История одесских кладбищ. История одесских кладбищ (фото). Некоторые факты из истории существования

Многие одесситы и гости города часто задаются вопросом почему в Одессе так много кладбищ и сколько же их всего на самом деле. Официально действующих — десять, но по факту гораздо больше. А сколько мест ранее были кладбищами? Мы расскажем Вам все самое интересное про историю одесских кладбищ.

Действующие кладбища в Одессе

Одно из самых старых кладбищ в Одессе расположено на Хаджибейской дороге и называется Сотниковская сечь — в честь захороненной здесь семьи казака Сотниченко. Появилось кладбище в 1775 году. Здесь похоронены наследники запорожских казаков, которые защищали страну от турок и штурмовали Хаджибей. После упразднения Запорожской сечи многие казаки не захотели переселяться на Кубань и остались на прежнем месте. Они добывали камень для строительства Одессы, а на кладбище похоронены их потомки.

Самое большое кладбище в Украине - это Западное или "Два столба". Такое странное название появилось из-за того, что на расположенной поблизости дорожной развилке когда-то стояли верстовые столбы, обозначавшие дорогу в город. Западное кладбище было открыто в 2000 году и занимало 204 га, сейчас его территорию увеличили за счет бывшего аэродрома до 218 га.

Из старых еврейских кладбищ в Одессе уцелело лишь одно. Третье кладбище, утратившее, правда, в военные годы большую часть старых захоронений, стало приютом для могил, перенесенных со знаменитого Второго, закрытого в 1977-м, и главной летописью истории одесских евреев за последние полвека. Там укрыт в углу памятник жертвам погрома 1905 года, там похоронены и Моше Дермбаремдигер, внук знаменитого цадика Леви-Ицхока из Бердичева, и советский писатель Ирма Друкер.

Второе Христианское кладбище (или Новое Христианское кладбище) открыто в 1885 году. Предположительно здесь похоронено более 500 тысяч человек.
Здесь покоятся жители Одессы всех вероисповеданий и наций. Много братских могил. Открыта стена для урн с прахом. Сюда же перенесли часть захоронений из ранее расположенного через дорогу 2-го Еврейского кладбища.

У главного входа — захоронения времен Российской империи, в центре — могилы известных артистов, врачей, спортсменов, военных и моряков, вдоль забора — много еврейских захоронений, в правом крыле, если стоять лицом к погосту, покоятся поляки и расположена "аллея жен", где похоронены трагически погибшие моряки.

Слободское кладбище открыли в 1835 году. Интересно тем, что на этом кладбище был похоронен Новороссийский генерал - губернатор Михаил Семенович Воронцов (1782 - 1856). Позже его прах перенесли в нижний храм Спасо-Преображенского собора.

На Дмитрия Донского есть Офицерское (Чубаевское) кладбище. Оно возникло в середине 19 века. Первым своим названием оно обязано селу Чубаевка, но после его стали называть Офицерским в связи с захоронениями здесь бывших военных из выстроенного поблизости Офицерского поселка. Ныне кладбище носит название Дмитриеводонское.

Также в городе есть следующие кладбища: Таировское, Латовское, Северное, Кровобалковское, Троицкое (Балаганское) в районе Самолетной, Кладбище на Библиотечной, и кладбище "Черноморка".

Второе кладбище в Одессе

Ликвидированные и забытые кладбища

Список экс-кладбищ: Старое кладбище, Чумное, 2-е Еврейское кладбище, Карантинное, на Стрельбищных полях Черемушек и Таирова, Кладбище на Пересыпи, на Бочарова, на Хуторской, Кладбище Солдатской слободы на Балтской дороге, на улице Академика Королева (там, где сейчас находится Южный рынок - Ред), в районе улиц Долгой и Холхозной, на Промышленной (Немецкое кладбище), на улице Лиманной, на Шкодовой горе, на 9-й станции Большефонтанской дороги, на Куяльнике, в районе улиц Ясиновского и Серов, Румынское военное кладбище на Академика Воробьева, кладбище на территории бывшего Детского приюта Женского благотворительного общества, на Сахарном поселке, античный некрополь на Театральной площади.

В общем, мест захоронений в Одессе предостаточно.

