Фамилии духовенства. Имена христианские. Склонение фамилий в русском языке

...
Тема рассылки - семинарские фамилии.
Когда они появились : В 1440-х Русская церковь перестала подчиняться константинопольскому патриарху и обрела автокефалию - самостоятельность. В 1589 в церкви появился первый патриарх. Церковная реформа патриарха Никона (совершение крестного знамения тремя сложенными пальцами вместо двух; совершение крестного хода вокруг церкви с запада на восток, а не наоборот; замена земных поклонов поясными при сохранении их числа; использование наряду с восьми- и шестиконечным крестом четырехконечного; установление троекратного возгласа "аллилуйя" вместо двукратного; проведение литургии над пятью просфорами вместо семи) привела к расколу, о котором я уже по разным поводам писала. Борьба с ним поставила церковь в зависимость от государства и подчинила ее государственной власти.
В 1720 году, по поручению Петра I архиепископ Феофан Прокопович составил "Духовный регламент", в котором высшей властью в церкви объявлен император, само же управление церковью поручено Святейшему синоду (коллегии высших чинов церкви) под непосредственным контролем со стороны государства в лице обер-прокурора. В 1721 году "Духовный регламент" был утвержден правящими архиереями и настоятелями монастырей. Патриархов больше у церкви не было. Церковь стала орудием государства, что, впрочем, с материальной точки зрения, пошло ей на пользу. Именно вследствие этого у священнослужителей появились фамилии.
Священнослужители, с точки зрения государства, были таким же сословием, как и любое другое, ими надо было руководить, их надо было организовывать и направлять. Закрепилась практика наследования церковных приходов. Подробности - в одной из первых рассылок про сословия, там же написано, где искать доказательства принадлежности к духовному сословию.
При императрице Анне Иоанновне (в 1739) последовал указ - основать во всех епархиях духовные семинарии, но этот указ долго не мог быть приведен в исполнение, хотя некоторые духовные учебные заведения и до того существовали. На первых порах дело ограничилось тем, что положили разослать по всем епархиям "учительных священников" с целью подготовлять детей духовных лиц к духовному званию. Только после того, как число семинарий возросло, стали появляться семинарские фамилии.
Большинство фамилий священников создавалось в XIX веке. До этого иереев обычно именовали отец Александр, отец Василий, батюшка или поп Иван, при этом никакой фамилии не подразумевалась. Их дети, если возникала необходимость, часто получали фамилию Попов.
Далеко не все священники получали образования в семинарии, так что значительная часть фамилий священников семинарскими, в прямом смысле этого слова, не является.
Многие священники, и в особенности их дети, получали фамилии от названий церквей, где они или их отцы служили: Ильинский, Сергиевский, Предтеченский, Троицкий и т.д. Ряд фамилий связан с названием икон: Знаменский (икона Знамение Божией Матери), Вышенский (Вышенская икона Божией матери). С названием икон связаны фамилии Державин и Державинский (икона "Державная"), Достоевский (икона "Достойно есть").
Где-то было написано, что большинство фамилий священников оканчивалось на -ский, в подражание украинским и белорусским фамилиям, потому что в то время много выходцев из этих областей было в среде церковной администрации, преподавателей семинарий и духовных академий. Но, по-моему, это перегиб - эти фамилии просто прилагательные, ответ на вопрос "какой?".
Искусственные фамилии характерны для великорусского духовенства, украинские и белорусские священники, как правило, и в семинарии сохраняли свою наследственную фамилию.
Искусственные фамилии в семинарии давались не только тем, кто не имел фамилий, но часто и тем, у кого они уже были. Шутливая формула получаемых фамилий: "По церквам, по цветам, по камням, по скотам, и яко восхощет его преосвященство". Фамилии могли меняться по решению руководства, например, у Унбегауна есть пример изменения фамилии Ландышев на Крапивин, потому что ученик плохо отвечал в классе. У него же есть пример фамилий шести родных братьев: Петропавловский, Преображенский, Смирнов, Миловидов, Скородумов и Седунов.
Поскольку эти фамилии именно выдумывались, они могли образовываться не по правилам образования фамилий. Например, вздумав образовать фамилию от слова бронза, в семинарии давали фамилию Бронзов, хотя по правилам, от клички Бронза должна была получиться фамилия Бронзин (как я уже писала, ответ на вопрос "ты чей?"). Также известны семинарские фамилии Наградов, Пальмов, Розов, Тайнов.
И среди священников, и среди тех, кто получил фамилию в семинарии, были фамилии, образованные от названий всех самых главных праздников : Благовещенский, Богоявленский, Введенский, Воздвиженский, Вознесенский, Воскресенский, Всесвятский, Знаменский, Покровский, Преображенский, Рождественский, Сошественский, Сретенский, Троицкий, Успенский. Фамилия Покровский могла быть дана как в честь праздника "Святого Покрова", так и священнику, служившему в церкви Покрова Святой Богородицы. Часто давалась в духовной среде фамилия Субботин, поскольку несколько суббот в году были днями особого поминовения усопших.
Семинарские фамилии от имен святых или от церкви в честь этого святого : Анненский, Аннинский, Варваринский, Екатеринский, Георгиевский, Саввинский, Косминский, Сергиевский, Андреевский, Ильинский, Николаевский, Дмитриевский, Константиновский, Петрвоский, Зосимовский, Лавровский, Флоровский. Фамилии, сочетающие в себя два крестильных имени связаны со святыми, чьи праздники празднуются во дин и тот же день или с церквями, названными в их честь. Примеры: Борисоглебский, Космодамьянский, Петропавловский.
Фамилии от эпитетов, данных определнным святым : Ареопагитский, Богословский, Дамаскинский, Златоустовский, Иерапольский, Катанский, Коринфский, Магдалинский, Медиоланский, Неаполитеанский, Неаполитанов, Обнорский, Парийский, Персидский, Первозванский, Предтеченский, Радонежский, Фессалоницкий, Победоносцев, Савваитов, Савваитский, Стартилатов, Студитов, Студитский. Фамилия Питовранов возникла в честь пророка Илии, которого "питали враны".
