"ЕГЭ. Образец написания сочинения о милосердии". Сочинение проблема милосердия рассуждение с примерами из литературы егэ 35 вариант цыбулько о милосердии

ЕГЭ. ОБРАЗЕЦ СОЧИНЕНИЯ на тему «Милосердие».

Основные мысли:
1.Нравственность состоит из конкретных вещей: из определенных чувств, свойств, понятий.
2.«Милосердие» - понятие устаревшее.
3.Милосердие. Что оно – не модно? Не нужно?
4.Изъять милосердие – значит лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности.
5.Исчезало оно и из обихода, «милость падшим» оказывали таясь и рискуя.
6.Живое чувство сострадания, вины, покаяния в творчестве больших и малых писателей России росло и ширилось, завоевав этим народное признание, авторитет.
7.Литературе пришлось жить среди закрытых, запечатанных дверей, запретных тем, сейфов.
8.Нельзя было рассказать о многих трагедиях, именах, событиях.
9.К теме милосердия надо призывать и призывать… чтобы лечить глухоту души.

Вступление:
Милосердие. Что оно – не модно? Не нужно? Об этом рассуждает Д. Гранин в своей статье.
Проблема:
Автор поднимает очень важную проблему: проблему утраты милосердия.
Комментарий:
Эта проблема актуальна, потому что милосердие – одно из основных качеств нравственного человека. Сегодня милосердие встречается все реже, на замену ему пришли жестокость и равнодушие. В своей статье Гранин пишет о том, что необходимо призывать людей к милосердию, «чтобы лечить глухоту души», и доказывает это такими примерами, как: Пушкин и его «Пир Петра Первого», «Капитанская дочка», «Выстрел», «Станционный смотритель», где Александр Сергеевич «милость к падшим призывал»; Гоголь, Тургенев, Некрасов, Достоевский, Толстой, Короленко, Чехов и Лесков, творчество которых пронизано пушкинским заветом милости к падшим; «Муму» И.С. Тургенева; а также Сонечку Мармеладову, героиню романа «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского, и Катюшу Маслову, героиню романа «Воскресение» Л.Н. Толстого.
Позиция автора :
«Изъять милосердие – значит лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности» - именно эта мысль отражает авторскую позицию.
Мое мнение:
Я согласна с Д. Граниным, потому что именно милосердие определяет, насколько человек духовно развит, и считаю, что каждый должен стараться воспитать в себе это качество.
Эту мысль подтверждает мой жизненный и читательский опыт.
1 аргумент (жизненный опыт):

Люди скупы на милосердие и в наши дни. Вместо того чтобы погладить или покормить животное, вынужденное жить на улице, на него либо не обращают внимания, либо стараются причинить боль, бросив камень или пнув ногой. Как это характеризует нас? Мы разучились брать на себя ответственность за тех, кто слабее нас, мы разучились быть добрыми. Прошлым летом на весь мой двор раздавался жалобный скулеж щенков. Поначалу я не понимала, что происходит, думала, что кто-то снова обижает животных: выглядывала в окна, но так никого и не увидела. Тогда, когда я вышла на улицу, я попыталась найти щенков по этим жалобным звукам – они обнаружились под гаражом. Кажется, их было трое, по крайней мере, стольких я увидела в темноте. Матери рядом не наблюдалось, и почти все лето вместе с мамой я подкармливала их и носила мисочку с молоком. Потом они странным образом исчезли, и, как бы мы их не искали, найти их снова не смогли. Может, они ушли куда-то еще… Мне бы хотелось верить, что они живы и сейчас и что с ними все в порядке. Самое печальное в этой истории то, сколь много безразличных людей живет рядом со мной… Ведь даже если я, живя на пятом этаже, услышала их, то почему никто больше их не услышал, а если и услышал, почему никто ничем не помог. Хотя бы самым малым. Хотя бы своей лаской…

2 аргумент (читательский опыт):

Примером явной утраты милосердия может служить образ Чубатого, героя романа-эпопеи М. Шолохова «Тихий Дон». Человеческая жизнь для него ничего не стоит, для него человек – «гриб-поганка», «поганый», «нечисть». Потому и убивает он без всякого сожаления пленного, сдавшегося австрийца, применяя ужасный баклановский удар, который не то что человека – лошадь разрубит пополам. И врет казакам, говоря, что австриец пытался бежать, вот и убил он его, без зазрения совести.

