К какому сословию принадлежала семья кашириных. К какому сословию принадлежал достоевский. Черное и белое

Все наше достоинство заключено в мысли. Не пространство и не время, которых мы не можем заполнить, возвышают нас, а именно она, наша мысль. Будем же учиться хорошо мыслить: вот основной принцип морали.

Родился Федор Михайлович Москве (1821) в семье врача, служившего в Мариинской больнице. 1837 год становится знаковым для юного Достоевского, который тяжело переживает смерть матери. В этом же году отец отправляет старших сыновей (Федора и его брат Михаила) в Петербург, где Федор Михайлович поступает в инженерное училище. Благодаря такому образованию, Достоевский получает возможность продолжит свое литературное творчество, которое задорилось в писателе по прибытию в Петербург.

Окончив в 1841 году училище, Федор Михайлович поступает на военную службу, вскоре дойдя до офицерского чина. В 1843 году Достоевский, выйдя в отставку, вплотную начинает заниматься литературной деятельностью. В этом же году писатель заканчивает перевод произведения О.Бальзака «Евгения Гранде». К какому сословию принадлежал Достоевский Этот перевод становится его первый опубликованным литературным опытом.

Его первое самостоятельное произведений «Бедные люди», вышедшее в 1844 году, обратило на себя пристальное внимание самых «маститых» критиков того времени.

Некрасов и Белинский с восторгом приветствовали начинающего писателя, сумевшего очень трогательно и живо изобразить душевную драму персонажей своего произведения. Эта пора жизни Достоевского характерна самым проникновенным участием в жизни всех страждущих и обездоленных. Он вступает в общество «петрашевцев», так как находится под сильным влиянием социалистических идей. Как следствие подобными увлечениями, в апреле 1849 года Федора Михайловича арестовали и приговорили к смертной казни. Стоя уже на эшафоте, Достоевский услышал объявление о высшей царской милости, и казнь была заменена на каторжные работы. Находясь проездом до места каторги в Тобольске, Федор Михайлович знакомится с женами декабристов, которые дарят ему маленькую книжку «священного писания», сохраненную писателей до самой смерти. От тяжелой работы и недоедания Федор Михайлович заболевает (проявилось эпилепсия), от чего он был переведен в солдаты, а впоследствии был амнистирован, и вернулся обратно в Петербург в 1854 году.

В родном городе Достоевский, полностью отдавшись любимому творчеству, за достаточно короткий период времени опять завоёвывает имя одного из самых выдающихся русских писателей.

Увлечение социализмом, которым в юности «переболел» Достоевский, в более зрелом возрасте переросло в крайне враждебное отношение к самой социалистической идее, что в свою очередь нашло яркое отражение в его известнейшем произведении «Бесы».

В 1965 году Достоевский теряет брата, после чего Федор Михайлович живет крайне бедно. Дабы улучшить свое материальное положение, писатель посылает первую главу «Преступления и наказания» в журнал «Русский вестник», где он начинает печататься в каждом номере. К какому сословию принадлежал Достоевский В это же время Достоевский пишет роман «Игрок», но физическое здоровье, подорванное каторжным трудом, препятствует работе. Наняв молодую помощницу Сниткину Анну, писатель все же заканчивает роман в 1866 году, а вскоре уезжает за границу, женившись на Анне Григорьевне.

Вернувшись в Россию, последние годы жизни писатель проводит очень плодотворно. Из-под пера Достоевского выходят «Братья Карамазовы», «Дневник писателя», «Подросток» и др.

28 Января 1881 года писатель умирает, успев попрощаться семьей. К какому сословию принадлежал Достоевский

Природа сказала женщине: будь прекрасной, если сможешь, мудрой, если хочешь, но благоразумной ты должна быть непременно.

