Древнейшие исторические народы на территории крыма. Крым: население городов и этнический состав. в лагере Дария

Уникальное географическое положение и удивительная природа полуострова Крым позволили ему стать домом для множества народов, сменявших друг друга или соседствовавших на протяжении всей человеческой истории. Земледельцы находили здесь плодородные земли, кочевники-скотоводы — обширные горные и равнинные пастбища, купцов и торговцев привлекали удобные морские гавани на пересечении великих торговых путей. Поэтому национальный состав крымского населения почти всегда был — да и поныне остаётся — пёстрым.

Первые жители

Самые древние стоянки первобытных людей, обнаруженные археологами на полуострове, относятся к раннему палеолиту, их возраст около 300 тысяч лет.
Первым населявшим Крым народом, чьё название сохранилось в ассирийских, греческих и иудейских летописях, были киммерийцы — племена индоевропейского происхождения, пришедшие в Крым, по-видимому, из степей примерно пять тысяч лет назад. Этот воинственный народ упоминается в Библии как «народ Гомер». От его названия, по некоторым версиям, произошли грузинское слово «гмири» — «богатырь», и русское «кумир».

Киммерийцы населяли преимущественно долины, а в горах в это время обитали племена тавров. Их этническая принадлежность неясна: вероятно, это греческое название было собирательным для группы разных, возможно, неродственных племён, часть из которых была потомками первобытных людей, населявших Крым со времен раннего палеолита, а часть — пришлыми из других мест.

Первые достоверные археологические свидетельства, говорящие об освоении степной части Крыма скифами-кочевниками, датированы VII веком до н.э. Представители европеоидной расы (язык их принадлежал к группе индоевропейских языков), скифы несколько сотен лет господствовали в Азии и Европе, но затем были побеждены и изгнаны с части своих земель. К началу нашей эры скифы почти полностью смешались с племенами тавров, и народ стал называться «тавроскифами».

Греки и римляне

Цивилизацию в Крым в VIII-VI столетиях до н.э. принесли эллины (греки) — кочевавшие по морю обедневшие, безземельные младшие сыновья аристократов. Они основали города-полисы: Пантикапей и Тиритаку, Херсонес Таврический, Керкинитиду (сейчас соответственно Керчь, Севастополь, Евпатория), Феодосию — этот город сохранил своё греческое название.

Приблизительно за 300 лет до начала новой эры скифские поселения были сметены нашествием сарматов с востока. Неукрепленные греческие посёлки, очевидно, также были уничтожены, сохранились только города-крепости. Греки, которые проживают в Крыму на сегодняшний день, происходят не от первых эллинов-колонизаторов, они являются преимущественно потомками солдат Греческого батальона, участвовавшего в Крымской войне, а затем расселённого близ Балаклавы.

В первом столетии до н.э. Крым захватывают римляне и фракийцы, и он становится восточной окраиной Римской империи. Римлянами были возведены крепости Алустон и Гурзувиты (сегодняшние Алушта и Гурзуф). В V веке от Восточной Римской империи Крым «по наследству» достаётся Византии.

Средневековье

Во времена раннего Средневековья Крым одновременно или поочерёдно населяли готы, гунны, хазары, печенеги, иудеи (давшие начало караимам и крымчакам), и множество других народов, в этот же период здесь впервые ненадолго появлялись славяне.

В XII-XV веках Крым осваивают итальянские купцы — генуэзцы, пизанцы, венецианцы. Их вклад в формирование этнического состава населения полуострова оказался очень существенным: у крымчаков до сих пор встречаются итальянские фамилии.

Тюркские народы

В начале XIII века Крым захватывает войско Чингисхана, и он становится улусом Золотой Орды. Затем, с 1475 г., после падения татаро-монгольского государства, Крымское ханство переходит в подчинение Османской империи. Основное население Крыма в этот период — тюркское, именно тогда из потомков печенегов, половцев, татар, хазар формируется крымскотатарский этнос, долгое время — больше трёх веков — являвшийся самым многочисленным на полуострове.

Славяне

После вхождения полуострова в 1783 г. в Российскую империю большая часть татар и турок покидает полуостров, переселяясь в Турцию, а Крым всё больше заселяют славяне, в основном русские и украинцы. Примерно тогда же начинает увеличиваться количество евреев-ашкеназов. Этнический состав всё больше приближается к современному.

Сегодня в Крыму живут представители 125 народов, из них 70 считаются основными: то есть и в сельской, и в городской местностях проживает хотя бы одна семья этой национальности — как минимум один мужчина и одна женщина, — и хотя бы 5% представителей данного этноса считают родным его язык.

Самым многочисленным народом являются русские (58% населения), за ними идут украинцы (24%), крымские татары (12%), белорусы (около 1,5%). Менее 1% населения — но довольно многочисленные группы — составляют татары, армяне, евреи, молдаване, поляки, азербайджанцы.

Таким образом, Крым всегда был и остаётся многонациональным. И как бы непросто иногда ни складывались отношения между некоторыми народами, места на этом маленьком полуострове должно хватить всем.

0

Наша Родина - Крым
...В пределах России нет другой страны, которая бы жила такой долгой и такой интенсивной исторической жизнью, причастная эллинской средиземноморской культуре во все века своего существования...
М. А. Волошин

Крымский полуостров -- "природная жемчужина Европы" -- в силу своего
географического положения и уникальных природных условий с античных времен
являлся перекрестком многих морских транзитных дорог, соединявших различные
государства, племена и народы. Наиболее известный "Великий шелковый путь"
проходил через Крымский полуостров и связывал Римскую и Китайскую империи.
Позднее он соединял между собой воедино все улусы монголо-татарской империи
и сыграл значительную роль в политической и экономической жизни народов,
населявших Европу, Азию и Китай.

Наука утверждает, что примерно 250 тыс. лет тому назад на территории Крымского полуострова впервые появился человек. И с этого времени, в разные исторические эпохи на нашем полуострове проживали, сменяя друг друга различные племена и народы, существовали разного устройства государственные образования.

Многим из нас приходилось сталкиваться с названиями "Таврика", "Таврида", которые использовались и продолжают использоваться по отношению к Крыму. Появление этих географических названий имеет прямое отношение к народу, который по-праву может считаться крымским аборигеном, поскольку вся его история от начала и до конца неразрывно связана с полуостровом.
Древнегреческое слово "tauros" переводится как "быки". На этом основании делался вывод, что греки назвали так местных жителей, поскольку у них существовал культ быка. Выдвигалось предположение, что крымские горцы называли себя каким-то неизвестным словом, созвучным греческому слову "быки". Тавром греки именовали горную систему в Малой Азии. Осваивая Крым, эллины, по аналогии с Малой Азией, назвали Тавром и Крымские горы. От гор получил свое наименование живший в них народ (тавры), а также полуостров (Таврика), на котором они располагались.