Заключение:

Таким образом, милость к падшим призывать – воспитание этого чувства, возвращение к нему, призыв к нему – необходимость настоятельная, труднооценимая, и как говорил Р. Роллан: «Добр
о – не наука, оно – действие».

Текст из ЕГЭ

(1)Прохожу по подземному переходу возле гостиницы «Советская». (2)Впереди нищий музыкант в чёрных очках сидит на скамеечке и поёт, подыгрывая себе на гитаре. (З)Переход в это время почему-то был пуст. (4)Поравнялся с музыкантом, зачерпнул из пальто мелочь и высыпал ему в железную коробку. (5)Иду дальше. (6)Случайно вложил руку в карман и чувствую, что там ещё много монет. (7)Что за чёрт! (8)Я был уверен, что, когда давал деньги музыканту, выгреб всё, что было в кармане. (9)Вернулся к музыканту и, уже радуясь, что на нём чёрные очки и он, скорее всего, не заметил глупую сложность всей процедуры, снова зачерпнул из пальто жменю мелочи и высыпал ему в железную коробку. (10)Пошёл дальше. (11)Отошёл шагов на десять и, снова сунув руку в карман, вдруг обнаружил, что там ещё много монет. (12)В первый миг я был так поражён, что впору было крикнуть: (13)«Чудо! (14)Чудо! (15)Господь наполняет мой карман, опорожняемый для нищего!» (16)Но через миг остыл.

(17)Я понял, что монеты просто застревали в глубоких складках моего пальто. (18) Их там много скопилось. (19)Сдачу часто дают мелочью, а на неё вроде нечего покупать. (20)Почему же я в первый и во второй раз недогрёб монеты? (21)Потому что делал это небрежно и автоматически. (22)Почему же небрежно и автоматически? (23)Потому что, увы, был равнодушен к музыканту. (24)Тогда почему же всё-таки зачерпнул из кармана мелочь? (25)Скорее всего потому, что много раз переходил подземными переходами, где сидели нищие с протянутой рукой, и довольно часто по спешке, по лени проходил мимо. (26)Проходил, но оставалась царапина на совести: надо было остановиться и дать им что-нибудь. (27)Возможно, бессознательно этот мелкий акт милосердия перебрасывался на других. (28)Обычно по этим переходам снуёт множество людей. (29)А сейчас никого не было, и он как бы играл для меня одного.

(З0)Впрочем, во всём этом что-то есть. (31)Может быть, и в большом смысле добро надо делать равнодушно, чтобы не возникало тщеславия, чтобы не ждать никакой благодарности, чтобы не озлиться оттого, что тебя никто не благодарит. (32)Да и какое это добро, если в ответ на него человек тебе благо дарит. (ЗЗ)Значит, вы в расчёте и не было никакого бескорыстного добра. (34)Кстати, как только мы осознали бескорыстность своего поступка, мы получили тайную мзду за своё бескорыстие. (35)Отдай равнодушно то, что можешь дать нуждающемуся, и иди дальше, не думая об этом. (36)Но можно поставить вопрос и так. (37)Добро и благодарность необходимы человеку и служат развитию человечества в области духа, как торговля в материальной области. (38)Обмен духовными ценностями (благодарность в ответ на добро), может быть, ещё более необходим человеку, чем торговля.

(По Ф. Искандеру)

Вступление

Милосердие – чувство, отличающее человека от животного. Благодаря этому чувству мы выстраиваем взаимоотношения с окружающими, становимся способными к состраданию, сочувствию.

Милосердие – есть любовь к миру, к людям, к самому себе. Оно включает в себя множество аспектов.

Проблема

Что же такое истинное милосердие? Стоит ли ожидать благодарности за содеянное добро в адрес случайного человека? Нужна ли эта благодарность людям?

Над этими вопросами размышляет Ф. Искандер в своем тексте. Проблема милосердия – одна из основных в его творчестве.