Но, пожалуй, самое интересное и малоизвестное - это 3-е Христианское кладбище или "Химическое кладбище" (рядом с ним находился Химический завод - Ред.). В 1937-38 тут хоронили бедняков. А в 20-е года тут нашли свой покой около 65 000 человек, в основном интеллигенция. Оно ликвидировано в пользу постройки Кислородмаша, промышленных, строительных и автопредприятий. До перестройки оставалась незастроенной небольшая часть кладбища - место погребения в 1944-1949 годах немецких, румынских и венгерских военнопленных и 12 советских граждан. Эту часть кладбища называют "Румынским" и "Немецким". На месте поставили небольшой обелиск.

Почему так много кладбищ?

Объяснение простое - сложная, кровавая история. Революции, войны, холокост и репрессии заставляли образовывать новые кладбища. Уже в советское время было принято "по-тихому" сносить кладбища с целью освобождения городской территории. И только в Независимой Украине одесситы по-немногу вспоминают историю города. И тут возникает вопрос, что с этой историей делать сегодня. Потому что если обнаружить все места массовых захоронений, то станет понятно, что мы живем на костях. И если учитывать это и считать все места погребений кладбищами, то получится город-мемориал, где все должны летать по воздуху, чтобы не нарушить покой усопших.

Ликвидировать действующие кладбища сегодня не решаются, так как народ не поймет. Однако рано или поздно городским властям все равно придется столкнуться с этой проблемой и все-таки ликвидировать хоть одно кладбище, хотя бы чтобы образовать другое. После развала СССР в Одессе решились только открыть кладбище (Западное - Ред.), причем одно из самых больших в Европе.

Кстати, закон Украины разрешает использование земель бывших кладбищ только для новых захоронений либо для устройства скверов и парков. Также запрещены "любые строительные работы" на местах бывших кладбищ, закрытых кладбищ и местах,"где есть следы давних захоронений.

Но все равно возникает вопрос какие места нужно считать кладбищами? Так, например, в районе площади Толбухина немецко-фашистские захватчики расстреляли, а потом сожгли десятки тысяч жителей города, преимущественно евреев, и пленных красноармейцев. Кладбищем место никогда не было, поэтому тут и возвели высотки и развлекательные центры.


Западное кладбище в Одессе

Секреты парков

Трудно поверить, но почти все наши парки — бывшие кладбища.

Самый известный из них, конечно, Преображенский, где раньше находилось, как считают многие одесситы, Первое Христианское кладбище. На самом деле это "микс" кладбищ, : 1-е Христианское, 1-е Еврейское, Мусульманское, Караимское, Чумное и участок для захоронения самоубийц.

К слову, большинство градоначальников Одессы нашли свой покой именно на Первом кладбище. Здесь же и прах брата Александра Пушкина - Льва Сергеевича, а также генерала Сабанеева, брата Иосифа де Рибаса Феликса, негоцианта и мецената Маразли, отца одесского пива Санценбахера, Александра Ланжерона, а также семейные склепы графов Толстых, Потоцких. Также тут покоится консультант Наполеона Бонапарта, выдающийся юрист Яков Иванович Шнейдер и даже знаменитая киноактриса Вера Холодная.

Периодически тут до сих пор находят фрагменты захоронений и человеческие останки, как и на территории зоопарка (он также занял часть территории Первого кладбища - Ред.). Интересно, что раньше на этом месте еще и стоял луна-парк с аттракционами, которые лет шесть назад только догадались снести. К счастью, сейчас тут проходит реконструкция и место собираются превратить в мемориал.

А в парке Шевченко ранее находилось Карантинное кладбище, заложенное в 1822 году после переоборудования Крепости под Карантин. Здесь похоронены воины-защитники Одессы, румыны и немцы, воины-защитники Севастополя, моряки английского фрегата "Тигр", народовольцы (в 1879 и 1882 годах), участники революции, а жертвы чумы. Также на этой территории ранее были могилы воинов-строителей Большой крепости в Хаджибее, построенной в 1793 году.

В советское время на месте кладбища размещались детские аттракционы, сейчас там находится танцевальная площадка "Огни маяка".

Из старых сооружений кладбища сохранилась цокольная часть Мертвецкой башни, использовавшаяся для освидетельствования умерших. Сейчас эта башня названа Сторожевой и переоборудована под выставочный зал, на крыше ее создана смотровая площадка.

