper to the Laird of Grant by Richard Waitt, 1714

Слово "волынка" употребляется даже в Библии.
"Как только услышите звуки рожков, свирелей и цитр, арф, лютней и волынок и других инструментов, падите ниц и молитесь на золотую статую, которую поставил царь Небукаднезар" (из книги пророка Даниила, 3,5).

У разных народов волынки различаются материалом, размерами, количеством трубок и в зависимости от этого звучанием и тембром.
Мехи могут делать из ткани, вдувалку – из металла и кости, чантеры – из дерева, птичьей кости, тростника или олова, а раструбы – из коровьего рога и бересты.
Громкость некоторых басовых волынок достигает 100 децибелов.
Шотландская волынка сегодня самая известная, самая популярная и самая громкая.
Благодаря рослым, рыжим и колоритным парням в килтах инструмент под названием «пиб моор», он же волынка, стал настоящим символом шотландской державы.

Бесчисленными нитями связаны звуки волынки с душой шотландцев, с их горестями и радостями.
В старину волынщики играли медленные, протяжные мелодии пиброх, услаждая слух горцев и пастухов.
На пирах в замках королей, на народном гулянье без волынки не обходилось.
В Средние века ее использовали кланы горцев как ритуальный и сигнальный инструмент.
Вся история Шотландии - это история борьбы народа за свободу, за возможность сохранить свои традиции, привычки, нравы, быт.
В этой борьбе закалился упорный характер горного народа. Под звуки волынки шотландцы ходили в бой за свою независимость.
Яркое, резковатое звучание инструмента пробуждало силы воинов, вселяло мужество и веру, необходимую для победы.

Римляне так и не смогли подчинить Шотландию. В XI веке сложилось Шотландское королевство.
Английские короли долго пытались завоевать горную страну, но шотландцы, упорный и упрямый народ, в течение многих веков противостояли англичанам.
Шотландские армии вели в бой волынщики и для англичан звук волынок стал ассоциироваться со звуками битвы.
Волынщик был подобен знамени полка, и, по традиции, пока он был жив, шотландцы не сдавались. Впрочем, играли на волынке и в мирное время.

Большая шотландская волынка получила свое развитие в XVI-XIX веках на северо-западе Шотландии.
В средние века шотландская волынка применялась как функциональный инструмент.
В кланах шотландских горцев существовала специальная должность «клановый волынщик». В обязанности кланового волынщика входило звуковое сопровождение всех церемоний и событий (в т. ч. ритуальных), торжественных дат, сходов калана и различных бытовых сигналов.

По легенде, во время якобитского восстания 1745 года шотландский герой принц Чарльз Стюарт въехал в Эдинбург во главе парада из ста волынщиков.
В 1746 году принц Чарльз потерпел поражение в битве с англичанами около местечка Каллоден.
После подавления восстания английский парламент специальным актом запретил носить килт, использовать тартан и играть на волынке(признанной не больше и не меньше, чем оружием), уничтожая тем самым клановую систему и вековые традиции.
Запрет этот был снят только через полвека.
По иронии судьбы большое количество горцев было завербовано в британскую армию, которая охотно использовала волынку.
Создание шотландских частей в составе регулярной британской армии спасло волынку от забвения. Созданные в 1757 году шотландские полки имели своих волынщиков, воодушевляя армию в походах и сражениях.

И сегодня в Шотландии созданы целые военные оркестры волынщиков, исполняющие военные, народные и танцевальные мелодии в сопровождении барабанов. Шотландцы любят пение, танцы.
На народных праздниках, как и много веков назад, звучит музыка, исполняемая на волынках.

▼ Теперь немного о волынщике Второй Мировой.
Билл Миллин (William "Bill" Millin) 1922-2010 г.

Во время Второй Мировой войны применение волынок в армии было ограничено тылом. Это был приказ Анлийского Военного Штаба.
Но лорд Ловат, командир Миллина, приказал ему играть невзирая на это: "Мы с тобой - шотландцы, поэтому к нам распоряжения англичан не относится".

Старые военные фотографии, где запечатлён Миллин.

22-летний Билл Миллин принимал участие в высадке в Нормандии (в самый опасный первый день) поддерживая наступающих солдат игрой на волынке.
Его непосредственный начальник Лорд Ловат сказал военному музыканту, что вторжение союзников будет самым значимым во всемирной истории всех войн и приказал Миллину играть не переставая, во что бы то ни стало.

"Он сказал, что берет ответственность на себя и приказал мне играть - и я играл даже тогда, когда вокруг падали сраженные пулями солдаты" - рассказывал потом Миллин.

В то время как вокруг Миллина падали убитые люди, он исполнял в полный рост "Паренек с шотландских гор" и "Дорога к островам" во время высадки десанта на пляже. Остался в живых.
Позже он сам рассказывал, что спрашивал у немецких снайперов, захваченных в плен, почему они по нему не стреляли (такая прекрасная мишень), те ответили, что решили, что парень просто сошел с ума.
В 2010 году в честь Билла Миллина в Нормандии была воздвигнута Статуя Волынщика.