Описание Базарова Евгения в романе И. Тургенева «Отцы и дети» уникально и многогранно для отечественной литературы. Автор изображает типаж грамотного русского разночинца. Этим фактом и объясняется масштабная популярность художественного произведения для молодых людей в конце XIX века. как писатель, продолжил традицию Пушкина и Лермонтова в изображении героя нашего времени. В данной статье мы расскажем, к какому сословию принадлежит Базаров Евгений.

Конфликт двух поколений

Название произведения отчетливо дает понять читателю тему романа. Отцы и дети - это вечные категории одной проблемы, которую рассматривает Тургенев. В своем романе писатель вводит образ Евгения Базарова, который представляет собой совершенно другое, то есть новое поколение, уверенное в том, что прежние обычаи устарели и крайней непопулярны. Представителям взрослого, состоявшегося поколения кажется, что они лучше во всем. Они добрее и умнее! Стариков возмущает, что им на смену пришла молодежь, у которой нет четкого представления о Однако, непонимание между старшим и было всегда.

Первое в вечном представлено братьями Кирсановыми. Читатель видит конфликт в самом начале романа. Как только молодежь в лице Аркадия и Евгения въезжает в поместье Кирсановых. Павел Петрович мгновенно ощущает неприятельские чувства к другу племянника. Не убедившись, что это за человек и к какому сословию принадлежит Базаров. В то же время молодой человек испытывает аналогичные чувства к Кирсанову-старшему. Между двумя поколениями сразу возникает конфликт.

Дружба Базарова Евгения и Аркадия Кирсанова

Анализ Базарова показывает: Евгения и Аркадия связывают дружеские взаимоотношения. Они вместе проходят обучение в университете. У читателя создается впечатление, что парни - единомышленники. Кирсанов везде и во всем подражает Базарову. Его восхищают взгляды Евгения, он польщен его поведением и чертами характера. Более того, Кирсанов-младший желает быть похожим на друга. Иными словами, Аркадий находится под его влиянием.

На самом деле, друзья - абсолютно разные люди. Из описания Базарова становится понятно, что он демократ. В какой бы обстановке ни находился Базаров, он всегда найдет занятие.

Черное и белое

Сам Аркадий представляет собой разбалованного дворянина, для которого необходимы покой и уют. У него нет серьезных увлечений, а взгляды друзей расходятся не только в искусстве, но и в отношении к людям. Кирсанов-младший живет по принципам. Он очень аккуратен, хорошо одевается, обучен манерам. Евгений, напротив, не считает нужным придерживаться этикета. К какому сословию принадлежит Базаров?

Евгений относится к разночинцам, он одержим еще и духом нигилизма. Эти факты сказываются на поступках, привычках и даже речи персонажа.

Взгляды друзей также расходятся и в самом главном - в назначении человека и его представлениях о жизни. Их приятельские отношения заканчиваются нарастанием конфликта. Уже бывшие друзья прощаются навсегда.

И. Тургенев «Отцы и дети». Базаров Евгений: портрет героя

Прежде чем дать характеристику герою, ответим на основной вопрос статьи. Существует ошибочное мнение, что Базаров принадлежал к сословию мещан. Однако это не так. Уже в самом начале романа становится понятно, что Базаров - разночинец. А значит, он не относится ни к одному сословию. Он считает, что сделал себя самостоятельно. От своих родителей он унаследовал трудолюбие. Именно этим он отличается от мягкотелых и ленивых жильцов имения Кирсановых.

Базаров - трудолюбивый человек. Тургенев подчеркивает, что Евгений работает, а Аркадий страдает от безделья. Для того чтобы в жизни чего-то добиться без чьей либо помощи, Базаров постоянно трудится и работает над собой. Это закаляет его как личность еще больше. Он не только говорит о пользе труда, он и сам постоянно работает.

Базаров - очень сильная личность. Это чувствует каждый герой произведения. Сила проявляется во всем: в межличностных отношениях, в доказательствах и утверждениях, в неразделенной любви и даже в смерти. Базаров не произносит пустых слов, он озвучивает лишь то, что осознало человечество, благодаря жизненному опыту.