От названий из Ветхого завета произошли фамилии: Авессаломов, Иерихонов, Израилев, Ливанов, Маккавейский, Мельхиседеков, Немвродов, Саульский, Синайский, Содомов, Фараонов, Фаресов. Фамилии от названий из Нового Завета : Вифлеемский, Гефсиманский, Голгофский, Елеонский, Еммауский, Иорданский, Назаретский, Самарянов, Фаворский.
Также семинарскими являются фамилии: Ангелов, Архангельский, Богородицкий, Православлев, Пустынский, Райский, Серафимов, Спасский, Иконостасов, Исполатов, Исполатовский, Кондаков, Крестов, Крестинский, Крестовский, Метаниев, Минеев, Образский, Триодин, Храмов, Агнцов, Вертоградов, Вертоградский, Десницкий, Десницын, Глаголев, Глаголевский, Зерцалов, Златовратский, Извеков, Колесницыын, Новочадов.
Фамилии, так или иначе отражавшие черты характера семинариста , давались в качестве награды или наказания. Богобоязнов, Мягков, Мягкосердов, Долеринский (от лат. - скорбеть), Липеровский (от греч. - печальный), Смелов, Неробеев, Веселов, Веселовский, Смехов, Забавин и их "латинские однофамильцы". Гиляровский, Гиляров и Гилляров образованы от латинского слова hilaris - "веселый". Благовидов, Благонравов, Боагорассудов, Благосклонов, Добровольский, Добролюбов, Громогласов, Златоумов, Любомудров, Миролюбов, Остроумов, Песнопевцев, Простосердов, Славолюбов, Смиренномудренский, Тихомиров, Тихонравов, Велкиов, Глубоковский, Лазурский, Обновленский, Поцелуевский, Чиннов.
Примеры семинарских фамилий: Афинский, Духосошественский, Бриллиантов, Добромыслов, Бенеманский, Кипарисов, Пальмин, Реформатский, Павский, Голубинский, Ключевский, Тихомиров, Мягков, Липеровский (от греческого корня, означающего "печальный").
Самую многочисленную группу семинарских фамилий составляют фамилии "географические ". Произведены они, как правило, от имен не епархиальных городов, а населенных пунктов поменьше, потому что в основном учились в семинарии своей епархии. Если семинарская фамилия произведена от названия епархиального города, скорее всего, семинарист приехал из соседней губернии. Например, распространена фамилия Уфимцев, потому что до 1859 года в Уфимской епархии не существовало архиерейской кафедры, поэтому молодые люди уезжали в соседние губернии. Примеры географических семинарских фамилий: Белинский, Великосельский, Высокоостровский, Иловайский, Краснопольский, Ламанский, Новгородский, Толгский, Шавельский.
Церковный сторож, отправляя сына в духовное училище, мог записать его под фамилией Михайловский в честь помещика Михайлова, который дал на это денег. Примеры таких фамилий: Александровский, Никифоровский, Викторовский, Соколовский, Говоровский, Чернышевский. При этом, фамилия, например, Александровский, могла быть дана в честь благодетеля Александрова, от имени деревни Александровка, в честь святого Александра или церкви, посвященной этому святому. Во всех случаях велика вероятность, что фамилия семинарская.
Иногда в случаях благотворительности семинаристу давалась фамилия самого благодетеля или его фамилия добавлялась. Этим объясняется наличие большого числа фамилий, вторым элементом которых является Платонов. Митрополит Московский Платон Лёвшин в 1789 учредил пять стипендий в Московской духовной академии. Примеры: Гиляров-Платонов, Горский-Платонов, Иваницкий-Платонов, Кудрявцев-Платонов, Побединский-Платонов.
Фамилии, происходящие от церковнославянской официальной формы крестильного имени тоже являются семинарскими. Примеры: Георгиев, Евфимов, Илларионов, Иоаннов, Мефодиев, Мелетиев.
От названий растений образовались семинарские фамилии Гиацинтов, Ландышев, Левкоев, Лилеев, Лилеин, Нарциссов, Розов, Розанов, Туберозов, Фиалков, Фиалковский, Цветков, Цветковский, Абрикоосов, Анчаров, Виноградов, Виноградский, Кедров, Кипарисов, Миндалёв, Миртов, Пальмов, Померанцев, Шафрановский. От названий животных : Голубинский, Орловский, Кенарский, Лебединский, Павский, Барсов, Пантеровский, Зверев. От названий минералов : Аметистов, Бриллиантов, Кораллов, Кристалевский, Маргаритов, Смарагдов. От названий природных явлений : Северов, Востоков, Югов, Западов, Северовостоков, Закатов, Ветринский, Горизонтов, Небосклонов, Зарницкий, Зефиров, Источников, Ключевский, Криницкий, Месяцев, Солнцев, Эфиров.
Все эти фамилии могли быть переведены на латинский и греческий . Все все равно не перечислю, буду писать пока не надоест. Альбов, Альбовский, Альицкий, Грандилевский, Майорский, Минорский, Робустов, Формозов, Лаборинский, Мелиоранский, Моригеровский, Преферансов, Фруентов, Бальбуциновский, Деплоранский, Туторский, Ампелогов, Лофицкий, Либеров, Сацердотов:
В общем, скажу я вам так. Если у вас странная фамилия, найдите в библиотеке книгу Б.О.Унбегауна "Русские фамилии", там в конце есть алфавитный указатель, а внутри - объяснение. Возможно, вы узнаете, что ваша фамилия значит. Если у вас не странная, а наоборот очень понятная фамилия, она все равно весьма вероятно окажется семинарской. Семинарской может оказаться даже фамилия, явно образованная от имени.
Может быть, именно факт существования семинарских фамилий породил такое безумное разнообразие фамилий в России. В принципе, существуют все фамилии, какие только можно и даже невозможно выдумать. Существовали семинарские фамилии даже от языческих богов: Аврорин, Аполонский, Афродитин, Бахусов, Дианин, Изидин, Озирисов и т.д. Даже фамилии от иностранных имен и слов могли быть даны в семинарии: Бюффонов, Оссианов, Сорбонский, Альфонсов. Феноменовы были, Экспериментовы:
Читайте Унбегауна. Если хотите припасть, так сказать, к источнику, почитайте "Епархиальные ведомости", они есть в Исторической библиотеке, там масса странных фамилий:
Но вы, все-таки, в конце концов, поверили мне, что по одной фамилии, не предпринимая никаких действий, нельзя узнать свою родословную?