Комментарий

Автор вспоминает случай из собственной жизни, когда в подземном переходе он увидел нищего слепого музыканта, просящего подаяния. Вокруг никого не было. Оказавшись рядом с музыкантом, лирический герой Искандера машинально выгреб мелочь из кармана и положил ее в железную банку, стоящую перед музыкантом.

Герой уже готов был кричать о чуде, как вдруг понял, что мелочь просто застревала в складках кармана. Действия его были настолько наполнены автоматизмом и равнодушием, что он просто не замечал остававшихся денег.

Автор размышляет над тем, что же заставило его дать милостыню нищему? Ведь много раз он проходил мимо и от спешки или из лени не давал ничего. Возможно, потому, что вокруг было очень много людей, а в этот раз музыкант пел и играл только для него.

Автор предполагает, что добро необходимо делать именно равнодушно, чтобы не возникало и тени тщеславия. Только тогда милосердие будет бескорыстным: «Отдай равнодушно то, что можешь дать нуждающемуся, и иди дальше, не думая об этом».

Добро и благодарность сопоставляются в тексте с торговлей.

Авторская позиция

Ф. Искандер уверен, что обмен духовными ценностями – милосердием, состраданием и благодарностью необходимы человеку для развития не меньше, чем ценности материальные.

Своя позиция

Я полностью разделяю точку зрения автора. Духовность в наше время намного ценнее материального благополучия. Милосердие порой запрятывается нами в самые потайные уголки души и вынимаются оттуда только под воздействием каких-то особы обстоятельств. К примеру, когда мы оказываемся один на один с человеком, находящимся в ложной жизненной ситуации.

Проявив великодушие, мы невольно ждем некой благодарности от человека, на которого было направлено это самое великодушие.

И, даже услышав простое: «Храни тебя Бог!» — радуемся этому как дети. Мы всегда должны оставаться людьми, чтобы не дать совести повод напоминать о себе.

Аргумент №1

В литературе множество примеров, где герои проявляют милосердие, находясь в схожих с представленной Ф. Искандером ситуацией.

У И.С. Тургенева есть ряд произведений, объединенных под названием «Стихотворения в прозе». Среди них особенно выделяется миниатюра «Нищий».

Автор описывает свою встречу с нищим стариком, в бессилии протягивающим руку с просьбой о подаянии. Лирический герой Тургенева начал шарить по карманам в поисках хоть чего-то, что могло бы помочь старику. Но не нашел ничего: ни часов, ни даже платка.

Смущаясь тому, что ничем не может помочь бедняку, он пожал иссохшую руку нищего и назвал его братом, извиняясь за то, что не смог хоть как-то облегчить его страдания.

Тот улыбнулся в ответ и сказал, что это тоже подаяние.

Даже не имея ничего за душой, можно обогатить человека, проявив чуточку милосердия и сострадания.

Аргумент №2

В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» представлен образ Сони Мармеладовой, являющийся воплощением милосердия для миллионов читателей и самого автора.

Соня добровольно отправилась на панель ради спасения своих маленьких брата и сестры, мачехи, больной чахоткой и отца-пьяницы.

Она жертвует собой во имя спасения родных, при этом не упрекая их ни в чем, ни словом не попрекая.

Жизнь по «желтому билету» это вовсе не прихоть, не жажда легкой и красивой жизни, не проявление глупости, а акт милосердия по отношению к нуждающимся.

Соня вела себя так только потому, что не могла поступить иначе – совесть не позволяла.

Заключение

Милосердие напрямую связано с совестью, человечностью, состраданием и самопожертвованием.