Античные источники донесли до нас скупые, сведения о древних обитателях Крыма - киммерийцах, таврах, скифах, сарматах. Основным населением Крыма, особенно гористой части, античные авторы называют тавров. Самым же древним народом, письменно зафиксированным в Крыму и причерноморских степях, были киммерийцы; они жили здесь на рубеже II-I тысячелетий до н.э., причем прямыми их потомками некоторые ученые считают именно тавров. Приблизительно в VII-VI ст. до н.э. киммерийцев вытеснили скифы, потом скифов вытеснили сарматы, при этом остатки сначала киммерийских, потом таврских и скифских племен, как думают исследователи, отходят в горы, где еще долго хранят свою этнокультурную самобытность. Около 722 года до н. э. скифы были изгнаны из Азии и основали новую столицу, Неаполь Скифский, в Крыму на реке Салгир (в черте современного Симферополя). "Скифский" период характеризуется качественными изменениями в составе самого населения. Данные археологии показывают, что после этого основу населения северо-западного Крыма составляли народности, пришедшие из Приднепровья. В VI – V веках до н. э., когда в степях хозяйничали скифы, на побережье Крыма основали свои торговые колонии греки.

Заселение греками Причерноморья происходило постепенно. Заселялось в основном морское побережье, причем местами плотность расположения небольших поселений была довольно высокой. Иногда поселения находились в прямой видимости одно от другого. Античные города и поселения были сосредоточены в районе Боспора Киммерийского (Керченский полуостров) с наиболее крупными городами Пантикапей (Керчь) и Феодосия; в районе Западного Крыма - с основным центром Херсонесом (Севастополь).

В период средневековья в Таврике появляется немногочисленная тюркская народность - караимы. Самоназвание: карай (один караим) и карайлар (караимы). Таким образом, вместо этнонима "караим" более правильно говорить "карай". Большой интерес вызывают их материальная и духовная культура, язык, быт и обычаи.
Анализируя имеющиеся антропологические, лингвистические и другие данные, значительная часть ученых видит караимов как потомков хазар. Этот народ расселился, в основном, в предгорной и горной Таврике. Своеобразным центром являлось поселение Чуфут-Кале.

С проникновением монголо-татар в Таврику происходит целый ряд изменений. Прежде всего это касалось этнического состава населения, который претерпевал большие изменения. Наряду с греками, русскими, аланами, половцами на полуострове в середине XIII века появляются татары, в XV веке - турки. В XIII веке начинается массовое переселение армян. В то же время на полуостров активно устремляются итальянцы.

988 г. киевский князь Владимир и его дружина приняли в Херсонесе христианство. На территории Керченского и Таманского полуостровов было образовано Тмутараканское княжество с киевским князем во главе, просуществовавшее до XI - XII вв. После падения Хазарского каганата и ослабления противостояния Киевской Руси и Византии походы русских дружин в Крым прекратились, а торговые и культурные связи между Таврикой и Киевской Русью продолжали существовать.

Первые русские общины стали появляться в Судаке, Феодосии и Керчи в средние века. Это были купцы и ремесленники. Массовое переселение крепостных крестьян из центральной России началось с 1783 года после присоединения Крыма к империи. Солдаты-инвалиды и казаки получали земли для свободного поселения. Строительство железной дороги в конце XIX в. и развитие промышленности также вызывало приток русского населения.
Сейчас в в Крыму проживают представители более 125 наций и народностей, основную часть составляют русские (более половины), затем украинцы, крымские татары (их число и доля в населении быстро растет), значительна доля белорусов, евреев, армян, греков, немцев, болгар, цыган, поляков, чехов, итальянцев. Малочисленны, но по-прежнему заметны в культуре малые народы Крыма - караимы и крымчаки.

Вековой опыт народностей приводит к выводу:
Давайте жить дружно!

Анатолий Матюшин
Никаких не открою секретов,
Идеального общества нет,
Если-б мир состоял из эстетов,
Может быть и нашёлся б ответ.

Почему неспокойно так в мире,
Много злобы и всякой вражды,
Мы соседи в огромной квартире,
Не скатиться бы нам до беды.

Взять оружие в руки не дело,
Обо всех угнетённых скорбя,
Не стараться других переделать,
Может просто улучшить себя?.

Для того чтоб чего-то улучшить,
Я хотел бы людей убедить,
В мире б стало немного получше,
Надо просто всем вместе дружить!!.

Население. Этническая история Крыма

Население Крыма, включая Севастополь, составляет около 2 миллионов 500 тысяч человек. Это довольно много, его плотность превышает средние показатели, например, для республик Прибалтики в 1,5 - 2 раза. Но если учесть, что в августе на полуострове находятся одновременно до 2 миллионов приезжих, то есть население в целом удваивается и в отдельных районах побережья достигает плотности самых обжитых районов Японии - свыше 1 тысячи человек на квадратный километр.

Сейчас в населении основную часть составляют русские, затем украинцы, крымские татары (их число и доля в населении быстро растут), значительна доля белорусов, евреев, армян, греков, немцев, болгар, цыган, поляков, чехов, итальянцев. Малочисленны, но по-прежнему заметны в культуре малые народы Крыма - караимы и крымчаки.

Языком межнационального общения продолжает оставаться русский.

Этническая история Крыма очень сложна и драматична. С уверенностью можно сказать одно: никогда национальный состав полуострова не был однообразным, особенно в его горной части и приморских районах.

Говоря о населении Таврических гор, римский историк Плиний-старший еще во II веке до нашей эры замечает, что там живут 30 народов. Горы и острова нередко служат убежищем для реликтовых народов, когда-то великих, а затем сошедших с исторической арены для мирной и размеренной жизни. Так было с воинственными готами, покорившими почти всю Европу и затем растворившимися в ее просторах уже в начале средних веков. А в Крыму поселения готов сохранялись до XV в. Последнее напоминание о них - село Кок-Козы, то есть Голубые глаза (сейчас село Соколиное).

Живут в Крыму караимы - небольшой народ с самобытной и яркой историей. С ней вы сможете познакомиться в "пещерном городе" Чуфут-кале (что значит Иудейская крепость, караимизм - одна из ветвей иудаизма). Караимский язык относится к кыпчакской подгруппе тюрских языков, но образ жизни караимов близок к еврейскому. Кроме нашего края, караимы живут в Литве, это потомки личной гвардии литовских великих князей, а также на западе Украины. К историческим народам Крыма относятся крымчаки. Этот народ подвергся геноциду в годы оккупации.

Иудейские купцы появились в Крыму еще в I веке н. э., к этому времени относятся их захоронения в Пантикапее (нынешней Керчи). Еврейское население области вынесло суровые испытания в годы войны и понесло огромные потери. Сейчас в Крыму, в основном, в городах и больше всего в Симферополе, проживает около 20 тысяч евреев.

Первые русские общины стали появляться в Судаке, Феодосии и Керчи в средние века. Это были купцы и ремесленники. Более раннее (в IX и X вв.) появление дружин новгородского князя Бравлина и киевского князя Владимира было связано с военными походами.

