Формирование самооценки. Самооценка ребенка. Ее формирование и развитие

В данной статье предлагаю подробно разобрать, как формируется самооценка ребенка, и что на это влияет.

Давайте разберемся в том, что же такое самооценка. Если сказать совсем просто, это оценивание себя. Если попробовать развернуть определение, самооценка — это представление человека о себе и оценивание своих качеств, отношение к собственным достоинствам и недостаткам, восприятие себя в сравнении с другими людьми. Невозможно раз и навсегда закрепить определенную самооценку. В процессе жизни она может меняться. Иногда кардинальным образом, а иногда оставаться примерно на одной стадии. Путем работы над собой можно самому самостоятельно повысить самооценку.

Что влияет на формирование самооценки у ребенка?

Развитие самооценки у ребенка начинается с самого рождения. Что влияет на самооценку? В первую очередь в детстве огромное значение имеет окружение. Маленький человек еще ничего не знает о себе. Он видит отношение родителей, слышит, что они говорят, как комментируют действия, реагируют на поступки, проявление эмоций, высказывания.

Еще самооценку формируют достижения ребенка. Но большую роль в детстве играет реакция взрослого. Если вы постоянно обращаете внимание на то, что ребенок делает не так уверенно, как его сверстники, влияние будет негативным. Чрезмерная похвала также будет способствовать нездоровой самооценке, которую необходимо постоянно подпитывать извне.

Возрастные особенности формирования самооценки

Важно помнить, что в детстве самооценка ребенка еще очень нестабильна. Поэтому именно мы, родители, должны ставить границы и очерчивать ее - поддерживать, подбадривать, объяснять, как правильно.

Дошкольный возраст

Ребенок в дошкольном возрасте ориентируется на взрослых, именно их оценка очень сильно влияет на становление личности и восприятие себя. Главная ошибка взрослых — связывание личности ребенка и его поступков. Ребенок может поругаться с братом, обидеть животное, что-то намеренно испортить, но он не перестает быть хорошим. «Ты плохой» — это манипуляция, от которой стоит стараться избавляться. Так мы разводим поведение и личность, как следствие — низкая самооценка. Помните: ребенок хороший, поступок плохой.



В этом возрасте у детей еще много эгоцентризма, они связывают с собой плохое самочувствие родителей, злость папы, грубость брата, им кажется, что они нелюбимы или виноваты в таком поведении других. Важно также объяснять ребенку, что происходит: «папа устал», «братик тебя любит, но сейчас он был не в духе».

Младший школьный возраст

В младшем школьном возрасте взрослые все еще выступают авторитетом для ребенка. Но самооценка из завышенной постепенно переходит в адекватную. Важно помнить, что в этом возрасте дети все еще в большей степени воспринимают себя через оценку родителей и учителей. Именно поэтому отметки так болезненно влияют на мотивацию успеваемости. Важно помнить, что сейчас самое время направлять ребенка на успех через формирование адекватной самооценки: поддерживать, подбадривать, любить, уважать, подчеркивать достоинства.

Младший подростковый возраст

В младшем подростковом возрасте (в среднем школьном) ребенок учится сам оценивать себя относительно объективно. Но здесь большое значение имеет его общение со сверстниками, контакт со своими чувствами. Значимо то, как взрослые относятся к нему, интересуются его внутренним миром. Самооценка детей начинает развиваться через призму общения со сверстниками. Именно их мнение сейчас играет решающую роль.

Старший подростковый возраст

Старшеклассники имеют очень нестабильную ситуацию — тут и первая любовь, и профессиональное самоопределение. Могут возникать эмоциональные трудности. Старшие школьники продолжают оставаться ранимыми, особенно по поводу замечаний в отношении их внешнего вида. У детей в этом возрасте появляются комплексы, поэтому очень важно повышать самооценку. Она начинает крепнуть, но еще не так стабильна, как у студентов или у взрослых. Именно поэтому важно проявлять интерес к своему ребенку. Поддержка, подбадривание и выстраивание четких границ остаются главными помощниками.

Условия формирования адекватной самооценки у ребенка

Не сравнивайте

Самая частая ошибка родителей — сравнение своих детей с другими в благих целях. «Посмотри, как Катя учится хорошо», «Обрати внимание, мальчик меньше тебя, а он не плачет», «Видишь, как Вася рисует». Все эти замечания не имеют никакого воспитательного воздействия и лишь прибавляют ребенку неуверенности. Вряд ли вы захотите, чтобы вас сравнивал супруг с соседкой, а начальник — с работником из соседнего отдела.

Мы все хотим чувствовать свою уникальность. Мы не знаем, как живут чужие дети, не знаем, какие проблемы могут у них возникать. Мы часто видим только то, что на поверхности. Да, Катя учится хорошо по математике, а с русским языком у нее не очень хорошо складывается. Но Катя медалистка, и ей помогают учителя. Мальчик не плачет, потому что он выспался и поел, у него хорошее настроение. А Вася хорошо рисует, потому что способности у него от природы такие. Замечайте в своем ребенке то, в чем силен он. Сравнения разрушают ваши отношения и понижают доверие.