Мало кто знает, но недалеко от Куликового поля ранее находилась тюрьма. Поэтому умерших и казненных хоронили на нем. После Октябрьской революции Куликово поле вновь стали использовать для захоронений - тут покоятся останки 117-ти революционеров, погибших во время Январского восстания. Также тут хоронили анархистов, репрессированных деникинцев, участников "процесса семнадцати". Были здесь захоронены и итальянские моряки, участники обороны и освобождения Одессы.

У входа в парк Горького со стороны улицы Варненская угол улицы Генерала Петрова установлен памятник жертвам фашизма. Дело в том, что их хоронили на территории парка в период оккупации. А в севере Старостина на Слободке во время войны хоронили румынских солдат. После ликвидации кладбища в 1944 году оставалась разрушенная часовенка, используемая, как домик садовника и каменный фундамент ворот. По рассказам старожилов на этом кладбище был похоронен и советский летчик, сбитый над оккупированной территорией. Здесь же были похоронены и итальянские летчики.

Отметим, что по слухам ранее захоронения были и на территории других парков - парк Победы и даже Савицкого парка. Но информацию на эту тему мы так и не нашли.

Ста́рое христиа́нское кла́дбище в Оде́ссе (другие названия - Первое христианское кладбище, Преображенское кладбище) - комплекс кладбищ в городе Одесса, существовавший с момента основания города по начало 1930-х годов, когда он был уничтожен вместе со всеми памятниками и могилами. На территории кладбища был разбит парк культуры и отдыха - «Парк Ильича» (впоследствии «Парк Преображенский») и зоопарк. Захоронения на кладбище проводились до второй половины 1880-х годов, затем были запрещены из-за отсутствия места; выдающиеся личности, по специальному разрешению, и ближайшие родственники уже захороненных хоронились вплоть до уничтожения кладбища в 1930-х годах. На кладбище было захоронено около 200 тысяч человек, включая первостроителей и первых жителей Одессы.

Старые городские кладбища, разделённые по вероисповеданию покойного - христианское, еврейское (первые захоронения на еврейском комплексе кладбища датировались 1792 годом), караимское, мусульманское и отдельные участки захоронения самоубийц, погибших от чумы и воинские - появились в Одессе в период её зарождения в самом конце Преображенской улицы. Со временем территория этих кладбищ слилась воедино и это кладбище стали называть Старым, Первым или Преображенским кладбищем Одессы. За годы существования кладбище постоянно расширялось, достигнув к началу ХХ века площади в 34 гектара, стало занимать территорию между улицами Мечникова и Ново-Щепным рядом, переулками Высоким и Трамвайным, а также образовавшуюся вдоль улицы Водопроводной «Чумную гору». Вначале кладбище было окопано рвом, а впоследствии обнесено каменной стеной. 25 августа 1820 года состоялось освящение кладбищенского православного храма во имя Всех Святых, строительство которого было начато в 1816 году. В 1829 году была сооружена богадельня, основание которой было положено взносом вдовы одного из первых городских голов и богатого купца Елены Кленовой, в 6 тысяч рублей. В её честь одно из отделений именовалось Еленинским. Богадельня была построена недалеко от храма. Позднее, уже на средства Г. Г. Маразли и по проекту архитектора А. Бернардацци, было сооружено новое здание богадельни (по адресу улица Мечникова, дом 53), а в 1888 году по проекту архитектора Ю. М. Дмитренко по адресу улица Новощепной ряд дом 23 было построено здание детского приюта. В марте 1840 года состоялись торги на отдачу в подряд копания могил на кладбище. С 5 июня 1840 года была установлена следующая плата: для дворян, чиновников, купцов и иностранцев - летом 1 рубль 20 копеек серебром; зимой - 1 рубль 70 копеек; для детей указанных сословий - 60 и 80 копеек соответственно; мещане и прочие звания - 50 и 75 копеек, а их дети - 40 и 50 копеек соответственно. С бедных плата не взималась. В последующий период существования кладбища эта плата несколько раз повышалась. До 1841 года за порядком на кладбище следило несколько организаций - городской приказ общественного презрения, духовный приют православной церкви Во имя Всех Святых и совет Евангелической церкви…

Молдаванка - район во многом легендарный, хотя на самом деле лишь одна из слободок, возникших вокруг границ портофранко - свободной экономической зоны. Тот самый специфичный характер застройки с "одесскими двориками" возник не от хорошей жизни: Молдаванка расположена неподалеку от Привоза, через дорогу от границы портофранко, и не удивительно, что здесь расцвел криминал в самых разнообразных его видах. Каждый двор - по сути, мини-крепость: все окна выходили внутрь двора и всего пару-тройку - на улицу. Вход - через арку в фасадном здании, если такого нет - строился забор метра 2 высотой, обязательно глухой и каменный. Подобные по планировке дворы-крепости можно встретить и в Старом городе Симферополя, и в горных селениях Карпат. Но мы - в Одессе, а значит не побывать на Молдаванке просто невозможно. Пройдем же мы туда через бывшее Первое христианское кладбище, где было похоронено более 200 000 первых одесситов.