ПОКРОВСКИЙ

История фамилии Покровский начинается в XVII веке в центральных областях России и неразрывно связана с Русской Православной Церковью.

Эта фамилия историками определяется как "искусственная фамилия". Такие фамилии появлялись на протяжении XVII -XIX вв. в среде русского православного духовенства. Духовенство было единственной социальной группой в России, систематически вводившей в употребление искусственные фамилии. Эта практика началась в самом конце XVII века и продолжалась свыше двух веков. Искусственные фамилии иногда давались вместо уже имеющихся или присваивались в духовных училищах ученикам, ранее не имевшим фамилий. Поскольку православные священники могли вступать в брак, то их искусственные фамилии наследовались детьми и таким образом получали дальнейшее распространение.

Поначалу искусственные фамилии служили просто для фиксации личности безымянных детей, но в дальнейшем создание таких фамилий стало повсеместной практикой. Они могли меняться запросто по одному только решению руководства духовного училища, семинарии или высшей духовной академии.

Фамилии, как правило, давались в качестве награды или наказания. Изобретательность людей, дававших фамилии, была практически неистощимой, и поэтому фамилии русского духовенства не только чрезвычайно разнообразны, но и живописны. Такие фамилии образовывались: от названия местности, от имен святых, от названий церковных праздников, от экзотических животных и растений. Также пользовались популярностью фамилии, которые, давались с целью выделить поведение и моральные качества их носителей. Семинаристы сложили остроумную формулу получаемых фамилий: "По церквам, по цветам, по камням, по скотам, и яко восхощет его преосвященство".

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы, установленный в середине XVIII века в царствование византийского императора Льва, в память чудесного явления Богоматери, распростершей над Царьградом свой покров - как небесную защиту города от осадивших его сарацин, принял у новообращенных христиан - славян своеобразную окраску. Из целого ряда вызванных этим праздником в представлении славян преданий особенно популярно было следующее.

В стародавние годы Богородица странствовала по земле, случилось ей зайти в одну деревню, где жили забывшие о Боге и обо всяком милосердии люди. Стала проситься Матерь Божия на ночлег - нигде ее не пустили. Услышал жестокосердные слова проезжавший в это время по небесной стезе над деревнею святой Илья-пророк - не мог снести он такой обиды, причиненной Деве Марии и на отказавших Божественной Страннице в ночлеге низринулись с неба громы-молнии, полетели огненные и каменные стрелы, посыпался град величиною с человеческую голову, полил ливень-дождь, грозивший затопить всю деревню. Всплакались испуганные нечестивые люди, и пожалела их Богородица. Развернула она покров и накрыла им деревню, чем и спасла своих обидчиков от поголовного истребления. Дошла благость неизреченная до сердца грешников, и растопился давно не таявший лед их жестокости: сделались все они с той поры добрыми и гостеприимными.

Поэтому на Руси издревле праздник "Святого Покрова" отмечался с особой торжественностью и пышностью, а в семинариях ученикам, которые выделялись своими успехами в науках и богословии и подавали большие надежды, нередко присваивалась фамилия, образованная от названия этого светлого праздника. Кроме того, фамилию Покровский обычно получал священник, служивший в церкви Покрова Святой Богородицы.

Дети священников, как правило, имели возможность получить хорошее образование, поэтому уже в конце XVIII века среди российских государственных деятелей представители этой фамилии встречаются часто.

Родовые имена, носители которых евреи, называются еврейскими. Разделять их можно на несколько типов. Самым многочисленным вариантом их образования считаются географические названия. Следующий тип – характерные особенности или внешние данные человека. Особо интересный вариант возникновения фамилий еврейского рода – искусственное сотворение.

Еврейские имена и фамилии

Популярные ныне израильские имена очень разнообразны. Таким количеством красивых родовых названий не может похвастаться ни один народ. Все имена и фамилии национальности уникальны, и каждая имеет свое значение и происхождение. История большинства из них укладывается всего в три столетия, ведь древний народ был разбросан по всему миру и долго не нуждался в идентификации и системе. В России, Западной и Восточной Европе процесс начался только после того, как были приняты соответствующие законы на государственном уровне.

Происхождение еврейских фамилий

До 18 века евреи, которые проживали на территории России и Европы, не имели родовых названий. Происхождение еврейских фамилий началось в Российской Империи, когда был принят закон, обязывающий иметь собственные имена по роду. Создавались они наспех, что объясняет их разнообразие в современном мире. Чиновники иногда человеку придумывали название на свой лад, в зависимости от внешности, погодных условий и настроения. Иногда евреи придумывали родовые имена самостоятельно. Вторым вариантом пользовались богатые еврейские семьи, ведь присвоение стоило больших денег.

Значение

Имена мужчин – основателей рода - дали начало многим фамилиям по всему миру. Часто евреи поступали просто: брали имя или отчество свое или отца, и делали прозвищем. Самое распространенное название рода – Моисей (Мошеса, Мозеса). В сложных случаях к собственному имени прибавлялось окончание или суффикс (буква "с"): Абрахамс, Исраэльс, Самуэльс. Еще одно значение еврейских фамилий: когда они оканчиваются на «сон»/»зон», то носителем является сын конкретного человека. Давидсон, значит, потомок Давида. Абрамсон – сын Абрама, Якобсон – Якоба, а Матисон – Матиса.

Красивые еврейские фамилии

Евреи часто молятся о своих близких, называя их по материнскому имени. Этот религиозный фактор сыграл большую роль в том, что древний народ увековечил и мужские, и женские имена, исполнившие важную политическую или экономическую миссию в его истории. Самые красивые еврейские фамилии – это­ те, которые возникали от имени матери. А их немало:

  • Рива – Ривман;
  • Гита – Гитис;
  • Байла – Бейлис;
  • Сара – Сорисон и т.д.