Давайте реальную оценку

Избегайте перегибов. Не стоит занижать способности ребенка, но и завышать их. Иногда родители перегибают палку в похвале. Не следует хвалить детей за все подряд и манипулировать похвалой, постоянно говорить «ты хороший мальчик», «молодец», комментировать каждое действие, слишком эмоционально реагировать на поступки. Так мы прививаем детям зависимость от оценки.

С другой стороны, не надо постоянно концентрироваться только на негативе. Употреблять фразы «ты плохая девочка», «ай-ай-ай, как тебе не стыдно», «посмотри, все люди на тебя смотрят». Важно стараться оценивать ребенка адекватно, понимая, что сильные перегибы приведут к перекосу в ту или иную сторону. Когда вы видите, что у ребенка что-то получилось, вы можете это отметить. Расскажите, что вы видите или чувствуете. Например: «Ты нарисовал большой зеленый дом, он напоминает мне тот, который мы видели, когда гуляли». Или: «Я вижу, как ты растешь — уже ешь сама вилкой». Самое главное — оценивать ребенка реально. Если он допускает ошибку и сам говорит о ней, не переубеждать, что все в порядке, а предлагать попробовать еще раз, помочь найти путь в решении проблемы.

Уважайте границы ребенка

Этот пункт включает довольно широкий спектр. Важно относиться уважительно к желаниям и чувствам ребенка, к его мыслям и представлениям, к игрушкам и другой собственности. Давайте разбираться по порядку.

Что касается чувств и желаний — это не значит, что необходимо выполнять все требования ребенка, это значит признавать его право на плохое настроение, грусть, скуку, злость. Дети могут чего-то хотеть, и это действительно нормально. Не стоит подменять понятия. Если ребенок просит новую игрушку, не надо его ругать. Это желание. Объясните, почему сейчас вы не будете ее покупать, откажите, но не стоит говорить «ты постоянно что-то клянчишь».

Что касается мыслей, представлений ребенка, здесь также следует проявлять гибкость. Неважно, сколько ему лет, важно уважать интересы, выбор друзей — именно такое отношение будет формировать адекватную самооценку.

Стоит отнестись с особым вниманием к вещам ребенка: когда малыш подрастет, советуйтесь с ним по поводу его одежды, не берите без спроса игрушки, у детей постарше — дневник или личные записи. Не залезайте без спроса в сумку или рюкзак. Важно, чтобы ребенок видел уважительное к себе отношение, это будет благоприятно влиять на оценку себя. Разделяйте личность и поступки ребенка.

Станьте примером

Важно сказать и о том, что самооценка ребенка формируется еще и на примере того, как сами родители к себе относятся, как оценивают. В возрасте 3-6 лет идет процесс отождествления ребенка с родителем своего пола — с мамой или с папой. Поэтому запечатлеется то, как сами взрослые к себе относятся, что они говорят о себе, как ведут. Молчат или смело отстаивают свою позицию? Считает ли мама себя умной, красивой, интересной, насколько уверенно ведет себя? Что думает папа о себе, какие фразы произносит вслух, что показывает своим поведением?

Именно в семье под влиянием взрослых и складывается самооценка ребенка, там она развивается. Вы можете делать вид, что оцениваете себя достаточно высоко либо наоборот, но дети видят, что происходит на самом деле. Старайтесь делать так, чтобы ваши слова не расходились с поступками. Заботьтесь о себе, общайтесь уважительно и требуйте такого же отношения к себе. Давайте послабления, делитесь своими заслугами и достижениями. Такие шаги будут полезны и для вас, и для ребенка.

Создавайте ситуации успеха

Не стоит требовать от двухлетки завязывать шнурки, а от годовалого малыша — самостоятельно есть ложкой. Степень ответственности должна быть сообразна возрасту. Тогда ребенок будет чувствовать, что справляется хорошо, видеть свои успехи.

Если вы требуете от ребенка слишком многого, его самооценка будет занижаться. Создавайте ситуации успеха. Не стоит отдавать негибкого ребенка на гимнастику, а того, что не любит рисовать, в художественную студию. Идите за интересами ребенка. Пусть он занимается тем, что ему особенно нравится, что получается лучше всего. Именно тогда он будет расти уверенным в себе человеком, который знает себе цену.

Итак, основные моменты в формировании здоровой самооценки ребенка — личный пример, адекватные требования, много поддержки и похвала по делу. Именно от самооценки зависит уверенность в себе, успешность в жизни, легкость в общении с людьми и способность заводить новые контакты, умение говорить «нет» и отстаивать свои границы. Человек с адекватной самооценкой знает себе цену, но у него нет потребности постоянно конкурировать. Он умеет сотрудничать и сам становится источником поддержки для других.

В то же самое время стоит помнить, что в детстве самооценка зависит напрямую от взрослого и является достаточно нестабильной вплоть до подросткового возраста, где она постепенно выравнивается.

Не стоит бояться сделать неловкое движение, но стоит помнить, что в семье закладывается база самооценки. Взрослый человек способен повысить самооценку при помощи собственной активности, через достижения, общение с поддерживающими людьми и с помощью самоанализа.