Массовое переселение крепостных крестьян из Центральной России началось с 1783 г. - после присоединения Крыма к империи. Солдаты-инвалиды и казаки получали земли для свободного поселения. Строительство железной дороги в конце XIX в. и развитие промышленности также вызывало приток русского населения.

В советские времена в Крыму имели право поселяться отставные офицеры и люди, поработавшие на Севере, поэтому в крымских городах, как уже отмечалось, очень много пенсионеров (конечно, не только русских).

После развала СССР русские в Крыму не только не утратили интерес к своей самобытной культуре, но, как и другие народы, населяющие полуостров, создали свое общество - Русскую культурную общину, всячески поддерживают связь со своей исконно-исторической родиной - Россией, в т.ч. и через созданный Фонд "Москва - Крым". Находится Фонд в Симферополе на ул. Фрунзе, 8. Выставки, встречи с соотечественниками, празднования объединяющих народы дат - далеко не полный перечень мероприятий, проводящихся в стенах прекрасно оборудованного здания. Ячейка Фонда - Русский культурный центр способствует укреплению культурных связей Крыма и России. Широко отмечается в Крыму "блинная неделя" - масленица. Поистине праздник славянской кухни - здесь и русские и белорусские блины, и украинские млинци - со сметаной, с медом, вареньем и даже,.. с икрой. Оживился интерес к православию, и церкви сейчас и нарядны, и многолюдны. Жаль только, что русских ресторанов, где стиль был бы выдержан во всем, нет, да и просто русской печи не сыщешь.

Украинцы в довоенных переписях населения объединены с русскими. А вот в переписях конца XIX в. они занимают 3 - 4 место. Украина имеет тесные связи с полуостровом еще со времен Крымского ханства, чумацкие обозы с солью, взаимная торговля в мирное время и столь же взаимные набеги в военное - все это служило перемещению и перемешиванию людей, хотя, конечно, основной поток украинских поселенцев пошел в Крым только в конце XVIII в., а максимума достиг в 50-х годах нашего столетия (после присоединения Хрущевым Крыма к Украинской Советской Социалистической Республике).

Немцы, в том числе выходцы из Швейцарии, поселились в Крыму при Екатерине II и занимались, по большей части, сельским хозяйством. Сохранилось здание лютеранской церкви и школы при ней в Симферополе (ул. Карла Либкнехта, 16), построенное на частные пожертвования. В советское время немцы-колонисты образовали несколько колхозов, которые славились высокой культурой земледелия и особенно животноводства; немецким колбасам на крымских рынках не было равных. В августе 1941 г. немцы были выселены в Северный Казахстан, и их деревни в Крыму больше не восстанавливались.

Болгары селились на полуострове, как и греки, с островов Эгейского моря, спасаясь от турецкого ига в годы войн последней четверти XVIII в.. Именно болгары завезли на полуостров казанлыкскую розу, и сейчас наш Крым является ведущим в мире производителем розового масла.

Поляки и литовцы попадали в Крым после разгромов национально-освободительных восстаний XVIII - XIX вв. как ссыльные. Сейчас поляков, включая потомков и более поздних поселенцев, около 7 тысяч человек.

Огромную роль в истории Крыма сыграли греки, появившиеся здесь еще в античную эпоху и основавшие колонии на Керченском полуострове, в Юго-Западном Крыму, в районе Евпатории. Численность греческого населения на полуострове менялась в различные эпохи. В 1897 г. их было 17 тыс. человек, а в 1939 - 20,6 тыс.

Давнюю историю в Крыму имеют армяне. В Средневековье они составляли вместе с малоазийскими греками, так же покинувшими родину под натиском турок, основное население Юго-западного Крыма, а также городов в Восточном Крыму. Однако их потомки расселены сейчас в Приазовье. В 1771 г. 31 тысяча христиан (греки, армяне и другие) вышла под сопровождением русских войск из крымского ханства и основала новые города и села на северном берегу Азовского моря. Это город Мариуполь, город Нахичевань-на-Дону (часть Ростова). Памятники армянского зодчества - монастырь Сурб-Хач в районе Старого Крыма, церковь в Ялте и другие можно посетить с экскурсией или самостоятельно. Армянское камнерезное искусство оказало заметное влияние и на архитектуру мечетей, мавзолеев, дворцов Крымского ханства.

Уже после присоединения нашего края к России армяне жили по большей части в Восточном Крыму; район Феодосии и Старого Крыма называют Крымской Арменией. Кстати, известный художник И.К. Айвазовский, лучший из маринистов, а также композитор А.А. Спендиаров - крымские армяне.

Любопытно, что христианство крымские армяне приняли от итальянцев и потому были католиками, а их разговорный язык мало отличался от крымско-татарского. Естественно, смешанные браки никогда не были редкостью, и большинство коренных крымчан в родстве с половиной мира.

Там же в Восточном Крыму, в Судаке, Феодосии и Керчи еще до революции сохранялись любопытные осколки средневековья - общины крымских "женовезцев" (генуэзцев), потомки тех самых мореплавателей, купцов и солдат итальянской Генуи, которые господствовали когда-то в Средиземном, Черном и Азовском морях и оставили башни в Феодосии. Эти руины также можно посмотреть, это все настолько романтично, живописно, неприступно, а главное - подлинно, что нет слов. Нужно просто поехать и облазать, прочувствовать эту крепость руками и ногами.

Нередко на рынках Крыма можно увидеть корейцев. Они хорошие земледельцы, трудолюбивые и удачливые. Совсем недавно они в Крыму, буквально последние 30 лет, но крымская земля отзывается на их труд богатыми дарами.

Все больше на рынках и плодов, выращенных крымскими татарами, возрождающими славу садоводов, огородников и чабанов полуострова.

Крымские татары как этническая общность сформировались на основе постепенного слияния целого ряда древних племен Таврики и нескольких волн степных кочевых народов (хазар, печенегов, поповцев-кыпчаков и других). Этот процесс, по существу, еще даже не завершился: существуют различия в языке, внешности и образе жизни южнобережных, горных и степных татар.

Радушие и простоту крымских татар отмечали еще первые русские исследователи, например, П.И. Сумароков. Их трудолюбие и смекалку в земледелии уважает крестьянин любой национальности. А современная крымско-татарская музыка по своей мелодичности и зажигательному ритму успешно спорит с еврейской и цыганской.

К сожалению, среди части современных представителей крымских татар становится все больше приверженцев агрессивных вакхабитских течений. К чему это может привести, если ситуация выйдет из под контроля, показали события в современной Чечне и Косово. Очень бы не хотелось стать свидетелями развития событий по такому сценарию. Хотелось бы надеяться на благоразумие и местных властей и самих татар…

Крымские цыгане, называвшие себя "урмачель", многие века жили оседло среди коренного населения Крыма и даже приняли ислам. Отдельные их кастовые группы занимались ювелирным ремеслом, плели корзины и были садовыми рабочими (по свидетельству Л.П. Симиренко, не уступающими лучшим татарским). Не вполне оседлая группа цыган - аювджилар (медвежатники) занималась гаданием, дрессурой медведей и мелкой торговлей. А вот музыкой долгое время в исламском Крыму занимались только цыгане, хотя и приспособив ее к местным вкусам. Именно от музыки крымских цыган в 30-е годы нашего века "произошла" современная крымско-татарская музыка.