Как уже упоминалось, красивые фамилии евреев создавались богатыми представителями древнего народа. Словарь содержит множество примеров. Список самых популярных по алфавиту:

  • Голденберг – золотая гора;
  • Голденблюм – золотой цветок;
  • Гартман – твердый (сильный) человек;
  • Токмань – настойчивый человек;
  • Мутерперель – морская жемчужина;
  • Мендель – утешитель;
  • Розенцвайг – ветка розы;
  • Цукерберг – сахарная гора.

Популярные­

Первое место в рейтинге занимают Рабиновичи и Абрамовичи. Не меньше популярны еврейские фамилии, чьи корни немецкие – Кацман, Ургант, Блайштейн, Брюлль. Родовые имена, связанные с религией тоже часто встречаются среди евреев: Шульман (служитель синагоги), Сойфер (писатель текстов), Леви (помощник священника), Коэн (жрец). В списке популярных наименований рода третьими значатся те, которые образованны по профессиональному признаку:

  • Кравец (портной);
  • Меламед (учитель);
  • Шустер (сапожник);
  • Крамер (лавочник);
  • Шеломов (мастер по изготовлению шлемов).

Смешные­

Как шутят современные евреи: «Смешные еврейские фамилии при определенных обстоятельствах могут образовываться из любого слова в словаре». К предметным названиям рода относятся такие, как Шапка, Тряпка, Портянка, Крахмал, Торф. Прикольными считаются Нафталин, Медальон, Шлагбаум, Пентхауз, Подошва, Наглер. Дополняют список смешные родовые названия, относящиеся к флоре и фауне: Мерин, Лысобык, Тарантул, Хайдак (микроб).

Русские еврейские фамилии

На территории России массовая эмиграция евреев произошла после присоединения Польши во времена царствования Екатерины ІІ. Пытаясь внедриться в общество, представители древней нации иногда брали себе русские родовые названия. Как правило, еврейские фамилии в России заканчивались на «ович», «ов», «он», «ик», «ский»: Мединский, Свердлов, Новик, Каганович.

Распространенные­

Евреи-переселенцы выбирали себе родовые имена, исходя из города, области или страны, откуда прибыли. Это их отличало от других членов общины для идентификации. До сих пор распространенные еврейские фамилии соответствуют местечку проживания их предков, к примеру, Познеры, Варшавские, Бялоблоцкие, Урдоминские. Другой ряд составляют часто звучащие родовые названия, которые произошли от мужских личных имен: Якубович, Левкович.

Известные­

В настоящее время много евреев занимает престижные должности в российской политике и шоу-бизнесе. Известные еврейские фамилии среди политиков: Авдеев, Лавров, Дворкович, Шувалов, Сечин, Шохин, Собчак. Список продолжать можно очень долго, ведь началось это давно, с приходом к власти В.И. Ленина, который не скрывал своего еврейского происхождения. Сегодня по неофициальным данным в правительстве РФ количество евреев составляет 70%. На российской эстраде тоже много любимых музыкантов относится к представителям древнего народа:

  • Варум;
  • Агутин;
  • Линник;
  • Галкин;
  • Газманов;
  • Милявская;
  • Долина (Кудельман);
  • Моисеев и много других.

Видео

Нашли в тексте ошибку? Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!

В этом разделе приведены материалы генеалогической рассылки, которая рассылалась нашим проектом в 2002-2003 годах. Автор рассылки - Людмила Бирюкова, в тот момент ведущая сайта. В настоящее время рассылка не функционирует.

Когда они появились: В 1440-х Русская церковь перестала подчиняться константинопольскому патриарху и обрела автокефалию - самостоятельность. В 1589 в церкви появился первый патриарх. Церковная реформа патриарха Никона (совершение крестного знамения тремя сложенными пальцами вместо двух; совершение крестного хода вокруг церкви с запада на восток, а не наоборот; замена земных поклонов поясными при сохранении их числа; использование наряду с восьми- и шестиконечным крестом четырехконечного; установление троекратного возгласа "аллилуйя" вместо двукратного; проведение литургии над пятью просфорами вместо семи) привела к расколу, о котором я уже по разным поводам писала. Борьба с ним поставила церковь в зависимость от государства и подчинила ее государственной власти.

В 1720 году, по поручению Петра I архиепископ Феофан Прокопович составил "Духовный регламент", в котором высшей властью в церкви объявлен император, само же управление церковью поручено Святейшему синоду (коллегии высших чинов церкви) под непосредственным контролем со стороны государства в лице обер-прокурора. В 1721 году "Духовный регламент" был утвержден правящими архиереями и настоятелями монастырей. Патриархов больше у церкви не было. Церковь стала орудием государства, что, впрочем, с материальной точки зрения, пошло ей на пользу. Именно вследствие этого у священнослужителей появились фамилии.

Священнослужители, с точки зрения государства, были таким же сословием, как и любое другое, ими надо было руководить, их надо было организовывать и направлять. Закрепилась практика наследования церковных приходов. Подробности - в одной из первых рассылок про сословия, там же написано, где искать доказательства принадлежности к духовному сословию.

При императрице Анне Иоанновне (в 1739) последовал указ - основать во всех епархиях духовные семинарии, но этот указ долго не мог быть приведен в исполнение, хотя некоторые духовные учебные заведения и до того существовали. На первых порах дело ограничилось тем, что положили разослать по всем епархиям "учительных священников" с целью подготовлять детей духовных лиц к духовному званию. Только после того, как число семинарий возросло, стали появляться семинарские фамилии.

Большинство фамилий священников создавалось в XIX веке. До этого иереев обычно именовали отец Александр, отец Василий, батюшка или поп Иван, при этом никакой фамилии не подразумевалась. Их дети, если возникала необходимость, часто получали фамилию Попов.

Далеко не все священники получали образования в семинарии, так что значительная часть фамилий священников семинарскими, в прямом смысле этого слова, не является.

Многие священники, и в особенности их дети, получали фамилии от названий церквей, где они или их отцы служили: Ильинский, Сергиевский, Предтеченский, Троицкий и т.д. Ряд фамилий связан с названием икон: Знаменский (икона Знамение Божией Матери), Вышенский (Вышенская икона Божией матери). С названием икон связаны фамилии Державин и Державинский (икона "Державная"), Достоевский (икона "Достойно есть").