ДОКЛАД

Формирование адекватной самооценки младшего школьника

Формирование адекватной самооценки - важнейший фактор развития личности ребенка. Относительно устойчивая самооценка формируется у детей под влиянием оценок со стороны окружающих, прежде всего - ближайших взрослых и сверстников, а также в процессе собственной деятельности ребенка и самостоятельной оценки ее результатов.

Младший школьный возраст является периодом интенсивного складывания самооценки, что обусловлено включением ребенка в новую общественно значимую и оцениваемую деятельность, существенным расширением круга общения. В этом возрасте, по мере накопления опыта в оценивании результатов собственной деятельности (прежде всего учебной), самооценка ребенка становится автономной и в меньшей степени зависимой от мнения окружающих. В самооценке «отражается то, что ребенок узнает о себе от других, и его возрастающая собственная активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств».

Самооценка как важнейший механизм регуляции поведения играет большую роль в овладении ребенком учебной деятельностью, в реализации его возможностей и способностей, в установлении дружеских отношений с одноклассниками.

Адекватная самооценка лежит в основе формирования у ребенка уверенности в себе и своих возможностях, выступает основанием для развития личной полноценности и компетентности. Неадекватная самооценка (как завышенная, так и заниженная), напротив, препятствует раскрытию и реализации возможностей и способностей ребенка, ведет к возникновению внутренних конфликтов, нарушений общения и в целом свидетельствует о неблагополучном развитии личности ребенка.
Поскольку самооценка складывается под влиянием оценки окружающих и, став устойчивой, меняется с большим трудом, то изменить ее можно, изменив отношение окружающих. Поэтому формирование оптимальной самооценки сильно зависит от справедливости оценки людей. Особенно важно - помочь человеку поднять неадекватно заниженную самооценку, помочь поверить в себя, в свои возможности, в свою ценность.

Самооценка - это необходимый компонент развития самосознания, т.е. осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим, к другим людям и самому себе.

Правильная самооценка очень важна для психического здоровья. Если человек - особенно ребенок - думает, что он бездарный, несимпатичный и бесполезный человек, он начинает вести себя соответственно этой оценке. Объективное отношение к себе составляет основу нормальной самооценки. В нашем окружении всегда будут люди, в чем-либо превосходящие нас: более сильные, красивые, обаятельные, интеллигентные, удачливые или популярные. И точно так же всегда найдутся те, кто уступает нам в этом.

Разница между уверенным в себе человеком и неуверенным особенно заметна в тот момент, когда нужно сделать решительный шаг. Первый концентрирует перед собой поставленную задачу, думает о том, что он должен сделать. Второй умудряется припомнить все свои провалы, несчастья и проблемы вместе взятые. Следовательно, только путем многочисленных проб и ошибок человек постигает меру своих реальных возможностей.

Неуверенность в себе имеет и положительную сторону - она заставляет людей постоянно совершенствоваться, не останавливаться на достигнутом. Одним словом - развиваться. Проблемы начинаются, когда сомнения разрастаются до гигантских размеров, парализуя человека, на корню уничтожая его попытки проявить инициативу сделать что-то существенное, разорвать порочный круг.

Еще одна важная психологическая особенность, которая влияет на достижение человеком успеха, - это требования, предъявляемые человеком к самому себе. Тот, кто предъявляет к самому себе повышенные требования, в большей мере старается добиться успеха, чем тот, чьи требования к себе невысоки.

Правильная самооценка очень важна для психического здоровья. Если человек - особенно ребенок - думает, что он бездарный, несимпатичный и бесполезный человек, он начинает вести себя соответственно этой оценке.
При адекватной самооценке субъект правильно соотносит свои возможности и способности, достаточно критически относится к себе, стремится реально смотреть на свои неудачи и успехи, старается ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле. Но самооценка может быть и неадекватной - чрезмерно завышенной или слишком заниженной.

Для детей с завышенной самооценкой часто характерны высокомерие, снобизм, стремление любой ценой завоевать аудиторию, бестактность. Болезненно воспринимают критику в свой адрес, считая, что лучшая защита - это нападение. Любят критиковать одноклассников. Часто преувеличивают собственные возможности. У людей с завышенной самооценкой возникают трудности общения. Человек, считающий себя намного умнее других и тем более намеренно это подчеркивающий, неминуемо вызывает раздражение окружающих. Это естественно - ведь мысль «видите, какой я умный» подразумевает пренебрежительное отношение к окружающим.
Завышенная самооценка, как правило, - это чувство, возникающее в ответ на несправедливое к себе отношение окружающих. Завышенная самооценка способствует обидчивости, нетерпимости к малейшим замечаниям (правда, бывает и другая крайность: человек с высоты своего «Я» даже серьезную критику не принимает близко к сердцу).

Самооценка может быть и заниженной, т.е. ниже реальных возможностей личности. Обычно это приводит к неуверенности в себе, робости, отсутствию дерзаний, невозможности реализовать свои способности. Такие люди не ставят перед собой труднодостижимые цели, ограничиваются решением обыденных задач, слишком критичны к себе.