Нет, мы не ошиблись - ныне кладбище представляет из себя парк культуры и отдыха. В 1930-х годах его сровняли с землей, ценности из могил выпотрошили НКВДисты, а на части территории разместили зоопарк. Который еще и расширять собираются! Значение же кладбища в Старой Одессе - приблизительно как Байковое в Киеве или Лычаковское во Львове.

Впрочем, в мэрии не все помнят и чтут своих предшественников. Так, вынашиваются планы расширения того самого зоопарка на костях - речь шла о 2,5 га парка-кладбища, слева от центральной аллеи. Также планировалось отобрать хоздвор трамвайного парка. А на Новошепном ряду планировалось построить паркинг. В результате же планы расширить зоопарк поставили под угрозу трамвайное депо.

Часовня возле раскопанных фундаментов кладбищенской церкви

Кладбищенский храм Всех Святых был закрыт в 1934 году, а в 1935 году разобран. По воспоминаниям свидетеля, в один из дней в начале 1930-х годов, все входы на кладбище были перекрыли сотрудниками НКВД. На самом кладбище специальные работники извлекали гробы из фамильных склепов, вскрывали их (многие из них были частично застеклёнными), извлекали оружие, награды, драгоценности. Все изъятые ценности регистрировали и укладывали в мешки. Если гроб был металлическим, то он тоже вывозился, как металлолом, а останки из него высыпали на землю. Таким образом прах многих погребённых был просто рассыпан на поверхности земли.

Храм в прямом смысле слова сровняли с землей, нижний ярус частично сохранился

Вынося на сессию горсовета вопрос о расширении территории зоопарка за счет парка «Преображенский», городские власти Одессы нарушили 12 законодательных и нормативных актов. Об этом в ходе заседания «круглого стола», организованного Общественным советом при главе Одесской облгосадминистрации, заявила член совета Ирина Голобородько.

«Я люблю животных. В нашем зоопарке они содержатся в ужасающем состоянии. Зоопарк нужно реконструировать, но не за счет же праха и памяти великих одесситов, строивших наш город», - считает общественный деятель. По словам И. Голобородько, греческая диаспора Одессы давно просит выделить ей участок для восстановления разрушенного храма Во имя Всех Святых, который находился в парке.

…Депутат горсовета Светлана Фабрикант заявила, что для нее, как для инициатора создания комиссии по вопросу парка Преображенский, появление данного проекта решения сессии явилось полной неожиданностью. По словам С. Фабрикант, когда она занимала пост и.о. вице-мэра, было два инвестора, готовых реализовать проект переноса зоопарка на место нынешнего парка им. Ленинского комсомола. Также по данным депутата, есть проект строительства бизнес- и торгового центра на месте парка Преображенский. Он прошел все согласования. В том числе и Управления охраны объектов культурного наследия облгосадминистрации. Что же касается захоронений, то они находятся на поверхности. И чтобы их повредить, глубоко копать не надо, подчеркнула С. Фабрикант.

А вот и Молдаванка! Улица Адмирала Лазарева, угол Мечникова

Вики: В конце 1700-х годов Молдаванка представляла собой отдельное поселение, состоящее из двух десятков домов, но в 1820 году эта местность вошла в состав города. Это было рабочее предместье Одессы, где разместились промышленные предприятия и где проживали их работники. Границы Молдаванки: восток — ул. Старопортофранковская; север — ул. Градоначальницкая; запад — ул. Балковская; юг — ул. Заньковецкой и генерала Цветаева.

Водилы!

По Лазарева и пойдем. Одноэтажный дом с аркой

Заглянем внутрь.

На удивление, разваливающихся домов очень мало, заброшек нет

Вот так!