Шотландская большая волынка или как ее еще называют горная, является самой распространенной волынкой в мире. Многие абсолютно уверены в том, что такой инструмент, как волынка – шотландское изобретение. Но на самом деле она пришла на территорию Европы с Востока.

История волынки насчитывает порядка нескольких тысячелетий. Она была известна еще во времена античности. Первый музыкальный инструмент, который назвали волынкой, был найден при раскопах древнейшего города Ур в царстве Шумер.

Большая или горная волынка начала свое развитие в 16 – 19 веках на территории северо-западной Шотландии. В те далекие века волынка использовалась в качестве функционального инструмента. У горцев Шотландии тогда существовала должность «клановый волынщик». В его обязанности входило звуковое сопровождение всех торжеств и событий, в том числе и ритуальных процессий. Тогда же стали проводить первые соревнования по исполнительскому умению среди волынщиков.

В давние времена музыканты, играющие на волынке, воспроизводили протяжные мелодии с тяжело уловимой формой. Такой вид музыкальных произведений получил название «Piobaireachd» («Пиброх»). На сегодняшний день он является хрестоматийным материалом, который когда-либо был написан для данного музыкального инструмента. Позже были придуманы различные танцевальные и маршевые формы, предназначенные для большой волынки.

Также звуки издаваемые волынкой, в давние времена, использовались для устрашения врагов и поднятия духа горцев из Шотландии. Поэтому в течение продолжительного времени волынка была под строжайшим запретом Английского Королевства.

Мировую популярность большая горная шотландская волынка приобрела во второй половине 20 века. Стали организовываться оркестры, как в странах Британского доминиона, так и в других государствах. Такие оркестры носят названия пайп бэнды (оркестры волынщиков). Пайп бэнды появились даже в Японии и Арабских Эмиратах.

Такое развитие популярности волынка получила после проведения международного фестиваля духовых оркестров Edinburgh Military Tattoo. Данный фестиваль проводится с 1947 года, каждый год. Проводится он в Шотландии на территории Эдинбургского замка.

Кроме этого, шотландская волынка приобрела популярность благодаря военному оркестру Royal Scots Dragoon Guards Pipes & Drums, состоящему из шотландских волынщиков.

Большая шотландская волынка прошла длинный путь эволюционного развития. Со временем менялось устройство, внешний вид, лад и тональности инструмента.

На данный момент, широко распространен такой вид волынки: си бемоль мажорный чантер миксолидийского лада и три дрона, устремлённых в небо.

В Баку - столица Азербайджана, прошла встреча Ассоциации музыкальных музеев и коллекций. Участие в ней приняли представители и руководители музеев музыкальной направленности из стран СНГ и России. Национальный музей Адыгеи

Группа My Bloody Valentine на собственно странице в социальной сети Facebook официально объявила о том, что работы над новой пластинкой подошли к своему завершению. На данный момент неизвестно, когда именно

Как же все – таки приятно проснуться утром и начать свой завтрак вместе со свежеиспеченным хлебом, который вы приготовили исключительно своими собственными руками. А красиво нарезанный хлеб позволит вам улыбнуться

