Характеристика татьяны евгения онегина кратко. Черты характера татьяны

В романе «Евгений Онегин» Пушкину удалось представить все многообразие жизни современной ему России, изобразить русское общество «в одном из интереснейших моментов его развития», создать типичные образы Онегина и Ленского, в лице которых была представлена «главная, то есть мужская сторона» этого общества. «Но едва ли не выше подвиг нашего поэта в том, что он первый воспроизвел, в лице Татьяны, русскую женщину», — писал Белинский.

Татьяна Ларина — первый в русской литературе реалистический женский образ. Миросозерцание героини, ее характер, душевный склад — вес это раскрыто в романе очень подробно, поведение ее психологически мотивировано. Но вместе с тем Татьяна — «милый идеал» поэта, «романное» воплощение его мечты о женщине определенного типа. И сам поэт часто говорит об этом на страницах романа: «Письмо Татьяны предо мною; Его я свято берегу...», «Простите мне: я так люблю Татьяну милую мою!» Причем в личности героини в известной степени воплотилось и мироощущение самого поэта.

Читатели сразу же ощутили эти авторские акценты. Достоевский, например, считал Татьяну, а не Онегина главным действующим лицом романа. И мнение писателя вполне обоснованно. Это натура цельная, незаурядная, исключительная, с истинно русской душой, с сильным характером и духом.

Характер ее остается неизменным на протяжении всего романа. В различных жизненных обстоятельствах расширяется духовно-интеллектуальный кругозор Татьяны, ею приобретается опыт, знание человеческой природы, новые привычки и манеры, свойственные другому возрасту, однако внутренний мир ее не меняется. «Портрет ее в детстве, так мастерски написанный поэтом, является только развившимся, но не изменившимся», — писал В. Г. Белинский:

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная боязлива,

Она в семье своей родной

Казалась девочкой чужой...

Дитя сама, в толпе детей

Играть и прыгать не хотела

И часто целый день одна

Сидела молча у окна.

Татьяна росла задумчивой и впечатлительной девочкой, она не любила шумных детских игр, веселых развлечений, ее не занимали куклы и рукоделие. Она любила мечтать в одиночестве или слушать рассказы няни. Единственными друзьями Татьяны были поля и леса, луга и рощи.

Характерно, что, описывая деревенскую жизнь, Пушкин никого из «провинциальных героев» не изображает на фоне природы. Привычка, «проза жизни», поглощенность хозяйственными заботами, невысокие духовные запросы — все это наложило свой отпечаток на их восприятие: местные помещики просто не замечают окружающей красоты, как не замечает ее Ольга или старушка Ларина,

Но не такова Татьяна, Натура ее глубока и поэтична — ей дано видеть красоту окружающего мира, дано понимать «тайный язык природы», дано любить Божий свет. Она любит встречать «зари восход», мыслями уноситься к мерцающей луне, гулять в одиночестве среди полей и холмов. Но особенно Татьяна любит зиму:

Татьяна (русская душою.

Сама не зная, почему)

С ее холодною красою

Любила русскую зиму,

На солнце иней в день морозной,

И сани, и зарею поздной

Сиянье розовых снегов,

И мглу крещенских вечеров.

Героиня, таким образом, вводит в повествование мотив зимы, холода, льда. И зимние пейзажи затем часто сопровождают Татьяну. Вот она гадает в ясную морозную ночь на крещенье. Во сне она идет «по снеговой поляне», видит «недвижны сосны», покрытые клоками снега, кусты, стремнины, занесенные метелью. Перед отъездом в Москву Татьяне «страшен зимний путь». В. М. Маркович замечает, что «зимний» мотив здесь «непосредственно сближен с тем суровым и таинственным чувством меры, закона, судьбы, которое заставило Татьяну отвергнуть любовь Онегина».

Глубинная связь героини с природой сохраняется на протяжении всего повествования. Татьяна живет по законам природы, в полном согласии со своими природными ритмами: «Пора пришла, она влюбилась. Так в землю падшее зерно Весны огнем оживлено». И общение ее с няней, вера «преданьям простонародной старины», снам, гаданьям, приметам и суевериям — все это только усиливает эту таинственную связь.