Где-то было написано, что большинство фамилий священников оканчивалось на -ский, в подражание украинским и белорусским фамилиям, потому что в то время много выходцев из этих областей было в среде церковной администрации, преподавателей семинарий и духовных академий. Но, по-моему, это перегиб - эти фамилии просто прилагательные, ответ на вопрос "какой?".

Искусственные фамилии характерны для великорусского духовенства, украинские и белорусские священники, как правило, и в семинарии сохраняли свою наследственную фамилию.

Искусственные фамилии в семинарии давались не только тем, кто не имел фамилий, но часто и тем, у кого они уже были. Шутливая формула получаемых фамилий: "По церквам, по цветам, по камням, по скотам, и яко восхощет его преосвященство". Фамилии могли меняться по решению руководства, например, у Унбегауна есть пример изменения фамилии Ландышев на Крапивин, потому что ученик плохо отвечал в классе. У него же есть пример фамилий шести родных братьев: Петропавловский, Преображенский, Смирнов, Миловидов, Скородумов и Седунов.

Поскольку эти фамилии именно выдумывались, они могли образовываться не по правилам образования фамилий. Например, вздумав образовать фамилию от слова бронза, в семинарии давали фамилию Бронзов, хотя по правилам, от клички Бронза должна была получиться фамилия Бронзин (как я уже писала, ответ на вопрос "ты чей?"). Также известны семинарские фамилии Наградов, Пальмов, Розов, Тайнов.

И среди священников, и среди тех, кто получил фамилию в семинарии, были фамилии, образованные от названий всех самых главных праздников: Благовещенский, Богоявленский, Введенский, Воздвиженский, Вознесенский, Воскресенский, Всесвятский, Знаменский, Покровский, Преображенский, Рождественский, Сошественский, Сретенский, Троицкий, Успенский. Фамилия Покровский могла быть дана как в честь праздника "Святого Покрова", так и священнику, служившему в церкви Покрова Святой Богородицы. Часто давалась в духовной среде фамилия Субботин, поскольку несколько суббот в году были днями особого поминовения усопших.

Семинарские фамилии от имен святых или от церкви в честь этого святого: Анненский, Аннинский, Варваринский, Екатеринский, Георгиевский, Саввинский, Косминский, Сергиевский, Андреевский, Ильинский, Николаевский, Дмитриевский, Константиновский, Петрвоский, Зосимовский, Лавровский, Флоровский. Фамилии, сочетающие в себя два крестильных имени связаны со святыми, чьи праздники празднуются во дин и тот же день или с церквями, названными в их честь. Примеры: Борисоглебский, Космодамьянский, Петропавловский.

Фамилии от эпитетов, данных определнным святым: Ареопагитский, Богословский, Дамаскинский, Златоустовский, Иерапольский, Катанский, Коринфский, Магдалинский, Медиоланский, Неаполитеанский, Неаполитанов, Обнорский, Парийский, Персидский, Первозванский, Предтеченский, Радонежский, Фессалоницкий, Победоносцев, Савваитов, Савваитский, Стартилатов, Студитов, Студитский. Фамилия Питовранов возникла в честь пророка Илии, которого "питали враны".

От названий из Ветхого завета произошли фамилии: Авессаломов, Иерихонов, Израилев, Ливанов, Маккавейский, Мельхиседеков, Немвродов, Саульский, Синайский, Содомов, Фараонов, Фаресов. Фамилии от названий из Нового Завета: Вифлеемский, Гефсиманский, Голгофский, Елеонский, Еммауский, Иорданский, Назаретский, Самарянов, Фаворский.

Также семинарскими являются фамилии: Ангелов, Архангельский, Богородицкий, Православлев, Пустынский, Райский, Серафимов, Спасский, Иконостасов, Исполатов, Исполатовский, Кондаков, Крестов, Крестинский, Крестовский, Метаниев, Минеев, Образский, Триодин, Храмов, Агнцов, Вертоградов, Вертоградский, Десницкий, Десницын, Глаголев, Глаголевский, Зерцалов, Златовратский, Извеков, Колесницыын, Новочадов.

Фамилии, так или иначе отражавшие черты характера семинариста, давались в качестве награды или наказания. Богобоязнов, Мягков, Мягкосердов, Долеринский (от лат. - скорбеть), Липеровский (от греч. - печальный), Смелов, Неробеев, Веселов, Веселовский, Смехов, Забавин и их "латинские однофамильцы". Гиляровский, Гиляров и Гилляров образованы от латинского слова hilaris - "веселый". Благовидов, Благонравов, Боагорассудов, Благосклонов, Добровольский, Добролюбов, Громогласов, Златоумов, Любомудров, Миролюбов, Остроумов, Песнопевцев, Простосердов, Славолюбов, Смиренномудренский, Тихомиров, Тихонравов, Велкиов, Глубоковский, Лазурский, Обновленский, Поцелуевский, Чиннов.

Примеры семинарских фамилий: Афинский, Духосошественский, Бриллиантов, Добромыслов, Бенеманский, Кипарисов, Пальмин, Реформатский, Павский, Голубинский, Ключевский, Тихомиров, Мягков, Липеровский (от греческого корня, означающего "печальный").

Самую многочисленную группу семинарских фамилий составляют фамилии "географические". Произведены они, как правило, от имен не епархиальных городов, а населенных пунктов поменьше, потому что в основном учились в семинарии своей епархии. Если семинарская фамилия произведена от названия епархиального города, скорее всего, семинарист приехал из соседней губернии. Например, распространена фамилия Уфимцев, потому что до 1859 года в Уфимской епархии не существовало архиерейской кафедры, поэтому молодые люди уезжали в соседние губернии. Примеры географических семинарских фамилий: Белинский, Великосельский, Высокоостровский, Иловайский, Краснопольский, Ламанский, Новгородский, Толгский, Шавельский.