Он по-своему добрый. Это просматривается в эпизоде встречи с Фенечкой. Когда малыш попросился на руки к Евгению, то мать отметила, что маленькие дети чувствуют, какой перед ними человек. И здесь уже становится неважно, к какому сословию принадлежит Базаров.

Необходимо отметить, что его доброта проявляется во многих чертах и гранях. Он прост в общении с обычным народом, а те отвечают ему любовью. Во время дуэли Евгений бросился на помощь к раненому Кирсанову. Отношения с Одинцовой вызывают у читателя чувство искреннего уважения к герою. Базаров с любовью и трепетом относится к матушке и отцу, и перед смертью он думает именно о них.

Перелом нигилистических взглядов

В первой части романа автор рассказывает, что Базаров - сторонник идей нигилизма. Во второй - читатель видит человеческую сущность Евгения. Здесь меняются его социальные отношения. Удивительно, но даже Кирсанов-старший признал его благородство после дуэли. Тургенев не показывает полностью своего отношения к главному герою. Его характер просматривается в межличностных отношениях с другими персонажами; в том, как они о нем отзываются; в самом портрете героя; в его манере речи.

Заключение

К какому сословию принадлежит Базаров? Как уже было сказано выше, он разночинец. И это еще больше раскрывает его характер. Старшее поколение в его внешнем виде видит много необычного: длинные волосы, бакенбарды, балахон с кистями.

Иными словами, Евгений всем своим обликом выражает им протест. Его поведение и манеры тоже неестественны. Ведь этим он проявляет дух нигилизма.

В России до 1917 г., как известно, было принято деление общества на сословия. К началу 20-го века существовало 7 основных сословий. Сразу подчеркнем, что сословия Российской Империи и так называемые "классы", которые ввели коммунисты после захвата власти - совершенно разные вещи.

Вот как определяется сословие в Википедии:

Сосло́вие — социальная прослойка, группа, члены которой отличаются по своему правовому положению от остального населения

Добавлю, что, как правило, отличие представителей одного сословия состояло не только в правовом положении, но и в образе и укладе жизни, роде занятий, отчасти и в уровне благосостояния. Переход в течение из одного сословия в другое был возможен, но происходило это нечасто. Как правило, и браки заключались внутри одного сословия, поэтому сословная принадлежность сохранялась веками, переходила из поколения в поколение.

За годы советской власти все премешалось. Сейчас сложно найти человека, все предки которого относились бы к одному сословию. У подавляющего большинства по разным ветвям присутствууют представители двух, а чаще даже большего числа сословий.

И тем не менее, интересно сравнить, как поменялась сословная структура российского общества за прошедшее столетие. Потомки представителей каких сословий сохранились в большем числе.

Вот данные переписи 1897 г.

крестьянство — 77,5 %, мещане — 10,7 %, казаки — 2,3 %, дворяне (потомственные и личные) — 1,5 %, духовенство — 0,5 %, почетные граждане (потомственные и личные) — 0,3 %, купцы — 0,2 %, прочие — 0,4 %.

Предлагаю гайдаркерам выбрать, к какому сословию относились их предки. Задача, исходя из всего вышеизложенного, непростая. Ведь подавляющему большинству надо будет выбрать на основе каких-то критериев: какую ветвь своего рода он предпочтет. Какое сословие своих предков посчитает более значимым, выраженным для того, чтобы отразить его в опросе.

Кто-то выберет сословие, к которму принадлежало большинство его предков. Кто сочтет более важным сословие, представленное по мужской линии, кто-то, наоборот, по женской. Кто-то будет ориентироваться на сословие какого-нибудь своего знаменитого пращура. В любом случае - каждый решает сам.

Если сословие предков неизвестно, непонятно (что вполне допустимо, прошло почти 100 лет), то лучше указать: не знаю.