Отношение к природе у Татьяны сродни древнему язычеству, в героине как будто оживает память ее далеких предков, память рода. «Татьяна — вся родная, вся из русской земли, из русской природы, загадочная, темная и глубокая, как русская сказка... Душа ее проста, как душа русского народа. Татьяна из того сумеречного, древнего мира, где родились Жар-птица, Иван-Царевич, Баба-Яга...» — писал Д. Мережковский.

И выражается этот «зов прошлого» в том числе и в неразрывной связи героини с родной семьей, несмотря на то, что там она «казалась девочкой чужой». Пушкин изображает Татьяну на фоне жизненной истории ее семьи, что приобретает необычайно важный смысл в контексте осмысления судьбы героини.

В своей жизненной истории Татьяна, не желая этого, повторяет судьбу своей матери, которую повезли к венцу, «не спросясь ее совета», в то время как она «вздыхала о другом, Который сердцем и умом Ей нравился гораздо боле...». Здесь Пушкин как будто предваряет судьбу Татьяны философским замечанием: «Привычка свыше нам дана: Замена счастию она». Нам могут возразить, что Татьяна лишена духовной связи с семьей («Она в семье своей родной казалась девочкой чужой»). Однако это не означает, что здесь нет связи внутренней, глубинной, той самой природной связи, которая составляет самую суть натуры героини.

Кроме того, Татьяну с детства воспитывала няня, и здесь мы уже не можем говорить об отсутствии духовной связи. Именно няне героиня поверяет свою сердечную тайну, передавая письмо для Онегина. О няне она с грустью вспоминает в Петербурге. Но какова же судьба Филипьевны? Тот же самый брак без любви:

«Да как же ты венчалась, няня?» —

Так, видно, Бог велел.Мой Ваня

Моложе был меня, мой свет,

А было мне тринадцать лет.

Недели две ходила сваха

К моей родне, и наконец

Благословил меня отец.

Я горько плакала со страха,

Мне с плачем косу расплели,

Да с пеньем в церковь повели.

Безусловно, крестьянская девушка здесь лишена свободы выбора, в отличие от Татьяны. Но сама ситуация брака, восприятие ее повторяются в судьбе Татьяны. Нянино «Так, видно, Бог велел» становится Татьяниным «Но я другому отдана; Я буду век ему верна».

В формировании внутреннего мира героини большую роль сыграло и модное увлечение сентиментальными и романтическими романами. Сама любовь ее к Онегину проявляется «по-книжному», она присваивает себе «чужой восторг, чужую грусть». Знакомые мужчины были Татьяне неинтересны: они «так мало представляли пищи ее экзальтированному... воображению». Онегин же был новым человеком в «деревенской глуши». Его таинственность, светские манеры, аристократизм, равнодушный, скучающий вид — все это не могло оставить Татьяну равнодушной. «Есть существа, у которых фантазия имеет гораздо более влияния на сердце, нежели как думают об этом», — писал Белинский. Не зная Онегина, Татьяна представляет его в хорошо знакомых ей образах литературных героев: Малек-Аделя, де Динара и Вертера. В сущности, героиня любит не живого человека, а образ, созданный ее «воображением мятежным».

Однако постепенно она начинает открывать для себя внутренний мир Онегина. После его суровой проповеди Татьяна остается в растерянности, обиде и недоумении. Вероятно, все услышанное она истолковывает по-своему, понимая лишь то, что ее любовь отвергли. И лишь посетив «модную келью» героя, заглянув в его книги, хранящие «отметку резкую ногтей», Татьяна начинает осмысливать онегинское восприятие жизни, людей, судьбы. Однако открытие ее говорит не в пользу избранника:

Что ж он? Ужели подражанье,

Ничтожный призрак, иль еще

Москвич в Гарольдовом плаще,

Чужих причуд истолкованье,

Слов модных полный лексикон?..

Уж не пародия ли он?