Церковный сторож, отправляя сына в духовное училище, мог записать его под фамилией Михайловский в честь помещика Михайлова, который дал на это денег. Примеры таких фамилий: Александровский, Никифоровский, Викторовский, Соколовский, Говоровский, Чернышевский. При этом, фамилия, например, Александровский, могла быть дана в честь благодетеля Александрова, от имени деревни Александровка, в честь святого Александра или церкви, посвященной этому святому. Во всех случаях велика вероятность, что фамилия семинарская.

Иногда в случаях благотворительности семинаристу давалась фамилия самого благодетеля или его фамилия добавлялась. Этим объясняется наличие большого числа фамилий, вторым элементом которых является Платонов. Митрополит Московский Платон Лёвшин в 1789 учредил пять стипендий в Московской духовной академии. Примеры: Гиляров-Платонов, Горский-Платонов, Иваницкий-Платонов, Кудрявцев-Платонов, Побединский-Платонов.

Фамилии, происходящие от церковнославянской официальной формы крестильного имени тоже являются семинарскими. Примеры: Георгиев, Евфимов, Илларионов, Иоаннов, Мефодиев, Мелетиев.

От названий растений образовались семинарские фамилии Гиацинтов, Ландышев, Левкоев, Лилеев, Лилеин, Нарциссов, Розов, Розанов, Туберозов, Фиалков, Фиалковский, Цветков, Цветковский, Абрикоосов, Анчаров, Виноградов, Виноградский, Кедров, Кипарисов, Миндалёв, Миртов, Пальмов, Померанцев, Шафрановский. От названий животных: Голубинский, Орловский, Кенарский, Лебединский, Павский, Барсов, Пантеровский, Зверев. От названий минералов: Аметистов, Бриллиантов, Кораллов, Кристалевский, Маргаритов, Смарагдов. От названий природных явлений: Северов, Востоков, Югов, Западов, Северовостоков, Закатов, Ветринский, Горизонтов, Небосклонов, Зарницкий, Зефиров, Источников, Ключевский, Криницкий, Месяцев, Солнцев, Эфиров.

Все эти фамилии могли быть переведены на латинский и греческий. Все все равно не перечислю, буду писать пока не надоест. Альбов, Альбовский, Альицкий, Грандилевский, Майорский, Минорский, Робустов, Формозов, Лаборинский, Мелиоранский, Моригеровский, Преферансов, Фруентов, Бальбуциновский, Деплоранский, Туторский, Ампелогов, Лофицкий, Либеров, Сацердотов:

В общем, скажу я вам так. Если у вас странная фамилия, найдите в библиотеке книгу Б.О.Унбегауна "Русские фамилии", там в конце есть алфавитный указатель, а внутри - объяснение. Возможно, вы узнаете, что ваша фамилия значит. Если у вас не странная, а наоборот очень понятная фамилия, она все равно весьма вероятно окажется семинарской. Семинарской может оказаться даже фамилия, явно образованная от имени.

Может быть, именно факт существования семинарских фамилий породил такое безумное разнообразие фамилий в России. В принципе, существуют все фамилии, какие только можно и даже невозможно выдумать. Существовали семинарские фамилии даже от языческих богов: Аврорин, Аполонский, Афродитин, Бахусов, Дианин, Изидин, Озирисов и т.д. Даже фамилии от иностранных имен и слов могли быть даны в семинарии: Бюффонов, Оссианов, Сорбонский, Альфонсов. Феноменовы были, Экспериментовы:

Читайте Унбегауна. Если хотите припасть, так сказать, к источнику, почитайте "Епархиальные ведомости", они есть в Исторической библиотеке, там масса странных фамилий:

Но вы, все-таки, в конце концов, поверили мне, что по одной фамилии, не предпринимая никаких действий, нельзя узнать свою родословную?

Почту я получать не могу, поэтому объявлений на этот раз не будет.


У каждого человека на земле есть свое личное имя, каждый человек его получает при рождении и идет с ним по жизни. Вместе с именем при рождении мы получаем и гордое право называться сыном или дочерью своего отца и, конечно, фамилию – наследственное семейное наименование. Однако так было не всегда. В различных общественных слоях фамилии появились в разное время. Одними из первых появились княжеские фамилии - Тверской, Мещерский, Звенигородский, Вяземский, Коломенский, обозначающие местности. Со временем получили фамилии дворяне, купцы, однодворцы, мещане. Многочисленный слой населения России составляли и служители церкви. Духовенство начало массово получать фамилии лишь в первой половине девятнадцатого века. До этого иереев обычно именовали просто отец Александр, отец Василий, батюшка или поп Иван, при этом никакой фамилии не подразумевалась. В Метрических книгах конца XVIII начала XIX века видим подписи священников: Алексей Иванов, Иван Терентиев или Никита Максимов, это имя и отчество, а не имя и фамилия. Детям священнослужителей по мере надобности давали фамилии Попов, Протопопов, Дьяконов, Пономарев. Однако по мере появления духовных училищ и семинарий появилось большое количество священников, которые приобрели фамилии при выпуске из семинарии. Искусственные фамилии в семинарии давались не только тем, кто не имел фамилий, но часто и тем, у кого они уже были. Шутливая формула получаемых фамилий было следующая: «По церквам, по цветам, по камням, по скотам, и яко восхощет Его Преосвященство». Фамилии могли меняться по решению руководства, например, есть примеры изменения фамилии с благозвучной на более обидную, потому что ученик плохо отвечал в классе. Есть пример родных братьев, получивших в семинарии разные фамилии. Дети священника Сторожевской церкви Алексея (Новоспасского) Феодор, Иван (выпуск 1842 г.), Аркадий (выпуск 1846 г.) получили фамилию Оранский, а его сын Николай (выпуск 1854 г.) получил фамилию отца – Новоспасский. Сын протоиерея Покровской соборной церкви города Козлова Николай в сентябре 1830 года поступил учиться в Тамбовское духовное уездное училище в низший класс не с родовой фамилией Протопопова, а с фамилией Евгенова. Вот как он сам описывает процесс получения фамилии: «Это зависело от произвола ректора училища. Подобный произвол, перемена отцовских фамилий, был и прежде моего вступления в училище, продолжался и после, например отец ректор, осматривая мальчика, представленного для записи в училище, замечает его быстрый взгляд, и сейчас же дает ему фамилию Быстровзоров или Быстров. Часто случалось, что сыновья одного и того же отца носили разные фамилии. Этому пример не далек. У бывшего Тамбовского кафедрального протоиерея Никифора Ивановича Телятинского было пять сыновей, из них один только унаследовал родовую фамилию Телятинского, а остальные четверо носили другие фамилии: Победоносцева, Благовещенского, Преображенского и Топильского. Бывали случаи, когда произвол переменять фамилии зависел и от учителя, например, был ученик по фамилии Ландышев, и ученик из очень порядочных; он как то невпопад ответил учителю, учитель наказал его переменою фамилии: «Будь ты за это вместо Ландышева Крапивин!» Ландышеву не нравилась фамилия Крапивин, он совестился за неё и в особенности стыдился показаться Крапивиным отцу. Перед отъездом на каникулы он умолил учителя возвратить ему прежнюю фамилию». 1 Получение фамилии ограничивалась лишь только фантазией человека её дающего. А уж фантазии преподавателей семинарий не было конца. И все-таки и они придерживались некоторых определенных традиций.