Вариант 1. Проблема милосердия по отношению к преступникам

Александр Грин, русский писатель-прозаик и поэт, в данном тексте поднимает проблему милосердия по отношению к преступникам.
Раскрывая данную проблему, автор рассказывает о том, как герой приехал в Одессу, чтобы совершить кругосветное плавание. Случай, который происходит с ним в порту, показывает, что он находится «среди простых, грешных людей». «В казарму привезли раненого», которого товарищ ударил ножом в спину из-за угла. «Рана была не опасна». Доктор, пришедший по просьбе обидчика, беседует с раненым. Грин пишет, что «доктор, стараясь не быть назойливым, осторожно и мягко пытался внушить раненому сострадание к судьбе обидчика». Однако матрос не испытывал жалости к обидчику и его семье и решил наказать товарища по закону. Герой рассказа же считает, что обидчика можно простить, ведь раненый уже выздоравливал. Автор описывает состояние героя, услышавшего отказ выздоравливающего матроса: "Мне казалось, что у меня что-то отняли". Читатель понимает, это отняли у рассказчика веру в человеческое милосердие.
Позиция автора в данном тексте выражается через восприятие рассказчика: преступник, раскаявшийся в содеянном, заслуживает прощения.
С позицией автора трудно не согласиться. Хотя милосердие и закон не могут идти в ногу, но сколько преступников впоследствии раскаивается, судит себя судом собственной совести, и наказание это сильнее, нежели годы тюремного заключения. Нравственность диктует нам правила, по которым мы должны милосердно относиться к раскаявшимся преступникам. Именно милосердие может дать истинные человеческие отношения, основанные на гуманности. Вспомним героя романа Л.Н.Толстого «Война и мир» князя Андрея Болконского. Он сумел простить своего обидчика Курагина, хотя вначале постоянно искал встречи с ним, чтобы наказать. Но когда Болконский увидел Курагина в госпитале, раненого и беспомощного, в нём победило великодушие. «Восторженная жалость и любовь к этому человеку наполнили его … сердце».
Подводя итог, хочется сказать, что каждый человек должен уметь сострадать и прощать оступившегося, того, кто, совершив преступление, смог раскаяться. Не следует терять способности проявлять милосердие, даже если это противоречит правилам. (293 слова)

Вариант 2. Проблема выбора между законом и человеческим отношением

Как поступить в ситуации выбора между юридическим законом и нравственным чувством? Может ли нравственное чувство подсказать правильное решение? Именно эти вопросы возникают при чтении текста А. Грина.
Раскрывая проблему выбора между законом и человеческим отношением, автор ведёт повествование от первого лица. Рассказчик, мечтая о профессии моряка и представляя людей этой профессии рыцарями, а океан родиной больших душ, стал свидетелем сцены, взволновавшей его и изменившей отношение к морякам, так как он понял, что они – такие же люди, как и везде, а чудеса не в океане, а в самих людях.
Автор показывает, как рассказчик восхищался раненым моряком: «Он был так симпатично мужествен, как умный атлет». Больной говорил о произошедшем серьёзно, но без обиды, температура немного повысилась, но ел больной с аппетитом. Пожилой доктор пришёл к раненому и стал мягко и неназойливо просить за обидчика, объясняя это тем, что матрос полон раскаяния, что его ожидают каторжные работы, а у него жена и дети. Рассказчик был уверен, что моряк как настоящий «рыцарь» простит своего обидчика. Но когда доктор спросил пострадавшего, как он поступит, по закону или по человечеству, раненый сказал, что по закону. Очевидно, что он боролся с желанием простить, но «какое-то ядовитое воспоминание» победило, и раненый матрос сказал: «По закону».
Авторская позиция выражается через восприятие рассказчика. Автор подводит читателей к мысли о том, что желание простить иногда подсказывает более правильное решение.
Я разделяю позицию автора. Несомненно, иногда очень трудно сделать выбор между законом и человеческим отношением, но именно нравственное чувство может помочь принять более справедливое решение.
В заключение хочу подчеркнуть, что, находясь в ситуации нравственного выбора, нужно прислушиваться к сердцу. А величие души состоит в том, что человек способен забыть свои обиды и простить обидчика. (272 слова)

Сочинение — рассуждение ЕГЭ на тему Встреча произошла неожиданно. Два немца, мирно разговаривая, вышли на Плужникова

Задание к сочинению ЕГЭ. Вариант 14:

Вопросы к сочинению 15.1, 15.2, 15.3: Как вы понимаете значение фразы: Встреча произошла неожиданно. Два немца, мирно разговаривая, вышли на Плужникова? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему Встреча произошла неожиданно. Два немца, мирно разговаривая, вышли на Плужникова

Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента и ответы, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.