Углубимся дальше, в сторону промзоны, по Высокому переулку, и выйдем на улицу Генерала Цветаева. Там дворы поменьше, поплотнее

Приблизительно половина дворов закрыты, зачастую обычными кодовыми замками

Какой-то обветшалый декор, спутанная проводка, новенькая таблика на украинском языке

В арках зачастую висят разнокалиберные почтовые ящики

Типовая Молдаванка.

Здесь даже есть техэтаж и новый декор арки

Дворик с многочисленными достройками

И снова ящики

Этот двор оказался открыт настежь, что редкость

Увы, застройщики добрались и до Молдаванки - на другой стороне улицы Цветаева на месте промзоны строят такую хрень

Здесь посреди дворика воздвигнут грандиозный сарай - памятник архитектуры и градостроительства дворового масштаба

Немало же дворов превратились в место парковки

Террасы, веранды, балконы...

Улица. Ныне на Молдаванке довольно спокойно, к туристам привыкли, но сомнительного контингента в виде спившихся аборигенов здесь в разы больше, чем в других районах

Вот мы и вышли к Алексеевской площади

Осторожно, злая собака!

Магазин на углу (с)

Дома выходят на площадь

Здесь уже на первых этажах были магазины с подвалами - классическая еврейская застройка

Вид на улицу Болгарскую - видно, что ближе к бывшей границе портофранко высотность и опрятность домов увеличивается

Вот мы и вышли на Алексеевскую площадь. А Молдаванка еще будет!

Это был старейший в городе комплекс захоронений, отразивший как национальный состав, так и религиозную принадлежность жителей Одессы. Он включал в себя христианское, еврейское, мусульманское и караимское кладбища.

Выделением воинского и чумного («Чумка») кладбищ некрополь отражал особенности города как морских ворот и значительного сосредоточения войск. Специальный участок был выделен для самоубийц.

За время своего существования кладбище неоднократно расширялось, достигнув к началу ХХ века площади в 34 га. Вначале кладбище было окопано рвом, а впоследствии обнесено каменной стеной. 25 августа 1820 года состоялось освящение кладбищенской церкви во имя Всех Святых, заложенной ещё в 1816 году. «Простой, но красивой архитектуры храм привлекал внимание молящихся», - отмечали современники. В 1898 году на средства графини Е.Г. Толстой у главного входа в церковь был сооружён каменный тамбур, предохранявших богомольцев от сквозного ветра и пыли.

В 1829 году недалеко от церкви на пожертвования одесситов была учреждена богадельня, основание которой было положено взносом в 6 тысяч рублей вдовой именитого купца, одного из первых городских голов, Еленой Кленовой. В её честь одно из отделений именовалось Еленинским. В память императора Александра II на средства Г. Г. Маразли по проекту архитектора А. Бернардацци было сооружено новое красивое здание богадельни (Мечникова, 53), а в 1888 году по проекту архитектора Ю. Дмитренко построили здание детского приюта (Новощепной ряд, 23).

При описании кладбища современники всегда отмечали «целый лес великолепных памятников», чаще всего принадлежащих людям, имена которых воскрешают славное прошлое нашего города. Особым изяществом отличались склепы потомственного почётного гражданина Алексея Пашкова, бывшего в 1863 году городским головой;

португальского консула в Одессе графа Жака Порро;

семьи купца 1-й гильдии Осипа Бирюкова, где кроме него были похоронены его жена Александра и сын Николай, а также комплекс захоронений хорошо известной в Одессе семьи Лессаров.

Одним из выдающихся по красоте и богатству был склеп семьи Анатра. Находился он при входе на кладбище с правой стороны на второй аллее. Это была большая, изящно отделанная часовня в римском стиле из чёрного и розового шлифованного гранита. Выходцы из Италии в 1876 году в Одессе официально оформили торговый дом «Братья Анатра». Семья Анатра занимались перевозкой грузов, преимущественно зерна с Днестра, Буга и Днепра.

Неподалёку располагались часовни-склепы известных одесских предпринимателей Родоконаки. Все потомки Пантелеймона Родоконаки, умершего в 1871 году, были купцами 1-й и 2-й гильдии, потомственными почётными гражданами. Дети, внуки и правнук Пантелеймона Амвросиевича были похоронены в семейном склепе.

Резко отличался от других богатой отделкой семейный склеп графов Толстых, расположенный напротив церкви. Там похоронили главу семьи Михаила Дмитриевича Толстого. В 1847 году приехал в наш город отставной полковник гвардии, участник многих военных походов и сражений, действительный статский советник, богатый помещик, владелец винокуренных и сахарных заводов, вице-президент, а потом и президент общества сельского хозяйства Южной России, председатель и член многих комиссий и благотворительных организаций, уважаемый и почитаемый в Одессе человек.