Многочисленную группу, как фамилий священников, так и семинарских фамилий составляют фамилии «географические». При поступлении в духовное училище детям часто давали фамилии по той местности, откуда они были родом, по названию города, села или реки. Примеры географических семинарских фамилий: сын диакона Василия села Чурюкова Козловского уезда Гавриил (выпуск 1844 г.) получил фамилию Чурюковский. Сын дьячка села Юрковой Сурены Козловского уезда Василия Василий (выпуск 1860 г.) получил фамилию Суренский, Ламский – село Ламки, Тарбеевский – село Тарбеево, Озерский – село Озерки, Кадомский – город Кадом, Криволуцкий – село Кривая Лука, Таптыковский – село Таптыково

Новые фамилии, даваемые будущим священником чаще всего должны были соотноситься с религией и церковью. Многие священники, и в особенности их дети, получали фамилии от названий церквей, где они или их отцы служили: священник, служивший в церкви Троицы, мог получить фамилию Троицкий, а служивший в церкви Успения Богородицы – Успенский. По такому принципу образовались фамилии Архангельский, Ильинский, Сергиевский. Сын пономаря Никольской церкви Исидора Афанасий (выпуск 1848 г.) получил фамилию Никольский.

Ряд фамилий связан с названием икон: Знаменский (икона Знамение Божией Матери), Вышенский (Вышенская икона Божией матери). С названием икон связаны фамилии Державин и Державинский (икона «Державная»), Достоевский (икона «Достойно есть»).

И среди священников, и среди тех, кто получил фамилию в семинарии, были фамилии, образованные от названий всех самых главных праздников: Благовещенский (Благовещенье), Богоявленский (Богоявление), Введенский (Введение), Воздвиженский (Воздвиженье), Вознесенский (Вознесение), Воскресенский (Воскресение), Всесвятский (Всех Святых), Знаменский (Знамение), Покровский (Покров), сын диакона Ильинской церкви Павла Александр (выпуск 1840 г.) получил фамилию Преображенский (Преображение), Рождественский (Рождество), Сошественский (Сошествие св.Духа), Сретенский (Сретенье), Троицкий (Троица), Успенский (Успение). Фамилия Покровский могла быть дана как в честь праздника «Святого Покрова», так и священнику, служившему в церкви Покрова Святой Богородицы. Часто давалась в духовной среде фамилия Субботин, поскольку несколько суббот в году были днями особого поминовения усопших.

Семинарские фамилии образовывались от крестильных мужских и женских имен святых или от церкви в честь этого святого: Анненский, Аннинский, Варваринский, Екатеринский, Георгиевский, Саввинский, Косминский, Сергиевский, Андреевский, Ильинский, Николаевский, Дмитриевский, Константиновский, Петровский, Зосимовский, Лавровский, Флоровский.

Фамилии, сочетающие в себя два крестильных имени связаны со святыми, чьи праздники празднуются в один и тот же день или с церквями, названными в их честь. Примеры: Борисоглебский (Борис и Глеб), Космодамианский (Козьма и Дамиан), Петропавловский (Петр и Павел).

Встречается большое количество фамилий образованных от эпитетов, данных определенным святым: Ареопагитский (Дионисий Ареопагит), Богословский (Григорий Богослов), Дамаскинский (Иоанн Дамаскин), Златоустовский (Иоанн Златоуст), Иерапольский (Аверкий Иерапольский), Катанский (Лев Катанский), Коринфский (мученики Коринфа), Магдалинский (Мария Магдалина), Медиоланский (Амвросий Медиоланский), Неаполитанский, Неаполитанов (Януарий Неаполитанский), Обнорский (Павел Обнорский), Парийский (Василий Парийский), Персидский (Симеон Персидский), Первозванский (Андрей Первозванный), Предтеченский (Иоанн Предтеча), Радонежский (Сергий Радонежский), Фессалоницкий (Григорий Фессалоницкий), Победоносцев (Георгий Победоносец), Савваитов, Савваитский (Стефан и Иоанн Савваиты), Стартилатов (Федор Стратилат), Студитов, Студитский (Феодор Студит). Фамилия Питовранов возникла в честь пророка Илии, которого «питали враны».

От названий из Ветхого завета произошли фамилии: Авессаломов (Аввессалом), Иерихонов (Иерихон), Израилев (Израиль), Ливанов (Ливан), Маккавейский (Маккавеи), Мельхиседеков (Мельхизедек), Немвродов (Нимрод), Саульский (царь Саул), Синайский (гора Синой), Содомов (Содом), Фараонов (фараон), Фаресов (Фарес). От названий из Нового Завета произошли фамилии: Вифлеемский (Вифлеем), Гефсиманский (Гефсимания), Голгофский (Голгофа), Елеонский (гора Елеон), Еммауский (Еммаус), Иорданский (Иордан), Назаретский (Назарет), Самарянов (самаритянин), Фаворский (гора Фавор).