Объём Эссе или сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Образец и пример краткого сочинения № 1 на тему: Встреча произошла неожиданно. Два немца, мирно разговаривая, вышли на Плужникова. Как написать мини сочинение с планом

Можно ли проявить сострадание к пленному врагу? Кто способен на такое сострадание? Эти и другие вопросы возникают после прочтения текста Б.Л.Васильева. В тексте автор ставит проблему сострадания к пленному врагу. Писатель рассказывает о молодом лейтенанте Николае Плужникове и девушке Мирре, которые внезапно столкнулись с двумя немцами.

По законам войны – врага нужно уничтожить. Николай убивает первого, но из-за проблем с затвором не успевает убить второго. Немец встаёт на колени, хотя мог бы сам уже несколько раз выстрелить, и просит пощадить его. Он объясняет, что оказался здесь, в Брестской крепости, не по своей воле, что он рабочий, а не солдат. Немец достаёт фотографии семьи, детей. Николай не смог выстрелить. «…Он не застрелил этого немца всё-таки для себя. Для своей совести, которая хотела остаться чистой. Несмотря ни на что». Проблема, которую поднимает автор, заставила меня глубоко задуматься о том, нужно ли проявлять сострадание к пленному врагу.

Позиция автора скрыта, но понятна. Человек не может не проявлять сострадание к пленному врагу, особенно когда он молод и ещё не ожесточён и не озлоблен. Человек остаётся человеком даже на войне. Я разделяю позицию автора. Мы знаем, чем закончится эта история, прочитав повесть Б.Л.Васильева «В списках не значился». На следующий день немец, которого пощадили, приведёт других. Вход в подвал закидают гранатами. Тётя Христя сгорит заживо. Конечно, Мирра и Николай получат жестокий урок: жалость к врагу привела к страшной гибели своего человека. Война всегда бесчеловечна.

А главное качество человека – милосердие и сострадание. Попробую это доказать, обратившись к художественной литературе. В повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» главный герой Пётр Гринёв испытывает искреннее сострадание к Емельяну Пугачёву во время казни. Он видит в нём не врага, а человека, который запутался, который по-своему пытался бороться с беззаконием и жестокостью власти, которого предали свои же. Для его семьи Пугачёв всегда останется и душегубцем, по его приказу убьют коменданта Белогорской крепости и его жену, родителей Маши Мироновой, и спасителем, когда дважды пощадит Петра и отпустит Машу.

Находясь по разные стороны, враги проявляют друг к другу сострадание, искреннее желание помочь. В рассказе Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» Жилин, русский офицер, попадает в плен к татарам. Выбраться из плена, сбежать ему помогает девочка Дина, дочь татарского атамана. Жилин и Дина подружились. Он сделал ей из глины несколько кукол, а она приносила ему молоко и жареную баранину. Дина, помогла сбежать Жилину, потому что пожалела его, по-своему отблагодарила его за доброту.

Дина проявила сострадание к пленному человеку, которому угрожала смертельная опасность, потому что была уверена, что Жилин – хороший человек. Таким образом, я доказала, что человек остаётся человеком даже на войне, в плену, в самых античеловеческих условиях. Сострадание к пленному врагу – это проявление человечности. Желание помочь, милосердие, доброта.

Образец и пример краткого сочинения № 2 на тему: Встреча произошла неожиданно. Два немца, мирно разговаривая, вышли на Плужникова. Аргументы из литературы. Проблема текста

Почему фронтовики не любят рассказывать о войне? Почему предпочитают не вспоминать, как убивали врага? Быть может, потому, что война заставляет человека делать неприемлемый для него выбор. Остаться человеком или подавить в себе человека. Убивать приходилось, конечно, врага, но ведь и человека тоже. Эти вопросы и ответы возникают у меня после прочтения текста Б.Л.Васильева.

В своём тексте автор ставит проблему проявления человечности на войне. Он рассказывает о случайной встрече Плужникова и Мирры с двумя немцами. «Встреча произошла неожиданно». По законам войны, молниеносно среагировав на опасность, Плужников убил одного немца, и тут случилось непредвиденное: «патрон перекосило при подаче». Пока Николай возился с затвором, немец мог его убить, «но вместо этого он упал на колени». Плужников не выстрелил. Увидев девушку, немец стал молить о пощаде, показывая свои мозолистые руки, пытаясь объяснить, что оказался он здесь не по своей воле, что он рабочий.

