Как написать удачный сценарий короткометражного фильма. Евангелие от папарацци

Всем привет, меня зовут Алекс, я режиссер короткометражки «Момент в фильме ужасов». Сегодня мы поговорим о том, как снять свой фильм.

Первое что вам потребуется это сценарий.

Сценарий – фундамент проекта. В вашем фильме, скорее всего, не будет известных актеров, шикарных декораций и зрелищных спецэффектов.

Единственное в такой ситуации, что определяет успех или провал фильма, – это история и то, как она рассказана. Пока у вас нет четкого понимания, о чем ваша история и почему она сможет эмоционально захватить публику, нет смысла двигаться дальше.

90% успеха игрового кино – сценарий. И этому важно посвятить большую часть времени.

Какой сценарий предпочесть?

Прежде всего – использовать чужой или написать собственный?

На написание своего сценария у вас уйдет как минимум недели 3 , если есть идея и мысли как её сформировать в готовый сценарий.

Чужой легче потому что не вы его писали, потому объективно можете оценивать и переделать по своему усмотрению. Но нужно представлять уже на стадии чтения сценария, как вы его будете снимать, подходят ли места описанные в истории лично вам, или на что и как все можно заменить.

Чем проще будет история, ее герои, места действия – тем дешевле и удобнее окажется для вас ее реализовать.

Самое простое – история на двоих–четверых актеров, происходящая летом на улице в дневное время в наши дни.

Мало персонажей, не нужно света и костюмов, мало грима, нет затрат на интерьеры. Но это идеальный вариант!

Важно, приступая к сценарию, стараться не допускать масштабных сцен, сложных ночных съемок, невероятных трюков, нереальных костюмов и грима, а также наличия спецэффектов.

То есть реальные герои в реальных обстоятельствах. Если же вам хочется поставить своих героев в необычную ситуацию, то думайте сразу, как вы сами будете из этого выпутываться.

Потому как нет ничего хуже, как дешевая поделка на экране с претензией на большое кино.

К сожалению, сейчас количество интересных сценариев в интернете очень не большое.

В интернете сценарии можно посмотреть на сайтах http://ficbook.net/ , http://www.proza.ru/avtor/qwert10 , http://www.proza.ru/avtor/studart, https://www.facebook.com/pages/%D0%A1%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B8-%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%BE%D1%82%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%BD%D1%8B%D1%85-%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC%D0%BE%D0%B2/650033165040042 ,

(Или посмотреть Сообщество на Фейсбуке: «Сценарии короткометражных фильмов.»)

http://morfing.livejournal.com/120318.html , http://morfing.livejournal.com/tag/короткометражки

Можно посмотреть комиксы, там есть как интересные сюжеты, так и иллюстрации. Взяв комикс за основу своей работы не допускайте ошибки голливудских продюсеров, не нужно все с точностью копировать с комикса, берите идею, историю, а реализовывайте, так как видите фильм именно вы.

РАСКАДРОВКА

Везде без исключения пишут о том, что нужно делать раскадровку. Я пробовал и ничего толкового из этого не вышло. Потому что для этого нужно уметь хорошо рисовать, а это не всем дано.

Если вы не умеете рисовать, как и я, не беда, выход есть.

Прочитайте несколько раз каждый эпизод сценария, проиграйте сцену мысленно, представив себе актеров и положение камеры. Обрисуйте себе место действия.

Как написать сценарий для малобюджетной короткометражки. Каких идей стоит избегать, чтобы максимально сократить расходы. Статья моя в основном адресована людям, которые хотят что-то снять и сами пишут сценарий. А денег нет. Но возможно пригодится и всем остальным.

“Нервы на пределе” 1991г. Действие фильма происходит в одной локации.

Если вы хотите сэкономить, то лучше выбрать небольшое количество локаций. Идеально одну: парк, улица, лифт, квартира, пляж, лес, поле, озеро и так далее. Выбирай любое место, помещай туда героев и пиши об их злоключениях.

Кроме того, даже если ваши локации все бесплатные, то все равно их количество лучше сократить. Потому что перемещение от одной к другой отнимет много сил, времени, а значит и денег.

“Луна 2112" 2009 г. Один герой в фильме.

Меньше актеров, меньше денег. Даже если играют бесплатно. Организационный процесс отнимает много сил. Больше людей, больше проблем и средств, чтобы подготовиться к съемке. Не стоит забывать, что людей надо кормить и поить. И помимо себестоимости обедов, к ним прибавится трата времени на организацию перерывов. А еще могут возникнуть перекуры. Рекомендую придумать историю с двумя персонажами, но есть и отличные короткометражки с одним героем.