Слишком высокая или слишком низкая самооценка нарушают процесс самоуправления, искажают самоконтроль. Особенно это заметно происходит в общении, где лица с завышенной и заниженной самооценкой выступают причиной конфликтов. При завышенной самооценке конфликты возникают из-за пренебрежительного отношения к другим людям и неуважительного обращения с ними, слишком резких и необоснованных высказываний в их адрес, нетерпимости чужому мнению, проявлению высокомерия и зазнайства. Низкая критичность к себе мешает им даже заметить, как они оскорбляют других высокомерием и непререкаемостью суждений.
При заниженной самооценке конфликты могут возникать из-за чрезмерной критичности этих людей. Они очень требовательны к себе и еще более требовательны к другим, не прощают ни одного промаха или ошибки, склонны постоянно подчеркивать недостатки других.

Проблема возникновения и развития самооценки является одной из центральных проблем становления личности ребенка. Ребенок не рождается на свет с каким-то отношением к себе. Как и все другие особенности личности, его самооценка складывается в процессе воспитания, в котором основная роль принадлежит семье и школе.

С поступлением в школу в жизни ребенка начинается новая полоса; ведущей формой его деятельности становится учебная деятельность с ее особым режимом, особыми требованиями к его нервно-психической организации и личностным качествам. Результаты этой деятельности оцениваются особыми баллами.

Младшему школьнику в учебной деятельности необходимо умение ставить цели и контролировать свое поведение, управлять собой. Чтобы управлять собой, необходимы знания о себе, оценка себя. Процесс формирования самоконтроля зависит от уровня развития самооценки. Младшие школьники могут осуществлять самоконтроль только под руководством взрослого и с участием сверстников.

Самооценка младшего школьника зависит от оценки учителя и от успеха в учебной деятельности. Изучение роли самооценки в познавательной деятельности обнаружило, что особое значение ребенок придает своим интеллектуальным возможностям, оценка этих возможностей другими его всегда очень беспокоит. Дети предпочитали считать себя ленивыми, недисциплинированными, но никто не относил свой неуспех за счет недостаточных интеллектуальных способностей.

У детей младшего школьного возраста проявляются различные виды самооценки. Дети с высокой адекватной самооценкой отличаются активностью, стремлением к достижению успеха в учебной деятельности. Их характеризует максимальная самостоятельность. Они уверены в том, что собственными усилиями смогут добиться успеха в учебной деятельности. Это основывается на правильной самооценке своих возможностей и способностей. Так младшему школьнику и подростку с адекватной самооценкой свойственны активность, бодрость, жизнерадостность, чувство юмора, коммуникабельность. Они умеют видеть достоинства и недостатки собственной личности. Терпимы к критике.

Дети с завышенной самооценкой переоценивают свои возможности, результаты учебной деятельности, личностные качества. Они выбирают задачи, которые им не по силам. После неуспеха продолжают настаивать на своем или тут же переключаются на самую легкую задачу, движимые мотивом престижности.

Совсем по-иному ведут себя дети с низкой самооценкой. Их основная особенность - неуверенность в себе. Во всех своих начинаниях и делах они ждут только неуспеха.

Дети, имеющие адекватную самооценку, активны, находчивы, бодры, с интересом и самостоятельно ищут ошибки в своих работах, выбирают задачи, соответствующие своим возможностям. После успеха в решении задачи выбирают такую же или более трудную. После неудачи проверяют себя или берут задачу менее трудную.

Но, иногда потрудившись и успешно выполнив задание, ученик ставит перед собой цель более легкую - это заниженная самооценка. Когда же не добившись успеха, учащийся ставит перед собой еще более трудную задачу – это завышенная самооценка. Если при этом учащийся не зазнается, не относится снисходительно к товарищам и рано или поздно сам или с помощью добивается успеха, завышенная самооценка полезна.

Низкая самооценка может быть обусловлена многими причинами. Иногда человек перенимает ее в детстве у своих родителей, так и не разобравшихся со своими личностными проблемами, в других случаях она развивается у ребенка из-за плохой успеваемости в школе, что, в свою очередь, является результатом неблагоприятных условий для занятий дома или недостаточного внимания родителей. На самооценке ребенка могут пагубно отразиться как насмешки сверстников, так и чрезмерный критицизм со стороны взрослых. Низкая самооценка способствует и такой черте характера, как обидчивость.

Неадекватная заниженная самооценка у младших школьников проявляется ярко в их поведении и чертах личности. Дети выбирают легкие задачи. Они как бы берегут свой успех, боятся его потерять и в силу этого в чем-то боятся самой учебной деятельности. Нормальному развитию детей с заниженной самооценкой мешает их повышенная самокритичность, неуверенность в себе. Они ждут только неудачи. Эти дети очень чувствительны к одобрению, ко всему тому, что повысило бы их самооценку.

Устойчивая самооценка младшего школьника формирует его уровень притязаний. При этом у младшего школьника возникают потребность сохранить как самооценку, так и основанный на ней уровень притязаний.

Известно, что дети по-разному относятся к допускаемым ими ошибкам. Одни, выполнив задание, тщательно его проверяют, другие тут же отдают учителю, третьи подолгу задерживают работу, особенно если она контрольная, боясь выпустить ее из рук. На замечание учителя; «В твоей работе есть ошибка» - ученики реагируют неодинаково. Одни просят не указывать, где ошибка, а дать им возможность самим найти ее и исправить. Другие, безоговорочно соглашаясь с учителем, покорно принимают его помощь. Третьи тут же пытаются оправдаться ссылками на обстоятельства.