Он достал фотографии своих детей. Лейтенант понимал, что должен убить врага. Он вёл его убивать. Но когда немец, предчувствуя смерть, рухнул наземь и, скорчившись, замер, Плужников не смог выстрелить. «…Он не застрелил этого немца всё-таки для себя. Для своей совести, которая хотела остаться чистой. Несмотря ни на что». Проблема, которую поднимает автор, заставила меня глубоко задуматься о том, нужно ли проявлять человечность к врагу. Позиция автора скрыта, но понятна: даже на войне человек остаётся человеком. Он проявляет сочувствие, жалость к врагу. У врага тоже есть семья, дети, дом.

Война не отменяет человечности. Сострадание, милосердие к врагу может проявить настоящий человек. Я согласна с позицией автора. Человечность – это одно из лучших наших качеств. Я читала повесть Б.Л.Васильева «В списках не значился» и знаю продолжение этой истории. Плужников с Миррой, вернувшись в подвал, никому не рассказали о встрече с немцами, это была их тайна. На следующий день немцы закидали подвал гранатами, а навёл их тот, которого они пожалели накануне.

Тётя Христя сгорела заживо. Они понимали, что виноваты в её смерти. Проявление человечности привело к беде. Война диктует свои антигуманные правила, но даже на войне человек остаётся человеком. В романе-эпопее Л.Н.Толстого «Война и мир» мы не раз встречаемся с проявлением человечности к врагу. Попробую это доказать. Отряд Денисова взял в плен французского барабанщика, ещё совсем мальчишку. Пете от любопытства не терпелось поговорить с ним. Денисов разрешил. Петя и француз сразу нашли общий язык, языкового барьера не было. Петя хотел хоть чем-то помочь пленному: даёт тёплые вещи, угощает изюмом.

Он не видит в нём врага. Этот эпизод раскрывает всю душевную красоту героя, которая отличала всех Ростовых, потому что они жили чувствами. Николай Ростов встречается в первом бою лицом к лицу с врагом. Он нанёс удар первым, француз упал с лошади. Ростов оказался совсем рядом. Он увидел не врага, а красивое, молодое лицо, на котором были страх и отчётливое желание жить. Он увидел перед собой человека, который, как и он, любил эту жизнь: музыку, поэзию, литературу. Он подумал, что в мирной жизни они вполне могли бы быть друзьями. Это открытие поразило героя. Николай был рад, что не убил молодого француза.

Данный эпизод ещё раз подчёркивает античеловеческую сущность войны, когда человек вынужден быть бесчеловечным. Таким образом, я доказала, что война не отменяет проявления человечности: умения сострадать, жалеть… Но, к сожалению, война диктует свои правила, заставляя человека быть безжалостным к врагу на поле боя. Война не оставляет выбора, разделяя людей на своих и врагов. Поэтому прав Л.Н.Толстой, говоря, что даже худой мир лучше войны. Не нужно об этом забывать.

Образец и пример краткого сочинения № 3 на тему: Встреча произошла неожиданно. Два немца, мирно разговаривая, вышли на Плужникова. Аргументы из литературы. Проблема текста

В самые отчаянные и тяжелые время каждый человек раскрывается в самой полной мере. Война – это событие, которое отражается на характере и мировоззрении каждого её участника. О проблеме проявления человечности и милосердия на войне рассуждает в данном нам тексте Б.Л. Васильев. Описывая один из периодов военного времени, автор текста знакомит нас с ситуацией, в которой одному из героев нужно было делать серьезный нравственный выбор. Встреча Плужников и немца «произошла неожиданно», и так же неожиданно подошла к логическому завершению: кто-то один должен был погибнуть, и вот уже немец стоит на коленях и кричит что-то жалостливое, «захлебываясь и глотая слова».

В этом крике было что-то о семье, детях и пощаде, писатель делает акцент на том, что немец «не хотел воевать, конечно же, не своей охотой забрел он в эти страшные развалины», это понимал и советский солдат. Ему предстояло совершить убийство, и о жалости к немцам в то время не могло идти и речи – однако Б.Л. Васильев подводит нас к мысли о том, что во всем бывают исключения, особенно в том случае, когда солдат стремится несмотря ни на что сохранить чистоту своей совести.