Время на съемки и длительность фильма.

“Русский ковчег” 2002г. Фильм снят за одни день.

Недавно смотрела видео с оператором Анной Патаракиной. Она сняла полный метр за 6 часов. Действие происходит в поезде, и они просто сели в поезд и пока ехали все отсняли. И это чертовски гениальная и наглая идея.

Понятно, что при таком экстремальном случае подготовка должна занимать много времени, но если у вас нет камеры и вы собираетесь брать ее в прокат, то сократив время на съемку, вы существенно сэкономите.

Также стоит помнить, что 3 минуты снять скорее всего дешевле, чем 15.

“Выживший” 2015 г. Естественное освещение.

Еще один пожиратель денег - это свет. Когда нет денег, зовите на помощь супергероя оператора, который умеет снимать при естественном освещении. Это особый навык и чуйка. А вот на этапе сценария уже стоит понимать, что события должны происходить днем. Или в помещении с окнами. Много окон.

Также можно обратить внимание на фотостудии. Во-первых, там есть свет. Во-вторых, там можно встретить интересное оформление, что позволит вам сэкономить на декораторе и реквизите. Но перед тем как начать писать сценарий под готовую локацию, убедитесь, что она не временная и прочитайте правила студии. Там скорее всего нельзя ничего разливать, поджигать, курить, мусорить и так далее. А еще декорации в студиях не слишком реалистичные, а порой дикие, но иногда это на руку. Например, если у вас история про подарок под елкой. Но в этом случае вам надо написать сценарий летом, чтобы к новому году уже наверняка подготовиться.

Костюмы, реквизит, грим и пиротехника.

“Бешеные псы” 1991г.

Для малобюджетного сценария не очень подойдет прошлое и будущее. Для любой эпохи или другого мира нужны костюмы и реквизит. И даже если у вас есть друг, который делает классные штуки, то материалы стоят денег, а другу нужно кушать, потому вашим заказом он будет заниматься по мере возможности, что затормозит вас на неопределенное время. Для малого бюджета, увы, почти всегда придется писать про настоящее время. Но бывают исключения.

Также небольшому бюджету не подойдет история, при которой понадобится пластический грим. Это долго и дорого. И придется отказаться от перестрелок и взрывов. Помимо того, что это долго и дорого, это еще и опасно.

Съемка на зеленом фоне.

“Алиса в стране чудес” 2010г.

Отказывайтесь в сценарии от графики. Для ваших фантазий понадобятся вкус и специалисты. Отдельно про вкус. Не хочу никого обидеть, потому уточню. Я говорю не о врожденном вкусе. А о, так называемой, профессиональной насмотренности. Одно дело из предложенных вариантов увидеть хороший, другое дело с нуля придумать что-то хорошее. Для этого нужен опыт и много-много знаний. Кроме того, если вы сами что-то умеете, то не факт что мощностей вашего компьютера на это хватит.

Мизансцена и операторская работа.

Темы очень сложные, я очень поверхностно расскажу.

Перед тем как писать сценарий, решите у вас будет оператор или нет и степень его умений. Если оператор не опытный или снимать собираетесь вы, то скорее всего у вас возникнут проблемы. Невероятно сложно одновременно снимать, корректировать актеров и контролировать весь процесс. Улучшить вашу жизнь сможет съемка со штатива. Но на этапе сценария это нужно учесть.

Лучше всего, на мой взгляд, обратиться к опыту театра. В (традиционном) театре зритель видит все с одного неподвижного ракурса. Посмотрите спектакли как двигаются актеры по сцене. Как они манипулируют вниманием зрителей?

Задумав снять короткометражный фильм вы должны помнить, что у вас слишком мало времени, чтобы произвести впечатление. Если средняя длинна полнометражного фильма 120 минут, из которых 15 занимает начало, 90 минут- развитие и кульминация и минут 5 финал, то короткометражный фильм длится обычно 10-20 минут. Получается, в ситуацию нужно входить очень быстро, чтобы зритель сориентировался, кто есть кто и что происходит. Начало короткометражного фильма может быть самым разным. Оно может сразу сообщать о ситуации, как например новелла "Дикие истории": один человек на автомобиле обгоняет на пустой дороге другого и показывает ему неприличный жест - все понятно и сюжет развивается дальше. Другой случай, когда ситуация понятна, но в ней сохраняется еще некоторая интрига. Пример: короткометражка "Паук" - юноша и девушка едут в машине, они в ссоре - мы понимаем наличие конфликтной ситуации, но не знаем причину.