История шотландской волынки

Шотландская волынка – самая популярная и узнаваемая волынка в мире. При упоминании о волынке или волынщике, как правило, в первую очередь представляется именно шотландский волынщик в клетчатом килте. Такой образ неразрывно связан с распространением шотландской культуры во всем мире.
Шотландская волынка и чертополох - символы этого маленького, но гордого государства с их девизом, отображающим одну из сторон национального характера шотландцев: «Nemo me impune lacessit» что в переводе с латыни обозначает: «Никто не тронет меня безнаказанным».
Волынка оказалась в Шотландии примерно в 13-14 веках.
К этому времени она была уже широко известна в городах Европы, Англии и Ирландии.
Появившись в городах Шотландской равнины (lowlands), волынка прочно вошла в жизнь людей. Волынщики - это менестрели, выступающие на всевозможных праздниках, ярмарках и свадьбах. В некоторых городах волынщики получают зарплату из казны города – одна из их функций утром и вечером проходить по городу, играя на волынке, возвещая о начале и конце рабочего дня. Искусство игры на волынке в Лоулэндс процветает вплоть до 1560 года, когда после шотландской реформации священство запрещает игру на многих музыкальных инструментах, включая волынку, объявив их дьявольскими.
В горной местности (Highlands) развитие волынки происходит несколько иным путем. Именно в хайландс волынка эволюционирует и становится национальным инструментом шотландских горцев. Любое действие, будь то праздник, свадьба, или битва сопровождается звуками волынки. Волынщик в клане очень ценится и имеет привилегии по отношению к другим членам клана, профессия же передается из поколения в поколение. Одни из самых известных наследственных волынщиков - МакКриммоны (McCrimmons). Они служили клану Маклеод из Данвегана (Macleod of Dunvegan). МакКриммоны открывают колледж на острове Скай и там обучают игре на волынке.
В 1746 году происходит историческая битва при Каллодене (battle of Culloden). Шотландцы выступают под предводительством Чарльза Эдуарда, в народе прозванного красавчиком Чарли. В основном это представители кланов и шотландское дворянство. Сражаясь за независимость Шотландии от Англии, они терпят сокрушительное поражение, и с этого момента для шотландцев начинаются темные времена. Правительство Англии, а именно Георг II принимает жестокие меры, направленные на уничтожение Гэльской культуры и искоренение клановой системы в Шотландии. Выходит закон, запрещающий шотландцам облачаться в килт. Также запрещается носить любое оружие, иметь при себе волынку и тем более играть на ней. За ослушание грозит ссылка и каторжные работы. На деле все происходит гораздо прозаичнее – английским патрульным дается приказ убивать местных жителей, одетых в национальную одежду.
Хуже всего приходится шотландцам, живущим далеко в горах – они просто ничего не знают про эти запреты. Некоторым же шотландцам просто не во что переодеться – имея всего лишь один килт, они не могут себе позволить никакой другой одежды.
Только в 1782 году гонения уменьшаются, и закон перестает действовать. Почти за полвека очень многое из музыкального и культурного наследия страны утеряно. Восстановление происходит по крупицам.
В 19-м веке шотландская волынка появляется в британской армии. Шотландские полки, участвующие в кампаниях проводимых Британской империей, сражаются под звуки шотландской волынки. Играя, волынщики идут первыми и ведут за собой солдат. Звуки волынки, летящие на несколько километров вперед, пугают и заставляют нервничать противников и ободряют наступающих шотландцев.
Но, будучи легкой мишенью, волынщики очень часто погибают.
Со временем выходит закон, по которому волынщики не должны идти впереди армии.
В наше время шотландская волынка получила колоссальное развитие во всем мире. Соединенные штаты Америки, Канада, Новая Зеландия и Австралия – во всех этих странах шотландская волынка нашла свой второй дом. Волынка была также удочерена и многими восточными и африканскими странами: Индия, Пакистан, Саудовская Аравия, Таиланд, Оман, Бахрейн, Иордания….Национальная музыка некоторых из этих стран была адаптирована для исполнения на шотландской волынке.
В России же волынка появилась сравнительно недавно и уже завоевала любовь публики. Волынку можно услышать на выступлениях не только музыкальных коллективов, исполняющих традиционную музыку Шотландии, но также групп, играющих в других жанрах – поп, рок, джаз. В 2008 году в Москве на Красной Площади состоялся первый фестиваль военных оркестров «Кремлевская Зоря». В нем приняли участие волынщики из многих стран мира. Сводный оркестр волынщиков и барабанщиков, состоящий из 350 музыкантов, исполнил традиционную шотландскую музыку, а в завершение выступления прозвучало попурри на русские народные песни.

При написании текста использовались материалы книг:
«Шотландия. Мистическая страна кельтов и друидов» Автор: Ирина Донскова
«The Clans, Septs and Regiments of the Scottish Highlands 1934» Авторы: Frank Adam, Thomas Innes
«The bagpipe: the history of a musical instrument»

Статья взята с сайта Евгения Лапекина

В Шотландии говорят, что в звучании волынки должны сочетаться голос человека с голосом животного и слышно её должно быть за три мили. Древние шотландцы, как и представители других культур, использующих волынку, с незапамятных времен были заворожены её долгим и непрерывным звуком. До нас дошли сказки о волынщиках с острова Скай - клане Мак Криммон, о волшебной волынке и о пещере, где до сих пор можно слышать её звуки...

Волынка - древний язычковый духовой инструмент. Эта сумкодудка (англ. bagpipe) известна у многих народов под разными именами: гайта, дуда, дудельзак, коза, сарнай, чимпой, шувыр и др. Тем не менее, шотландцы считают волынку своим национальным инструментом.

Шотландская волынка сегодня самая известная, самая популярная и самая громкая. Она развивалась в XVI–XIX веках в горных районах и на западных островах Шотландии и представляет собой воздушный резервуар (мех) из козьей или овечьей шкуры, в который вделаны маленькая трубка для нагнетания воздуха, игровая трубка чантер с пищиком и девятью игровыми отверстиями для исполнения мелодии и три бурдонные трубки для непрерывно тянущихся и не изменяющихся по высоте звуков. При игре волынку держат перед собой или под мышкой. Музыкант вдувает воздух через специальную трубку и, нажимая локтем левой руки на резервуар, заполненный воздухом, правой начинает играть на игровой трубке. При перерывах в нагнетании воздуха волынщик прижимает мех к корпусу, и звучание продолжается.

Кто, где и когда изобрел этот необычный инструмент - неизвестно. Следы теряются в глубине веков. Одни источники говорят, что волынка родом из Юго-Западной Азии, другие - что волынку изобрели в Индии, для того чтобы на ней играть и петь одновременно. Есть предположения о её египетском и греческом происхождении. Первые исторические сведения относятся к Риму первого века нашей эры: на волынке играл небезызвестный император Нерон. Также известно, что на Британские острова волынку завезли римляне.