Мысль писателя мне ясна: он считает, что даже в страшнейшие военные времена тот, у кого чистая совесть и кто осознает ценность человеческой жизни, способен пощадить пленного врага и проявить к нему сострадание и милосердие. Сложно не согласиться с Б.Л. Васильевым, ведь он не понаслышке знает о том, насколько важно было оставаться человеком в период Великой Отечественной войны. Я тоже считаю, что для солдата, для его нравственного и душевного здоровья, очень важно, несмотря на физическое изнеможение и гнев, уметь сохранять в себе человечность и милосердие, ведь не каждый немец мог заслужить самой зверской расплаты.

В повести В.А. Закруткина «Матерь человеческая» главная героиня проносит свои человечность и милосердие через все испытания. Она, ощущая жгучую ненависть к фашистам, убившим её семью, встретив на своем пути мальчика-немца, отказывает себе в мести. Услышав крик мальчика, Мария прониклась жалостью к ребенку, и, благодаря своему гуманизму и сердечной доброте, оставила его в живых. Герой рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека» потерял на войне всех своих родных. Он вынужден был пройти через множество испытаний, однако даже будучи усталым и озлобленным, Андрей Соколов нашел в своем сердце место для любви и милосердия.

Встретив маленького мальчика, волей судьбы оставленного одного на улице, наш солдат берет его под свой контроль, подарив тем самым мальчику шанс на счастливую жизнь. О том, как тяжело оставаться человеком во время войны, написан не один десяток книг. Каждый из тех солдат, кто боролся за наше будущее, испытал то количество потрясений, которое современный человек не сможет даже в полной мере осознать. Однако больше всего написано о тех, кто даже в той бесчеловечности и грязи умудрился сохранить себя, свои чистые помыслы и доброе сердце.

Исходный текст в полной версии для сочинения ЕГЭ

(1)Встреча произошла неожиданно. (2)Два немца, мирно разговаривая, вышли на Плужникова из-за уцелевшей стены. (З)Карабины висели за плечами, но даже если бы они держали их в руках, Плужников и тогда успел бы выстрелить первым. (4)Он уже выработал в себе молниеносную реакцию, и только она до сих пор спасала его.

(5)А второго немца спасла случайность, которая могла стоить Плужникову жизни. (6)Его автомат выпустил короткую очередь, первый немец рухнул на кирпичи, а патрон перекосило при подаче. (7)Пока Плужников судорожно дёргал затвор, второй немец мог бы давно прикончить его или убежать, но вместо этого он упал на колени. (8)И покорно ждал, пока Плужников вышибет застрявший патрон.

- (9)Комм, - сказал Плужников, указав автоматом, куда следовало идти.

(10)Они перебежали через двор, пробрались в подземелья, и немец первым влез в тускло освещённый каземат. (11)И здесь вдруг остановился, увидев девушку у длинного дощатого стола.

- (14)Ничего не понимаю, - растерянно сказал Плужников. - (15)Тарахтит.

- (16)Рабочий он, - сообразила Мирра, - видишь, руки показывает?

- (17)Дела, - озадаченно протянул Плужников. - (18)Может, он наших пленных охраняет?

(19)Мирра перевела вопрос. (20)Немец слушал, часто кивая, и разразился длинной тирадой, как только она замолчала.

- (21)Пленных охраняют другие, - не очень уверенно переводила девушка. - (22)Им приказано охранять входы и выходы из крепости. (23)Они - караульная команда. (24)Он - настоящий немец, а крепость штурмовали австрияки из сорок пятой дивизии, земляки самого фюрера. (25)А он - рабочий, мобилизован в апреле…

(26)Немец опять что-то затараторил, замахал руками. (27)Потом вдруг торжественно погрозил пальцем Мирре и неторопливо, важно достал из кармана чёрный пакет, склеенный из автомобильной резины. (28)Вытащил из пакета четыре фотографии и положил на стол.

- (29)Дети, - вздохнула Мирра. - (30)Детишек своих кажет.

(31)Плужников поднялся, взял автомат:

(32)Немец, пошатываясь, постоял у стола и медленно пошёл к лазу.