Отношение к допущенным ошибкам, к собственным промахам, недостаткам не только в учении, но и в поведении - важнейший показатель самооценки личности.

Ученики, поощряемые и подбадриваемые учителем, постепенно включаются в работу и нередко сами находят ошибку.

В самооценке ребенка отражается не только его отношение к уже достигнутому, но и то, каким он хотел бы быть, его стремления, надежды. Самооценка теснейшим образом связана с тем, на что человек претендует. Развитие самосознания у ребенка в младшем школьном возрасте проявляется в том, что у детей постепенно возрастает критичность, требовательность к себе. Первоклассники преимущественно положительно оценивают свою учебную деятельность, а неудачи связывают только лишь объективными обстоятельствами, второклассники и третьеклассники относятся к себе уже более критично, оценивая не только успехи, но и свои неудачи в учении. В младшем школьном возрасте происходит переход от оценки своих действий, поступков к более обобщенной. Возрастает и самостоятельность самооценки. Если самооценка первоклассника почти полностью зависит от оценок и поведения взрослых, то ученики 2 и 3 классов оценивают свои достижения более самостоятельно, подвергая критической оценке и оценочную деятельность самого учителя. Становясь самостоятельной и устойчивой, самооценка начинает выполнять функцию мотива деятельности младшего школьника.

Соотнесение собственной оценки своей учебной деятельности с оценкой, которую эта деятельность получает у других, умение учитывать точку зрения других, возникновение этого двухстороннего подхода существенная веха на пути формирования у учащихся критической самооценки достигнутых результатов учебной деятельности.

Важна не только адекватная оценка учителем самого по себе объективного результата учебной деятельности, но и учет того, что усматривает и ценит в этом результате сам учащийся.

Таким образом, в младшем школьном возрасте самооценка может быть неустойчивой, при этом у детей проявляются различные виды самооценки: адекватная, неадекватная заниженная и неадекватная заниженная. При этом самооценка формируется в учебной деятельности и в общении с учителем и сверстниками. Неадекватная самооценка младших школьников требует внимания не только со стороны педагогов и родителей, но и со стороны психолога, т.к. у таких детей могут возникнуть проблемы в учебе и в общении с другими детьми.

С детьми, имеющими заниженную самооценку, может быть организованна коррекционно-развивающая работа, направленная на повышение уверенности в себе, снижение эмоционального напряжения, создание ситуации успеха.


Что такое правильная самооценка? Ваша самооценка адекватна, если Вы хорошо знаете свои сильные и слабые стороны, принимаете себя таким, какой вы есть. Вы спокойно относитесь к критике, готовы видеть себя со стороны и при необходимости меняться. Вы умеете быть для себя поддержкой, причем не за счет других людей. Вот что пишет психолог Анна Давыдова:

«Капитаню в одной известной онлайн-игре. Есть у нас там задания на развитие осознанности и эмоционального интеллекта - замечать свои чувства, мысли, телесные ощущения. И очень грустно смотреть, как люди себя мочат.

Вот кто-то написал большой и подробный отчёт о тончайших оттенках своих переживаний. И - опа - те, кому это сейчас трудно, тут же теряют силы продолжать учиться. Так прочно сидит в головах «я по умолчанию должен научиться всему за один день, а если не смог, то я лузер и лох». (Или «я УЖЕ должен это уметь».)

И ещё встроенная в глубины убеждений идея, что отругать себя за неудачу - лучший способ себе помочь.

В психотерапевтической работе я часто прошу клиентов послушать, какой хочется реакции от другого (мамы, друга, части себя). И ещё ни разу ни один искренно не захотел пинков, тычков и брани. Ожидают - да, таков опыт. Но все хотели бы поддержки, понимания, ласки и внимания к тому, что прямо сейчас действительно трудно.

Часто в этот момент открываются глаза: я сам могу себя похвалить за попытку, понять в стараниях и отсутствии навыка, поддержать в трудности.

Сам могу быть себе идеальной мамой, лучшим товарищем, заботливым другом.

Иногда, чтобы прийти к этому осознанию и начать говорить с собой по-другому, нужно немало времени. Ведь если я 30 лет пытался поддерживать себя побоями, то за один вечер я не переучусь. Но постепенно, ставя напоминалки, устраивая себе перед сном минутные сеансы «я сегодня молодец, потому что», замечая, как я автоматически включаю грозного ругателя, - медленно и верно я научусь не только мочить себя, но и гладить, хвалить и поддерживать.»

Что же необходимо для выработки правильной и адекватной самооценки?

1. Не зависеть целиком от внешних оценок

Правильная самооценка не означает, что нужно абсолютно игнорировать оценки окружающих, тем более, что это не так-то просто. Однако важно научиться не придавать им значения большего, чем самооценке. Разделяйте оценки ваших поступков и оценку вас как личности - вы можете вызывать у кого-то недовольство своими просчетами в делах, но это не значит, что вы становитесь хуже как человек, как личность.