В 1944 г. коренные цыгане были депортированы из Крыма вместе с другими народами. Считается, что на чужбине они этнически сблизились с крымскими татарами и сейчас неотделимы от них. Тем не менее, на вокзалах и базарах цыгане бросаются в глаза (почти в буквальном смысле слова). Но это уже современная, послевоенная волна оседлости. Город Джанкой даже показан во многих атласах мира как средоточие цыган: крупный железнодорожный узел, легковерные курортники, следующие на юг, наконец, ласковое крымское солнышко дают возможность сохранить традиционные ценности таборной жизни. Кроме гадания "будет ли землетрясение?" и "кого полюбишь на курорте?", мелкой торговли с "наваром" и обменом валюты с элементами трансформации денежных знаков в цветную бумагу, цыгане занимаются и обычным трудом: строят дома, работают на предприятиях Джанкоя и других городов.

Древние народы Крыма

Во времена Юрского периода Земли, когда человека еще не было, на месте горного Крыма располагалась северная окраина суши. Где сейчас расстилаются крымские и южно украинские степи, разливалось огромное море. Вид Земли постепенно менялся. Поднималось дно моря, и там, где были морские пучины, появлялись острова, выдвигались материки. В иных местах острова материки опускались, и их место занимала безбрежная морская гладь. Громадные трещины раскалывали материковые глыбы, доходили до расплавленных недр Земли, и гигантские потоки лавы изливались на поверхность. Груды пепла многометровой толщей отлагались в прибрежной полосе моря…История Крыма имеет похожие этапы.

Крым в разрезе

По тому месту, где теперь тянется полоса побережья от Феодосии до Балаклавы , в свое время прошла огромная трещина. Все, что располагалось к югу от нее, погрузилось на дно моря, что находилось севернее, поднялось. Там, где были морские глубины, появился низкий берег, где была прибрежная полоса — выросли горы. А из самой трещины вырвались огромные столбы огня в потоки расплавленных горных пород.

История формирования рельефа Крыма продолжалась, когда кончились извержения вулкана, затихли землетрясения и на вынырнувшей из глубин суше появились растения. Если внимательно присмотреться, например, к породам Кара-Дага можно заметить, что этот горный массив пронизан трещинами, здесь часть встречаются редкие минералы.

На протяжении лет Черное море оббивало прибрежные скалы и выбрасывало их осколки на берег и сегодня на пляжах мы ходим по гладенькой гальке, нам встречаются зеленая и розовая яшмы, полупрозрачные халцедоны, коричневые гальки с прослоями кальцита, белоснежные кварцевые и кварцитовые обломки. Иногда также можно встретить камешки, которые ранее были расплавленной лавой, они коричневого цвета, как бы наполненные пузырьками - пустотами или вкраплениями молочно-белого кварца.

Так сегодня каждый из нас может самостоятельно окунуться в это далекое историческое прошлое Крыма и даже прикоснуться к его каменным и минеральным свидетелям.

Доисторический период

Палеолит

Древнейшие следы обитания гоминид на территории Крыма относятся к среднему палеолиту - это стоянка неандертальцев в пещере Киик-Коба.

Мезолит

Согласно гипотезе Райана-Питмена, вплоть до 6 тыс. до н.э. территория Крыма не представляла собой полуострова, а была фрагментом более крупного массива суши, включавшего, в частности, территорию современного Азовского моря. Около 5500 тыс. г. до н.э., в результате прорыва вод из Средиземного моря и образования Боспорского пролива, за довольно краткий период были затоплены значительные территории, и образовался Крымский полуостров.

Неолит и энеолит

В 4-3 тыс. до н.э. через территории к северу от Крыма происходили миграции на запад племён, предположительно носителей индоевропейских языков. В 3 тыс. до н.э. на территории Крыма существовала Кеми-Обинская культура.

Кочевые народы Северного Причерноморья I тысячелетия до н.э.

В конце II тыс. до н.э. из индоевропейского сообщества выделилось племя киммерийцев. Это первый народ, проживавший на территории Украина, о котором упоминается в письменных источниках - «Одиссее» Гомера. Наибольшее и наиболее достоверно рассказал о киммерийцев греческий историк V в. до н.э. Геродот.

памятник Геродоту в Галикарнасе

Упоминания о них находим также в ассирийских источниках. Ассирийская название «киммираи» означает «великаны». По другой версии с древнеиранской - «подвижный конный отряд».

Киммериец

Есть три версии происхождения киммерийцев. Первая - это древнеиранской народ, пришедший на земле Украины через Кавказ. Вторая - киммерийцы появились вследствие постепенного исторического развития праиранской степной культуры, а прародиной их было Нижнее Поволжье. Третья -киммерийцы были местным населением.

Археологи находят вещественные памятники киммерийцев в Северном Причерноморье, на Северном Кавказе, в Поволжье, на нижнем течении Днестра и Дуная. Киммерийцы были ираноязычными.

Ранние киммерийцы вели оседлый образ жизни. Позже, в связи с наступлением засушливого климата, они стали кочевым народом и разводили в основном лошадей, на которых учились ездить верхом.

Племена киммерийцев объединялись в крупные союзы племен, которые возглавлял царь-вождь.

У них было большое войско. Оно состояло из подвижных отрядов всадников, вооруженных стальными и железными мечами и кинжалами, луками и стрелами, боевыми молотами и булавами. Киммерийцы воевали с царями Лидии, Урарту и Ассирии.

Киммерийские воины

Поселения киммерийцев были временными, в основном -лагеря, зимовщики. Но они имели свои кузницы и кузнецов, которые изготовляли железные и стальные мечи и кинжалы, лучшие на то время в Древнем Мире. Сами они металл не добывали, пользовались железом, добытым лесостеповиками или кавказскими племенами. Их мастера изготавливали лошадиные удила, наконечники стрел, украшения. Они имели высокий уровень развития керамического производства. Особенно хороши были кубки с лощеной поверхностью, украшенные геометрическим орнаментом.

Киммерийцы умели прекрасно обрабатывать кости. Очень красивыми были у них украшения, сделанные из полудрагоценных камней. Сохранились до наших дней сделаны киммерийцами каменные могильные плиты с изображением людей.

Жили киммерийцы патриархальными родами, которые состояли из семей. Постепенно у них выделяется военная знать. Этому в большой степени способствовали грабительские войны. Их основной целью было ограбление соседних племен и народов.

Религиозные представления киммерийцев известны по материалам захоронений. Знатных людей хоронили в больших курганах. Были мужские и женские захоронения. В мужские захоронения клали кинжалы, уздечки, набор наконечников для стрел, каменные бруски, жертвенную пищу, коня. В женские погребения клали золотые и бронзовые кольца, стеклянные и золотое ожерелье, глиняная посуда.