В перечне сословий не стал указывать вариант: "почетные граждане" - это промежуточное между мещанами, разночинцами и дворянами. В Российской Империи 100 лет назад их выделяли в отдельное сословие, но было их мало (порядка 0.3%) и просуществовало оно относительно недолго.

Итак, уважаемые гайдпаркеры выбираем наиболее подходящий вариант и обосновываем его в комментариях. А также было бы интересно узнать какие-то истории из жизни Ваших предков - это прежде всего память о них.

Горький Басинский Павел Валерьевич

Цеховой или мещанин?

Цеховой или мещанин?

К какому сословию принадлежал Алеша Пешков?

Почти все предки и родственники его по мужской линии - цеховые. Или мещане? Так цеховые или мещане? И почему, хотя сам Горький не без гордости предпочитал относить себя к «цеховым», в словаре Брокгауза и Ефрона, как верно, хотя и не без ехидства обнаружил Иван Бунин, Горький именован мещанином ?

Будущая мать Алексея, Варвара Каширина, выходила замуж за «Пермской губернии мещанина Максима Савватиевича Пешкова», хотя он был квалифицированным ремесленником, мастером-краснодеревцем. После его внезапной смерти в Астрахани она числилась «пермской мещанской вдовой», хотя никогда не жила в Перми. А вернувшись в Нижний Новгород к родителям, подала прошение в нижегородскую Ремесленную управу причислить ее и сына «в нижегородское цеховое общество». Умерла она «женой Личного Дворянина» Максимова.

Таким образом ее сын от первого брака Алексей был причислен в «нижегородское цеховое общество».

О смерти бабушки Алеши в нижегородской «Книге времен» записано так: «Февраля 16-го 1887 года умерла, а 18 февраля 1887 г. погребена на городском кладбище нижегородская мещанская вдова Акулина Ивановна Каширина, 70 лет, от старости». Интересна даже не ошибка («вдова», хотя муж ее еще был жив и, как писал Алеше в Казань брат Саша, рыдал на ее могиле), а то, что Акулина Ивановна, супруга некогда влиятельного старшины цехового сословия и депутата от этого сословия в городскую думу, умерла обыкновенной мещанкой. В чем дело? Чем отличались мещане от цеховых?

Согласно Манифесту от 17 марта 1775 года «мещанами» стали называться городские обыватели, которые не владели капиталом в 500 рублей и поэтому не могли быть записаны в купечество. В отличие от купцов и цеховых, мещане представляли собой сословие в узком смысле слова, так как принадлежность к мещанам была наследственной, не была обусловлена наличием определенного капитала или соблюдением каких-либо правил. Мещанское состояние приобреталось рождением, усыновлением, браком либо припиской к какому-либо мещанскому обществу. В Московской Руси мещанами назывались иногда «черные городские люди, т. е. горожане, занимавшие низшее место в среде городских жителей (мелочные торговцы, ремесленники, поденщики) и более известные под названием посадских» (Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Т. XX. 1897).

Понятие о «цехах» и соответственно о сословии «цеховых» пришло в Россию из Европы и претерпело у нас существенные изменения. В средневековой Европе «цех» являлся замкнутой общиной, подобно, например, университетам. «Цех» жил самостоятельной внутренней жизнью. Ему принадлежала своя судебная и полицейская власть, он облагал своих членов налогами, образовывал самостоятельное целое в городском ополчении. То есть представлял собой «государство в государстве». «Цехами» руководили старшины числом до 12 человек, на которых лежала ответственность исполнительной и судебной власти, а кроме того, строгое наблюдение за чистотой нравов «цеха». Они обличали и преследовали лентяев, игроков, жуликов и т. д. В маленькой Европе (особенно в германских «землях») такая профессиональная и административная единица, как цех, была удобной. Но не в России.