2. Заниматься тем, что нравится

Правильная самооценка формируется, когда Вы занимаетесь тем, что доставляет вам удовольствие, неважно, работа ли это, хобби или любая другая деятельность. Важно, чтобы Вы чувствовали себя и свою работу важными и оцененными по достоинству.

3. Принимать комплименты

Принимайте все комплименты с благодарностью. Не стоит из скромности отвечать, мол, «не смущайте меня» или «не стоит благодарности». Такая реакция не только может оттолкнуть того, кто делает Вам комплимент, но также дает сигнал Вашему подсознанию на занижение самооценки. Научитесь принимать комплименты с достоинством и радостью.

4. Общаться с теми, кто в вас верит

Старайтесь общаться с только с теми людьми, которые уверены в себе, имеют позитивный взгляд на жизнь и готовы поддержать Вас и других. Исключите общение с теми, кто Вас подавляет, недооценивает и никогда не поддерживает.

Это не означает, что нужно окружить себя льстецами, но вокруг вас наверняка есть люди, которые верят в вас и готовы поддержать.

5. Помните, что самооценка формируется в семье

Самооценка формируется в семье через отношение родителей к ребенку. Замечено, что самооценка обычно выше у первых и единственных детей, а также у детей, занимающих особую позицию (например, у сына, родившегося после нескольких дочерей). Она может быть неадекватно завышенной, если ребенка баловали, не обращали внимания на его ошибки, все позволяли. Заниженная самооценка формируется, если мнения и желания ребенка игнорировались, в семье существовало много запретов, если критиковались не поступки ребенка, а его личность.

Все нам известно какое огромное значение имеет формирования самооценки у детишек еще в раннем возрасте. Такую самооценку стоит уметь формировать у ребенка еще в дошкольный период и только тогда она будет адекватной. Ведь только адекватная самооценка способна отыграть значимую роль в формировании личности ребенка. Детишки не появляются на свет уже с определенным отношением к себе. Вот поэтому качества формирования личности родители вкладывают самооценку ребенку вместе с его воспитанием. Вот именно поэтому родителям очень важно знать основные правила формирования адекватной самооценки и непременно следовать им.

1 69199

Фотогалерея: Правила формирования адекватной самооценки

Мы предлагаем вам 7 правил формирования адекватной самооценки у ребенка, которые помогут со временем вашему малышу четко понять, кто он и какое место он занимает в окружающем мире. Помните, что детишки приходят к нормальной самооценке при помощи осознания и ощущения того, что их ценят и бескорыстно любят самые близкие люди - родители. Вот поэтому родителям, в первую очередь, необходимо создать для своего чада атмосферу любви и взаимопонимания. Только после этого ребенок, когда вырастет, сможет не бояться высказывать свои мысли, принимать ответственные решения и без всяких трудностей справляться с жизненными трудностями. Итак, перед вами семь ступеней к формированию положительной, объективной, здоровой самооценки.

Любовь к ребенку

Конечно, все родители любят своих детей и не боятся об этом сказать вслух. Но, как бы это странно не звучало, именно из благих побуждений многие родители допускают ошибки. Конечно, не существует в мире абсолютно идеальных родителей, которые соблюдали бы все правила воспитания и всегда принимали верные решения в его процессе. Но относиться к своему чаду с уважением и пониманием одинаково должны как мать, так и отец. Не стоит экономить на времени, проведенном с ребенком. Не забывайте гулять с малышом, играть, заниматься спортом, выполнять домашнюю работу, помогать развивать фантазию и так дальше. Стоит помнить, что всякая совместная деятельность должна излучать позитив и радость как для вас самих, так и вашего чада. Искреннее общение с малышом даст ему полную возможность ощутить то, что вы видите в его детском образе маленького человека, с которым желаете постоянно проводить время и дружить. Ведь незрелое мышление ребенка всегда основывается на восприятии окружающего мира, как способа удовлетворения своих желаний и нужд. Ребенок всегда концентрируется на том, что видит, а не мыслит путем логических рассуждений.

На этапе формирования личности малыша не нужно его сравнивать с другими детьми. Понятно, что тем, когда вы говорите о том, как соседский ребенок красиво держит свою спинку, вы хотите, чтобы ваш ребенок был лучше всех, но, когда он вырастет, он станет неуверенный в себе человек, с заниженной самооценкой. Так что этим вы адекватной самооценки совсем не добьетесь. Внушение происходит еще с самого детства, также формирование адекватной самооценки. Помните об этом!

Развивайте чувство компетентности у малыша

При формировании адекватной и правильной формы выражения своего «Я» и уверенности в себе, будет неплохо, если вы раскроете у ребенка чувство компетентности. Это в дальнейшем поможет ему реализовать себя во всех сферах жизни. Делайте так, чтобы малыш многое умел сделать сам своими руками, решал задачи и опирался только на свои силы, а это все приносило ему гордость за достижения, сделанные им самим. Отыщите ту сферу деятельности, где ваше чадо сможет проявить себя с самой лучшей стороны. Например, развитие навыка хорошо петь или рисовать поможет поднять его самоуважение и уверенность в своих силах и возможностях. Помните, что один успех порождает стремление к следующим!