Здесь особенно ярко обнажается разница мировосприятий героев. Если Татьяна мыслит и чувствует в русле русской православной традиции, русской патриархальности, патриотизма, то внутренний мир Онегина сформировался под влиянием западноевропейской культуры. Как замечает В. Непомнящий, кабинет Евгения — модная келья, где вместо икон — лорда Байрона портрет, на столе — маленькая статуя Наполеона, захватчика, завоевателя России, книги Онегина подрывают основу основ — веру в Божественное начало в человеке. Конечно, Татьяна была поражена, открыв для себя не только незнакомый мир чужого сознания, но и мир, глубоко чуждый ей, враждебный в основе своей.

Вероятно, не оставила ее безучастной и злосчастная дуэль, исходом которой стала смерть Ленского. В сознании ее сформировался совсем иной, не книжный образ Онегина. Подтверждение тому — второе объяснение героев в Петербурге. Татьяна не верит в искренность чувств Евгения, его преследования оскорбляют ее достоинство. Любовь Онегина не оставляет ее равнодушной, однако теперь она не может ответить на его чувства. Она вышла замуж и целиком посвятила себя мужу, семье. И роман с Онегиным в этой новой ситуации для нее невозможен:

Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна...

В этом выборе героини отразилось очень многое. Это и цельность натуры ее, не допускающая лжи и обманов; и четкость нравственных представлений, которая исключает саму возможность причинить горе невинному человеку (мужу), легкомысленно опозорить его; и книжно-романтические идеалы; и вера в Судьбу, в Промысел Божий, подразумевающая христианское смирение; и законы народной морали, с ее однозначностью решений; и неосознанное повторение судьбы матери и няни.

Однако в невозможности единения героев у Пушкина заложен еще и глубокий, символический подтекст. Онегин — герой «культуры», цивилизации (причем, культуры западно-европейской, чуждой русскому человеку в самой основе своей). Татьяна — дитя природы, воплощающее собой саму суть русской души. Природа и культура в романе несовместимы — они трагически разъединены.

Достоевский считал, что Онегин теперь любит в Татьяне «только свою новую фантазию. ...Любит фантазию, да ведь он и сам фантазия. Ведь если она пойдет за ним, то он завтра же разочаруется и взглянет на свое увлечение насмешливо. У него нет никакой почвы, это былинка, носимая ветром. Не такова она [Татьяна] вовсе: у ней и в отчаянии и в страдальческом сознании, что погибла ее жизнь, все-таки есть нечто твердое и незыблемое, на что опирается ее душа. Это ее воспоминания детства, воспоминания родины, деревенской глуши, в которой началась ее смиренная, чистая жизнь...»

Таким образом, в романе «Евгений Онегин» Пушкин представляет нам «апофеозу русской женщины». Татьяна поражает нас глубиной натуры, оригинальностью, «воображением мятежным», «умом и волею живой». Это цельная, сильная личность, способная подняться над стереотипностью мышления любого социального круга, интуитивно чувствующая нравственную правду.

Татьяна - романтичная и нежная девушка, но в то же время имеющая огромную выдержку и силу воли, что подтверждается в финале поэме, когда она, несмотря на свою любовь к Онегину, всё-таки отвечает ему отказом.

Знакомство же читателей с Татьяной Пушкин начинает с описания её еще деревенской девочкой, молчаливой и робкой, держащейся в своей семье обособленно и холодно:

Как лань лесная боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.

Татьяна не умеет ласкаться к родным, не любит играть с другими детьми:

Она ласкаться не умела
К отцу, ни к матери своей;
Дитя сама, в толпе детей
Играть и прыгать не хотела.

Конечно, это происходит потому, что ее никто по-настоящему не понимает и не ценит. В семье Лариных не приняты глубокие и серьезные чувства. Мать Татьяны сама легко утешилась, будучи выдана замуж за нелюбимого человека, а о книгах знала лишь понаслышке. Ольга очень быстро забывает Владимира – даже Татьяна тоскует о нем дольше, а ведь она не была в него влюблена!

Татьяна задумчива, предпочитает находиться одна, большую часть своего времени она проводит за размышлениями и за чтением любовных романов; любит дальние прогулки и природу в предрассветный час.