Основанными на христианских традициях являются фамилии: Ангелов, Архангельский, Богородицкий, Православлев, Пустынский, Райский, Серафимов, Спасский, Иконостасов, Исполатов, Исполатовский, Кондаков, Крестов, Крестинский, Крестовский, Метаниев, Минеев, Образский, Триодин, Храмов, Агнцов, Вертоградов, Вертоградский, Десницкий, Десницын, Глаголев, Глаголевский, Зерцалов, Златовратский, Извеков, Колесницыын, Новочадов.

Многие фамилии связаны с церковными терминами: Иконостасов (Иконостас), Образцов (Образ), Крестов, Крестинский, Крестов (Крест), Храмов (Храм), Колоколов (колокол).

В фамилиях русского духовенства оставил свой след церковнославянский язык: Десницкий (десница), Глаголев, Глаголевский (глагол).

Однако наиболее были распространены церковнославянские двухосновные фамилии, так или иначе отражавшие черты характера семинариста: Благонравов, Богобоязнов, Остроумов, Мягкосердов, Простосердов, Благовидов, Благонравов, Благонадеждин, Богодаров, Благосклонов, Боголюбов, Боголюбский, Добровольский, Добролюбов, Громогласов, Златоумов, Любомудров, Миролюбов, Остроумов, Песнопевцев, Простосердов, Славолюбов, Сладкопевцев, Смиренномудренский, Тихомиров, Тихонравов. Сын священника Троицкой церкви Феодора Иван (выпуск 1840 г.) получил фамилию Спесивцев.

От названий растений образовались семинарские фамилии Гиацинтов, Ландышев, Левкоев, Лилеев, Лилеин, Нарциссов, Розов, Розанов, Туберозов, Фиалков, Фиалковский, Цветков, Цветковский, Абрикосов, Жасминов, Анчаров, Виноградов, Виноградский, Кедров, Кедрин, Кипарисов, Миндалёв, Миртов, Пальмов, Померанцев, Шафрановский. Сын дьячка Ильинской церкви Ильи Василий (выпуск 1846 г.), Петр получил фамилию – Розанов. Дети сторожа Козловского духовного правления Леонтия Иван (выпуск 1846 г.), Петр (выпуск 1852 г.) получили фамилию Жасминов.

Фамилии могли быть образованы от названий животных и птиц: Голубинский, Орловский, Кенарский, Лебедев, Лебединский, Соколов, Павский, Барсов, Пантеровский, Зверев, Щеглов, от названий минералов : Аметистов, Бриллиантов, Кораллов, Кристалевский, Маргаритов (греч. эквивалент русского названия жемчуг) или Жемчужников, Смарагдов, от названий природных явлений : Северов, Востоков, Югов, Западов, Северовостоков, Закатов, Ветринский, Горизонтов, Небосклонов, Зарницкий, Зефиров, Источников, Ключевский, Криницкий, Месяцев, Солнцев, Эфиров.

Все эти фамилии могли быть переведены на латинский язык. Некоторые из них соотносились с физическими возможностями их носителей: Альбов, Альбовский, Альбицкий (albus – белый), Грандилевский (grandilis – рослый, важный), Майорский, Минорский, Робустов (robustus – крепкий), Формозов (formosus – красивый). Однако чаще для фамилии выбирались слова, характеризующие нрав или поведение их носителей: Сперанский, Сперансов (sperans – надеющийся). Дети священника Троицкой церкви Василия Павел (выпуск 1848 г.), Константин (выпуск 1850 г.), Василий (выпуск 1856 г.) получили фамилию Гиляревский (hilaris – веселый), однако из документов мы видим, что эту фамилию получил их отец. Сын дьячка Сторожевской Николаевской церкви Ивана Гавриил (выпуск 1868 г.) получил фамилию Мелиоранский (melior – лучший). Дети диакона Вознесенской церкви Иоанна Михаил (выпуск 1840 г.), Николай (выпуск 1852 г.) получили фамилию Целебровский (celeber – известный).

Фамилии греческого происхождения: Аристов, Аристовский (лучший). Ряд фамилий священнослужителей, переведенные на греческий и латинский языки существовали в трех формах: Беднов - Павперов – Пенинский (греч. бедность), Надеждин – Сперанский – Елпидин, Елпидинский (греч. надежда).

Кроме фамилий латинского и греческого происхождения, существуют фамилии не несущие в себе личных характеристик. В их основе лежат античные реалии, в основном греческие, в том числе и некоторые греческие географические названия: Афинский, Троянский, Македонский. Кроме того в фамилиях русского духовенства представлены имена античных философов и поэтов: Гомеров, Демокритов, Орфеев. Престиж классической традиции был так высок, что православные священники не считали зазорным носить фамилии, производные от имени языческого божества – греческого, римского или египетского: Трисмегистов (Гермес Трисмегист). Некоторые фамилии происходили от имен поэтов, писателей и ученых, которые изучались в духовных училищах и были известны тем, кто давал фамилии: Оссианов (Оссиан – легендарный герой кельтского народного эроса, давший свое имя большому циклу поэтических произведений, так называемым поэмам Оссиана).

Хочется отметить, что дети священников и протоиереев чаще всего имели фамилии, и поэтому получали либо родовую фамилию, либо новую. Дети же дьячков и пономарей, чаще всего фамилий не имели, и поэтому по окончании училища или семинарии получали новую фамилию.

В дополнение к рассмотренным фамилиям, заметим, что существуют фамилии, которые давались незаконнорожденным детям. В частности среди Козловских священнослужителей встречается фамилия Богданов (Богом данный). Можно предположить, что у людей носящих эту фамилию в роду был незаконнорожденный предок.

Кроме того, для изучении ро дственных связей следует знать, что в XVIII веке в России закрепилась практика наследования церковных приходов, когда епархиальный архиерей при отправлении «на покой» приходского священника закреплял, по прошению последнего, место за его сыном, часто служившим в церкви вместе с отцом, или в случае отсутствия мужского потомства за зятем. В книге будут встречаться подобные случаи, когда претендент мог получить приход путем женитьбы на священнической дочери. Для этого в духовных консисториях велись списки невест и всем желающим давались рекомендации.