Археологические находки показывают, что у киммерийцев были связи с племенами Приазовья, Западной Сибири и Кавказа. Среди изделий искусства находили женские украшения, украшенное оружие, каменные стелы без изображение головы, но с тщательно отраженным кинжалом и колчаном со стрелами.

Наряду с киммерийцами центральную часть украинской лесостепи занимали потомки белогрудовской культуры эпохи бронзы, носители чернолесской культуры, которых считают предками восточных славян. Основным источником изучения жизни чорнолисцив есть поселения. Найдено как обычные поселки с 6-10 жилищ, так и укрепленные городища. Линия из 12-ти городищ, построенных на границе со степью, защищала чорнолисцив от нападений номидив. Расположены они были на закрытом природой площадках. Городища окружал вал, на котором строилась стена из деревянных срубов и ров. Чернолесской городище, южный форпост обороны, защищали три линии валов и рвов. Во время нападений за их стенами находили защиту жители соседних поселений.

Основу хозяйства чорнолисцив составляло пашенное земледелие и приусадебное скотоводство.

Незаурядного уровня развития достигло металлообрабатывающее ремесло. Железо использовалось прежде всего на производство оружия. На Субботовском городище найдено крупнейший в тогдашней Европе меч со стальным клинком общей длиной в 108 см.

Необходимость постоянной борьбы с нападениями киммерийцев заставила чорнолисцив создать пешее войско и конницу. В захоронениях найдено немало частей конской сбруи и даже скелет коня, положенного рядом с покойником. Находки археологов показали существование киммерийской суток в Лесостепи достаточно мощного объединения праславян-земледельцев, которое долгое время противостояло угрозе со Степи.

Жизнь и развитие киммерийских племен были прерваны на начала VII в. до н.э. нашествием скифских племен, с которыми связан следующий этап древней истории Украины.

2. Тавры

Почти одновременно с киммерийцами в южной части Крыма проживало коренное население - тавры (от греческого слова "Таврос" - тур). От тавров происходит и название Крымского полуострова -Таврида, введенная царским правительством после присоединения Крыма к России в1783 Древнегреческий историк Геродот в своей книге "История" рассказал, что тавры на горных плато занимались скотоводством, в долинах рек -земледелием, а на черноморском побережье - рыболовством. Они занимались также и ремеслами - были умелыми гончарами, умели прясть, обрабатывать камень, дерево, кости, рога, а также металлы.

Со второй половины I тысячелетия до н.э. в тавров, как и у других племен, появилась имущественное неравенство, сформировалась родовая аристократия. Вокруг своих поселений тавры сооружали укрепления. Совместно с соседями - скифами воевали против греческого города-государства Херсонеса, который захватывал их земли.

современные развалины Херсонеса

Дальнейшая судьба тавров была трагической: сначала - в II в. до н.э. - Их покорил понтийский царь Митридат VI Евпатор, а во второй половине I в. до н.э. захватили римские войска.

В средние века тавры были истреблены или ассимилированы татарами, завоевавших Крым. Самобытная культура тавров была утрачена.

Великая Скифия. Античные города-государства в Северном Причерноморье

3.Скифы

С VII в. к III в. до н.э. ужас на племена и государства Восточной Европы и Ближнего Востока нагоняли племена скифов, Пришедшие из глубин Азии и вторглись в Северное Причерноморье.

Скифы завоевали огромную по тем временам территорию между Доном, Дунаем и Днепром, часть Крыма (территорию современной Южной и Юго-Восточной Украине), образовав там государство Скифию. Обстоятельнее характеристику и описание жизни и быта скифов оставил Геродот.

В V в. до н.э. он лично посетил Скифию и описал ее. Скифы были потомками индоевропейских племен. Они имели свою мифологию, обрядность, поклонялись богам и горам, приносили им кровную жертву.

Геродот выделял среди скифов следующие группы: царские скифы, Живших в низовьях Днепра и Дона и считались верхушкой союза племен; скифы-пахари, Проживавших между Днепром и Днестром (историки считают, что это были побеждены скифами потомки чернолесской культуры); скифы-земледельцы, жившие в лесостепной зоне, и скифы-кочевники, которые поселились в степях Причерноморья. Среди названных Геродотом племен собственно скифами были племена царских скифов и скифов-кочевников. Они господствовали над всеми другими племенами.

Наряд скифского царя и военачальника

В конце VI в. до н.э. в причерноморских степях формируется мощное государственное объединение во главе со скифами - Большая Скифия, в состав которого вошло местное население степных и лесостепных регионов (сколоты). Великая Скифия, согласно Геродоту, делилась на три царства; одно из них возглавлял главный царь, а два других - младшие цари (вероятно, сыновья главного).

Скифское государство - первое политическое объединение на югеВосточной Европы в раннем железном веке (центром Скифии в V-III вв.до н.э. было Каменское городище близ Никополя). Скифия разделялась на округа (номы), которыми управляли вожди, назначенные скифскими царями.

Наивысшего подъема достигло Скифия в IV в. до н.э. Оно связано с именем царя Атея. Власти Атея распространялась на огромные территории от Дуная до Дона. Этот царь чеканил собственную монету. Мощь Скифии не пошатнулась даже после поражения от македонского царя Филиппа II (отца Александра Македонского).

Филипп II в походе

Мощной оставалась государство скифов и после смерти 90-летнего Атея в 339 г. до н.э. Однако на границе IV-III вв. до н.э. Скифия приходит в упадок. В конце III в. до н.э. Великая Скифия под натиском сарматов прекращает свое существование. Часть скифского населения отошла на юг и создала две Малые Скифии. Одну, которая называлась Скифское царство (III век до н.э. - III в.н.э.) со столицей в Неаполе скифском в Крыму, другую - в нижнем течении Днепра.

Скифское общество состояло из трех основных слоев: воинов, жрецов, рядовых общинников (земледельцев и скотоводов. Каждая из слоев вела свое происхождение от одного из сыновей первопредка и имела свой священный атрибут. Для воинов это был топор, для жрецов - чаша, для общинников - плуг сигом. Геродот говорит, что особым почетом у скифов пользовались семь богов; именно их считали прародителями людей и творцами всего сущего на Земле.

Письменные источники и археологические материалы свидетельствуют, что основу скифского производства составил скотоводство, поскольку оно давало почти все необходимое для жизни - лошадей, мясо, молоко, шерсть и войлок для одежды. Земледельческое население Скифии выращивало пшеницу, просо, конопля и др., причем хлеб сеяли не только для себя, но и на продажу. Земледельцы жили в поселениях (городищах), которые располагались на берегах рек и укреплялись рвами и валами.

Упадок, а затем - распад Скифии были вызваны рядом факторов: ухудшение климатических условий, высыхание степей, упадок экономических ресурсов лесостепи т.д. Кроме того, в III-I вв. до н.э. значительную часть Скифии завоевали сарматы.

Современные исследователи считают, что первые ростки государственности на территории Украины появились именно в скифские времена. Скифы создали самобытную культуру. В искусстве доминировал так называемый. «Звериный» стиль.