По сути, одна минута короткометражки - это 10 минут полнометражного фильма. За это время нужно успеть раскрыть сюжет, заставить зрителя сопереживать героям, сделать историю реалистичной и захватывающей.

Какие приемы используют для создания короткометражек

При написании сценарий для короткометражных фильмов используют различные приемы. Перечислим некоторые из них.

Переворот. Возьмем экранизацию новеллы О.Генри "Деловые люди". Фильм начинается с некой, достаточно простой, истории А: грабитель залезает в дом спящего человека, и зритель сразу понимает кто здесь сильный, а кто слабый. Тут мы делаем переворот и начинаем историю Б, где сильный становится слабым, а слабый сильным - у нашего грабителя случается приступ радикулита. Другой пример: два киллера с целью убийства влезают в дом, где живет одинокая мать с ребенком, но тут случается неожиданный переворот - ребенок на самом деле монстр и мама его просто охраняет, спасая человечество.

Доведение ситуации до абсурда. Примером можно взять уже упомянутую короткометражку "Паук". Юноша и девушка в ссоре, потому что юноша любит шутить, но не всегда удачно. И вот они приезжают на автозаправку, он покупает цветы для примирения и, заодно, резинового паука, которого кладет в бардачок машины. В какой-то момент девушка лезет в бардачок за картой, натыкается на паука, и в панике выскакивает из машины на проезжую часть, где ее сбивает проезжающий мимо автомобиль. Врач из приехавшей скорой пытается оказать ей помощь, но, наткнувшись на паука, кричит и по неосторожности втыкает шприц в глаз главному герою. Череда событий, происходящих по сюжету фильма, с каждой минутой делают ситуацию все более гротескной, доводя до грани абсурда.

То, что нельзя называть. Для того чтобы экранизировать какое-то понятие, слово или состояние души, необходимо говорить о нем, не называя. Одним из способов рассказать о чем-то - говорить о противоположном. Допустим мы хотим осветить "страсть к путешествиям". Если мы будем говорить о человеке, который постоянно находится в одном месте, то мысль о путешествиях возникает, но гораздо интереснее, рассказать о человеке, который сидит в одном месте и при этом путешествует. Например, водитель скоростного поезда, который находится в постоянном движении, провел всю жизнь в дороге и хотел хотя бы на минутку выйти из кабины. Параллельно мы можем рассказывать о пассажире соседнего вагона, который был в дальней поездке и мечтает поскорее вернуться домой, но из-за потасовки в вагоне кто-то нажимает стоп-кран. Поезд останавливается среди поля, машинист выходит, видит прекрасный мир и бросает поезд, отправляясь в путешествие.

Способ говорить о чем-то не называя очень понятно и красочно показан в рассказе Х. Борхеса "Сад расходящихся тропок".

Выбор сюжета

По какому принципу мы выбираем темы для короткометражек? Иногда идея фильма приходит внезапно, иногда просто является выводом из той темы, на которую изначально хотелось снимать. Иногда автору хочется просто получить опыт в каком-либо жанре или стиле: драма, фэнтези, любовная история. Для написания сценария мы можем взять любое слово, сюжет или этическую задачу, фантазируя над их представлением. Главное, пишите о том, что вызывает у вас эмоции, что близко по духу, а не о том, что хочет зритель.