Такой характер Татьяны формирует и ее отношение к любви, для нее любовь - это целый мир, а любимый человек - это герой, которого она желает выбрать раз и навсегда. Серьезность Татьяны приводит к тому, что и к чувствам своим она относится со всей серьезностью.

Онегин - ее осознанный выбор, ведь, увидев его, она сразу поняла, что это «он» — тот, кто не раз являлся ей во сне, с кем так долго ждала встречи. Об этом она пишет в искренних строчках своего письма:

Вся жизнь моя была залогом
Свиданья верного с тобой;
Я знаю, ты мне послан богом,
До гроба ты хранитель мой…»
Ты в сновиденьях мне являлся
Незримый, ты мне был уж мил…

Татьяна - романтичная особа, считающая, что Евгений - ее судьба. Но после того, как он не отвечает ей взаимностью, она не становится жалкой и обиженной, не испытывает злобы и ненависти к нему, а, наоборот, вызывает уважение и восхищение в глазах читателя, ведь она очень достойно повела себя при разговоре с Онегиным, продемонстрировав свой сильный характер. В этой девушке заложена огромная душевная сила — ее сила в способности доверчиво и преданно любить, в умении быть простой и откровенной и следовать до конца своему выбору. Татьяна умеет быть сдержанной, когда это нужно, умеет хранить секреты, это самодостаточная и интересная девушка, цельная личность. В отношениях с мужчинами Татьяна не кокетлива: «Кокетка судит хладнокровно, Татьяна любит не шутя»; она отличается верностью и простотой, у нее есть свои моральные ценности и принципы. Связав себя узами брака с генералом, она не позволяет себе пойти на супружескую измену, хотя признается в том, что всё ещё любит Евгения. В полной мере характер Татьяны проявляется именно в финале поэмы: это статная, величественная дама, вызывающая восхищение окружающих. Онегин очарован таким преображением Татьяны, но он слышит от неё отказ: «Но я другому отдана. Я буду век ему верна». Девушка повзрослела, стала более мудрой и проницательной, поэтому она понимает, что внезапно вспыхнувшая к любовь со стороны Онегина скорее всего вызвана ее теперешним статусом:

Зачем у вас я на примете?
Не потому ль, что в высшем свете
Теперь являться я должна;
Что я богата и знатна?

Честолюбивому Онегину может принести роман с ней «соблазнительную честь» в кругах высшего общества, и Татьяна прекрасно осознает всё это, но и при этом разговоре она ведет себя очень достойно. Татьяна честна перед Онегиным, открыто говорит ему о том, что так и не смогла разлюбить его, но всё-таки не дает ему никаких шансов, говоря, что прошлое уже нельзя вернуть:

Я вышла замуж. Вы должны,
Я вас прошу, меня оставить;
Я знаю: в вашем сердце есть
И гордость и прямая честь.
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.

Татьяна вызывает уважение у читателей за свою открытость и честность, за прямолинейность в общении с Онегиным, она не оставляет ему ложных надежд, хотя и заявляет, что её теперешний статус не приносит ей никакой радости, что она готова променять всё, что у нее есть сейчас, лишь бы вернуться в свое «бедное жилище».

…Сейчас отдать я рада
Всю эту ветошь маскарада,
Весь этот блеск, и шум, и чад
За полку книг, за дикий сад,
За наше бедное жилище,
За те места, где в первый раз,
Онегин, видела я вас…

Характер Татьяны — это сочетание силы и робости, серьезности и романтичности, замкнутости и открытости. У девушки глубокий внутренний мир, в котором томится столько чувств, столько воспоминаний, но она сдерживает порывы своей души, оставаясь верной своему мужу. Всё это говорит о том, что Татьяна — сильный человек, способный быть верным данному слово.