Поощряйте как можно больше ребенка и меньше наказывайте его

Важно, чтобы малыша хвалили не только его родители, но и посторонние люди. Создайте для ребенка такие условия, чтобы его старания могли оценить и окружающие. Это все отыграет заметную роль в поднятии его самооценки. Кстати, не лишним будет сказать и о том, что некоторые из детей очень не любят, когда хвалят кого-то, а не его. Если вы заметили такое, постарайтесь развить у вашего чада чувство благожелательности.

Хвалить ребенка нужно тоже правильно, найдите ту «золотую средину», за которую ваш малыш должен получать похвалу.

И еще, зачастую родители из-за капризов или непослушания ребенка применяют к нему суровые меры наказания: упрекают, выражают в жесткой форме свое недовольство и даже угрожают. Это негативно сказывается на воспитании ребенка, уменьшая его привязанность к родителям, и вызывает чувство озлобленности и ненависти с возрастом. Пустые угрозы также не приносят добра, если родители пообещали наказать - пусть это сделают. Но помните, всего можно добиться при помощи правильного тона разговора, а не криков и брани!

Не нужно требовать от ребенка невозможного

Всегда стоит соблюдать равновесие. С одной стороны необходимо, чтобы ребенок получил опыт, а с другой - не перегружать его. Специалисты советуют определить самооценку малыша при помощи специальной формулы. В эту формулу входят два пути поднятия самооценки. В первом случае самооценку можно повысить при помощи результативных достижений в разнообразных видах деятельности, а во втором случае - при снижении уровня притязаний. Помните, что притязания ребенка должны отвечать его допустимым потенциалам и способностям. Только так он достигнет успеха, а его самооценка станет адекватной.

Прививайте ребенку уверенность в том, что он хороший человек

Все родители хотят видеть своих чад счастливыми, и чтобы они были хорошими. Но для этого необходимо научить ребенка делать хорошие поступки и получать от этого удовольствие, что поднимет его самоуважение. Давайте малышу постоянные практические советы, что воспитают в нем ответственность, самостоятельность, доброту и компетентность. Все это поможет ему обзавестись высокой самооценкой и самоуважением. Кстати, лучше всего это делать при помощи добрых и поучительных книг.

Критикуйте как можно меньше ребенка

Основные правила формирования здоровой самооценки гласят, что не стоит подмечать все промахи и неудачи ребенка и вешать на него «ярлыки». Если он опрокинул стакан, не нужно называть его «неуклюжим». Такие слова могут из-за частого применения убить в ребенке самоуважение, снизить его самооценку, заставив поверить его в то, что он такой есть. Откажитесь от «острых» реплик. Помните, что при похвале и поддержке у него получится многое и он вырастет с адекватной самооценкой!

Самооценка крайне важна для каждого человека. Не зря психологи говорят, что окружающие относятся к нам так, как мы сами относимся к себе. Неудивительно, что люди с заниженной самооценкой, даже обладая выдающимися качествами, вызывают к себе лишь неприязнь и неуважение. А вот абсолютно заурядные, но чрезмерно любящие себя люди зачастую добиваются высот исключительно потому, что внушают другим уважение и благоговение.

Самооценка ребенка формируется на протяжении всего периода взросления – и родителям необходимо знать, как именно это происходит, чтобы иметь возможность воздействовать на самооценку ребенка и, при необходимости, корректировать ее.

Значение самооценки в жизни человека

Самооценка может быть завышенной, адекватной и заниженной. Обладатели завышенной самооценки переоценивают свои умения, что ведет к неадекватному восприятию себя и возможным проблемам. Обладатели адекватной самооценки обычно хорошо знают свои сильные и слабые стороны, поэтому могут вовремя их показать или скрыть. Такие люди относятся к себе с позитивом и открыты окружающему миру. Обладатели заниженной самооценки крайне негативно настроены к окружающим, страдают от недостатка уверенности в себе и уважения к собственной личности. Такие люди чувствуют себя слабыми, неспособными на какие-то подвиги и с недоверием относятся к окружающему миру.

Как видите, самооценка влияет практически на все сферы жизни и определяет уровень и качество жизни человека в целом. Конечно, самооценка способна меняться в течение жизни, но основы ее закладываются в раннем возрасте. Поэтому формированию самооценки ребенка необходимо уделять пристальное внимание с самых первых лет его жизни. Тем более, что наибольшее влияние на самооценку ребенка оказывают самые близкие ему люди.

Формирование самооценки ребенка в раннем возрасте

Большинство дошкольников обладают завышенной самооценкой – и это считается абсолютно нормальным. Еще бы – малыша нежат, балуют, «сюсюкаются» с ним, а любое, даже самое малюсенькое достижение, воспринимается как настоящий подвиг. «Ты самый умный в группе!», «Ты такой сильный!», «Ты лучший на свете!» - вот какие фразы чаще всего слышит ребенок дошкольного возраста в любящей семье.