Короткометражный сценарий Сценарий, который бьет точно в цель – советы для начинающих и не только Короткометражными принято называть фильмы, длительность которых не превышает 40 минут, но чаще всего создатели ограничивают свои произведения 10-15 минутами - этого времени достаточно, чтобы выразить основную идею картины и не потерять внимание зрителей. Короткометражки могут быть совершенно разными по жанру и тематике, вызывать у зрителей весь спектр эмоций, демонстрировать любые аспекты жизни. Именно со съемок короткометражных фильмов начиналась карьера многих известных кинорежиссеров: Луиса Бунюэля, Дэвида Линча, Романа Полански и других. Причин такой популярности несколько: - затраты на их съемку значительно ниже, чем на создание полнометражной картины; - в них можно выразить одну мысль или идею, показать определенную ситуацию, не задумываясь о дополнительных сюжетных линиях, характерах множества героев; - создание таких картин - своеобразный тест на режиссерское мастерство, так как необходимо не только удержать полное внимание зрителей на протяжении всего, пусть и короткого, фильма, но при этом показать им цельную историю, воздействовать на определенные эмоции, заставить задуматься. -Структура сценария короткометражного фильма Большинство профессионалов рекомендуют строить сценарий фильма, будь то полный или короткий метр, на основе классической трехактной конструкции, которая включает завязку сюжета, его кульминацию, и развязку. При создании полнометражной картины эта схема используется, главным образом, для того чтобы подогревать интерес к картине на протяжении длительного времени. Однако на съемках задача может быть решена некоторыми другими способами. Какими? Давайте разберемся. 1. Начнем с классики, когда сценарий строится по трехактной схеме. Примеры подобных фильмов: «Пес Барбос и необычный кросс», режиссер Леонид Гайдай «Паук», режиссер Nash Edgerton 2. Нередко используется сценарий по типу «перевертыш», когда показанная вначале ситуация или история оказывается совсем не тем, чем казалась. Как пример можно привести: «Поцелуй», режиссер Toma Vasharov «Love"s Routine» by Shirlyn Wong 3. Широко распространенным способом создания короткометражки можно назвать шутку или гэг. Примеров можно найти огромное количество: это многочисленные анимационные ролики, фильмы в стиле скетч-шоу и т.д. «For the Birds» by Pixar «6 кадров» 4. В отдельную категорию можно выделить фильмы, которые основаны на некоей загадочной истории, смысл которой раскрывается в конце. Сюда же относят абсурдные ситуации, которые также получают неожиданную развязку. «Сюрприз», режиссер Ben Dodd «The Lounge Bar» by Don McGlashan and Harry Sinclair Тем не менее, несмотря на разнообразие вариантов структуры сценария, подавляющее большинство короткометражных фильмов строится на базовых принципах, когда сюжет развивается по схеме «завязка-высшая точка напряжения-развязка». Кроме того, многие специалисты уверены, что только в этом случае видеоряд заслуживает названия «фильм». Четыре шага к идеальному сценарию С чего же начинается написание сценария короткометражного фильма? Конечно, с идеи! Шаг № 1 - поиск подходящей идеи. Многие успешные сценаристы рекомендуют всегда иметь при себе блокнот, куда незамедлительно записывать абсолютно все пришедшие в голову мысли, замеченные ситуации, образы, характеры. Впоследствии некоторые из них можно развить настолько, что этого хватит для создания полноценного сценария, а другие можно использовать в качестве дополнительных фишек. Специалисты рекомендуют оформить основную идею в виде короткой фразы и постоянно держать ее в голове и/или на бумаге, не отклоняясь от темы на всех этапах подготовки к съемкам. Шаг № 2. Когда есть общая идея построения сюжета, необходимо продумать три его основных элемента: каким будет персонаж (главный герой) картины, его характер, особенности; в какую ситуацию он попадет; какая проблема будет у персонажа, как он будет ее решать, добьется ли при этом успеха. Ситуация должна заинтересовать зрителя с первой же секунды - в этом значительная часть успеха короткометражки! Отлично это реализовано в фильме: «Сейчас или никогда» режиссера Шона Кристенсена Шаг № 3 - проработка сюжета. Важно тщательно продумать, каким образом будет происходить развитие сюжетной линии, расписать все эпизоды, из которых будет состоять картина, уделить внимание второстепенным героям. На этом этапе необходимо выбрать способы, которые помогут усилить эмоциональное воздействие на зрителей, продумать переходы между отдельными эпизодами, добавить недостающие звенья. Шаг № 4 - это вычитка, а также первая корректировка. Когда сценарий уже практически готов, его нужно внимательно перечитать, убрать все лишние детали, которые могут затянуть время фильма, но не добавят ему смысловой или эмоциональной нагрузки. Особое внимание уделяется соответствию всех действий и поступков персонажей их характерам - здесь не должно быть никаких разночтений! Кроме того, важно еще раз убедиться, что все происходящие события, даже самые фантастические, подвержены определенной логике. Несколько полезных советов В принципе, следуя простому плану, изложенному выше, принять участие в конкурсе короткометражных сценариев может каждый, кто способен придумать оригинальную идею и построить на ее основе сюжет. А помогут начинающим советы от тех, кто уже попробовал свои силы в создании КФ и добился определенных успехов. Мы рекомендуем посетить мастер-класс Геннадия Иванова http://www.mitta.ru/vse-stati/publikatsii/programm-kurs-of-producing-kino Кроме того, совсем не лишним будет просмотр фильмов, отмеченных наградами различных фестивалей - это поможет понять, какими принципами руководствуются успешные сценаристы и режиссеры для того чтобы сделать картины интересными, захватывающими, веселыми, оригинальными, словом, такими, которые неизменно вызывают интерес и эмоциональный отклик у зрителей.

Короткометражка – приемы создания March 16th, 2011

Как написать сценарий
полнометражного фильма в наше время знает каждая домохозяйка.По крайней мере, всевозможных пособий и руководств на эту тему,
с легкой руки Сидов Филдов, -более чем
достаточно.