Перенесенные на русскую почву из Германии и отчасти законодательно закрепленные при Петре I «цехи» не стали самостоятельными формированиями. В Европе принадлежность к ним была «крепостью» для работника. Это ограничивало его свободу, но и гарантировало внутрицеховые права, которых не имели рабочие вне цехов. Попадая в «цех», мастеровой из бывших крестьян попадал в новую зависимость, но существенно возвышался в социальном плане. В России же ремесленники пользовались свободой занятий, правом свободного выбора «цеховой общины».

Когда в 1761 году в Петербурге потребовались для работы во дворце столяры, то не отыскалось ни одного мастера, записанного как в российский, так и в немецкий столярный «цех», вследствие чего было приказано немедленно переписать в «цехи» всех «промышляющих ремеслом».

Более или менее законченную форму цеховое устройство в России получило только после издания императором Павлом 12 ноября 1799 года «Устава цехов». Согласно этому закону в «цехи» вводились решительно все виды ручного труда и устанавливалось три вида «цехов»: 1) ремесленный (к нему и принадлежал владелец красильного заведения Василий Каширин); 2) служебный (белошвейки, прислуга, прачки); 3) рабочие, «кои производят такие работы, для отправления которых особых мастерских учреждать нет надобности или кои промысел свой на открытом воздухе отправляют». Но хотя в тот или иной «цех» записывался всякий, промышлявший ручным трудом, закон различал «коренных», то есть «вечно-цеховых», пользующихся «правами и выгодами мещанства», и «записанных в цех лишь на время».

«Устав» Павла еще имел силу в 1892 году, когда Алексей Пешков стал писателем Горьким. В сословном отношении он оставался «цеховым», который при этом пользовался «правами и выгодами мещанства», благодаря тому, что покойная мать Варвара вовремя выправила документы на сына в Ремесленной управе.

Тем не менее считать Пешкова-Горького «цеховым» в строгом смысле нельзя. Он не соблюдал правил «коренных» или «вечно-цеховых», не преуспел в каком-то ремесле, не стал мастером (для этого надо было обучаться не менее семи лет). Значит, он не был «мастеровым малярного цеха», хотя и числился таковым по документам. Между прочим, на это (а не только на подозрительные знакомства приезжего Пешкова со студентами и другими инакомыслящими людьми) обратила внимание казанская жандармерия: «Алексей Максимов Пешков <…> проживая в гор. Казани в 1887–88 гг., занимался не малярным мастерством, но служил разносчиком хлеба в существовавшей с апреля месяца 1887 г. по июнь 1888 г. в гор. Казани на углу Бассейной улицы и Безымянного переулка в доме Степанова булочной… Булочная эта была с весьма подозрительными целями, сущность коих, однако, не представилось выяснить».

Ничего удивительного. «Сущность целей» булочной Деренкова не смог выяснить не только жандармский офицер, писавший донесение, но и сам «мастеровой малярного цеха» Алеша Пешков.

Из книги Лубянка - Экибастуз. Лагерные записки автора Панин Дмитрий Михайлович

«Мещанин и пошляк» Петрович родом был из Вятки, главного города нынешней Кировской области, где в тридцатые годы был организован Вятлаг. До 1917 года жили скромно, в уюте и достатке. Отец служил в пароходстве и под конец жизни стал там небольшим совладельцем. Мать вела

Из книги Фатьянов автора Дашкевич Татьяна

2. Мещанин Василий Васильевич Меньшов Дому Алешиного деда по материнской линии Василия Васильевича Меньшова не было и нет сносу. Этим домом начиналась деревня Малое Петрино, которая тогда уже считалась окраиной Вязников. Привезли его из Финляндии, несмотря на то, что

Из книги Мольер автора Бордонов Жорж

Из книги Мольер [с таблицами] автора Бордонов Жорж

«МЕЩАНИН ВО ДВОРЯНСТВЕ» В декабре 1669 года ко двору Людовика XIV прибывает посол турецкого султана, Солиман Мута Харрака. Говорят, что заносчивостью он прикрывает свое весьма скромное положение садовника в серале. Людовик XIV готовится к приему с наивной тщательностью. Его