Широко известны памятники скифской эпохи курганы: Солоха и Гайманова Могилы на Запорожье, Толстая Могила и Чертомлык на Днепропетровщине, Куль-Оба и др. Найдено царские украшения (золотая пектораль), оружие и т.д.

Скифская золотая пектораль и ножны с Толстой Могилы

Серебряная амфора. Курган Чертомлык

Председатель Диониса.

Курган Чертомлык

Золотой гребешок. Курган Солоха

Интересно знать

Геродот описал обряд погребения скифского царя: Прежде чем похоронить своего царя священной территории - Герра (Приднепровье, на уровне Днепровских порогов), -скифы возили его забальзамированное тело по всем скифских племенах, где над ним совершали обряд памяти. В Герра тело хоронили в просторной гробнице вместе с женой, ближайшими слугами, лошадьми и пр. У царя клали золотые вещи, драгоценные украшения. Над гробницами насыпали огромные курганы - Чем знатнее царь, тем выше курган. Это свидетельствует о имущественное расслоение у скифов.

4. Война скифов с персидским царем Дарием I

Скифы были воинственным народом. Они активно вмешивались в конфликты между государствами Передней Азии (борьба скифов с персидским царем Дарием и др.).

Примерно в 514-512 гг до н.э. скифов решил покорить персидский царь Дарий I. Собрав огромное войско, он переправился наплавного моста через Дунай и двинулся вглубь Великой Скифии. Войско Дарья I, как утверждал Геродот, насчитывало 700 тыс. воинов, однако, как считают, эта цифра в несколько раз преувеличена. Скифское войско насчитывать, вероятно, около 150 тыс. бойцов. По плану скифских военачальников, их войско избегало открытого боя с персами и, постепенно уходя, заманивало врага в глубь страны, уничтожая на его пути колодцы и пастбища. В настоящее время скифы планировали собрать силы и нанести поражение ослабленным персам. Эта "скифская тактика", как назвали ее позднее, оказалась удачной.

в лагере Дария

Дарий построил лагерь на берегу Азовского моря. Преодолевая огромные расстояния, Персидская армия тщетно пыталась отыскать врага. Когда скифы решили, что силы персов подорваны, они стали действовать решительно. Накануне решающей битвы скифы прислали царю персов странные дары: птицу, мышь, лягушку и пять стрел. Содержание" Скифского дара" Дарию его советник истолковал так: "Если, персы, вы не станете птицами и не полетите высоко в небо, или мышами и не спрячетесь в землю, либо лягушками и не попрыгаешь в болота, то вы не вернетесь к себе, вас потеряют эти стрелы ". Неизвестно, о чем думал Дарий I, Несмотря на эти дары и на скифов, которые строили отряды в бой. Однако ночью, оставив в лагере раненых, которые могли поддерживать костры, он с остатками своей армии бежал.

Скопасис

Царя савроматов, жившего в VI веке до н. э., упоминает в своих книгах отец истории Геродот. Объединив скифские армии, Скопасис разгромил персидские войска под командованием Дария I, пришедшие к северным берегам Меотиды. Геродот пишет, что именно Скопасис регулярно вынуждал Дария отступать к Танаису и не давал ему вторгнуться в Великую Скифию.

Так позорно закончилась попытка одного из мощнейших обладателей тогдашнего мира покорить Великую Скифию. Благодаря победе над персидской армией, которая считалась тогда самой сильной, скифы завоевали славу непобедимых воинов.

5. Сарматы

В течение III в. до н.э. - III в. н.э. в Северном Причерноморье господствовали сарматы, Которые пришли из Приволжско-приуральских степей.

Украинские земли в III-I вв. до н.э.

Как называли себя эти племена мы не знаем. Греки и римляне называли их сарматами, что переводится с древнеиранской как «опоясаны мечом».Геродот утверждал, что предки сарматов жили к востоку от скифов за речкой Танаис (Дон). Он также рассказывал легенду о том, что сарматы ведут свою родословную от амазонок, которых взяли скифские юноши. Однако хорошо овладеть языком мужчин они не смогли и потому сарматы разговаривают испорченном скифском языке. Часть истины в утверждениях «отца истории» являются: сарматы, как и скифы принадлежали к ираноязычной группы народов, и у них очень высокий статус имели женщины.

Заселение причерноморских степей сарматами не было мирным. Они истребляли остатки скифского населения и превратили большую часть их страны в пустыню. Впоследствии на территории Сарматии, как называли эти земли римляне, появляется несколько сарматских племенных объединений - аорсы, сираки, роксоланы, языги, аланы.

Поселившись в украинских степях сарматы стали нападать на соседние римские провинции, античные города-государства и поселения земледельцев-прославь, львовян, зарубинецкой культуры, лесостепи. Свидетельством нападений на праславян стали многочисленные находки наконечников сарматских стрел при раскопках валов зарубинецких городищ.

Сарматский всадник

Сарматы были скотоводами-кочевниками. Необходимые продукты земледелия и ремесленные изделия они получали от оседлых соседей путемобмена, дани и обычного грабежа. Основой таких отношений была военное преимущество кочевников.

Большое значение в жизни сарматов имели войны за пастбищаи добычу.

Наряд сарматских воинов

Ни сарматского поселения археологами не найдено. Единственными памятниками, которые они оставили являются курганы. Среди раскопанных курганов есть много женских захоронений. У них найдены великолепные образцы украшений, выполненных в "Зверином" стиле. Непременным принадлежностью мужских захоронений является оружие и снаряжение для лошади.

Фибула. Нагайчинський курган. Крым

В начале нашей эры владычества сарматов в Причерноморье достигло высшей точки. Состоялась сарматизация греческих городов-государств, течение длительного времени сарматская династия правила Боспорским царством.

В них, как и у скифов, существовала частная собственность на скот был основным богатством и главным средством производства. Значительную роль в хозяйстве сарматов играла труд рабов, в которых они превращали захваченных во время непрерывных войн пленных. Однако родоплеменной строй сарматов держался довольно стойко.

Кочевой образ жизни сарматов и торговые связи со многими народами (Китая, Индии, Ирана, Египет) способствовали распространению среди них различных культурных влияний. Их культура сочетала в себе элементы культуры Востока, античного Юга и Запада.

С середины III в. н.э. сарматы теряют ведущее положение в причерноморских степях. В это время здесь появились выходцы из Северной Европы - готы. Совместно с местными племенами, среди которых были и аланы (одно из сарматских сообществ),готы совершали опустошительные нападения на города Северного Причерноморья.

Генуэзцы в Крыму

В начале XIII в., после того, как в результате четвертого крестового похода (1202-1204 гг.) рыцари-крестоносцы захватили Константинополь, возможность беспрепятственно проникать в Черное море получили принимавшие активное участие в организации похода венецианцы.

штурм Константинополя

Уже в середине XIII в. они регулярно посещали Солдайю (современный Судак), поселялись в этом городе. Известно, что дядя знаменитого путешественника Марко Поло, Маффео Поло, владел домом в Солдайе.