Татьяна Ларина - один из центральных персонажей поэмы Пушкина «Евгений Онегин» занимает важное место в данном произведении, ведь именно в её образе гениальный поэт сосредоточил все самые лучшие женские качества, которые он когда-либо встречал в своей жизни. Для него «Татьяна, милая Татьяна» сосредоточение идеальных представлений о том, какой должна быть настоящая русская женщина и одна из самых горячо любимых героинь, которой он сам признается в пылких чувствах «Я так люблю Татьяну милую мою».

Пушкин с большой нежностью и трепетом описывает свою героиню на протяжении всей поэмы. Он искренне сопереживает вместе с ней по поводу неразделенных чувств к Онегину и гордится как благородно и честно она поступает в финале, отвергнув его любовь ради долга перед нелюбимым, но данным ей Богом супругом.

Характеристика героини

Мы знакомимся с Татьяной Лариной в тихом деревенском поместье её родителей, где она родилась и выросла, её мама - хорошая жена и заботливая хозяйка, отдающая всю себя мужу и детям, папа - «добрый малый», немного застрявший в прошлом веке. Их старшая дочь предстает перед нами совсем маленькой девочкой, которая не смотря на юнный возраст обладает уникальными, незаурядными чертами характера: спокойствием, задумчивостью, молчаливостью и некоторой внешней отстранненостью, которые отличают её от всех прочих детей и в частности от её младшей сестры Ольги.

(Иллюстрация к роману "Евгений Онегин" художника Е.П. Самокиш-Судковская )

«Татьяна, русская душою» очень любит окружающую поместье родителей природу, тонко чувствует её красоту и испытывает настоящее наслаждение от единения с ней. Обширные просторы уединенной маленькой Родины милее и ближе её сердцу, чем «постылая жизнь» петербургского высшего света, которую она ни за что не хочет менять на то, что навсегда стало частичкой её души.

Воспитанная, как и Пушкин простой женщиной из народа, она с детства была влюблена в русские сказки, легенды и предания, была склонна к мистицизму, к таинственным и загадочным народным верованиям и старинным обрядам. Уже в более взрослом возрасте ей открывается увлекательный мир романов, которые она читала взахлеб, заставляя её переживать головокружительные приключения и различные жизненные перипетии с её героями. Татьяна - чувствительная и мечтательная девушка, живущая в своем уединенном мирке, окруженная мечтами и фантазиями, абсолютно чуждая окружающей её действительности.

(К. И. Рудакова, картина "Евгений Онегин. Встреча в саду" 1949 )

Тем не менее, встретив героя своих грез Онегина, показавшегося ей загадочной и оригинальной личностью, заметно выделяющейся из окружающей толпы, девушка отбросив робость и неуверенность пылко и искренне рассказывает ему о своей любви, написав трогательное и наивное письмо, полное возвышенной простоты и глубоких чувств. В этом поступке проявляется и её своенравность, и открытость, а также одухотворенность и поэтичность тонкой девичьей души.

Образ героини в произведении

Чистая душою, искренняя и наивная Татьяна влюбляется в Онегина, будучи совсем юной и проносит это чувство через всю жизнь. Написав это трогательное письмо к своему избраннику, она не боится осуждения и трепетно ожидает ответа. Пушкин нежно умиляется светлым чувствам своей героини и просит у читателей снисхождения для неё, ведь она так наивна и чиста, так проста и естественна, и как раз эти качества для автора поэмы, не раз обжигавшегося на костре своих чувств, играют в жизни очень важную роль.

Получив горький урок, который преподал ей Онегин, прочитавший ей тягостные нравоучения и отвергший её чувства из-за боязни потерять свободу и связать себя узами брака, она тяжело переживает свою неразделенную любовь. Но эта трагедия не озлобляет её, она навсегда сохранит в глубине души эти возвышенные светлые чувства к человеку, с которым никогда не будет вместе.

Встретив Онегина через несколько лет в Петербурге уже будучи блестящей великосветской дамой с чувствами и разумом закованными в непроницаемую броню светских приличий и глубоко в душе запрятанной любовью к нему, она не упивается свои торжеством, не желает отомстить ему или унизить. Внутренняя чистота и искренность её души, блеск которых ничуть не потускнел в грязи столичной жизни, не позволяют ей опускаться до пустых и фальшивых светских игр. Татьяна по-прежнему любит Онегина, но не может запятнать честь и репутацию престарелого мужа и поэтому отвергает его такую пылкую, но уже слишком запоздалую любовь.