В недавно отделанном доме на Сабанеевом мосту, где ныне Дом учёных, в мае 1898 года была отслужена панихида по скончавшемуся 63-летнему графу Михаилу Михайловичу (старшему). Он был попечителем Городского театра, вложил громадные средства на строительство нового театра. Супруги М.М. и Е.Г. Толстые в память о похороненном в склепе сыне Константине и его жене открыли летом 1891 года детскую столовую.

На кладбище нашли свой последний приют многие герои Отечественной войны 1812 года. Сразу за церковью была могила Ивана Васильевича Сабанеева с оригинальным мраморным памятником в виде гроба. «Умница и образованный Сабанеев», как говорили о нём в армии, успел не только окончить Московский университет, но и отличиться в последних сражениях Русско-турецкой войны 1787-1791 годов при штурме предместья Варшавы, Праги в войсках А.В. Суворова. Летом и осенью 1812 года боевой генерал прикрывал южные границы империи. Сражался при Березине, преграждая путь отступающей армии Наполеона. Воевал во Франции, не раз брал на себя руководство боем. После войны с 1816 года Иван Васильевич жил в Одессе, в 1825 году приобрёл дом на Надеждинской, был одним из крупнейших дарителей городской библиотеки. Умер генерал от инфантерии И.В. Сабанеев 29 августа 1829 года.

Генерал от инфантерии Иван Никитич Инзов - один из 322 героев Отечественной войны 1812 года, чей портрет украшает стену Военной галереи Зимнего дворца, - умер 27 мая 1845 года и также похоронен в Одессе. Участвовал в турецком, польском и итальянском походах А.В. Суворова, был сподвижником М.И. Кутузова. Шпага генерала И.Н. Сабанеева хранится в нашем историко-краеведческом музее, его имя - гуманиста, просветителя, государственного деятеля, председателя Попечительного комитета об иностранных колонистах Южной России - непосредственно связано с именем А.С. Пушкина и бережно хранится в памяти одесситов. В декабре 1846 года болгары получили высочайшее разрешение «перенести прах покойного из Одессы на болгарское кладбище» в Болграде, где была сооружена специальная усыпальница.

В 1797 году приехал в Одессу брат легендарного адмирала Иосифа де-Рибаса отставной премьер-майор Феликс де-Рибас. Прожил он в нашем городе 48 лет, был первым плац-майором, генеральным консулом королевства обеих Сицилий для всех портов Черного и Азовского морей и умер в 1846 году в преклонном возрасте 86 лет. Его могила находилась вблизи стены депо «конки». И хотя он не играл такой роли, как брат, поработал в Одессе не без пользы: он был организатором торговли с подольскими и галицийскими помещиками. На среднем Фонтане имел усадьбу, носившую название «Дерибасовка», первым занялся шелкопрядством, растениеводством и развитием рыбного промысла. Долгое время его «могила вместе с надмогильным памятником, имеющем на мраморной доске соответствующую надпись, огорожена полуразрушившимся ныне каменным цоколем», находилась в неприглядном виде. К 100-летию Одессы по решению городской думы «в признательность за принесенный одесским жителям дар» могила была обнесена чугунной решёткой.

История Одессы тесно связана с декабристами, и это не могло не отразиться на кладбище.

В 1812 году здесь был похоронен Виктор Поджио - отец декабристов Александра и Иосифа Поджио. Выходец из Пьемонта, он с 1772 года был на русской службе. В чине секунд-майора участвовал в Русско-турецкой войне 1789-1791 годов, взятии Измаила. Выйдя в отставку, жил в Одессе, служил в экспедиции строительства под руководством инженера Е.Х. Ферстера, также похороненного на кладбище. Виктору Поджио принадлежит идея строительства госпиталя, он строил и первый городской театр.

В 1860 году скончался поручик Александр Иванович Вегелин, член основанного в 1822 году тайного общества военных друзей. Военным судом приговорён к смертной казни, замененной 10 годами каторжных работ. На склоне лет после сибирской ссылки жил в Одессе, заведовал минеральными водами, был дружен с Львом Пушкиным, братом великого поэта, также похороненным на Первом кладбище.