крепость Судак

В 1261 г. император Михаил Палеолог освобождает Константинополь от крестоносцев. В этом ему способствовала республика Генуя. Генуэзцы получают монопольное право мореплавания по Черному морю. В середине XIII в. генуэзцы победили в шестилетней войне венецианцев. Это было началом двухсотлетнего пребывания генуэзцев в Крыму.

В 60-е годы XIII века Генуя обосновывается в Каффе (современная Феодосия), которая становится крупнейшим портом и торговым центром в Причерноморье.

Феодосия

Постепенно генуэзцы расширяют свои владения. В 1357 г. захвачен Чембало (Балаклава), в 1365 г. - Сугдея (Судак). Во второй половине XIV в. захвачен южный берег Крыма, т. н. "Капитанство Готия", входившее ранее в состав княжества Феодоро - Лупико (Алупка), Музахори (Мисхор), Ялита (Ялта), Никита, Горзовиум (Гурзуф), Партенита, Луста (Алушта). Всего в Крыму, Приазовье и на Кавказе насчитывалось около 40 итальянских факторий-колоний. Основной вид деятельности генуэзцев в Крыму - торговля, в том числе и работорговля. Кафа в XIV - XV вв. была крупнейшим невольничьим рынком на Черном море. На кафинском рынке ежегодно продавалось более тысячи рабов, а постоянное рабское население Кафы достигало пятисот человек.

В то же время, к середине XIII в., складывается огромная империя монголов, образовавшаяся в результате завоевательных походов Чингисхана и его потомков. Владения монголов простирались от тихоокеанского побережья до степей Северного Причерноморья.

Кафа активно развивается в это же время. Однако ее существование было прервано в 1308 г. войсками золотоордынского хана Тохты. Генуэзцы успели бежать морем, но город и пристань были сожжены дотла. Только после того, как в Золотой Орде воцарился новый хан Узбек (1312-1342 гг.), генуэзцы вновь появились на берегах Феодосийского залива. К началу XV в. в Таврике складывается новая политическая ситуация. В это время окончательно ослабевает и начинает разваливаться на части Золотая Орда. Генуэзцы перестают считать себя вассалами татар. Но их новыми противниками становятся набирающее силу княжество Феодоро, претендовавшее на прибрежную Готию и Чембало, а также потомок Чингисхана Хаджи-Гирей, стремившийся к созданию в Крыму независимого от Золотой Орды татарского государства.

Борьба Генуи и Феодоро за Готию длилась с перерывами почти всю первую половину XV в., причем феодоритов поддерживал Хаджи- Гирей. Крупнейшее военное столкновение между противоборствующими сторонами произошло в 1433-1434 гг.

Хаджи-Гирей

На подступах к Солхату генуэзцы были неожиданно атакованы татарской конницей Хаджи-Гирея и в короткой битве потерпели поражение. После поражения в 1434 г. генуэзские колонии вынуждены были уплачивать ежегодную дань Крымскому ханству, которое возглавил Хаджи-Гирей, поклявшийся изгнать генуэзцев из их владений на полуострове. Вскоре у колоний появился еще один смертельный враг. В 1453г. турки-османы завладели Константинополем. Византийская империя окончательно перестала существовать, а морской путь, связывающий генуэзские колонии в Черном море с метрополией, был взят турками под контроль. Генуэзская республика оказалась перед лицом реальной угрозы потери всех своих черноморских владений.

Общая угроза со стороны турок-османов заставила сблизиться генуэзцев и с другим своим непримиримым врагом. В 1471 г. они заключили союз с владетелем Феодоро. Но никакие дипломатические победы не могли спасти колонии от гибели. 31 мая 1475 г. к Кафе подошла турецкая эскадра. К этому времени дал трещину антитурецкий блок "Крымское ханство - генуэзские колонии - Феодоро".

Осада Кафы продлилась с 1 по 6 июня. Генуэзцы капитулировали в момент, когда средства для обороны их черноморской столицы вовсе не были исчерпаны. По одной из версий власти города поверили обещаниям турок сохранить им жизнь и имущество. Так или иначе, но крупнейшая генуэзская колония досталась туркам на удивление легко. Новые хозяева города отобрали имущество генуэзцев, а их самих погрузили на корабли и вывезли в Константинополь.

Солдайя оказала туркам-османам более упорное сопротивление, чем Кафа. А после того, как осаждающим удалось ворваться в крепость, ее защитники заперлись в церкви и погибли в пожаре.

Благодатный климат, живописная и щедрая на дары природа Тавриды создают почти идеальные условия для существования человека. Люди издавна населяли эти земли, поэтому чрезвычайно интересна богатая на события, уходящая вглубь веков история Крыма. Кому и когда принадлежал полуостров? Давайте разберемся!

История Крыма с древнейших времен

Многочисленные исторические артефакты, найденные археологами здесь, позволяют утверждать, что предки современного человека начали обживать благодатные земли почти 100 тыс. лет назад. Об этом свидетельствует обнаруженная в стоянка , остатки палеолитической и мезолитической культур в и Мурзак-Коба.

В начале XII столетия до н. э. на п-ове появились племена индоевропейских кочевников киммерийцев, которых античные историки считали первым народом, пытавшимся создать в зачатки некоего подобия государственности.

На заре Бронзового века они были вытеснены из степных районов воинственными скифами, переместившись ближе к морскому побережью. Предгорные районы и южный берег тогда заселяли тавры, по некоторым данным, пришедшие с Кавказа, а на северо-западе уникального региона закрепились славянские племена, мигрировавшие из современного Приднестровья.

Античный расцвет в истории

Как свидетельствует история Крыма, в конце VII в. до н. э. его стали активно осваивать эллины. Выходцы из греческих городов создавали колонии, которые со временем начинали процветать. Плодородная земля дарила прекрасные урожаи ячменя и пшеницы, а наличие удобных гаваней способствовало развитию морской торговли. Активно развивались ремесла, совершенствовалось судоходство.

Портовые полисы росли и богатели, объединившись со временем в союз, ставший базисом для создания могущественного Боспорского царства со столицей в , или нынешней Керчи. Расцвет экономически развитого государства, обладавшего сильной армией и прекрасным флотом, относится к III-II вв. до н. э. Тогда был заключен важный союз с Афинами, половину потребности которых в хлебе обеспечивали боспорцы, в их царство входят земли черноморского побережья за Керченским проливом, расцветают Феодосия, Херсонес, . Но период благоденствия продолжался недолго. Неразумная политика ряда царей привела к истощению казны, сокращению военнослужащих.

Ситуацией воспользовались кочевники, начавшие разорять страну. сначала был вынужден войти в Понтийское царство, потом стал протекторатом Рима, а затем – и Византии. Последующие нашествия варваров, среди которых стоит выделить сарматов и готов, еще более ослабили его. Из ожерелья некогда великолепных поселений не разрушенными остались только , римские крепости в Судаке и Гурзуфе.

Кому принадлежал полуостров в Средневековье?