Татьяна Ларина - человек высокой нравственной культуры с глубоко осознанным чувством собственного достоинства, её образ литературные критики называют «идеальным образом русской женщины», который Пушкин создал, чтобы воспеть благородство, верность и великую чистоту их незапятнанной грязью жизни русской души.

Татьяна - сестра Ольги, в которую был влюблён Ленский. В противоположность сестре с раннего детства она была молчалива и любила уединение, её не прельщали ни забавы сестры и подруг, ни родительская любовь.

Ни храсотой сестры своей,

Ни свежестью её румяной Не привлекла б она очей.

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная боязлива,

Она в семье своей родной Казалась девочкой чужой.

Она ласкаться не умела К отцу, ни к матери своей;

Дитя сама, в толпе детей Играть и прыгать не хотела И часто целый день одна Сидела молча у окна.

Татьяна больше любила ночь, нежели день, любила созерцать в одиночестве рассвет. Как неизбежное следствие отсутствие ре­альной жизни, она погрузилась в жизнь виртуальную - рано стала читать романы Руссо и Ричардсона о нежных чувствах, бла­го родители, люди простые и ненавязчивые, не видели в этом ни­какого вреда, тем более что мать Татьяны сама с удовольствием читала те же романы.

В таком состоянии её застал визит Онегина. А. С. Пушкин вели­колепно подчёркивает закономерность увлечения Татьяны. Психо­физиологически она созрела для любви, и «ждала… кого-нибудь», изнывая от неги и тоски. Сельские нравы были просты - оказалось достаточно одного визита Онегина, чтобы пошли слухи о его сва­товстве к Татьяне. Молодую девушку такие слухи взбудоражили, и она увлеклась человеком, которого видела один только раз и кото­рый едва ли сказал ей за время посещения хоть одно слово.

В надуманности и искусственности переживаний Татьяну можно сравнить с Ленским, только Ленский был экстравертом, то есть человеком действия, а Татьяна - интровертом, переживаю­щим всё в себе и не выплёскивающим свой внутренний мир на­ружу. А. С. Пушкин с удивительной точностью описывает пере­живания влюблённой девушки:

Тоска любви Татьяну гонит,

И в сад идёт она грустить,

И вдруг недвижны очи клонит,

Приподнялася грудь, ланиты Мгновенным пламенем покрыты,

Дыханье замерло в устах,

И в слухе шум, и блеск в очах…

Однако чувства, нашедшие зацепку во внешнем мире, захле­стнули Татьяну с такой силой, что она не смогла их держать в се­бе. Они зажили своей собственной жизнью. Онегин упорно не появлялся. Нужна была пища для продолжения напряжённых пе­реживаний. Поехать к Онегину самой было по правилам того времени немыслимо, оставалось написать письмо, что тоже, в общем-то, являлось предосудительным, но что более можно было сохранить в тайне. И Татьяна пишет Онегину своё знаменитое письмо. Правда, пишет, по словам поэта, на французском языке (русский-де плохо знала).

Оказалось, что в душе молодой, совершенно необразованной девушки, живёт поразительное благородство и строгая чистота помыслов. Её уединённость уберегла её от поверхностных суж­дений и суетных мыслей, она отдаётся новому чувству полно­стью и с неслыханной смелостью предлагает свою любовь.

Ответ Онегина её отяжелил и обескуражил, но не настолько, чтобы перестать о нём думать:

Любви безумные страданья Не перестали волновать Младой души, печали жадной;

Нет, пуще страстью безотрадной Татьяна бедная горит…

До той поры, пока Онегин является для неё загадкой, она принадлежит своему слепому чувству. Но жажда понять, а зна­чит познать предмет своей любви, стремительно разовьёт её. Ещё одна поразительная находка А. С. Пушкина - сон Татья­ны, в котором за ней гонится медведь и приносит в дом, где Ев­гений главенствует над всяческой нечистью. В психологии дав­но известно, что такие сны - психологическая инициация, то есть полное развёртывание женского начала в девушке, после которого она готова инстинктивно совершать действия, связан­ные с продолжением рода. Это своеобразное подключение к за­крытой до того базе данных, психологически превращающих девушку в женщину. Как натура исключительно чуткая, не за­тенённая внешними образами, Татьяна предчувствует смерть Ленского, а связь Онегина с нечистой силой символизирует ис­пытания её созревающей души.