В 1865 году обрёл последнее пристанище на Первом кладбище генерал Павел Сергеевич Пущин. За участие в Отечественной войне 1812 года он награждён золотой шпагой с надписью «За храбрость». После войны служил под началом генерала И.В. Сабанеева. Состоял в революционных обществах с момента их зарождения, в том числе в «Союзе благоденствия», был другом А.С. Пушкина, который посвятил ему стихотворение «Генералу Пущину».

В Одессе была хорошо известна семья Фадеевых-Витте. В конце июня 1842 года на кладбище в квартале напротив главных ворот выросла новая могила, украшенная белой мраморной колонной. Эпитафии были взяты из последнего произведения покойной писательницы Елены Андреевны Ганн, урождённой Фадеевой, «Напрасный дар»: «Сила души убила жизнь… Она превращала в песни слёзы и вздохи свои…». Елена Андреевна была матерью Елены Блаватской - известной писательницы, основавшей теософское общество. На этом месте позднее был сооружён фамильный склеп семьи, в котором похоронены: брат Елены Андреевны, известный военный историк и публицист генерал Ростислав Андреевич Фадеев; её дочь писательница Вера Петровна Желиховская, рядом с матерью, дядей и любимым сыном Валерьяном, 22-летним студентом института инженеров путей сообщения, умершим в мае 1888 года; сестра Елены Андреевны Екатерина Андреевна Витте, мать почётного гражданина Одессы С.Ю. Витте и другие.

3 декабря 1855 года скончалась и похоронена светлейшая княгиня Елена Александровна Суворова-Рымникская, урождённая Нарышкина, внучка адмирала Д.Н. Сенявина. В первом браке за сыном А.В. Суворова Аркадием Александровичем, во втором - за князем В.С. Голицыным. Она была другом В.А. Жуковского, Дж. Россини написал в её честь кантату, а А.С. Пушкин посвятил стихотворение «Давно о ней воспоминанье ношу в сердечной глубине».

С раннего утра 19 февраля 1919 года Соборная площадь и прилегающие улицы были полны народа, остановился городской транспорт - Одесса провожала в последний путь «королеву экрана» Веру Холодную. «Таких грандиозных похорон Одесса не видела», - писали на следующий день газеты. Короткий фильм об этой церемонии можно увидеть и сегодня. На кладбище состоялся траурный митинг, на котором артист Юлий Убейко высказал пророческие слова:

«Но верь, о Вера, тебя, королеву,

Экран не забудет за тысячу лет…»

Гроб поставили в склеп, где покоилась умершая ранее артистка русского театра М. Стосина. У изголовья могилы друга и соратника В. Холодной, похороненного в 1934 году на 2-м кладбище Петра Чардынина, в начале 70-х годов ХХ века был поставлен белый барельеф - профиль знаменитой артистки.

На кладбище в разные годы были похоронены многие видные учёные, цвет отечественной науки. Среди них:

Иван Павлович Бларамберг (1772-1831) археолог, один из первых исследователей древностей побережья Чёрного моря, основатель Одесского и Керченского музеев древностей. Ему принадлежит первенство в определении местонахождения ряда древних городов, крепостей и поселений, в том числе Тиры и Никонии;

Аполлон Александрович Скальковский (1808-1898) - директор главного статистического комитета Новороссийского края, один из основателей Одесского общества истории и древностей, автор широко известных исследований по истории Украины, украинского казачества, Одессы, в том числе «Хронологическое обозрение истории Новороссийского края», «Первое тридцатилетие Одессы», «Адмирал де-Рибас и завоевание Хаджибея»;

Александр Александрович Кочубинский (1845-1907) - учёный-славист, профессор Новороссийского университета.

Сколько людей погребено на кладбище, уничтоженном в 1930-х годах, - неизвестно, да и установить эту цифру практически невозможно. Можно только с полным основанием утверждать, что его огромная территория - это «пёстрое царство» тех, кто основал Одессу и поставил её в ряд крупнейших и красивейших городов мира, кто прославил её в веках. Здесь нашли последнее пристанище многие из лучших сынов и дочерей Отечества: герои войн, талантливые администраторы и дипломаты, промышленники и негоцианты, архитекторы и художники, учёные и литераторы, меценаты.

Задача нынешнего и последующих поколений - хранить это бесценное наследие. Сегодня некрополь нуждается в серьёзном изучении и постоянном внимании к нему как власть имущих, так и общественности.

Виктор Головань