(33)Они оба знали, что им предстоит. (34)Немец брёл, тяжело волоча ноги, трясущимися руками все обирая и обирая полы мятого мундира. (35)Спина его вдруг начала потеть, по мундиру поползло тёмное пятно.

(36)А Плужникову предстояло убить его. (37)Вывести наверх и в упор шарахнуть из автомата в эту вдруг вспотевшую сутулую спину. (38)Спину, которая прикрывала троих детей. (39)Конечно же, этот немец не хотел воевать, конечно же, не своей охотой забрёл он в эти страшные развалины, пропахшие дымом, копотью и человеческой гнилью. (40)Конечно, нет. (41)Плужников всё это понимал и, понимая, беспощадно гнал вперёд.

- (42)Шнель! (43)Шнель!

(44)Немец сделал шаг, ноги его подломились, и он упал на колени. (45)Плужников ткнул его дулом автомата, немец мягко перевалился на бок и, скорчившись, замер…

(46)Мирра стояла в подземелье, смотрела на уже невидимую в темноте дыру и с ужасом ждала выстрела. (47)А выстрелов всё не было и не было…

(48)В дыре зашуршало, и сверху спрыгнул Плужников и сразу почувствовал, что она стоит рядом.

- (49)3наешь, оказывается, я не могу выстрелить в человека.

(50)Прохладные руки нащупали его голову, притянули к себе. (51)Щекой он ощутил её щеку: она была мокрой от слёз.

- (52)Я боялась. (53)Боялась, что ты застрелишь этого старика. - (54)Она вдруг крепко обняла его, несколько раз торопливо поцеловала. - (55)Спасибо тебе, спасибо, спасибо. (56)Ты ведь для меня это сделал?

(57)Он хотел сказать, что действительно сделал это для неё, но не сказал, потому что он не застрелил этого немца всё-таки для себя. (58)Для своей совести, которая хотела остаться чистой. (59)Несмотря ни на что.

В школе нередко возникают конфликты. Избежать их, по-видимому, невозможно. Но ведь это не значит, что в школе никогда не заканчивается война. Конфликт можно разрешить.

Сочинение на тему: Мама часто рассказывает мне о своем послевоенном детстве, но эта история мне почему-то особенно нравится... (вариант 35)

Милосердие - вот что делает человеческое существо по-настоящему человеком. Именно проблеме проявления милосердия в трудные времена посвящает свой рассказ О.Лонгурашвили.

Сочинение на тему: Только слабые люди, постоянно нуждаясь в компенсации своей недостаточности, обычно плетут интриги… (вариант 30)

Что такое сильный человек? Достаточно ли быть «качком» для того, чтобы считаться по-настоящему сильным? И в чем заключается истинная слабость?

Сочинение на тему: Говорят, что талантливый человек талантлив во всем... (вариант 29)

Много трагического выпало на долю нашей страны. Многочисленные испытания пришлось пережить народам России и выйти из них измученными, но закаленными.

Сочинение на тему: Высшее, чего может достичь человек, - это мудрость... (вариант 28)

Мы живем в век информации. Каждый из нас просто купается в ней, как рыба в воде. Но ведь информированный человек еще совсем не обязательно заслуживает определения «знающий», а «знающий» - не обязательно мудрый.

Сочинение на тему: В речи героя Достоевского Алёши Карамазова были слова, на которые я раньше внимания не обращал… (вариант 27)

Детство - это прекрасная пора, воспоминания о которой остаются у нас на всю жизнь. Безоблачное счастье, которое так часто охватывает ребенка, может стать своеобразной душевной отдушиной, которая помогает нам перенести трудности и не упасть духом.

Сочинение на тему: Лепестинья смахивает прозрачные слёзы, мне хочется пожалеть ее, но тона не позволяет этого… (вариант 34)

В послевоенное время было понятно, отчего оставались сиротами миллионы детей. Но сейчас, в мирные и благополучные годы, дети не должны расти в детских домах.

Сочинение на тему: Весь день я провел в поисках пристанища в мёртвом городе... (вариант 33)

Жизнь коротка. Музыка дарит надежду на лучшее, вселяет в человека мечты, окрыляет его. Она оказывает на людей огромное влияние. Именно эту проблему поднимает Константин Паустовский.