Когда Онегин уехал, она случайно набрела на его дом и стала часто туда приходить, стараясь постигнуть внутренний мир чело­века, которого совершенно не понимала. Привыкшая работать с книгами, она скоро поняла его душу, и в Москву ехала уже дос­таточно освобождённая от слепой страсти.

Она по-прежнему не интересовалась светом, всяческие сплетни, расшаркиванья и многозначительные взгляды были ей чужды, но, привыкшая к послушанию, она ездила с матерью по обедам и балам и в конце концов приглянулась одному генералу. Ей было всё равно, за кого её отдадут замуж, потому что неудача первой любви при её цельности характера перечеркнула для неё возможность нового увлечения.

Она не покорилась свету, потому что никогда не была в своих чувствах зависима от него. Напротив, глубочайшее внутреннее благородство сделало её дамой в высшем значении этого слова, и невольно все это почувствовали. Её отстранённость и при этом безукоризненное выполнение роли вежливой хозяйки влекли к ней и останавливали. Своей душевной чистотой и прямотой она затмила всех красавиц Петербурга, потому что душевная красота всегда сияет ярче.

Татьяна Ларина символизирует собой образ русской девушки. Трудно понять душу россиянина, не будучи россиянином. Именно Татьяна предстаёт перед нами как символ загадочной русской души.

С самого детства она отличалась своей непохожестью на других. Её самобытность, иногда диковатость некоторым кажется гордыней, жеманством. Но это не так. Кроткий нрав, но сила характера проявляется и ещё больше подчёркивается на фоне сестры Ольги. Казалось бы, что может волновать юную девушку в дворянской семье. Разве присущи в такой оранжерейной обстановке глубокие мысли, способность рассуждать и анализировать. Лёгкость, беспечность должны были стать её спутниками, но всё сложилось иначе. Стремление к учёбе, саморазвитию сделали девушки сильной характером, глубоко мыслящей, сопереживающей. Частые уединения способствовали глубокому погружению в себя и самопознанию.

Первое чувство, нахлынувшее на Татьяну, поглотило её полностью. Она была готова к встрече любви. Поспособствовало этому чтение романов. И вот, образ человека, который соответствовал её вымышленному герою, предстал в реальности.

Татьяна, чистый и открытый человек, пошла навстречу чувству. Она приняла его и решилась на сложный, но необходимый шаг - признание.

Переборов девичью гордость, отважилась сделать первый шаг. Что же она получила взамен? Снисхождение со стороны блистательного Онегина к провинциальной девушке, гуманный поступок отказа. Первая любовь часто разбивает юношеские сердца. Но Татьяну это поражение сделало сильнее. Чувство не угасло, а только затаилось где-то в глубине души. Ничто не могло помешать ей любить Евгения, ни его равнодушие, ни жестокость, ни циничность, ни убийство Ленского . Любить нельзя за что-то, любить можно вопреки. Только тогда это любовь.

Татьяна чувственная, но гордая натура. Она не стала унижаться и просить любви Онегина. Она постаралась отстраниться и забыть. Только ей самой известно, что творилось в душе, какая борьба между разумом и сердцем бушевала. Разум позволил провинциальной девушке-дикарке превратиться в степенную даму, хозяйку салона. Нелюбимый муж даже на секунду не может сомневаться в нежности и верности супруги.

Сила любви, её красота наиболее красочно раскрывается в трагедии. Не суждено Татьяне быть с Онегиным. Любовь жива в её сердце, и, возможно, с течением времени только усилилась. Но, увы. Жертва любовью ради чести и обещанной клятвы у алтаря.