Из истории Крыма видно, что с IV по XII вв. своим присутствием тут отметились болгары и тюрки, венгры, печенеги и хазары. Русский князь Владимир, взяв приступом Херсонес, принимает здесь крещение в 988 г. Грозный властитель Великого княжества литовского Витаутас вторгается на Тавриду в 1397 г., завершив поход в . Часть земель входит в гос-во Феодоро, основанное готами. К середине XIII столетия степные районы контролируются Золотой Ордой. В следующем веке некоторые территории выкупаются генуэзцами, а остальные покоряются войскам хана Мамая.

Распад Золотой Орды ознаменовал создание тут в 1441 г. Крымского ханства,
самостоятельно просуществовавшего 36 лет. В 1475 г. сюда вторглись османы, которым хан присягнул на верность. Они изгнали генуэзцев из колоний, взяли приступом столицу государства Феодоро – город , истребив практических всех готов. Ханство с административным центром в называлось эялетом Кафа в Османской империи. Тогда окончательно формируется этнический состав населения. Татары переходят от кочевого образа жизни к оседлому. Начинает развиваться не только скотоводство, но и земледелие, садоводство, появляются небольшие плантации табака.

Османы, находящиеся на пике могущества, заканчивают расширение. Они переходят от прямых завоеваний к политике скрытой экспансии, также описанной в истории. Ханство становится аванпостом для проведения набегов на приграничные территории России и Речи Посполитой. Награбленные драгоценности исправно пополняют казну, а взятые в плен славяне продаются в рабство. С XIV по XVII вв. русские цари предпринимают несколько походов на Крым через Дикое поле. Однако ни один из них не приводит к усмирению неспокойного соседа.

Когда к крымской власти пришла Российская империя?

Важный этап в истории Крыма – . К началу XVIII в. он становится одной из главных стратегических ее целей. Обладание им позволит не только обезопасить сухопутную границу с юга и сделать внутренним. Полуострову уготована участь стать колыбелью Черноморского флота, который обеспечит выход к средиземноморским торговым путям.

Однако существенных успехов в достижении данной цели удалось достигнуть только в последней трети столетия – при царствовании Екатерины Великой. Армия под предводительством генерал-аншефа Долгорукова овладела Тавридой в 1771 г. Крымское ханство было объявлено независимым, а на его престол был возведен хан Гирей, являвшийся ставленником российской короны. Русско-турецкая война 1768-1774 гг. подорвала могущество Турции. Сочетая военную силу с хитроумной дипломатией, Екатерина II добилась того, что в 1783 г. крымская знать присягнула ей на верность.

После этого инфраструктура и экономика края начинает развиваться впечатляющими темпами. Тут оседают отставные русские солдаты.
Сюда в массовом порядке приезжают греки, немцы и болгары. В 1784 г. закладывается военная крепость , которой суждено сыграть яркую роль в истории Крыма и России в целом. Повсюду прокладываются дороги. Активное разведение винограда способствует развитию виноделия. Южное побережье становится все более популярным в дворянской среде. превращается в курортный город. За сто лет население Крымского полуострова увеличивается почти в 10 раз, изменяется его этнический тип. В 1874 г. 45% крымчан являлись великороссами и малороссами, примерно 35% крымскими татарами.

Господство россиян на Черном море всерьез обеспокоило ряд европейских стран. Коалиция из дряхлеющей Османской империи, Великобритании, Австрии, Сардинии и Франции развязала . Ошибки командования, ставшие причиной поражения в битве на , отставание в техническом оснащении армии привели к тому, что несмотря на беспримерный героизм защитников, проявленный во время годичной осады, союзниками был взят Севастополь. После окончания конфликта город был возвращен в Россию в обмен на ряд уступок.

При Гражданской войне в Крыму произошло немало трагических событий, отразившихся в истории. С весны 1918 г. тут действовали германский и французский экспедиционные корпуса, которых поддержали татары. Марионеточное правительство Соломона Самойловича Крыма сменила военная власть Деникина и Врангеля. Только в войскам Красной Армии удалось взять под контроль полуостровной периметр. После этого начался так называемый Красный террор, в результате которого погибло от 20 до 120 тыс. человек.

В октябре 1921 г. было объявлено о создании из районов бывшей Таврической губернии Автономной Крымской Советской Социалистической республики в РСФСР, переименованной в 1946 г. в Крымскую область. Новая власть уделяла большое внимание ей. Политика индустриализации привела к появлению Камыш-Бурунского судоремонтного завода и , там же был построен Горно-обогатительный комбинат, а в – металлургический завод.

Дальнейшему оснащению помешала Великая Отечественная война.
Уже в августе 1941 г. отсюда депортировано около 60 тыс. этнических немцев, проживавших на постоянной основе, а в ноябре Крым оставлен силами РККА. На полуострове осталось лишь два очага сопротивления фашистам – Севастопольский укрепрайон и , но и они пали к осени 1942 г. После отступления советских войск тут начали активно действовать партизанские отряды. Оккупационные власти проводили политику геноцида по отношению к «неполноценным» расам. В результате этого к моменту освобождения от фашистов население Тавриды уменьшилось почти втрое.

Оккупанты были изгнаны отсюда . После этого вскрылись факты массового сотрудничества с фашистами крымских татар и представителей некоторых других национальных меньшинств. По решению правительства СССР более 183 тыс. лиц крымско-татарского происхождения, значительное количество болгар, греков и армян было насильственно депортировано в отдаленные регионы страны. В 1954 г. область включена в состав УССР по предложению Н.С. Хрущева.

Новейшая история Крыма и наши дни

После распада СССР в 1991 г. Крым остался в Украине, получив автономию с правом иметь собственную конституцию и президента. После длительных согласований основной закон республики был утвержден Верховной Радой. Первым президентом АРК в 1992 г. стал Юрий Мешков. Впоследствии отношения между официальным Киевом и обострились. Украинский парламент принял в 1995 г. решение об упразднении президентства на полуострове, а в 1998 г.
президент Кучма подписал Указ об утверждении новой Конституции АРК, с положениями которой были согласны далеко не все жители республики.

Внутренние противоречия, совпавшие по времени с серьезными политическими обострениями между Украиной и Российской Федерацией, в 2013 г. раскололи общество. Одна часть жителей Крыма выступала за возвращение в РФ, другая – за то, чтобы остаться в Украине. По этому поводу 16 марта 2014 г. был проведен референдум. Большинство крымчан, принявших участие в плебисците, отдали голоса за воссоединение с Россией.

Еще во времена СССР на Тавриде, считавшейся всесоюзной здравницей, было построено множество . вообще не имел аналогов в мире. Развитие региона как курорта продолжалось и в украинский период истории Крыма, и в российский. Несмотря на все межгосударственные противоречия, он по-прежнему остается излюбленным местом отдыха как для россиян, так и для украинцев. Край этот бесконечно прекрасен и готов радушно встретить гостей из любой страны мира! Предлагаем в заключение документальный фильм, приятного просмотра!