Казалось бы, создать
сценарий короткометражного фильма еще проще. Однако, увы!

Короткий метр
отличается от полного столь же значительно, сколь рассказ отличается от романа.А дело усугубляется еще и тем, что книг по
драматургии короткометражек в природе, похоже, вообще не существует.

Попробуем своими
силами восполнить этот досадный пробел.

Не знаю, как обстоит дело на западе, но у нас
короткометражные фильмы, по существу, не является коммерческим продуктом. Их не
показывают в кинотеатрах, их не берут на телевидение, и даже не выпускают на дисках. Исключения из
правил бывают, но они, как всегда, только подчеркивают эти правила.

Основными потребителями сценариев КМ (короткий метр)
остаются студенты режиссерских отделений кинематографических ВУЗов. Со всеми
вытекающими отсюда последствиями - в виде большого спасибо вместо гонорара.

Вероятно, по этой причине книги, рассматривающие структуру
сценариев КМ, тоже не сильно востребованы.

Однако КМ фильмы снимают, они участвуют в различных фестивалях,
и даже Американская Киноакадемия в одной
из номинаций вручает «Оскары» за лучшие работы в этом жанре.

А значит, умение писать для них сценарии вряд ли окажется
лишним для любого сценариста.

Но чем короткометражный фильм, с точки зрения структуры
сценария, отличается от полнометражного?

Многие сценаристы считают, что практически ничем. Что в нем работает та же трехактная схема со сквозным
конфликтом.

Так получилось, что я 10 лет подряд просматриваю конкурсную
программу короткометражных фильмов международного кинофестиваля «Послание к
человеку». И, по моим наблюдениям, только меньшая часть показанных там фильмов

может быть отнесена к классической трехактной конструкции а-ля Сид Филд.

И это не удивительно. Ведь чем короче фильм, тем сложнее
запихнуть в него «завязку», «кульминацию» и «развязку». А при длительности,
исчисляемой минутами, вся эта драматургическая конструкция начинает выпирать из
тела картины, как кости из узника фашистского концлагеря.

Но зададимся вопросом, для чего нам нужна трехактная схема
со сквозным конфликтом? Очевидно для
того, чтобы удерживать внимание зрителя. Для этих целей конфликт - самое
универсальное и надежное средство. Самое надежное, на не единственное.

Существует еще масса способов заинтересовать человека. Их
часто называют «крючками».Загадка, перевертыш,
шутка, сюрприз, яркий афоризм, реприза, гэг, операторский изыск, троп,
эротика.Все это в той или иной степени
пробуждает интерес к просмотру фильма.

Конечно, два часа этими уловками внимание зрителя удержать
трудно, а вот несколько минут - не проблема.

Однако обратимся к примерам и проиллюстрируем самые
распространенные приемы, на которых строится сценарий КМ.


  1. Классическая трехактная структура со
    сквозным конфликтом
    . В самом начале фильма возникает
    конфликт, который усиливается, достигает своего максимума, и в конце находит то
    или иное разрешение.

«Паук» 9,28 мин .

"За имя мое" 27 мин.

Сюда же можно отнести и короткометражки Гайдая: "Пес Борбос и необычный кросс", "Операция Ы", которая состоит из трех КМ.

2. Перевертыш. Нам показывают какую-то историю или ситуацию, а потом выясняется, что она не такая, как нам
представлялось. На самом деле - все по-другому.

"LOVEFIELD" 5 мин.

http://www.youtube.com/watch?v=4meeZifCVro

«Без всякого такого соуса»
http://www.youtube.com/watch?v=ylpAxRJGBVY&feature=player_embedded# !

3. Троп.

Фильм может быть сделан на метафоре, аллегории или на любом
другом тропе.

« Евродуш» Питер Гринуэй 5,42 мин

4. Шутка. Гэг.

Примером может служить каждый второй эпизод сериала «6
кадров».

5. Загадка.

Перед нашими глазами возникает
какая-то загадка, тайна. Чаще всего в виде финала истории. В конце фильма мы находим отгадку. Узнаем, как все это произошло.

Правда, существует мнение, что настоящий фильм может
состояться только при наличии трехактной структуры с конфликтом. Все остальные
приемы, дескать, позволяют получить что угодно - видеоэксперимент, клип, -но только не фильм. Но боюсь, что это всего
лишь споры о вкусах. Если эти видеоэксперименты получают призы престижных
кинофестивалей и нравятся зрителям, то чем они хуже классических коротышей?