Формирование самооценки ребенка в раннем возрасте зависит еще и от того, что он еще не способен отделять свои действия от своей личности в целом. То есть, тот или иной поступок в сознании ребенка автоматически определяет его как личность. Это проявляется в такого рода мыслях: «Я убралась в комнате, я хорошая» или «Я разбил мячом окно – я плохой». Именно в связи с такой психологической особенностью дошкольников специалисты не рекомендуют родителям сравнивать своих детей с другими. Ведь если малыш сделал худший поступок, чем кто-то – значит, он в целом хуже другого ребенка! А такое осознание уже сильно влияет на формирование оценки у ребенка в раннем возрасте.

Как правило, в старшем дошкольном возрасте дети уже учатся отделять свои поступки от собственной личности в целом, давать верную оценку своим поступкам и самостоятельно контролировать свое поведение. В процессе формирования самооценки ребенка в старшем дошкольном возрасте важную роль играет общение с близкими родственниками. Именно взрослые формируют у ребенка систему ценностей с помощью своей реакции на то или иное его действие. Если ребенок ударил своего друга, а взрослые не сделали ему замечание и не заставили извиниться перед обиженным им человеком – он не будет считать, что сделал плохо. А если малыш нарисовал удачную картинку, а его не похвалили – это также наложит отпечаток на самооценку ребенка.

Придя в школу, ребенок начинает оцениваться не только родными, но и совершенно чужими ему людьми – учителями, одноклассниками и т.д. Постепенно самооценка ребенка все больше и больше приближается к реальной. Он начинает понимать, что, несмотря на наличие у него сильных сторон, он не является гением и не может требовать от других преклонения и восхищения.

Да, он хорошо решает задачи или прекрасно учит и читает стихи – но есть другие люди, которые тоже что-то делают очень хорошо. И нужно считаться с ними. Или другая ситуация: ребенок плохо бегает, зато прекрасно умеет обращаться с компьютером.

Как правило, самооценка ребенка в младшем школьном возрасте не совпадает с мнением о нем окружающих, что говорит о формировании у него собственного образа «Я». Кроме того, на самооценку ребенка в этот период влияет отношение к нему сверстников, уровень его успеваемости и отношение к нему учителей.

Формирование самооценки ребенка в подростковом возрасте

В подростковом возрасте самооценка ребенка полностью зависит от того, сколько у него друзей и насколько высок его авторитет в коллективе. Интенсивность общения со сверстниками участвует в формировании собственного «Я» у подростка. Самооценка ребенка – результат того, хотят ли с ним дружить, считают ли его авторитетом в коллективе, серьезно его воспринимают или смеются над ним.

Чтобы самооценка ребенка была адекватной, а уровень его жизни достойным, достаточно придерживаться нескольких правил воспитания ребенка:

1. Реально оценивайте детские достижения, не преувеличивая или приуменьшая достоинств ребенка.

2. Хвалите ребенка за хорошие поступки и ругайте за плохие.

3. Отделяйте оценки поступков ребенка от оценок его личности в целом. Нельзя говорить ребенку, разбившему вазу, что он плохой, и Вы его больше не любите. Оцените поступок ребенка («ты сделал плохо»), но не допускайте общих оценок («ты плохой»).

4. Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Для формирования адекватной самооценки ребенка лучше сравнивать более ранние достижения малыша с более поздними и отслеживать положительную динамику.

5. Давайте ребенку только те задания, которые ему по силам. В противном случае самооценка ребенка резко упадет, несмотря на то, что он не смог выполнить задание (даже если оно реально не соответствует его возрасту). Также учитывайте индивидуальные особенности ребенка, предлагая ему то или иное задание. Пусть это задание будет ориентировано на его склонности, умения, способности, интересы. В этом случае малыш с большим удовольствием выполнит предложенное Вами задание, потому что будет чувствовать, что это ему по силам!

6. Прислушивайтесь к мнению своего ребенка и уважайте в нем Личность. В этом случае малыш будет понимать, что он значим и важен, а самооценка ребенка будет адекватной.

7. Даже когда Вы ругаете ребенка, не говорите: «Ты никогда..», «Ты постоянно..». Так Вы лишаете его всех положительных стремлений к самосовершенствованию. Смысл стараться, если ты все равно всегда был и останешься таким же плохим?

8. Следите за своим тоном при общении с ребенком. Если Вы его хвалите – будьте доброжелательны. Если ругаете – говорите строгим тоном. Только следите за тем, чтобы переходы от одного тона к другому не были резкими. Нельзя ругать ребенка, а через 5 минут хвалить. Это очень важно для формирования самооценки ребенка.

9. Подавайте ребенку пример - пусть он видит, что ошибаться могут даже родители. Например: «Видишь, сегодня мама пересолила суп. Ну, ничего страшного, в следующий раз она сделает самый вкусный суп в мире!».

10. Поощряйте в ребенке инициативу и не бойтесь показывать ему свою любовь.

Помните, что самооценка ребенка зависит от Вас. И только Вам под силу сделать так, чтобы Ваш ребенок был уверен в себе, весел, открыт миру и эмоционально устойчив. Люди с адекватной самооценкой стремятся к успеху и могут признать свои ошибки, не умаляя своих достоинств. Адекватная самооценка – путь к достойному уровню жизни!